Порядок создания и прекращения деятельности международных организаций кратко

Обновлено: 05.07.2024

Порядок создания международных организаций и прекращения их существования

Международные межгосударственные организации как вторичные субъекты международного права создаются государствами. В теории международного права выделяется три этапа создания такой организации:

  • согласованное волеизъявление государств и принятие учредительного документа;
  • создание структуры организации;
  • созыв главных органов организации.

Согласованное волеизъявление государств и принятие учредительного документа может быть выражено двумя способами: в международном договоре и в решении уже существующей международной организации.

Заключение международного договора является основным способом создания международной межгосударственной организации. Наименования такого акта могут быть различными (конвенция, статут и другие). Датой создания организации считается дата вступления в силу указанного международного договора.

Другим способом создания международной межгосударственной организации является принятие решения уже существующей международной организации. В такой форме, например, были созданы некоторые автономные организации ООН. В данном случае согласованное волеизъявление государств заключается в голосовании за решение организации о создании другой организации.

Создание структуры организации осуществляется, как правило, специальными подготовительными органами, которые учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации. Деятельность такого органа направлена на проработку всего круга вопросов деятельности создаваемой организации и разработку ее документов.

Созыв главных органов организации и начало их функционирования означает завершение мероприятий по созданию международной межгосударственной организации.

Международные неправительственные организации создаются не на основе межправительственных (межгосударственных) договоров, а на основе волеизъявления физических и (или) юридических лиц, которые разрабатывают и принимают учредительные документы.

Прекращение международной межгосударственной организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего такое решение принимается путем подписания протокола о роспуске (например, в 1991 г. были подписаны Протокол о роспуске ОВД и Протокол о расформировании СЭВ). Если вместо одной организации создается другая организация, то решаются проблемы правопреемства.

Международные неправительственные организации прекращаются путем волеизъявления их участников, которые принимают соответствующие документы.

Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Согласованное волеизъявление государств на создание международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.

Наиболее распространенным способом является заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН - Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств на создание международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

Второй этап мероприятий предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др.

Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, например, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария.

Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации.

Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства - участники Варшавского Договора: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехо-Словакия (еще два первоначальных участника Варшавского Договора вышли из него раньше: Албания в 1968 г., ГДР в 1990 г. в связи с объединением Германии) - подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 марта 1955 г. Протокол о роспуске ОВД подлежал ратификации парламентами всех стран-участниц.

Таким же образом был ликвидирован Совет Экономической Взаимопомощи. 28 июня 1991 г. в Будапеште страны - члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехо-Словакия - подписали Протокол о расформировании организации, просуществовавшей более 40 лет. Для урегулирования имущественных споров и претензий был создан ликвидационный комитет.




Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Согласованное волеизъявление государств на создание международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.

Наиболее распространенным способом является заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН - Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств на создание международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

Второй этап мероприятий предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др.

Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, например, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария.

Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации.

Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства - участники Варшавского Договора: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехо-Словакия (еще два первоначальных участника Варшавского Договора вышли из него раньше: Албания в 1968 г., ГДР в 1990 г. в связи с объединением Германии) - подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 марта 1955 г. Протокол о роспуске ОВД подлежал ратификации парламентами всех стран-участниц.

Таким же образом был ликвидирован Совет Экономической Взаимопомощи. 28 июня 1991 г. в Будапеште страны - члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехо-Словакия - подписали Протокол о расформировании организации, просуществовавшей более 40 лет. Для урегулирования имущественных споров и претензий был создан ликвидационный комитет.

1. Понятие и классификация международных организаций.

2. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования.

3. Правовая природа международных организаций.

4. Компетенция, полномочия и функции международной организации.

5. Органы международной организации.

6. Принятие решений международными организациями.

7. Организация объединенных наций (ООН).

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

Генеральный секретарь ООН.

8. Специализированные учреждения ООН.

Международная организация труда (МОТ).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК).

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД).

Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

Международная морская организация (ИМО).

Всемирный почтовый союз (ВПС).

Международный союз электросвязи (МСЭ).

Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Программа развития ООН (ПРООН).

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

9. Региональные международные организации.

Организация африканского единства (ОАЕ).

Лига арабских государств (ЛАГ).

Организация американских государств (ОАГ).

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

1. Понятие международной конференции.

2. Подготовка и созыв международных конференций.

3. Правила процедуры и порядок принятия решений.

4. Делегации государств и органы конференции.

5. Виды актов международных конференций и их правовое значение.

Международные организации

Понятие и классификация международных организаций

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями.

Для современных международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры.

В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре их находится ООН.

Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.).

По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Организация африканского единства, Организация американских государств). Международные организации подразделяются также на организации общей компетенции (ООН, ОАЕ, ОАГ)и специальной (Всемирный почтовый союз, Международная организация труда). Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Например, Европейский Союз. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).

Порядок создания международных организаций и прекращения их существования

Международные организации создаются государствами. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.

Первый шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например, статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС).

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.

Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации.

Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. Участники Варшавского Договора подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе от 14 марта 1955 г. Таким же образом был ликвидирован СЭВ.

Международные организации как вторичные, производные субъ­екты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя спо­собами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.

Наиболее распространенным способом является заключение меж­дународного договора. Это предполагает созыв международной кон­ференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу счи­тается датой создания организации.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной органи­зацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Гене­ральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД – Кон­ференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН – Про­грамма развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резо­люцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специаль­ные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров мож­но сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной орга­низации. В этих документах определяются состав органа, его компе­тенция и функции. Деятельность такого органа направлена на под­готовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квар­тиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопро­сам этой повестки дня, и др.

Государства, не являющиеся членами международных организа­ций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе орга­нов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам раз­решается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, на­пример, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария, Палес­тина; при ОАГ – 30 государств, в том числе Россия.

Созыв главных органов и начало их функционирования заверша­ют мероприятия по созданию международной организации.

Прекращение существования организации также происходит пу­тем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания прото­кола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства – участники Вар­шавского договора – Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия (еще два первоначальных участника Варшавского договора вышли из него раньше: Албания в 1968 г., ГДР в 1990 г. в связи с объединением Германии) – подписали Протокол о прекра­щении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. и Протокола о продлении срока его дей­ствия, подписанного 26 апреля 1985 г. Протокол о роспуске ОВД подлежал ратификации парламентами всех стран-участниц. Он был ратифицирован Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декаб­ря 1992 г. и вступил в силу 18 февраля 1993 г.

Таким же образом был ликвидирован Совет экономической взаи­мопомощи. 28 июня 1991 г. в Будапеште страны – члены СЭВ – Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия – подписали Протокол о расформировании организации, просуществовавшей более 40 лет. Для урегулирования имущественных споров и претензий был создан ликвидационный комитет. Если вместо ликвидируемой организации создается новая, то возникает проблема правопреемства, решаемая в соглашении меж­ду организациями. Объектом правопреемства являются имущество, фонды, некоторые функции. Правопреемство имело место при со­здании ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ФАО, ИКАО и др.

Международная организация – объединение государств, учрежденное на основе международного договора, осуществляющее международное сотрудничество исходя из своих целей и задач.

Признаки международных организаций

  • Создаются суверенными государствами;
  • Учреждение на основе международного договора (чаще всего устава);
  • Наличие организационной структуры и порядка принятия решений;
  • Наличие правосубъектности международной организации
    и др.

Виды международных организаций

  • Межправительственные международные организации;
  • Непраправительственные международные организации;
  • По области действия – универсальные (их действие распространяется на все государства) и региональные (их действие распространяется на государства, находящиеся в определенном регионе);
  • Объем и характер полномочий – МО общей компетенции (ООН, СНГ) и МО специальной компетенции (Всемирная торговая организация).
  • По порядку принятия новых членов – открытые и закрытые

Функции международных организаций

Функции и цели созданий международных организаций – определяются его учредительным документом.

  • Являются инструментом внешней политики;
  • Участвуют в создании международно-правовых норм;
  • Выступают в качестве арены для дискуссий суверенных государств.

Создание и прекращение существования международных организаций

Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами.

Этапы создания международной организации:

  • Согласованное волеизъявление;
  • Принятие учредительного документа;
  • Создание материальной структуры организации;
  • Созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске

Членство в международных организациях

Членство в международных организациях – членами международных организаций являются только суверенные государства. В ряде случаев членами международных организаций могут быть образования, не обладающие признаками полного государственного суверенитета, например, государствоподобные образования.

Читайте также: