Как жила дуня в петербурге станционный смотритель кратко

Обновлено: 30.06.2024

Дуня – молодая девушка, дочь станционного смотрителя. У нее рано умерла мать, и она была вынуждена принять скромное хозяйство в доме Самсона Вырина. Она была хозяйкой на все руки – могла и готовить, и прибраться. Отец не мог нарадоваться, глядя на свою домовитую, умную красавицу – дочь.

Она была очень приветлива и умела угодить и отцу, и всем гостям. Но однажды на почтовой станции появляется ротмистр Минский. Ему не могла не понравится красавица Дуня. Минский притворяется больным, входит в доверие к Самсону Вырину, и, обманным путем, увозит Дуню от отца в Петербург. На протяжении нескольких лет от нее нет ни одной весточки отцу.

Вырин пешком идет в Петербург, чтобы узнать о судьбе дочери, волнуется за нее. Но Минский его даже и порог не пускает. Хотя Вырин и узнает, что дочь его жива и богата, он все равно тревожится за нее, а она видимо совсем забыла о старике в своей благополучной жизни. Дуня приехала на родину, но поздно, когда отец умер. Она чувствует себя виноватой, но ничего уже изменить не может. Ей так и придется жить с камнем на сердце.

Ее судьбу вряд ли можно назвать счастливой, хотя детство она провела в доме любящего отца, а затем жила в роскоши и благополучии в доме Минского. Скорее это драматическая судьба, так ее всю жизнь будет мучить совесть и то, что она даже не простилась со стариком-отцом перед смертью.

Жизнь Дуни предстает в своем не идиллическом, а драматическом облике. Естественное ее стремление к счастью искажается социальными условиями общества. Оно, это общество, в которое она вошла благодаря энергии и борьбе, навязывает ей свою мораль, заставляет быть душевно черствой, жесткой, эгоистичной. Охраняя хрупкое свое счастье, она должна была предать отца, оставить его, одинокого и горюющего. Но чувство вины, испытываемое ею перед отцом, — яркое свидетельство того, что еще жива ее чистая душа, не все чувства извратило в ней общество. Пушкин обвиняет и судит общество, преступно требовавшее как плату за отвоеванное счастье отречение от отца только потому, что он маленький чиновник, бедный человек, не имеющий дворянского звания.. .

Страдания Дуни были проявлением ее глубокой человечности, прошедшей через горькие испытания. Вина Дуни — невольная, она ей навязана новыми условиями ее существования. И все же ее судьба свидетельствовала, что человек может и в угнетающих его обстоятельствах, хотя и с поражениями — горькими и тяжелыми, — сражаться за свое счастье. Мятежность Дуни и явилась залогом сохранения ее личности, ее человечности, ее счастья любви и материнства.

Жаль, что мы ничего не знаем, что происходило в дороге, какие слова были произнесены Минским, что отвечала Дуня. Хотя, возможно, слов и не понадобилось.

Минский, повторюсь, не мог планировать этот побег на уровне продуманности всех деталей. Дуня села в кибитку случайно. Могла ведь и не сесть, ведь колебалась, и неспроста. Её замешательство свидетельствует о многом. О том, что понимала его чувства. и свои в ответ. О том, что сговора о побеге не было. О том, что, в конце концов, решала не она и не он, а Кто-то свыше.

Первые несколько минут они едут молча. Дунино сердце полно новым чувством к человеку, с которым она вот-вот расстанется. Но женщинам отведена пассивная роль. И Дуня просто едет в церковь. просто готовится проститься с Минским. просто живёт, и не может знать, что ожидает за поворотом.

Сердце Минского бешено стучит. Рядом с ним волею судьбы рука к руке сидит страстно желанная девушка. Проходит минута, вторая, третья. Тройка мчится. Вот и церковь. Сейчас карета остановится, и Дуня его покинет. Ямщик уже притормаживает. Нет, это невозможно!

- Гони! Пошёл! Не останавливайся! Кому говорю?!

Для убедительности в ход идёт нагайка. Ямщик, оглядываясь и пригибаясь от удара, слушается. Минский хватает Дуню в охапку и покрывает горячими сбивчивыми поцелуями её лицо. Дуня дрожит, не уклоняется от поцелуев и заливается слезами. от волнения, от страха, от счастья, от горя, от мыслей об отце.

Этим двоим предстоит пережить подлинное упоение любовью. К нему располагает всё: внезапно вспыхнувшая влюблённость, исключительная Дунина красота, несомненный ум девушки, её лёгкий характер, живость эмоций, приветливость. Чем больше Минский узнаёт Дуню, тем больше понимает, как ему повезло, тем больше ею дорожит. Расстаться с ней он не мыслит.

Дуня любит и любима. Раньше - всегдашнее её предназначение состояло в том, чтобы одаривать людей своей красотой. Теперь - с какой тысячекратно усиленной радостью она отдаёт её самому любимому и дорогому! Дуня счастлива. Но вот отец.

Отец - это боль. Страх, стыд, чувство вины. Когда она рядом с Минским, когда смотрит в его честные любящие глаза, она забывает обо всём, ей не важно, кем она ему доводится, какой у неё статус в обществе и что о ней думают другие люди. Какое дело ей, счастливой и любимой, до посторонних? Она Минскому верит! Но вот когда она думает об отце, то через неизбывное чувство вины мгновенно вспоминает, кто она такая. Это в глазах Минского она горячо любимая женщина. Когда же она смотрит на себя глазами родного отца, то сразу горько и больно всплывает в сознании низкое слово "содержанка" .

"Мой отец должен меня стыдиться, я его опозорила!" - с неизбывным горем думает Дуня и от трудно переносимого стыда и отчаяния закрывает лицо руками и горько плачет.

Что, какие слова бедная девочка могла написать отцу?

О как много читателей возмущены поведением Минского! Лгал, украл Дуню, откупился от несчастного отца денежной подачкой, чуть не ударил беднягу и вышвырнул за шиворот его, ни в чём не повинного, с лестницы…

Удивительное дело! Мы ведь узнаём историю взаимоотношений Дуни и Минского исключительно по рассказу несчастного отца. Отца, который Минскому так и не поверил. Но даже отчаявшийся старик, имеющий справедливое право обижаться, всё-таки рассказывает т а к, что в характере и поступках Минского видны по-настоящему добрые черты. (Интересно, что бы могла поведать о Минском любящая его Дуня?)

Прочитаем монолог Минского, где весомо и обоснованно каждое слово - монолог не мальчика, но мужа:

Что сделано, того не воротишь, виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось.

Он просит прощения, он обещает сделать Дуню счастливой. В данный момент это всё, что в его силах, за что он может ручаться. Да, пока он не может сделать её женой. Но Минский знает главное: чтобы Дуня была счастлива, она должна быть любима – только и всего. Его любовь не зависит от внешних причин. За любовь он ручается. А большее он пока обещать не вправе, не будучи уверенным, как, когда, при каких обстоятельствах сможет исполнить обещанное. Обстоятельства нередко бывают сильнее самых горячих наших желаний.

Мне кажется, вторая часть монолога многозначительнее первой. В ней есть глубина с подтекстом.

Здесь каждое слово – забота о Дуне. Он не только о ней беспокоится, он

Вырин оказался настойчивее и упрямее, проник в дом и вызвал у Дуни именно те чувства, от которых её оберегал Минский: мучительный стыд, душевную боль и страх. Не исключено, что Дуня беременна, и потрясённая, с криком падает на ковёр.

Большинство читателей восстают против такой вопиющей грубости Минского. Конечно, он поступил неласково. Но я думаю, действия Минского грубы по форме, а по существу - решительны и сильны. Он защищал Дуню. Как умел, как получилось, как вышло. Что поделать, если обстоятельства сложились так, что в данный момент времени единственным большим огорчением Дуни в её счастливой жизни были горькие мысли об отце.

А ещё своим грубым окриком Минский второй раз пообещал упрямому Вырину, что Дуню не бросит.

Эти слова переводятся так:

Минский отдаст Дуню отцу только в единственном случае - в случае своей смерти.

Спасибо, что дочитали. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, высказывайте свои мысли в комментариях. Я буду очень рада.


В начале повести автор размышляет о работе станционных смотрителей. Известно, что путники обычно недолюбливают станционных смотрителей. А между тем жизнь бедных смотрителей порой очень тяжела.

В 1816 году автор знакомится с одним станционным смотрителем, добрым стариком по имени Самсон Вырин. У Самсона после смерти жены осталась дочь – 14-летняя красавица Дуня. Однажды на станции появляется молодой бойкий гусар – ротмистр Минский.

Юная красавица Дуня нравится ему (ей в этой время, судя по всему, 15–16 лет). Минский притворяется больным, чтобы побыть несколько дней на станции. Наконец Минский якобы “выздоравливает” и собирается в путь. Он предлагает подвезти Дуню до церкви. Дуня отправляется с гусаром и больше не возвращается домой.

Станционный смотритель узнает, что девушка сбежала с гусаром в Петербург. Добравшись до Петербурга, старик приходит на квартиру к гусару. Молодой человек объясняет старику, что Дуня останется в Петербурге, по тому что они хотят быть вместе. Гусар дает старику приличную сумму и отправляет вон. На улице старик со злости выбрасывает деньги.

Наконец старик находит квартиру, где живет Дуня. Гусар снял ей отдельную квартиру. Попав внутрь, Самсон видит дочь с гусаром. Дуня красиво одета. Она видит отца и падает в обморок, а гусар тем временем прогоняет старика. Самсон, убитый горем, возвращается на свою станцию.

Через какое-то время его станцию закрывают. Старик с горя спивается и умирает. Спустя несколько лет (вероятно, 3–4 года) Дуня приезжает проведать отца. Она приезжает в карете, с тремя детьми. Узнав, что старик умер, Дуня плачет и идет на могилку отца. Судя по всему, после этого Дуня возвращается назад в Петербург.

Очень краткий пересказ

В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию, и в дороге он был застигнут дождем. На станции поспешил он переодеться и налиться чаю. Ставила самовар и накрывала на стол смотрителева дочь, девочка лет четырнадцати по имени Дуня, которая поразила рассказчика своей красотой. Пока Дуня хлопотала, путешественник рассматривал убранство избы. На стене заметил он картинки с изображением истории блудного сына, на окнах — герань, в комнате была кровать за пестрой занавеской. Путешественник предложил Самсону Вырину — так звали смотрителя — и его дочери разделить с ним трапезу, и возникла непринужденная обстановка, располагающая к симпатии. Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми.

Приехавший лекарь нашел у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти её до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, везший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции.

Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слег в сильной горячке. Поправившись, Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, куда, как знал он из подорожной, ехал ротмистр Минский. В Петербурге он отыскал Минского и явился к нему. Минский не сразу узнал его, а узнав, начал уверять Самсона, что он любит Дуню, никогда её не покинет и сделает счастливою. Он дал смотрителю денег и выпроводил на улицу.

Самсону очень хотелось еще раз увидеть дочь. Случай помог ему. На Литейной заметил он Минского в щегольских дрожках, которые остановились у подъезда трехэтажного дома. Минский вошел в дом, а смотритель из разговора с кучером узнал, что здесь живет Дуня, и вошел в подъезд. Попав в квартиру, сквозь отворенную дверь комнаты увидел он Минского и свою Дуню, прекрасно одетую и с неясностью смотрящую на Минского. Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковер. Разгневанный Минский вытолкал старика на лестницу, и тот отправился восвояси. И вот уже третий год он ничего не знает о Дуне и боится, что судьба её такова же, как судьба многих молоденьких дур.






Абрам Петрович Ганнибал — прадед Александра Пушкина. Фото: Григорий КУБАТЬЯН

В отличие от мало чем отличившегося брата, Абрам быстро выучил русский язык и сделал карьеру. Участвовал во всех сражениях Петра, в том числе при Гангуте и под Полтавой. Получив царскую стипендию, изучал инженерное и артиллерийское дело во Франции. Успел повоевать во французской армии против Испании. Вернулся в Россию в звании капитана. Стал лингвистом, дворянином, первым в российской истории чернокожим главнокомандующим, дослужился до генерал-аншефа, стал известным строителем крепостей и учителем будущего генералиссимуса Суворова. Если на покупку Ганнибала были потрачены бюджетные деньги, то, пожалуй, это была одна из самых удачных трат за всю российскую историю.



В гостевом флигеле усадьбы находится музей. Фото: Григорий КУБАТЬЯН

Фамилию Ганнибал прадед поэта взял в честь карфагенского полководца, выдумав историю о своем с ним родстве и таким образом (остроумно, да?) объявив себя дворянином. Уже после смерти Петра более 20 лет Ганнибал прослужил в Эстляндии (нынешней Эстонии). Царь купил Прибалтику у шведов, заплатив за нее 56 тонн серебра, это была огромная сумма, равная годовому бюджету Швеции. Ганнибал занимался охраной царского имущества — строил крепости и дозорные башни.

Старый особняк не сохранился, сгорел в конце 19 века. Но можно увидеть парк с каменной скамьей, на которой когда-то сидел Ганнибал, и гостевой флигель, в котором работает музей. Здесь хранятся вещи знаменитого пушкинского прадеда: книги, табакерка, подсвечник и серебряная ложка.

Здесь же жили родители поэта и его няня. Сохранилось полотенце юного Пушкина. Няня Арина Родионовна родилась в семье крепостных Ганнибала, а после смерти генерала переехала жить в село Кобрино неподалеку.

В мае 1816 года рассказчик проезжал через ***скую губернию. Мужчина попал под проливной дождь и остановился на станции, чтобы переодеться и выпить чаю. Накрывала на стол дочь смотрителя – Дуня, поразившая рассказчика своей красотой.

Через несколько лет рассказчик снова посетил эту станцию. Войдя в дом, он был поражен небрежностью и обветшалостью обстановки. Сам же смотритель, Самсон Вырин, сильно постарел и поседел. На вопросы о дочери старик сначала не хотел отвечать, но после двух стаканов пунша разговорился.

Вырин рассказал, что три года назад к ним заехал молодой гусар. Сначала посетитель сильно сердился, что ему не подают лошадей, но увидев Дуню, смягчился. После ужина молодому человеку якобы стало плохо. Подкупив вызванного на следующий день врача, гусар пробыл пару дней на станции. В воскресенье молодой человек выздоровел и, уезжая, предложил подвезти девушку до церкви. Вырин отпустил дочь с гусаром.

Вывод

Дом няни Пушкина. Село Кобрино



В Ленинградской области сохранилась изба Арины Родионовны. Фото: Григорий КУБАТЬЯН

В селе Кобрино сохранилась деревянная изба Арины Родионовны, получившей ее за службу в семье Пушкиных. От усадьбы Ганнибала до Кобрино 10 минут езды на машине. Теперь там музей. Дом совсем маленький: сени и комната с печкой без трубы. Избу топили по-черному, дым шел прямо в комнату. В те годы налог брали с печных труб, а у крестьян не было денег, чтобы заплатить.



Печка в русской избе и кормила, и согревала, и от болезней излечивала. Фото: Григорий КУБАТЬЯН

Также в теплой печке держали недоношенных и болезненных детей. Привязывали их к деревянной лопате и засовывали внутрь. Главное было вынуть младенца вовремя, чтобы не задохнулся. В каждой деревне была бабка, знавшая эту технологию. Вместо секундомера у нее была ритуальная считалка или частушка. Когда считалка заканчивалась, младенца доставали, потом засовывали снова. Ошибиться и навсегда потерять больного ребенка было легко. Отсюда и сюжет русских сказок про страшную Бабу Ягу, засовывающую Ивана в печь. Говорят, в младенчестве так спасли от смерти учителя Пушкина писателя Гавриила Державина.

Напротив печи кухонный угол с посудой. И обеденный стол. Поэт иногда заходил к няне в гости, и она готовила ему блины на свекольном соке. Пушкин, говорят, мог съесть 30 блинов за раз.

Вариант для читательского дневника в 7 классе.

Повесть открывается авторским отступлением о судьбе станционных смотрителей – достойных сострадания чиновников 14-го класса, на которых каждый проезжающий считает своим долгом выместить раздражение.

В мае 1816 г. повествователь проезжает через небольшую станцию. На станции Дуня, красавица дочь смотрителя, подает чай. На стенах комнаты висят картинки, изображающие историю блудного сына. Повествователь и смотритель с дочерью вместе пьют чай, перед отъездом проезжающий целует Дуню в сенях (с ее согласия).

Через несколько лет повествователь снова попадает на ту же станцию. Смотритель очень постарел. На вопросы о дочери он не отвечает, но после стакана пунша становится разговорчивее. Рассказывает, что 3 года назад молодой гусар (ротмистр Минский) провел несколько дней на станции, притворяясь больным и подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала. Выздоровев, ротмистр собирается в дорогу, вызывается подвести Дуню до церкви и увозит ее с собой.

Потеряв дочь, старик отец заболевает от горя. Оправившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский отказывается отдать девушку, подсовывает старику деньги, тот выбрасывает ассигнации. Вечером смотритель видит дрожки Минского, следует за ними и таким образом выясняет, где живёт Дуня падает в обморок, Минский прогоняет старика. Смотритель возвращается на станцию и больше уже не пытается искать и возвращать дочь.

Повествователь третий раз проезжает через эту станцию. Узнает, что старый смотритель спился и умер. Просит показать ему могилу. Мальчишка-проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые.

Краткий пересказ повести: знакомство с героями

В начале повести рассказчик, который ведет повествование, делится с читателем размышлениями. Кто такой станционный смотритель, по его мнению? Несчастный человек, на котором путешественники то и дело вымещают гнев.

Рассказчик вспоминает, как однажды в дороге попал под сильный дождь и заехал на станцию, чтобы сменить одежду и согреться чаем. Его принял станционный смотритель Самсон Вырин и его четырнадцатилетняя дочь — красавица Дуня.

Пока Дуня накрывала на стол, рассказчик осмотрелся. Ему очень понравилась атмосфера в избе:

  • стены украшали картинки;
  • на окнах цвела герань;
  • у кровати висела яркая занавеска.

Гость пригласил хозяев присоединиться к трапезе. Завязалась приятная беседа, приезжему не хотелось уходить.

Спустя годы, проезжая той же дорогой, рассказчик решил заехать к давним знакомым. Зайдя в комнату, узнал знакомый интерьер. Правда, теперь он был неуютным и запущенным. Дуни не было, а смотритель был мрачным и неразговорчивым. Выпив немного пунша, старик поведал гостю о печальном случае.

Тремя годами ранее через станцию проезжал молодой гусар. Сначала он спешил и злился, но когда заметил Дуню, то решил остаться на ужин. Пришло время уезжать, но у офицера внезапно ухудшилось самочувствие. Доктор подтвердил белую горячку.

Через пару дней гостю стало лучше, и он собрался в путь. Было воскресенье, и он вызвался доставить Дуню до церкви. Смотритель станции был хорошего мнения о молодом человеке и не подумал ничего дурного, однако позже заволновался и пошел за дочерью.

В церкви Самсон узнал, что дочь не приходила на службу. Ямщик, который вез гусара, позже сообщил, что Дуня поехала с барином до следующей станции. Вырин разнервничался и слег с недугом. Вскоре он выяснил, что Минский (так звали проезжего барина) направился в Петербург, и , оправившись от болезни, последовал за ним пешком.

Краткое содержание: станционный смотритель находит дочь

Смотрителю удалось отыскать Минского. Офицер убеждал, что осчастливит Дуню, дал Самсону денег и выпроводил вон.

Но Вырин хотел встретиться с дочерью. Проследив за Минским, узнал, где живет Дуня. В квартире трехэтажного дома Самсон увидел дочь в роскошных одеждах — Дуня стала содержанкой Минского. Заметив отца, девушка вскрикнула и потеряла сознание. Недовольный барин выгнал смотрителя, тому пришлось вернуться домой. Три года он ничего не слышал о дочери.

Когда рассказчик вновь оказался на том же тракте, станции на прежнем месте не оказалось, а в избе Самсона жил пивовар с женой и сыном. Мальчик рассказал, что смотритель год как умер. По его словам, недавно приезжала барыня с тремя детьми и долго лежала у могилы.

За простотой повествования скрываются авторские рассуждения о несовершенстве общества и человеческих отношений. Понять суть произведения поможет его последовательный анализ:

История создания повести

Иван Петрович Белкин — выдуманный писателем персонаж, чьим именем подписаны повести. Под именем Пушкина серия издана в 1834 году.

Прежде чем перейти к анализу авторских идей, заложенных в повесть, изучим основных действующих лиц:

  1. Самсон Вырин — простодушный и миролюбивый человек. Работяга и любящий отец, для которого главная отрада — дочь. Самсон очень переживает за ее судьбу, от известия о пропаже слег с горячкой. Понимая свое бесправие перед Минским, возвращается домой, где от тоски спивается и умирает.
  2. Дуня — дочь Самсона, красивая и хозяйственная, хорошая помощница. Она кокетка, пользуется своим обаянием. Обычная жизнь крестьянки ей претит, поэтому на предложение Минского соглашается легко, хоть и переживает за отца. Добившись лучшего положения, приезжает на могилу батюшки и сразу же уезжает обратно.
  3. Минский — молодой привлекательный гусар. Умеет расположить к себе, поэтому быстро завоевывает симпатию Самсона. Самоуверен, думает лишь о собственных желаниях. Чувства других ему неинтересны.

Проблематика произведения

В небольшой повести Пушкин затронул ряд вечных вопросов и проблем, которые четко видел в обществе своего времени. Многие из них хорошо знакомы и современному читателю:

Главные герои истории, которую изложил Пушкин, — станционный смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуня.

Смотритель — человек старых устоев: живет в деревне, заботится о дочери, старается оградить ее от любых неприятностей. Дуня другая: она грезит жизнью в городе и использует первую возможность туда попасть. Девушка понимает, что отец будет против ее решения, поэтому молча его покидает. Она поддается романтическому порыву и не задумывается о возможных опасностях. Спустя годы Дуня возвращается к родителю, но застает только могилу.

Герои повести Дуня и Минский следуют своим интересам и прихотям, не заботясь о чувствах окружающих. Дочь смотрителя легко бросает отца, оставляя наедине с печалью и переживаниями. Зная о его беспокойстве, за годы жизни в Петербурге не пытается выйти на связь.

Офицер Минский — человек из высшего сословия, привыкший к богатой жизни и удовлетворению желаний. Для него забрать наивную юную девочку от отца и увезти из деревни, чтобы сделать содержанкой, — обычный поступок. Бездумные действия Дуни и Минского приводят к печальному исходу — смерти невинного человека. Так автор демонстрирует, как пагубно влияет на личность легкомысленность окружающих.

Действия персонажей могут вызвать у читателя непонимание и возмущение. Но Пушкин намекает: сложившаяся ситуация — результат не столько поведения героев, сколько принятого в обществе уклада. Классовая иерархия, положение женщины в обществе — те проблемы, которые сделали эту историю реальной для своего времени.

Чувства и переживания людей, не имеющих власти и влияния, не заботили окружающих. Своим рассказом автор подчеркивает, насколько абсурден такой уклад, ведь человечность не должна зависеть от чина и класса.

Хотя Пушкин определил жанр произведения как повесть, по глубине психологического наполнения оно не уступает роману. Автор уделяет внимание чувствам каждого героя, нарочно подчеркивая: среди них нет плохих или хороших. Все сложные личности со своими переживаниями, мечтами и мотивами.

Проблемы общества и типажи, которые описал Пушкин, встречаются и в наше время. В этом заключается мастерство великого писателя — видеть суть вещей и искусно описывать их.

Читайте также: