В чем заключается ответственное обращение с отходами в школах

Обновлено: 02.07.2024

Считается, что законодательство, регламентирующее деятельность в области обращения с отходами актуально только для промышленных предприятий и производственных объектов. Однако это не так, - ведь отходы образуются при любой деятельности повсеместно. Очень актуальным является соблюдение законодательных требований в детских образовательных учреждениях, которые не всегда осведомлены о подобных правилах – школах и детсадах.

В первую очередь стоит отметить, что правовые отношения в области, взаимосвязанной с обращением с отходами, регулируются Законом №89-ФЗ от 24.06.1998 г. Согласно данному закону, документами, необходимыми для контроля и нормирования образующихся отходов во всех организациях и на предприятиях выступают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и паспорта отходов.

При этом проект по отходам квалифицируется как экологический документ, содержащий данные о наименованиях образующихся в организациях (в том числе и образовательных) отходов, способах дальнейшего и рекомендуемого обращения с ними и установленных расчетным путем лимитах на размещение отходов. Паспорта же главным образом служат для идентификации отходов, отнесения их к определенной группе отходов и классу опасности, в зависимости от степени их воздействия на окружающую природную среду (1- 5 классы).

Таким образом, разработка экологического паспорта для школ, детских садов, лагерей означает разработку:

Первый этап: Паспортов отходов 1-4 классов опасности и сведений на отходы 5 класса опасности.

Второй этап: На основании их разработка и согласование проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Виды отходов, образующихся в детских образовательных учреждениях. Законодательные требования, предъявляемые к ним.

Если опираться на содержание ст.1 Закона №89-ФЗ, то под отходами подразумеваются, образовавшиеся в производственных процессах, в процессах потребления или оказания услуг предметы или вещества, которые подлежат дальнейшему удалению.

Что касается детских образовательных учреждений, то основную часть отходов, образующихся в них, составляют:

  • ртутные лампы (1 класс);
  • мусор бытовых и офисных помещений (4 класс);
  • пищевые отходы (5 класс);
  • смет с территории (5 класс);
  • отходы от бумаги (5 класс).

При наличии на территории образовательного учреждения контейнеров для накопления отходов, заключения ими договором со спецорганизациями на вывоз отходов, деятельность организации можно классифицировать согласно ст.1 Закона №89-ФЗ, как процесс обращения с отходами, а значит, она подпадает под законодательные требования ст. 11, 14, 18 и 19 того же закона. Еще одним документом, регламентирующим законодательные требования в данной области, является постановление Правительства РФ № 681 от 3.09.2010 г.

Какие меры необходимо принять образовательной организации для соблюдения требований законодательства по отходам?

Для урегулирования правовых отношений в сфере обращения с отходами детским образовательным учреждениям предварительно необходимо провести инвентаризацию всех образующихся отходов. В дальнейшем инвентаризация понадобится для оформления всех видов экологической документации, касающихся деятельности организации, связанной с отходами.

После выявления в процессе инвентаризации всех наименований имеющихся в организации отходов для каждого из них требуется присвоение определенного класса опасности. Это делается согласно ФККО, утвержденного приказом Росприроднадзора №445 от 18.07.2014 г. Критерии, по которым отходы относят к тому или иному классу определены в приказе Минприроды №536 от 04.12.2014 г.

Обязательной процедурой является подтверждение класса опасности, что производится посредством проведения химического анализа состава отхода или методом биотестирования.

Разработка паспортов отходов.

Собранные данные по классам опасности отходов в дальнейшем необходимо отобразить в паспортах отходов. Разработка паспорта необходима для всех видов образующихся в детском образовательном учреждении отходов, которые были отнесены к 1-4 классам опасности. Так, например, обязательная разработка паспорта необходима при образовании ртутных (люминесцентных) ламп, используемых для освещения помещений. Сейчас повсеместно наблюдается переход на светодиодные лампы. Такие отходы относятся к 4 классу опасности, поэтому на них также требуется паспорт.

Форма паспорта утверждена законодательно. Для этого существует Постановление правительства РФ №712 от 16.08.2013 г.

В составе паспорта отображаются следующие данные об образующихся отходах:

  • их код, согласно ФККО,
  • класс опасности, агрегатный,
  • компонентный и химический состав,
  • опасные свойства.

Также в составе паспорта указываются юридические сведения о самой организации: наименование, реквизиты, контакты и адреса.

Разработанные паспорта утверждаются руководителем организации, а их заверенные копии в обязательном порядке направляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения исследуемого объекта. Преимущество паспортов по новой форме (после 2014 года) заключается в том, что они действуют бессрочно и должны пересматриваться только при изменении реквизитов организации или способов образования отходов, способных повлиять на его класс опасности.

Разработка экологического паспорта.

Разработанные паспорта отходов в дальнейшем входят, в виде отдельного раздела, в состав проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, иначе, экологического паспорта. Это многостраничный документ, который в обязательном порядке должен согласовываться в органах Росприроднадзора.

Разработка нормативов требуется для всех видов образующихся отходов согласно приказу Минприроды №50 от 25.02.2010 г. При разработке проекта следует руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными на основании приказа Минприроды №349 от 05.08.2014 г.

В состав проекта войдут данные инвентаризации, проведенной ранее – перечень образующихся отходов, места их образования и накопления. Также в проекте отображаются:

  • сведения о предприятии – вид деятельности, данные уставных документов, юридические реквизиты;
  • краткое описание деятельности исследуемой организации;
  • способы, используемые для дальнейшего управления отходами;
  • данные о сторонних организациях, задействованных в дальнейших операциях с отходами;
  • расчеты нормативов образования отходов;
  • рекомендации по уменьшению воздействия отходов на экологическую обстановку.

Проект в дальнейшем согласуется в отделении Росприроднадзора, территориально соответствующему расположению образовательной организации. Срок – 30 рабочих дней. При получении положительного заключения на проект и утверждения предложенных нормативов, действует в организации в течение пяти лет. Единственное, о чем не стоит забывать в этот период, это о том, что данные проекта должны быть ежегодно подтверждены отчетом о неизменности технических процессов.

Что еще необходимо сделать для управления процессами обращения с отходами?

Последнее, что предстоит сделать детским образовательным учреждениям в области управления отходами – это организовать их учет и периодически сдавать соответствующую отчетность (2ТП-отходы) в уполномоченные контролирующие организации.

Кто может разработать экологическую документацию?

Как правило, в образовательных учреждениях отсутствует свой специалист, способный качественно разработать и согласовать всю необходимую документацию по отходам. Для этого детские сады и школы обращаются к услугам специализированных компаний. При этом стоимость разработки проекта по отходам может составлять от 29900 рублей, а один паспорт отходов обойдется в сумму 5900 рублей. Сроки разработки проекта могут составить в среднем около 30 дней. Для разработки же паспорта может потребоваться всего несколько дней.

Перечень документов, необходимых для разработки проекта по отходам и паспортов отходов.

При обращении в экологическую спецорганизацию, детское образовательное учреждение должно передать разработчику комплект необходимых ему документов, без которого невозможна разработка экологических проектов. Так, например, для разработки ПНООЛР в их состав войдут:

  • юридические данные образовательной организации – правоустанавливающие документы, ОКПО, ОКВЭД, ОКАТО, ОКТМО, ОКПФ, ОКФС, ЕГРЮЛ, ИНН;
  • краткое описание осуществляемой организацией деятельности, при наличии необходимо также предоставить Устав;
  • сведения о структуре организации и наличии подразделений;
  • количество сотрудников для каждой площадки организации;
  • количество образующихся ртутных ламп – для каждой площадки с указанием марок;
  • количество блюд в столовой;
  • площадь убираемой территории;
  • приказ организации о назначении в ней лица, ответственного за вопросы охраны окружающей среды;
  • материалы, свидетельствующие о передаче отходов специализированным организациям – договора на передачу, талоны и т.п. При этом стоит учесть, что принимающая организация должна иметь действующую лицензию, дающую право на обращение с отходами - их сбор, транспортировку, обезвреживание.
  • документацию, подтверждающую определенный для каждого вида отходов класс опасности – письмо Департамента Росприроднадзора.

Для разработки паспортов, потребуются также юридические данные организации, перечень образующихся отходов, свидетельства о присвоении им класса опасности или результаты лабораторного определения состава отходов.

Ответственность при отсутствии необходимой документации.

При несоблюдении требований всех перечисленных ранее законодательных актов, организация может получить значительный штраф согласно статье 8.2 КоАП. При этом размер штрафа, взимаемого с юридического лица составит до 250 тысяч рублей, с должностного - до 30 тысяч.


Раздел IV . "Обращение с отходами"

Цель:


вовлечение учащихся в деятельность по уменьшению объёма отходов и правильному управлению отходами в пределах школы и дома.

Задачи:


включить обучающихся школы в работу по изучению состава образующихся в школе и дома отходов ;


показать пути решения проблемы образующихся отходов.

Задание 4.1. Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования

Дата выполнения: ноябрь 2018 года

Место выполнения: ГУО "Порплищенская СШ"

Участники: учащиеся 3, 5 классов

Количество участников: 17 человек

  1. Войтехович Валерия
  2. Войтехович Дарья
  3. Войтеховский Матвей
  4. Демидович Егор
  5. Игнатович Александр
  6. Илюшина Ксения
  7. Синькевич Елизавета
  8. Войтешонок Алёна
  9. Далидович Карина
  10. Закревская Виктория
  11. Бабчёнок Максим
  12. Ващёнок Юрий
  13. Войтешонок Максим
  14. Толяренок Дмитрий
  15. Толяренок Дарья
  16. Тышкевич Дмитрий
  17. Яцковская Валерия

План по изучению состава образующихся в школе отходов

и источников их образования

*Проанализировать, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в школьных помещениях.

*Определить фракционный состав отходов.

*Определить вес фракций и процентный состав отходов, образующихся за 1 день.

*Отобразить состав бытовых отходов школы в сводной таблице.

Анализ результатов исследования за 1 день

(взвешивание и математические подсчёты)

Помещения, в которых проводилось исследование: учебные кабинеты, столовая, кабинеты технического и обслуживающего труда.

Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования школы

Вес отходов, граммы

Удельный вес, %

Учебные кабинеты

Столовая

Кабинеты технического и обслужи-вающего труда

Общее количество мусора


Таким образом, установлено, что за один день в учреждении образования образуется в среднем 8100 грамм различных видов бытовых отходов, за неделю 40,5 кг.

Отчёт по результатам изучения состава образующихся в школе отходов

с указанием источников и состава отходов

По школе за 1 день собрано:

Фракции отходов

Вес фракций, граммы

Удельный вес,

Общее количество мусора


Основными источниками отходов, образующихся в школе, являются:

  1. Упаковочные материалы из бумаги и полимеров от чипсов, конфет, печенья, соков, кукурузных палочек и т.д.
  2. Пластиковые бутылки от напитков, упаковки от йогурта, бифидина, ручки, поломанные линейки, обложки от книг и тетрадей и т.д.
  3. Листы из тетрадей, исписанные тетради, упаковочная бумага, картон, картонные коробки, исписанные альбомные листы.
  4. Пищевые отходы (огрызки яблок, груш, кожура апельсинов, мандаринов, бананов).
  5. Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
  6. Металлы (консервные банки металлические).
  7. Стекло (стеклянные банки от пищевых продуктов, разбитая посуда).
  8. Текстиль (обрезки ткани).
  9. Стружка древесная.














Задание 4.2. Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

Дата выполнения: ноябрь-декабрь 2018 года

Участники: учащиеся 5, 7 классов

Количество участников: 22 человека

  1. Войтешонок Алёна
  2. Далидович Карина
  3. Закревская Виктория
  4. Бабчёнок Максим
  5. Ващёнок Юрий
  6. Войтешонок Максим
  7. Толяренок Дмитрий
  8. Толяренок Дарья
  9. Тышкевич Дмитрий
  10. Яцковская Валерия
  11. Бурень Анжелика
  12. Войтехович Валерия
  13. Гапанёнок Светлана
  14. Далидович Данила
  15. Ерохин Александр
  16. Закревская Вероника
  17. Илюшин Доминик
  18. Исрафилов Егор
  19. Крук Алексей
  20. Лычко Вадим
  21. Подлещук Дарья
  22. Сивцевич Виолетта

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Порплищенская средняя школа

План действий по минимизации объемов образования отходов в школе,

Мероприятие

Выполнение

Ответственные

1

Обсудить результаты изучения состава и образования отходов

Гуменник Н.В., Маркевич А.С.

2

Определить место сбора отходов и вторсырья в школе

Зам директора по хоз. части

3

Донести информацию до сведения школьников и родителей на общих часах информирования, родительском собрании о необходимости минимизации отходов в школе

4

5

Организовать сбор макулатуры, металлолома, гальванических элементов, пластиковых бутылок

Зам директора по хоз. части

6

Съедать всю пищу в школьной столовой

7

Покупать продукты в бумажной упаковке

8

Привлечь к сотрудничеству по проблеме бытовых отходов представителей местной администрации и сотрудников Докшицкой районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды

9

Осень, весна, лето

10

Декабрь 2018 г.- январь 2019 г.

Классные руководители, Маркевич. А.С.

11

Декабрь 2018 г., апрель 2019 г.

12

13

14

15

Организовать выпуск агитационно-информационного материала: экологических памяток, плакатов по итогам проведенного обследования состояния загрязнения бытовым мусором агр. Порплище и прилегающей местности

16

17

Разработать памятки по минимизации отходов для учащихся, работников школы, родителей

Задание 4.3. Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе

Дата выполнения: ноябрь 2018 года – май 2019 года.

Участники: учащиеся 1-11 классов, учителя, рабочие, родители.

Количество вторсырья, отходов собранных

раздельно в учреждении

Количество макулатуры - 1220 кг.

Количество металлолома - 2540 кг.

Количество отработанных батареек - 5 кг.

Количество учащихся в школе

Способы организации раздельного сбора вторсырья в учреждении образования, способы вовлечения учащихся

Акиии по сбору макулатуры, металлолома, гальванических элементов, пластиковых бутылок, ненужных вещей. Оборудование площадки для сбора макулатуры, металлолома на территории школы. Организован ежедневный сбор макулатуры во всех классах школы. Определены места сбора отработанных батареек, ненужных вещей. Организован сбор пластиковых бутылок с целью их использования для посадки рассады.

Документальное подтверждение о сдаче вторсырья в пункты приема. Фотографии, отражающие деятельность учреждения образования по paздельному сбору отходов, вторичному использованию отходов.

Действия по минимизации отходов в учреждении образования

Информация представлена родителям на родительском собрании.

Проведена беседа с учащимися о необходимости минимизации отходов в школе.

График сдачи вторсырья в школе

Класс

День недели

Сроки











Определены места сбора отходов и вторсырья в школе:





Задание 4.4. Создать на пришкольной территории приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.)

Дата выполнения: Сентябрь 2018 г (создание сооружение для компостирования), весна - осень 2019 года (закладывание компоста).

Участники: учащиеся 11 класса , рабочие.

Количество участников: 4 человек

  1. Исрафилов Эльмир
  2. Леонюк Денис
  3. Липчик Виталий
  4. Плыгавко Алексей

Этапы выполнения задания:

1. На пришкольной территории создано приспособление для компостирования в виде ящика, размеры которого 2х2х1 м. Я щик сделан из досок, прибитых на некотором расстоянии для доступа воздуха к органическим остаткам. Компостный ящик расположен непосредственно на земле. К нему имеется удобный доступ как из школы, так и из пришкольного участка и сада.




2. Перенос материалов для приготовления компоста ( древесная листва, различные огородные сорняки, ботва, ветки, растительные и пищевые отходы ) осуществляется при помощи носилок.


Задание 4.5. Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

Дата выполнения: 22 - 28 апреля 2019 г.

Участники: Группой учащихся из 5, 6, 7 классов проведено домашнее изучение отходов в своих семьях.

Количество участников: 27 человека


Образцы результатов изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях за неделю:



















Отчет о выполнении заданий раздела 4 вывешен в общедоступном месте в школе:

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 декабря 2020 года N 1028

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

24 декабря 2020 года,

регистрационный N 61782

УТВЕРЖДЕН
приказом Минприроды России
от 8 декабря 2020 года N 1028

Порядок учета в области обращения с отходами

1. Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу, со сбросами вредных веществ в составе сточных вод в водные объекты, с веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).

3. Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I-IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

4. Учету в области обращения с отходами подлежат:

все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;

все виды отходов I-V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

5. Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;

расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

6. Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.

7. При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:

выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;

выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;

проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.

По результатам учета отходов формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, который включает в себя:

наименование вида отхода;

класс опасности вида отхода;

происхождение и условия образования вида отхода;

агрегатное состояние и физическую форму вида отхода;

химический и (или) компонентный состав вида отхода.

Рекомендуемый образец состава образующихся видов отходов, подлежащих учету, приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.

При оформлении состава образующихся видов отходов, подлежащих учету:

в столбцах 2 и 3 приложения N 1 (таблица 1) к настоящему Порядку указываются наименование вида отходов и код в соответствии с ФККО. Для отходов, не включенных в ФККО, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также реквизиты письма хозяйствующего субъекта, направленного в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды;

в столбце 5 приложения N 1 (таблица 1) к настоящему Порядку указывается происхождение или условия образования отходов производства, которые определяются по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу: происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.

в столбце 7 приложения N 1 (таблица 1) к настоящему Порядку указывается химический и (или) компонентный состав отходов, который устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава отходов.

8. Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, учет ведется с использованием расчетного метода, в котором используются сведения из технической и технологической документации, данные учета рабочего времени, результаты бухгалтерского учета, показатели нормативов образования отходов, вместимость мест (площадок) накопления отходов, мощности объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка, иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано количество образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов.

9. Учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.

Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.

10. Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются:

с точностью до одного знака после запятой - для отходов IV и V классов опасности;

с точностью до трех знаков после запятой - для отходов I, II и III классов опасности.

11. Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме.

Рекомендуемые образцы обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов приведены в приложениях N 2 и N 3 к настоящему Порядку.

12. Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года включают в себя:

Какие только отходы не образуются на территории образовательных учреждений! Списанная оргтехника, сломанная мебель, использованная канцелярия, пластик, вата и бинты – лишь малая часть мусора в школах, детских садах, вузах. Как правильно организовать обращение с ними – сбор, хранение, учет, вывоз на утилизацию? Отходы в образовательных учреждениях очень разные по составу и требуют избирательного подхода

Какие отходы образуются в образовательных учреждениях

В школах, вузах, училищах образуются такие виды отходов:

  • несортированные пищевые – из пищеблоков;
  • медицинские – из медпункта;
  • твердые коммунальные;
  • использованные или бракованные ртутные, люминесцентные и электрические лампы накаливания;
  • крупногабаритный мусор – сломанная мебель и оборудование;
  • смет с территории.

Какие требования предъявляет закон об отходах к образовательным учреждениям

Каждая школа, вуз, техникум или детский сад, где образуются отходы, должны:

  • провести их инвентаризацию;
  • разработать инструкцию по обращению, назначить ответственное лицо;
  • составить и утвердить паспорта на отходы I-IV классов опасности, если таковые образуются (их перечень указан в Федеральном классификационном каталоге – ФККО);
  • проводить учет и представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и вывозе.

Паспорт опасных отходов составляют по типовой форме. Его копии передают заказным письмом или лично в территориальные органы Росприроднадзора. Документ действует бессрочно. Нормативы образования отходов также согласовывают с Росприроднадзором и утверждают сроком на пять лет при условии, что образовательное учреждение будет раз в год подтверждать соблюдение лимитов. В школе или вузе заводят специальный журнал, который не имеет общепринятой, официально утвержденной формы, и ответственное лицо контролирует ведение записей. В отношении учета медицинских отходов требования гораздо более жесткие и четко регламентированы.

Несортированный мусор из бытовых и офисных помещений образовательных учреждений относится к IV классу опасности и требует паспортизации.

Что такое годовой отчет по отходам

Раз в год образовательные учреждения предоставляют в Росстат статистическую отчетность по форме № 2-ТП. Росприроднадзор имеет собственный перечень лиц на конкретной территории, на которых распространяется обязанность подавать отчетность. Если школа или вуз не вошли в него, они все равно должны передавать сведения в Росстат по вышеназванной форме. В отчете указывают данные по каждому виду отхода от I до V класса опасности с указанием кода по ФККО. Требование актуально и для тех учреждений, где образуются только отходы V класса опасности.

Особенности обращения с отходами разных типов

Твердые коммунальные отходы вывозит и утилизирует специализированная организация. Сжигать их на территории образовательного учреждения нельзя. Сбор и вывоз пищевых отходов с территории образовательных учреждений до сих пор регламентируется Методическими рекомендациями, утвержденными Минжилкомхозом в 1974 году. Школы, сады, вузы имеют право только хранить ртутьсодержащие лампы в специально отведенном для этого месте, отдельно от других видов отходов, в неповрежденной таре из-под новых ламп. В проекте согласовывают предельное количество ламп, допускаемое к хранению. Выбрасывать их в обычный мусорный контейнер запрещено: вывозом люминесцентных ламп и ртутьсодержащих приборов на утилизацию также занимаются специализированные компании.

Что делать с медицинскими отходами

Медицинские отходы представляют большую угрозу для экологии и человечества, но их не относят к классам опасности по ФККО. На категории их делят по другому принципу:

На фото – медпункт

В школах, детских садах, вузах образуются опасные медицинские отходы

Как организовать учет и вывоз медицинских отходов

В образовательных учреждениях регулярно проверяют, соблюдаются ли требования закона в отношении медицинских отходов. Один раз в месяц контролирующие органы проводят визуальную и документальную проверку. Один раз в год инициируется лабораторно-инструментальный контроль.

Что говорит закон: немного об ответственности

Если в образовательном учреждении неправильно обращаются с отходами, заведению угрожают штрафы – в соответствии со Статьей 8.2 КоАП:

  • от 10 до 30 тысяч рублей – для должностных лиц за первое нарушение;
  • от 100 до 250 тысяч рублей – для юридических лиц;
  • административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Чтобы выполнить требования закона и санитарных норм, образовательные учреждения должны организовать правильный сбор и хранение, учет твердых бытовых, пищевых, медицинских отходов. Обязательный этап – заключение договора с профильной организацией, которая возьмет на себя вывоз и утилизацию.

/upl/salman-hossain-saif-n6uLxWeCMao-unsplash.jpg

С 1 марта 2022 г. федеральный оператор начинает осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности (п. 2 ст. 14.1 Федерального закона № 89-ФЗ*).

Деятельность федерального оператора будет осуществляться по утвержденному ФАС России предельному (максимальному) тарифу, включающему в том числе расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности (п. 6 с. 14 .4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (далее — отходообразователи), осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, в иных случаях отходообразователи передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (п. 1 ст. 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Организационное, а также информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности между федеральным оператором, отходообразователями (в том числе обеспечивающими самостоятельное обращение с отходами), операторами по обращению с отходами I и II классов опасности и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами будет осуществляться на единой цифровой платформе — федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК**).

Отходообразователи, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК (п. 6 ст. 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ).

В случае самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности отходообразователи обязаны предоставлять во ФГИС ОПВК информацию о полном жизненном цикле отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки на конкретных мощностях. Отходообразователи, у которых отсутствуют собственные мощности по переработке отходов I и II классов опасности, оформляют во ФГИС ОПВК заявку для заключения с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, при этом отказ от заключения такого договора не допускается (п. 3 ст. 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Организация федеральным оператором деятельности по привлечению операторов по обращению с отходами I и II классов опасности в целях последующего сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания или размещения отходов будет обеспечиваться на основании федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности с учетом оптимальной логистики и стоимости услуг. Стоимость услуг операторов будет определяться на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок.

Техническая поддержка по работе во ФГИС ОПВК: тел. 8 (800) 755-75-23.

Читайте также: