В том что школа должна учить мыслить егэ

Обновлено: 30.06.2024

Хорошие слова советского и российский педагога и психолога, академика АПН СССР, вице-президент Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора, почётного члена Национальной академии образования США В.В. Давыдова.

Учить детей мыслить. Но как?

Что нам, как педагогам, предлагается в качестве подспорья, кроме Доктрины образования в Российской Федерации (далее - Доктрины ) - основополагающем государственном документе, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития до 2025 года?

Меня пригласили в школу 6 лет назад учить математике детей после преподавания этого предмета в институте и в колледже. Это настолько разно - учить студентов высших и средних профессиональных учебных заведений и школьников, что не всякий специалист сможет адаптироваться к такому в короткие сроки. Я смогла.

С чем я столкнулась?

Миссией современного образования является не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться . Это является главной сутью новых образовательных стандартов. А математика – это предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений. Основные задачи, которые решаются в процессе преподавания математики, заключаются в следующем: 1) в выявлении и развитии продуктивного, эвристического, творческого, дивергентного и креативного мышления; 2) в формировании устойчивой мотивации к учению и самосовершенствованию; 3) в обучении навыкам самообразования и научно - исследовательского труда; 4) в формировании внутренней потребности в непрерывном самосовершенствовании. Эти задачи преподавания математики соответствуют социальному заказу общества.

По факту, ученики оказались не готовыми к возложенным на них задачам

Думаю, здесь следует обратиться к начальной школе. Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Оно лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться ещё в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т. д.).

Построение учебных предметов должно предполагать формирование у школьников теоретического мышления. Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения.

Механизм работы начальной школы терпит изменения с переходом обучающихся на вторую ступень обучения. Согласно Доктрине система образования призвана обеспечить "преемственность уровней и ступеней образования".

Проблемы возникают, прежде всего, при решении вопросов преемственности по структуре учебника. Поэтому приходится делать определённый выбор среди учебников, допущенных МОН РФ . В соответствии со статьей 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "Об образовании в Российской Федерации" решение о том, по какой программе работать и какие учебники из федеральных перечней использовать в образовательном процессе, принимает образовательное учреждение. При этом необходимо учитывать мнения учителей, представителей родительской общественности. Список учебников, по которым дети учатся в конкретной школе, – это серьезный документ, результат коллегиального обсуждения, а значит, дополнительная гарантия того, что при смене учителя детям не придется менять учебник.

И вот тут возникают серьёзные проблемы

Если решение об использовании того или иного учебника принято авторитарно (поджимали сроки принятия решения, учителя находились в отпусках, человек, принимающий такое решение, был далёк от предмета и т.д.), то обучению учащихся предмету "Математика" ("Алгебра", "Геометрия") могут быть созданы невыносимые условия.

Что может произойти?

Во-первых , не возможно будет создать устойчивую мотивацию к обучению с помощью книг, содержащих огромный объём теоретических знаний без достаточного количества примеров и заданий, ориентированных на творческую активность учащихся.

Во-вторых , не каждому ученику по силам осмыслить тот пласт знаний, которые мы сами постигали в более позднем возрасте. Зачем торопиться? Каждое новое понятие, лишь только озвученное учителем, вызывает шок и удивление у учеников. Стоит ли загружать их головы той информацией, которая будет нужна не всем? Давайте позволим вузам и учреждениям среднего профессионально образования сделать свою работу качественно, когда обучающийся "созреет".

В-четвёртых , не надо забывать о том, что существует перемещение детей по школам: смена места жительства, проблемы в "старой" школе с учителями и т.д. Обучение по разным учебникам (программам) приводит таких учеников к тому, что они просто "выпадают" из изучаемых тем, отсюда - снижение успеваемости, потеря мотивации, пассивность при принятии нового материала, основанного на том, что он не проходил раньше.

Новое поколение учителей может меня сейчас осудить, но я всё равно скажу. Раньше было намного проще и легче учиться, когда вся страна занималась по одним и тем же учебникам. И заметьте, знания, полученные в "наше" время, оказались прочными и долговечными. Обилие учебного материала, рабочие тетради, которые тоже стоят денег (заметьте, не маленьких) для семей, сводящих концы с концами, создаёт определённое напряжение в обществе. Как часто Вам приходилось слышать вопрос: "А зачем это надо? Неужели не хватает учебников и электронных ресурсов?"

А действительно, зачем?

О чём мне хочется ещё с Вами поделиться? Разговаривая с своими бывшими учениками, я узнала, что многие хотели заниматься на факультативных курсах, но бесплатно.

Наше время не простое. Мы находимся в условиях рынка и конкуренции. Как внутри страны, так и во внешнем мире. Позволить школам самим зарабатывать - это хорошая или плохая идея? Деньги, потраченные на развитие учреждения за счёт собранных с родителей (платные курсы дополнительного образования) и спонсоров, бесспорно нужны школе. Но где же тогда обещанная государством помощь? Получив статус автономного образовательного учреждения, не становится ли школа тем пловцом, который плывёт в океане среди акул ?

Мой частный учебный центр "Зелёный Дракон" (2003-2007 года), был первым центром в области, в котором дети занимались по программам дополнительного образования. Я арендовала кабинеты в школах, где проводились занятия. И эта идея понравилась директорам школ города. По прошествии нескольких лет было разрешено и школам осуществлять платные услуги по программам дополнительного образования. При этом школы были заинтересованы в получении денег, но не в создании качественных услуг для их проведения (набор осуществлялся не дифференцировано, без выявления потребностей учащихся), отсюда - возвращение к репетиторам с проработкой по индивидуальным программам.

Разве сложно ввести факультативные занятия в учебный план? При этом занятия должны быть именно факультативными, их не обязаны посещать ученики, которым не требуется углубление предмета. В некоторых школах нашего города нашли такую возможность, включив 1 или 2 часа в неделю в расписание уроков, но не во всех.

Ещё одна наболевшая тема - исключение предмета "Черчение" из школьной программы

Математике, а именно самой сложной для понимания её части - геометрии, поставлен шах и мат!

И дело не в том, что не вводя в программу обучения этот предмет, мы, успокаивая себя, говорим, что не все стану инженерами, способными выполнять сложные чертёжные разработки. Действительно, не все. Но разве геометрия нужна только им? Скажите, сколько раз в месяц, год Вы посещаете парикмахерскую? Вы никогда не задумывались, по каким законам мастер подстригает Ваши волосы, какой образ возникает сначала в его голове, а потом переносится на Вас? Это - геометрия. Во всём её сложном проявлении. А приглашая дизайнера в свой дом, чтобы украсить свою жизнь, Вы не спрашиваете у него, преподавали ли ему черчение, знаком ли он с законами композиции в трёхмерном пространстве? Таких примеров можно привести немеряно.

Исключая предмет "Черчение", мы лишаем детей того, что заложено изначально в новых стандартах - возможности научиться думать, ставить эксперименты, анализировать, изучать связи, творить и развиваться. А что же математика? Какая связь у неё с черчением? Прямая. Нет чертежа - задача не может быть решена. Универсальный компьютер - наш мозг должен увидеть чертёж, чтобы понять, что от него требуется. И говоря ученикам о том, как сложно на листочке бумаги (на части плоскости) создать трёхмерное изображение предмета, я рассказываю о своей мечте, которую когда-нибудь кто-то воплотить в жизнь: электронная модель размером с ладонь, с помощью которой можно задавать форму объекта, менять её, поворачивать, видеть грани со всех сторон. Мечта.

Я не могу пройти мимо ЕГЭ

В этом разделе моей статьи я остановлюсь на двух моментах: 1) на новых экзаменационных заданиях в 9 классе, 2) на непозволительной роскоши использовать цветные ручки (карандаши, фломастеры) в обоих классах для решения задач по планиметрии и стереометрии.

Так "замечательно" было узнать в начале учебного года, что появились кейс - задания нового формата для экзамена в 9 классе. Создателей совершенно не смутил тот факт, что подобные задания отсутствуют в учебниках. Почему? Потому, что уже было запущено редакционное колесо, и масса недешёвых материалов для подготовки к ОГЭ уже выпускалась. Бизнес, чтоб его. Отдельное спасибо авторам известного сайта за проявленную оперативность и размещение задач подобного типа в свободном доступе.

Давайте уже, следуя новым стандартам, будем логичными и последовательными. Сначала создадим, потом научим, а затем и спросим. Но не в обратном порядке.

Когда мы станем доверять своим детям и позволим им пользоваться цветными ручками, фломастерами, карандашами на экзамене?

Вы когда-нибудь пробовали отбросить чёрный цвет и нарисовать сечение многогранника зелёным, синим, фиолетовым, оранжевым цветом? Ну да, ну да, а черчения же нет!

Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, — мышление. В различных цветовых средах, человеку думается по-разному: цветовое воздействие может либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. Так тёмные, холодные тона тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом, вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели, предметов деятельности. Наоборот, тёплые цвета улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. Успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками. Кто по-вашему придёт к успеху быстрее, доведёт решение до конца - ученик, у которого линии не различимы на чертеже, или ученик, каждая линия на рисунке которого видна, определяема и понятна? Я думаю, что Вы знаете ответ на этот вопрос.

В заключение хочется сказать, что не всё так грустно. Государство тоже развивается и вкладывает в образование огромные ресурсы. Об этом я писала в своей статье . Но есть ещё то, над чем можно работать годами. И это - наша с Вами работа, любимая, сложная, но такая прекрасная.

Спасибо, что дочитали до конца. Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Комментарии приветствуются. С уважением автор.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 2 № 38832

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

по Э. В. Ильенкову


Задание 1 № 38831

1) В тексте широко представлена разговорная лексика, устаревшие слова и диалектизмы.

2) Синтаксис текста имеет сложную организацию: характеризуется использованием однородных членов, причастных оборотов. Это безусловный признак книжного стиля.

3) Перед нами рассуждение. Это подтверждает типичная для текстов-рассуждений композиция: 1) тезис (научить мыслить нелегко); 2) обоснование (формальное усвоение знаний не формирует мышление); 3) вывод (научить мыслить способен только настоящий педагог-профессионал, каким является не каждый педагог).

4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (мышление, усвоение и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (развитие способности, процесс усвоения)

5) Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики. Подтверждением этому служат, например, слова из текста: личность, мышление, процесс, профессионал-педагог.

1) В тексте широко представлена разговорная лексика, устаревшие слова и диалектизмы. − Неверно. Для текста публицистического стиля это не характерно.

3) Перед нами рассуждение. Это подтверждает типичная для текстов-рассуждений композиция: 1) тезис (научить мыслить нелегко); 2) обоснование (формальное усвоение знаний не формирует мышление); 3) вывод (научить мыслить способен только настоящий педагог-профессионал, каким является не каждый педагог). − Верно.

4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (мышление, усвоение и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (развитие способности, процесс усвоения) − Верно. Приведённые примеры подтверждают высказывание.

5) Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики. Подтверждением этому служат, например, слова из текста: личность, мышление, процесс, профессионал-педагог. − Верно. Приведённые примеры подтверждают высказывание.

Новый тренировочный вариант №25824959 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.

Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №25824959

Ответы для варианта:

  • 1) В тексте широко представлена разговорная лексика, устаревшие слова и диалектизмы.
  • 2) Синтаксис текста имеет сложную организацию: характеризуется использованием однородных членов, причастных оборотов. Это безусловный признак книжного стиля.
  • 3) Перед нами рассуждение. Это подтверждает типичная для текстов-рассуждений композиция: 1) тезис (научить мыслить нелегко); 2) обоснование (формальное усвоение знаний не формирует мышление); 3) вывод (научить мыслить способен только педагог-профессионал).
  • 4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (мышление, усвоение и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (развитие способности, процесс усвоения)
  • 5) Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики. Подтверждением этому служат, например, слова из текста: личность, мышление, процесс, профессионал-педагог.

Правильный ответ: 2345

Задание 2 № 38832 Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

Правильный ответ: такое

Правильный ответ: 4

Задание 4 № 4703 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Правильный ответ: дешевизна

Задание 5 № 4197 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения. ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче. Правила хорошего тона и ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах известного издания. Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара.

Правильный ответ: венец

Задание 6 № 12650 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Правильный ответ: холодный

Задание 7 № 2988 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Правильный ответ: пятисот

Задание 8 № 7652 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Правильный ответ: 47831

  • 1) досконально, нестабильно, придираться
  • 2) расположиться, болото, сжигать
  • 3) получасовой, линейка, зарядить (телефон)
  • 4) прикоснуться, макать, ветряная (мельница)
  • 5) громыхало, травяной, воздушный

Правильный ответ: 35

  • 1) пр..обретение, пр..подал (урок), пр..рвать (собеседника)
  • 2) по..кормка, о..бивать (мяч), (кран) по..текает
  • 3) пр..родители, поз..брошенный, р..ссыпанный
  • 4) сверх..бдительный, раз..езд, под..язычный
  • 5) обе..кровленный, бе..компромиссный, ра..сердиться

Правильный ответ: 35

Правильный ответ: 24

Правильный ответ: 135

Задание 13 № 1690 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Надо было (не)спеша ехать дальше. С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки. (Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе. (Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно. Наша команда (не)тренировалась и проиграла.

Правильный ответ: непонятное

Задание 14 № 6353 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Могло бы показаться, что всё осталось в комнате (ПО)ПРЕЖНЕМУ, ЕСЛИ (Б) не странный беспорядок на письменном столе. Весь народ, что вы видите, пришёл (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) посмотреть, как будут наказывать преступников. Ромашову показалось, БУД(ТО) он вовсе не спал, даже не задремал ни на миг, а просто (В)ТЕЧЕНИЕ одной секунды лежал без мыслей, закрыв глаза. Всё словно умерло; только ГДЕ(ТО) (В)ВЕРХУ, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю. ЕСЛИ(БЫ) я знал, что экскурсия окажется такой утомительной, я бы придумал КАКУЮ(НИБУДЬ) отговорку, чтобы не ходить на неё.

Правильный ответ: затем чтобы

Задание 15 № 4091 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры укажите в порядке возрастания. И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в плетё(2)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(3)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.

Правильный ответ: 123

Задание 16 № 7046 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Туч на небе не было и солнце не выглядывало. 2) Видеть её можно было ежедневно то с бидоном то с сумкой то с сумкой и бидоном вместе. 3) Жёлтые листья и утренние туманы напоминали об ушедшем лете. 4) Весь день идёт снег либо дождь со снегом. 5) Надежда с упреком взглянула прямо на Курочкина и тот замолчал.

Правильный ответ: 15

Задание 17 № 590 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

Правильный ответ: 123

Задание 18 № 2533 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). — Скажи-ка(1) дядя(2) ведь не даром(3) Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь(4) были ж схватки боевые, Да(5)говорят(6) еще какие! Недаром (7) помнит вся Россия Про день Бородина!

Правильный ответ: 1256

Задание 19 № 1013 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры.

Правильный ответ: 14

Задание 20 № 709 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.

Правильный ответ: 234

Задание 21 № 16726 Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Лена, великая сибирская река, является одной из самых длинных рек планеты. (2)Её водный путь начинается возле Байкала, затем река делает огромную излучину в сторону Якутска, после она устремляется на север и впадает в Море Лаптевых, образуя обширную дельту. (3)Река Лена делится условно на три части: верхнее течение до впадения реки Витим, среднее течение до впадения реки Алдан и нижнее течение до дельты. (4)В нижнем течении, после впадения Вилюя, Лена разливается во всю свою необъятную ширь. (5)Именно в этих местах она и становится по-настоящему великой сибирской рекой, вызывающей восторг и восхищение. (6)В своём верхнем течении Лена имеет все признаки горной реки, её течение быстрое и стремительное, русло извилистое, во многих местах попадаются пороги. (7)В среднем течении глубина составляет 10–12 метров, а русло значительно расширяется. (8)Далее Лена течёт по Приленскому плато, которое состоит из известняка и доломитов и характеризуется чрезвычайно своеобразными крутыми склонами. (9)В 100 километрах выше по течению города Покровска природа создала необыкновенные по красоте Ленские столбы— это многокилометровый комплекс могучих скал, нависающих над широкой водной гладью.

Правильный ответ: 59

Правильный ответ: 45


Дополнение. 24.07. Г. Киссинджер случайно подтвердил важность содержания изучаемого, а не способов деятельности и компетенций.

Российские школьники, для того чтобы быть успешными в XXI веке, должны уметь мыслить, взаимодействовать с другими и с самим собой, а также обладать несколькими видами базовой грамотности, включая финансовую и гражданскую.

— Что такое новая грамотность?

— Когда, например?

— Например, когда заявляли, что нужно вернуть астрономию. Какое исследование было проведено? Что доказывает, что именно астрономия необходима сейчас, какие компетенции она формирует? То же самое мы видим в ситуации с попыткой обновления школьных стандартов. Это шаг даже не во вчера, это шаг в позавчера. Уже в середине прошлого века стали говорить, что школа должна учить мыслить. Известные советские философы, психологи и педагоги об этом говорили: Эвальд Ильенков (советский философ, специалист по теории познания, 1924–1979), Василий Давыдов (советский и российский педагог и психолог, 1930–1998), Даниил Эльконин (советский психолог и педагог, 1904–1984).

— Что нужно делать, по-вашему?

— На чем вы в итоге остановились? Какие термины выбрали и почему?

— Вот эксперты вывели этот список необходимых компетенций, а что с ним будет дальше? Кому его предлагать, как внедрять?

Нужно подчеркнуть, что ни я, ни эксперты ничуть не против предметного содержания. Не будет предметного материала — не поставишь ни мышление, ни навыки. То есть предметы, конечно, нужны, просто цель их изучения должна быть совсем другая. Если в традиционной вчерашней школе надо было выучить свой предмет и решить задачки по предмету, то теперь этого недостаточно. До сих пор все наши учебники по математике, физике, химии нацелены на то, чтобы найти один-единственный верный ответ в задаче, использовав при этом все заданные параметры. Так вот надо приучать, что в задачах может быть больше данных, чем надо, может быть меньше, чем надо, и ответ может быть не один, а несколько.

В первую очередь нужно говорить о заданиях ЕГЭ и ОГЭ. Что бы мы ни говорили, школа ориентируется на экзаменационные материалы. Их нужно начинать менять, не революционно — вчера было так, а с 1 сентября все будет по-другому,— а эволюционно. Наряду с этим другая проблема — переподготовка и повышение квалификации педагогов. Если мы не решим проблему повышения квалификации педагогов, все остальное мы будем имитировать, как мы имитируем сейчас. Школы рапортуют, что они перешли на новые стандарты. Учебники перешли на новые стандарты. А на самом деле они просто не могли этого сделать, потому что в учебниках нет или почти нет заданий, связанных с владением универсальными навыками, они в основном проверяют память ученика, как он зазубрил предмет.

— Как в таких ситуациях внедрять то, что вы предлагаете?

— А внедрять и нельзя.

— Какие инструменты нужно использовать?

— Только выращивать. Смотрите, есть элитные школы, есть амбициозные родители. Ведь когда с родителями начинаешь разговаривать о том, что они действительно хотят для своих детей: теорему Виета или универсальные навыки? Конечно, они выбирают навыки. Школа подчиняется принципу нормативно-подушевого финансирования: чем больше детей, тем лучше. И школа для того, чтобы принимать больше детей, ориентируется на два показателя: успешная сдача ЕГЭ, потому что для многих родителей это важно, и второе — учащиеся получают навыки, которые готовят их к будущей жизни. Таким школам доверяют родители, с такими школами будем работать мы. Конечно, в идеале нужен централизованный план поэтапного введения, перехода на обучение универсальным навыкам. Мы понимаем, что в данных условиях он вряд ли возможен. Поэтому мы будем работать с живыми точками, создавать прецеденты.

— Да, с одной стороны, это так. А с другой, в любом субъекте федерации есть такие школы, причем это государственные школы, которые пытаются работать на другом уровне. На уровне родителей будут говорить: а почему в нашей школе не изучают универсальные компетенции? У нас появятся сторонники, которые будут этого хотеть. Разумные школы скажут, что да, мы будем этим заниматься. Еще раз говорю, это будет происходить наряду с овладением предметным знанием, не стоит вопрос вычеркивания предметных знаний, речь идет об изменениях подходов к его изучению.

— То есть все равно получается, что пока эта история не для всех?

— В майских указах президента поставлена задача войти в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году. С одной стороны, стоит эта задача, а с другой стороны, сохранятся желание регламентировать предметные знания. Как это между собой соотносится?

— Хороший вопрос. Простого ответа на него я не знаю. Нельзя совершенствовать телегу, думая, что изобретаешь автомобиль. Если честно к этому подходить, то, конечно, нам необходимо будет поставить вопрос об универсальных компетентностях. PISA — это прежде всего универсальные компетентности, умение работать в неизвестных ситуациях, приближенных к реальным условиям.

Если мы захотим как можно больше предметного содержания, то мы с PISA не справимся успешно никогда. Поэтому, если действительно будет реализовываться эта задача честно, то мы увидим, что в ОГЭ и ЕГЭ начнут применять другого вида задания, мы увидим, что в учебниках появятся другие задания: не с одним ответом и всеми условиями, а когда есть несколько верных решений. Мы готовы принимать участие в реализации этого плана.

— Вы проводили расчеты, сколько средств потребуется на реализацию проекта?

— Финансовая часть лежит на Сбербанке и его фонде. Мы считаем, что мы можем сделать прототипы, которые потом можно будет масштабировать.

— Вы имеете в виду и примеры заданий, и какие-то программы повышения квалификации учителей?

— Да-да, и повышение квалификации, и новые типы заданий. Это исследование — первый рубеж, проект продолжается.

—Какие у вас ближайшие планы?

— Для школ это будет бесплатно?

— Когда появятся первые проекты в школах?

— Они уже идут. Уже появляются школы, учителя, дети, которые работают на эти универсальные компетентности. Пока их мало, но они уже есть.

Беседовала Анна Макеева

Комментарий.

Начнём с того, что лучше бы школьникам (множ. число) взаимодействовать с самими собой, но это опечатка. А теперь по-серьёзному.

В советские времена, которые эксперт знает и помнит лучше меня, нам удавалось иметь успешное образование, имея всего одну грамотность. Во всяком случае, говорения про разные виды грамотности я не помню, это было без надобности. А заводы работали, в космос летали, лечить и учить умели… Теперь же вдруг открыли столько грамотностей, что глаза разбегаются, а говорение про них и движение в направлении, которое указывают говорящие, скоро поставит перед страной задачу ввести ликвидацию безграмотности.

Посмотрите картинку, гуляющую в Интернете, в ней дана ссылка на материалы Госдумы.


Подробнее в разделе СТАТЬИ на сайте:

О компетентностном подходе можно почитать в разделе СТАТЬИ на сайте:

Ссылки на психологов я считаю научной спекуляцией, приданием научной глубокомысленности своим необоснованным суждениям. Почему? Да почитайте в разделе СТАТЬИ на сайте:

22.07.2015. Ясюкова Л.А.

Про регламентацию содержания я соглашусь с рецензентом только в том, что она не нужна по каждому году. Но вообще она нужна, без неё никак! Только в математике я бы регламентировал не по отдельным классам, а по блокам: начальная школа, 5-6 классы, 7-9 классы, 10-11 классы, как это всегда было и проверено практикой.

Конечно же, ни А. Фурсенко, ни ВШЭ, ни Институт образования НИУ ВШЭ , ни наш рецензент не считают, что их вклад в упомянутое падение был решающим.

Красоты про виды мышления — от логического до креативного и критического, про коммуникацию, кооперацию, про умение работать с собой и т. п. — оцените сами.

Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Разве наличию знаний и опыта можно обучить?

Далась им эта PISA! Это очень плохой ориентир для российской системы образования, как и КИМы ОГЭ и ЕГЭ, но это отдельный разговор.

Шевкин Александр Владимирович, заслуженный учитель РФ, лауреат премии и грантов мэрии Москвы в области образования, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник (на пенсии).

Дополнение от М.Г. Назарова. Здесь можно убедиться, что говорить наш рецензент умеет. Но и здесь принижает необходимость знаний.

Сразу видно, что Болотов никогда толком не учил математике. Далее, как известно: тот, кто не умеет учить математике, учит других, как это делать.

Читайте также: