В какой степени роман мастер и маргарита автобиографичен кратко

Обновлено: 17.05.2024

Совершенно случайно, по воле небес, героиня и мастер встретились на улицах Москвы и не смогли больше расстаться. В один миг они поняли, что созданы друг для друга и всегда любили только друг друга.

Но особенно мрачную картину являет собой литературный мир Москвы, куда попадает мастер, пытаясь опубликовать свой роман. Ту трагедию творческого и человеческого непонимания и отвержения, с которой столкнулся мастер, переживал не один раз и сам Булгаков. Возможно, именно поэтому строки романа настолько пронзительны и точны.

Своеобразной моделью литературного мира в романе является МАССОЛИТ. Автор показывает, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой многоуважаемой организации не выполняет свои непосредственные обязанности — не занимается литературным творчеством. Но зато все члены МАССОЛИТа с завидной энергией решают квартирные, продовольственные, дачные и прочие житейские проблемы. Все они — Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин — давно и твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе.

И только любовь способна возродить мастера. Его спасает Маргарита, перешедшая ради любимого на сторону темных сил — Воланда и его свиты. Тем самым автор подчеркивает, что Добро бессильно что-либо изменить в той вакханалии, которая творится в Москве. Лишь Князь Тьмы способен как-то повлиять на ситуацию.

Во-первых, Булгаков тоже имел любовницу, на которой потом женился (также, как и Мастер с Маргаритой) . Во-вторых, Булгаков тоже был отвергнут издателями (и даже сжег первый рукописный вариант романа, который он назвал "Роман о Сатане"). Но лично я не верю в то, что "МиМ" - автобиографический роман, несмотря на достаточное количество доказательств.

То, что Михаил Булгаков так же, как и Мастер в романе, испытал на себе всю "прелесть" современной ему системы: личную несвободу, несправедливые нападки, отказы печатать произведения, цензуру, давление на личность, угодливую к власти и беспощадную к неординарным талантам "литературную" критику, обывательскую ограниченность и непонимание окружающих.. . Но, как и Мастер, он не сломался и не отказался от своего творчества. Автобиографичность романа и в том, что некоторые его персонажи списаны с реальных окололитературных деятелей, слишком хорошо известных писателю. И любовная линия в романе автобиографична: Маргарита и отношения с ней Мастера - из области личной жизни писателя (прообраз Маргариты - жена Булгакова, Елена Сергеевна) .
Я думаю, что ЛЮБОЕ литературное произведение (тем более, масштаба "Мастера и Маргариты") - безусловно, ВСЕГДА автобиографично. Автор - его взгляды, убеждения, жизненные впечатления, опыт, интересы (а не только конкретные события его жизни! ) - он же всегда пронизывает собственное произведение, пропитывает его собой.

А знаете, что ещё удивительно? Произведение Булгакова — это роман с элементами автобиографии, внутри которого существует другой автобиографический роман. Сейчас объясним.

Автобиография Булгакова

Тут мы не скажем ничего, что могло бы вызвать споры. Всем хорошо известно, Михаил Афанасьевич отразил в своём произведении жизнь современной ему литературной тусовки. Все персонажи не случайны. За каждым из них скрыта либо реально существующая личность, либо литературный герой. Где-то Булгаков создал карикатуру, где-то выразил респект.

Очень может быть, что и успокоительный укол, необходимый для того, чтобы уснуть профессору Поныреву (бывшему поэту Бездомному) — это намёк на то, что сам Булгаков в молодости был морфинистом.

Роман в романе

Иешуа Га-Ноцри называет трусость главным человеческим пороком. Именно она является связующим звеном между Пилатом и Мастером. Один побоялся пойти до конца в своём желании спасти подсудимого, другой — в своём желании опубликовать роман.

Оба добровольно согласились на Покой, отказавшись от борьбы за Свет. Оба уступили собственной трусости, названной Га-Ноцри страшнейшим из пороков (кстати, Михаил Афанасьевич сам так считал, и Иешуа говорит его словами).

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Можно ли считать итоговый роман М.А. Булгакова автобиографическим?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Совершенно случайно, по воле небес, героиня и мастер встретились на улицах Москвы и не смогли больше расстаться. В один миг они поняли, что созданы друг для друга и всегда любили только друг друга.

Но особенно мрачную картину являет собой литературный мир Москвы, куда попадает мастер, пытаясь опубликовать свой роман. Ту трагедию творческого и человеческого непонимания и отвержения, с которой столкнулся мастер, переживал не один раз и сам Булгаков. Возможно, именно поэтому строки романа настолько пронзительны и точны.

Своеобразной моделью литературного мира в романе является МАССОЛИТ. Автор показывает, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой многоуважаемой организации не выполняет свои непосредственные обязанности – не занимается литературным творчеством. Но зато все члены МАССОЛИТа с завидной энергией решают квартирные, продовольственные, дачные и прочие житейские проблемы. Все они - Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин – давно и твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе.

И только любовь способна возродить мастера. Его спасает Маргарита, перешедшая ради любимого на сторону темных сил - Воланда и его свиты. Тем самым автор подчеркивает, что Добро бессильно что-либо изменить в той вакханалии, которая творится в Москве. Лишь Князь Тьмы способен как-то повлиять на ситуацию.

Читайте также: