В связи с чем древние башкиры считаются сложным этническим образованием кратко

Обновлено: 30.06.2024

Источник : Л.А.Ямаева. Переднеазиатский след в этногенезе башкир // Люди, культуры, пространство: социокультурная динамика мира Евразии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Уфа, 15-16 ноября 2016 г. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. 396 с. С.190-197.

Примечание: Печатается с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

К настоящему времени вопрос об использовании фольклора в качестве исторического источника для изучения этногенеза башкир не является дискуссионным. Используя метод исторического анализа фольклорных текстов, известный советский этнолог Р.Г. Кузеев исследовал сотни башкирских преданий, легенд, родословных (шежере). Фольклорные источники были использованы им для выдвижения собственной гипотезы происхождения башкирского народа, для выяснения времени и путей переселения тех или иных компонентов, вошедших в его состав, выяснения их родоплеменного состава и родоплеменной структуры [1].

Используя генеалогические легенды и исторические предания одной из этнических групп в составе южных башкир – усерган, Р.Г. Кузеев сделал ряд выводов. Ученый обратил внимание, что генеалогическая легенда родоплеменных вождей усерган начинается с Муйтен-бия, что, по его мнению, весьма интересно с точки зрения этнокультурных связей башкир-усерган с племенем мюйтен, наиболее древним этническим пластом в составе каракалпакского народа. На древние этногенетические связи двух названных племен указывают сходство тамг, некоторых названий родов и родовых подразделений и др. В конце I тысячелетия н.э., согласно точке зрения Р.Г. Кузеева, часть мюйтенов в составе печенежских племен могла переселиться в Восточную Европу, где они позднее приняли новое племенное название, согласно шежере, по имени сына Муйтена-бия – Усергана [2, с.85, 200].

В свою очередь, одна из известных специалистов по этнической истории каракалпакского народа Л.С. Толстова указывает на каракалпако-башкирские фольклорные соответствия, которые относит к средневековому этапу этногенеза каракалпаков. Исследовательница отмечает, что один из наиболее старинных жанров каракалпакского фольклора – исторические поэмы (толгау) – находит ближайшие аналогии в древнейшем эпическом жанре башкир – кубаирах. По мнению Л.С. Толстовой, в исторических преданиях каракалпаков нашел отражение тот период их этнической истории, когда они из Приаралья в составе печенежских племен вынуждены были откочевать на берега Едиля (Волги) и Жайыка (Яика, Урала) [3, с.157-159].

Вместе с тем, этногенетические предания содержат сведения о событиях, отстоящих от современности на сравнительно небольшом хронологическом расстоянии. В силу этого обстоятельства они не фиксируются другими внешними источниками этногенетических преданий (язык, антропология), так как за этот короткий для истории отрезок времени не успевают измениться соответствующие этнические характеристики [4, с.31].

На переднеазиатский след в этногенезе башкир-усерган указывает и имя сына их родоначальника – Усерган. На наш взгляд, это несколько видоизмененный вариант имени Саргон. Так звали основателя царства Аккада Шаррумнена (2316-2261 гг. до н.э.). В истории он известен как Саргон Древний. Хотя от Саргона дошли подлинные надписи, он известен больше по шумерским и аккадским поэмам, которые рассказывают о его жизни и царствовании. В этих поэмах его или превозносят как любимца богини Иштар, или осуждают за гордыню и пренебрежение к воле богов. Как считают специалисты, этническое происхождение Саргона Древнего восходит к восточным семитам [7, с.233, 234, 488]. В этой связи исследовательский интерес вызывает факт, зафиксированный Л.С. Толстой у каракалпакских мюйтенов. Во главе их мифологической генеалогии, пишет она, стоит Сам (Сим библейский), тогда как каракалпаки, как и большинство других тюркоязычных народов, выводятся от Япуса (Яфет библейский) [5, с.175].

Прародиной мюйтенов в науке считается обширная территория в районе озера Урмия (от верховьев Аракса и кончая верхним течением Тигра). На этой территории еще со времен Геродота (V в. до н.э.) были известны майтиены (матиены) как реальная этническая группа [10, с.66-67]. Ряд исследователей связывает их этноним с названием широко известного государства бронзового века Митанни, соседствующего в свое время с Хеттским государством и Ассирией. Пик могущества Митанни пришелся на XV в. до н.э., окончательно оно было уничтожено ассирийцами в 1260 г. до н.э.

* Автор выражает благодарность Ю.М. Юсупову за предоставленные неопубликованные данные его полевых исследований

** Территория современного Ирана (иранский Азербайджан).

*** Область (ном) Ур в дельте Евфрата.

1. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. 572 с.

2. Башкирские шежере / Составление, перевод текстов, введение и комментарии Р.Г. Кузеева. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1960. 304 с.

3. Толстова Л.С. Исторический фольклор каракалпаков как источник для изучения этногенеза и этнокультурных связей этого народа // Этническая история и фольклор. М., 1977. С.141-164.

4. Алексеев В.П. Этногенетические предания, лингвистические данные, антропологический материал // Этническая история и фольклор. М., 1977. С.9-32.

5. Толстова Л.С. Исторические предания южного Приаралья. К истории ранних этнокультурных связей народов Арало-Каспийского региона. М.: Наука, 1984. 247 с.

8. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т.II. L-R. Ленинград: Наука, 1973. 448 с.

10. Алиев И.Г. Племена и племенные группы в Атропатене // Вестник древней истории. 1987. №3. С.62-82.

11. Емельянов В.В. Гильгамеш: Биография легенды. М.: Молодая гвардия, 2015. 358 с.

13. Башкирское народное творчество. Т.I. Эпос. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. 544 с.

14. Петросян А.А. История народа и его эпос. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982. 216 с.

16. Ямаева Л.А. Эпос кушанской эпохи // Вестник ВЭГУ. Уфа, 2015. №1 (75). С.186-196.

17. Кожин П.М. Цивилизация, утонувшая в песках великой пустыни // У истоков цивилизации: сб. статей к 75-летию В.И. Сарианиди. М., 2004. С.83-91.

Кто такие башкиры?

Помимо того, что башкиры давние соседи русских, они интересны своей этнической историей, поскольку формировались на путях перемещений различных народов и, соответственно впитали в себя разнообразные культурные и хозяйственные черты.

Кроме того, нельзя забывать о том значительном месте, которое занимают башкиры в нашей стране – ведь это четвертый по численности народ в России (полтора миллиона человек в настоящее время).

Видимо точкой отсчета для создания башкирского этноса можно считать примерно VIII в. н.э., когда разваливается огромное, но весьма рыхлое политическое образование – Великий тюркский каганат. Он стал тем котлом, где варились, соединяясь и рассыпаясь, самые разные племена, но конечно преимущественно тюркского корня.

Впрочем, отдельные башкирские ученые говорят о куда более древнем происхождении башкир. Так упоминаемый в труде античного географа Птолемея (II в. н.э.) народ Пасиртай, проживавший в бассейне Дона, отождествляется ими, хотя и предположительно, с этнонимом башкурт. Все-таки в этом предположении проглядывается понятное желание удревнить историю своего народа.

Более уверенно можно говорить о появлении башкир на исторической арене в VIII-IX вв., когда о них сообщают арабские путешественники. Хотя, безусловно, процесс формирования башкирской народности формироваться начал раньше – по разным данным – с середины I тыс. н.э.

Надо сказать, что в этническом плане башкиры представляют собой народ, образовавшийся в результате сплава из многочисленных народностей. В район своего нынешнего расселения – от Волги до Южного Урала предки башкир пришли из среднеазиатских степей. Выдвижение предков башкир к Уралу и Волге идет видимо в составе других тюркских этносов, выделившихся из Тюркского каганата – хазар, печенегов.

В башкирском фольклоре немало пересекающихся сюжетов с казахами, узбеками и другими тюркскими народами. Но уже там, в Средней Азии тюркское ядро было разбавлено иранскими племенами. А в Приуралье к тюркскому компоненту добавился финно-угорский. Однако насчет значимости последнего в башкирском этносе идут непрекращающиеся споры.

Обосновавшись в Заволжье и Приуралье, башкиры до XIII века оказались под влиянием Волжской Болгарии, население которой было им родственным. Кстати, именно от Волжской Болгарии башкиры начинают принимать ислам. А в XIII в. монголы в ходе Великого Западного похода подчинившие себе народы Волги и Урала не только обогатили своим этническим влиянием башкир, но и, включив их земли в состав Золотой Орды, способствовали притоку сюда многочисленных представителей других тюркских племен.

Можно сказать, что Золотая Орда стала тем новым этническим котлом, в котором окончательно сложилась башкирская народность. Она же сделала ислам для башкир основным вероисповеданием. В дальнейшем, после вхождения территории башкир в русское государство исламский фактор только усилился, проникая во все сферы жизни. Это был эффективный способ консолидации народа и противостояния русской колонизации.

Вместе с тем, башкиры являлись народом, имевшим определенные привилегии, близкие казачеству, поскольку в силу военной подготовки, храбрости формировали иррегулярные части в составе русской армии. Одним из самых известных их деяний на этом поприще становится участие башкирских полков в Отечественной войне 1812 года. Их боевые качества доказали башкирские юрты на берегу Сены у стен Парижа в 1814 г.

Кто такие башкиры?

Та этническая пестрота, из которой появились башкиры, не исчезла полностью. Сохраняются географически обособленные различные антропологические типы башкир, различающиеся в основном степенью монголоидности. Причем любопытно, что мужские гены в основном соответствуют происхождению от тюркских народов, а женские – имеют большую примесь финно-угорского происхождения.

Эта пестрота отразилась и на языке башкир. Он относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи и имеет большое сходство с другими языками этой группы от среднеазиатских до поволжских, но в то же время в нем есть следы древнего влияния иранских языков, доставшиеся от контактов со скифами, присутствуют финно-угорское влияние, приобретенное уже в Приуралье, монгольское – полученное в составе Золотой Орды, арабское влияние, проникшее благодаря утверждению ислама и позднейшее довольно значительное воздействие русского языка.

Основным занятием башкир практически до новейшего времени было кочевое и полукочевое скотоводство, чему очень способствовали географические условия их обитания. Наличие соседствующих степных и горных районов было очень удобным для перекочевок в зимнее время в степи, а в летнее – в горы.

Несмотря на все сложности башкирской истории стоит отметить, что постоянный контакт с различными народами выработали у башкир терпимость по отношению к другим национальностям, религиям, что является условием мирного существования многонационального российского государства.

Ученые о происхождении башкир, родственных народах и значимости знания языка

– Можно ли сейчас говорить о том, потомками какого рода являются башкиры?

Владимир Волков: Любой народ состоит из разных частей. У кого-то предки пришли с Запада, у кого-то – с Востока. Сейчас мы выясняем, от какого рода происходят башкиры. И по древней ДНК уже кое-что можем сказать: большая часть башкир происходит от кочевников евразийской степи, которые жили где-то 3000 лет тому назад.

Располагались они от Причерноморья до монгольской степи, юга ближней Азии. К слову, и печенеги могли участвовать в формировании башкирского этноса. Вопрос остается лишь в том, какие именно племена являются предками. Здесь мы пока не готовы дать ответ. Мы видим большую группу, но раздробить ее пока не можем. Иногда мне кажется, что есть нечто общее между башкирами и алтайцами, но их корни уходят так далеко, что говорить об этом не имеет смысла.

Нужно получить больше информации. Проблема больше не во времени, а в деньгах. Потому что нужно привлекать ученых, которые занимаются изучением древней генетики.

Юлдаш Юсупов: Родовая структура является уникальным способом для познания рода. У башкир мужчина никуда из рода не уходил, а формировал свой собственный генофонд. Это называется патронимия (группа семей, образовавшихся в результате разрастания и сегментации одной патриархальной общины, сохраняющих в той или иной мере и форме хозяйственное, общественное и идеологическое единство и носящих общее патронимическое, то есть образованное от собственного имени главы разделившейся семьи, наименование – прим. ред.).

Миграционных волн со стороны Евразии было немного. Соответственно, изменение генетических маркеров минимально – зайдя однажды, они так и дробятся, передаются из поколения в поколение. У башкир это тоже сохранилось, но их территория постоянно была включена в миграционную зону, где нации наслаивались друг на друга, как в огромном пироге. Но древнейшее население, например, гаплогруппа N1с, прослеживается у башкир. Речь идет примерно о моменте распада финно-угорской семьи, произошедшей четыре тысячелетия тому назад. Можно сказать, что возникшая в то время мутация легла в основу современного генофонда. После этого шло наслоение кочевников бронзы, раннего железного века, потом сильнейшее расслоение кипчаков в Средневековье (нынешний генофонд).

На самом деле, много разговоров о том, что этнос не определяется генофондом, и мы не можем говорить, что определенная гаплогруппа относится к определенному роду. Хочу подчеркнуть, что гаплогруппа определяет лишь происхождение, но не род. А потом идентичность начинает влиять на генофонд.

_MG_7777.jpg

– С кем башкиры состоят в родстве?

В.В.: Самыми близкими родственниками для башкир являются ближайшие соседи – татары. Вопрос лишь в том, какие наследственные признаки их объединяют. Группы могут быть одинаковыми, а национальная идентичность разной, тем более, если их общий предок жил 1500 лет назад, то уже нельзя узнать, кто они по происхождению – башкиры или татары. Потому что этносы сформировались позже. У некоторых людей есть такие генетические линии, которые корнями уходят в Скандинавию, но его род обосновался на этой земле уже несколько столетий. А кто-то мог прийти через Волгу, поскольку известно, что викинги эти места занимали, проживали там и имели свои фактории. Показать происхождение или родство, конечно, можно, по крайней мере, с Чингисханом или пророком Мухаммедом. Такие линии среди башкир иногда встречаются.

Ю.Ю.: Если начать с Янаульского района Башкирии и идти на юг (Чекмагушевский, Миякинский, Зианчуринский), увидим превалирование одной гаплогруппы N1с. Но ни один род башкир не может быть древнее другого – все относятся к одному пласту. Вероятнее всего, одна кочевая группа связана с сарматским кочевым миром, те каким-то образом перебрались сюда, разрослись и образовали, к примеру, бурзянский род.

– Кстати, некоторые представители рода бурзян любят говорить, что они не являются башкирами, а когда-то были отдельным народом. Как прокомментируете их теорию?

Ю.Ю.: Был такой народ – бурджане, но связан ли нынешний бурзянский род с ним – это вопрос уже другой. Если возьмем захоронение и будем уверены, что там лежат останки алано-хазарских бурджан, то возьмем оттуда ДНК, и если выйдет бурзянская гаплогруппа, то можно конкретно сказать, что да, средневековые бурджане – и есть нынешние. Предположим, что раз генетические маркеры указывают на северный Кавказ, раз название и этноним примерно одинаковый, то, возможно, какая-то группа средневековых бурджан сохранила свою идентичность в виде родовой группы и влилась в северный народ.

В.В.: Разбивая генофонд разных групп (юго-восточных и северо-восточных) башкир можно увидеть определенную закономерность. По частотности, по процентным соотношениям гаплогруппы совершенно одинаковые или могут быть очень близки. Отсюда можно сделать вывод, что такое совпадение имеет общую историю: эти группы мигрировали вместе, либо проживали вместе, но разделились, сохранив определенное количество линий. Так можно целые народы рассматривать. Взять в целом башкир и посмотреть, кому они ближе по гаплогруппам. Хотя по мужским линиям можно увидеть, что некоторые группы по своему генофонду близки к популяции другого большого народа.

_MG_7775.jpg

Ю.Ю.: Башкиры в совокупности похожи, в первую очередь, сами на себя. Генофонд у них так же уникален, как и любой другой. Уникальность в том, что соотношение гаплогрупп и частотность редко встречаемы, как отпечатки пальцев. Но когда мы делим народ на этнографические группы или на роды, то видим, что эта картинка начинает расплываться. Мы видим, что северо-западные башкиры очень сильно тяготеют к финно-угорскому миру, схожесть уходит в сторону северо-восточной Европы (эстонцы, Коми). У северо-восточных видно, что они похожи на алтайцев.

– Зачем человеку в XXI веке нужно знать свою родословную?

В.В.: У каждого свое видение этого вопроса. Я представляюсь, как генеалог, и мне всегда интересно узнать глубже – кто был предком того или иного народа, откуда он пришел и когда появился на определенной территории. Если мы видим какие-то мутации, то можем говорить, что это люди относятся к кипчакам, тамьянам или сарматам.

Если мы знаем своих предков, то становимся совсем другими людьми – корнями прирастаем к своей истории, земле, чувствуем родство с прошлым, и у нас появляется ощущение защищенности, как поддержки целого рода. Знание родословной выступает мощной объединяющей силой, которая еще создает культурные ценности, дает сильную эмоциональную подпитку. Да, бывают люди, которые говорят, что им это не надо. Но поверьте мне, как только они узнают свою родословную, то они будут увереннее стоять на земле.

– Вместе с родословной нужно ли знать и родной язык?

В.В.: Хочу сказать, что я, как человек удаленный от этой проблемы, считаю знание языка обязательным. Возьмем Республику Башкортостан. Эта территория башкирская, значит, проживая здесь, человек должен учить национальный язык. Ты должен понимать и знать его, чтобы таким образом впитывать культуру. А сами башкиры в обязательном порядке должны знать, хотя бы попытаться учить.

Ю.Ю.: Язык – наша ценность, и мы должны это понимать. Если мы сегодня говорим об истории и о языке, то чтобы не исчезнуть как многонациональный народ, мы должны понять, в чем ценность национального языка не только для самих башкир. Он, как и любой другой язык, важен, и его нужно сохранить.


Первые люди на Евразийском континенте жили еще в палеолите. 40 тысяч лет назад первобытные люди расселились до берегов Северного Ледовитого океана и, возможно тогда перешли в Америку. Переселенцы же мезолита (с 12 тысячелетия до н.э.) или вытесняли старые (местные) общества или смешивались с ними.

1.1 Эпоха разделения древнего мира на государства и забвения о своих корнях во 2 тысячелетии до нашей эры – 1 век нашей эры.

Ко 2 тысячелетию до нашей эры вся Передняя Азия уже была раздираема войнами между, вначале городами-государствами, позднее - между мелкими государствами состоящими из нескольких городов региона, и далее - между крупными государствами: Вавилон, Ассирия, Хеттское государство, Сирия, Мидия. Скопление народа, нехватка земель, видимо, вызвало переселение части людей в Северную Индию, и, я уверен, на Алтай тоже. Кроме того, часть переселенцев осела в Средней Азии и образовала там новые государства Туран, Хорезм, Согдиана. Эти новые государства послужили на некоторое время преградой для связей Алтайских переселенцев с Передней Азией, своей родиной. И Алтайцы, в конце концов, обособились, слились с переселенцами ранних эпох, и влились в водоворот кипевших войн между Алтаем и Китаем, в последующем забыв, откуда они родом.
Другая, западная ветвь переселения тоже слилась с более ранними переселенцами, но они принесли новые знания и постепенно образовали новые государства в Греции, Италии, Испании, в Африке (Карфаген). И они постепенно забыли о своих корнях к 1 веку нашей эры. Начиная же с Александра Македонского, позднее и Рим, окрепнув, сам пошел завоевывать землю своих забытых предков – Переднюю Азию, и далее до Средней Азии и Индии. Это объясняется тем, что на Западе не было такого государства как Китай, и энергия роста новых государств Запада устремилась на Восток. И на границе их, которая проходила через Малую Азию вдоль восточного побережья Средиземного моря и до Египта, возникло противостояние, в котором никто не мог победить окончательно.
Таким образом, к 1 веку нашей эры на просторах Евразии возникли 2 постоянно действующих фронта противостояния:
1. Между западной Европой и Передней Азией.
2. Между Алтаем и Китаем.
Государства, вовлеченные в эти противостояния, настолько замкнулись в этих бесконечных войнах, шедших с переменным успехом, что совершенно забыли о существовании другого мира, то есть Запад забыл об Алтае и Китае, а Алтай не вспоминал о Передней Азии, и пока совершенно не знал о Западной Европе.

1.2 Обстановка на Южном Урале к 1 веку нашей эры.

3. О тумэн, - кто они?


4. Еще одно рассуждение о происхождении названия этноса Башкир.

Поэтому можно предположить, что союз племён в 530 г. до н. э. победив персов, могли начать называть себя Великокурдами = Башкурдами.


Мустафин Наиль Мухаметович, 2010год

Башкиры верят что эпос Урал батыр это летопись происхождения народов .Недавно я повторно прочитал эпос в переводе Айдара Хусаинова И мне пришла в голову неожиданная мысль с чем и спешу поделиться. Давным давно очень довно жили были старик со старухой и были у них два сына старший Шульган и младший Урал . Дальше мы сделаем вот что . Шульган будет R1a , а Урал R1b. Сын Шульгана Хакмар - R1a . Хакмар-Сакмар - Самара -это в честь его. У самарских и саратовских башкир галогруппа R1a - 48% почти на уровне русских и по последним исследованиям самые древние R1a найдены в районе Самары . Младший сын Урала Идель R1b был дружен с Хакмаром да их матери были родными сестрами , он жил рядом с Хакмаром . Река Волга ранее называлась Идель -это в честь его . Народы Хакмара и Иделя составляпи впоследствии основу Великой Булгарии .Народ Иделя - нынешние пермские башкиры галогруппа R1b до 87%. Сейчас идет полемика кто раньше жил в европе народы R1a или R1b и дошли до того что решили что они мигрировали встречным курсом по моему твердому убеждению они издревле жили вместе и являлись одним народом .Русская галогруппа как её некоторые называют родилась на Урале и прожила все это время в Поволжье .Так же кельтская родилась на Урале У башкир из 87% R1b - 5% очень древние . Отсюда они и распространились по Европе не врозь а вместе . Европейские языки пошли от народов Хакмара и Иделя . . Далее .Азия . Ученые упорно настаивают о происхождении R1a и .R1b в Средней Азии и Они совершенно правы . Вот почему. Шульган после поражения от Урала покинул родину и ушел в Азию . В мифах и преданиях Алтая-Азиатских народов он фигурирует как верховное божество Ульген прородитель народов по разным данным у него было ДЕВЯТЬ детей все Азиатские R1a берут начало от него кигизы ,туркмены до 60% R1a и.т.д. . Далее..Желая отомстить за смерть отца старший сын Урала Яик устремляется за дядей Шульганом в Азию . В мифах и преданиях Алтайских народов он фигурирует как Джаик хан повелитель водной стихии Все Азиатские R1b - от него сына Урала . От Азиатских R1a иR1b произошли тюрки и тюркский язык .Вот почему найденная на Алтае "кельтская царевна" европеид и только поэтому после Чингиз хана галогруппа русских не изменилась . На мой взгляд Урало-Поволжье и Сренюю Азию можно в одинаковой степени признать родиной галогрупп R1a и R1b ведь разница в происхождении примерно 20-40лет это и путает всех. Далее.Средний сын Урала Нугуш / река в Башкирии/ остался на Южном Урале отсюда у башкир -87%R1b/ У башкир существует род ЯЛАН или АЛАН т.е. осетины . Они ушли разделившись во времена гуннов .Отсюда большая частота древних R1b на кавказе . По моему твердому убеждению европейские и тюрксие языки развивались каждый по своему но на одной основе не рискну этот язык назвать башкирским но это был один праязык . Почему Шульган -R1a по логике в эпосе все враги Урала к кому ушел Шульган имеют персидские иранские имена АЗРАК КАХ_КАХ да и сам ШУЛЬГАН вспомните эпос о Гильгамеше т.е. все Арии или как принято сейчас R1a. а его противник есстественно Урал- R1b.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: