В проекте стандарта определены школьного географического образования
Обновлено: 03.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Для достижения поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующей основной задач и:
– обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
Преемственность в условиях реализации ФГОС ООО - система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны - основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий.
Данный курс насыщен географическим содержанием, является основой для последующего изучения нового предмета.
Преподавание географии в 5 х классах.
Российское географическое образование претерпевает серьезную модернизацию в условиях внедрения Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Какие я вижу проблемы в преподавании географии по ФГОС.
Самая главная проблема - адаптация учеников 5 класса к новым пространственно-временным условиям обучения:1 час в неделю по географии по ФГОС- это очень мало, дети за неделю забывают, о чем мы говорили и на чем делали акцент на прошлом уроке.
Одна из основных проблем – это отсутствие единого стандарта в учебно- методическом комплексе. В современных рыночных условиях переход на множественность линий учебников привел к дезориентации учителей и учеников, отсутствию преемственности при переходе из одного учебного заведения в другое, снижению качества излагаемого учебного материала.
Сокращение часов на школьную географию, угрозы ликвидировать сам предмет или заменить на другие предметы (экономическую географию на экономику, а физическую географию в очень урезанном виде «объединить с химией, физикой, биологией, естествознанием) – все это создает нервозную обстановку среди родителей и приводит к тому, что география изучается по остаточному принципу.
4. В основной школе на географии будет продолжена работа по сформированию и развитию основ читательской компетенции . Работа с текстом учебника у учащихся вызывает затруднее. Например, найти в тексте учебника конкретный ответ на вопрос: ребята, найдите на стр.15, кто и когда открыл Австралию? (ответ кроется в первой строчке- В 1770 году английский мореход Джеймс Кук окончательно подтвердил наличие Австралийского континента.)
6. Показ объектов на географических картах у обучающихся иногда вызывает затруднение. Показывать объект нужно указкой, правша должен стоять справа от карты, а левша – слева. Указку нужно держать в ведущей руке. Стоять всегда нужно лицом к классу. Все крупные объекты нужно обводить по границам. Материки – по береговой линии, страны – по границе. Города нужно указывать, показывая на условный кружок. Реки показывают при помощи проведения указкой от истока к устью.
7. Требования, предъявляемые к работе с контурными картами большинство ребят, знают.
Записи ведутся ручкой синего или фиолетового цвета. Обозначать объекты нужно условными знаками: горы –линией коричневого цвета, показывающей направление хребта. Название географических объектов вдоль параллелей. Объекты, занимающие большие площади (равнины, моря) подписываются по протяженности. Если Объект, очень маленький можно поставить цифру, а в условных знаках указать его название. Название и легенда карты- обязательны. Контурная карта заполняется очень аккуратно, буквы должны быть маленькие и четкие. Названия подписываются печатными буквами.
8. Проблема материально – технической базы школ. Отсутствие электронного приложения к учебникам.
При изучении географии обучающиеся усовершенствуют приобретённые в начальной школе навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
“Примерная основная образовательная программа основного общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Предметное результаты ООО. География
Основное содержание учебного предмета “География” на уровне ООО
Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”
Требования к результатам освоения ООП СОО
География
Предметные результаты освоения ООП СОО
География
“Примерная основная образовательная программа среднего общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Планируемые предметные результаты освоения ООП СОО
География
Основное содержание учебных предметов на уровне СОО
География
Преподавание географии
в соответствии с требованиями
нового стандарта образования
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.
Положительно в ФГОС следующее:
ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.
Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.
География стала относиться к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая. Операционная часть знаний – это те приемы и способы деятельности, выработанные у школьника и определяющие уровень его готовности к решению различных задач (в познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др. сферах деятельности).
Сейчас перед учителем географии стоит иная методическая задача. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности и т.д. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.
Информационно-методические условия предусматривают формирование необходимой информационной среды образовательного учреждения и наличие, поддерживаемых данной средой, современных учебно-методических комплексов. С каждым годом, все большее значение в составе современных учебно-методических комплексах, играет электронная составляющая. Подготовлены электронные приложения к учебникам, интерактивные электронные карты, методические разработки по проведению практических и самостоятельных работ. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках требует от учителя ИКТ-компетентности и владения новыми педагогическими технологиями, позволяющими добиться более высокого образовательного эффекта. Метапредметные требования к реализации основной образовательной программы, заложенные в ФГОС, предусматривают формирование умений работать с электронными источниками информации, проводить учебно-исследовательскую и проектную деятельность и выполнять другие универсальные учебные действия (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями готовит выпускников школ к самостоятельному обучению и саморазвитию в условиях современного информационного общества.
В настоящее время по географии подготовлены и проведены через экспертизу 9 линий школьных учебников с 5 по 9 классы. Уровень и качество созданных на базе этих учебников учебно-методических комплексов (УМК) сильно различаются. Можно назвать УМК состоящие из большого количества компонентов (до восьми составляющих) и при этом должная связь между этими компонентами по последовательности изучения, методике и содержанию отсутствует. Думается, что использовать при обучении такое количество компонентов крайне затруднительно для учителя, ибо каждый предлагаемый компонент КОМПЛЕКСА (учебник, тетрадь, тренажёр и т.д.) имеет конкретное место в учебном процессе, выполняет конкретную задачу, находится в точном соответствии с поставленной учителем целью, хотя изначально ставилась цель облегчить его работу. Выбор учителем УМК (если он возможен в наших условиях) должен быть осознанным, с пониманием всех плюсов и минусов, а не случайным или под влиянием административного ресурса, как это часто бывает. Знакомство учителей с содержанием современных УМК и его возможностями организации деятельности на уроках, является важной задачей системы повышения квалификации и методистов по предметам.
На основе требований ФГОС подготовлены примерная программа по географии, рабочие программы, ориентированные на конкретные линии школьных учебников по географии. Учитель географии может использовать эти наработки и внести в них изменения в объеме 30% вариативной части учебного плана. Рассмотрим более подробно указанные выше компоненты содержания (представлены в виде обобщенной схемы см. презентацию к данной статье).
Содержание географического образования конкретезируется в основной образовательной программе основного общего образования в виде требований к предметным результатам. Рассмотрим эти компоненты содержания более подробно.
Требования к предметным результатам по географии (требования сформулированы в сокращенном и обобщенном виде):
1. Понимание роли географических знаний в решении практических задач природопользования
2. Формирование географического мышления на основе использования территориального подхода и осознания целостности и многообразия окружающего мира
3. Формирование представлений об изменении природных и социально- экономических процессов и явлений в пространстве и во времени
4. Овладение навыками количественных и качественных характеристик компонентов географической среды
5. Овладениями основами картографической грамотности и умениями использовать географическую карту как одним из языков международного общения
6. Получение навыков нахождения, обработки и использования географической информации для решения учебных и практических задач, презентации полученных результатов
7. Овладение навыками использования географических знаний для объяснения и оценки наблюдаемых природных и социально-экономических явлений и процессов, для правильного поведения в условиях стихийных природных явлений и техногенных катастроф
8. Формирование представлений о причинах возникновения и способах решения экологических проблем, умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Таким образом, можно проследить, как основные компоненты содержания школьной географии из фундаментального ядра находят свое отражение в требованиях к предметным результатам и планируемых результатах освоения программы по предмету. При этом планируемые результаты даны на двух уровнях освоения. На первом уровне усвоения учащиеся должны научиться, а на втором уровне они получат возможность научиться, но могут этой возможностью и не воспользоваться. При подготовке тематического планирования и планирования уроков, при формулировке целей и задач урока важно начинать уже сейчас ориентироваться на требования к результатам и планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО). Собственно каждое из представленных требований помогает сформулировать образовательные цели к изучаемым темам программы и конкретным урокам в ходе их предварительного планирования.
Содержание школьного географического образования включается и в основную образовательную программу образовательного учреждения (ООПОУ). Содержание в программе образовательного учреждения представлено в виде планируемых результатах обучения .
Планируемые результаты освоения ООПООО* (примеры приведены в сокращенном виде по основным разделам программы и взяты из примерной основной образовательной программы образовательного учреждения):
Источники географической информации
Научатся: (1 уровень.) использовать источники для извлечения необходимой информации
Получат возможность научиться: (2 уровень.) моделировать объекты и явления с помощью компьютерных программ
Природа Земли и человек
1 ур. Проводить измерения температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направлений и скорости течения водных потоков.
2 ур. Использовать знания по географии в повседневной жизни
Население Земли
1 ур. Сравнивать население отдельных регионов и стран
2 ур. Самостоятельно проводить исследования связанные с изучением населения по разным источникам информации
Материки, океаны и страны
1 ур. Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах конкретных территорий
2 ур. Объяснять закономерности размещения населения и хозяйства территорий в зависимости от природных и социально-экономических факторов
Особенности географического положения России
1 ур. Оценивать особенности влияния географического положения на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения
2 ур. Прогнозировать изменение географического положения страны во времени.
*Необходимо понимать, что планируемые результаты освоения программы 1 уровня – обязательны и контролируются.
Природа, население, хозяйство
1 ур. Оценивать состояние, давать характеристику направлениям развития природно - хозяйственного комплекса страны
2 ур. Прогнозировать перспективы социально – экономического развития страны и состояние природных ресурсов в условиях рыночной экономики
1 ур. Объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны
2 ур. Проводить самостоятельные исследования географических особенностей региона на основе различных источников информации
Россия в современном мире
1 ур. Оценивать роль и место России в мире по основным показателям качества жизни и уровню социально-экономического развития
2 ур. Оценивать возможности России в решении социально-экономических проблем и повышения качества жизни и уровня культуры населения.
Дальнейшая конкретизация и расширение содержания происходит при составлении примерной и рабочей (авторской) программ по географии, которые в соответствии с требованиями ФГОС должны иметь:
-пояснительную записку с указанием целей обучения;
-общую характеристику предмета;
- определение места географии в учебном плане;
- планируемые результаты ( личностные, предметные, метапредметные);
- содержание предмета по темам;
- тематическое планирование с указанием деятельности учащихся.
Основные компоненты содержания примерной программы по географии могут быть представлены в следующем виде.
Программа по географии (основные компоненты содержания)
География Земли (источники географической информации, развитие географических знаний, глобус, план местности, географическая карта, географические методы)
Природа Земли и человек (Земля-планета Солнечной системы, земная кора и литосфера, рельеф, атмосфера, гидросфера, биосфера, почва, географическая оболочка)
Население Земли (заселение Земли, расы, численность населения, размещение населения, народы и религии мира, хозяйственная деятельность населения, городское и сельское население,
Материки, океаны и страны (Современный облик Земли, географические закономерности , природа, население и хозяйство отдельных материков и стран
География России (географическое положение, границы, история освоения и изучения, административно-территориальное устройство)
Природа России (геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, климат и климатические ресурсы; внутренние воды и водные ресурсы; почвы и почвенные ресурсы; растительный и животный мир, биологические ресурсы; природно-хозяйственные зоны)
Население России ( численность, состав, народы и религии, размещение, миграции, человеческий капитал)
Хозяйство России ( отраслевая и территориальная структура, производственный капитал, отрасли и межотраслевые комплексы, факторы размещения предприятий, сфера услуг)
В статье рассматриваются основные аспекты обновления предметного содержания по географии в рамках реализации ФГОС, раскрывается суть обновления самой структуры предмета и правильного выбора учебно-методического комплекта для формирования новых образовательных результатов.
ОБНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты обновления предметного содержания по географии в рамках реализации ФГОС, раскрывается суть обновления самой структуры предмета и правильного выбора учебно-методического комплекта для формирования новых образовательных результатов.
Ключевые слова: содержание учебного предмета, системно-деятельностный подход, интеграция школьной географии, универсальные учебные действия (УУД), географическое мышление.
Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний. Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6 классах, являются умения ориентироваться на местности. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.
Подготовить учащихся к осознанной, самостоятельной деятельности в многообразной географической среде невозможно, используя только уроки. Огромные возможности для воспитания и развития подрастающего поколения предоставляет внеурочная деятельность: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления можно развивать через географию.
1. "География. 5-9 классы. Программа. ФГОС (+CD)" Автор: Летягин Александр Анатольевич, Пятунин Владимир Борисович, Душина Ираида Владимировна, изд-во Вентана-Граф, 2016г.
Читайте также: