В каком соотношении находятся понятия педагог учитель воспитатель кратко

Обновлено: 06.07.2024

Сталь Анатольевич Шмаков. В этом имени для многотысячной армии учителей, преподавателей педвузов и педколледжей, ученых педагогов и психологов в одно целое сливаются, интегрируются глубочайший гуманизм, профессионализм, честность, уникальное творчество и громадная работоспособность. О Стале Анатольевиче говорить и писать, с одной стороны, легко, так как все идет от чистого сердца, без малейшего лукавства, а с другой — тяжело: слишком велика ответственность. Хорошо, что в этом журнале о нем скажут свое слово многие его коллеги и ученики: картина жизни Сталя Анатольевича будет более объемной и полной. Глубоко уверен, что это только скромное начало изучения, анализа и обобщения деятельности и наследия Великого Педагога.

Как раз таким Учителем, Педагогом, Воспитателем был Сталь Анатольевич Шмаков. Таким он останется в сознании своих коллег и многотысячных благодарных учеников, таким он останется в содержании своих многогранных научных трудов. Он вырос в удивительной семье, где все было пропитано верой в возможности каждого человека и гуманизмом. Вот начало начал становления будущего педагога!

К нему за советом обращались студенты и преподаватели. Удивительно, но при такой громадной за-груженности он оказывал помощь, беседовал со студентом так, как будто в этот день это было его единственным делом, к которому он готовился ответственно, основательно. Это всегда был каскад мысли, кон-кретных предложений, эмоций на фоне неподдельного уважения к тому, с кем он общался. Очень кратко круг педагогических интересов Сталя Анатольевича можно бы выразить такими понятиями: деятельность, общение, игра.

Истинный Учитель, Педагог, Воспитатель всегда значим своими учениками. У Сталя Анатольевича их много — десятки и сотни тысяч. В каждом из них крупица этого замечательного Человека. Низкий ему поклон и Вечная Память.

В педагогической профессии для обозначения ее субъектов используются разные понятия — педагог, учитель, воспитатель. В обыденной речи между ними чаще всего ставится знак тождественности. Однако нам, как специалистам в области образования, необходимо понимать точное научное значение данных терминов. Среди них самое широкое по значению — педагог. Педагогом можно назвать любого специалиста, работающего в системе образования, осуществляющего педагогическое воздействие на других людей. В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев дают следующее определение этому понятию: “Педагог — общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, то есть лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в других областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры социальных групп, научных школ и т.д., чьи опыт и знания становятся достоянием других” [4, 122]. Таким образом, учитель общеобразовательной школы является профессиональным педагогом.

Термин “учитель” употребляется в двух значениях. “Учитель — лицо, передающее другим освоенные им знания, умения и навыки, приобретенный жизненный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле — должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе” [4, 189]. Как вы уже заметили, тех людей, которые выполняют обучающие функции в университете, учителями не называют, они являются преподавателями.

В широком смысле слово “учитель” обычно употребляется для уважительного обращения к человеку, личность образ жизни которого являются примером для подражания. Так называют тех, кто отыгрывает в жизни общества, небольшой группы людей или отдельного конкретного человека роль жизненного эталона, образца. В широком смысле Учитель — это авторитетный, мудрый человек, оказывающий большое влияние на людей.

Учителем называют также человека, создавшего свои направления, научные и художественные школы в областях науки, литературы, искусства. Это высокое звание по праву носят, например, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие представители классической литературы. К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.П. Чехов - представители особого направления в развитии театра. К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.И. Пирогов и др. — представители научных педагогических школ. Д.И. Менделеев — основоположник научной школы в области химии и т.д.

В идеале широкий и узкий смыслы слова “учитель” по отношению к тем, кто осуществляет свою профессиональную педагогическую деятельность в общеобразовательной школе, должны совпадать. Однако идеал воплощается в жизни крайне редко. И хотя среди учителей по должности есть достаточно много людей авторитетных и мудрых, Учителей в широком смысле слова, все же в основном данный термин используется в педагогической действительности и в обыденной жизни в его узком значении, то есть учителем называют преподавателя-предметника общеобразовательной школы, профессионально выполняющего свои функции.

Функции [от лат. “обязанность”, “назначение”] учителя многообразны, однако среди них можно выделить четыре основных : обучающую, воспитательную, развивающую, общественно-педагогическую. Учитель прежде всего учит, то есть помогает детям овладевать знаниями, умениями и навыками, способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. Обучающая деятельность учителя (преподавание) проявляется в организации им объяснения учебного материала, его закрепления и обобщения, контроля и т.д.

Организация учебного процесса, общение учителя с учащимися, сама личность педагога — все это способствует формированию определенных черт личности растущего человека, развитию его индивидуальности, способностей, мышления, взглядов на окружающую действительность, мировоззрения как системы взглядов и убеждений. Так в работе учителя реализуются воспитательная и развивающая функции.




Следует отметить, что как представитель интеллигенции, учитель никогда не ограничивает свою профессиональную деятельность только служебными рамками. Учитель — это просветитель, пропагандист знаний (особенно педагогических) среди населения, родителей учащихся. Участие в многочисленных школьных мероприятиях, неформальное общение с воспитанниками и их родителями, руководство внеклассной работой, выполнение общественно-полезной деятельности — это и есть выполнение общественно-педагогической функции.

Тесно связаны между собой, но не тождественны понятия “учитель” и “воспитатель”. Последнее тоже употребляется в нескольких значениях.

В широком смысле воспитателем (как и педагогом) называют любого человека, который занимается воспитанием как процессом формирования личности [БСЭ, 1974]. Неформальными воспитателями являются родители, другие близкие родственники и люди, окружающие ребенка и оказывающие на него педагогическое влияние.

В узком, профессионально-педагогическом значении, воспитатель — это должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательных учреждениях [БСЭ, 1974].

Например, в дореволюционной России наряду с учителями в мужских гимназиях работали классные наставники, в женских — классные дамы, основными функциями которых был контроль за поведением гимназистов, забота об их надлежащей дисциплине. В военных учебных заведениях их называли классными надзирателями.

В семьях привилегированных сословий воспитанием детей занимались гувернеры и гувернантки, бонны. В их обязанности не входило обучение, они должны были находиться рядом с детьми, своим примером и наставлениями учить их хорошим манерам, поведению, организовывать с ними игры, заботиться об их здоровье и т.д.

В СССР штатные должности воспитателей, права и обязанности которых определяются специальными положениями в Трудовом праве, были введены в дошкольных учреждениях, детских домах, интернатах и приютах, в школах с продленным днем, в общежитиях для учащихся, суворовских и нахимовских училищах, в исправительных учреждениях для малолетних преступников. Это положение сохранилось и сегодня.

В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях воспитательные функции выполняют все педагоги. Для организации и координации воспитательной работы в 4 — 12 классах назначаются классные руководители. В группах средних и высших учебных заведений их называют кураторами, лицами, координирующими учебно-воспитательную работу со студентами.

Воспитатель, классный руководитель отвечает за воспитание и обучение школьников. Здесь должна быть оговорка — за качество обучения по конкретному предмету несет ответственность учитель-предметник, но общее позитивное отношение ученика к учебной работе обязан формировать все же классный руководитель. Он в большой мере является создателем эмоционально-интеллектуального фона в детском коллективе, контролирует посещаемость учащимися уроков, формирует в их сознании добросовестное отношение к учебному труду.

В последнее время в некоторых школах появились должности освобожденных воспитателей. Эти работники школы, как правило, не преподают, не занимаются обучающей деятельностью.

В должностные обязанности классного руководителя, освобожденного воспитателя входят ответственность и забота за здоровье детей, их физическое развитие. Воспитатель организовывает быт и досуг ребят в учебно-воспитательном учреждении, проводит разнообразную культурно-массовую работу, участвует в создании и функционировании детских общественных организаций.

Понимание терминов “педагог”, “учитель”, “воспитатель” поможет вам осознать важное положение: хорошим педагогом может стать тот, кто не только хочет этого, чувствует свое педагогическое призвание, талант, но и дополняет их специальным педагогическим образованием, стремится овладеть профессией учителя, воспитателя. Настоящим педагогом может и не стать тот, кто полагается только на свои педагогические способности, талантливость или только на педагогическое образование, педагогическую квалификацию. Рассмотренные нами понятия находятся в тесном диалектическом единстве.

В педагогической профессии для обозначения ее субъектов используются разные понятия — педагог, учитель, воспитатель. В обыденной речи между ними чаще всего ставится знак тождественности. Однако нам, как специалистам в области образования, необходимо понимать точное научное значение данных терминов. Среди них самое широкое по значению — педагог. Педагогом можно назвать любого специалиста, работающего в системе образования, осуществляющего педагогическое воздействие на других людей. В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев дают следующее определение этому понятию: “Педагог — общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, то есть лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в других областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры социальных групп, научных школ и т.д., чьи опыт и знания становятся достоянием других” [4, 122]. Таким образом, учитель общеобразовательной школы является профессиональным педагогом.

Термин “учитель” употребляется в двух значениях. “Учитель — лицо, передающее другим освоенные им знания, умения и навыки, приобретенный жизненный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле — должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе” [4, 189]. Как вы уже заметили, тех людей, которые выполняют обучающие функции в университете, учителями не называют, они являются преподавателями.

В широком смысле слово “учитель” обычно употребляется для уважительного обращения к человеку, личность образ жизни которого являются примером для подражания. Так называют тех, кто отыгрывает в жизни общества, небольшой группы людей или отдельного конкретного человека роль жизненного эталона, образца. В широком смысле Учитель — это авторитетный, мудрый человек, оказывающий большое влияние на людей.

Учителем называют также человека, создавшего свои направления, научные и художественные школы в областях науки, литературы, искусства. Это высокое звание по праву носят, например, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие представители классической литературы. К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.П. Чехов - представители особого направления в развитии театра. К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.И. Пирогов и др. — представители научных педагогических школ. Д.И. Менделеев — основоположник научной школы в области химии и т.д.

В идеале широкий и узкий смыслы слова “учитель” по отношению к тем, кто осуществляет свою профессиональную педагогическую деятельность в общеобразовательной школе, должны совпадать. Однако идеал воплощается в жизни крайне редко. И хотя среди учителей по должности есть достаточно много людей авторитетных и мудрых, Учителей в широком смысле слова, все же в основном данный термин используется в педагогической действительности и в обыденной жизни в его узком значении, то есть учителем называют преподавателя-предметника общеобразовательной школы, профессионально выполняющего свои функции.

Функции [от лат. “обязанность”, “назначение”] учителя многообразны, однако среди них можно выделить четыре основных : обучающую, воспитательную, развивающую, общественно-педагогическую. Учитель прежде всего учит, то есть помогает детям овладевать знаниями, умениями и навыками, способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. Обучающая деятельность учителя (преподавание) проявляется в организации им объяснения учебного материала, его закрепления и обобщения, контроля и т.д.

Организация учебного процесса, общение учителя с учащимися, сама личность педагога — все это способствует формированию определенных черт личности растущего человека, развитию его индивидуальности, способностей, мышления, взглядов на окружающую действительность, мировоззрения как системы взглядов и убеждений. Так в работе учителя реализуются воспитательная и развивающая функции.

Следует отметить, что как представитель интеллигенции, учитель никогда не ограничивает свою профессиональную деятельность только служебными рамками. Учитель — это просветитель, пропагандист знаний (особенно педагогических) среди населения, родителей учащихся. Участие в многочисленных школьных мероприятиях, неформальное общение с воспитанниками и их родителями, руководство внеклассной работой, выполнение общественно-полезной деятельности — это и есть выполнение общественно-педагогической функции.

Тесно связаны между собой, но не тождественны понятия “учитель” и “воспитатель”. Последнее тоже употребляется в нескольких значениях.

В широком смысле воспитателем (как и педагогом) называют любого человека, который занимается воспитанием как процессом формирования личности [БСЭ, 1974]. Неформальными воспитателями являются родители, другие близкие родственники и люди, окружающие ребенка и оказывающие на него педагогическое влияние.

В узком, профессионально-педагогическом значении, воспитатель — это должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательных учреждениях [БСЭ, 1974].

Например, в дореволюционной России наряду с учителями в мужских гимназиях работали классные наставники, в женских — классные дамы, основными функциями которых был контроль за поведением гимназистов, забота об их надлежащей дисциплине. В военных учебных заведениях их называли классными надзирателями.

В семьях привилегированных сословий воспитанием детей занимались гувернеры и гувернантки, бонны. В их обязанности не входило обучение, они должны были находиться рядом с детьми, своим примером и наставлениями учить их хорошим манерам, поведению, организовывать с ними игры, заботиться об их здоровье и т.д.

В СССР штатные должности воспитателей, права и обязанности которых определяются специальными положениями в Трудовом праве, были введены в дошкольных учреждениях, детских домах, интернатах и приютах, в школах с продленным днем, в общежитиях для учащихся, суворовских и нахимовских училищах, в исправительных учреждениях для малолетних преступников. Это положение сохранилось и сегодня.

В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях воспитательные функции выполняют все педагоги. Для организации и координации воспитательной работы в 4 — 12 классах назначаются классные руководители. В группах средних и высших учебных заведений их называют кураторами, лицами, координирующими учебно-воспитательную работу со студентами.

Воспитатель, классный руководитель отвечает за воспитание и обучение школьников. Здесь должна быть оговорка — за качество обучения по конкретному предмету несет ответственность учитель-предметник, но общее позитивное отношение ученика к учебной работе обязан формировать все же классный руководитель. Он в большой мере является создателем эмоционально-интеллектуального фона в детском коллективе, контролирует посещаемость учащимися уроков, формирует в их сознании добросовестное отношение к учебному труду.

В последнее время в некоторых школах появились должности освобожденных воспитателей. Эти работники школы, как правило, не преподают, не занимаются обучающей деятельностью.

В должностные обязанности классного руководителя, освобожденного воспитателя входят ответственность и забота за здоровье детей, их физическое развитие. Воспитатель организовывает быт и досуг ребят в учебно-воспитательном учреждении, проводит разнообразную культурно-массовую работу, участвует в создании и функционировании детских общественных организаций.

Понимание терминов “педагог”, “учитель”, “воспитатель” поможет вам осознать важное положение: хорошим педагогом может стать тот, кто не только хочет этого, чувствует свое педагогическое призвание, талант, но и дополняет их специальным педагогическим образованием, стремится овладеть профессией учителя, воспитателя. Настоящим педагогом может и не стать тот, кто полагается только на свои педагогические способности, талантливость или только на педагогическое образование, педагогическую квалификацию. Рассмотренные нами понятия находятся в тесном диалектическом единстве.

1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?

2. В каком соотношении находятся понятия "педагог", "учитель", "воспитатель"?

3. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.

4. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.

5. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?

6. Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе?

7. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?

8. В чем своеобразие педагогической профессии?

9. Раскройте сущность гуманистической функции педагога.

10. В чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности?

11. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?

12. Соотнесите понятия "педагогическая профессия", "педагогическая специальность", "педагогическая квалификация".

Приведенное выше понимание субъекта позволяет решить проблему субъекта в педагогике. Если человек есть потенциальный субъект, то человек, исполняющий педагогическую деятельность, является (может быть назван) субъектом педагогической деятельности. Субъекта педагогической деятельности обычно называют педагогом[1].

Педагог – это субъект педагогической деятельности, а субъект педагогической деятельности – это человек, исполняющий тот или иной вид педагогической деятельности. Если выполняется учебная деятельность, то ее выполняет субъект – учитель, если осуществляется воспитательная деятельность, то ее выполняет субъект – воспитатель. Если же на человека возложена обязанность выполнения учебной и воспитательной деятельности, то он в качестве учителя выполняет учебную деятельность, а в качестве воспитателя – воспитательную. Если же человек выполняет научно-исследовательскую педагогическую деятельность, то выполняет ее как субъект – ученый педагог.

Следует заметить, что педагогический субъект также обладает только теми качествами, которые участвуют и позволяют исполнить именно педагогическую и никакую другую деятельность. Все остальные качества, которыми может обладать человек, у педагогического субъекта отсутствуют или погашены, не относятся к исполняемому им делу и к данному субъекту.

Учитель и ученик, воспитатель и воспитанник – это персонифицированные социальные отношения, которые могут быть реализованы теми или иными людьми посредством специальной деятельности при определенных условиях.

Человек (взрослый), приступивший к выполнению учебных действий, становится субъектом учебных действий. Постепенно осуществление таких действия становится необходимостью для общества, и они превращаются в социальную функцию. А для различия человека как такового от человека-субъекта, исполняющего данную функцию, стали называть по данной функции – учителем.

Субъект педагогической деятельности – это человек, исполняющий тот или иной вид педагогической деятельности. Если выполняется учебная деятельность, то ее выполняет субъект – учитель, а если осуществляется воспитательная деятельность, то ее выполняет субъект – воспитатель. Если же человек в силу возложенных на него обязанностей выполняет и учебную деятельность, и воспитательную, то такого человека можно назвать педагогом.

Учитель – это субъект учебной деятельности, а субъект учебной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность.

Воспитатель – это субъект воспитательной деятельности, а субъект воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность.

Педагог – это субъект учебной и воспитательной деятельности, а субъект учебной и воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий два вида педагогической деятельности, для чего он должен в тот или иной момент педагогической деятельности стать или субъектом учебной деятельности или субъектом воспитательной.

В таких определениях представлена педагогическая специфика деятельности, но у субъекта этой деятельности погашены индивидуальные качества человека. Он обладает различными индивидуальными качествами, однако не ими определяется, является ли человек субъектом педагогической деятельности или нет. Человека (взрослого) можно назвать педагогом, учителем, воспитателем не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) того или иного вида педагогической деятельности. И если человек не выполняет указанных деятельностей, он не является педагогом, не является учителем, не является воспитателем и не должен так называться, независимо от того, какими индивидуальными качествами он обладает.

Аналогичным образом человека (ребенка) можно назвать учеником не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) учебной деятельности. И назвать воспитанником не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) воспитательной деятельности. И если ребенок не выполняет указанных деятельностей, он не является учеником, не является воспитанником, и не должен так называться, независимо от того, какими личностными качествами он обладает.

Если учебные действия не осуществляются ребенком (человеком), то он не является учеником, субъектом учебной деятельности. У нас нет объективных оснований считать и называть данного ребенка (человека) учеником. Сделав же это, мы искажаем действительность и вынуждены действовать в ней, не подозревая, что она уже нами искажена.

То, что ребенок в качестве субъекта учебной деятельности выполняет учебные действия, это не означает, что посредством только такого (данного) выполнения он овладевает предложенным ему материалом, для этого ребенок должен нечто осознать, понять и применить понятое соответствующим образом.

Аналогичным образом можно дать определения и субъектам воспитательной деятельности.

Если воспитательные действия не осуществляются ребенком (человеком), то он не является воспитанником, субъектом воспитательной деятельности. У нас нет объективных оснований считать и называть данного ребенка (человека) воспитанником. Сделав же это, мы искажаем действительность и вынуждены действовать в ней, не подозревая, что она уже нами искажена.

То, что ребенок в качестве субъекта воспитательной деятельности выполняет воспитательные действия, не означает, что посредством именно такого выполнения он приобретает личностные социальные качества. Для этого ребенок должен нечто осознать, понять, пережить и прочувствовать, испытать восторг и печаль, торжество нравственного преодоления жизненных конфликтов и великих фактов истории человечества.

Учитель, ученик, воспитатель и воспитанник являются и считаются педагогическими субъектами, но нельзя забывать, что они являются и категориями педагогики, которые все еще не имеют научных определений.

Педагогические категории (учитель, воспитатель, ученик, воспитанник), как и категории других наук, всего лишь абстракции[2] действительных отношений и являются истинами лишь постольку, поскольку существуют эти действительные учебные и воспитательные отношения взрослых и детей. Употребление категорий требует указания четких границ, в рамках которых следует использовать данные категории. Если такие границы не указываются, а указанные границы не соблюдаются и нарушаются, то мы имеем дело не с категориями, а с обыкновенными словами, которые могут означать всё, что пожелает пользователь, а это ведет к логическим ошибкам.

Вместо того, чтобы рассматривать педагогические категории как абстракции действительных отношений, исследователи незаметно для себя воспринимают их (абстракции и отношения) как действительных людей, наделенных многими качествами социально образованного человека. В современной традиционной педагогике учитель – умный, справедливый, веселый и т. д.; ученик – внимательный, способный и т. д.; воспитатель – добрый, красивый и т. д.; воспитанник – непослушный, милый и т. д. Учитель и воспитатель, ученик и воспитанник смеются, плачут, кричат. Но субъекты профессиональной деятельности, реализующие педагогические отношения, не могут смеяться, кричать, плакать, не имеют ни чувств, ни совести – это прерогатива людей (взрослых, детей).

Между людьми, занятыми в сфере учебной и воспитательной деятельности, реализующими педагогические отношения, имеют место политические, моральные, правовые, религиозные и другие отношения, которые не составляют специфического содержания системы педагогических отношений. Но поскольку такие отношения существуют между людьми в учебных заведениях, то учебные заведения должны иметь в своем составе специалистов, которые могут разрешать возникающие проблемы непедагогических отношений, не отвлекая специалистов (людей), занятых учебной или воспитательной деятельностью, и не нарушая учебной и воспитательной деятельности учреждения.

Следовательно, не социальные качества человека, не социальные образования его мыслят, смеются, гневаются, а сам носитель этих социальных качеств, сам человек. Социально образованный человек – одновременно природное и социальное существо. Неразличимость социальных качеств человека и самого человека, принятие этих качеств за человека, за его сущность (потому что нам представляются эти качества неотделимыми от человека и как будто внутренне присущими ему) не позволяют объективно рассмотреть ряд явлений, связанных с осуществлением педагогического труда.

В современной педагогике эти различия не установлены (стерты) и считается, что воспитанник и ребенок, ученик и ребенок – это одно и то же, в результате чего, не замечая ошибки, утверждается, что воспитанник воспитывается, а ученик учится. А эти утверждения не соответствуют действительности: воспитывается ребенок, а не воспитанник, и учится (обучается) ребенок, а не ученик. Поэтому в данной нами системе понятий говорить, что воспитанник воспитывается или что ученик учится, неверно, как неверно утверждать, что воспитанник воспитывается хорошо и что воспитанник овладевает всеми положенными личностными качествами.

Каковы действительные (реальные) отрицательные последствия применения понятий, без оговорки значений и границ использования, установить можно только опосредованно.

Читайте также: