В каком смысле можно говорить о прогрессе философии ответ кратко

Обновлено: 08.07.2024

Прогресс философии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Прогресс философии" 2015, 2017-2018.

Как писал Гегель, «каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но каждая из этих частей содержит философскую идею в ее особенной определенности или как особенный момент целого. Отдельный круг именно потому, что он есть в самом себе тотальность. [читать подробнее].

Как писал Гегель, «каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но каждая из этих частей содержит философскую идею в ее особенной определенности или как особенный момент целого. Отдельный круг именно потому, что он есть в самом себе тотальность. [читать подробнее].

Универсальные законы: отрицания отрицания, законы количественного перехода в качественные, закон единства и борьбы. Универсальные законы и принципы (принцип всеобщей связи, принцип системности, историзма) играют большую роль в философских знаниях т.к. помогают нам понять процессы , которые происходят в обществе, в мире, понять мир в его единстве и целостности.

4. Какое влияние оказывает философия на формирование вашего самосознания и вашей жизненной позиции?

Ответ: Она даёт основу, на что опираться, чему верить.
Именно философия прародительница всех наук, даёт ответы на вопросы, даёт понять этот мир.

5.Задания студентам для самостоятельной работы.

1. ”Философия - это нечто такое, что касается каждого” М. Хайдеггер.

Ответ: Мы живём в социуме, и взаимодействуем с людьми, мы мыслим и задумываемся над какими-либо вопросами, мы изучаем разные науки. А это и есть философия.

2. В чем вы видите трагизм философии в нынешнем мире, выраженной в формуле: ”Никогда еще не было такой острой необходимости в философском разуме, и никогда еще наш разум (обыденное сознание, политика) не был так далек от философского умонастроения?

Ответ: Автор высказывания хочет сказать, что мы перестали думать, стали иррациональными, безнравственными, неэтичными, расточительными и т.д. И как лекарство от всего этого – философский разум.

3. В чем сходства и различия между тремя кругами в философии: античным, средневековым и новоевропейским?

Ответ: Различия между тремя кругами в том, что в античном господствовал разум, в христианском – вера, в новоевропейском – наука.

Сходства:

-В пределах каждого круга уменьшалось значение этики.

-В конце круга происходило снижение творческого потанцевала.

-Завершение научного круга характеризуется пессимизмом и скептицизмом.

4. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?

Ответ: О прогрессе философии можно говорить:

-Потому что идёт накопление знаний как образов мира.

-Преемственность знаний.

5. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?

Ответ: Вера – это позиция разума. Те убеждения, которые мы принимаем на веру.

Философия прошла 3 круга: 1й круг прошел от мифологической веры к разуму, 2й круг – от разума к религиозной вере. 3й – был возвращением от веры к разуму.

6 . Контрольные вопросы, тесты, задания по теме:

1. Прокомментируйте высказывание Гегеля: ”философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении”.

2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие современные философские направления нашли в них отражение.

а) Философия – это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт)

б) Предмет философия – это логический анализ языка науки (Л. Витгенштейн)

в) Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить. (А. Камю)

3. Как соотносится предмет и метод исследования?

Ответ: Предметом исследования философии являются:

1) Онтология

2) Гносеология

3) антропология

4) Аксиология

Предмет и метод исследования взаимодействия, например диалектический метод, который восходит с момента начала философии ближе к жизни, и обычно господствует в естественно научном познании, т.к. не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности, но указывает на принципиальную неполноту научного познания и способен помочь в выработке основополагающих предпосылок научного познания.

4. В чем суть диалектического метода?

Ответ: Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии.

Диалектический метод противоположен метафизическому. Диалектический метод – метод синтетический, т.к. второе значение диалектики – искусствоведения спора.

5. Каково соотношение диалектики как метода и идеала как цели?

Ответ: Диалектика как метод и идеал, как цель взаимосвязаны, потому что закон отрицание отрицания всегда показывает нам, что развитие всегда идёт в сторону прогресса и стремления к идеалу. Идеал – это образец, понятие совершенства и цепь стремлений.

6. В чем специфика прагматического метода?

Ответ: Прагматизм и есть не что иное как метод. В соответствии с прагматическим методом для того что бы понять какой-либо предмет, нужно рассмотреть его значение для человека. Прагматический метод относиться к эмпирическому направлению, так как он основывается на фактах, на практике человеческой деятельности. Данный метод не останавливается на словах, он извлекает из них практический смысл, проверяемый на опыте, и ориентирует на составление программы, с помощью которой может быть изменена деятельность.

7. Как соотносится философский метод и философские принципы?

Ответ: Основные методы философствования – скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем рекомендуют применять везде. Результаты познания сами, в какой - то мере определяются исходными принципами. У каждой стройной философской системы свой принцип: у Гегеля – Абсолютная Идея, у Ницше – Воля к власти и т.д.

8. Какова структура философского знания?

Структура философского знания включает в себя:

Универсальные законы: отрицания отрицания, законы количественного перехода в качественные, закон единства и борьбы. Универсальные законы и принципы (принцип всеобщей связи, принцип системности, историзма) играют большую роль в философских знаниях т.к. помогают нам понять процессы , которые происходят в обществе, в мире, понять мир в его единстве и целостности.

4. Какое влияние оказывает философия на формирование вашего самосознания и вашей жизненной позиции?

Ответ: Она даёт основу, на что опираться, чему верить.
Именно философия прародительница всех наук, даёт ответы на вопросы, даёт понять этот мир.

5.Задания студентам для самостоятельной работы.

1. ”Философия - это нечто такое, что касается каждого” М. Хайдеггер.

Ответ: Мы живём в социуме, и взаимодействуем с людьми, мы мыслим и задумываемся над какими-либо вопросами, мы изучаем разные науки. А это и есть философия.

2. В чем вы видите трагизм философии в нынешнем мире, выраженной в формуле: ”Никогда еще не было такой острой необходимости в философском разуме, и никогда еще наш разум (обыденное сознание, политика) не был так далек от философского умонастроения?

Ответ: Автор высказывания хочет сказать, что мы перестали думать, стали иррациональными, безнравственными, неэтичными, расточительными и т.д. И как лекарство от всего этого – философский разум.

3. В чем сходства и различия между тремя кругами в философии: античным, средневековым и новоевропейским?

Ответ: Различия между тремя кругами в том, что в античном господствовал разум, в христианском – вера, в новоевропейском – наука.

Сходства:

-В пределах каждого круга уменьшалось значение этики.

-В конце круга происходило снижение творческого потанцевала.

-Завершение научного круга характеризуется пессимизмом и скептицизмом.

4. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?

Ответ: О прогрессе философии можно говорить:

-Потому что идёт накопление знаний как образов мира.

-Преемственность знаний.

5. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?

Ответ: Вера – это позиция разума. Те убеждения, которые мы принимаем на веру.

Философия прошла 3 круга: 1й круг прошел от мифологической веры к разуму, 2й круг – от разума к религиозной вере. 3й – был возвращением от веры к разуму.

6 . Контрольные вопросы, тесты, задания по теме:

1. Прокомментируйте высказывание Гегеля: ”философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении”.

2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие современные философские направления нашли в них отражение.

а) Философия – это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт)

б) Предмет философия – это логический анализ языка науки (Л. Витгенштейн)

в) Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить. (А. Камю)

3. Как соотносится предмет и метод исследования?

Ответ: Предметом исследования философии являются:

1) Онтология

2) Гносеология

3) антропология

4) Аксиология

Предмет и метод исследования взаимодействия, например диалектический метод, который восходит с момента начала философии ближе к жизни, и обычно господствует в естественно научном познании, т.к. не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности, но указывает на принципиальную неполноту научного познания и способен помочь в выработке основополагающих предпосылок научного познания.

4. В чем суть диалектического метода?

Ответ: Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии.

Диалектический метод противоположен метафизическому. Диалектический метод – метод синтетический, т.к. второе значение диалектики – искусствоведения спора.

5. Каково соотношение диалектики как метода и идеала как цели?

Ответ: Диалектика как метод и идеал, как цель взаимосвязаны, потому что закон отрицание отрицания всегда показывает нам, что развитие всегда идёт в сторону прогресса и стремления к идеалу. Идеал – это образец, понятие совершенства и цепь стремлений.

6. В чем специфика прагматического метода?

Ответ: Прагматизм и есть не что иное как метод. В соответствии с прагматическим методом для того что бы понять какой-либо предмет, нужно рассмотреть его значение для человека. Прагматический метод относиться к эмпирическому направлению, так как он основывается на фактах, на практике человеческой деятельности. Данный метод не останавливается на словах, он извлекает из них практический смысл, проверяемый на опыте, и ориентирует на составление программы, с помощью которой может быть изменена деятельность.

7. Как соотносится философский метод и философские принципы?

Ответ: Основные методы философствования – скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем рекомендуют применять везде. Результаты познания сами, в какой - то мере определяются исходными принципами. У каждой стройной философской системы свой принцип: у Гегеля – Абсолютная Идея, у Ницше – Воля к власти и т.д.

8. Какова структура философского знания?

Структура философского знания включает в себя:


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Как писал Гегель, «каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но каждая из этих частей содержит философскую идею в ее особенной определенности или как осо&бенный момент целого.

Попасть в исходную точку невозможно — это спираль. В каком направлении она разворачивается? Платон считал, что в истории имеет место регресс; Аристотель, Кант и Гегель — что прогресс. Развитие философии прогрессивно в смысле преемственности знаний и регрессивно в смысле творческого потенциала. Модель спирали подходит в том плане, что имеет место накопление ин&формации. Но философия присуща данной культуре и вместе с ней совершает цикличное развитие. В пределах круга творческая сила философии убывает вместе с ростом знания.

Философия совершила три круга: античный (от Со&крата — через Платона и Аристотеля — к скептикам), христиан&ский (от Христа — через Блаженного Августина и Фому Аквин- ского — к Монтеню) и новоевропейский (от Декарта — через Кан&та и Гегеля — к экзистенциалистам). Эти круги не повторялись, и в каждом было что-то свое: в античном господствовал разум, в христианском — вера, в новоевропейском — наука.

Закономерно&стью в пределах каждого круга является уменьшение значения этики — от тождества знания и добродетели у Сократа и Декарта до увеличения относительной роли воли у Аристотеля и Гегеля с впадением в пессимизм и скептицизм. Завершение каждого круга (почему имеет смысл говорить о круге) близко в определенном смысле к началу его. Сократ тоже был немного скептиком, но в его скептицизме просвечивалась ирония, и он прославился стра&стной жаждой истины, в то время как скептики больше думали об опровержении догматиков, чем о создании конструктивной системы. В конце каждого круга наблюдается явное снижение твор&ческих потенций философии.

Схематично спираль философии можно выразить так (см. с. 150).

Платон выразил рациональную ориентацию на мир, Кант — рациональную ориентацию на личность. Аристотель — неподвиж&ную сущность мира, Гегель — его развитие. Основная категория 1-го круга — идея, 2-го — Бог, 3-го — субъект. Античные скепти&ки нанесли удар первой, атеисты Возрождения — второй, экзи&стенциалисты — последней.

А как быть с прогрессом? Новые моменты входят в каждый круг: вера — во 2-й, бессознательное — в 3-й.

Это прогресс, толь&ко не в том безапелляционно упоительном смысле, в котором ожидали бессмертия или коммунизма. Гегель выразил представле&ние о прогрессе познания, отражающем основные этапы станов&ления мира. На самом деле идет накопление знаний как образов мира, но нет прогресса результатов. Каждая культура дает свою картину мира.

Исходя из такого представления, философия испытывала кри&зис, и круг кончался, потому что начинавшее превалировать от&рывалось от единства с другими сторонами и доходило до предела, нарушая гармонию.

Философский круг начинается с творческого сомнения в пред&шествующем знании (в Древней Греции — мифологическом, в Новое время — метафизическом), затем создаются системы, ко&торые разрешают сомнения (Платона, модифицированного Ари&стотелем; Канта, модифицированного Гегелем), и в конце круга появляется скептицизм по отношению ко всему построенному (Секст Эмпирик по отношению к античной философии, филосо&фы Возрождения по отношению к религиозной философии и эк&зистенциалисты по отношению к научной философии). Знание возникает из сомнения и растворяется в нем.

Три части круга характеризуются следующим: сначала появля&ются желание и вера в возможность достижения истины; затем создаются системы, претендующие на это; наконец, преобладает сомнение в ее достижении. Проблема сдвигается в область морали (в поздней античности), теории познания (в конце Нового вре&мени), человеческого существования (в XX в.), но абсолютная истина признается недостижимой. Не то, что соответствующие системы не предлагаются, просто на них не обращают внимания, и они не- пользуются престижем.

Итак, мы имеем дело с тремя разновидностями деятельности в пределах круга: созданием мето&да, решением проблем с помощью этого метода, сомнением в возможностях с помощью данного метода найти абсолютную ис&тину.

Как создается философская с и с т е м а? Берутся кон&струкции, куда входит все предшествующее знание, и строится из них духовное здание, обладающее прочностью и красотой, не&обходимой, чтобы человеческому духу было в нем просторно и приятно. Решая злободневную проблему, философ использует до&стижения данного этапа и берет в качестве аналога систему ран&него этапа, которая занимала то же место в своем круге, что его система сейчас. Так, можно сказать, что Кант синтезировал Де&карта и Платона, Гегель — Декарта, Канта и Аристотеля. Здесь хорошо видно значение преемственности в философии.

Основной вопрос философии — не только вопрос о соотноше&нии бытия и мышления, но и вопрос о соотнесении трех миров — природного, мира человека и мира идей.

Великие системы разли&чаются тем, как соотносятся эти три мира и выделяются по ме&стонахождению идей и их вовлеченности в движение. У Платона идеи вне вещей, у Аристотеля — в действительности, у Канта — в голове человека, у Гегеля переходят в природу, затем в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи.

Для Платона существуют три различных мира — природы, идей и человека:

Для Аристотеля мир идей соединен с природным:

Кант включил мир идей в человека:

Наконец, у Гегеля три мира последовательно переходят один в другой:

Все четыре системы идеалистические, потому что в каждой из них действуют идеи. У Платона — объективный идеализм, у Ари&стотеля — относительный идеализм, у Канта — субъективный иде&ализм, у Гегеля — абсолютный идеализм. Идеализм Аристотеля относительный (как относителен и его реализм), поскольку с объективным бытием он соотносит бога-перводвигателя. Идеализм Гегеля абсолютен, поскольку и в начале, и в конце бытия у него нет ничего, кроме Абсолютной Идеи. Идеализм Аристотеля и Ге&геля монистичен в отличие от идеалистического плюрализма Пла&тона и Канта.

Какие еще возможны варианты? Для материалиста существуют только два мира или даже один, если, как полагают так называе&мые вульгарные материалисты, мысль материальна. При этом не&возможно признание мира идей как существующего независимо от человека. Материализм получается путем отрицания важней&шей стороны философского треугольника — мира идей.

Когда заканчивается круг философии, другие отрасли культу&ры — наука, религия, идеология — пытаются поглотить ее. Хрис&тианство обрушилось на греческую философию, наука подавила схоластику в конце Средних веков, в наше время процветает идео&логия. В начале круга идут просветители, в конце — скептики. Фи&лософия, теряя целостность и творческую мощь, используется в иной сфере. Появляются утверждения, что требуется не объяс&нять, а изменять мир. Однако попытки изменения идут за счет предыдущих философских достижений.

В конце каждого круга видим и благодарение жизни за все про&исходящее. Плод, падая, должен, по Марку Аврелию, благосло&вить дерево, которое его произвело, с благодарностью к ветке, которая его поддерживала. В XX в. о благодарности бытию и благо&говении перед жизнью писали Г. Марсель и А. Швейцер. Начина&ется с бытия и кончается бытием. Философия возникла как рацио&нальное вопрошание о бытии и человеке, и ныне Хайдеггер при&зывает обратиться к бытию, а экологическая ситуация сама воз&вращает к нему же.

  1. В чем основные различия идеализма и реализма?
  2. В чем сходства и различия между тремя кругами в философии — античным, средневековым и новоевропейским?
  3. Каковы закономерности развития в пределах каждого круга?
  4. В чем сходства и различия между философией Сократа и Декарта?
  5. В чем сходства и различия между философией Платона, Августина и Канта?
  6. В чем сходства и различия между философией Аристотеля, Фомы Аквинского и Гегеля?
  7. В чем сходство и различия античного скептицизма, скептицизма эпохи Возрождения и скептицизма философии XX в.?
  8. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?
  9. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?
  10. Каковы возможные альтернативы будущего развития философии?

Вундт В. Введение в философию. — СПб., 1903.

Рассел Б. История западной философии. — М., 1959.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

Фейербах Л. Гегелевская история философии // Собр. произв.: В 3 т. — М., 1974.-Т. 2.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В2т. — М., 1993-1998.-Т. 2.

Был ли Бах несостоявшимся Бетховеном, а Афины – не состоявшимся Римом, а Платон – недоразвитым Аристотелем – Возможен ли прогресс в философии?

порадовали по-настоящему вопросом.. )
благодарю. )
ответ должен быть кратким ? )
в таком случае окончательно и бесповоротно, категорическое "нет".
был уже в истории человек, пытавшийся найти позитивную составляющую во всей философии. .
можно говорить о системе, можно писать о системе, но для существования самой системы одних слов и рассуждений "маловато будет" ( словами дворника из мультфильма ).
не наука же ?
так как же логарифмической линейкой посчитать глубину мысли ?

А что такое философия. наука? Да! Наука для бездельников и дармоедов!
Наука для ворья-аристократов!
Да, почти любой российской, сохранившейся ещё деревне, найдётся дед, который любого Гегеля с остальными платонами, раком поставит с их философией. )) )
То, чего нет прогрессировать не может!

Понятие прогресса появилось в конечном счете из философии, как и все остальные - отчего, в таком ключе, ему не быть, в философии там или еще где. И это будет очередная философская концепция.
А что такое философия, знаете ли, есть вопрос философский.

Читайте также: