В начальной школе велик авторитет учителя что можно использовать для воспитания учащихся

Обновлено: 02.07.2024

Не секрет, что в настоящее время у многих детей нет авторитетов даже на уровне института семьи, что уж говорить о социальном институте образования. И это не удивительно, ведь одно вытекает из другого. Человек начинает свой жизненный путь в семье, в ней формируются первичные ценности, устанавливаются основы взаимоотношений, на базе чего в дальнейшем он будет воспринимать мир и взаимодействовать с ним.

Оговоримся, что мы ведем речь не об авторитарности, а об авторитете. Хотя, стоит отметить, что зачастую современные отношения педагога и ученика строятся скорее на авторитарности. К сожалению, это и может оказаться одним из корней обсуждаемой проблемы. Многие педагоги действуют не сообразно тому, что вызывает ответную реакцию уважения, а наоборот - реакцию отвержения учителя, создавая псевдоавторитет, основанный на страхе учащихся перед учителем. Порой не учат, а поучают. Стараясь получить от учеников послушание, а не желание познавать. И некоторые аспекты такого поведения можно понять, иногда это проявляется неосознанно на фоне эмоционального состояния.


Авторитет учителя выражается в отношении учеников к педагогу, данное отношение способствует успешному совместному участию в улучшении жизни. Нельзя отрицать тот факт, что отношения, построенные на позитивной волне, в рамках взаимного уважения, способствует ответной реакции. А что может быть ответом учащегося на взаимоотношения с учителем как не интерес к обучению. Ученик, который принимает авторитет учителя, старается показать ему это, тянется за ним, испытывает желание заслужить его одобрение, учиться.


В начальных классах дети принимают учителя как некий авторитет, но скорее в силу его ролевой позиции. И если профессиональный авторитет учителя не был закреплен как что-то неотъемлемое, то по мере взросления ученика понятие авторитета педагога растворяется.

А дети остаются детьми. От учителя с 35-летним стажем, можно услышать, что и 30 лет назад ученики были такими же: те же проблемы, те же успехи, а вот родители другие. Бесспорно, дети – отражение своих родителей, они все поглощают и воспроизводят.

Испокон веков люди принимали учителей, врачей как людей обладающих умениями, опытом, сверхзнаниями, не доступными значительному большинству, им доверяли, и это налагало на профессионалов ответственность. Они знали, что - значимы, авторитетны, в них верят, и в ответ им хотелось подтверждать эти мысли, соответствовать и расти над собой, давать то, на что они способны, становясь лучше и искуснее.


Возможно, если бы авторитет профессии педагога по умолчанию существовал в полной мере и по сей день, многих проблем, связанных с образованием, не было бы. Сегодня остается на личном уровне видеть в учителе опытного мастера своей области, его мудрость, ответственность, в ученике – человека, достойного уважения и доверия, старательного и обучаемого, в родителях – переживающих, любящих людей. Все зависит от всех и лично от каждого.

Доброго преподавателя любят и не слушаются, а слишком строгого — НЕ любят и боятся. Разбираемся, что же такое авторитет учителя и как найти золотую середину в отношениях с учениками, родителями и коллегами.

Как учителю завоевать авторитет в классе

Что такое авторитет учителя и зачем он нужен

С чем не стоит путать авторитет учителя

С одной стороны, приятно, конечно, было осознавать, что у нас в кармане такой замечательный козырь как молодость. А с другой — в голове четко отложилось понимание того, что установить контакт с детьми — это сделать так, чтобы они тебя полюбили. Но, как очень скоро показал опыт, одной любви слишком мало для построения полноценного учебного процесса.

Излишняя доброта, не подкрепленная строгостью и четкостью, чаще всего приводит к попустительскому отношению со стороны большинства учеников — недоделанные задания, забытые тетради, невыполненные обещания.

Что авторитет учителя значит для меня

Уже много лет находясь в сфере образования, анализируя свою работу и опыт коллег, я пришла к выводу, что авторитет учителя — это особое состояние. В первую очередь, то, как сам педагог себя воспринимает и позволяет относиться к себе другим — не только детям, но и взрослым, коллегам и родителям. Здесь важны:

  • самооценка;
  • всестороннее саморазвитие;
  • постоянная работа над собой;
  • четкое осознание своей позиции;
  • понимание, что изменения неизбежны.

Для детей авторитет учителя — это понимание того, как можно и нужно относиться к учителю. Каждый ребенок сначала интуитивно оценивает учителя: стоит ли этому человеку доверять, слушать и выполнять его требования. Ответы на эти вопросы, как правило, появляются очень быстро, и изменить отношение детей в дальнейшем практически невозможно.

Авторитет учителя — это основа для построения правильных деловых и не только отношений между всеми участниками учебного процесса, к которым относятся и дети, и педагоги, и родители. Последние играют очень важную роль. В наше время, когда родители спокойно обсуждают учителей в присутствии детей, а то и вместе с ними, их мнение оказывает большое влияние на учеников, их отношение к уроку и учителю. Поэтому педагогу, по сути, приходится каждый день заново подтверждать и отстаивать свой авторитет, доказывать детям, что дальнейшее сотрудничество выгодно. Как в бизнесе, а что делать?

С чего начать работу в новом классе

Без четких требований — никуда

Дети любого возраста любят, когда все четко, понятно, последовательно. Чем младше, тем для них это важнее.

В случае со старшеклассниками большую роль играет самодисциплина и самоорганизация. Но и для более взрослых учеников необходимы точные ориентиры.

Поэтому на первой встрече со школьниками, конечно, если это не праздник, вам нужно обозначить свои требования. Опять же — четко и понятно. Дети должны уйти с полным пониманием того, что можно и нельзя, и к каким последствиям это приведет.

Еще важнее самих правил — неукоснительное их исполнение учителем и равное отношение ко всем обучающимся.

Пообещали двойку за забытую тетрадь — ставьте хоть слабенькому, хоть отличнику, хоть своему родненькому, чье выполненное задание вчера вечером видели своими глазами.

Дополнительное задание за разговоры на уроке — значит, оно всегда должно быть под рукой на такой случай. И оценочку не забудьте.

Если большая часть хорошо напишет проверочную — два урока без домашнего. Поверьте, они будут стараться, только должны быть уверены в том, что вы их не обманете.

Не будьте равнодушны к ученикам

Но, кроме требований, не забывайте о том, что все мы люди и очень хотим внимания. Кстати, плохое поведение на уроках часто вызвано как раз недостатком этого самого внимания. А это еще один повод для размышлений.

Обязательно интересуйтесь увлечениями и достижениями детей:

  • радуйтесь их успехам;
  • отмечайте, в чем вы совпали — возможно, вы любите одни и те же компьютерные квесты или играете на одинаковых музыкальных инструментах;
  • поздравляйте с праздниками.

А для дней рождения вообще здорово придумать какой-нибудь несложный ритуал — спеть имениннику песенку или написать всем вместе пожелания и подарить их в конвертике.

Если дети поздравляют вас или делятся чем-то сокровенным, будьте искренни и внимательно выслушайте. И вообще, почаще улыбайтесь и демонстрируйте свое хорошее настроение. Вы теперь одна команда, и нужно приложить все усилия, чтобы вам было комфортно вместе.

Что можно и нельзя делать учителю, чтобы сохранить авторитет

Для того, чтобы сначала утвердить, а потом и сохранить свой авторитет, стоит учесть эти простые правила:

1. Никогда не сравнивайте детей друг с другом

Сравнивайте ученика с ним же, но вчерашним. В идеале отмечайте достижения или предлагайте варианты, как улучшить ситуацию:

2. Если приходится сказать что-то неприятное, делайте это наедине

Если хвалите — при всех:

Бывает, хвалишь ребенка, подчеркиваешь какие-то его качества, и он так удивляется. Потом приходит уточнить, не ошиблась ли я. А дальше уже наблюдаю, как он сам в себе эти качества находит и укрепляет.

3. Хвалите не человека, а его старания и результаты

Бывает, что и человеку хочется рассказать, какой он замечательный — это тоже наедине. Малышам можно при родителях. Если сделать это корректно, то всем пойдет на пользу:

Это хорошо работает с детьми из неблагополучных семей. Когда ребенок понимает, что учителю неважно, что о нем говорят и где он гулял вчера вечером, что оба готовы сосредоточиться на достижении результата здесь и сейчас, можно увидеть совершенно другого человека. И этот другой погружается в свое новое состояние и делает все возможное, чтобы вас не подвести. Нет гарантий, что все будет именно так, но попробовать стоит.

4. Вы — источник оптимизма и уверенности для ученика

Если ученик сомневается, но видит, что учитель верит в него, он способен превзойти сам себя:

Были у меня девчонки-подружки, которые устное домашнее всегда отвечали на перемене, когда никто из группы не обращает на них внимания. Я сказала, что такие красивые выступления нельзя прятать от зрителей. Думали девчонки, думали, и все-таки начали отвечать перед классом. А потом рассказали, что еще и в театральный кружок записались.

Автор: Вареникова Мария Алексеевна Медведева Татьяна Васильевна Сарма Алла Александровна,
В данной статье освещается проблема важности педагогической компетентности в современном образовательном процессе, рассматривается образ учителя как средство воспитания учеников начальной школ.Профессия учителя в настоящее время приобретает всю большую важность, потому что педагог воспитывает новое поколение, а авторитет учителя играет особую роль. К педагогу всегда предъявлялся ряд требований, которые, в свою очередь, меняются в зависимости от развития сообщества. Учитель должен повышать профессиональные компетенции и формировать у детей такие качества, как любовь, доброта, честность, открытость, справедливость, ответственность, человечность, уважение и так далее.

Автор: Вареникова Мария Алексеевна Медведева Татьяна Васильевна Сарма Алла Александровна,

А ВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вареникова Мария Алексеевна,

Медведева Татьяна Васильевна,

Сарма Алла Александровна,

Студентки 2 курса, группы ППО-б-о-20-1,

Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

В данной статье о свещается проблема важности педагогической компетентности в современном образовательном проц ессе , рассматривается образ учителя как средство воспитания учеников начальной школ.

Авторитет, учитель, педагогическая компетен тность , педагогическая деятельность , младший школьник, процес с.

П рофессия учителя в настоящее время приобретает всю большую важность , потому что педагог воспитывает новое поколение, а авторитет учителя играет особую роль. К педагогу всегда предъявлялся ряд требований, которые, в свою очередь, меняются в зависимости от развития соо бщества. Учитель должен повышать профессиональные компетенции и формировать у детей так ие качества, как любовь, доброта , честность, открытость, справедливость, ответственность, человечность, уважение и так далее.

У читель – это прежде всего лицо, добровольно взявшее на себя высокую ответственность за воспитание и обучение другого человека, впустившее его в свое сознание и осуществляющее духовное руководство им Педагоги являются примером поведения взрослых, отношения к окружающему миру. Ученики, как правило, являясь представител ями молодого поколения, всё же впитывают в себя качества своих педагогов.

Опыт показывает, что влияние учителя на ученика и успешная педагогическая деятельность воспитанника зависят от репутации учителя.

Мы можем сказать, что авторитет учителя является одним из значимых составляющих элементов личности педагога. Он должен быть мощным инструментом и примером для прямого воздействия на ученика. Чем выше авторитет учителя, тем эмоциональнее, насыщеннее и ярче отношения с учениками, тем заметнее требования к ним. Не каждый педагог является авторитетом для учеников, что часто является причиной различных конфликтных ситуаций. Важно помнить, что авторитет – это изменяющаяся категория, которая никогда не существовала. Это качество личности учителя, над которым нужно постоянно работать.

Современный педагог должен обладать высоким профессионализмом, глубокими знаниями. Его педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя.

При организации учебного процесса не следует упускать из виду сильные педагогические факторы, такие как характер учителя, его характеристики и качества. У одного учителя слишком сильный характер и сильная воля, с большой общественной активностью. Другой педагог – мягкий, не требующий от учащихся порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолевать себя и формирование человеческого характера в соответствии с педагогическими требованиями позволяют отражать натуру: раздражительность, жесткость, требовательность.

Авторитет учителя – это самое важное качество личности педагога, и он должен быть мощным инструментом, примером для прямого воздействия на ученика. Чем выше репутация учителя, чем более позитивные, эмоционально насыщенные и красочные его отношения с учениками, тем более заметны требования к ним.

Авторитет педагога не возникает сам по себе. Он рождается в обществе, в нем формируется. В основе авторитета лежит активная гражданская позиция и продуктивная деятельность личности в сфере духовной и материальной жизни общества. Учитель должен дорожить своей репутацией , ведь завоевать её это долгая и упорная работа. Уронить авторитет перед учениками и их родителями – значит потерять силу влияния на учеников .

Каждый учитель стремится завоевать авторитет. Но некоторые учителя, не желающие работать над собой, хотят получить авторитет с помощью неверного пути. Впервые в области педагогики А.С Макаренко разделили авторитет учителя на истинный и ложный. Истинный – один, а ложный – имеет множество вариантов.

Под ложным авторитетом педагога понимается отношение учеников к учителю, которое побуждает их быть покупателя готового опыта, пассивными или активными. Ложный основан на стремлении учителя добиваться подчинения от ученика. Добиваясь послушания, как цели и затрачивая много времени и усилий для этого, учителя не имеют возможности достичь других целей. Во многих случаях , о бучающиеся не слушают педагогов и с каждым годом становятся все более непослушными. Дети, слушая учителей, часто развивают такие качества личности, которые противоположны конечным целям образования и воспитания.

Наиболее распространены среди учителей такие типы ложного авторитета:

1. Авторитет подавления – педагог постоянно демонстрирует свое превосходство в правах, держит учеников в страхе перед наказанием за неправильный ответ, высмеивает ученика.

2. Авторитет расстояния – педагог старается держать учеников подальше, поддерживает с ними формальный контакт и поддерживает строгие формальные условия. Такой учитель возвышает свой характер, он недоступен, загадочен и так далее.

3. Авторитет мнимой доброты – распространен среди молодых педагогов, которые верят, что ученики будут ценить их доброту и реагировать на нее вниманием и послушанием. В результате ученики часто игнорируют различные просьбы и инструкции учителя.

4. Авторитет резонёрства , когда учитель полагает, что нотации – главное средство воспитания. Вскоре учащиеся привыкают к нравоучениям, перестают на них реагировать и даже подшучивают над таким педагогом

5. Авторитет педантизма заключается в том, что у учителя есть небольшая уникальная система условностей, традиций и взглядов. Набор правил поведения и норм, диктуемые учителем. В итоге одни дети грубо нарушают дисциплину, другие замыкаются в себе, держатся обособленно и скованно.

Истинным авторитетом обладают учителя, которые побуждают учащихся к творчеству, напрямую влияя на них своими глубокими знаниями и уважительным отношением.

Основными составляющими истинного авторитета являются:

1. Важность личности учителя в воспитании ученика, важность этой оценки родителями и самими учениками.

2. Осведомленность учителя, его компетентность в своем предмете.

3. Референтность – это способность учителя помогать ученику не только в рамках предмета, но и в других жизненных ситуациях.

4. Желание учителя уважать, понимать и сотрудничать с индивидуальностью своих учеников.

Важно помнить, что дети всех возрастов по–разному понимают авторитет учителя. Ученики младших классов уделяют больше внимания тому, как одевается учитель, привлекая их вежливостью и мягкостью, т.е. Важную роль играют личные качества учителя.

В образовании и обучении невозможно обойтись без авторитета педагога, то есть силы, как отражения ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила должна быть созидающей, а не разр ушающей. Педагогический авторитет действует, как мощный катализатор личного воздействия учителя. Если эта сила унижает, нарушает и деформирует, то это все становится инструментом авторитаризма, диктатуры и манипулирования школьников.

Что касается авторитета, возникает вопрос о его структуре. Она представлена наиболее подробно в контексте субъектных отношений, в которых выделяются следующие компоненты.

1. Профессиональный компонент: особая эрудиция, методические навыки, технологическое разнообразие, хорошее знание предмета и способа его преподавания, широта кругозора учителя. Это достигается за счет ценности информации одной личности для другой. В образовательном процессе влияния учителя, направленное, прямое, осознанное реализуется через передачу обучающимся знаний. В результате этих слов учитель всегда должен выступать в качестве источника информации для ученика. Чем больше его размер исходит от учителя, тем более технологично он пытается его передать.

2. Личный компонент – это движущая сила авторитета педагога. Убеждения и установки учителя, его индивидуальность, активность в различных видах деятельности стимулируют успех совместной деятельности.

Рассматривают следующие типы личностного компонента:

– ценностную составляющую, потому что педагог является носителем определенных моральных, эстетических ценностей, которые лично преподносятся аудитории;

– характерологическую составляющую, которая играет важную роль в формировании авторитета, позволяя учителю оказывать определенное психологическое воздействие на учащихся для удовлетворения социальных и личных потребностей;

– культурологическую составляющую, выражающую уровень общения, культуру поведения, круг интересов, педагогическую тактику.

3. Социальный компонент отражает социальную значимость, престиж профессии и профессиональные стереотипы.

4. Ролевой компонент отражает должность, права и обязанности.

Условия формирования авторитета учителя определяются определенной логикой и этапами:

Первый этап – выбор профессии учителя. Будущий учитель определяет, сможет ли он эффективно использовать имеющиеся у него предпосылки. Для этого многие работают консультантами в летних лагерях и стараются работать с детьми.

Второй этап формирования реальной репутации учителя – овладение педагогическими навыками: овладение составляющими педагогического мастерства. Соответствующие теоретические знания, навыки и компетенции в педагогике и смежных дисциплин.

Третий этап является заключительным. На этом этапе происходит совершенствование теоретических знаний, навыков и умений в области педагогики, а также опыта создания взаимодействия с детьми.

Выделяют несколько уровней становления педагогического авторитета:

1. Педагог – источник информации. На этом уровне в глазах ученика может показаться, что учитель лишился индивидуальности и был принят как обладатель необходимых знаний. В этом случае ученика интересует не личная позиция учителя, а объем имеющихся знаний.

2. Педагог – это референтное лицо. Внимание ученика сосредоточено не только на информации, которую он или она ссылается на учителя, как если бы он или она оценивали учителя. Мнение учителя признано важным и часто неоспоримым.

3. Педагог – авторитетное лицо. Авторитетный учитель заслуживает доверия, его мнение изначально считается правильным, оно принимается как руководство к работе, а успех ожидается. Учащиеся оценивают такого учителя всегда положительно.

Одно из положительных качеств хороших учителей – то, что они говорят правильно и выразительно. Если взять пример речи школьников, особенно младшего класса, они подражают речи учителей, поэтому работа учителей в речи становится такой важной.

Портрет авторитетного учителя был обозначен А.Л. Бусыгиной, И.Н. Кулаевой .

Первый блок состоит из умений, навыков, знаний и навыков учителя, таких как: высший интеллект, профессиональные знания, художественное преподавание, организаторские способности, а также способность к индивидуальному подходу обучающимися.

Во втором блоке представлены направления и мотивы деятельности, отраженные в увлеченности, интересом и активностью. Важным штрихом портрета является справедливость, ответственность, принципиальность, последовательность – такие качества, которые выражают заботливое отношение учителя к работе и людям.

Третий блок – это качества, связанные с темпераментом: мудрость, чувствительность, адекватность ощущений, а также психические качества, которые являются эмоционально гибкими, стрессоустойчивыми, способными к саморегуляции: экстравертность, доминантность, стабильность. Изображение портрета завершается коммуникативными качествами: интерактивностью, социальной чувствительностью, тактикой.

Таким образом, подводя итог, можно прийти к выводу, что современному учителю нужно уметь правильно и грамотно выстроить свой авторитет. Педагог должен осознавать, что авторитет – это важнейшее средство воспитательного воздействия. Нужно всегда стремиться к саморазвитию, находить точки соприкосновения с учениками, ведь каждый ребёнок – индивидуальность, а значит, и подход будет разный.

Березняк Е. Авторитет учителя: из чего он скл

Вавилов Ю. П. Специфика профессии учителя начальных классов //Педагогическо

е образование и наука.2002.–№1.С

Макаренко А.С. О воспит

ании. – М.: Школьная Пресса, 2016. –192с.

Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. – Смоленское

Эксперты в области образования в один голос говорят: за последние годы дети изменились, и прежние педагогические методики с ними не работают. Суровая МарьИванна, грозящая классу указкой, больше не завоюет авторитет учеников. 15-летняя Маша Сердюкова рассказывает, как ведут себя учителя, которых в классе любят и уважают.

Почему учитель больше не царь и бог?


Такой стиль до сих пор распространён в классических гимназиях Франции, в частных школах Великобритании. Не каждый сможет пережить такой подход, не всегда получается выучить то, что надо, особенно когда у тебя нет никакой мотивации. Сейчас у всех подростков есть телефоны и доступ к интернету. Если нам что-то непонятно или очень интересно, мы можем посмотреть видео на ютьюбе. Мы перестали считать учителя единственным источником знаний по школьной программе.

Какой учитель никогда не добьётся авторитета?


Ещё очень не нравится, когда учитель ведёт себя по-хамски. Например, начинает обзывать своего ученика после одного неверного ответа на вопрос. Или ты опоздал на урок — и учитель из-за этого тебя оскорбляет. Но ведь ты ничего плохого не сделал! Раньше такие ситуации нас не пугали, потому что были бумажные дневники. А сейчас, когда всё фиксируется в электронном журнале, учительский гнев становится только страшнее. Ведь на тебя не только кричат на уроке, но и пишут замечание в электронный дневник.

Должен ли учитель круто выглядеть, чтобы завоевать авторитет?


Не обязательно выглядеть круто. Достаточно, чтобы учитель был опрятным. У всех бывали учителя, которые вызывают или вызывали отвращение одним внешним видом, они неухоженные или одеты во что-то грязное и мятое. У меня в школе у параллельной группы такой учитель информатики. Мои одноклассники вечно жалуются на его внешний вид. У него длинные немытые волосы, одежда не первой свежести. Он до сих пор не завоевал авторитета у своей группы. Ведь не важна модная, дорогая или суперстильная вещь, главное — чтобы учитель выглядел адекватно возрасту.


5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей

Вы можете себе представить, чтобы учитель, которому около 40 лет, оделся как подросток? Ученики посчитают его сумасшедшим и будут вечно насмехаться. Конечно, есть молодые преподаватели — до 30 лет. В этом возрасте можно надеть что-то прикольное, что могли бы надеть сами подростки, например модное худи или белую футболку под пиджак. Но взрослый учитель и не станет так одеваться, посчитав это ненормальным и несолидным. Если ученик оделся вызывающе, учителю это не понравится, и то же самое ученики чувствуют по отношению к учителю.

Где граница между дружелюбием и панибратством?


Как можно предотвратить это? Просто не давать повода. Учитель, безусловно, должен уметь выслушивать, где-то подсказывать и поддерживать ученика, но не стоит переносить эти отношения на учёбу. Там он всё ещё должен оставаться взрослым наставником для ученика.

Как ведут себя учителя, которых все любят?


Они могут показаться мягкими на первый взгляд, но внутри у них чувствуется стержень. Это учитель, который прекрасно понимает, что, кроме его предмета, у нас есть и другие уроки, которые тоже надо делать, и он старается задавать не так много домашней работы. Например, наша учительница истории не даёт нам контрольную, если знает, что по другому предмету мы сдаём проверочную или самостоятельную работу.


Умри в школе: каким должен быть хороший учитель

Этот учитель может объяснить любую тему, заинтересовав учеников нестандартным подходом. Так, чтобы мы потом не были вынуждены смотреть видеоуроки и мучиться. Ведь не каждый может легко понять школьные предметы без дополнительных объяснений. Так, на дополнительных занятиях наш учитель математики — он фанат своего предмета — готов рассказать нам какой-нибудь секрет по решению примеров.

Читайте также: