В связи с чем происходит видоизменение процесса эволюции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эволюция представляет собой процесс глобального масштаба, в ходе которого происходят видоизменения живой природы.

Важно отметить, что речь идет о всех изменениях в биосфере, которые произошли за время, пока наша планета существует. Эволюционные изменения связаны со множеством факторов.

К факторам эволюции относят:

  • изменчивость;
  • наследственность;
  • естественный отбор;
  • изоляцию;
  • дрейф генов;
  • борьбу за существование;
  • адаптации;
  • мутации;
  • популяционные волны.

Поскольку все факторы разные, то они также по-разному оказывают влияние на эволюционный процесс. Тем не менее отрицать вообще существование эволюционного процесса бессмысленно.

Роль эволюционных факторов в видообразовании

Пройдемся по каждому из факторов.

Первый фактор — наследственность. Под ней подразумевают способность организма из поколения в поколение передавать комплекс свойств организма. Как правило, эти свойства касаются обмена веществ и прочих оригинальных особенностей каждого отдельного организма.

Наследственность реализуется путем самовоспроизведения отдельных единиц генов, которые накапливаются в ядрах клеток. Гены несут ответственность за постоянство генетического набора и видового многообразия.

Изменчивость — противоположность наследственности. Она находит проявление в способности организма накапливать комплекс признаков и свойств, которые не зависят от родительских особей.

Изменчивость может быть:

  • наследственной или являющейся результатом мутаций;
  • ненаследственной, которая возникает за счет факторов внешней среды.

Борьба за существование — то, что задает специфику взаимоотношений между живыми организмами в ходе воздействия на них разнообразных факторов окружающей среды. Проигрывающие в борьбе за существование организмы гибнут. Выжившие организмы — это максимально приспособленные к существованию организмы.

Есть несколько вариантов борьбы за существование:

  • борьба с неблагоприятными условиями. Она оказывает довольно существенное влияние в период новорожденности организмов. В этот период у организмов нет приспособленности к резко меняющимся условиям окружающей среды;
  • межвидовая борьба или борьба за территорию, жилье, воду, свет и другое;
  • внутривидовая борьба или борьба за природные ресурсы, а также возможность размножаться и выбирать подходящего полового партнера.

Дарвин считал, что именно внутривидовая борьба является наиболее жесткой формой борьбы за существование, поскольку она происходит между животными, которые занимают одну экологическую нишу и используют одинаковый ресурс.

Все перечисленные выше формы борьбы за существование одинаково представлены в системе эволюции. Для оценки их влияния на определенный вид нужно брать во внимание специфику его жизнедеятельности и возможные генетические изменения в ряду поколений.

Естественный отбор представляет собой процесс выживания особей, наиболее приспособленных к постоянно меняющимся условиям среды.

В результате естественного отбора (и это его отличительная характеристика) возникают новые виды живых организмов. Это своеобразный вектор процесса эволюции. Открытие естественного отбора принадлежит упомянутом выше Чарльзу Дарвину.

Приспособленность состоит из особенностей анатомического строения тел, способов поведения, заботы о потомстве и др. В качестве примера приспособленности можно назвать наличие защитной окраски у животных (мимикрия, покровительственная, предупреждающая).

Мимикрия — это схожесть с несъедобными предметами или ядовитыми животными, у которых есть предостерегающая окраска.

Бабочка-стеклянница напоминает осу, а муха-пчеловидка — пчелу. Также есть муха-шмелевидка, которая похожа на шмеля, и бабочка-палочкник, напоминающая веточку.

Изоляция как эволюционный фактор предполагает наличие разнообразных препятствий, мешающих организмам свободно перемещаться и скрещиваться. Появление изоляции связано со множеством причин:

  • морфологическими;
  • территориальными;
  • генетическими;
  • экологическими.

В результате появляются очевидные различия между организмами и их развитием.

На мутации влияет два типа факторов: естественные и искусственные. Если изменения затрагивают генетическую природу организмов, то такие изменения можно назвать мутационными или наследственными.

Также мутации делятся на доминантные и рецессивные. Проявление доминантных происходит в первом поколении — далее эти мутации развиваются с учетом их значимости. Вредные мутации становятся причиной гибели организмов, а также могут заметно снизить способность оставить жизнеспособное потомство. В последнем случае естественный отбор устранит носителей таких мутаций в генофонде.

Если мутации являются нейтральными или полезными в определенных природных условиях, то они сохраняются в следующих поколениях.

Дрейф генов появляется в случае снижения численности популяции. Причиной таких снижений могут быть, к примеру, наводнения или пожары. Выживающие в различных природных катаклизмах организмы переходят в разряд определяющего звена в ходе формирования новой популяции.

Что касается популяционных волн, то они являются своеобразными колебаниями численности конкретных видов живых организмов. Такой фактор влияет на то, что малочисленные виды превращаются в многочисленные, а многочисленные становятся редкими видами.

Бывают сезонные и периодические популяционные волны. Все они закрепляются на генетическом уровне. Несезонные волны жизни находят проявление, когда на популяцию напрямую воздействую факторы окружающей среды (биотические и абиотические).

Самыми значимыми эволюционными факторами являются борьба за существование, наследственная изменчивость и естественный отбор.

Процесс эволюции подвержен множеству динамических изменений, поэтому к перечисленным факторам добавляется еще некоторое количество моментов.

При этом, важно понимать, что невозможно исключить ни один фактор из влияния на конкретную особь. Это значит, что все факторы работаю в комплексе.

Цель теоретического занятия:выяснить преобразующее влияние человека на природу, рассмотреть вопросы видоизменения процесса эволюции, познакомиться с последствиями антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности, привести примеры нарушения природных биогеохимических циклов.

Время:2 часа

Учебно-материальное обеспечение:

1. Компьютер, экран, проектор;

2. Электронная презентация к занятию.

Учебные вопросы:

1.Преобразующее влияние человека на природу.

2. Видоизменение процесса эволюции.

3.Последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности;

4. Преднамеренные воздействия человека на условия существования.


Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Преобразующее влияние человека на природу неизбежно. Вносимые его хозяйственной деятельностью изменения в природу усиливаются по мере развития производительных сил и увеличения массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Глобальные процессы образования и движения живого вещества в биосфере связаны и сопровождаются круговоротом вещества и энергии. В отличие от чисто геологических процессов биогеохимические циклы с участием живого вещества имеют значительно более высокие интенсивность, скорость и количество вовлеченного в оборот вещества.

С появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных. По мере развития цивилизации, особенно после промышленной революции конца средних веков, человечество овладевало все большей мощью, все большей способностью вовлекать и использовать для удовлетворения своих растущих потребностей огромные массы вещества.

Настоящие сдвиги в биосферных процессах начались в XX веке в результате очередной промышленной революции. Бурное развитие энергетики, машиностроения, химии, транспорта привело к тому, что человеческая деятельность стала сравнима по масштабам с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере. Интенсивность потребления человечеством энергии и материальных ресурсов растет пропорционально численности населения и даже опережает его прирост. В.И.Вернадский писал: "Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли". Последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнения биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата. Антропогенные воздействия приводят к нарушению практически всех природных биогеохимических циклов.




В соответствии с плотностью населения меняется и степень воздействия человека на окружающую среду. При современном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества сказывается на биосфере в целом.

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается преобразующее влияние человека на природу?2.В связи с чем происходит видоизменение процесса эволюции?

3. Охарактеризовать последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности;

4. Привести примеры нарушения природных биогеохимических циклов.

По учебной дисциплине

Экологические основы природопользования

1.Природа и общество, общие и специфические черты………………………………. 4

2. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности…….. 6

3.Признаки экологического кризиса………………………………………………. 9

4. Понятие природно-ресурсного потенциала и классификация ресурсов………….12

5. Пути предотвращения истощения ресурсов………………………………………..18

6. Охрана природы – элемент сохранения экологического равновесия на планете…………………………………………………………………………………. 22

6. Охрана и рациональное использование ресурсов Мирового океана……. 27

7. Основные загрязнители; их классификация………………………………………..30

8. Основные задачи мониторинга окружающей среды……………………………. 34

9. Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России……..38

10. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды……. 44

11. Участие России в деятельности международных

12. Экологическое образование и экологическая культура населения…………. 50

13. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение

14. Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия………………. 56

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы(28ч.)

Тема 1.1Природоохранный потенциал

Природа и общество, общие и специфические черты

Цель теоретического занятия:выяснить преобразующее влияние человека на природу, рассмотреть вопросы видоизменения процесса эволюции, познакомиться с последствиями антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности, привести примеры нарушения природных биогеохимических циклов.

Время:2 часа

Учебно-материальное обеспечение:

1. Компьютер, экран, проектор;

2. Электронная презентация к занятию.

Учебные вопросы:

1.Преобразующее влияние человека на природу.

2. Видоизменение процесса эволюции.

3.Последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности;

4. Преднамеренные воздействия человека на условия существования.


Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Преобразующее влияние человека на природу неизбежно. Вносимые его хозяйственной деятельностью изменения в природу усиливаются по мере развития производительных сил и увеличения массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Глобальные процессы образования и движения живого вещества в биосфере связаны и сопровождаются круговоротом вещества и энергии. В отличие от чисто геологических процессов биогеохимические циклы с участием живого вещества имеют значительно более высокие интенсивность, скорость и количество вовлеченного в оборот вещества.

С появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных. По мере развития цивилизации, особенно после промышленной революции конца средних веков, человечество овладевало все большей мощью, все большей способностью вовлекать и использовать для удовлетворения своих растущих потребностей огромные массы вещества.

Настоящие сдвиги в биосферных процессах начались в XX веке в результате очередной промышленной революции. Бурное развитие энергетики, машиностроения, химии, транспорта привело к тому, что человеческая деятельность стала сравнима по масштабам с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере. Интенсивность потребления человечеством энергии и материальных ресурсов растет пропорционально численности населения и даже опережает его прирост. В.И.Вернадский писал: "Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли". Последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнения биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата. Антропогенные воздействия приводят к нарушению практически всех природных биогеохимических циклов.

В соответствии с плотностью населения меняется и степень воздействия человека на окружающую среду. При современном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества сказывается на биосфере в целом.

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается преобразующее влияние человека на природу?2.В связи с чем происходит видоизменение процесса эволюции?

3. Охарактеризовать последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция №2. Ос о бенн о сти взаим о действия о б щества и при ро д ы .

Цель: Выяснить преобразующее влияние человека на природу, рассмотреть вопросы видоизменения процесса эволюции, познакомиться с последствиями антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности, привести примеры нарушения природных биогеохимических циклов.

Основные понятия: Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими, знаниями, умениями и навыками.

Роль природы в жизни человеческого общества

Для человека, как и для любого другого биологического вида , природа – среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда – это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду.

Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.

Охрана природы – это система научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.Основная цель охраны природы состоит в поддержке динамического равновесия естественных природных процессов, сохранении биологического разнообразия растений, животных, микроорганизмов, обеспечивающих благоприятные условия для жизни настоящих и последующих поколений людей, развития производства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету. Прогрессивное устойчивое развитие человеческого общества невозможно без рационального природопользования, которым называют совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и действенных мер по их сохранению и восстановлению.

Ч еловек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Преобразующее влияние человека на природу неизбежно. Вносимые его хозяйственной деятельностью изменения в природу усиливаются по мере развития производительных сил и увеличения массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Глобальные процессы образования и движения живого вещества в биосфере связаны и сопровождаются круговоротом вещества и энергии. В отличие от чисто геологических процессов биогеохимические циклы с участием живого вещества имеют значительно более высокие интенсивность, скорость и количество вовлеченного в оборот вещества.С появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных. По мере развития цивилизации, особенно после промышленной революции конца средних веков, человечество овладевало все большей мощью, все большей способностью вовлекать и использовать для удовлетворения своих растущих потребностей огромные массы вещества.

Настоящие сдвиги в биосферных процессах начались в XX веке в результате очередной промышленной революции. Бурное развитие энергетики, машиностроения, химии, транспорта привело к тому, что человеческая деятельность стала сравнима по масштабам с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере. Интенсивность потребления человечеством энергии и материальных ресурсов растет пропорционально численности населения и даже опережает его прирост. В.И.Вернадский писал: "Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли".

Последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнения биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата. Антропогенные воздействия приводят к нарушению практически всех природных биогеохимических циклов.В соответствии с плотностью населения меняется и степень воздействия человека на окружающую среду. При современном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества сказывается на биосфере в целом.

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем заключается преобразующее влияние человека на природу?

2.В связи с чем происходит видоизменение процесса эволюции?

3. Охарактеризовать последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности;


Видообразование. Микроэволюция

Раздел ЕГЭ: 6.1. Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы

Образование новых видов. Способы видообразования

Видообразование — возникновение новых биологических видов и изменение их во времени, пространстве.

  • Аллопатрический (географический). Возникновение нового вида в ходе распада родительского ареала вследствие территориальной изоляции.
  • Симпатрический (экологический). Возникновение нового вида в пределах материнского ареала вследствие изменений среды, мутаций, хромосомных перестроек и других явлений, приводящих к генетической изоляции. Особенность способа: всегда приводит к возникновению нового вида, морфологически близкого к исходному.
  • Прямое преобразование одного вида в другой (филетическое видообразование).
  • Скрещивание организмов, разнородных в наследственном отношении (гибридизация).
  • Расхождение признаков (дивергенция).

Видообразование

Биологическая изоляция приводит к изменению количества хромосом, различию в наборе генов, утрате способности к скрещиванию, образованию плодовитого потомства.

Микроэволюция

Микроэволюция — совокупность эволюционных процессов, протекающих внутри вида и приводящих к видообразованию.

Элементарная эволюционная единица популяция Особи популяции генетически неравноценны; популяция существует длительный промежуток времени
Элементарное эволюционное явление мутации Изменение генофонда популяции

Элементарные эволюционные факторы НЕнаправленного характера:

популяционные волны Колебание численности особей в популяции
изоляция Преграды к свободному скрещиванию особей
дрейф генов Изменение частот встречаемости аллелей в популяции

Элементарные эволюционные факторы направленного характера:

Естественный отбор ⇒ Процесс выживания организмов с полезными признаками и гибели организмов с вредными признаками в данных условиях среды.

Читайте также: