Почему бог прощает тамару а ее душа попадает в рай кратко

Обновлено: 07.07.2024

– Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

II. Вхождение в урок

– В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.

Работа в группах

– Предлагаю вашему вниманию 4 стихотворения М.Ю.Лермонтова:

– Над каждым из них интересно поразмышлять. Выберите себе одно. Объединитесь в группы те, кто выбрал одинаковые стихотворения. Запишите (кратко), что можно сказать о выбранном вами стихотворении. (Выписываются отдельные слова, словосочетания, делаются выводы о том, каким увидели лирического героя в этих стихотворениях).

Выступают группы, говорят о своих наблюдениях. Задача остальных – записать отдельные мысли, которые помогут высказать свое мнение об услышанном.

унылый и мрачный
зло – его стихия и т. д.

всесильный – бог
я – грешник
теснота мира и т. д.

я – чужой для мира (земли) и небес
я – зла избранник и т. д.

соединение души с телом
разочарование души на земле – печальные песни и т. д.

III. Анализ поэмы

1. Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

5.Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.

Работа над образом главного героя

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

– Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты.

Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:…

2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

Тоску любви, ее волненье
Постигнул Демон в первый раз…

Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой. и др.

– Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

1. Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил;
И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.

2. И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего.
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.

Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

Образ Тамары (работа по группам)

– С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе.

1 группа – портретная характеристика:

И ни единый царь земной
Не целовал такого ока…
…фонтан…своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан.
…рука земная…таких волос не расплела;…

И влажный взор ее блестит
Из-под завистливой ресницы;
То черной бровью поведет… и др.

2 группа – судьба героини:

Увы! заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала,
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.

А мне не быть ничьей женой!
Я гибну, сжалься надо мной!
Отдай в священную обитель
Дочь безрассудную свою… и др.

– Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.

– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

Ей часто слышалася речь.
Под сводом сумрачного храма
Знакомый образ иногда
Скользил…Манил и звал он…но – куда.

Тоской и трепетом полна,
Тамара часто у окна
Сидит в раздумье одиноком…

Все чувства в ней кипели вдруг;
Душа рвала свои оковы! и др.

– Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

…Будь к земному без участья
И беспечна, как они!

– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…
Демон даже дает клятву Тамаре, что:
Отныне яд коварной лести
Ничей уж не встревожит ум;

– Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

Автор использует анафору (единоначатие): клянусь, хочу, отрекся:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,…

Я отрекся от старой мести,
Я отрекся от гордых дум;…

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,…

– Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

И вечность дам тебе за миг;…
И будешь ты царица мира,
Подруга первая моя;…

Я дам тебе все, все земное –
Люби меня. и др.

Проблемные вопросы (можно дать как творческое задание или провести дискуссию):

1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

1. Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

Люби меня.
………………………….
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее.
………………………….
Увы! злой дух торжествовал!
………………………….
«Она моя! – сказал он грозно, – и др.

Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои…

…И сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.

Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

…И вновь остался он, надменный.
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет.

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями.

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!

Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай? ( поэма Лермонтова "Демон" ) бог душа рай демон лермонтов поэма тамара

Тамара―прекрасное, чистое, нежное существо, олицетворение женственности и гармонии. Она―глубокая и чуткая натура, способная к истинной любви. Тамара чувством, сердцем поняла Демона и полюбила его за страдания, за величие и силу его чувств. Но зло, которое творит Демон, ужасает её. Она мечтает вернуть его „добру”― примирить с Богом. Тамара не может подняться до героического демонического отрицания. Она вся земная, слишком связана с людьми, с их понятиями и взглядами. Поэтому её губит любовь Демона, его попытка оторвать её от земли. Тамара гибнет. Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт. Демон по-прежнему одинок и несчастлив.

Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт. Демон по-прежнему одинок и несчастлив.

Потому что героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь.

Михаил Юрьевич Лермонтов пишет о Тамаре, что она имеет чистую душу. Возможно, Ангел забрал ее в рай, потому что верит в ее искреннюю любовь. С другой стороны, она предалась искушению. На протяжении всей поэмы заметно, как мучаются оба героя. Писатель столкнул две абсолютные противоположности: добро и зло. В конце концов Демон не смог противостоять силе, которая была выше него. Я думаю, что Тамара останется в спокойствии и умиротворении. Она теперь в раю, а Демон продолжит бродить во Вселенной.

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

khvorostovski_sergei-karpov.jpg

Дмитрий Хворостовский

Сочиненная всего за три месяца по либретто лермонтоведа Павла Висковатого, впервые она прозвучала в Мариинке в 1875 году. Нет свидетельств о грандиозном успехе, провала тоже не было, значит, прошло тихо. На своем веку не помню такого названия в оперных театрах.

grigorjan-zzl_article.jpg

Знаю, что в зеркальном году премьеры, 1957-м, Демона в ленинградском Кировском, ныне снова Мариинском, пел любимец советских зрителей Георг Отс. Подозреваю, что Демон Отса был чем-то похож на Мистера Икса — печальный, загадочный, влюбленный…

Итак, Демон Хворостовского – богоборец, темный властелин Мира.

Демон гениального поэта

Образ Лермонтовского Демона пришел из библейских сюжетов. Он изгнан из Рая, должен блуждать по миру и искать приюта, которого нет. Много веков он

Для Демона век бежит за веком однообразно, ничтожно и без радости и удовольствия.

Превращенный во зло ангел – это Демон, созданный гениальным поэтом. Таких образов больше нет в литературе. Субъективное видение Лермонтова отличает образ от привычных злых представителей Ада. Герой поэмы соединяет в себе ангельские и демонические черты. Он

Душа ангела превратилась в камень, он остыл, перестал чувствовать

Друзьями стали изгнанники, подобные злому духу. Демон учит людей совершать греховные поступки, гасит в их сердцах веру во Всевышнего.

Недолго – это, в понимании Демона, века, но зло надоело духу. Почему? Люди быстро приняли его уроки. Войны, ненависть, злоба и зависть – не все качества, которые стали жить среди земных созданий. Демон становится печальным и скучно ему заниматься тем, чем должен.

Ангельское начало

Демон устал от зла в своей душе, он хочет перевоплотиться, ищет что-то новое в мире. Просто сеять зло среди людей – ему недостаточно. Как измениться черной силе? Он влюбляется в красавицу с неземной внешностью. Любовь должна очистить Демона, освободить его от Божьего наказания. Автор показывает героя манящим и сильным. Персонаж загадочен и обаятелен. Он красивая тайна, видение очарования. В уме Тамары дух обретает форму, ночной гость виден и воспринимаем. Для читателя он все еще загадка, но иногда и здесь начинает обретать черты. Демон становится тем, кого хотят, желают, любят. Автор не боится признать, что человек живет греховными мечтаниями. Характеристика духа не пугает, а привлекает:

Демон опасен как любое чувство, как змей – искуситель. Печаль внутри ночного гостя помогает понять, как тяжело духу переживать новое ощущение, поселившееся без его ведома, которым невозможно руководить. Любовь

Читайте также: