В какой психологической школе возникло представление о самоактуализирующейся личности

Обновлено: 06.07.2024

А. Маслоу является родоначальником гуманистического направления в психологии. Новаторство его подхода состоит в том, что он пересмотрел психоаналитическую тенденцию трактовать развитие личности как механизм приспособления к окружающей среде, а также пересмотрел поведенческую теорию, утверждающую, что личность человека - совокупность паттернов реагирования и поведенческих ролей. В гуманистическом ключе стали впоследствии развиваться идеи К. Роджерса и В. Франкла.

А. Маслоу выдвинул идею о том, что человеческое развитие - это отнюдь не стремление прийти к равновесию и покою, а напротив - это стремление нарушить равновесие через свое развитие. Именно стремление к развитию, личностному росту и самоактуализации - основа бытия человека.

Концепция А. Маслоу исходит из постулата о том, что человек - изначально хорош по природе, и основная его задача - это усложнение своей организации через собственное развитие.

А. Маслоу писал о том, что в психологии важно исследовать психически здоровых и выдающихся людей, только так можно познать возможности человеческого развития.

Данное исследование позднее оформилось в самостоятельную концепцию об иерархии потребностей человека, в которой он выделяет пирамиду потребностей:

  • физиологические потребности
  • потребности в безопасности
  • социальные потребности
  • потребность в уважении
  • потребность в самовыражении

Однако позднее данная концепция была подвергнута критике за свою иерархичность, и сам А. Маслоу впоследствии отказался от идеи жесткой закрепленности уровней, приняв идею о том, что потребности более высокого уровня могут быть более актуальными, даже когда потребности базового уровня находятся в дефиците.

Отказавшись от идеи иерархичности, А. Маслоу просто разделил выделенные потребности на два класса, определив таким образом два уровня существования человека:

  • бытийный, ориентированный на развитие и самоактуализацию
  • дефициентный, ориентированный на удовлетворение базовых потребностей

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие термина самоактуализация

Само понятие “самоактуализация” отражает процесс актуализации возможностей человека. Это реализация действий, которые направлены на то, чтобы человек мог делать еще лучше то, что он уже умеет или хотел бы научиться делать настолько хорошо, насколько он может это делать.

По мнению автора концепции, люди, находящиеся на пути самоактуализации непременно вовлечены в какую-то свою деятельность, которая является большей, чем они сами. Это не просто деятельность, которой человек посвящает какое-то отведенное время, это сама его жизнь, своего рода призвание. Это дело является отражением предельных бытийных ценностей: истина, красота, добро, совершенство, простота. Эти ценности составляют систему метапотребностей человека. А. Маслоу вводит понятие метамотивации, как раз-таки отражающей стремление человека удовлетворение этих метапотребностей через саморазвитие и самоактуализацию.

Поэтому самоактуализация очень тесно связана с процессом самопознания и постепенного развития. Это не что-то, происходящее вмиг или являющееся какой-то конечной целью. Это именно процесс, постепенный процесс реализации наших возможностей.

Основные характеристики самоактуализирующейся личности:

  1. Толерантность к множественности выбора, умение делать выбор. Самоактуализация неразрывно связана с опытом множественного выбора: либо движение в сторону развития и бытийных ценностей, либо движение к спокойствию и безопасности в сторону дефицитных ценностей. И в этом плане, движение в сторону самоактуализации - это движение в сторону ценностей роста.
  2. Возможность самоактуализации - это возможность прислушиваться к внутреннему голосу. Человек изначально не чистая доска, а это уже изначальный минимум со своими индивидуальными особенностями, характеристиками и чертами. Но в течение жизни они трансформируются в результате воспитания, социализации и т.д. Однако уметь прислушаться к самому себе, услышать свое Я - это важная черта самоактуализирующейся личности.
  3. Полнота переживаний разных событий жизни: стремление открываться как хорошим, так и плохим событиям, именно в полноте переживаний человек раскрывает свои потенциальные возможности и бытийные ценности.
  4. Умение взять на себя ответственность: за собственное мнение, поступки, принятие решений.
  5. Стремление к аутентичности: не бояться критики других людей, принятие своих реакций и поведения

Понятие психологического здоровья в рамках концепции Маслоу

Как уже было отмечено ранее, по А. Маслоу, человек изначально по своей природе здоров, хорош и открыт к своему собственному развитию. Но на пути его дальнейшего развития у него могут встречаться сложности, препятствующие этому развитию.

Именно уход от самоактуализации, в рамках данной концепции, и расценивается как психологическое нездоровье. Как отмечает А. Маслоу, невротическая личность - это личность, отказавшаяся от процесса самоактуализации и испытывающая неудовлетворение от этого.

Уход от самоактуализации происходит в результате нарушения баланса идентификации и отчуждения. Дело в том, что для реализации наших способностей и возможностей нам необходимо общество и другие люди. Только в обществе мы имеем возможность самоактуализироваться. Но само общество, в свою очередь, также препятствует раскрытию нашей индивидуальности: склоняя к конформности, шаблонности, унификации и т.д. И в такой ситуации человек может отказаться от пути самоактуализации, уйдя в невроз.

С другой стороны, человек может уйти в полное отчуждение общества и полную идентификацию со своей индивидуальностью, это тоже отражение патологических процессов: ни в том, ни в другом случае человек не реализует свои способности полностью.

Оптимальным соотношением механизмов отчуждения и идентификации, по А. Маслоу, является следующее: идентификация с другими людьми, умение выстраивать контакты с ними, и отчуждение от своего внутреннего мира (освобождение от иллюзий, смешанных представлений о себе) и стремление к самосознанию.

Еще одним механизмом, нарушающим процесс самоактуализации, и как следствие формирующим, процесс патологии является механизм психологической защиты. Как пишет автор, защиты блокируют развитие, не давая возможности полно переживать определенные события в жизни, преграждая путь к освобождению от иллюзий и т.д.

Личность должна освободиться от своих защит и принять свою аутентичность. В отличие от психоанализа, в котором психологическая защита является механизмом, помогающим личности, теории А. Маслоу, это механизм, тормозящий ее развитие.

Для того, чтобы оказать личности реальную помощь в развитии, и управлять ею, необходимо, прежде всего, ее понять. Поэтому психология управления столь важную роль отводит вопросам изучения личности.

В современной психологии сложились четыре основных теории изучения личности.

1. Психоаналитическая теория Фрейда. Она полагает, что на формирование личности влияют детские половые ощущения и подсознательные мотивы.

2. Теория черт. Она определяет черты личности, отвечающие за ее устойчивые модели поведения.

3. Гуманистическая теория. В ней внимание акцентируется на внутренних возможностях личности к росту и самовыражению.

4. Социально-когнитивная теория. Она рассматривает то, как личность формируется под влиянием среды и образования.

Рассмотрим названные теории, а также основанные на их базе школы изучения личности, более подробно.

Школа психоанализа основана на идеях Зигмунда Фрейда. Психоанализ как метод изучения личности, особенно мотивов поведения, до сих пор популярен в западной психологии. Из школы психоанализа вышла целая плеяда выдающихся психологов: А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг и др.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – знаменитый австрийский психолог, психиатр и невропатолог. С юности он проявлял признаки внутренней независимости и блистательного ума. Он обладал удивительной памятью, много читал. После получения медицинского образования, Фрейд занялся частной практикой, специализируясь на нервных нарушениях. Вскоре он столкнулся с нарушениями здоровья, которые не имели нейрологического характера. Поиск причин привел его не к физиологии, а к психике, и затем к подсознанию и психоанализу, которым было суждено изменить представление людей о самих себе. У Фрейда появились активные сторонники и непримиримые противники.

Фрейд установил, что внутреннее содержание мозга напоминает айсберг, большая часть которого спрятана под водой. Надводная (малая) часть – это сознание, подводная – бессознательное. Во второй части содержаться мысли, желания, чувства и воспоминания, которые человек преимущественно не осознает. Некоторые из этих мыслей хранятся временно в подсознательной области. В этом случае имеется возможность вернуть их в сознание.

В подсознании человека присутствуют, в числе прочих, неприемлемые страсти и мысли, которые подавляются или насильно блокируются сознанием, ибо являются слишком болезненными для их осознания. Фрейд считал, что хотя человек и не осознает их, они, тем не менее, влияют на него. Неосознанные импульсы выражаются в работе, которую человек выбирает, во мнениях, которых придерживается, в ежедневных привычках и эмоциональных симптомах. Подсознание незримо присутствует в мыслях и поведении человека.

Психоанализ Фрейда базируется на двух доктринах:психического детерминизма и преобладания бессознательного над сознательным.

Доктрина психического детерминизма строится на том, что в душевной жизни все взаимосвязано. Любая мысль, воспоминание, чувство или действие имеет свою причину. Каждое психическое действие возникает не спонтанно, а определяется предшествующими событиями. Понять поведение человека можно через вызывающие его причины.

Доктрина преобладания бессознательного над сознательным строится на том, что бессознательные психические процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения человека, чем сознательные. Большая часть психической жизни индивида бессознательна.

Именно здесь скрыты главные процессы и факторы, определяющие формирование и функционирование личности. Здесь находится источник психической энергии человека.

Через гипноз либо метод свободных ассоциаций (расслабленный вольный рассказ) Фрейд находил у своих пациентов психические первопричины их физиологических расстройств. Устраняя первопричины, он лечил заболевания. Например, слепота или глухота могли быть вызваны нежеланием видеть или слышать что-либо, вызывающее резкое неприятие.

Ид является первоначальной и центральной частью (основой) содержания и структуры личности. Она включает все унаследованное человеком при рождении – генетическое, природное. Ид является почти полностью бессознательным. Эго, напротив, подчиняется реальности, находится в постоянной связи с внешней средой, и вырабатывает рациональные способы общения с внешним миром. Супер-Эго составляют моральные нормы человека, определяющие приемлемость для него того или иного способа поведения. Это своеобразный внутренний судья и цензор, который проявляется в совести, самоконтроле и формировании идеалов.

Движущими силами развития личности Фрейд считал природно-инстинктивные агрессивные и сексуальные влечения. При их запрете со стороны общества, происходит вытеснение их в область бессознательного. Однако неосознанное влияние их на мысли и поведение человека сохраняется.

Оппоненты отвергли принятие идеи Фрейда о высокой роли агрессивного и сексуального в развитии личности. Фрейд завышал роль природного и принижал роль социально-осознанного выбора личности в вопросах управления своей агрессивностью и сексуальностью.

Высокая роль в формировании мотивации отводится Фрейдом детскому периоду жизни человека. Оно определяет характер и установки взрослой личности. Психотерапия заключается в том, чтобы выявить травмирующие переживания, и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных мыслительных напряжений. Для этого применяется анализ сновидений, метод свободных ассоциаций и др.

Современная психология критически оценивает многие идеи Фрейда. Но его психоаналитическая теория остается актуальной.

Школа черт личности концентрирует внимание на различии моделей поведения и сознательных мотивов в зависимости от черт характера. Существуют ли стабильные и устойчивые черты, которые лежат в основе действий человека? И если это так, то можно ли достоверно установить эти черты?

Основатель данной школы психолог Г. Олпорт описывал личность в категориях основных черт – характерного поведения и сознательных мотивов человека. Олпорт сосредоточил внимание на описании индивидуальных черт характера, а не на их объяснении.

Школа черт исследует личность в два этапа: классификация и индивидуальное описание. Сначала человек относится к какому-то типу по характеру. Затем он рассматривается в рамках характера в совокупности своих индивидуальных черт.

Древнегреческая классификация характеров активно используется и сегодня. Наряду с этим, современная психология предлагает и другие типологии характеров.

Популярно деление характеров на сильные (тип А) и слабые (тип Б) натуры.

Психолог Д. Каган делит характеры также на два типа: смело-раскрепощенные и стеснительно-зажатые.

Психолог У. Шелдон классифицирует типы характеров в зависимости от конституции тела человека: полные (с избыточным весом)– спокойные и веселые; мускулистые (супермены) – деловые и сильные; худощавые (подтянутые) – активные и уединенные.

Одной из популярных сегодня, особенно в вопросах профессиональной деятельности, является методика классификации Карла Юнга по двум типам личности: мыслящая и чувствующая натуры. Первая предпочитает логику, хорошо анализирует, заботится о каче-стве информации. Чувствующая натура предпочитает оценивать ситуации и людей на основе эмоций и интуиции, считая главными профессиональными качествами тактичность и уважительность в деловых отношениях.

Британские психологи Ганс Айзенк и Сибил Айзенк считают, что можно сократить обычные индивидуальные вариации до
2-3 генетически обусловленных измерений. Они включают направленность личности (экстраверт – интроверт) и эмоциональную устойчивость (стабильный – нестабильный).

На основании разработок Айзенков, с добавлением четырех типов темперамента, создается карта личности (рисунок 3.4).

С помощью многоуровневого опросника Г. Айзенка (приложение 16), можно установить индивидуальный вектор человека на карте личности.

Рисунок 3.4 – Карта личности

Таблица 3.1 – Большая пятерка личностных факторов

ФАКТОР Описание
1. Эмоциональная стабильность Спокойный – тревожный Уверенный – неуверенный Самоудовлетворенный – жалеющий себя
2. Экстраверсия Общительный – замкнутый Жизнерадостный – рассудительный Страстный – сдержанный
3. Открытость Мечтательный – практичный Предпочитающий: разнообразие / однотипность Независимый – конформный
4. Дружелюбие Добродушный – жестокий Доверяющий – подозрительный Готовый помочь – отчужденный
5. Сознательность или организованность Организованный – неорганизованный Скрупулезный – беспечный Дисциплинированный – импульсивный

Большая пятерка факторов – не последнее достижение в изучении личности.

Некоторые психологи предлагают добавить к пяти факторам и другие важные черты личности:

положительные – отрицательные эмоции.

Тем не менее, большая пятерка факторов пока остается наиболее эффективным методом изучения индивида в рамках школы черт личности.

Гуманистическая школа базируется на двух направлениях изучения:

клиническом (К. Роджерс) – здоровые люди устремлены к самоопределению и самоактуализации;

мотивационном (А. Маслоу) – человек действует в соответствии со своей иерархией потребностей.

Сторонники клинического учения критиковали Фрейда за его негативизм, за увлечение базовыми мотивами больных людей. Они указывали, что подавляющее большинство людей являются здоровыми.

Особое внимание психологов клинической школы привлекали здоровые, гармоничные личности, реализовавшие свой потенциал в самоактуализации. Такие личности составляют лишь 1–4 %, тем более ценен их пример.

Основная идея клинического учения – повысить эффективность современной организации можно только за счет повышения качества человеческих ресурсов. Необходимо добиться сочетания корпоративных целей организации и индивидуальных устремлений личности. А также важно помочь каждой личности найти свой путь к самоактуализации.

К. Роджерс считал, что люди по своей сущности добры и наделены стремлениями к самоактуализации. Каждый человек, подобно желудю, создан для роста и достижений, если внешние преграды не замедляют этот рост. Благотворный для личностного роста климат требует трех условий: искренности, одобрения и сопереживания.

Мотивационное учение также ставит своей конечной целью самоактуализацию личности. Однако способ достижения этого предлагается несколько иной. Опора осуществляется на потребности человека – от низших (физиологических) до высших (социальных). В иерархии потребностей Маслоу мотивационное учение ориентируется на осознание и реализацию все более высоких потребностей. Это связано с ростом и развитием личности.

Согласно Маслоу, высшая психологическая потребность возникает после того, как удовлетворены физиологические и низшие психологические потребности, и достигнуто самоуважение. Это потребность в реализации внутренних потенциалов личности.

Целью жизни является полная реализация природного потенциала. Важно быть человеком, который использует все свои способности и таланты.

В каждом человеке заложено стремление реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития своих возможностей. Однако воспитание и установленные обществом нормы нередко принуждают забыть о собственных чувствах и побуждениях, и следовать навязанным ценностям.

Из-за отмеченного противоречия личность часто развивается совсем не так, как хотелось бы. С этим связаны неудовлетворенность и аномальное поведение, которыми страдают многие, не найдя своего места в жизни.

И наоборот, люди с низкой самооценкой (даже если не видят себя неудачниками) отстают в реализации своих надежд. Они подвержены беспокойству, уязвимы для депрессии и вредных привычек.

Однако существенно завышенная самооценка тоже ведет к отрицательным последствиям. Она развивает зазнайство, усложняет взаимоотношения.

Гуманистические психологи утверждают, что оптимальной является самооценка, которая опирается на реальность, и при этом немного завышена. Это небольшое завышение выступает движущей силой развития личности. Человек стремится оправдать свою легкую иллюзию.

Психолог Джон Браун сравнивает человека со слегка завышенной самооценкой с поездом на магнитной подушке. Личность функционирует оптимально, двигаясь в непосредственной близости над рельсами (реальностью). Не слишком высоко, чтобы не соскользнуть и не разбиться (не зазнаться), но и не соприкасаясь с рельсами, чтобы не остановиться.

Однако гуманистическая школа изучения личности – это не только красивая мечта. Для психологии управления она предлагает вполне реальные механизмы воздействия. Человеку следует обеспечить мотивационное, а не административное поведение, которое дает индивиду добровольный выбор.

Сторонники этой школы (А. Бандура и др.) считают, что люди приобретают многие виды поведения на основании следующих факторов:

подражание другим людям;

умственные процессы личности;

взаимодействие с внешней средой.

При этом подчеркивается, что окружающая среда влияет на человека опосредованно. То есть он осмысливает внешние обстоятельства, оценивает и интерпретирует их в своем внутреннем мире, и только после этого реагирует соответствующим образом.

Существуют три специфических способа взаимодействия людей с окружающей средой:

1) разные люди выбирают разную среду;

2) люди индивидуально интерпретируют события, и реагируют на них;

3) личность человека влияет на осознание окружающих ситуаций, на которые он реагирует.

Важный аспект личности – ощущение личностного контроля, то есть того, как человек ощущает себя: контролирующим обстоятельства или контролируемым средой.

Сторонники социально-когнитивного направления, для оценки поведения личности в конкретной ситуации, предлагают два основных варианта:

– анализ прошлого поведения личности в подобной ситуации;

– моделирование необходимой ситуации, и наблюдение за поведением в ней личности.

Многие западные фирмы для установления перспектив карьерного продвижения менеджеров используют оценки их результатов на предыдущем месте работы. Плюс анализируют их поведение в специальных проблемно-игровых ситуациях.

Социально-когнитивная школа изучения личности базируется на том, как ситуация действует на человека, и человек на нее. Эта школа больше, чем другие, опирается на принципы обучения, познания и социального поведения, то есть на внешние факторы. Недостатком этой школы является недооценка внутреннего состояния человека, черт его личности, волевого и эмоционального мира.

Установить тип личности позволяет опросник приложения 2.

Таким образом, независимо от школы изучения личности, процесс познания является очень трудным. Увидеть надо то, что сокрыто глубоко внутри, и часто выражено в неявном виде. Причем высокая сложность заключается не только в познании других, но и в самопознании.

Итак, в современной психологии сложились четыре основных теории (школы)изучения личности: психоаналитическая; черт личности; гуманистическая; социально-когнитивная.

Школа психоанализа (психоаналитическая) основана на идеях Фрейда. Она исходит из того, что на формирование личности влияют сильные детские половые впечатления и подсознательные мотивы.

Школа черт личности определяет качества личности, отвечающие за ее устойчивые модели поведения. Школа концентрирует свое внимание на различии моделей поведения и сознательных мотивов, в зависимости от черт характера.

Гуманистическая теория (теория роста) акцентирует внимание на внутренних возможностях личности к росту и самовыражению. В данной теории изучение личности опирается на потенциал роста здоровых людей, который может быть реализован специальными методиками.


Проблема личности была и остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов. Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и применимыми для управления считаются теории трех главных школ:

Психоанализ - одно из наиболее полных учений о человеческой индивидуальности. Кратко говоря, он основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая - доктрина психического детерминизма. Она гласит, что в душевной жизни нет никакой непоследовательности. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие, даже если кажется, что оно возникло спонтанно, вызывается сознательно или бессознательно и определяется предшествующими событиями. Уметь увидеть причины, разобраться в них - значит понять действительные мотивы человека. Итак, любое психическое явление имеет под собой определенную причину.

Менеджеру теория психоанализа не предлагает конкретных методов решения тех или иных практических проблем, однако поможет понять, почему люди ведут себя так или иначе. Некорректное поведение человека или упорное его сопротивление чему-либо может быть объяснено его защитой от чего-то, несоразмерной жаждой признания или гордыней. Поведение работников не всегда логично и разумно, а сами люди не всегда могут объяснить свои импульсы и желания, поэтому менеджер должен уметь видеть, распознать и скрытые мотивы.

Американский психолог Джон Б. Уотсон (1878 - 1958) применил концепцию условного рефлекса к теории научения, утверждая, что все поведение человека можно описать двумя терминами - стимул и реакция. Стимул - это изменение внешней среды, а реакция - ответ организма на стимул.

  • 1) конкретным, опирающимся на максимально возможное информационное содержание:
  • 2) безотлагательным (Томас Уотсон-старший ввел практику выписывания чека прямо у станка во время обходов предприятия);
  • 3) система механизмов обратной связи должна работать на то, чтобы учитывать достижимость. Это значит, надо вознаграждать и малые победы;
  • 4) неосязаемым, но многозначительным вниманием со стороны высшего руководства;
  • 5) непредсказуемые, неожиданные поощрения срабатывают лучше. Малые награды чаще более эффективны, нежели большие.

Концепция позитивного и негативного научения позволяет объяснить многие поведенческие реакции, помочь менеджеру в контактах с людьми, наладить систему поощрений и наказаний.

Теории роста мы коснемся, когда будем рассматривать вопрос о мотивации. Сейчас же следует отметить вклад отечественных ученых в понимание проблем личности. В отечественной психологии существует четыре главные теории личности:

Для менеджмента имеют существенное значение и многие другие концепции отечественных исследователей личности. Так, следует отметить попытку В.А. Ядова сконструировать интегративную теорию личности, в которой объединились бы социологические, социально-психологические и общепсихологи-ческие характеристики человека. Он выдвинул и обосновал диспозиционную концепцию личности.

Истоки теорий самоактуализации

Маслоу, краеугольным камнем его построений: он рассматривает вопросы мотивации (и в том числе самоактуализацию) в контексте обшей теории личности и психотерапии, тогда как Маслоу, напротив, рассматривает личность в контексте теории мотивации (см. Arkes, Garske, 1982, p. 122). Мы рассмотрим здесь лишь мотивационный аспект теории Роджерса.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Понятия самоактуализации (К. Гольдштейн) и стремления к актуализации (К. Роджерс) занимают важное место в системах теоретических взглядов этих авторов. Вместе с тем, как уже упоминалось, разработка и теоретическое осмысление этих понятий остаются у них на довольно абстрактном уровне, так что ни в том, ни в другом случае нет достаточных оснований говорить о теории самоактуализации. То же относится и к некоторым другим авторам, также учитывавшим в своих работах факт наличия у человека стремления к самореализации.

Фундаментальную психологическую теорию самоактуализации мы встречаем в работах одного из крупнейших психологов современности, основателя и лидера гуманистического течения в западной психологии Абрахама Маслоу (1908—1970). Разрабатывая идею самоактуализации на протяжении трех десятилетий, Маслоу сделал ее краеугольным камнем не только теории личности, но и, пожалуй, целой философско-мировоззренческой системы.

Один из критиков Маслоу выделяет три основных контекста, в которых Маслоу разрабатывал идею самоактуализации: (1) самоактуализирующиеся личности; (2) пиковые переживания (peak- experiences) трансцендентных ценностей; (3) самоактуализация как процесс развития (Smith, 1974, р. 168). Мы считаем необходимым выделить даже не три, а пять переходящих друг в друга аспектов, в которых Маслоу вел изучение самоактуализации: (а) исследование са

моактуализирующихся личностей; (б) первая теория человеческой мотивации; (в) самоактуализация как процесс развития личности (вторая теория мотивации); (г) пиковые переживания как мгновения самоактуализации; (д) по ту сторону самоактуализации: теория метамотивации и ценностей бытия (третья теория мотивации). По мере перехода от одних аспектов к другим изменялся и обогащался смысл, вкладываемый Маслоу в само понятие самоактуализации. Этот процесс мы и попытаемся показать.

Исследование самоактуализирующихся личностей

1) Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.

2) Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3) Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4) Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5) Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным воздействиям извне.

6) Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

7) Свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном.

8) Пиковые переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.

9) Чувство общности с человечеством в целом.

10) Дружба с другими самоактуализирующимися людьми; узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11) Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12) Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.

14) Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15) Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со своей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

Помимо этих 15 общих характеристик, Маслоу опубликовал специальные исследования любви (Maslow, 1970 а, р. 181—202) и креативности (Maslow, 1968, р. 135—148) у самоактуализирующихся людей. Э. Шострому принадлежит интересное исследование психологического времени у самоактуализирующихся людей. По его данным, самоактуализирующиеся люди в большей степени, чем другие, ориентированы на настоящее, на здесь-и-теперь. С этим связана их большая опора на себя, а также склонность к самовыражению. Вместе с тем, прошлое и будущее интегрированы у таких людей с настоящим, присутствуют в нем, образуя его фон и придавая ему смысл

Маслоу отмечает, что более выраженная социальность и сопричастность человечеству сочетается у самоактуализирующихся людей с более ярко выраженной индивидуальностью. Для них теряют свой смысл и другие противопоставления: чувств и разума, созерцания и действия, самости и альтруизма, духовности и чувственности, обязанности и наслаждения, зрелости и непосредственности и многие другие, в том числе Оно, Я и Сверх-Я (Maslow, 1970 а, р. 178—179).

Однако с этим трудно совместить то обстоятельство, что число самоактуализирующихся людей, для которых, по мнению Маслоу, необходимо разработать новую психологию мотивации, очень невелико. Большинство же людей мотивировано в своем поведении не самоактуализацией, а мотивами более низкого уровня, описываемыми в рамках традиционных подходов. Это противоречие Маслоу разрешает в своей иерархической теории мотивации, опубликованной в 1943 году — раньше, чем исследование самоактуализирующихся личностей (1950 г.), однако уже после получения основных результатов этого исследования.

Первая теория человеческой мотивации

Эти группы потребностей образуют иерархию. Низшие потребности — начиная с физиологических — являются одновременно и более насущными. Если эти потребности не удовлетворены, вся активность направляется на их удовлетворение, остальные же потребности просто не существуют для индивида в данный момент. Когда потребности физиологического уровня удовлетворены, они перестают определять поведение; наступает очередь потребностей в безопасности и т.д. Вообще потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней.

Самоактуализация как механизм и процесс развития личности

Подробный анализ этой второй теории Маслоу и ее соотношение с подходами других авторов дает Дж. Роуэн (Rowan, 1999), обозначая две соответствующие группы мотивов как реактивные ценности дефицита и проактивные ценности изобилия. Как отмечает Дж. Роуэн, и на уровне самоактуализации мы находим не только мотивацию изобилия, но и мотивацию дефицита, как и на низших уровнях развития мотивация изобилия тоже присутствует. Движение возможно в обе стороны, оно может быть как восходящим, так и нисходящим. Достижение уровня самоактуализации и реальности Бытия не означает утраты низших мотивов — они просто становятся фоновыми, менее насущными.

Пиковые переживания. Эпизоды самоактуализации

По ту сторону самоактуализации: теория метамотивации и ценностей бытия

Критика гуманистических концепций самоактуализации

Прогресс в развитии идей Маслоу после его смерти был относительно невелик, несмотря на то, что изучение самоактуализации его последователями продолжалось. Возникло мнение, что само движение гуманистической психологии должно угаснуть с уходом его лидеров (Giorgi, 1981). Одновременно активизировалась критика в адрес различных аспектов гуманистического подхода, в том числе в адрес концепций самоактуализации. Уязвимость концепций Маслоу и Роджерса по ряду пунктов стала предметом пристального внимания (см. Smith, 1984), хотя критика в их адрес возникла одновременно с появлением этих концепций и значительная доля ее исходила и исходит от авторов, причисляющих себя или тесно примыкающих к гуманистическому направлению (Ш. Бюлер, В. Франкл, М.Б. Смит).

Э. Шостром обращает внимание на то, что многие из людей выбраны Маслоу как образцы самоактуализирующихся личностей лишь на основании их достижений на общественном поприще. В личной же жизни у них все обстояло не так блестяще: Линкольн отличался женоненавистничеством и склонностью к депрессиям, у Томаса Джефферсона было гипертрофированное самолюбие и жажда власти и т.п. (Shostrom, Knapp, 1976, р. XV—XVI). Поэтому неотъемлемой частью системы психотерапии через актуализацию, разработанной Э. Шостромом с соавторами, является формирование у клиентов, наряду со стремлением к актуализации, способности смириться со своими слабостями, ограниченностью и недоразвитостью в отдельных сферах жизнедеятельности

Переходя к теоретически уязвимым аспектам, которые критики на-ходят в самом понятии самоактуализации, в первую очередь укажем на присущую теориям самоактуализации эгоцентричную модель личности и ее развития, которая подвергается критике с самых разных позиций. Так, последователь А. Адлера X. Ансбахер утверждает, что истинная самоактуализация необходимо должна включать в свое определение содействие самоактуализации других

Специально анализирующие проблему эгоцентризма в различных теориях личности М. и Л. Уоллах называют романтической иллюзией представления Маслоу и Роджерса о том, что все будет хорошо, если только каждый получит возможность свободно актуализировать себя (Wallach M., Wallach L., 1983, р. 161, 170). М. и Л. Уоллах указывают на опасность того, что стремление индивида к самоактуализации может вступить в конфликт с интересами других и с соображениями общей пользы. Само по себе это стремление не является залогом всеобщего благополучия. Теории самоактуализации по сути закрывают глаза на все, происходящее вне индивида, не учитывая возможности столкновения его интересов с интересами других людей и социальных общностей (Там же, р. 170).

В этой связи Л. Геллер видит основную слабость теорий самоактуализации в признании вообше существования определенных конечных целей или ценностей, к реализации которых должен стремиться человек (Geller, 1984, р. 103). Он отмечает, что развитие человека многомерно — индивид не обязан стремиться к какому-то определенному типу совершенства (Там же, р. 106). Поэтому неудачу в обосновании Маслоу и Роджерсом самоактуализации как конечной цели он объясняет не слабостью теории, а неадекватностью самого замысла.

С потенциализмом неразрывно связано положение о предзаданности развития человека, о том, что сущность человека предшествует его существованию. Представители экзистенциально-феноменологической психологии характеризуют такой подход как аристотелевский, где человек наделен от рождения энтелехией, или потенцией реализовать свою человеческую сущность. Этому подходу противопоставляется рассмотрение самоактуализации как акта (точнее, серии актов) самотрансценденции индивида, в котором (которых) он творит себя; существование предшествует сущности

позволяет объяснить возникновение метапатологий социальными факторами среды, но приводит, однако, к новому противоречию: в этом случае потребности человека уже не могут рассматриваться как трансисторические и транскультурные; теория самоактуализации теряет свою универсальность (Там же, р. 66).

Логический анализ теорий Маслоу и Роджерса, осуществленный Л. Геллером (Geller, 1982), выявляет четвертый уязвимый аспект теорий самоактуализации — присутствующий в них отрыв личности от общества, утверждение о независимости развития личности от факторов социокультурного окружения (см. также Smith, 1974; Marks, 1979). В частности, С. Маркс отмечает, что социокультурные силы не обязательно воздействуют на личность в направлении, препятствующем ее самоактуализации, как считал Маслоу. Часто бывает наоборот — культура способствует самоактуализации, а сопротивление влиянию культуры будет противоречить самоактуализации. С. Маркс считает, что гуманистические психологи не в ладах с социальным детерминизмом потому, что они видят, что арсенал социальных поощрений и наказаний в современной Америке направлен скорее на подавление развития личности, чем на самоактуализацию (Marks, 1979, р. 29—30). М. и Л. Уоллах указывают на мнимый характер противоречия между детерминацией поведения внешними целями и следованием своим внутренним чувствам и желаниям; на самом деле одно невозможно без другого (Wallach M, Wallach L, 1983, р. 171).

А. Эрон усматривает в работах Маслоу воплощение одновременно двух противоречащих друг другу взглядов на природу человека (Awn, 1977) . Демократическая позиция заключается в признании автономии и свободы личности, уникальности системы ценностей каждого человека, в подчеркивании терпимости к иным взглядам как ценности самоактуализирующихся людей. Аристократическая же позиция выражается в стремлении Маслоу к иерархизации всего — идей, ценностей, людей, организаций и обществ. А. Эрон подчеркивает несовместимость демократической и аристократической ориентации в одном и том же человеке и тем самым логическую противоречивость концепции Маслоу под этим углом зрения (Там же).

Таким образом, теория самоактуализации Маслоу, при рассмотрении под углом зрения ее мировоззренческого содержания, также обнаруживает определенную внутреннюю противоречивость. Следует, правда, отметить, что эта противоречивость не вытекает из самой идеи самоактуализации как движущей силы развития личности, а характеризует конкретную форму реализации этой идеи в иерархической теории Маслоу; вытекает же она из объективных противоречий жизни американского общества 1950—60-х годов.

Можно понять ту фундаментальную методологическую ошибку, которая толкнула Маслоу, стремившегося к материалистическому объяснению духовной жизни человека, от одной крайности к другой. Сущность человека Маслоу сводит к его природе, а природу — к биологической природе. Поскольку самоактуализирующиеся личности, которых он изучал, были самодостаточными и не склонными поддаваться влиянию культурного окружения, для Маслоу осталось незамеченным, что именно социокультурный мир человека выступает как средоточие сущностных характеристик человека, которые следует искать вне комплекса свойств, характеризующих его биологическую природу.

Ответы на критику, самокритика и эволюция воззрений Маслоу

Оценить истинный масштаб Маслоу и как личности, и как мыслителя позволяет взгляд на эволюцию его воззрений за три десятилетия. В отличие от многих авторов, вполне сопоставимых с ним по 38 i Подходы к мотивации в современной психологии

степени влияния (в частности, К. Роджерса и В. Франкла), Маслоу постоянно критически пересматривал свои взгляды, обновлял их и продвигал дальше. Он внимательно относился к критике, анализировал ее причины и, не всегда соглашаясь с ней, тем не менее конструктивно использовал ее для дальнейшего развития собственных взглядов. Так, он последовательно разработал три достаточно разных теории человеческой мотивации: теорию иерархии базовых потребностей (начало 1940-х годов), теорию мотивации дефицита и мотивации роста (середина 1950-х годов) и теорию метамотивации и бытийных ценностей (конец 1960-х годов).

В данной работе особо выделена эволюция его взглядов на само-актуализацию. В теории Маслоу мы выделили пять последовательно переходящих друг в друга трактовок самоактуализации: (1) самоактуализация как высший уровень и цель развития; (2) самоактуализация как высший мотив; (3) самоактуализация как процесс развития; (4) самоактуализация как эпизод (пиковые переживания) и (5) само-актуализация как предпосылка, отправная точка Бытия. Важно отметить, что между этими пониманиями нет противоречий, движение от первой трактовки к пятой отражает лишь обогащение идеи самоактуализации, более глубокое раскрытие сущности этого явления.

Однако наиболее ярко творческая неуспокоенность Маслоу раскрывается в работах последних лет жизни, многие из которых были впервые опубликованы лишь совсем недавно, в вышедшем несколько лет назад сборнике ранее не публиковавшихся статей из его научного архива (Maslow, 1996).

Таким образом, можно выделить еще одно — шестое — понимание самоактуализации у Маслоу. Это понимание связывает ее с призванием, миссией и фактически ставит знак равенства между самоактуализацией и такими ключевыми понятиями экзистенциальной психологии как самотрансценденция (Франкл, 1990) и интенциональность (Мэй, 1997). Самоактуализация в этом шестом понимании предстает как воплощение высших ценностей в индивидуальной активности, направленной на что-то значимое в мире. Это позволяет сделать вывод о том, что эволюция взглядов Маслоу в направлении экзистенциализма в последние годы его жизни привела к существенному переосмыслению центральных понятий его теории.

Подведем итоги. Принцип самоактуализации как мотивации к развертыванию генетически заданного потенциала, заложенного в биологической природе человека, был впервые сформулирован К. Гольдштейном. К. Роджерс превратил этот принцип в этическую и мировоззренческую идею, а А. Маслоу в своих ранних работах построил на его основе развернутую теорию мотивации и личности. Принцип самоактуализации в его раннем, биологизаторском варианте встретил серьезную критику. Однако взгляды А. Маслоу не стояли на месте. В отличие от К. Роджерса, догматически отстаивавшего до конца жизни свою веру в биологическую природу добра, Маслоу прошел сложный путь трансформации теоретических воззрений, приведший его к концу жизни на позиции, близкие экзистенциальной психологии. Опровергая свои более ранние взгляды, Маслоу признал, что благоприятные условия не гарантируют личностного развития автоматически, и что самоактуализация, счастье и спасение души невозможны без осмысленного призвания в мире и направленности на высшие ценности. Категории призвания и ответственности личности стали для него центральными.

Таким образом, теория Маслоу с учетом ее эволюции оказывается весьма адекватной новой психологии и задачам нового столетия; более того, психологической науке на новом витке своего развития еще предстоит открыть для себя нового Маслоу, уже не в первый раз опередившего свое время. Можно вполне согласиться с мнением Э. Хофмана

Читайте также: