В соответствии с выделенными категориями детей в педагогической классификации были созданы различные типы школ

Обновлено: 08.07.2024

Кондуктивная тугоухость – вызвана
повреждениями в наружном и среднем
ухе, снижение слуха незначительно, в
большинстве случаев излечима.
Сенсоневральная
тугоухость

вызвана повреждениями во внутреннем
ухе.
Смешанная тугоухость.
(Двусторонняя и односторонняя).
Типы нарушений слуха

4. сенсоневральная

Сенсоневральная
(нейросенсорная)
тугоухость

это
потеря
слуха,
вызванная
поражением
структур внутреннего уха, преддверноулиткового нерва или центральных
отделов
слухового
анализатора (в стволе и слуховой коре
головного мозга).
сенсоневральная

5. децибел

Чаще всего в дБ выражают уровень звукового давления; в этом случае меньшая
величина обычно соответствует значению 2×10−5 Н/м2, обозначаемому как нулевой
уровень давления. Уровень звукового давления в дБ примерно равен уровню
интенсивности звука при нулевом уровне 10−12 Вт/м2. Величина дБА — уровень
звукового давления, измеренный в дБ при помощи шумомера, содержащего
корректирующую цепочку, снижающую чувствительность устройства на низких и
очень высоких частотах, для того чтобы точнее имитировать чувствительность
человеческого уха и получать отсчеты, дающие некоторые указания на громкость,
неприятное действие или приемлемость звука. Уровень шума чаще всего измеряют
в децибелах.
Сила звука в децибелах:
Разговор: 40—45
Офис: 50—60
Улица: 70—80
Фабрика (тяжелая промышленность): 70—110
Цепная пила: 100
Старт реактивного самолёта: 120
Вувузела: 130
децибел

6. Педагогическая классификация

7. 1 – снижение слуха до 25 – 40 дБ 2 – 40 – 55 дБ 3 – 55 – 70 дБ 4 – 70 – 90 дБ

Слабослышащие (тугоухие)
Тугоухость

затруднения
стойкое
в
понижение
восприятии
речи
слуха,
и
вызывающие
самостоятельном
овладении ею. Однако остаётся возможность овладения с
помощью слуха ограниченным и искажённым составом
слов.
Тугоухость
может
быть
выражена
в
различной
степени – от небольшого нарушения восприятия шёпотной
речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной
1
2
3
4
громкости. Принято выделять четыре степени тугоухости.




снижение слуха до 25 – 40 дБ
40 – 55 дБ
55 – 70 дБ
70 – 90 дБ

8. расстояние

9. снижение слуха более 90 дБ

Глухие
Глухота – глубокое стойкое поражение
слуха, при котором восприятие речи без
слухового
аппарата
становится
невозможным.
При
глухоте
самостоятельного
овладения
речью
(спонтанное формирование речи) не
происходит.
В
соответствии
с
Международной
классификацией
глухота –
снижение слуха более 90 дБ

10. категории глухих детей

Принципиальное значение имеет время возникновения
нарушения слуха. Чем раньше возникло нарушение, тем
больше оно отражается на формировании речи.
Потеря слуха в том возрасте, когда речь ещё не
сформировалась
(примерно
до
2
лет),
приводит
к
полному её отсутствию. Дети, родившиеся глухими или
потерявшие слух до 2 лет, ранооглохшие.
Дети, потерявшие слух, в период, когда их речь была
сформирована – это позднооглохшие дети.
категории глухих детей

11. категории слабослышащих детей

Слабослышащие дети, которые к
моменту поступления в школу имеют
тяжёлое недоразвитие речи;
Слабослышащие дети, владеющие
развёрнутой фразовой речью с
небольшими отклонениями в
грамматическом строе, фонетическом
оформлении.
категории слабослышащих детей

12. Дифференцированные условия обучения

В
соответствии
с
выделенными
категориями
детей
были
созданы
различные типы школ:
специальная школа для глухих детей;
специальная школа для слабослышащих
и
позднооглохших
детей
с
2
отделениями: первое – для детей,
владеющих развёрнутой речью; второе
– для детей с глубоким недоразвитием
речи.
Дифференцированные условия
обучения

13. Группы детей с нарушенным слухом по наличию или отсутствию дополнительных отклонений

не имеющие дополнительных
нарушений в развитии;
имеющие дополнительные отклонения в
развитии (одно или в сочетании):
нарушение интеллекта, зрения, опорнодвигательного аппарата, эмоциональноволевой сферы.
Группы детей с нарушенным
слухом по наличию или
отсутствию дополнительных
отклонений

14. неоднородность

Таким образом, дети с нарушенным слухом
представляют собой неоднородную группу,
характеризующуюся разной степенью и
характером нарушений слуха; временем,
в котором произошло нарушение слуха;
уровнем речевого развития; наличием
или
отсутствием
дополнительных
отклонений в развитии в качестве
первичных, а также педагогическими
условиями, в которых находился ребёнок
после потери слуха.
неоднородность

Необходимость дифференциации контингента лиц, имеющих нарушения органов слуха, тесно связана с практикой построения медицинских и педагогических типологий детей со стойкими нарушениями слуха. Созданные педагогические классификации адресованных учителю и направлены на обоснование различных подходов к обучению лиц с недостатками слуха

В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы.

Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Льва Владимировича Неймана (1977).

В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха.

В основу определения степени снижения слуха положены результаты исследования слуха методом тональной аудиометрии и речью.

Различаются два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота.

Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Лев Владимирович Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Лев Владимирович Нейман отмечает, что возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125-250 Гц;

2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха. В нашей стране наибольшее применение находит психолого-педагогическая классификация Рахиль Марковна Боскис. Ее основу составляют положения теории компенсации психических функций Л. С. Выготского, в частности положение о сложной структуре нарушения. Рахиль Марковна Боскис предложила новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха:

§ степень потери слуха;

§ время возникновения нарушения слуха;

§ уровень развития речи.

В соответствии с названными критериями выделяют следующие группы.

Первая — глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.




Психолого-педагогическая классификация Рахиль Марковны Боскис имеет важное значение также для правильного комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, их подготовки к обучению в разных типах специальных школ.

Необходимость дифференциации контингента лиц, имеющих нарушения органов слуха, тесно связана с практикой построения медицинских и педагогических типологий детей со стойкими нарушениями слуха. Созданные педагогические классификации адресованных учителю и направлены на обоснование различных подходов к обучению лиц с недостатками слуха

В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы.

Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Льва Владимировича Неймана (1977).

В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха.

В основу определения степени снижения слуха положены результаты исследования слуха методом тональной аудиометрии и речью.

Различаются два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота.

Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Лев Владимирович Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Лев Владимирович Нейман отмечает, что возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125-250 Гц;

2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха. В нашей стране наибольшее применение находит психолого-педагогическая классификация Рахиль Марковна Боскис. Ее основу составляют положения теории компенсации психических функций Л. С. Выготского, в частности положение о сложной структуре нарушения. Рахиль Марковна Боскис предложила новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха:

§ степень потери слуха;

§ время возникновения нарушения слуха;

§ уровень развития речи.

В соответствии с названными критериями выделяют следующие группы.

Первая — глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.

Психолого-педагогическая классификация Рахиль Марковны Боскис имеет важное значение также для правильного комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, их подготовки к обучению в разных типах специальных школ.

Дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование речи, т. е. той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора. Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом времени наступления слухового дефекта выделяют 4 группы детей с нарушениями слуха и речи.

Существует также классификация глухих детей со сложным дефектом, т. е. аномалии слухового анализатора сочетаются с нарушениями работы других органов и систем организма.

Классификация глухих и слабослышащих детей,
осложненная нарушениями в работе других анализаторов

Глухие и слабослышащие дети

С нарушением зрения

В процессе обучения глухого ребенка большая нагрузка падает на зрение. Когда изучили причины стойкой неуспеваемости глухих детей (Г. П. Бертынь), оказалось, что у более чем 50% обследованных выявлено нарушение зрения. У данной группы детей это является единственной причиной школьной неуспеваемости. Поэтому каждый ребенок с патологией слуха должен находиться под динамическим наблюдением врача-офтальмолога. Нарушение зрения в виде миопии встречается у 25% слабослышащих и у 35% глухих. Нарушения зрения приводят к повышенной утомляемости глаз и всего организма в целом, а также к постоянным головным болям.

Глухие и слабослышащие дети

С нарушениями мышечной системы

К этой группе детей относят глухих детей с детским церебральным параличом. Они обучаются в специальных классах при школах для глухих детей. Эти дети не могут обучаться в обычном классе для глухих детей из-за мышечных поражений. При неврологическом обследовании таких детей выявляется снижение поверхностной и глубокой чувствительности конечностей. Эти нарушения лежат в основе трудностей, возникающих при обучении письменной речи и особенно при освоении дактилологии. Данные нарушения препятствуют успешной учебе в школе, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации, даже когда у ребенка нет умственной отсталости.

Синдромальные формы глухоты

В настоящее время описано около 500 синдромальных форм глухоты. Продолжая исследования, ученые выявляют и дополняют к описанным новые синдромы. Ранняя клиническая диагностика, организация адекватного процесса воспитания и обучения способствуют более полной социальной адаптации и реабилитации глухих детей. Частота встречаемости синдромов Маршалла, Крузона и др. составляет примерно 1%.

Глухие и слабослышащие дети с задержкой

Психического развития (ЗПР)

Глухие и слабослышащие дети

С умственной отсталостью

Известно, что при работе с глухими и слабослышащими детьми с нарушениями интеллекта трудно добиться необходимого эффекта при обучении, в то же время глухой ребенок с сохранным интеллектом очень часто достигает высоких результатов при обучении. У глухих детей может быть различная форма умственной отсталости — как олигофрения, так и деменция. Глухие дети с неосложненной формой олигофрении имеют благоприятный прогноз, очень часто вполне социально реабилитированы. У глухих детей с прогредиентными заболеваниями (шизофрения, эпилепсия и др.), приводящими к прогрессированию умственной отсталости, прогноз отрицательный как в отношении социальной адаптации, так и жизни в целом. Во время обучения таких детей возникает необходимость их вывода на обучение по индивидуальной программе на дому.

На основании классификации различных групп детей с нарушениями речи, произведенной Р. М. Боскис, осуществляется дифференцированное специальное обучение детей с нарушениями слуха. В соответствии с выделенными категориями детей в педагогической классификации были созданы различные типы школ:

♦ специальная школа для глухих детей;

♦ специальная школа для слабослышащих и позднооглохших детей. В ее состав входят два отделения: первое — для детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глубоким недоразвитием речи.

Одно из важных направлений в сурдопедагогике связано с совершенствованием педагогической классификации. Эта проблема очень актуальна, т. к. в каждом типе специальной школы есть дети, у которых наблюдается сложный дефект в виде сочетания нарушения слуха с задержкой психического развития, с патологией характера и поведения, нарушением опорно-двигательного аппарата и т. д. Всестороннее изучение особенностей развития детей со сложными дефектами, совершенствование их педагогической классификации будет способствовать повышению уровня коррекционной учебно-воспитательной работы и определит более четкие критерии для отбора этих детей в особые классы внутри специальной школы для глухих и слабослышащих.

Уровень развития речи у детей
с нарушениями слуха

При нарушении слуха уровень развития речи неодинаков и зависит от следующих факторов: степень нарушения слуха; время возникновения дефекта слухового анализатора; педагогические условия, в которых находился ребенок после нарушения функционирования слухового анализатора; индивидуальные особенности самого ребенка.

Каждый из вышеперечисленных факторов играет огромное значение при оценке речи детей. Степень снижения слуха и развитие речи у детей находятся в прямой зависимости. Чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь. Если снижение слуха незначительное, то отклонения речи не резко выражены. Если наблюдается тяжелая степень снижения слуха, ребенок остается немым до начала специального образования. При средней степени снижения слуха отмечаются нарушения в фонетической, лексической, грамматической стороне речи. Слух может быть нарушен в разные периоды жизни ребенка. От временного фактора зависит наличие или отсутствие вторичных проявлений дефекта. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на сформированности речевой функции. Потеря слуха у ребенка до двухлетнего возраста, когда речь еще не сформирована, ведет к полному отсутствию речи. Потеря слуха до 3-3,5 лет приводит к утрате сформированной речи. Речь почти полностью распадается при полной потере слуха в 4-5 лет, если специальное обучение не начато сразу. Потеря слуха в 6-7 лет приводит к резкому искажению речи ребенка, и без специальной педагогической помощи речь будет постепенно ухудшаться. Если слух у ребенка потерян после 7 лет, имеются навыки овладения грамотой, то речь может быть сохранена при условии систематической коррекционной работы.

При частичной потере слуха у детей временной фактор также является очень важным — он определяет уровень развития речи. Незначительное понижение слуха у детей в возрасте до 3 лет приводит к задержке или недоразвитию речи. После 3 лет снижение слуха вызывает меньшие отклонения в развитии речи.

Таким образом, уровень развития речи у детей с нарушениями слуха во многом определяется временем возникновения слухового дефекта. Педагогические условия, в которых находился ребенок с момента нарушения слуха, имеют огромное значение для его психического и речевого развития.

Чем раньше были предприняты специальные как медицинские, так и педагогические меры по устранению последствий снижения слуха, тем более успешно будет развиваться ребенок. Создание речевой среды в семье, проведение раннего слухопротезирования, организация специальной работы по развитию слухового восприятия и речи определяет успешное развитие ребенка.

Индивидуальные особенности также влияют на уровень развития речи. В процессе овладения речью играет большую роль активность личности ребенка, подвижность мыслительных процессов. Компенсации слухового дефекта и развитию речи способствует устойчивое зрительное внимание и память.

Формирование речи у глухих детей основывается на компенсаторном использовании сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Активно привлекаются зрительное и слуховое восприятие, кинестетические ощущения, тактильно вибрационная чувствительность. Сурдопедагог помогает глухому ребенку овладеть движениями речевого аппарата, развить слуховое восприятие (с обязательным использованием звукоусиливающей аппаратуры).

Развитие речи слабослышащих детей проходит на основе остаточного слуха при условии естественного общения. Даже если восприятие устной речи неполное, ребенок способен овладеть устной речью самостоятельно, но с различными нарушениями. При создании условий интенсивного развития и использования слуха возможность самостоятельно овладеть грамматическим строем речи быстро возрастает.

Позднооглохшие дети имеют сформированную, развитую речь. У них наблюдается разный уровень сохранности речи. До потери слуха у позднооглохшего ребенка развитие речи и формирование словесного мышления проходило в условиях естественного речевого общения на основе слуха. Большинство позднооглохших имеют тяжелую степень слухового дефекта. На первый план коррекционного обучения ставится задача формирования восприятия речи на зрительной основе либо на слухозрительной (с помощью звукоусиливающей аппаратуры). Позднооглохшие дети должны приобретать навык зрительного восприятия устной речи позже самого момента овладения речью. Этим они отличаются от остальных детей с нарушением слуха.

Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребенка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения. Это ограничение влияет на формирование психики ребенка. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.

В первые 2-3 месяца жизни различия между глухим и слышащим ребенком почти не определяются (Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау). Крик и гуление глухого ребенка мало отличаются от таковых у слышащего. У глухих детей лепет появляется, но постепенно угасает из-за невозможности контроля за своим произношением.

У глухих детей раннего возраста речь не может быть сформирована. Однако у них без специального обучения появляются различные голосовые и артикуляционные реакции. Это различные нечленораздельные звуки, восклицания, связанные с положительными или отрицательными эмоциями ребенка. Эти звуки и используются для привлечения внимания взрослых к себе.

Может наблюдаться смех, плач, произнесение отдельных речевых вокализаций. Дети раннего возраста часто используют эти звуки при общении со взрослыми, в игре. Дети пытаются через лепет выразить свои желания и потребности. Ребенок начинает применять различные звукосочетания для обозначения предметов и действий. Однако эти сочетания звуков не похожи на слова родного языка, и их понимает только ограниченный круг близких ребенку людей. Звукосочетания используются вместе с неречевыми средствами общения — такими, как естественные жесты, взгляды, указания на предметы и т. д. Без обучения количество голосовых реакций с возрастом сокращается, они становятся более однообразными, потом исчезают совсем. Речевое развитие слабослышащих детей в младенческом возрасте характеризуется большим разнообразием, что связано с состоянием их слуха. Формирование предпосылок речи протекает примерно так же, как и у глухих. У детей с легкой и средней тугоухостью в раннем возрасте наблюдается много голосовых реакций. На 2-м году жизни появляется лепет, более бедный, чем у слышащих детей, но отличающийся от лепета глухих детей. Иногда к 2-3 годам появляются лепетные слова, слова, обозначающие названия игрушек, окружающих предметов. Эти слова произносятся с большим количеством грамматических и фонетических искажений. У небольшого числа слабослышащих детей появляется короткая фраза. Дети с тяжелой тугоухостью по состоянию речи в раннем возрасте внешне похожи на глухих. Однако у них больше голосовых реакций, чем у глухих, лучшее подражание речи взрослых.

В дошкольном возрасте у глухих детей без обучения речь не формируется. Отмечаются различные голосовые реакции, звукосочетания, лепет. Без обучения число голосовых реакций сокращается, они остановятся более однообразными, к пяти-шести годам исчезают совсем. Иногда старшие дошкольники, не обученные речи, осознают свои речевые проблемы, неохотно идут на общение с людьми, уходят от контактов со взрослыми и слышащими детьми. Количество средств неречевого общения с возрастом у глухих дошкольников расширяется. Появляется больше естественных жестов, которые дети копируют у взрослых или придумывают сами. Развиваются разнообразные взгляды, характеризующие их эмоциональное состояние.

Одним из главных условий проведения работы по развитию речи является организация слухоречевой среды, которая предполагает постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов. Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах. Эта работа проводится длительно, в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на специальных систематических занятиях.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха на 2-3-м году жизни имеет более высокий темп. В связи с познанием разных предметов, явлений, у ребенка появляется словарь их названий, действий с предметами. Постоянное использование простых по структуре фраз делает доступными для понимания некоторые из них, наиболее часто повторяемые. Важно учить ребенка понимать значения глаголов, так это необходимо для понимания и использования фраз. С детьми дошкольного возраста продолжается работа, начатая еще в раннем возрасте. Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются к работе с детьми раннего возраста. Однако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учитель-логопед Удовенко Н.И.

МБДОУ №10
КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛУХА.
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ СЛУХА.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СЛУХА.

классификация Л. В. Неймана
Различаются два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота.
Тугоухость - снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью.
Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.
В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).

Выделяются три степени тугоухости:
1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.
Затруднения в овладении речью могут возникнуть у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние слуха Л. В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью.

Глухота – это такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным.
возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот.
классификация Л. В. Неймана

В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125-250 Гц;
2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

Международная классификация нарушений слуха
В настоящее время при оценке состояния слуха детей в медицинских учреждениях используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с этой классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000 и 2000 Гц.

1-я степень тугоухости — снижение слуха не превышает 40 дБ;
2-я степень — от 40 до 55 дБ;
3-я степень — от 55 до 70 дБ;
4-я степень — от 70 до 90 дБ.
Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Классификация Р.М.Боскис
основные критерии, положенные в основу педагогической типологии детей с недостатками слуха и характеризующие своеобразие их развития:
Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых.
Для правильного понимания развития ребенка с недостатками слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха (без специального обучения).
Слух и речь тесно связаны между собой.
Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна не только по степени слухового дефекта, но и по уровню речевого развития.

две основные группы детей с недостатками слуха:
глухие и слабослышащие.
К первой группе отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения)
Вторая группа — слабослышащие дети, с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.

Психолого-педагогическая классификация Р.М.Боскис
В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ:
1) специальная школа для глухих детей;
2) специальная школа для слабослышащих и позднооглохших с двумя отделениями: первое — для детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глубоким речевым недоразвитием.
Психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис имеет важное значение также для правильного комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, их подготовки к обучению в разных типах специальных школ.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ слуха
1.Причины и факторы наследственного характера

приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ слуха
2.Факторы эндо- или экзогенного воздействия на орган слуха плода
(инфекционные заболевания матери, интоксикация матери, травмы матери во время беременности, несовместимость крови плода и матери по резус-фактору)

появление врожденной глухоты или тугоухости

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ слуха
3. Факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития
(последствия воспалительного процесса в среднем ухе, инфекционные заболевания, действие антибиотиков, родовые травмы, механические повреждения, ушибы)

возникновение приобретенной тугоухости

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СЛУХА
Профилактика тугоухости и глухоты у детей является важнейшим путем решения проблемы тугоухости. Важную роль играют здесь мероприятия, направленные на охрану здоровья женщины во время беременности.
Ведущую роль в предупреждении наследственно обусловленных форм тугоухости играют медико-генетические консультации.
Необходимо ограничить назначение ототоксических антибиотиков беременным и детям, особенно младшего детского возраста.
Регулярные профилактические ЛОР-осмотры позволяют своевременно предупредить и выявить развитие тугоухости.
Немаловажное значение в предупреждении приобретенной глухоты и тугоухости имеют меры личной профилактики.
Правильное дыхание через нос имеет большое значение для сохранения нормального слуха.

При насморке нельзя сильно сморкаться!
Методом лечения аденоидных разращений, препятствующих носовому дыханию, является их удаление. Эта несложная операция возвращает ребенку правильное носовое дыхание и способствует восстановлению у него нормального слуха.
При развившемся остром воспалении среднего уха большое профилактическое значение в смысле предупреждения последующих осложнений, и в частности развития стойкой тугоухости, имеет своевременное лечение.
Профилактика нарушения слуха, как правило, целиком ложится на плечи родителей.

РеКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ СЛУХА
Прежде всего, необходимо не допустить игр маленького ребёнка с ушами. Засовывая в слуховой проход мелкие предметы, ребёнок может существенно повредить канал и барабанную перепонку. Следите, чтобы ребёнок никогда не ковырялся в ухе спичками, шпильками и прочими острыми предметами.
Ни в коем случае нельзя дёргать за ухо, как инструмент наказания ребенка. Легкий надрыв, ушиб или перелом ушного хряща приводит к уродству и, нередко к глухоте.
Не следует слишком часто очищать слуховой проход от ушной серы. Она защищает ухо от влияния неблагоприятных факторов внешней среды.
Нужно оберегать уши от воды. Попадание воды в слуховой проход во время купания или приёма ванны, также, может спровоцировать нарушение слуха. Неправильно выполненный прыжок в воду способен привести к повреждению барабанной перепонки. Кроме того, холодная вода в слуховом проходе вызывает воспалительные процессы.
Избежать попадание воды в слуховой проход очень просто, достаточно заткнуть уши при купании ватой, пропитанной маслом для тела или вазелином.
Необходимо приучать ребёнка не нагружать свои уши излишне громким звуком, таким, как громкая музыка, крики.
Прививать ребенку навыки гигиены и сделать профилактику ушных заболеваний привычным делом, таким же обязательным, как и очищение зубов два раза в сутки.
Ребёнок должен с детства понимать значение здорового слуха и беречь свои уши от возможных травм и заболеваний. Нарушение слуха существенно снижает возможности творческого потенциала любого человека.

Читайте также: