Школа шишкина какие бывают растения

Обновлено: 07.07.2024

Тема: “Какие бывают растения?”

Цели:

1. Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.

2. Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.

3. Воспитывать культуру общения в группах, в парах.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, кроссворд для работы в парах, таблицы для индивидуальной работы, схема-обобщение для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Работать будем в парах. Ответив правильно на все вопросы, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1. Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит).

2. В морях и океанах обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).

3. В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без . (кислород).

4. В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент . (азот).

5. Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (Нефть)

6. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

8. Группа звезд на определенном участке неба, объединенные в разнообразные фигуры (созвездия).

- Кто скажет, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня мы будем говорить о растениях. И в конце урока должны ответить на вопрос: “Какие бывают растения?”

III. Работа по теме урока.

На слайде появилось слово “растения”.

Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес.
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же.

- Чтобы наше путешествие прошло хорошо, и мы не побеспокоили обитателей леса, вспомните, как нужно вести себя в лесу?

- Рассмотрим изображение леса. Какие растения растут в лесу?

- На какие группы можно разбить растения леса? Вам предстоит поработать в парах. Попробуем распределить растения на группы. Внимательно рассмотрите растения, найдите сходства.

- Назовем 1 группу растений: БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА.

- Почему БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА попали в одну группу? Что у них общего?

- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.

- Как назовем эту группу растений? – Деревья. Слайд 6.

Информация о рябине. (Рассказывает ученик)

- Все ли деревья одинаковы? Чем ель отличается от других деревьев?

Вернуться по гиперссылке

Какие деревья можно выделить? /Лиственные, хвойные/

- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки, т.е. хвоинки/

- Приведите примеры лиственных и хвойных деревьев.

Информация о ели и сосне, туе.

Вывод: КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ?

- Итак, одну группу растений мы выделили – деревья.

- Назовем 2 группу растений: БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК.

- Почему в одну группу попали БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК?

- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.

- Как назовем эту группу растений? – Кустарники.

Информация о чернике и бруснике.

- Среди кустарников тоже можно выделить лиственные и хвойные кусты.

- К лиственным относятся: малина, крыжовник, смородина и т.д. А к хвойным – можжевельник и кипарис.

Информация о можжевельнике.

- Назовем 3 группу растений: ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА.

- Чем эти растения отличаются от других?

- Какой у них стебель?

Информация о ромашке.

- Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже?

- Какие растения располагаются на следующем этаже?

- А на самом нижнем?

Растения неслучайно так располагаются. Более низкие растения находят защиту от солнца, ветра.

IV. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

V. Закрепление изученного.

- Давайте проверим, верны ли наши выводы. Поможет нам в этом учебник с. 46, прочитать параграф.

- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.

- На странице 47 для вас задание. Будете работать в парах. Допишите в таблицы названия растений, правильно распределив их по группам.

- Проверим, как вы сделали задание.

VI. Экологическая страничка.

- Мы много сегодня говорили о растениях. Еще есть два очень важных вопроса, на которые мы должны сегодня ответить: “Что угрожает растениям?” и “Как их нужно охранять?”.

Минусы

Мы живем в промышленный век. Человек построил множество заводов и фабрик, которые производят очень полезные и нужные вещи. А как промышленные предприятия могут повлиять на жизнь растений?

Как еще человек использует растения? Да, деревья в лесах вырубаются: на дрова, для изготовления бумаги, строительство домов и т.д.

Красота леса радует и привлекает человека. Летом многие семьи выезжают на отдых в лес. И как результат - …

Пожары уничтожают лес за считанные минуты, а чтобы вырастить 1 дерево потребуются годы…

Русский народ издавна приметил, что многие лесные травы приносят пользу, исцеляют от многих болезней. И мы стали брать, брать и брать… И вот некоторые лекарственные растения занесены в Красную книгу (первоцвет, валерьяна и т.д.).

Плюсы

Как защитить лес от промышленных предприятий? Создание заповедников.

Древесина очень нужна человеку. Но как защитить лес? Только ли надо вырубать, забирать у природы?

Решение: высадка лесов. Не разводить костры в засушливых местах, обязательно затушить после себя.

Красная книга!

Цель: Создание условий для формирования представлений о многообразии растений.
Задачи: Формировать представления о многообразии растений, развивать умение формировать их по группам, познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, учить распознавать их. Воспитывать бережное отношение к природе.





В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Какие бывают растения"

Здравствуйте, ребята. Я мудрая сова Агата.

Недавно в одной умной книге я прочитала о трёх царствах: царстве растений, царстве животных и царстве грибов. И мне очень хочется рассказать вам о них.

А начну я свой рассказ с царства растений.

Задумывались ли вы о том, какие бывают растения? Мир растений очень богат и разнообразен. Тем не менее, все растения можно разделить на группы. Первая группа растений — это деревья.


Чем деревья отличаются от других растений?

У них один толстый и твердый стебель — ствол, покрытый корой. От него отходит много ветвей. Вы уже знаете много деревьев. Знакомы с белоствольной берёзой и нарядной рябиной, могучим дубом и неприхотливой липой. А вот стройная сосна и нарядная ель.

Все эти растения принадлежат одной группе — деревья. Но, если присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что у них есть определённые отличия. Чем ель и сосна отличаются от берёзы, рябины, дуба и липы? У берёзы, рябины, липы и дуба листья, а у ели и сосны вместо листьев иголки — хвоя.

Делаем вывод: деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев листья в виде пластинок, а у хвойных — иголки.

А знаете ли вы, что самыми высокими деревьями Земли принято считать секвойи.


Это хвойные деревья. Растут они в американском штате Калифорния.Отдельные экземпляры этих деревьев живут почти две тысячи лет и достигают высоты более 110 м.

Высокие деревья встречаются не только среди хвойных. Известны высокие экземпляры и среди лиственных деревьев. Первое место среди них занимает эвкалипт.



Много высоких деревьев растет в сибирских лесах. Очень высокими растут пихты.


Они достигают высоты от шестидесяти до ста метров.

Еще одним высоким деревом в России признан сибирский кедр.


Его высота может достичь пятидесяти метров.

А как вы думаете, какое дерево на нашей планете самое толстое? При всем многообразии видов, звание самого толстого принадлежит баобабам.


При относительно небольшой высоте, диаметр их ствола просто огромен. В высоту баобаб может достигать тридцати метров, в диаметре достигает девяти метров. Очень велика и продолжительность жизни баобабов. По наиболее осторожным оценкам баобаб живёт около одной тысячи лет.

А сейчас давайте познакомимся со следующей группой растений. Посмотрите на них: боярышник, барбарис, шиповник, можжевельник. Всё это — кустарники.


Они отличаются от деревьев тем, что у них не один ствол, а несколько, но более тонких.


Кустарники, как и деревья, бывают хвойные и лиственные. Так, боярышник, барбарис, шиповник — относятся к лиственным кустарникам, а можжевельник — к хвойным.


Можжевельник может прожить до 600 лет.


Воздух намного чище там, где посажен можжевельник, за сутки один гектар можжевельника испаряет почти 30 кг фитонцидов. Этого достаточно, чтобы очистить атмосферу крупного города от болезнетворных организмов. В Древней Руси из коры можжевельника делали посуду. В такой посуде не прокисало молоко даже в жаркий день.

Украшением лесов, лугов, полей, болот являются травы.


Это ещё одна группа растений.


У трав, или травянистых растений, стебли мягкие сочные. К травам мы отнесём подорожник, одуванчик, зверобой, мать-и-мачеху, колокольчик, ромашку и многие-многие другие.


Мир травянистых растений тоже очень богат.

Вот, например, ещё одна удивительная трава. Да-да трава, я всё сказала правильно. Банан часто называют деревом, ведь растение вырастает в высоту до 7 м. Но это неправильно. Банан — многолетнее травянистое растение.


А сейчас давайте вспомним. Растения принято делить на 3 группы: деревья, кустарники, травы.


У деревьев один твёрдый стебель — ствол, у кустарников — несколько тонких твердых стеблей — стволиков, а у трав стебли мягкие и сочные. Деревья и кустарники бывают хвойные и лиственные.

На сегодня всё. А в следующий раз мы поговорим о том, какие бывают животные.

Урок окружающего мира во 2 класс на тему (презентация):

Какие бывают растения?

познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава); учить детей различать травянистые и древесные формы растений;

воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация Power Point;

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

О каких богатствах природы говорили на прошлом уроке? (вода, воздух)

Что такое воздух? (смесь газов: азот - 78%, кислород - 21%, углекислый газ - 1%)

Роль воздуха для всего живого?

Что можете сказать о воде?

В каких состояниях вода может находиться в природе? (жидком, твёрдом, газообразном)

От чего происходит загрязнение воды?

Можно сказать, что только с поступками взрослых связано загрязнение воды? А дети?

Как нужно расходовать воду и почему?

– Ребята, давайте настроимся на работу. Сядьте удобно,

–сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (ЛЕС)

2. Основная часть.

Сегодня мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

– Прочитаем тему нашего урока. (Какие бывают растения?)

– А почему в конце предложения стоит вопросительный знак? Нам на уроке нужно найти ответы на этот вопрос.

– Внимательно посмотрите вокруг себя, в окно на улицу. Что нас окружает?

– На какие две группы можно всё это разделить? (Природа и всё, что сделано руками человека).

– Найдите лишний объект: ель, белка, ландыш, холодильник, солнце, луна, синица.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг … (природа)

– На какие ещё две группы можно разделить природу? Какая она бывает? (Живая и неживая).

– Разделите объекты на 2 группы: ель, белка, ландыш, солнце, луна, синица.

– А как вы думаете, на какие группы можно разделить эти объекты живой природы? (Бактерии, грибы, растения, животные и человек).

– Признаки живой природы. (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, старение и умирание)

А ходить не умеет. (Растение)

(Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю).

(Тело большинства растений можно разделить на подземную и надземную части. Подземная часть образована корнями. Они закрепляют растения в почве и поглощают воду и минеральные соли.)

– Ребята, у вас на партах рисунки растения. Найдите на рисунке части растения, рядом со стрелками поставьте соответствующие цифры. Работаем парами.(Приложение)

– Определите, о каком растении идёт речь:

У него зелёные листья. Что это может быть?

У него зелёные листья и корень. О чём речь сейчас?

У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое?

– Чем деревья отличаются от остальных растений? (У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви).

– Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник.

Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.

– Чем травы отличаются от других растений? (Травы обычно имеют мягкие зелёные стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них полностью отмирают. Травы ниже кустарников. Но есть и очень высокие – кукуруза, подсолнечник).

– Продолжим нашу цепочку. На какие группы мы разделили растения? (Травы, кустарники, деревья).

– Приведите примеры: деревьев, кустарников, травянистых растений. (Приложение)

– Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? А на следующих, поднимаясь вверх? (Травы, кустарники, деревья).

-Теперь немножко отдохнём и отгадаем загадки:

1. Что же эта за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

Ель – хвойное дерево. Хвоинки опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.

Ель влаголюбива, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.

2. У меня длинней иголки,

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она – светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Из сосновых брёвен строят дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны.

3.Что за дерево стоит,

А оно дрожит? (Осина)

4.Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки, белые реснички .(Ромашки)

Физкультминутка. (Учитель называет различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья.) – слайд 25

5.Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда проходит лето,

Мы едим его “конфеты”,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, дети, зубки! (Орешник)

6.И высок я, и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок.(Дуб)

Дуб – долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветвях осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит с поблекшими тёмно – коричневыми листьями.

7. Клейкие почки,

Стоит под горой. (Берёза).

8.Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – серёжки;

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки. (Подорожник)

9.Он стоял на гибкой ножке

В круглой шапке у дорожки.

Ветерок чуть набежал

И – развеял шапку-шар (Одуванчик)

10.Есть у родственницы ёлки

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20 – 60 хвоинок. Лиственница необычайно крепкое и тяжёлое дерево, оно даже тонет в воде. Срубы домов, построенные из лиственницы, стоят по 300 – 400 лет и только темнеют от времени.

11.Ты растение не тронь–

Жжётся больно, как огонь. (Крапива)

На зелёной ножке. (Ландыш)

– На какие группы можно разделить эти растения: берёза, одуванчик, смородина, ель, клён, сирень, мак, ромашка, шиповник. (Травы, кустарники, деревья).

– На какие две группы можно распределить эти деревья: берёза, ель, сосна, лиственница, дуб, липа. (Лиственные и хвойные). (Приложение)

– Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

– Почему хвойные деревья круглый год зелёные? (Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.)

– Зачем нам нужны растения? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей)

– Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких. В нашей стране она утверждена в 1974году. Красная книга Чувашии.

Читайте также: