В немецкой школе ордолиберализма понятие макроэкономического равновесия рассматривается как

Обновлено: 05.07.2024

Эта статья о политической философии ордолиберализма. Об их экономической системе см. Фрайбургская школа. Для практической реализации в Германии см. Социальная рыночная экономика.

Ордолиберализм это Немецкий вариант экономический либерализм что подчеркивает необходимость того, чтобы государство обеспечивало свободный рынок дает результаты, близкие к его теоретическому потенциалу. [1]

Ордолиберальные идеалы легли в основу создания пост-Вторая Мировая Война Немецкий социальная рыночная экономика и его сопровождающий Wirtschaftswunder.

Содержание

Лингвистическая дифференциация

Ордолибералы отделяются от классические либералы. Примечательно Уолтер Ойкен , с Франц Бём , основатель ордолиберализма и Фрайбургская школа, [3] отклоненный неолиберализм. [4]

Ордолибералы продвигали концепцию социальной рыночной экономики, и эта концепция продвигает важную роль государства по отношению к рынку, что во многом отличается от идей, связанных с термином неолиберализм. Как ни странно, термин неолиберализм был первоначально введен в обращение в 1938 г. Коллок Вальтер Липпманн, к Александр Рюстов , который сегодня считается ордолибералом. [5]

Разработка

Теория была разработана примерно с 1930 по 1950 год. Немецкий экономисты и ученые-юристы из Фрайбургская школа, Такие как Уолтер Ойкен, Франц Бём , Ганс Гроссманн-Дёрт , и Леонхард Микш .

Ордолиберальные идеалы (с модификациями) привели к созданию пост-Вторая Мировая Война Социальная рыночная экономика Германии. Они особенно повлияли на создание фирмы Закон о конкуренции в Германии. Однако социальная рыночная экономика была реализована в странах, где корпоративизм была уже прочно обоснована, поэтому ордолиберальные идеалы не достигли того уровня, на который рассчитывали основатели экономики. [6]

С 1960-х годов ордолиберальное влияние на экономику и юриспруденцию значительно уменьшилось. [7] хотя многие немецкие экономисты и по сей день называют себя ордолибералами, ORDO до сих пор издается, а экономический факультет Фрайбургский университет все еще преподает ордолиберализм. Кроме того, некоторые институты и фонды, такие как Институт Уолтера Ойкена и Stiftung Ordnungspolitik занимаются ордолиберальной традицией.

Выполнение


Ордолиберализм оказал большое влияние на экономическую модель, разработанную в послевоенное время. Западная Германия. Ордолиберализм в Германия стал известен как социальная рыночная экономика.

Ордолиберальная модель, реализованная в Германии, была начата при правительственном управлении Конрад Аденауэр . Его правительство Министр экономики, Людвиг Эрхард , был известным ордолибералом и сторонником Фрайбургская школа. Под Аденауэр были отменены некоторые, но не все, контроль над ценами и снижены налоги на малый бизнес и корпорации. Кроме того, были увеличены социальное обеспечение и пенсии, чтобы обеспечить базовый социальный доход. Ордолибералы заявили, что эта политика привела к Wirtschaftswunder, или экономическое чудо. [8]

Теория

Ордолиберальная теория утверждает, что государственный должны создать надлежащую правовую среду для экономики и поддерживать здоровый уровень конкуренция с помощью мер, которые придерживаются рыночные принципы. Это основа ее легитимность. [9] Беспокойство заключается в том, что, если государство не примет активных мер по развитию конкуренции, фирмы с монополия (или же олигополия) появится власть, которая не только свергнет преимущества, предлагаемые рыночная экономика, но также может подорвать хорошее правительство, поскольку сильная экономическая власть может быть преобразована в политическую. [10]

В соответствии с Стивен Пэджетт, "центральным принципом ордо-либерализма является четко определенное разделение труд в экономическом управлении, с определенными обязанностями, возложенными на определенные учреждения. Денежно-кредитная политика должна быть ответственность Центральный банк привержены денежной стабильности и низкому инфляцияи изолированы от политического давления независимым статусом. Фискальная политика- балансировка налоговые поступления против государственные расходы- это сфера власти, в то время как макроэкономический политика является прерогативой работодатели и профсоюзы." [11] Государство должно формировать экономический порядок вместо того, чтобы управлять экономическими процессами, и три негативных примера, которые использовали либералы в поддержку своих теорий, были нацизм, Кейнсианство, и Русский социализм. [12] Ордолиберальная идея социальной рыночной экономики часто рассматривается как прогрессивный альтернатива за пределами оставили и верно [13] и как третий способ между коллективизм и свободный либерализм. [14]

В то время как ордолиберальная идея социального рынка похожа на социал-демократия третьего пути выступают подобные Новые лейбористы правительство (особенно во время премьерство Тони Блэра), есть несколько ключевых отличий. Хотя они оба придерживаются идеи умеренной позиции между социализм и капитализм, ордолиберальная модель социального рынка часто сочетает частное предприятие с правительством регулирование установить справедливую конкуренция (хотя известно, что в сетевых отраслях Германии регулирование отменено), [15] в то время как сторонники модели социал-демократии третьего пути, как известно, наблюдали за множеством экономических дерегулирование. Модель социал-демократии третьего пути также предусматривала столкновение идей относительно создания государство всеобщего благосостояния, по сравнению с идеей ордолибералов о модели социального рынка, открытой для преимущества из социальное обеспечение. [16]

Ордолибералы также известны стремлением к минимуму конфигурация жизненно важных ресурсов и прогрессивное налогообложение. [17] Ордолиберальный акцент на приватизация из общественные услуги и другие государственные фирмы, такие как телекоммуникации Сервисы; [15] перераспределение богатства и минимальная заработная плата законы как регулирующие принципы проясняют связи между этой экономической моделью и социальной рыночной экономикой. [18]

Мишель Фуко также отмечает сходство (помимо исторической современности) между школой Ордо / Фрайбург и Франкфуртская школа из критическая теория, в связи с их наследованием от Макс Вебер . То есть оба признают "иррациональная рациональность"капиталистической системы, но не"логика противоречия" который Маркса положено. Обе группы занялись одной и той же проблемой, но в совершенно разных направлениях. [22] Политическая философия ордолибералов находилась под влиянием Аристотель, де Токвиль , Гегель , Шпенглер , Мангейм , Вебер , и Гуссерль . [23]

Критика

В соответствии с Себастьян Дуллиен и Ульрике Геро , ордолиберализм занимает центральное место в немецком подходе к Европейский кризис суверенного долга, что часто приводило к конфликтам с другими европейскими странами. [24]

Резюме

История

Deutsche Ricardianer (немецкий рикардианская)

Возникновение

Со стороны экономистов, немецкая историческая школа доминирует в этой области, а ее члены занимают центральное место в ассоциации Verein für Socialpolitik , ассоциации экспертов и советников по социальной политике (Le Verein была создана в 1873 году, чтобы противостоять как революционным социалистам, так и социалистам-революционерам). либералы Конгресса немецких экономистов). Внутри этой организации в конце Первой мировой войны возникает противостояние относительно капитализма между Йозефом Шумпетером, который считает, что есть неизбежная эволюция в сторону социализма, и теми, кто, как Густав Шмоллер , Луджо Брентано или Адольф Вагнер, верит в возможность внесение изменений в систему.

Молодые рикардианцы и немецкие экономические проблемы (1920-1929)

Летом 1928 года в рамках предстоящих переговоров о размере репараций и плане Юнга была проведена конференция, организованная Friedrich-List-Gesellschaft, в которой приняли участие молодые рикардианцы, Вальтер Ойкен, Вильрм Рёпке, Александер Рюстоу. , Эдуард Хейманн и Эмиль Ледерер. Также присутствуют представители немецкой исторической школы: Бенхард Хармс, Эдгар Салин, Вернер Зомбарт и Фридрих фон Готтль-Оттлилиенфельд . Наконец, на стороне политических властей присутствуют канцлер Ганс Лютер , министр финансов Рудольф Гильфердинг и президент центрального банка Германии Яльмар Шахт . На этой встрече немецкие экономисты крайне разделены по современным проблемам и увеличивают разрыв между молодыми рикардианцами, между либералами, которые станут ордолибералами в пользу ортодоксального бюджета, и социалистами.

Будущие ордолибералы и экономический и политический кризис 1929-1932 гг.

Будущие ордо-либералы сыграли экспертную роль во время кризиса 1929-1932 годов: Людвиг Эрхард , один из отцов будущего немецкого экономического чуда , был правой рукой профессора Фершофена, возглавлявшего Обсерваторию рынков. промышленности и готовой продукции, организация, финансируемая Berliner Institut für Konjunkturforschung, основанная в 1925 году Эрнстом Вагеманом (1884-1956). Александр Рустов был одним из возможных министров в 1932 году, если бы не прибытие нацистов в декабре 1932 года. Вильгельм Рёпке был членом комиссии Браунса с начала 1931 года.

Чтобы бороться с кризисом, ему удалось убедить членов комитета в том, что восстановление должно происходить через реструктуризацию государственного долга Германии, сопровождаемую внешними финансовыми взносами и сильной финансовой ортодоксальностью. Наконец, с приходом к власти в 1933 году Гитлера восторжествует финансовая автархия, отстаиваемая Яльмаром Шахтом .

Рождение ордолиберализма

Именно Александр Рустов в мае 1932 года привел своих друзей Вальтера Ойкена и Вильгельма Рёпке, чтобы они присоединились к Deutscher Bund für freie Wirtschaftspolitik (Немецкий альянс за свободу в экономической политике). Но очень быстро с приходом нацизма эта группа будет отделена: с первых месяцев 1933 года Рустов и Репке в Турции, где они преподают в Стамбульском университете , а затем с отъездом Репке в Женеву в 1937 году. Эти два автора примут участие в коллоквиуме Липпмана и разработают, по словам Патрисии Коммун, более социологический либерализм, даже если он будет иметь общие черты с ордолиберализмом, который будет построен в Германии вокруг Вальтера Ойкена .

Углубление ордо-либерализма с 1937 по 1945 гг.

«Поскольку концепции, используемые в повседневной жизни (Alltagbegriffe), не могут быть сначала определены с научной точки зрения, национальная экономика должна временно использовать концепции, которые используются в жизни, без определения. Так она сразу же приходит к анализу вещи (или факта / Знаю по-немецки). Исследование объекта дает результаты, и результаты кратко выражаются в форме определений, которые затем служат инструментами, которые можно использовать для дальнейших исследований. "

Ордолиберализм с конца Второй мировой войны до смерти Ойкена

С более академической точки зрения, в 1948 году они перезапустили обзор OrdoJahrbuch, который перестал публиковаться в 1937 году. Первый выпуск будет включать статьи сторонников ордолиберализма (Ойкена, Лутца, Репке, Бема и т. статья Хайека . Это возрождение происходит в то время, когда дискуссии между немецкими социалистами, проводящими планирование, и немецкими либералами в пользу рыночной экономики ведутся активно. Этот обзор позволит им высказаться в пользу либерального экономического порядка в Германии и ордолиберальной мысли о переживании смерти Вальтера Ойкена в 1950 году .

Основные концепции

Великая антиномия и основание науки политической экономии

Первое, что говорит экономист, - это понять экономическую реальность. Это может быть требование, которое, каким бы обоснованным и необходимым оно ни было, может оказаться невозможным . Экономист должен рассматривать экономические события как часть конкретной индивидуально-исторической ситуации, он должен отдать должное реальному миру. Он должен видеть в них также общие теоретические проблемы, связанные с реальным миром. Как он может совместить эти два взгляда? Если он делает только одно или только другое, он теряет связь с реальным миром.

Но великая антиномия, строго говоря, не относится к экономическим школам, развитым в Германии и Австрии. Уолтер Ойкен обычно критикует неоклассиков, особенно Альфреда Маршалла , за то, что они усугубили великую антиномию, сосредоточив внимание на общем. В действительности, в то время как неоклассика стремится основать науку автономной экономики, Ойкен и ордолиберальная школа стремятся основать науку политической экономии, отделенную от науки о государстве (Staatswirtschaff) и чисто теоретической науки, ведущей к идеалу. Мир. Наука, которая также учитывает национальные особенности.

Понятие экономического порядка

Если Уолтер Ойкен опровергает исторические типы, разработанные Вернером Зомбартом , он ценит концепцию экономического стиля Артура Шпитхоффа, которая пытается дать полное, но схематическое представление о факторах, которые в данный период и люди влияют на экономическую деятельность. Именно к этому понятию стиля он добавляет юридическое измерение, конституирующее порядок в смысле ордолиберальной школы.

«Экономический либерализм сам по себе является ордолиберализмом, то есть либерализмом, основанным на порядке, не спонтанном, а сознательно установленном, на основе рациональной революции, почти метафизической, и установленной благодаря аппарату правового и конституционного порядка. "

Таким образом, среди ордолибералов а-ля Ойкен нет спонтанного порядка а-ля Хайек, но существует глубокое недоверие к человеческой природе, которая рассматривается как чрезмерно искушаемая властью и господством. Если мы теперь задаемся вопросом о взаимосвязи между правовым порядком и экономическим порядком, следует отметить, что если второму нужен первый, тем не менее именно он задает темп. Именно потому, что ордолиберализм основан не на понятии равновесия, как у Вальраса и его свиты, а на понятии конкуренции, экономический порядок нуждается в правовом порядке, который способствует конкуренции. Итак, в Eucken есть частичные порядки ( Teilordnungen ), согласованность которых обеспечивает глобальный порядок ( Gesamtornung ). Для Ойкена существует два основных порядка: порядок экономики обмена и порядок централизованной экономики.

Человек как человек экономического и Homo culturalis

Денежный перевод

Ойкен получает свой подход к денежному порядку обсуждения в середине в XIX - го века выступал против денежной школы в банковской школу . В отличие от Хайека , Ойкен прикреплен к Валютной школе . Для него, как и для сторонников Валютной школы, эмиссия денег должна быть поручена центральному банку, который должен ограничивать эмиссию денег для обеспечения денежной стабильности. Но по этим вопросам, согласно Патриции Коммун, ордолибералы не стремились вводить новшества на теоретическом уровне в отношении дискуссий 1844 года в Англии.

Недоверие к экономической политике

Уолтер Ойкен осуждает исследования экономических циклов и их различных фаз: подъема, кризиса, депрессии. По его мнению, не существует законов, позволяющих прогнозировать развитие кризисов. В этом отношении он выступает против как марксистской школы, так и немецкой исторической школы. Для него фаза бума соответствует избытку инвестиций, а депрессия - фазе спада инвестиций. Но самого главного нет; он заключается в важности, которую он придает внеэкономическим факторам. Например, он объясняет кризис, пережитый Германией в 1930 году, кризисом во внешней торговле, политическим кризисом и, наконец, валютным кризисом.

Ордолиберализм и кантианская мораль

Вдохновленный кантианской моралью , ордолиберализм ставит мораль в центр своей программы. Экономика должна подчиняться морали. Прибыль - это не самоцель, а средство, которое в то же время должно подчиняться определенным правилам, уважать определенные запреты и преследовать цель, отличную от самой себя, то есть моральную цель. Компания служит обществу, и предприниматель несет моральную и социальную ответственность как перед обществом в целом, так и перед своими сотрудниками.

Государственно-хозяйственный порядок

Таким образом, государство вмешивается в экономическую жизнь двумя способами: устанавливая правила и обеспечивая их применение и уважение. Оценивая порядок (со ссылкой на августинскую теорию порядка ) и регулирование со стороны государства (государственное упорядочение), ордолиберализм четко отличается в этом отношении от классического либерализма, основанного на дерегулировании и "laissez-faire". Do ". Ордолиберализм, однако, является либерализмом в том смысле, что государство должно ограничиваться установлением и применением этих правил, оно не должно проводить циклическую экономическую политику, а избегать любых макростимуляторов, экономических и любых интервенционистов. Это проявляется в следующих аспектах: децентрализация, бюджетный баланс (или даже профицит) для государственных финансов, отказ от промышленного плана и политики (компании должны самоорганизовываться), установление заработной платы социальными партнерами (работодателями и профсоюзами), которые равносильно отказу от государственной политики в отношении доходов.

Таким образом, по мнению британского академика Стивена Пэджетта, центральным столпом ордолиберализма является жесткое и четко определенное распределение между участниками экономического управления:

  • денежно - кредитная политика является Ответственностью центрального банка иммунитета от политической власти, посвященной финансовой стабильности и низкой инфляции ;
  • сбалансирован бюджетная политика правительства;
  • Заработная плата и условия труда устанавливаются совместно работодателями и профсоюзами .

Дебаты

Ордолиберализму приписывают рождение системы социальной рыночной экономики .

Примечания и ссылки

Смотрите также

Список используемой литературы

: документ, использованный в качестве источника для этой статьи.

12.3. Немецкий неолиберализм: ордолиберализм и теория социального рыночного хозяйства.

В немецком неолиберальном движении 1940—1950-х гг. следует выделить две группы, взгляды представителей которых заслуживают особого внимания: ордолибералы, или фрейбург-ская школа, во главе с В. Ойкеном и Ф. Бёмом, и сторонники теории социального рыночного хозяйства, среди которых ведущей фигурой был А. Мюллер-Армак.

С неоклассическим направлением ордолиберализм роднит маржинализм, положения которого учитываются, но не используются в качестве важнейшего инструмента исследования. В центре внимания ордолибералов находятся не количественные, а качественные, институциональные проблемы, решение которых считается достаточной предпосылкой для устранения важнейших количественных диспропорций процесса воспроизводства.

У традиционного либерализма его немецкий вариант заимствовал идею индивидуальной свободы на основе укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. В отличие от своих предшественников, которые оценивали хозяйственные процессы с микроэкономических позиций, ордолибералы акцент оценки перенесли на макроуровень, т. е. уровень экономики в целом.

Центральной идей нелиберальной концепции является признание важности активного воздействия государства на институциональную матрицу хозяйственной жизни с целью создания надежных общих условий ведения рыночного хозяйства и жестких рамок для конкурентной борьбы.

Основанием ордолиберализма служит учение о двух типах хозяйственного (экономического) порядка (строя), которое представляет собой экономическую модификацию теории идеальных типов общественных систем М. Вебера. Ее автор В. Ойкен определяет экономический порядок как совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс. Он считает, что человеческому обществу на всем протяжении истории присущи два основных типа экономического строя: центрально-управляемое хозяйство и хозяйство обмена, чаще именуемое рыночной экономикой. Центрально-управляемое хозяйство, в свою очередь, он подразделяет на индивидуальное, или натуральное, и центрально-административное. Выделенные им чистые типы в конкретных условиях реализуются в различных формах, сочетающих в себе элементы обоих типов и различающихся соотношением между ними.

По мнению ордолибералов, государственная экономическая политика должна быть направлена:

1) на формирование хозяйственного порядка или строя;

2) воздействие на процесс производства.

Первое предполагает регулирование деятельности монополий и содействие конкуренции, поддержание оптимального соотношения между частной и государственной видами собственности, прямыми и косвенными мерами вмешательства в экономику, установление правовых норм хозяйствования. Второе направление предусматривает весь комплекс государственных мероприятий, регулирующих экономический рост.

Центральное место в ордолиберальной доктрине занимает хорошо функционирующая система конкуренции, понимаемая как государственный институт, который необходимо оберегать от посягательств монополистов, поскольку именно их действия спровоцировали серьезный кризис, поразивший экономику западных стран в 1929–1933 гг. Реализацию антимонопольной политики должно осуществлять ведомство, состоящее из независимых экспертов-политиков.

В. Ойкен сформулировал принципы, на которых основан конкурентный порядок:

– неприкосновенность частной собственности;

– стабильность денежного обращения и национальной валюты;

– свобода сделок и договоров;

– возложение материальной ответственности на тех, кто управляет деятельностью хозяйственных единиц, т. е. недопущение эффективных компаний;

– постоянство экономической политики.

Концепция ордолибералов получила признание среди предпринимательских кругов Западной Германии сразу после войны, однако она не могла быть полностью реализована по двум обстоятельствам:

1) требовалось более глубокое вмешательство в экономику, чем предполагали ордолибералы;

2) она не имела поддержки среди широких слоев населения.

Теория социального рыночного хозяйства отличается от ордо-либерализма тем, что видоизменяет концепцию капитализма, заявляя о необходимости социального уравновешивания, выдвигая идею всеобщего экономического порядка и признавая возможность недостаточности или несостоятельности принципов рыночной системы, таких как провалы рынка или монополизация.

Доктрина сформированного общества согласно Л. Эрхарду и его единомышленникам есть поиск лучшего естественного экономического порядка, который возможно достичь через создание социального рыночного хозяйства. Осознавая невозможность автоматического функционирования последнего, В. Рёпке и Л. Эрхард признавали необходимым противопоставить любому проявлению анархии производства соответствующие меры государственного вмешательства, которые обеспечивали бы синтез между свободным и социально обязательным общественным строем. Роль государства сравнивается с положением арбитра (судьи) на поле: оно строго наблюдает за действием хозяйствующих субъектов в соответствии с определенными правилами, но не имеет права непосредственно участвовать в игре.

Читайте также: