В каком смысле можно говорить о художнике философе ответ кратко

Обновлено: 08.07.2024

Из схемы древа философии видно, что философия стыкуется с другими отраслями культуры. Для того чтобы более точно ответить на вопрос, что такое философия, кроме науки надо сопоставить ее с искусством, религией, идеологией.

Философия и искусство

Если наука выражает общечеловеческую истину в общей фор­ме, философия — в обобщенной форме истину индивидуальную, то искусство — отрасль культуры, в которой индивидуальная ис­тина предстает в форме частного события. К искусству относят что-либо по различным критериям, одним из которых считается образность. Критерии могут меняться, основным остается инте­рес к произведению. Он означает, что индивидуальная истина создателя находит отзвук в потребителе.

Когда говорят, что искусство — мышление в образах, то это свидетельствует о том, что слова в произведениях искусства (в отличие от обыденной речи) способны порождать бесконечное количество образов и вести к обозначаемому ими.

Искусство, впрочем, скорее, создание не образов, а симво­лов, которые не всегда способен понять сам творец. Искусство также не просто мышление, в его создании преобладает действие бессознательной части духа. Мышление и образы свойственны и другим отраслям культуры. Наука тоже форма мышления, приме­няемые в ней наглядные модели — образы, и, стало быть, в ней присутствует мышление в образах. Но чем все-таки искусство от­личается от науки и философии? Произведение искусства в отли­чие от науки имеет преимущественно бессознательную природу (философия сочетает в себе сознательное и бессознательное), а символы искусства более личностны, чем научные (философия здесь занимает промежуточное положение). Искусство остается уникальным, и символы его более сложны, больше требуют при­влечения глубин бессознательного духа, чем абстрактных обоб­щений науки. Искусство позволяет проникнуть в индивидуальный духовный мир, тогда как наука занимается родовым в природе и человеке. В этом плане наука и искусство дополняют друг друга.

Тогда как Гегель стремился привести философию к виду на­уки, Шеллинг считал, что органом философии является искусст­во как творческая сила, основанная на эстетическом акте вообра­жения. Не просто объяснять, но и не изменять мир (это практи­ческая задача, которую философ выполняет не в своем качестве), а созидать в идеальной форме новый мир через интеллектуальное созерцание старого мира — вот задача философии.

Шеллинг прав, различая методы философии и искусства (да и науки, которая, как и искусство, направлена вовне, к эмпирии). Философия меньше, чем наука и искусство, скована опытом и потому ближе к духу, а ее рефлексия глубже и созидательней. Поэт может в 18 лет интуитивно прийти к тому, что философ осознает в 30 лет, а то и позже. Но осознание не менее важно, чем интуи­ция. Оно означает осмысленный подход к бытию.

Искусство — это творение нового духовного мира (в отличие от технического), а философия — определение и творение смыс­ла его. Поэтому в искусстве необходимо то, что называется вы-

мыслом, и посредством его создается живой образ, который со­поставим с автором, но живет своей жизнью. Отдельно от созда­теля живут и философские идеи в их бесплотной форме, и, воз­можно, это имел в виду Гегель, когда говорил о том, что насто­ящая философия может быть только идеализмом.

Второе требование, которому должно удовлетворять филосо­фичное произведение искусства, — изображение крайних поступ­ков или полного следования философским системам, которые как раз и становятся философскими, когда в них какая-либо точка зрения предельно заострена.

Достоевский назвал Тютчева первым поэтом-философом. Само­го Достоевского считали философом. Л.Андреев называл себя бес­сознательным философом. В чем отличительная черта художника-философа? Ответ облегчается тем, что у Достоевского, Тютчева. Андреева есть общие черты творчества, придающие ему философ­ский характер. Это внутренний подтекст, идущий изнутри произ­ведений, но не обильное цитирование модного философа и подве­дение своего произведения под чужую философскую схему.

Произведение искусства можно назвать философским, если оно на пути художественного постижения жизни доходит до глубоких обобщений. Если художник (да и вообще человек) идет от жиз­ни — этого неиссякаемого источника и формирует на основе ее постижения собственный оригинальный взгляд на мир — он фи­лософ.

Есть произведения искусства, в которых, казалось бы, начисто отсутствует философия, но которые своей искренностью, обна­женностью снимают накипь с души, обнажают ее и делают более восприимчивой к проникновению в глубинные тайны бытия. Напротив, порой произведения искусства напичканы философи­ей, но она здесь чужеродное тело. Она утомляет, поскольку спе­циалист видит в ней неудобоваримую мешанину, а обычному чи­тателю она неинтересна. Иногда, однако, заимствование явно, но

настолько удачно вплетено в ткань художественного произведе­ния, что представляется оригинальным.

Итак, искусство философично, когда создаваемый им новый жи­вой мир начинает жить своими оригинальными философскими про­блемами.

Философия и религия

Смерть — тайна из тайн. Как родовому существу, человеку про­тивостоит природа (все люди объединяются для борьбы с ней), как социальному существу — общество (группы людей противо­стоят друг другу), и, наконец, как индивиду, человеку противо­стоит смерть (каждый встречает ее один на один). Люди делятся на верующих в вечность своего Я, неверующих и сомневающихся. Различные философские системы вращаются вокруг этих вопро­сов. История философии — это совокупность аргументов за и про­тив бессмертия. Сократ сказал, что для философа смерть есть на­чало жизни. Для него это основополагающая проблема.

Философия рождается из противоречия между жизнью и смертью и разрешает его нахождением вечности, в форме вечной истины. Философия стремится к непреходящим ценностям. Философ ищет вечное в потоке становления и поднимает индивидуальность до вечности, творя мир вечных идей.

Почти все философские системы пронизывает тяга человека к вечности. Индийская мысль создает концепцию перевоплощения душ и Единого, Платон — мир идей, Гегель — мировой дух. Чув­ствуя свою заброшенность в мире, человек предпринимает отча­янные попытки найти место в вечности. По-видимому, и интерес к идеальному, составляющий неотъемлемую часть философство­вания, возник потому, что в идеальности духа людям почувство­вался выход за посюсторонний мир, аргумент в пользу вечного существования.

Философы всех направлений — и те, кто отрицал смерть, и те, кто считал, что о ней нечего и говорить (поскольку в тот мо-

мент, когда она наступает, нас уже нет, и, стало быть, она к нам не имеет отношения), — определяли свое отношение к данной проблеме.

Идеалисты решали проблему смерти отрицанием ее или сосре­доточением на ней. Монтень говорил, что для того, чтобы пре­одолеть страх смерти, легче перенести ее, надо привыкнуть к ней. думая о ней постоянно. Сосредоточение на проблеме смерти сти­мулирует поиски смысла жизни, что делает смерть менее страш­ной, поскольку, обретая смысл жизни, выходишь (теоретически i за ее границы.

По Платону, есть два рода бессмертия: физическое — путем деторождения и духовное — путем сохранения памяти о прекрас­ных делах и произведениях. Этому предшествуют два рода бере­менности — физическая и духовная. Отличие философа от прочих людей в том, что он не только оставляет потомство и свои произ­ведения, но пытается теоретически обосновать надежду на бес­смертие.

Философии приходится заниматься теологическими вопроса­ми, вырабатывая набор гипотез, облегчающих веру в загробную жизнь. Рационалистические традиции Платона и Декарта, в соот­ветствии с которыми только разумные суждения, как ясные и

1 Материалисты Древней Греции / Под ред. М. А.Дынника. — С. 209.

2 Монтень М. Опыты. - М; Л., 1954. - Кн. 1. - С. 103, 106.

непротиворечивые, истинны (на этом основывались и представ­ления об истинности теологических построений), разрушил Кант. Тем не менее жажда бессмертия продолжает быть стимулом по­добных изысканий.

Подлинная философия начинается с осознания фундаменталь­ной слабости человека. Даже самого сильного в этом убеждает не­избежность смерти. Если бы в этом мире все удавалось, то не было бы необходимости мучиться метафизическими проблемами. Как бы Эпикур ни советовал не думать о смерти, поскольку она не имеет отношения к живущим, ему вряд ли удастся всех убедить. Сомнение в бытии, с которого начинается философия, имеет психологической основой чувство слабости из-за смертности. Пока человек будет ощущать фундаментальную слабость, он будет фи­лософствовать.

От религии философия отличается тем, что сомнение играет большую роль в ней перманентно, хотя в философию идут для того, чтобы обрести твердую почву под ногами. Декарта обвинили в том, что, начав с сомнения во всех основаниях, он пришел к созданию системы на основаниях столь же сомнительных. Фило­софия начинается с сомнения в чужих положениях и приходит к концепции, основанной на индивидуальном духе. Теологические системы Августина и Фомы Аквинского занимают промежуточ­ное место между философией и религией, поскольку они инди­видуальны, но покоятся на внешнем авторитете.

Человек начинает философствовать, когда у него закрадыва­ются сомнения в смысле жизни, но отыскать его он во что бы то ни стало хочет. Однако если он заставит себя поверить в какой-либо вариант, то из философии перейдет в религию. Если же он вообще не интересуется смыслом жизни, то никогда не дойдет до философии.

Между философией и религией то общее, что философские истины столь же интуитивны, как догматы веры, но первые ра­ционально обоснованы, вторые — нет. Философ обязан обосно­вать с логической непротиворечивостью (но не доказать — это невозможно) то, во что он верит, и подкрепить веру разумом.

можной мистики, как Платон и Гегель, но не интересуется плотью мистики.

Связь между философскими и религиозными представлениями прослеживается четко, и совсем неудивительно, что именно в греческом политеизме сформировалась философия Платона с его миром идей, а в монотеистической христианской Европе два с лишним тысячелетия спустя появился Гегель с единой Абсолют­ной Идеей.

Философия и идеология

1 Пути и дилеммы современной философской мысли в Югославии / Под ред. С.Бракович. - М., 1974. — С. 109.

Философия обращается ко всем и несет общечеловеческие цен­ности вне различия классов и наций. Идеология обращается к определенным слоям населения и защищает их. Когда в моду вхо­дят идеологи, с философией как любовью к мудрости, способной критически относиться к претензиям на всезнание, покончено. Как только какие-то конкретные идеи начинают вдалбливаться как единственно верные — прощай диалектика и да здравствует идеология.

Философия как синтез науки, искусства и религии

Мифологию, философию и науку в качестве трех ступеней по­знания, последовательно сменяющих друг друга, впервые пред­ставил Конт. Как три различных направления мысли, сосущество­вавшие вместе, рассматривал их Ясперс.

1 Ницше Ф. Поли. собр. соч.: В 15 т. - М., 1910. - Т. 11. - С. 196.

Наука выявляет общее, искусство творит единичное. Постро­ить мост между общим и единичным — задача философии. В ис­кусстве преобладают чувства, в науке — разум. Философия синте­зирует индивидуальный и всеобщий подходы, разум и чувства, абстрактный объективизм науки, конкретный субъективизм ис­кусства и веру религии. Поскольку философия интегрирует эти формы общественного сознания, излишне спорить о том, как постигается философская истина: с помощью интуиции и непо­средственного знания абсолютного, экстаза или научных поня­тий. Философии нужен и холодный рационализм науки, и на­строение искусства, и откровение религии.

Философия отвечает на вопросы о бытии как целом и месте в нем человека. Она опирается на синтез разума, чувства и веры, но на первом месте оказывается разум, а не вера, как в религии, или чувства, как в искусстве.

Объясняя, почему именно на Западе появилась философия и наука, Фромм пишет, что на Западе надеялись найти наивысшую истину в правильном мышлении, и поэтому мышлению придава­лось основное значение. Надеялись потому, что западный ум ра­ционален. Философия — часть общего стремления к истине, но ищет она истину рациональную, тогда как наука — эмпириче­скую, а религия — иррациональную. Философия представляет со­бой особую форму и степень рациональности. В отличие от религии она не основывается явно на вере, а в отличие от науки ее поло­жения непроверяемы эмпирически, как в естествознании, и не­доказуемы, как в математике.

Одна из задач философии — думать по преимуществу и по-новому. Думают все, но философы как бы изготавливают стерео­типы мыслей. Их можно использовать, но кто-то их первый со­здал, продумал. Здесь принципиальное различие между филосо­фией и религией, наукой и искусством, для ^которых главными остаются вера, польза и красота, а не процесс мышления и его результат.

Изолированные и предоставленные самим себе отдельные от­расли культуры засыхают, как ветви, отрезанные от ствола дере­ва — знания о главном для человека предмете — о нем самом, знания, которое в своей целостности сосредоточивается в фило­софии.

Философия наиболее чутко реагирует на изменение духа наро­да, и она же играет главенствующую роль в утверждении новой

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — Т. 1. — С. 535.

культурной парадигмы. Ныне настоятельной потребностью явля­ется синтез различных отраслей и типов культуры вокруг индиви­дуального Я в рамках мировой культуры. Ядро данного синтеза — философия.

Контрольные вопросы

1. В чем сходство и различия между философией и искусством?

2. В каком смысле можно говорить о художнике-философе?

3. В чем сходство и различия между философией и религией?

4. Как относятся философия и религия к проблеме смерти?

6. В чем сходство и различия между философией и идеологией?

7. В каком смысле можно говорить о философии как синтезе науки, искусства и религии?

8. Как связана философия с представлением о целостной гармони­чески развитой личности?

article443809.jpg

Человеческая жизнь состоит из борьбы, эмоций, преодоления проблем, решения задач разного характера, болезней и смерти. В жизни каждого человека много своеобразного общения, есть своя работа, увлечения, хобби и интересы.
А так же есть своё отношение к искусству, к живописи. Мы многое видим в кино, "по телевидению", читаем книги о живописи, смотрим видео в "YouTube", посещаем выставки, ходим в музеи. Люди любят украшать свои жилища картинами, пейзажами или портретами. Какая же философия есть в живописи? Во всякой ли живописи есть философия?
Или современный зритель просто украшает свою жизнь красивыми пейзажами, цветами или лёгкими панно. Остался ли современный художник философом, как в древние времена, или превратился в дизайнера, оформителя? Какая живопись является философской?

Живопись всегда несла в себе нечто светское или сакральное, была свободной или канонической. Философия в живописи появилась с масляными красками. Художники раньше были странствующими, кочующими по всей земле, они учились мастерству друг у друга и имели определённую степень свободы для путешествий по миру в поисках своих образов, моделей или пейзажей. Строительство Соборов наложило на живопись 15 века свой индивидуальный отпечаток. Мало кто в средние века умел читать, а вот смотреть живопись был способен каждый человек. Поэтому живопись была, как образование, как поучение, как философия. Сначала в Соборах была живопись в виде образов, как текстов из Писания. Живопись всегда была молчаливой. Но умела заставить остановиться и задуматься. Ибо любой художник умел рисовать молча, долго размышляя над своим образом, над своим портретом или картиной. Размышление, молчание перед картиной — это особая энергия, связь через картину с миром и зрителем.

Пик развития масляной живописи был в Средние века. Любое произведение живописи можно описать через слова, через вложенные символы. Это и есть философия образа.
Во все времена были и есть слабые картины, а есть сильные образы живописи, которые интересны, мудры, заставляют нас мыслить и размышлять о времени, об эпохе или о жизни.
Язык живописи способен понять каждый человек. Ибо живопись — это диалог живописца со зрителем. В основе живописи лежит сложный процесс: грунтовка, манера мазков, характер линий, процесс изготовления самой картины, её модель, образ, натурщицы или пейзаж.

В высоком мастерстве всегда присутствует и высокое вдохновение, даже некая мистика, логика и познание. В живописи важна интуиция, замысел, внутренняя сила и гуманизм художника. Каждая картина — это образ эпохи, времени, культуры или истории общества. Масляная живопись — это особое явление, она родилась в Храмах, выплывая из тьмы, раскрывая пространство света и отражая тени. В ней были свои тайные силы, свои нюансы, своя сложность и особенности.

Масляная живопись высвечивала, давала настрой, она говорила своим мистическим языком о вере, о чём-то великом, недосягаемом, о космическом и земном. Все фрески, скульптуры, витражная живопись — это своеобразная мистерия духа и ощущение волнения от необъяснимого и притягательного.

Живопись в картинах была не менее мистической. Ибо уже Рембрандт использовал свет и тень, высвечивая самое главное и важное в картине. У Рембрандта всегда три четверти картины находится во тьме, а остальное высвечивается. Вот это и есть философия.

Леонардо Да Винчи использовал мистику влияния картины через воздушность обволакивающей среды, которая была вокруг Джоконды. И не законы гармонии были главными в живописи, а процесс письма каждого индивидуального художника. Этюды, рисунки, наброски, лишь потом образ, сюжет, построение, воплощение замысла и внутренний разговор с картиной, со зрителем через неё.

Художником движет не разум, а некоторая внешняя воля, дух, незримая материя, порыв, подсознание, стихийность. Но эта стихийность всегда глубокая, она превращается в осязаемое, зримое произведение. Преодоление хаоса, напряжения в картине и создаёт новый феномен, новое философское видение, которое отражается в картине. Палитра существует для смешивания красок, для создания необычной краски, которая высветит, усилит изображаемое. Это и есть создание философского камня, собственная философия и алхимия. Масляная живопись появилась во времена Ренессанса, длилась около 500 лет.

Космос непостижим для человека, он слишком хаотичен, но художники стремились его понять и показать его значимость, его красоту и величие.

Средний мужчина Мельхиор, задумчив, погружён в себя, — это астролог. Каспар — самый старый из них, у него карта, он вычисляет путь по карте, чтобы знать, куда им идти дальше. А юноша Балтазар занимается расчётами, делает вычисления, у него в руках есть циркуль и буссоль, он вычисляет путь кометы. Юноша Балтазар всматривается в окружающий мир, возможно в руках у него рождается какая-то картина, там возникнет масляная живопись.

По некоторым предположениям, возможно, что на картине изображены Аверроэс, Аристотель и Вергилий, а они по типу размышлений различные, один из них средневековый схоласт, другой - арабский философ, а третий - старик-неоплатоник.

Вся картина — это сплав философии, художник рисует красками, создавая явление философии. Сама картина — это философия, размышление трёх человек о пути перед входом в пещеру, где находятся Мария с младенцем. Ещё усилие, ещё размышления и они смогут найти эту пещеру, прозрев, увидев внутренним зрением.

*Гёте говорит:
Мир духов рядом, дверь не на запоре,
Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него, —
Истина рядом – протяни руку.*

Единство трёх философов на картине говорит о том, что возможно быть в союзе познания, размышлений, веры и желаний знания об окружающем мире.


Живописец — это человек, который пытается изменить мир через свою живопись.
Каждый художник идёт своим путём, находит свои приёмы, высвечивая главное или усиливая цвет. Леонардо изобрёл технику сфумато, он очень много производил экспериментов с красками, смешивая их. В технике сфумато нет теней. Это особый свет, излучающий энергию. Это принятие мира целиком, без теней. Так может принимать мир только Бог. В его живописи нет контрастов: *Да или Нет*. В технике сфумато нет разделения мира на плохое и хорошее, на положительное или отрицательное. Всё едино, всё значимое. Леонардо стирает в живописи грань одномерности мира. Ему неважно кто перед вами: мужчина или женщина. Поэтому в Джоконде зрители часто видят мужчину.

Свою любимую Мону Лизу он возил везде с собой повсюду, добавляя иногда лишь один лёгкий мазок. У Леонардо немного картин, но все они очень необычные, внутри каждой есть своя загадка, свой алгоритм, своя зашифрованная тайна. Леонардо был и химиком, и алхимиком, и инженером. Но главное — он был художником, мыслителем, философом. Ибо всё что он делал, это потом находило своё значение в его живописи.
Все остальные инженерные занятия Леонардо — это подготовка к главному в его жизни - к живописи. Живопись для него была царицей и королевой всех искусств и ремёсел.

Любая картина — это познание мира, это синтез знаний о мире и о собственных способностях художника к изображению окружающего нас мира.

.
Написано, как краткое эссе по книге Максим Кантор
*Чертополох. Философия живописи*

от 28 марта 2019

Человеческая жизнь состоит из борьбы, эмоций, преодоления проблем, решения задач разного характера, болезней и смерти. В жизни каждого человека много своеобразного общения, есть своя работа, увлечения, хобби и интересы.
А так же есть своё отношение к искусству, к живописи. Мы многое видим в кино, "по телевидению", читаем книги о живописи, смотрим видео в "YouTube", посещаем выставки, ходим в музеи. Люди любят украшать свои жилища картинами, пейзажами или портретами. Какая же философия есть в живописи? Во всякой ли живописи есть философия?
Или современный зритель просто украшает свою жизнь красивыми пейзажами, цветами или лёгкими панно. Остался ли современный художник философом, как в древние времена, или превратился в дизайнера, оформителя? Какая живопись является философской?

Живопись всегда несла в себе нечто светское или сакральное, была свободной или канонической. Философия в живописи появилась с масляными красками. Художники раньше были странствующими, кочующими по всей земле, они учились мастерству друг у друга и имели определённую степень свободы для путешествий по миру в поисках своих образов, моделей или пейзажей. Строительство Соборов наложило на живопись 15 века свой индивидуальный отпечаток. Мало кто в средние века умел читать, а вот смотреть живопись был способен каждый человек. Поэтому живопись была, как образование, как поучение, как философия. Сначала в Соборах была живопись в виде образов, как текстов из Писания. Живопись всегда была молчаливой. Но умела заставить остановиться и задуматься. Ибо любой художник умел рисовать молча, долго размышляя над своим образом, над своим портретом или картиной. Размышление, молчание перед картиной — это особая энергия, связь через картину с миром и зрителем.

Пик развития масляной живописи был в Средние века. Любое произведение живописи можно описать через слова, через вложенные символы. Это и есть философия образа.
Во все времена были и есть слабые картины, а есть сильные образы живописи, которые интересны, мудры, заставляют нас мыслить и размышлять о времени, об эпохе или о жизни.
Язык живописи способен понять каждый человек. Ибо живопись — это диалог живописца со зрителем. В основе живописи лежит сложный процесс: грунтовка, манера мазков, характер линий, процесс изготовления самой картины, её модель, образ, натурщицы или пейзаж.

В высоком мастерстве всегда присутствует и высокое вдохновение, даже некая мистика, логика и познание. В живописи важна интуиция, замысел, внутренняя сила и гуманизм художника. Каждая картина — это образ эпохи, времени, культуры или истории общества. Масляная живопись — это особое явление, она родилась в Храмах, выплывая из тьмы, раскрывая пространство света и отражая тени. В ней были свои тайные силы, свои нюансы, своя сложность и особенности.

Масляная живопись высвечивала, давала настрой, она говорила своим мистическим языком о вере, о чём-то великом, недосягаемом, о космическом и земном. Все фрески, скульптуры, витражная живопись — это своеобразная мистерия духа и ощущение волнения от необъяснимого и притягательного.

Живопись в картинах была не менее мистической. Ибо уже Рембрандт использовал свет и тень, высвечивая самое главное и важное в картине. У Рембрандта всегда три четверти картины находится во тьме, а остальное высвечивается. Вот это и есть философия.

Леонардо Да Винчи использовал мистику влияния картины через воздушность обволакивающей среды, которая была вокруг Джоконды. И не законы гармонии были главными в живописи, а процесс письма каждого индивидуального художника. Этюды, рисунки, наброски, лишь потом образ, сюжет, построение, воплощение замысла и внутренний разговор с картиной, со зрителем через неё.

Художником движет не разум, а некоторая внешняя воля, дух, незримая материя, порыв, подсознание, стихийность. Но эта стихийность всегда глубокая, она превращается в осязаемое, зримое произведение. Преодоление хаоса, напряжения в картине и создаёт новый феномен, новое философское видение, которое отражается в картине. Палитра существует для смешивания красок, для создания необычной краски, которая высветит, усилит изображаемое. Это и есть создание философского камня, собственная философия и алхимия. Масляная живопись появилась во времена Ренессанса, длилась около 500 лет.

Космос непостижим для человека, он слишком хаотичен, но художники стремились его понять и показать его значимость, его красоту и величие.

Средний мужчина Мельхиор, задумчив, погружён в себя, — это астролог. Каспар — самый старый из них, у него карта, он вычисляет путь по карте, чтобы знать, куда им идти дальше. А юноша Балтазар занимается расчётами, делает вычисления, у него в руках есть циркуль и буссоль, он вычисляет путь кометы. Юноша Балтазар всматривается в окружающий мир, возможно в руках у него рождается какая-то картина, там возникнет масляная живопись.

По некоторым предположениям, возможно, что на картине изображены Аверроэс, Аристотель и Вергилий, а они по типу размышлений различные, один из них средневековый схоласт, другой - арабский философ, а третий - старик-неоплатоник.

Вся картина — это сплав философии, художник рисует красками, создавая явление философии. Сама картина — это философия, размышление трёх человек о пути перед входом в пещеру, где находятся Мария с младенцем. Ещё усилие, ещё размышления и они смогут найти эту пещеру, прозрев, увидев внутренним зрением.

*Гёте говорит:
Мир духов рядом, дверь не на запоре,
Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него, —
Истина рядом – протяни руку.*

Единство трёх философов на картине говорит о том, что возможно быть в союзе познания, размышлений, веры и желаний знания об окружающем мире.


Живописец — это человек, который пытается изменить мир через свою живопись.
Каждый художник идёт своим путём, находит свои приёмы, высвечивая главное или усиливая цвет. Леонардо изобрёл технику сфумато, он очень много производил экспериментов с красками, смешивая их. В технике сфумато нет теней. Это особый свет, излучающий энергию. Это принятие мира целиком, без теней. Так может принимать мир только Бог. В его живописи нет контрастов: *Да или Нет*. В технике сфумато нет разделения мира на плохое и хорошее, на положительное или отрицательное. Всё едино, всё значимое. Леонардо стирает в живописи грань одномерности мира. Ему неважно кто перед вами: мужчина или женщина. Поэтому в Джоконде зрители часто видят мужчину.

Свою любимую Мону Лизу он возил везде с собой повсюду, добавляя иногда лишь один лёгкий мазок. У Леонардо немного картин, но все они очень необычные, внутри каждой есть своя загадка, свой алгоритм, своя зашифрованная тайна. Леонардо был и химиком, и алхимиком, и инженером. Но главное — он был художником, мыслителем, философом. Ибо всё что он делал, это потом находило своё значение в его живописи.
Все остальные инженерные занятия Леонардо — это подготовка к главному в его жизни - к живописи. Живопись для него была царицей и королевой всех искусств и ремёсел.

Любая картина — это познание мира, это синтез знаний о мире и о собственных способностях художника к изображению окружающего нас мира.

.
Написано, как краткое эссе по книге Максим Кантор
*Чертополох. Философия живописи*

Людей, условно можно разделить на "правополушарных" (лучше развиты образное мышление, интуиция, "творческое" - и это художники) и "левополушарных" (развито логическое и рациональное - потому и философы!) И, исходя из этого - можно ли говорить о равенстве этих двух позиций: художника и философа? Думаю, что не очень.

Художник, (как принято считать), исторически конкретно и правдиво, (но особо не анализируя, и, непременно, c удовольствием и со "вкусом") - должен изображать, (т.е. "отражать") и творить мир "в образах" во всей "духовности", "чистоте" и некоем интуитивном "прозрении"…

И творчество для него - и есть высший Божественный дар, заключающийся в служении добру, возвышению человека и природы. И, художник, глядя на мир, (на "объект отражения") с его личностно-эмоциональ­ ным компонентом, создает произведение искусства, способное вдохновить зрителя и наполнить его сердце - красотой, радостью и любовью к жизни. И для него (как некоего "субъекта" мыслительной деятельности), этим "объектом" и будет его индивидуальное эмоциональное отношение к этим явлениям, а также его чувства и пережива­ния, связанные с ними. И эмоции, конечно, же, (в самом художнике), они, и только и они - становятся объектом восприятие и чувственного переосмысления, на которые и направляется (и осваивается) творческое мышление художника, а затем, - формируется и транслируется художественный образ - с целью определенного (художественного) воздействия, уже на психику зрителя.

Поэтому, природа искусства - всегда отражательно-выражат­ ельная и направлена, в первую очередь, на постижение "эстетического" - в самой ее дей­ствительности, т.е. это как бы "образное" освоение действительности, (где превалирует и индивидуальное, и единичное), все это - представленное в конкретных и живых образах. Поэтому, в искусстве, (в силу индивидуальной особенности восприятия мира - художником, (а оно от природы, оказывается "целостным"!), эта "целостность постижения художественных объектов" - сознательная, результатом чего, и оказыва­ются - целостные, гармоничные, и эстетически выверенные, произведения. Что и отличает искусство от других форм познавательной деятельно­сти.

Ну, а философ, же, вопрошая о "вечном"! , и всегда "выражая эпоху в "мыслях", должен создавать новые системы и концепты, ну, и - ставить "диагноз" (Кто виноват? и Что делать?) Философии вообще присуща черта, характерная для познавательной деятельности, (и это - не только "художествен­ное освоение бытия" человека, но и, окружающей его, действительности), где и эмоциональный заряд, в целом (в отличие от художника), присутствует гораздо меньше, чем в искус­стве, но превалирует, именно, "рациональный" (холодный разум).

И философия, если она, действительно и осмысливает "действительность", (как отмечал В.И. Вернадский), то является попыткой "из личности - познать "сущее", изумлять новым чувством, свежим взглядом, (что тоже сопоставимо с результатами творчества в искусстве) на окружающий нас, мир.

Можно усмотреть родственность философии и искусства, где, воспринимая и осмысливая, стремясь соединить воедино эти два начала - "вечное и мгновенное" (в этом бесконечном пути созерцания и медитации…), в некий сплав их взаимопроникновения вымысла и ассоциаций, (вплоть до слияния), тем более, что философские труды нередко обретали форму "художественную" (к примеру, у Платона, А.Камю и Ф.Ницше), а многие выда­ющиеся писатели и поэты (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский) были также и философами-мыслителя­ ми, тогда это уже можно назвать - "Философией искусства"!

Лучше быть одинаковоруким. Без заморочек с полушариями. Чего всем и желаю. (Исследования одинаковорукости проводились в СССР, сначала некоторые результаты публиковались в "Наука и жизнь", "Техника молодёжи", других изданиях, в последствии были засекречены, с развалом всего прекратились)

наверняка всем верующим знакома притча о тайной вечере, по мотивам которой создал свою знаменитейшую фреску леонардо да винчи.

фреску да винчи предположительно писал с 1495 по 1498 годы. год завершения не , поскольку сохранившихся архивов в монастыре ничтожно мало, и последней датой там выставлен 1497 год. ее заказал мастеру его начальник, герцог лодовико сфорца по желанию своей беатриче д’эсте. гербы герцога можно увидеть на люнетах, расположенных над фреской. они выполнены в виде трехаркадного потолка.

избегайте прогулок в одиночестве в малолюдных местах;

откажитесь, по возможности, от ночных передвижений, в крайнем случае, воспользуйтесь такси;

если к вам грубо обращаются по поводу якобы допущенной ошибки или делают вас объектом насмешек, не отвечайте и не поддавайтесь на провокации;

старайтесь предвидеть и избегать неприятных ситуаций;

не останавливайте, по возможности, машины автостопом и не соглашайтесь на то, чтобы вас подвозили незнакомые люди;

никогда не показывайте деньги или драгоценности, их надо держать во внутреннем кармане, в дипломате или в другом надежном месте;

не нагружайте себя свертками и пакетами, лучше всегда иметь свободу движений на тот случай, если возникнет необходимость защищаться;

если кто-либо мешает вам передвигаться, и вы не можете освободиться, обратитесь к милиционеру, позвоните в звонок на любой входной двери;

в незнакомом городе передвигайтесь с картой, которая позволит время; по той же причине побольше обращайтесь к разным людям, когда вы ищите какой-нибудь адрес, потому что единственный ответ может быть неправильным;

не показывайте слишком ясно, что вы турист; прогуливайтесь с местной газетой под мышкой, смешивайтесь с местными жителями;

будьте внимательны к подворотням и плохо освещенным углам, стараясь по возможности их избегать;

если какой-нибудь автомобилист спрашивает совета, дайте его быстро и четко или извинитесь, что вы не знаете этого места, но не вызывайтесь сопровождать незнакомого человека;

избегайте садиться в пустой автобус, а если вам все-таки приходится делать это, садитесь ближе к водителю;

когда вы передвигаетесь в городе, всегда удобно иметь в распоряжении несколько мелких монет и билетов на городской транспорт. избегайте мест большого скопления людей: рынки, толпы, очереди и т.д. именно в толпе легко столкнуться с тем, кто крадет сумки и бумажники. сами вы этого даже не заметите из-за нехватки времени. вот еще несколько советов, которые, хотя они и очевидны, полезно не забывать:

обращайтесь в учреждения для оплаты какой-либо квитанции или для продления срока действия какого-либо документа не в час пик и не в последние дни перед окончанием срока действия документа;

Читайте также: