В таблице представлена информация о том как учащиеся младших классов добираются до школы используя

Обновлено: 08.07.2024

Задача учителей начальных классов сегодня заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией, как показателем общего развития личности. В результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Оценить 3270 0

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Формирование навыков

работы с информацией

в начальной школе

Финогенова Виктория Николаевна,

учитель начальных классов

Актуальность

Задача учителей начальных классов сегодня заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становленияумений работать с информацией, как показателем общего развития личности.

В результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

В начальной школе формируются познавательныеучебные действия учащихся при работе с информацией:

умениеизвлекатьинформацию, представленную в разных источниках знаний (учебник, справочная литература, словарь, Интернет) и в разной форме (словесной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой);

умениеобобщать, систематизировать,преобразоватьинформацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот);

умениекодировать и декодировать информацию (состояние погоды, принадлежность растений к разным группам, знаки охраны здоровья, результаты наблюдения, опыта).

При работе с учебным и научно-популярным текстом как с источниками информации особое внимание уделяется формированию следующих умений:

осознанночитать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, решения учебно-познавательной задачи, поставленной перед его чтением, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации для выполнения различных заданий;

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства;

делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять план пересказа;

вычленятьсодержащиеся в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами из текста;

сравниватьмежду собой объекты, описанные в тексте, выделяя один-три существенных признака;

пониматьинформацию, представленную в тексте в неявном виде;

пользоваться словарями, справочниками;

делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования;

высказывать оценочные суждения о прочитанном, осмысливать и сопоставлять различные точки зрения.

Продолжают развиваться и следующие умения:

анализировать, характеризовать, сравнивать, классифицировать природные, социальные объекты и явления на основе ихвнешних признаков;

устанавливатьпричинно-следственные связи и зависимости (между живой и неживой природой, между образом жизни и здоровьем человека);

пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях;

объяснятьпричины природных явлений, последовательность их протекания.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, поэтому необходимо готовить их к данной деятельности, а значит –учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как:

поиск информации и понимание прочитанного;

преобразование и интерпретация информации;

Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение.

В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу, и, наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям.

Чаще встречаются задания на интерпретацию информации: заполни таблицу, найди закономерности в таблице, реши задачу с использованием таблицы.

Реже или совсем не встречаются задания: опиши словесно таблицу, опиши словесно диаграмму, представь в виде диаграммы данные из таблицы, представь данные текста в таблице.

В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на овладение способами свёртывания и хранения информации, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания. При этом велика роль учителя.

Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и хранения информации являются таблицы, схемы, графики, диаграммы.

Мы рассмотрим ряд приёмов и заданий, выполнение которых позволит ученикам уже в начальной школе не только получить общие представления о формах представления информации, но и позволят развить навык представления и использования такой информации в учебной и повседневной деятельности.

Система заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и рационально. За счёт чего облегчается их анализ, вскрываются те или иные характерные особенности изучаемых явлений: сходство и различие, взаимосвязь признаков и т. п. Это достигается тем, что внутри таблицы сведения располагаются рядами и столбцами, что дает возможность охватить их взглядом и сравнить между собой.

Таблицы могут быть сравнительными, обобщающими и тематическими: различия заключаются в графах. При работе с таблицами в начальной школе следует отметить, что в самом простом случае таблица делится на строки и столбцы. Обычно каждый столбец имеет название, которое указывается в первой строке таблицы. До выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Важно проиллюстрировать учащимся разнообразные таблицы и попросить привести примеры. Примерами могут служить: страницы классного журнала, календарь, расписание уроков в школе и т. д. Цель рассмотрения подобных примеров – формирование у младших школьников представлений о том, что в жизни часто приходится сталкиваться с разнообразными таблицами, поэтому важно научиться пользоваться информацией помещенной в них и составлять их самим.

Приведем примеры заданий, направленных на формирование умений и навыков работы с таблицами.

Используя данные таблицы, ответьте на вопросы. На сколько граммов яблоко легче апельсина? На сколько граммов яблоко легче дыни? На сколько граммов яблоко тяжелее лимона? Чему равна масса 5 яблок? Что легче: 2 яблока или 3 лимона? На сколько масса арбуза больше массы дыни? Во сколько раз масса 4 апельсинов больше массы 2 яблок? Во сколько раз масса 4 апельсинов больше массы 4 яблок?

Приложение: примеры заданий, направленных на формирование умений и навыков работы с таблицами.

Так как большинство учебников содержат лишь готовые таблицы для работы, можно предлагать учащимся заданияна составление таблиц по имеющимся данным.

Например, предложить провести опрос среди одноклассников и друзей на разнообразные темы (как добираются до школы ученики вашего класса, какие кружки или секции посещают ваши одноклассники, какие домашние животные есть у них дома и т. д.) Полученные сведения представить в виде таблицы. Постепенно необходимо увеличивать трудность заданий: предлагать для анализа более обширные таблицы данных, по которым сложнее ориентироваться и, используя их, заполнять новые таблицы.

Доступным для учащихся средством графического изображения статистических данных являются диаграммы, дающие обобщающую картину взаимосвязей единиц статистической совокупности и способствующие выявлению закономерностей.

К рассмотрению диаграмм целесообразно перейти после того, как у младших школьников выработаны навыки работы с таблицами. Если с таблицами младшие школьники встречались ранее, то понятие диаграммы может оказаться для них совершенно новым. Поэтому начинать знакомство учащихся с диаграммами разумнее с конкретного примера, иллюстрирующего, что такое диаграмма и для чего она нужна. Для этого можно рассмотреть, например, такую задачу.

Задача. В зоопарке 11 крокодилов, 6 медведей, 9 обезьян, 3 слона. Представьте данные этой задачи в виде таблицы.

Таблицы позволяют представить необходимую информацию в удобной для восприятия форме. Еще более удобным способом представления информации является графический, то есть на рисунках. Давайте внимательно посмотрим на рисунок 1, построенный по исходной таблице. Этот рисунок и называется диаграммой.

Для формирования умений, связанных с использованием диаграмм, предлагаем следующие задания.

Дайте ответы на поставленные вопросы, используя диаграмму.

Сколько литров сока в большой и средней банках? Сколько литров сока в средней и маленькой банках? Сколько литров сока в трех банках? На сколько литров сока больше вошло в большую банку, чем в маленькую? На сколько литров сока в большой и маленькой банках вместе, больше, чем в средней?

Важно выработать у учащихся четкий алгоритм построения столбчатых (линейных) диаграмм:

подобрать цену деления шкалы, удобную для обозначения на ней значений данных величин;

изобразить шкалу на вертикальном координатном луче, а на горизонтальном луче отметить на равном расстоянии друг от друга точки по числу имеющихся величин;

от выбранных точек построить вертикальные отрезки (столбцы), высота которых равна значению соответствующей величины.

Диаграмму, построенную таким способом, называютстолбчатой диаграммой, но если вместо столбиков изобразить линии той же высоты, получим новый вид диаграммы— линейную диаграмму. Далее целесообразно предложить учащимся построить несколько диаграмм для отработки шагов алгоритма с разбором у доски.

Статистическую информацию можно изображать с помощьюкруговой (секторной) диаграммы, которая представляет собой круг, разделенный на секторы.

Маша, Саша, Катя, Лена, Ваня и Миша пошли в пиццерию. На диаграмме показано, сколько кусков пиццы съел каждый из них. Ответьте на вопросы. Кто из ребят съел пиццы больше всех? Кто из ребят съел пиццы меньше всех? Кто из ребят съел одинаковое количество кусков пиццы? Сколько кусков пиццы вместе съели ребята? Сколько кусков пиццы съели вместе Маша, Лена и Катя?

После того, как учащиеся справятся с этими заданиями, можно перейти к изучению круговых диаграмм. Необходимо продемонстрировать учащимся пример круговой диаграммы, которая может быть построена по таблице 3.

До этого вы строили столбчатые и линейные диаграммы, но существует еще один вид диаграмм — круговые диаграммы. Такая диаграмма представляет круг, разрезанный на дольки, каждая из долек соответствует одному из значений изучаемого признака (в нашем случае — пол ребенка), ее размер пропорционален интересующей нас величине (количеству новорожденных данного пола).

При изучении данной темы у учащихся должен быть сформирован четкий алгоритм построения круговых диаграмм: найти часть целого, которая приходится на каждую из величин; найти величины центральных углов, соответствующих каждой части; построить в данной окружности центральные углы, соответствующие каждой части.

Для закрепления навыков нужно предложить школьникам задания, требующие построить диаграмму другого вида по имеющейся.

Для анализа динамики явлений удобны линейные статистические графики: на одном чертеже наносят несколько таких графиков и производят их сравнение. По графикам легко видеть не только то, насколько возрос тот или иной показатель, но и как это изменение связано со временем, за которое данное изменение произошло. Поэтому такие графики по праву можно считать содержательным компонентом формирования первоначальных представлений о случайных явлениях и процессах.

На рисунке дан график движения велосипедиста. Пользуясь графиком, ответьте на вопросы.

Сколько километров проехал велосипедист: за первый час движения; за третий час движения; через два часа после выезда; через 5 часов после выезда? Сколько времени затратил велосипедист на весь путь? За сколько часов он проехал 10 км, 20 км,35 км? Сколько раз велосипедист отдыхал? Сколько времени велосипедист отдыхал? Вычислите, с какой скоростью ехал велосипедист до остановки. Вычислите, с какой скоростью ехал велосипедист после второй остановки.

Схемы – это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи – взаимным расположением. Схемы бывают сущностными, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов, логическими, а также в виде графиков и диаграмм.

Используя предложенные слова клён, сирень, растение, деревья, малина, сосна, смородина, кустарники, впишите их в схему.

Ключевые слова должны раскрывать суть и содержаниесхемы, схема может быть конкретизированной или обобщённой; стрелки связей в схеме должны раскрывать логику построения схемы.

На примере фрагмента урока окружающего мира покажем, как можно формировать умения, связанные с представлением информации.

Найдите часть текста, которую можно представить в виде таблицы. Как назовём столбики? Какую информацию представим в них?

Запишите в таблицу названия тел и веществ, из которых они сделаны.

Проверка по образцу.

Можно ли тела сгруппировать? По какому признаку?

айдите часть текста, которая представлена в виде схемы (предлагается готовая схема)

Прочитайте схему. Как можно её назвать? Почему?

Представьте информацию этого абзаца в виде схемы (самостоятельно, в группах)

В таблице представлена информация о том, как учащиеся младших классов добираются до школы. Используя эти данные, постройте диаграмму.

__________________
5 10 15 20 25

  • Stefanija Fakoja
  • Математика
  • 2019-02-03 11:45:37
  • 11
  • 1

Для того, чтоб построить диаграмму необходимо поначалу посчитать данные
пешком 20 воспитанников
на трамвае 12 воспитанников
на автобусе 16 учеников
Всего: 20+12+16=48 учащихся

Дальше рисуем диаграмму.
Круговая диаграмма состоит из секторов.
круга составляют 20 воспитанников передвигающихся пешком

Вопрос по математике:

В таблице представлена информация о том, как учащиеся младших классов добираются до школы. Используя эти данные, постройте диаграмму.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 07.01.2016 20:28
  • Математика
  • remove_red_eye 17609
  • thumb_up 50
Ответы и объяснения 1

Для того, чтобы построить диаграмму необходимо сначала посчитать данные
пешком 20 учеников
на трамвае 12 учеников
на автобусе 16 учеников
Всего: 20+12+16=48 учащихся

Далее рисуем диаграмму.
Круговая диаграмма состоит из секторов.
круга составляют 20 учеников передвигающихся пешком

часть круга составляют 12 учеников

часть круга составляют 16 учеников

Также на основании этих данных можно построить линейную диаграмму

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Математика.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Математика — наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов.

Между Азией и Северной Америкой, Европой и Британскими островами, полуостровом Индокитай и островами Зондского архипелага.

1) белый это северный полюс

3)1 собака и1 кошка

В таблице представлена информация о том, как учащи

решение к заданию по математике

Другие вопросы по Другим предметам

Много много много ! у меня проблема по физ-ре не подумайте не правильно что я типо как дерево. но это из-за учителя он ставит за триместр 2-3 оценки. за последний урок был зачет.

Слогикой найдите ошибки в ниже примерах определений: 1) сутки – это отрезок времени, в течение которого земля делает полный оборот вокруг своей 2) жанр – это устойчивая форма к.

Читайте также: