В школу с радостью как легко адаптироваться в школе и сформировать стойкую учебную мотивацию

Обновлено: 30.06.2024

Мама делает с сыном уроки

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

Ребенок должен стремиться к позитивному общению с одноклассниками и учителями

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.

У большинства школьников, справляющихся с учебной деятельностью, хорошая мотивация

25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

    Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.

Важно учитывать уровень психического и физического созревания будущего школьника

Нельзя использовать угрозы и физические наказания если ребенок не справляется с учебой

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

Читайте чаще вслух детям - будьте примером для ребенка

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Татьяна Верухина


Содержание:

Адаптационный период


Этапы адаптации

Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.

Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки.

Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.

Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.

Длительность: около двух-трёх недель.

Длится последний этап от пяти-шести недель до года.

Особенности адаптации первоклассников


Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.

Во многом адаптация ребёнка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.

Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой. Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.

Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)

Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену


Любого школьника, переходящего из начальной в среднюю школу, ждёт ещё один период – адаптация к новым условиям уже привычной школы. Этот момент можно назвать переломным главным образом потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребёнок больше не младший школьник, он становится подростком. В это время начинает активно формироваться личностное новообразование – обретение чувства взрослости и обретение себя, как личности. Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребёнок начинает отгораживаться от близких, которые до этого времени играли важнейшую роль в его жизни. Проявляется это в том, что подросток противостоит любым вмешательствам в его жизнь и зачастую идёт наперекор чувствам и желаниям взрослых.

Теперь подросток готов выстраивать новые отношения со сверстниками. Именно через дружеские отношения у ребёнка формируются модели социальных взаимоотношений, моральные ценности и т.д.

В этот период претерпевает изменения и самооценка ребёнка. Раньше она была напрямую связана с учебной деятельностью, с уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Теперь главным критерием самооценки становится уровень общения со сверстниками. Ведущей деятельностью становится общение.

На данном фоне снижается учебная мотивация, успеваемость падает, случаются конфликты с учителями.

Родителям стоит помнить о том, что умственная активность подростков в этот период довольно высокая. Но её развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые испытывает ребёнок во время обучения.

То есть, когда ребёнок переходит из начальной ступени школьного обучения в среднее звено, он подвергается не только внешним изменениям, но и глубинным, внутренним.

Виды адаптации


Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:

Социально-психологическая адаптация

Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Познавательные способности

Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.


Креативное мышление

Самоорганизация

С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.

Физиологическая адаптация

На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители


Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:

Проблема утреннего пробуждения


Опасные домашние задания

Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка. Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.

Условия для успешной адаптации


К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:

  • наличие полной семьи;
  • высокий уровень образования родителей;
  • адекватные методы воспитания;
  • уважение прав ребёнка;
  • готовность ребёнка к школе;
  • положительное отношение в семье к статусу школьник.

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворённость от процесса обучения

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.


3. Степень самостоятельности

Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

Общие рекомендации для родителей


Советы психолога

Похвала

Каждая мама, помогая делать уроки своему ребёнку, замечает его ошибки. А ведь так хочется, что бы ребёнок писал и выполнял все задания правильно! В этот момент мамин внутренний критик, исключительно из любви к ребёнку, начинает придираться, указывая на ошибки…

Родителю важно подмечать то, что у ребёнка хорошо получается, делать на этом акцент. Это придаст уверенности – у ученика появится желание и стремление сделать лучше!

График работоспособности при подготовке домашнего задания

Для того, чтобы понять, как лучше подойти к выполнению домашнего задания, родителям нужно понаблюдать за своим ребёнком и ответить на несколько вопросов:

Для тех детей, кто с трудом включается в выполнение домашнего задания, лучше начинать с литературного чтения. А тем, кто быстро истощается – с математики и обязательно делать перерывы.

Не требуйте слишком много!


Ставка на уверенность

Помогая ребёнку стать уверенным школьником опирайтесь на то, в чём он силён.

Всегда должна быть возможность успокоиться

Многие родители не знают, как правильно успокаивать ребёнка в случае его огорчения, разочарований и слёз. Очень важно в такие моменты разделить чувства ребёнка и позволить ему их выразить.

Кроме этого, родителям желательно выполнять следующие рекомендации:

Медицинские рекомендации

sleeping_child

  1. Стабильный режим дня. Важно подводить ребёнка к этому режиму не сразу, а постепенно.
  2. Полноценный сон.
  3. Удобное рабочее место. Важно правильно выбрать мебель (соответствующую росту ребёнка), источник освещения должен быть слева от ребёнка.
  4. Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
  5. Отдых после уроков (желательно со сменой деятельности).
  6. Рационально здоровое питание.
  7. Позитивное отношение к окружающим людям.
  8. Стремление к успеху.
  9. Исключить просмотр ТВ и компьютерных игр перед сном.

Подводя итог, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты исследования могут быть использованы, как психологом школы, так и классным руководителем для разработки индивидуальных программ для работы с детьми. Могут быть даны рекомендации родителям.

Исследовательская работа

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

2.1. Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………..5

2.2. Глава 2. Эмпирическая часть……………………………………………….10

4.Список литературы …………………………………………. 17

Я ученица 8 класса, у меня есть двоюродный братик, который пошел в первый класс, так как у нас с ним большая разница в возрасте, и я не так ярко помню начальную школу, то мне стало интересно, как же он будет адаптироваться в новой для него среде и имеет ли значение уровень познавательных процессов на адаптацию и мотивацию к обучению.

Это натолкнуло меня на тему научно-исследовательской работы.

Гипотеза: гипотезой является предположение о существование связи между мотивацией, адаптацией и когнитивными функциями первоклассников.

Цели исследования: теоретическое и эмпирическое исследование памяти, мышления, внимания, мотивации и адаптации учащихся 1 класса,

Объектом моего исследования являются учащиеся 1-го класса, в возрасте 6-7 лет, в количестве 30 человек.

Предмет исследования – мотивация, адаптация учащихся, мышление, внимание, память.

1. Теоретический анализ научной литературы по данной теме.

2. Эмпирическое исследование

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Обобщение полученных результатов в виде выводов.

Для подтверждения гипотезы нами были выбраны следующие методы и методики:

1. Метод анализа литературы.

2. Метод статистической обработки данных.

4. Методика "Заучивание 10 слов" А.Р. Лурия.

5. Тест на мышление и речь.

7. Исследование учебной мотивации школьников по методике Р. Гинзбурга.

Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Адаптация – это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы. В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками. В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина. Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. Дети попадают в более строгую систему требований к ним. Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи. Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов: индивидуальных особенностей ребенка; уровня готовности к школе; степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

Физическая адаптация – оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

Психологическая адаптация первоклассников к школе – оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.

Средний уровень – ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.

Низкий уровень – ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;

создание комфортных условий для общения;

проведение оздоровительно-профилактической работы;

организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;

соблюдение санитарно-гигиенических требований;

организация активного досуга во внеурочное время;

формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;

проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

хроническая неуспеваемость – возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;

негативистскаядемонстративность – характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;

проявление лени – может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

диагностика; адаптационные и корректирующие занятия с детьми; работа с родителями.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых – родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период –сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

Глава 2. Эмпирическая часть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи адаптации первоклассников к школьному обучению и формирования у них школьной мотивации. Описаны причины школьной дезаптации и пути её предотвращения.

Ключевые слова: адаптация к школе, дезадаптация к школе, школьная мотивация, первый класс.

Проблема адаптации детей к школе и школьной мотивации уже много лет интересует педагогов и психологов. Специальное целенаправленное управление учебной мотивацией – это важнейшая составляющая личности школьника, не менее важная, чем управление умственным развитием и усвоением знаний.

Особую актуальность данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте, так как именно в этом периоде формируется желание учиться и именно в этом возрасте учебная деятельность становится ведущей.

Поступление ребенка в школу – это начало совсем новой для него жизни. Первый класс – очень непростой, переломный период, сопряженный с необходимостью адаптации к изменившимся условиям. И от того, насколько успешно пройдет этот период, будет во многом зависеть все его дальнейшее обучение в школе, ведь именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к обучению в целом.

С началом школьного обучения у ребенка меняется весь привычный для него образ жизни: меняется его место в системе социальных отношений, его окружение; существенно возрастает психологическая и эмоциональная нагрузка; игровая деятельность сменяется учебной, которая требует от ребенка напряженного умственного труда, повышенного внимания, сосредоточенной работы на уроках, длительного, непривычного удержания правильной рабочей позы. С самого начала школа ставит перед ребенком задачи, которые требуют мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Ребенок с первых же школьных дней изо всех сил старается подстроиться под темп и характер новой для него деятельности. И чем больше интересна для него эта деятельность, тем быстрее и легче пройдет адаптация к ней.

Следовательно, одним из важнейших условий, обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников в школе, становится, таким образом, формирование школьной мотивации, которая, в свою очередь, обеспечит комфортную адаптацию.

Учебная (школьная) мотивация, по мнению известного психолога Марковой А.К., – это характеризующийся сложной структурой частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, который побуждает, вызывает активность учащегося, определяет направленность его деятельности. Учебная мотивация подразделяется на внутреннюю (ориентирована на процесс и результат) и внешнюю (награды, требования). Школьная мотивация связана не только с успешностью учебной деятельности и со всем ходом личностного развития в этот период, и, в первую очередь, с адаптацией первоклассника к школе.

Мухина В.С. отмечает, что еще в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к школе, закладываются первоначальные мотивы учебной деятельности, ребенок хочет учиться, причем учиться хорошо и отлично. Именно мотивация успеха, по мнению автора, в первом классе становится доминирующей. Но при появлении первых трудностей в обучении интерес у детей к школе резко падает, начинаются первые проблемы с адаптацией.

Выделяют физиологическую адаптацию (соблюдение режима, нагрузки) и социально-психологическую адаптацию (привыкание ребенка к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Условно процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на 3 этапа, каждый из которых имеет свои особенности:

Первый этап – ориентировочный. На этом этапе ребенок только знакомится с новыми правилами, коллективом, присматривается и определяет границы дозволенного. Это один из самых тяжелых эмоционально и физически этапов, который характеризуется бурными реакциями и значительным напряжением практически всех систем организма. Продолжительность данного этапа обычно составляет две-три недели.

Параллельно с прохождением этапов адаптации у первоклассников формируется и школьная мотивация. Игровые мотивы уходят, первое место теперь занимает желание узнать новое.

Описанные выше этапы характерны для нормально протекающей адаптации. Но бывает, когда адаптация затягивается или вовсе не наступает. Тогда речь идет о школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе. В результате нарушения процесса адаптации у ребёнка проявляются различные трудности, связанные с учебной деятельностью, а так же появляются проблемы со здоровьем и личностного характера. На уроке неадаптировавшийся ученик неорганизован, часто отвлекается, пассивен, отмечается замедленный темп деятельности, или наоборот, присутствует гиперактивность, нарастает конфликтность. Учебная мотивация у таких детей полностью отсутствует, происходит снижение интереса к учёбе вплоть до нежелания посещать школу, таких детей очень трудно вовлечь в урок. В результате неокрепший детский организм не справляется с возложенными на него нагрузками, дети начинают часто болеть, могут появиться проблемы психического характера.

В психологии принято выделять пять основных типов проявления школьной дезадаптации.

Первый тип – это когнитивная школьная дезадаптация, которая заключается в неуспешности усвоения школьной программы.

Второй тип – эмоционально-оценочный тип школьной дезаптации. Для него характерно отсутствие или значительное снижение школьной мотивации, отрицательное отношение к отдельным предметам, так и к процессу обучения в целом, нарастает тревожность.

Третий тип школьной дезадаптации – поведенческий, проявляющийся в нарушении установленных правил поведения, агрессивности, игнорировании замечаний.

Четвертый тип школьной дезадаптации – соматический, характеризующийся различными отклонениями в здоровье первоклассника.

Пятый тип школьной дезадаптации – коммуникативный, который приводит к нарушению общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Подводя небольшой итог, можно сделать уверенный вывод о том, что любые, даже незначительные, нарушения в процессе адаптации первоклассников к школьному обучению будут отрицательно сказываться на формировании у них учебной мотивации, а, значит, и на всем процессе обучения в целом. Следовательно, основная задача как психологов, так и учителей выявить все возможные причины данного нарушения и найти способы их предотвращения.

Проведя анализ научной литературы, мы заметили, что в основном, в литературных источниках первостепенная роль в адаптации первоклассника к школе и формировании учебной мотивации принадлежит успешному усвоению детьми необходимых учебных знаний, умений и навыков и взаимодействию с новым коллективом. Но почти не освещен вопрос зависимости адаптации детей к школе от отношения к ним самого учителя, особенностей его общения с учениками, методики преподавания.

С учетом описанных выше данных нами было проведено исследование, направленное на выявление зависимости учебной мотивации и адаптации ребенка к школе от отношения учителя к ребенку и классу в целом, характера его преподавания.

Наше исследование включало в себя следующие этапы.

Первый этап: оценка адаптации детей к школьному обучению и сформированности у них учебной мотивации посредством метода наблюдения за учащимися первых классов на уроках. Обязательно фиксировался уровень тревожности детей, обращалось внимание на наличие или отсутствие свободной беседы детей с учителем на переменах. Так же мы отмечали, какой вид мотивации (внешний или внутренний) был наиболее характерен.

В наблюдении участвовало два первых класса.

В одном классе преобладало традиционное обучение, которое всегда проводилось в формате классического урока. Объяснение и оценку знаний на уроках всегда проводил учитель. Дисциплина на всех уроках была безукоризненной, но присутствовала значительная напряженность среди учащихся. Усвоение материала соответствовало требованиям ФГОС. На переменах дети с удовольствием общались с учителем.

Сравнительный анализ результатов нашего исследования позволил нам сделать следующие выводы. Для учащихся первых классов наиболее характерными оказались внешние мотивы учения, такие как стремление доставить радость учителю и родителям, избежать насмешек одноклассников. При внешней мотивации знания не выступали целью учения, учебные предметы еще не являются внутренне принятыми, их содержание не становится пока личностной ценностью. И на этом фоне очень большое значение оказало именно отношение учителя к детям. В классе, где преобладал авторитарный стиль преподавания, школьная адаптация происходила значительно труднее, с нарушениями психологического и соматического характера. Так же школьная дезадаптация была характерна для детей с отрицательным отношением к учителю, которое проявилось в результате проведения рисуночного теста.

Следовательно, наиболее благоприятным для развития личности первоклассников является сочетание традиционной формы обучения с принимающим, демократическим стилем общения учителя с учениками. Благоприятный для ребенка стиль общения, внимание к нему способствуют развитию познавательных, организаторских и других способностей ребенка, формированию устойчивой учебной мотивации, положительного отношения к себе, обеспечивает успешную адаптацию к школе.

В заключении следует отметить, что только совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения. Как регулятор учебной деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы обучаемого, в том числе влияет на успешность адаптации ребенка к школе.

Любая деятельность, в том числе, учебная, осуществляется под влиянием потребностей. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности.

Читайте также: