В россии на основе фонологических идей бодуэна возникли три фонологические школы такие как

Обновлено: 30.06.2024

И.А.Бодуэн де Куртенэ был одним из немногих ученых, который изучал звучание речи как процесс, происходящий во времени. Любое мгновение времени разделяет произносимое на уже произнесенное и еще не произнесенное в акустическом и артикуляционном смысле. Между этими двумя звуковыми отрезками, один из которых уходит в прошлое, а другой только предполагается в будущем, нет непосредственного физического взаимодействия. Отсюда может быть сделан вывод, что и между рядом находящимися звуками взаимодействие отсутствует: ни один звук не воздействует на другой, рядом стоящий звук. Мгновений, которые во времени делят речевой поток на две части, может быть сколь угодно много. Интервал между этими мгновениями стремится к нулю. Следовательно, звуков речи как акустических и артикуляционных сегментов не существует. И если мы

воспринимаем звучащий речевой поток как состоящий из дискретных звуков речи, то только потому, что в нашем сознании уже существуют звуковые представления, с помощью которых мы дискретно кодируем непрерывный звуковой поток.

Элементы звукового кодирования – звуковые представления – И.А.Бодуэн де Куртенэ назвал фонемами. Термин этот им был заимствован у Ф. де Соссюра, но ему был придан иной смысл.

У носителей каждого конкретного языка формируется свой состав звуковых представлений – фонем. Причиной возникновения звуковых представлений является восприятие носителем языка звуковых изменений в составе одной морфемы в разных словах, ее содержащих. Например, слово дом носителями русского языка воспринимается состоящим из трех звуков потому, что в разных словообразовательных и словоизменительных формах, содержащих эту морфему, происходит три вида звуковых изменений: звучание [о] изменяется в звучания [а] и [ъ] в словах дом [дом], дома́ [д ма́], домовой [дъм во́i] звук [м] превращается в звук [м’] в словоформах домик [м’] – в доме [м’]; а звук [д] меняется в разных словоформах столь незначительно, что это не фиксируется языковым сознанием говорящих.

Иначе говоря, причиной формирования фонемного строя являются звуковые чередования (И.А. Бодуэн де Куртенэ называл их альтернациями) в составе сходных морфем.

И.А.Бодуэн де Куртенэ создает теорию фонетических чередований (альтернаций), состоящую из четырех групп чередований.

1. Зарождающаяся альтернация. Это минимальные, не воспринимаемые обычным сознанием участников общения изменения звучания, которые фиксируются только фонетическими приборами или внимательным лингвистическим анализом.

Возьмём, например, чередования звука [л] в словоформах стол, стола и столу. В первом примере звук [л] в конце слова произносится следующим образом: передняя часть языка смыкается с альвеолами, но не размыкается с ними, воздух проходит сквозь щели боковых сторон языка и верхних зубов. Во втором случае звук [л] перед звучанием [а] произносится иначе: передняя часть языка смыкается с альвеолами, воздух проходит между боковыми сторонами языка и верхними зубами, а передняя часть языка с альвеолами размыкается (размыкание здесь достаточно широкое). В третьем случае при произношении звука [л] перед звучанием [у] также несколько отличается от предыдущих двух: передняя часть языка смыкается с альвеолами, воздух проходит сквозь щели между верхними зубами и боковыми сторонами языка, передняя часть языка размыкается с альвеолами, но размыкание достаточно узкое. Эти незаметные различия в дальнейшем могут стать весьма заметными для говорящих при условии, если они будут сопровождаться регулярными позиционными фонетическими отличиями.

2. Дивергенция (в современной терминологии – позиционные различия).

Это звуковые чередования в различных фонетических позициях, значимых для конкретного языка. Например, чередование ударного [о] и безударного [ ] в русском языке: ст[о]л / ст[ ]ла, д[о]м / д[ ]ма. Различие ударной и безударной позиции функционально значимо для русского языка и четко фиксируется сознанием говорящих. Чередование ударного [е] и безударного [ ]: л[е]с / л[ ]са, с[е]д / с[ ]дой; чередование звонких и глухих согласных: б/п – зу[б]ы /зу[п] / зу[п]ки; чередование д/т в конце слова: тру[д]ы – тру[т]. Чередование звонких и глухих согласных в конце слов также функционально значимо для русских и фиксируется их сознанием. Чередование [р]/[р’] в примере дво[р] – во дво[р’]е происходит перед гласными переднего ряда. Оно также значимо для носителей русского языка и фиксируется их языковым сознанием.

Чередования звуков, потерявших свою связь с фонетическими позициями, И.А.Бодуэн де Куртенэ разделил на две группы.




1. Традиционные чередования (д/с: сяду – сесть, а/м: жать – жму), эти чередования крайне редки и нерегулярны в русском языке.

2. Морфологические чередования, в отличие от традиционных, регулярны и более часты. Например, г / ж – бег/бежать, сапоги / сапожный, к/ч – рука/ручной, х/ш – пух/пушной, с/ш – нести/ношу, писать /пишу.

В некоторых языках, например, африканских, господствует зарождающаяся альтернация, в других – дивергенция (в русском, тюркских языках). В ряде языков господствуют традиционные чередования, например, в английском, немецком языках.

В принципе, любое звуковое чередование связано с морфемной комбинаторикой, дифференциацией морфологических (словоизменительных) и семасиологических (словообразовательных) различий.

Следующим нововведением И.А.Бодуэна де Куртенэ была теория двоякого членения речи: фонетического и фонематического (в разных работах И.А.Бодуэн де Куртенэ использовал разные термины).

С точки зрения фонетического членения звучащая речь делится на следующие единицы: звуки речи, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы. Эти типы единиц, установленные И.А.Бодуэном де Куртенэ, сохраняют свое значение и в современной фонологии.

С точки зрения фонематической, И.А.Бодуэн де Куртенэ выделил следующие типы единиц: фонемы, морфемы, грамматические слова, словосочетания и предложения. При внимательном рассмотрении указанные категории, за исключением фонем, представляют собой грамматические единицы. Фактически, эта теория выступает как один из первых опытов разделения лингвистических единиц по уровням. Если бы И.А.Бодуэн де Куртенэ добавил к своей теории еще и семантические единицы, перед нами была бы уровневая классификация языковых единиц.

Из своей дифференциации минимальных звуковых единиц на звуки речи и фонемы И.А.Бодуэн де Куртенэ делает вывод о необходимости деления науки о звуковом строе языка на два раздела – фонетику и фонологию. В фонетике изучаются звуковые представления индивидуальных элементов звукового кода звуков речи, а в фонологии – фонемы как классы чередующихся звуков речи.

Фонологические школы

На основе теории фонем И.А.Бодуэна де Куртенэ возникли различные фонологические школы как в России, так и за её пределами. Эти школы можно разбить на три типа, в зависимости от их содержания и структуры.

Фонологические школы I типа при установлении состава фонем ориентировались на такие критерии, как фонетическая близость и смыслоразличительность, опирающиеся, в свою очередь, на фонологическую дистрибуцию (сочетаемость звуковых единиц). К фонологическим школам этого типа относятся Ленинградская фонологическая школа (создатель – ученик И.А.Бодуэна де Куртенэ Л.В.Щерба).

Фонема, согласно взглядам представителей этой школы, состоит из разновидностей, сходных в фонетическом отношении. Различными считаются фонемы, дифференцирующие смысл различных слов. Похожа на эту теорию концепция Английской фонологической школы(Д.Джоунз).

Фонологические школы II типа разграничивают фонетические единицы (звуки речи) и фонологические единицы. В фонологических теориях данного типа выделяются фонологические единицы двух типов. Так, в теории Пражской фонологической школы (Н.С.Трубецкой) на основе критерия смыслоразличительности различаются фонемы и архифонемы. Фонемы определяются в позициях, обладающих наибольшей смыслоразличительностью, например, браво – право, блеск – плеск, бросит – просит, бочка – почка, был – пыл, ваза – фаза, гол – кол, гора – кора, горка – корка, грот – крот, густ – куст, дам – там, дом – том, злой – слой, жест – шест. Архифонемы определяются в позициях, где имеет место нейтрализация противопоставлений, например: луг – лук (произносится [к]), груб – групп (произносится [п]), род – рот (произносится [т].). Кроме этого выделяются звуковые единицы, которые не подвергаются позиционным изменениям – морфонемы, например: рука – ручка, снег – снежок, возить – вожу, носить – ношу и т.п.

Примером фонологической школы такого же типа является теория Р.И.Аванесова.В ней также различаются фонетические и фонологические чередования, а фонологические единицы делятся на две группы: сильные фонемы и слабые фонемы (аналог фонем и архифонем пражцев).

Примером III группы фонологических школ выступает Московская фонологическая школа.Её создателями являютсяП.С.Кузнецов,А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров, А.Н.Сухотин. На начальном этапе в эту группу входил Р.И.Аванесов.В этой теории разграничивается четыре степени обобщённости фонологических единиц: звуки речи, звуки языка, фонемы, морфонемы.

Выделяется только один тип фонологических единиц – фонемы. Внутри фонем выделяются звуки языка, на основе критерия позиционности чередований они могут быть как сходными, так и различными фонетически. Их объединяет одно свойство – позиционность чередований в составе морфем. Сами разновидности фонем различаются по тому, в каких позициях они употребляются. Выделяются инварианты, вариации и варианты. Морфонемы – это непозиционно чередующиеся фонемы.

К фонологическим школам, ориентирующимся также на критерий позиционности, относятся Датская фонологическая школа (Л.Ельмслев), Французская фонологическая школа (А.Мартине) и Американская фонологическая школа (Ч.Хоккет, З.Хэррис, Н.Хомский).

Фонологи различных стран ориентируются на одну из указанных фонологических школ.

Существует несколько фонологических школ, имеющих собственные определения фонемы и в связи с этим по-разному подходящих к проблеме установления состава фонем отдельных слов.

Моско́вская фонологи́ческая шко́ла (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ [1] о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой).

Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский.

Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма: в графике, орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, а также в исторической фонетике, диалектологии, лингвистической географии и преподавании неродного языка [3] .

Первым идею о необходимости рассмотрения звуков языка как составляющих морфем высказал И. А. Бодуэн де Куртенэ. По Бодуэну, фонемы «могут быть рассматриваемы лингвистически только тогда, когда входят в состав морфем.

Фонемами в учении МФШ называются самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка, иначе говоря, минимальные составляющие звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем. Поскольку морфема понимается как множество чередующихся морфов, фонема предстаёт множеством звуков, чередующихся в составе морфов по фонетическим правилам. Если чередование обусловлено не фонетически, а морфологически (как в рус. водит — вожу) или лексически, чередующиеся элементы входят не в состав фонемы, а в состав морфонемы (морфофонемы). Следует отметить, что за морфонемами не признаётся статус самостоятельных языковых единиц, а морфонология считается не отдельным уровнем языка, а особой сферой, входящей как в фонологию, так и в морфологию; от явлений первой её отличает обусловленность морфологическими условиями вместо фонетических позиций, от явлений второй — отсутствие значимостей, присущих морфемам.

Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:

• перцептивную — способствовать отождествлению значимых единиц языка — слов и морфем;

• сигнификативную — способствовать различению значимых единиц.

Р. И. Аванесов, сохраняя опору на морфологию при определении фонем, предлагает разграничение сильных и слабых фонем, основанное на том, что в различных позициях число позиционно обусловленных признаков звуковых единиц неодинаково: так, у [с'] в рус. сядь признак мягкости не обусловлен позицией (ср. сад), а в снять — обусловлен позицией перед [н']. В позициях такой обусловленности вследствие нейтрализации может противопоставляться меньшее число звуковых единиц, чем в других позициях, поэтому их способность к различению звуковых оболочек слов снижается. В таких позициях выступают слабые фонемы, в позициях максимальной дифференциации — сильные (возможность или невозможность отождествления единицы слабой позиции с единицей сильной, существенная для понятия гиперфонемы в традиционной МФШ, здесь не имеет определяющего значения). Позиционно чередующиеся сильная и слабые фонемы составляют фонемный ряд.

В рамках МФШ было выработано понятие гиперфонемы. Первоначально под гиперфонемой понималась единица, выступающая в позициях нейтрализации, а также группа нейтрализующихся в данной позиции фонем. Позднее термин стал обозначать случай реализации в рамках той или иной морфемы звука или ряда позиционно чередующихся звуков, представляющих собой общую часть нейтрализованных в данной позиции фонем и не приводимая в данной морфеме однозначно к одной из этих фонем. Так, в корне, представленном в рус. собака, собаковод, первый гласный не встречается под ударением (в сильной позиции), а представляющие его чередующиеся звуки могут являться представителями фонемы или . В этом случае считается, что в первом слоге присутствует гиперфонема, что отражается в фонематической транскрипции: .

Лекция 4

Существует несколько фонологических школ, имеющих собственные определения фонемы и в связи с этим по-разному подходящих к проблеме установления состава фонем отдельных слов.




Моско́вская фонологи́ческая шко́ла (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ [1] о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой).

Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский.

Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма: в графике, орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, а также в исторической фонетике, диалектологии, лингвистической географии и преподавании неродного языка [3] .

Первым идею о необходимости рассмотрения звуков языка как составляющих морфем высказал И. А. Бодуэн де Куртенэ. По Бодуэну, фонемы «могут быть рассматриваемы лингвистически только тогда, когда входят в состав морфем.

Фонемами в учении МФШ называются самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка, иначе говоря, минимальные составляющие звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем. Поскольку морфема понимается как множество чередующихся морфов, фонема предстаёт множеством звуков, чередующихся в составе морфов по фонетическим правилам. Если чередование обусловлено не фонетически, а морфологически (как в рус. водит — вожу) или лексически, чередующиеся элементы входят не в состав фонемы, а в состав морфонемы (морфофонемы). Следует отметить, что за морфонемами не признаётся статус самостоятельных языковых единиц, а морфонология считается не отдельным уровнем языка, а особой сферой, входящей как в фонологию, так и в морфологию; от явлений первой её отличает обусловленность морфологическими условиями вместо фонетических позиций, от явлений второй — отсутствие значимостей, присущих морфемам.

Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:

• перцептивную — способствовать отождествлению значимых единиц языка — слов и морфем;

• сигнификативную — способствовать различению значимых единиц.

Р. И. Аванесов, сохраняя опору на морфологию при определении фонем, предлагает разграничение сильных и слабых фонем, основанное на том, что в различных позициях число позиционно обусловленных признаков звуковых единиц неодинаково: так, у [с'] в рус. сядь признак мягкости не обусловлен позицией (ср. сад), а в снять — обусловлен позицией перед [н']. В позициях такой обусловленности вследствие нейтрализации может противопоставляться меньшее число звуковых единиц, чем в других позициях, поэтому их способность к различению звуковых оболочек слов снижается. В таких позициях выступают слабые фонемы, в позициях максимальной дифференциации — сильные (возможность или невозможность отождествления единицы слабой позиции с единицей сильной, существенная для понятия гиперфонемы в традиционной МФШ, здесь не имеет определяющего значения). Позиционно чередующиеся сильная и слабые фонемы составляют фонемный ряд.

В рамках МФШ было выработано понятие гиперфонемы. Первоначально под гиперфонемой понималась единица, выступающая в позициях нейтрализации, а также группа нейтрализующихся в данной позиции фонем. Позднее термин стал обозначать случай реализации в рамках той или иной морфемы звука или ряда позиционно чередующихся звуков, представляющих собой общую часть нейтрализованных в данной позиции фонем и не приводимая в данной морфеме однозначно к одной из этих фонем. Так, в корне, представленном в рус. собака, собаковод, первый гласный не встречается под ударением (в сильной позиции), а представляющие его чередующиеся звуки могут являться представителями фонемы или . В этом случае считается, что в первом слоге присутствует гиперфонема, что отражается в фонематической транскрипции: .

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ)

Одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна-де Куртенэ о фонеме (наряду с Московской фонологической школой (МФШ), представителями которой были Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский и другие учёные). Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.

Основной принцип подхода ЛФШ к единицам звукового уровня языка — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности. В учении школы фонема рассматривается как обеспечивающая использование материальных явлений (движений артикуляционного аппарата и производимых им акустических эффектов) для образования значащих единиц языка. Таким пониманием фонемы определяется интерес представителей ЛФШ к материальным свойствам звуковых единиц, их обращение к экспериментальной фонетике и методам анализа речи.

Л. В. Щерба, ученик И. А. Бодуэна-де Куртенэ, на основе бодуэновской теории дивергенции (фонетически обусловленных чередований) разработал теорию оттенков фонемы. Понятие оттенка соответствует бодуэновскому понятию зародышевого дивергента — дивергента, возникающего под действием фонетических факторов и рассматриваемого вне связи со значением и рамок какой-либо морфемы.
Шерба определил фонему как единицу, способную дифференцировать слова и их формы. Он установил обусловленность членения звуковой по­следовательности на фонемы морфологическим членением (в словах бы-л, засну-л, он-а, был-а конечные фонемы отделяются благодаря возмож­ности провести перед ними морфологическую гра­ницу).

Языковую функцию фонемы Щерба также связывал с её способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы (одет — одеть и т. д.).

Основной принцип подхода этой школы к звуковым единицам — стремление связать языковую (социальную) природу фонемы с её ролью в речевой деятельности человека. Фонема, будучи минимальной языковой единицей, лежащей в основе иерархии фонема — морфема — слово — синтагма, в то же время является единицей уникальной, поскольку именно фонема обеспечивает использование материальных явлений (физиологических, акустических) для образования значимых единиц языка.

Фонема в ЛФШ определяется как кратчайшая (неделимая во времени) звуковая единица данного языка, способная быть в нём единственным средством различения означающих морфем и слов. Определение фонемы как способной к смыслоразличению позволяет признать различными фонемами единицы, не образующие минимальной пары, однако выступающие в тождественных фонетических позициях. Указание же на смыслоразличительную функцию позволяет противопоставить фонему оттенку (варианту) фонемы как не обладающему данной функцией и обеспечить самоё возможность выделения фонемы в потоке речи, где звуки в артикуляторно-акустическом отношении не отграничены друг от друга и лишь отнесение соседствующих звуков к разным морфемам или словам позволяет слушающему разграничить их.

Функции фонем в ЛФШ

Сторонниками ЛФШ выделяются следующие функции фонемы:

  • конститутивная — создание звукового облика значащих единиц языка (со стороны говорящего);
  • опознавательная — другая сторона конститутивной, проявляющаяся при рассмотрении со стороны слушающего;
  • различительная (дистинктивная) — использование своеобразия фонемного состава значащих единиц для их различения; является следствием конститутивной-опознавательной функции.

Фонема также может выполнять разграничительную функцию, что наблюдается в языках, в которых некоторые фонемы употребляются исключительно на границах значащих единиц.

Гласные

В рамках Ленинградской фонологической школы в русском языке усматривается наличие шести гласных фонем: /a o u e i ы/ — однако использование всех шести возможно лишь под ударением; в безударных позициях системой языка запрещено использование /e/ и /o/.

Согласные

С точки зрения ЛФШ, в русском языке насчитывается 36 согласных фонем:

  • губные: /p p’ b b’ m m’ f f’ v v’/;
  • переднеязычные: /t t’ d d’ n n’ s s’ z z’ š z š’: c c l l’ r r’/;
  • среднеязычный: /j/;
  • заднеязычные: /k k’ g g’ x x’/.

В ЛФШ, как и в других фонологических концепциях, не признаются самостоятельными фонемами аллофоны конечных аффрикат /c/, /c/ и заднеязычного щелевого /x/, выступающие в позиции перед следующим звонким шумным согласным (дочь друга [d??], конец года [d?z], мох горит [?]).

Московская фонологическая школа (МФШ)

Одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна-де Куртенэ о фонеме.

Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. В рамках МФШ разработаны теория фонологических позиций и учение о варьировании фонемы.

Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма: в графике, орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, а также в исторической фонетике, диалектологии, лингвистической географии и преподавании неродного языка.

Понятие фонемы в МФШ

Фонемами в учении МФШ называются самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка, иначе говоря, минимальные составляющие звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем. Поскольку морфема понимается как множество чередующихся морфов, фонема предстаёт множеством звуков, чередующихся в составе морфов по фонетическим правилам. Если чередование обусловлено не фонетически, а морфологически (как в рус. водит — вожу) илилексически, чередующиеся элементы входят не в состав фонемы, а в состав морфонемы (морфофонемы). Следует отметить, что за морфонемами не признаётся статус самостоятельных языковых единиц, а морфонология считается не отдельным уровнем языка, а особой сферой, входящей как в фонологию, так и в морфологию; от явлений первой её отличает обусловленность морфологическими условиями вместо фонетических позиций, от явлений второй — отсутствие значимостей, присущих морфемам.

Каждая фонема реализуется в определённых разновидностях, каждая из которых выступает в определённых фонетических условиях; в одной и той же позиции всегда выступает одна и та же разновидность, в различных позициях — разные.

Как следует из определения фонемы как ряда позиционно чередующихся звуков (возможно, включающего и нуль звука), для отнесения разных звуков к одной фонеме необходимо и достаточно, чтобы звуки находились в дополнительном распределении (дистрибуции) в зависимости исключительно от фонетических позиций и занимали одно и то же место в одной и той же морфеме. Фонетическая близость звуков не играет роли в их отнесении к той или иной фонеме. Такой критерий называется морфологическим.

Функции фонемы

Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:

  • перцептивную — способствовать отождествлению значимых единиц языка — слов и морфем;
  • сигнификативную — способствовать различению значимых единиц.

Применение морфологического критерия опирается как на перцептивную (по мнению сторонников МФШ, опознавание и отождествление говорящими слов и заметно видоизменяющимися в зависимости от контекста морфем основано не только на единстве значения, но и на тождестве фонемного состава), так и на сигнификативную функцию фонем (позиционно чередующиеся звуки не участвуют в смыслоразличении).

Гласные

С точки зрения МФШ, в русском языке насчитывается пять гласных фонем: . В сильных позициях (под ударением) они реализуются в своих основных вариантах или вариациях, обусловленных твёрдостью или мягкостью соседних согласных. В слабых (безударных) позициях фонемы и также представлены вариациями, не совпадающими с реализациями других фонем и отличающимися друг от друга степенью редукции, меньшей в слабых позициях первой ступени — в первом предударном слоге — и большей в слабых позициях второй ступени, к которым относится иные предударные слоги. Прочие гласные в слабых позициях представлены своими вариантами, причём качество варианта обусловлено как ступенью слабой позиции (положением относительно ударения), так и качеством предшествующего согласного.

Поскольку в русском языке, по мнению сторонников МФШ, отсутствуют фонетические положения, в которых встречались бы и звук [и], и [ы], то есть присутствие в некоторой позиции одного из этих звуков исключает возможность присутствия в ней другого, последователями школы делается вывод о том, что [и] и [ы] являются разновидностями одной фонемы: [ы] представляет собой вариацию фонемы , обусловленную положением после твёрдого согласного. Таким образом, в парах, подобных мыл — мил, единственное фонемное различие состоит в мягкости или твёрдости согласного, а не в гласных фонемах.

Согласные

Сторонники МФШ выделяют в русском языке 34 согласных фонемы. В их число включаются:

  • губные:
    • губно-губные: ;
    • губно-зубные: ;
    • зубные: ;
    • нёбно-зубные: ;
    • средненёбный: ;
    • задненёбные: .

    Парные по звонкости — глухости фонемы различаются в позициях перед гласными, сонорными согласными и . В прочих позициях их противопоставления нейтрализуются, то есть фонемы выступают в своих вариантах: в конце слова и перед глухими имеет место оглушение звонких, перед звонкими — озвончение глухих. Внепарные согласные также способны оглушаться и озвончаться, однако в этих случаях они представлены вариациями, а не вариантами, поскольку нейтрализации не происходит.

    Согласные, парные по твёрдости — мягкости, различаются в позициях на конце слова, перед гласными , перед губными и задненёбными согласными. В других случаях они, за исключением , различающихся во всех позициях, нейтрализуются и выступают в своих вариантах: твёрдые смягчаются перед ; перед твёрдыми зубными зубные всегда твёрдые, перед мягкими — мягкие; и нейтрализуются перед и . Неразличение твёрдых и мягких имеет место перед .

    Задненёбные мягкие звуки [к' г' х'] признаются в МФШ вариациями соответствующих твёрдых фонем . Однако, в отличие от прочих парных твёрдых, обусловливающих позиционную вариацию [ы], эти фонемы сами смягчаются в позиции перед .

    Сравнение МФШ и СПФШ

    И для Московской и для Петербургской фонологических школ фонема — это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Т.е. МФШ и СПФШ дают одинаковую трактовку фонемы, но рассматривают это определение с разных сторон. Петербургские фонологи отмечают способность к дифференциации слов и форм, т. е. произнесение, не зависящее от индивидуальных особенностей говорящих. В определении МФШ подчеркивается функция фонемы как минимальной составляющей звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем.

    МФШ

    СПФШ

    Соотношение понятий фонема и морфема

    Вне морфемы нельзя определить фонему; отсюда несамостоятельность фонологического уровня

    Фонологический уровень самостоятелен, а фонемный состав слова ясен и без предварительного морфемного анализа. Фонема может выступать в виде отдельной морфемы и только в этом проявляется их потенциальная связь.

    Состав фонемного ряда

    Фонему составляют все пересекающиеся и параллельные фонетические чередования звуков (аллофонов) в данной позиции конкретной морфемы.

    Фонему составляют только параллельные ряды чередующихся звуков (аллофонов) в данной позиции слова (словоформы).

    Состав фонем определяется по

    Состав фонем определяется в

    полном типе произнесения.

    Сильные и слабые позиции фонемы

    Существуют сильные и слабые позиции.

    Все позиции для фонемы равны.

    Количество гласных фонем

    5 гласных фонем: , , , ,

    6 гласных фонем: , , , , ,

    Количество согласных фонем

    34 согласных, не признаются самостоятельными фонемами мягкие [г’], [к’], [х’]

    35 согласных, признаются самостоятельными фонемами мягкие , ,

    Онлайн калькуляторы

    Звуковую сторону языка можно рассматривать не только в аспекте акустических и артикуляционных особенностей, но и с точки зрения той роли, которую они играют как знаки звуковой сигнальной системы, выработанной носителями русского языка для обозначения определенного смысла в процессе общения.

    Фонема и звук

    Необходимо различать звук речи и звук языка.

    Звук речи — это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Он является своеобразной точкой в артикуляционном и акустическом пространстве. Экспериментально доказано, что нельзя в точности произнести один и тот же звук дважды — это будет уже другой звук. Каждый человек произносит звуки по-своему и не всегда одинаково в одном и том же слове. Они будут различаться по высоте тона, длительности, силе и тембру.

    Однако человек на слух не может определить разницу между ними. Звук языка — это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка является не конкретным звуком, а абстрактной величиной, отвлеченным понятием.

    Фонетическая транскрипция передает именно звуки языка. Так, ударную фонему представляют звуки [а], [-а], [а’], ['а'] в словах астра, тяга, мальчик, мяч. Фонема в словах сон, сном, сливки, срезать представлена разными звуками: перед [о] звук [с°] в конце артикуляции огубляется, перед [н] — получает носовой призвук, перед [л] — становится боковым, перед [р] — дрожащим. Говорящий разницы в звуках не замечает, он убежден, что произносит один и тот же звук. Но звуки здесь различные, а фонема — одна: в первом случае гласная фонема , во втором — согласная . Это происходит потому, что в языковом сознании говорящих существует единый звуковой комплекс, единое представление, которое в лингвистике называется фонемой. Таким образом, понятия фонемы и звука тесно взаимосвязаны, но не тождественны.

    Фонема и буква

    Недопустимо смешивать фонему и букву. Фонема — звуковая единица языка, буква — элемент алфавита, графическая единица, имеющая определенное начертание. Так, звук [н] — произносится, буква н (эн) — графическое изображение, фонема — не произносится и не пишется. Однако существует определенное соответствие между буквой и фонемой. Буква на письме в большинстве случаев обозначает именно фонему, а не звук речи. Например, в слове поля [плл’й] звук [л] реализует фонему , так как в сильной позиции ей соответствует звук [о] — поле [пбл’ь]. Иногда буква передает реально произносимый звук. Так, в слове разрубить буква р (эр) передает звук [р], в слове раскусить буква с (эс) передает звук [с].

    Фонологические школы

    Фонема как абстрактная единица языка имеет разные трактовки в лингвистической науке, что дает основание для существования различных взглядов, различных точек зрения на ее определение. Фонология, изучающая фонему, сравнительно новый раздел языкознания, зародившийся в отечественной науке в конце прошлого столетия. Именно русской науке мировая лингвистика обязана созданием учения о фонеме.

    Основоположником учения о фонеме был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ ( 1845— 1929). Его учение развили академик JI.B. Щерба (1880—1944) и Н.С. Трубецкой (1890-1938). Они обратили внимание на то, что восприятие звука речи может не совпадать с его акустическими свойствами. И.А. Бодуэн де Куртенэ впервые ввел понятие фонемы, противопоставив
    его понятию звука, и выделил ее функциональную особенность. На основе его идей возникло несколько фонологических школ, в той или иной степени разделяющих исходные положения ученого. Однако они расходятся во взглядах на функциональную сущность фонемы. Так, что же такое фонологическая школа?

    Фонологическая школа — это направление в мировой лингвистической науке, разрабатывающее учение о фонеме, т. е. фонологию. В настоящее время в России ведущее положение в фонологической науке занимают два научных направления, условно называемые Московская фонологическая школа (МФШ ) и Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (П(Л)ФШ ). В основу П(Л)ФШ, которая исторически возникла раньше других фонологических школ, легли высказанные впервые в 1912 году идеи академика Л.В. Щербы, ученика И.А. Бодуэна де Куртенэ.

    В дальнейшем эти положения развивают ученики и последователи Л.В. Щербы: Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, А.Н. Гвоздев, Л.В. Бондарко, Л.Л. Буланин, Л.А. Вербицкая и др. Московская фонологическая школа возникла в конце 20-х годов XX века. Ее основали московские ученые: Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский. Впоследствии идеи МФШ продолжают развивать М.В. Панов, Л.Л. Касаткин, В.А. Виноградов, П.А. Лекант и др. Обе фонологические школы рассматривают фонему с одной и той же точки зрения — функциональной.

    Представители П(Л)ФШ при определении понятия фонемы исходят из конкретной словоформы, в составе которой по физиолого-акустическому признаку выделяются кратчайшие звуковые единицы. Так, в слове вол [вол] гласный звук [о] реализует фонему , а в слове волы [вллы] гласный звук реализует фонему , так как в соответствии со звучанием звук [л] ближе к звуку [а], чем к звуку [о]. Это свидетельствует, во-первых, о его независимости от морфемы, во-вторых, позволяет подчеркнуть самостоятельность фонологического уровня как одного из уровней языка. Представители Московской фонологической школы исходным моментом во взглядах на фонему считают морфему.

    Они определяют фонему как кратчайшую звуковую единицу в составе морфемы: тождество морфемы определяет границы и объем понятия фонемы. Звуковые единицы слабых позиций объединяются в одну фонему не по акустическому сходству, а по их функционированию в составе морфемы. Так, в словах валы и волы безударные гласные звуки [а] и [о], несмотря на одинаковое звучание, представляют разные фонемы.

    В первом случае в сильной позиции налицо фонема — вал, во втором случае фонема — вол. В таком понимании подчеркивается, во-первых, образующая функция фонемы, во-вторых, из него следует, что фонема — такая звуковая единица, которая обеспечивает связь между звуковой и смысловой сторонами языка. Следовательно, представители МФШ, усиливая связь фонемы с морфемой, фактически не признают фонологический аспект самостоятельным языковым уровнем. Таким образом, в учении Л.В. Щербы фонема — это собственно фонетическая, звуковая единица; в концепции московских фонологов это единица не собственно фонетическая, а морфологическая.

    Учитывая расхождения во взаимоотношениях между фонемой и звуком в пределах концепций двух фонологических школ, заметим, что МФШ больше отражает особенности письменных форм речи, П(Л)ФШ — особенности восприятия устных форм речи. Для отечественной лингвистики важное значение имеет Пражская фонологическая школа (ПФШ ). Она возникла в 20-е годы XX века и связана главным образом с именами русских ученых Н.С. Трубецкого ( 1890— 1938) и P.O. Якобсона ( 1896—1982), которые перенесли в зарубежное языкознание идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ и Л.В. Щербы.

    Именно Пражская школа разработала фонологию как особый раздел языкознания. Ученые впервые обратили внимание на различительные возможности фонемы, в этом они видели основное ее функциональное предназначение. В понимании Пражской школы фонема рассматривалась как единица противопоставления, то есть как звуковая единица, различающая высшие единицы языка, - морфемы или слова. Таким образом, Пражскую фонологическую школу и Московскую фонологическую школу сближает идея нейтрализации фонем.

    Для ПФШ характерна детальная разработка теории оппозиции (противопоставления) фонем и их дифференциальных признаков, а МФШ основное внимание обращает на теорию позиций, в которых выступает фонема. Само существование нескольких фонологических школ свидетельствует о том, что фонема — сложная и многообразная языковая единица. Каждая школа, описывая звуковую реальность с разных точек зрения, отражает лишь отдельные стороны функционирования фонемы в разнообразной жизни языка.

    Разные взгляды фонологических школ в совокупности позволяют глубже исследовать языковую природу фонемы в целом. В лингвистическом аспекте все изложенные концепции относительно равноправны, так как строятся на анализе прежде всего результатов речевой деятельности (устной и письменной).

    В настоящем учебнике принято описание фонематической системы русского языка на основе теории Московской фонологической школы, то есть фонема рассматривается как компонент морфемы. По МФШ , фонема — это кратчайшая, линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отождествления слов и морфем.

    Функции фонемы по МФШ:

    1) фонема представляет ряд позиционно чередующихся звуков в однокоренных словах: поле —поля — полевод [Чередующиеся звуки [о ] / / [л] / / ъ] реализуют фонему ;
    2) фонема служит для различения слов. Так, слова дом — дам —дым — дум различаются гласными фонемами — - - ; слова дом — ком — лом — ром — сом — том различаются согласными фонемами — — — — — ;
    3) фонема служит для отождествления звуков. В словах ножа — ножу — ножницы отождествляются звуки [ж], с носовым призвуком.
    Реализацию данных функций фонемы можно пронаблюдать в составе любой морфемы. Например, в приставке под- — подрёзать — подпись чередуются гласные звуки [ъ],[л],[о], реализующие фонему , и согласные звуки [т] и [д], реализующие фонему .

    Позиции фонем

    Фонологическая позиция — это условия употребления, реализации фонем в речи: в разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Позиции могут быть комбинаторными и конститутивными.

    Комбинаторные позиции — это положение фонемы перед определенными звуками или после них.

    Конститутивные позиции — это место фонемы в более крупной речевой единице: на границе слова или слога, в ударном или безударном слоге, в том или ином месте фразы.

    Архифонема

    Термин слабая фонема был предложен Р.И. Аванесовым, одним из основателей МФШ. Для обозначения слабой фонемы лингвисты используют и термин архифонема, предложенный представителями Пражской фонологической школы. Архифонема — это языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем. Архифонема обладает меньшим набором дифференциальных признаков, чем соответствующие ей парные фонемы: признак, по которому противопоставлены нейтрализующиеся фонемы, у архифонемы отсутствует.

    Так, согласная фонема — глухая, согласная фонема — звонкая, но архифонема не обладает этим признаком. В позиции нейтрализации отсутствует противопоставление фонем — по глухости / звонкости. Чтобы определить, какой фонеме соответствует звук в слабой позиции, нужно изменить данное слово, подобрать однокоренное (если фонема в корне) или подобрать другое слово с данной морфемой (приставкой, суффиксом или окончанием) так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной.

    Так, в слове код фонему можно проверить однокоренным словом — кодовый, в прилагательном липовый безударный гласный в суффиксе словом дубовый, в словоформе на рёчке безударный гласный в окончании можно проверить существительным женского рода единственного числа в предложном падеже на рекё.

    Система фонем русского языка

    В современном русском литературном языке около четырех десятков фонем, т. е. столько, сколько звуков реализует их в сигнификативно сильных позициях. При установлении точного их числа представители разных фонологических школ получают различные результаты. Так, санкт-петербургские (ленинградские) фонологи обычно насчитывают 41 фонему: 6 гласных и 35 согласных. Московские ученые считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. Такое различие объясняется разным подходом к анализируемому материалу. Спорным является вопрос о фонематической принадлежности звуков [ы], [г’], [к’], и долгих шипящих.

    Читайте также: