План урока по самопознанию семейные ценности
Обновлено: 02.07.2024
Встали в круг, прислонились друг к другу ладошками, теперь носочками, обнимитесь друг с другом. Пожелаем друг другу такие слова, чтобы этот урок оставил только радостные и прятные моменты.
(например: -я желаю быть вдумчивым на уроке, желаю плодотворного труда, хорошего настроения на уроке и т.д.)
3. Наш урок мне хочется начать с одной древней притчи:
- Чем была вода для её обитателей? (домом)
- Кто подразумевается под образом старой рыбы и рыбёшек? (взрослые и дети)
- Как называют группу людей, состоящую из взрослых и детей, живущих в одном доме? (семья)
Как вы понимаете эту мудрость?
В нашем государстве у каждого есть право на семью?
Где это отражено? - В конституции РК-основном законе РК.
- какая дата связана с этим докуменом в этом году? -20-летие принятия Конституции,
-когда была принята? -30 августа 1995 года
1. Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
2. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.
Урок самопознаний 7 класс. На тему: "Семейные ценности".
План урока самопознания
Дата: №20
Ценность: Любовь
Качества: радость, милосердие, ответственность
Педагог: Юрченко Наталья Анатольевна
Класс: 7 Кол-во уч-ся: 4
Цель:
Способствовать формированию у учащихся представления о культуре общения между людьми через ценность.
- расширить представление о радости человечества
- раскрыть значимость милосердия каждого человека
- воспитать ответственность в ученическом коллективе, в семейных отношениях
Ресурсы: (материалы, источники)
ИКТ, притча, песня
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свет.
Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колено или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза…
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихоньку можно открывать глаза. Спасибо.
Открытый урок по самопознанию в 7 классе. Тема : "Семейные ценности". Ценность: Любовь. Урок проведен с использованием ИКТ.
План урока самопознания
Ценность: Любовь
Качества: радость, милосердие, ответственность
Учитель: Величко В.А.
Класс: 7 Кол-во уч-ся: 6
Цель:
Способствовать формированию у учащихся представления о культуре общения между людьми через ценность.
- расширить представление о радости человечества
- раскрыть значимость милосердия каждого человека
- воспитать ответственность в ученическом коллективе, в семейных отношениях
Ресурсы: (материалы,
видеоролик, мультфильм,
, листы цветной бумаги, фломастеры,стикеры.
Ход урока: Здравствуйте дорогие ребята! Я приветствую всех присутствующих на нашем сегодняшнем уроке.
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. ( Включаю музыку).
Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в летний лес. Вы вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. А сейчас мы подошли к бурлящей речке. Мы стоим и любуемся природой. Какая чистая в реке вода! Звонкая, быстрая! Здесь мы чувствуем себя в безопасности. Ощутите, какой мощный поток несут волны, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в реке.
Волны в реке смывают весь наш негатив, плохое настроение.
Брызги реки достают до самого нашего лица. Наполняют нас позитивом, светом, радостью.
Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух. Вдох- выдох. Вдох-выдох. Сохраните в себе это чувство , покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! ( 4 мин).
Вопросы для обсуждения:
Что вы почувствовали?
Какие эмоции вы испытывали?
( Ответы по желанию)
2.Позитивное высказывание (цитата)
А цитата сегодняшнего нашего урока такая:
( читают дети )
Каждая группа зачитывает по 1 разу и 1 раз все вместе).
Семья — это стержень казахстанского общества.
В чем заключается смысл высказывания?
( ответы детей: стержень - это основа основ. Чем крепче будет стержень, тем крепче будет государство.
- А что можно сделать, чтобы семьи были крепче?
( ответы детей: уважать друг друга и соблюдать обычаи семьи и традиции).
Правильно. Семейные обычаи, семейные традиции.
Это входит в группу каких ценностей? Правильно! Семейных. Значит какова тема сегодняшнего урока? ( 4 мин)
Мы будем говорить о ценностях семейного счастья, о том, что находясь в семье, рядом с близкими мы ощущаем покой и умиротворение; и о том, что именно семья формирует будущее человека. Многие навыки, привычки, качества, человек получает из своего окружения, своих близких, своей семьи.
В семье закладывается наше будущее, будущие традиции детей, формируются чувства, формируется личность ребенка.
Анализ хода урока
3.Ребята, давайте посмотрим ролик , что говорят дети о семье.
( Ролик 2мин)
(Ответы детей)
4.Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о семье.
Загадки эти необычные. Чтобы их отгадать, нужно очень хорошо подумать.
1) В дружной, большой и счастливой семье –
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек? (одна)
2) Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед, отец и сын).
3) Отца Мэри можно счастливым назвать –
Ведь у него дочерей целых пять!
Правда, теперь проблема одна –
Он забывает их имена!
Чичи, Чече, Чочо и Чучу,
А младшую как называют сестру? (Мэри)
Физкультминутка
Ребята, вы все любите отдыхать с семьей? А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время физкульт разминки. Слушайте задание и выполняйте.
– Те, у кого есть брат, встаньте и хлопните в ладоши.
– У кого есть сестра , помашите над головой рукой.
- У кого в семье проживает бабушка или дедушка хлопните руками и помашите ими также над головой.
– У кого есть сестра и брат, подпрыгните 2 раз.
– Кто помогает дома близким, подпрыгните и хлопните в ладоши.
– Хлопните те, кто очень любит свою семью!
( Молодцы . Как хорошо , что каждый из вас любит свою семью!)
- Понравилась ли вам притча?
- В чем ее смысл? (О доме, о семье, семейном счастье, о терпении, уважении ).
- Почему в первой семье мир и лад?
- Почему во второй семье раздоры?
Сейчас предлагаю вашему вниманию послушать притчу о счастливой семье.
6. Рассказ учителя ( притча о счастливой семье)
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней.
Но эти 3 слова были написаны по 100 раз каждое.
-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни хорошей семьи.- И подумав, добавил:
Сколько человек было в семье?
В чем была особенность семьи?
Считаете ли вы верными слова старца?
Можно ли дополнить этот список ценностей?
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Поэтому предлагаю вам посмотреть мультфильм про семью паучков.
7.Мультфильм про паучка. ( 4 мин )
- Понравился ли вам мультфильм?
- О чём этот мультфильм? (О доме, о семье, семейном счастье, о трудностях и испытаниях, и об их преодолении).
- Какие испытания перенесла семья паучков?
- Какие строчки из песни вам запомнились? (Повторяются: "Но не порвёт нипочем тонкую нить паучок:")
- А вы поняли, что это за нити?( Нити, как родственные связи, узы, это их семья).
8. Творческое задание.
Я надеюсь, что у каждого из вас ,в скором будущем ,как у паучков из мультфильма появятся свои собственные семьи.
Итак, у нас 2 группы. Каждая группа придумает название своей улицы. А каждый из вас нарисует свой собственный дом и наполнит его своими семейными ценностями.
Выполним. Первая выполнившая задание группа выходит к доске. Зачитываем, магнитим на доску.
9.Групповое пение. ( 2 мин)
10.Заключительная минута тишины.
Сейчас закройте глаза и вспомните все, о чем мы говорили на уроке. На прощание я хочу вам пожелать быть успешными в жизни, создать свои счастливые семьи. А когда сегодня придете домой, обнимите свои родных и скажите, что вы их любите.
11. Рефлексия. ( 1 мин)
А теперь на стикерах нарисуйте смайлик, насколько вам понравился сегодняшний урок.
Цель: показать ценности семьи и семейные; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним; создать информационное поле о благополучной семье.
- Активизировать и расширить знания детей об окружающем мире
- Развивать чувство гордости за свою семью
- Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям
Вложение | Размер |
---|---|
slaydy_k_uroku.pptx | 2.92 МБ |
otkrytyy_urok_o_seme.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как плохо жить, как больно жить на свете Без стебелька, без листьев, без корней. Марина Симонова
Семья – есть жизнь и в этом суть…
Домашнее задание Видеоролик о семье Древо жизни Коллаж
Цитата урока Отбасы тату болса , байлықтың да керегә жоқ . Не нужен клад, когда в семье лад. Народная мудрость
Пирогами не углами красна красна а изба Разминка. Пословицы и поговорки
Не красна изба углами, а красна пирогами. Разминка. Пословицы и поговорки
Разминка. Пословицы и поговорки Лучше в а хорошо гостях дома
Разминка. Пословицы и поговорки В гостях хорошо, а дома лучше
Разминка. Пословицы и поговорки Любит свое всякая гнездо птица
Разминка. Пословицы и поговорки Всякая птица своё гнездо любит
Разминка. Пословицы и поговорки И где пригодился родился там
Разминка. Пословицы и поговорки Где родился, там и пригодился
Разминка. Пословицы и поговорки Над одна семья крыша сильна ней когда
Разминка. Пословицы и поговорки Семья сильна, когда над ней крыша одна
Синквейн Синквейн – это необычное стихотворение, которое написано в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна , выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Всем спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Цель: показать ценности семьи и семейные; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним; создать информационное поле о благополучной семье.
- Активизировать и расширить знания детей об окружающем мире
- Развивать чувство гордости за свою семью
- Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо, закройте глаза, руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Открываем глаза, улыбнулись и продолжаем урок.
Наш урок мне хочется начать с одной древней притчи:
- Чем была вода для её обитателей? (домом)
- Кто подразумевается под образом старой рыбы и рыбёшек? (взрослые и дети)
- Как называют группу людей, состоящую из взрослых и детей, живущих в одном доме? (семья)
А как вы думаете, тема урока сегодня у нас какая? (семья) Правильно, семья – слово знакомое каждому из нас. Поэтому эпиграфом нашего урока я взяла слова Марины Симоновой, прочитаем его… Слайд 2.
Как плохо жить, как больно жить на свете
Без стебелька, без листьев, без корней.
Это о семье. А в слове семья есть всё: и корни, и листья, и стебельки, и солнце, и тепло, и ласка, и строгость, и забота, и любовь.
Домашнее задание. Слайд 4
Ребята это большое счастье иметь родительский дом, семью , ведь с первых мгновений жизни она рядом с каждым из нас. Семья – это родительский дом, папа, мама, бабушка, дедушка, это сестры, братья. Домашним заданием было сделать видеоролик, составить древо жизни, коллаж о своей семье. Давайте посмотрим, что о своей семье подготовил Яйзлер Александр.
Вот ребята познакомились с семьей Саши Яйзлера. Спасибо Саша, нам было очень интересно познакомиться с твоей семьей.
Кто еще хочет рассказать о своей семье? Давайте послушаем Сорокину Викторию. Спасибо Вика.
А у казахского народа особо почитается, когда каждый человек знает свою родословную по 7 поколение. Давайте послушаем, что расскажет нам о своей семье Адина Шарипова. Спасибо Адина.
Знать свою родословную, свято чтить и хранить традиции своей семьи и своего народа обязан каждый человек.
Ребята, кто еще хочет рассказать о своей семье? А сейчас Давайте послушаем Моздера Ярослава. Спасибо Ярослав.
Ребята, каждый из вас с такой любовью и нежностью говорит о своей семье и это замечательно.
Как вы понимаете эти слова?
Слайд 6 и далее. Давайте немного отдохнем. Сейчас разминка, собери пословицу. На доске написаны слова. Расположите их так, чтоб получилась пословица.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Всякая птица своё гнездо любит.
Где родился, там и пригодился.
Семья сильна, когда над ней крыша одна
Молодцы справились. Как вы уже догадались это были пословицы о семье.
Слайд 16. Ребята, какие ассоциации у вас возникают со словом дом, семья? ….. А теперь давайте с вами построим дом счастья, в котором всем хорошо, и в котором все счастливы.
Слайд 16. Семья - это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. О семье написаны замечательные, теплые стихи. Родион пожалуйста.
Семья это здорово, семья это весело. Глеб пожалуйста. Спасибо, садись.
Слайд 16. Ребята, давайте прочитаем цитаты, высказывания о семье….. Какие замечательные слова, глубокие мысли… Так хочется чтобы у каждого из нас была крепкая, счастливая семья.
Слайд 17 . А сейчас мы с вами составим синквейн, что такое синквейн вы помните – это необычное стихотворение, которое написано в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
А теперь давайте составим синквейн со словом семья.
Слайд 18. От каждого члена семьи зависит, какая будет семья, но особая роль – это роль хранительницы очага, матери. Через тысячи поколений прошла бережно хранимая традиция любви и почитания матери. Я хочу посвятить это стихотворение нашим гостям, женщинам, мамам…….
Слайд 19. Есть еще одна замечательная притча о семье. Послушаем еще одну притчу.
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
А в конце листа:
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил:
На чем строится семья, какие важные слова из притчи возьмем в свою семью? Давайте произнесем их все вместе.
Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
- Раскрыть значение понятий “семья”, “счастливая семья”, “семейные ценности”;
- Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
- Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
- Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
- Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
- Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль о чём согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть на “ОБЛАКО СЛОВ” (работа по группам – визуализация для выведения темы занятия) СЛАЙД 1. Приложение 1.
- Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь? Ответы детей (Семья, какая должна быть семья).
- Да, ребята! Наше сегодняшнее занятие на тему – “Семья и семейные ценности” СЛАЙД 2.
Мы постараемся раскрыть роль семьи в жизни каждого человека. В течение 3-х лет мы изучали свои семьи: составляли родословное дерево, составляли ленту времени “Я и время”, строили “Дом моей мечты”, объясняли значение своего имени, искали истоки возникновения фамилии своей, создавали герб семьи, составляли “Летопись семьи”, .
- Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня? СЛАЙД 3.
- Что такое семья? Какая семья называется счастливой? Что такое семейные ценности?
- Какие ассоциации у вас вызывает слово “семья”? (мама, папа, родители, дом, братья, сёстры, семейный праздник).
- Посмотрите на “ОБЛАКО СЛОВ” и постарайтесь ответить: “Что такое семья?” СЛАЙД 4. (Приложение 1).
Слайд 5. "Семья - это то место, где человек должен учиться творить добро"
“Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ”.
“Семья – это родные друг другу люди”.
“Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы”.
“Семья – группа живущих вместе близких родственников” (словарь С. И. Ожегова).
- Как вы понимаете слова “люди, живущие рядом”? (члены семьи, соседи, друзья, окружающие родственники).
- А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий! Слово “семья” можно разделить на два слова - КАКИЕ? (“семь” и “я”).
- И тогда оно как будто говорит нам: “Семья – это семеро таких же, как я”.
- И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия.
II. Притча о семье “Полная ли банка”. (Демонстрация учителем).
Учитель наполняет баночку камнями (большими)
- Полна ли банка? (ДА, полна)
Учитель высыпает горошек мелкий, потрясти немного (горошек занял свободное место между камнями).
- Полна ли банка? (ДА, полна)
- Тогда взять коробку, наполненную песком (мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку.
- Полна ли банка? (ДА, полна)
- Учитель выливает воду
- Полна ли банка? (ДА, полна)
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш ДОМ.
Камни — это самые важные люди в доме и в жизни каждого человека - ..РОДИТЕЛИ Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни. ДЕТИ.
Песок — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков - . БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.
Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и рождается . СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ.
- А когда же родилась её величество семья. . Ответы детей.
- Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но.
Автор: Еве сказал перед свадьбой Адам:
Адам:
“Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
Автор: И Ева тихо ответила:
Ева: “Я!”
Адам: “Кто их воспитает, царица моя?”
Автор: И Ева снова ответила:
Ева: “Я!”
Адам: “Кто пищу сготовит, о радость моя?”
Автор: И Ева снова ответила:
Ева: “Я!”
Адам:
Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсит жилье?”
“Я, я - снова вторила Ева, - я, я. ”
Автор:
Сказала она знаменитых семь “Я”
С этой поры родилась семья!
- Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье мы желанные дети. Здесь нас нарекли именем. Слово “семья”, как и слово “хлеб”, “вода”, не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Семья- это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Счастливая семья - это спасательный круг, с помощью которого мы каждый день вплываем в спокойную и надёжную гавань, где царят уют, радость, душевный покой.
- Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?
- Учитель читает притчу. /СЛАЙД 6/
ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. “Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: “ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: “СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".
- Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ)
- Дополните ответы на эти вопросы, работая по группам.
IV. РАБОТА ПО ГРУППАМ (определяем, клеим, составляем, вырезаем)/ СЛАЙДЫ 7,8
Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ /Приложение 3/, клеим на кластер выбранные слова.
I группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из прилагательных. Можете дописывать и добавлять своё. /Приложение 1/
II группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из глаголов. Можете дописывать и добавлять своё. / Приложение 1/
III группа. Выберите семейные ценности и составьте кластер./ Приложение 2/
Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по группам.
- Что мы не берём в счастливую семью?
- Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.
V. СЛАЙД 9. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – существительное. Семья
2 строчка – два прилагательных. Какая она?
3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?
4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью
Дети пишут по группам и озвучивают. Например:
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа жизни.
Ребенок.
Большая дружная.
Любят, заботятся, живут.
Все вместе под одной крышей.
Любовь.
VI. Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ, я взяла их из ваших летописей семьи.
А теперь задание группам: “Допишите девиз семьи на каждый герб”.
Можно использовать синквейн, пословицы, поговорки, облако слов.
VII. - Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ?
- Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему?
- Что символизируют лепестки цветка? /Членов семьи/
- На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.
- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/
Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “Молитва детей. Детские мечты со словами” (2.15) Слайд 10.
- Как вы думаете, о чем мечтают все дети?
- А у всех ли детей есть родители, семья?
Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “О детдоме” (0.51). Слайд 11.
О чем они мечтают?
- Так о чем же мечтают все дети планеты? ( О счастье, мире в семье)
- Есть ли у них надежда?
VIII. Притча “Четыре свечи” (обыгрываем). Слайд 12.
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
— Я — Мир. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.
И огонёк свечи погас.
Вторая чуть слышно промолвила:
— Я — Вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её.
Третья свеча опечалилась:
— Я — Любовь. У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.
Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:
— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.
Четвёртая свеча произнесла:
— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.
С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь .
- Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах всегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведь мир, вера, любовь и надежда так нужны для того, чтобы семья и дети были счастливыми!
- В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Давайте подведем итог и построим дом “счастья”? С чего начать? /Приложение 5/. СЛАЙД 13.
Дети выбирают слова, а потом клеим по группам у доски.
I группа. Строим фундамент. На “кирпичиках”, предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом “Дом”.
- “Дом” – это. кров, начало начал, очаг, крепость, причал, тепло, уют .
II группа.: Возводим стены. Написать слова, которые ассоциируются со словом “Семья”. Семья это -. “Семья – это. Бабушка, дедушка, брат, сестра, мама, папа, я. (тётя, дядя, . )
III группа.: создайте “Технику безопасности” в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: “Что можно”. “Что нельзя”.
Можно: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью, почитать родителей, уважать мнение всех членов семьи.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.
И все вместе возведем крышу. Что нужно для крепости семейных отношений?
Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.
- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.
IX. Слайд 14. Дети читают по цепочке.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
- Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.
- Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ.
Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, родители, дети — всё то, что необходимо, чтобы семья счастливой даже в случае, если всё остальное потеряется.
Горошек — это вещи, которые дополняют жизнь семьи: работа, дом, автомобиль.
Песок — мелочи, все остальное. Что может дополнять семью.
- Если сначала наполнить банку песком. Ответы детей, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни.
И также в жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ.
- Интересно вам было строить дом, создавать кластеры?
- Работать в группах?
- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?
- Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы оценить нашу работу на занятии?
Отлично, все удалось, мне было уютно и комфортно в группе - . (оранжевый, розовый, желтый) Еще не всё мне удаётся – . (зелёный). Мне было трудно, некомфортно - . (синий).
- Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ из наших впечатлений от нашей работы. (Клеим возле дома ромашки, выбранного цвета). СЛАЙД 16.
- Ответьте на мои вопросы
- Что на свете всего дороже? Семья.
- А что значит семья?
- Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
- А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
- Ведь все мы связаны семьёй.
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!
Читайте также: