В основе каких стилистических приемов лежат антонимы кратко
Обновлено: 04.07.2024
Понятие об антонимах, их роль.
На противопоставлении построены и многие загадки.
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Кататься хочешь – на нас садись. ( качели)
Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? (Овца)
Зимой – нет теплей,
Летом – нет холодней. (Погреб)
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Красное, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел)
Как столкнулся –
Стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток, гвоздь)
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
В этих стихотворениях антитеза основана на антропоморфизме. Времена года изображаются поэтом в виде двух женщин: старой "седой Зимы", и молодой, "красавицы Весны".
Из вышесказанного следует, что основная функция антитезы как стилистической фигуры контраста – выражение резкого противопоставления и контрастного сравнения двух предметов, явлений, действий.
Заключение.
В лексической системе современного русского языка многие слова связаны между собой антонимическими отношениями и играют важную роль в лексической системе языка. Антонимам свойственно преимущественно контактное употребление в определенных контекстах, в которых раскрываются их важнейшие функции. Их использование лежит в основе разнообразных стилистических приемов, помогая нам показать полноту охвата явлений.
Прием создания контраста имеет воспитательную ценность. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок нам, детям, – ведь большинство из нас любит делать все наоборот, такой мы непонятливый народ. Таким образом, антонимы, в лице противоположностей и противопоставлений, тесно связаны с жизнью. Во всем можно увидеть обратную сторону. А писатели и публицисты , используя в своих произведениях антонимы, закладывают умение видеть эту противоположность, находить обратное значение , делают речь более выразительной, экспрессивной и сжатой. Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи.
Антонимы- это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.
Стилистические функции антонимов:
1. Средство выражения антитезы — основная функция антонимов. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например, в пословицах (Ученье - свет, а неученье - тьма). Противоположность придает речи эмоциональность, экспрессивность.
3. Показывают полноту охвата явлений, широту временных границ (Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим. Тогда и счастливый и несчастный собираются у своего гнезда (А.Т.). Использование антонимов в этой стилистической функции иногда приводит к нанизыванию антонимических пар.
4. Лексическое единство. Некоторые антонимические пары со значением полного охвата качества, количества, времени, пространства приобрели фразеологический характер (и стар и млад, и те и другие, рано или поздно).
5. Каламбуры. Наиболее яркий комический эффект возникает при употреблении многозначных слов, которые выступают как антонимы не во всех значениях. (Поэт барабанит своими гладкими и звучными стихами всегда одно и то же… деву-красоту, у которой перси всегда полны, а сердце пусто (Б.).
Неоправданное употребление антонимов.
Использование антонимов в речи должно быть стилистический мотивированно. Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета. Антонимические пары должны составляться логично. Употребление антонимов оправдано в том случае, если они действительно отражают диалектическое единство противоположностей окружающей жизни. Нелогичность высказывания может возникнуть в результате не замеченной автором антонимии многозначных слов, что порой придает речи двусмысленное, комическое звучание.
Регулярность антонимических отношений в языке не позволяет свободно изменять состав антонимической пары. Регулярность антонимических отношений слов делает невозможным их употребление вне противопоставления. Поэтому ненамеренное столкновение антонимов в речи становится причиной комизма и нелогичности высказывания.
Стилистические ошибки, связанные с неправильным употреблением антонимов:
1. Нелогичность, неясность высказывания
2. Ошибки в построении антонимичной парадигмы
3. Немотивированный оксюморон (яркий стилистический приём образной речи, состояний в создании нового понятия, соединением контрастных по значению слов)
4. Неуместный антифразис (употребление слов в противоположном значении)
5. Неверное построение антонимичной пары.
Полисемия и омонимия. Стилистическое использование в речи иногозначных слов и омонимов.
Полисемия — наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова.
Многозначные слова наиболее употребительны, они имеют достаточно обобщенные значения; однозначные сова отличаются либо предельной конкретностью семантики (как имена собственные), либо узко предметным значением (бинт, бинокль). Однако однозначное слово со временем может проявить заложенную в нем способность к полисемии.
Вместе с омонимией обычно рассматриваются смежные с ней явления, относящиеся к звуковой и графической сторонам речи, — омофония и омография. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (луг— лук) называются омофонами (из греч. homos — одинаковый, phone — голос, звук). Слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением, называются омографами (из греч. homos — одинаковый, grapho — пишу). Омографы обычно имеют ударение
Стилистические функции омонимов:
1. используются для создания каламбуров (преимущественно в стихотворных произведениях)
Антонимы могут обозначать:
- противоположность качеств (богатство – бедность, весело – грустно, молодой - старый);
- противоположность направлений, действий, свойств (восход - заход, собирать - разбирать, вверх - вниз);
- противопоставленность обозначений времени и пространства (север - юг, лето - зима).
Разные значения многозначного слова могут иметь свои антонимы: тяжелый чемодан - легкий чемодан, тяжелое известие - радостное известие; трудная, сложная работа - простая, легкая работа; глубокая река - мелкая река; глубокий человек - поверхностный человек.
Антонимы могут быть разнокоренными. Этот тип антонимов наиболее представителен. Противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (например, высокий – низкий, жар – холод, догонять – отставать и др.).
Антонимы могут быть однокоренными. У них значение противоположности выражается не корневыми частями слов, а аффиксальными морфемами.
В художественной литературе противопоставление антонимов нередко используется как средство художественной выразительности.
Автор: Бримжанова Айна Сирикбаевна
Бримжанова Айна Сирикбаевна ,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 36
г. Магнитогорск, Челябинской области
АНТОНИМЫ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Антонимы могут обозначать:
- противоположность качеств (богатство – бедность, весело – грустно, молодой - старый);
- противоположность направлений, действий, свойств (восход - заход, собирать - разбирать, вверх - вниз);
- противопоставленность обозначений времени и пространства (север - юг, лето - зима).
Разные значения многозначного слова могут иметь свои антонимы: тяжелый чемодан - легкий чемодан, тяжелое известие - радостное известие; трудная, сложная работа - простая, легкая работа; глубокая река - мелкая река; глубокий человек - поверхностный человек.
Антонимы могут быть р азнок оренными . Этот тип антонимов наиболее представителен. Противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (например, высокий – низкий, жар – холод, догонять – отставать и др.). Противопоставляются как антонимы и некоторые предлоги (например, за и перед (за шкафом – перед шкафом), в и из (в комнату – из комнаты).
Антонимы могут быть о днокор енными . У них значение противоположности выражается не корневыми частями слов, а аффиксальными морфемами. Антонимия возникает на противопоставлении приставок (например, пр и- и у- (приходить – уходить), в- и с- (влезать – слезать), либо как результат употребления отрицательных приставок, придающих слову противоположный смысл (например, грамотный – неграмотный, вкусный – безвкусный, военный – антивоенный, революция – контрреволюция и др.).
В художественной литературе противопоставление антонимов нередко используется как средство художественной выразительности.
Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно-бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами. Например:
Не было бы счастья , да несчастье помогло.
Готовь сани летом , а телегу зимой .
Не знаешь, где найдешь , а где потеряешь .
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают , по уму провожают .
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сытый голодного не разумеет.
Утро вечера мудренее.
Меньше говори, а больше делай.
Сначала густо , а под конец пусто .
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Кто много знает, тот мало спит.
Рано сделали, да поздно поскакали.
Полный колос к земле клонится , а пустой к небу тянется .
Многие классики художественной литературы использовали в своих произведениях антонимы:
С тихотворение М.Цветаевой целиком построено на антитезе:
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную:
Золотой – полушку медную …
Антонимы, являясь выражением в языке противоположности, играют важную роль в лексической системе языка. Им свойственно преимущественно контактное употребление в определенных контекстах, в которых раскрываются их важнейшие функции.
Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов. Антонимия придает особую значительность предметам и понятиям.
Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений.
Стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением контраста. Антонимы помогают нам показать полноту охвата явлений.
Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи.
Антонимы используются как яркое выразительное средство в художественной речи. Писатель видит жизнь в контрастах, и это свидетельствует не о противоречивости, а о цельности восприятия им действительности.
Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье - свет, а неученье - тьма. Классические примеры использования антитезы дает русская художественная литература: Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь.
Антитеза бывает простой (одночленной) (У сильного всегда бессильный виноват) и сложной (многочленной) (И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви).
Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений. Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.
Часто обращаются к антитезе публицисты. Употребление антонимов придает публицистической речи яркую экспрессию.
Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антонимия лежит в основе многих афоризмов. Чем ночь темней, тем ярче звезды.
Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Такое нанизывание антонимов отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного определения. Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так…
Сильную экспрессию создает употребление одного из членов антонимической пары с отрицанием: Мир не постарел - помолодел. Подобное соединение антонимов усиливает значение одного из них, употребленного без отрицания; речевая избыточность при этом выполняет стилистическую функцию - служит средством актуализации понятия, на которое автор хочет обратить особое внимание. Я не враг тебе, а друг.
Стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением контекста, противопоставления. Антонимы помогают писателям показать полноту охвата явлений [минуло: и счастье и горе], широту временных границ [Войска идут и день и ночь].
Некоторые антонимические пары выступают в речи как лексическое единство, приобретая фразеологический характер: и стар и млад, рано или поздно. Их употребление вносит в художественную речь разговорные интонации.
Сопоставление антонимов может отражать чередование действий, смену явлений, наблюдаемых в жизни [Помиримся. И поссоримся. И снова ты уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь], указывать на быструю смену действий (Вон вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла…).
На антонимах строятся каламбуры. Было так поздно, что стало уже рано. В таких случаях игра слов возникает благодаря употреблению многозначных слов, которые выступают как антонимы не во всех значениях. Молодая была уже не молода.
Читайте также:
- Как сделать наглядное пособие для начальной школы
- Планы рейха по национальной политике на захваченных территориях кратко
- Что такое строгание кратко
- Почему с героями происходят одинаковые события в повести шинель кратко
- Какое положительное влияние оказывают ультрафиолетовые лучи на организм человека кратко обж