В какой помощи и поддержке школы классного руководителя психолога учителей родители нуждаются

Обновлено: 01.07.2024

Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких десятков детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Школьный психолог здесь будет выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.

Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом.

Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными ученикам

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный, распознавать – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Психодиагностическая работа — это одно из самых сложных направлений и форм деятельности практического психолога, которое требует специальной подготовки и сформированности диагностических, прогностических и организаторских умений специалиста. Психодиагностика может реализовываться как самостоятельная форма работы (психологическая экспертиза), так и входить как структурная составляющая в психокоррекцию и психологическое консультирование.

Психодиагностика предусматривает обследование психики индивида (или социально-психологических характеристик социальной группы) с помощью специальных методик с целью установления психологического диагноза.

Психологический диагноз — это описание индивидуальных особенностей психики конкретного человека (или социально-психологических особенностей конкретной социальной группы).

Для психодиагностического обследования используют психодиагностические методы, т.е. исследовательские методы психологической науки.

Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю необходимо уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:

особенности возраста обучающихся класса;

степень сформированности детского коллектива;

особенности взаимоотношений классного руководителя и обучающихся;

степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, педагог должен придерживаться следующих правил:

Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.

Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться.

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи.

Изучение личностных качеств обучающихся класса.

Изучение общих и специальных способностей класса.

Изучение уровня взаимоотношений обучающихся в коллективе.

Учет индивидуальных особенностей обучающихся при планировании и организации классных дел.

Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения обучающихся.

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции:

1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания

2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем

3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

В работе классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, необходимо следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным,систематичным. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

Немаловажно здесь содержание диагностики, которое можно свести к следующему:

 демографические данные об ученике и его семье;

 данные о здоровье и физическом развитии ребенка;

 познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);

 эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;

 направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция)

 поведение, поступки учащихся.

Кроме того, необходимо изучать и класс в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.

Как изучать учеников и класс как группу? В психологии имеется богатый арсенал методов диагностик предназначенных педагогам, однако, мы считаем, что им необходимы методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического применения методы диагностики:

Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении обучающегося и совершаемых им поступках.
Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий обучающихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности обучающихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Здесь мы предлагаем Вам использовать так называемые экспресс-методики, которые не требуют длительной сложной обработки, с использованием профессиональных психологических знаний. Методики направлены на изучение психологического климата в детском коллективе, на оценку эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения к коллективу и др.

Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли. К ним относятся графические и рисуночные темы, которые позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается. Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. В данном случае целесообразно применять проективные методики совместно и при помощи психолога. Так как д ля проведения, обработки и интерпретации результатов таких методик недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного-двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.

Классный руководитель и психолог, в первую очередь, должны обмениваться информацией, касающейся жизнедеятельности обучающихся. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ребенке. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям, не обидеть их родителей.

В каждомклассе, как правило, есть хотя бы один ученик с определенными трудностями в развитии, будь то обучение или поведение. Он и трудности, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к психологу по поводу поведения, развития или обучения такого ученика в моменты, когда возникли проблемы. Сотрудничество начинается с планирования работы в группе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.

Таким образом, совместная систематическая работа психолога и классного руководителя по всем вышеописанным направлениям способствует благоприятному развитию личности школьника и класса в целом, умению работать в команде; добиться положительной динамики в работе.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 160с: ил.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2013. – 298с.

Решетникова О. как нам разобраться со стандартами? // Школьный психолог, М.: 2017 г.

Папка пополнялась различными методиками на каждом совещании классных руководителей, причем сразу на практике отрабатывалось их использование.

Далее представлен примерный перечень содержимого папки:

Для получения обратной связи от классных руководителей по применению предложенных методик и анализа проведенной работы психолог предлагает им заполнить карту обратной связи, которая представлена ниже:

«Уважаемый классный руководитель!

Педагогом – психологом создана папка в помощь классному руководителю. С января по ноябрь 2008 года мы обеспечивали вас материалами для работы с детьми, родителями.

Вам были предложены следующие материалы:

  • психотехнические упражнения;
  • анкеты;
  • сказки;
  • формы проведения родительских собраний;
  • возрастные особенности (таблица);
  • теоретический материал по работе с отдельными категориями детей и т. д.

Я рада, если смогла помочь вам, и вы использовали эти материалы в вашей деятельности . 1.Прошу вас заполнить следующую таблицу:

Психологический материал Где использован вами

Напишите ниже, какой еще материал (тема, форма и т. д.) необходим вам для использования в вашей работе классного руководителя.

Классный руководитель ________ класса.

Проанализировав результаты опроса, психолог получает возможность узнать о целесообразности такого сопровождения классных руководителей и простроить работу с теми из них, кто в поддержке еще нуждается (ответы на второй вопрос).

Это только одно из направлений деятельности психолога , и оно приносит свои плоды, позволяет осуществлять непосредственное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

На собрании использован приведенный ниже опросник с примерами высказываний второклассников:

Родителям предлагаются листовки с высказываниями их детей, причем, записываются дословные подростковые цитаты:

« это самолюбивый, жадный человек, у него ломается характер; это человек не маленький и не большой и учащийся в школе или в институте; это ребенок, учащийся в 6-9 классе; это человек, который имеет уже чуть больше прав и учащийся в школе;

Это человек, который обладает большими правами и обязанностями, чем ребенок;

На родительском собрании родителям тоже предлагалось дать определение этому слову, а затем все их определения зачитывались. Оказалось, что подростки наиболее точны и чутки в обозначении смысла слова. Они смогли обозначить наболевшие проблемы подросткового периода, высказать пожелания, дать совет, поддержать взрослых.

А вот пример размышлений подростков 6 класса, которые позволили напечатать свои сокровенные мысли в листовках для своих родителей. Каждый родитель мог прочитать размышления одноклассников своего ребенка:

Прочтите, прислушайтесь, ведь они, наши дети, порой бывают так мудры…

«Взрослые, я хочу вам сказать…

хочу, чтобы вы были счастливы в вашей жизни.

…вы не всегда правы, дети тоже бывают правы.

…не надо сильно наказывать детей.

… прислушайтесь к ним.

…вы добрые, но иной раз вы не правы.

…нельзя заставлять детей через силу, если они не хотят этого.

…сильно не злитесь.

…не будьте к детям врагами, ведь дети – это жизнь, радость, цветы земли.

… у вас не такие проблемы, как у нас. В школе намного труднее, чем вы думаете. А некоторые ученики держатся на своей вершине, главное – не упасть в пропасть.

…во-первых, мне нравится заниматься аэробикой, во-вторых, мне нравится в школе; в-третьих, мне нелегко в школе, но мне нравятся небольшие трудности.

…почему вы нас так строго наказываете, лишаете гуляний. Ведь улица нужна, чтобы подышать воздухом. А играем в компьютер, чтобы отдохнуть. Телевизор – чтобы узнать новое. И вообще зачем нас наказывать? Не пойму.

…все взрослые когда-то были детьми и, наверное, им хотелось, чтобы их никогда не ругали, не наказывали. Вспомните свое детство и не сильно ругайте нас.

Родительское собрание в 4 классе

На родительском собрании родители услышали представление своих детей о том, что такое семья, хороший мальчик, хорошая девочка, каков ученик их класса (обобщенный портрет).

Учащиеся продолжали предложения, продиктованные психологом. В результате сложился портрет хорошего мальчика глазами девочек и портрет девочек глазами мальчиков. Учащиеся назвали ребят, которые воплощают, по их представлениям, лучшие черты.

Обобщенный портрет ученика 4 класса представлен разнообразными характеристиками. Ум и доброта занимают приоритетные позиции. Полученные портретные характеристики могут быть использованы в воспитательной работе с классом.

Присутствуя на родительском собрании, родителям нужно слышать не только мнение своего ребенка, а иметь представление о взглядах на окружающий мир, свою и взрослую жизнь других детей класса, в котором учится их ребенок. Ведь любая ситуация так или иначе отражается на каждом из детей и так или иначе влияет на него.

Зачитывание на родительском собрании размышлений учащихся по различным вопросам, в зависимости от темы, производит большое впечатление, и детские строки могут служить поводом для разговора о проблемах, тревогах, особенностях не каких-то среднестатистических детей, а именно своих, детей конкретного класса.

Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.

Помощь психолога классному руководителю в целом идет по трем направлениям:

— психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;

— коррекционная работа с классом и с отдельными учащимися.

Классный руководитель и школьный психолог должны обмениваться информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ученике. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить ученикам и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение ученика к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного школьника и класса в целом.

Собранная школьным психологом для учителя информация должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение учеников или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:

— тематических классных часов;

— индивидуальных или тематических консультаций;

Коррекционно-развивающую работу с учениками или в триаде психолог—родители—ученики психолог тоже проводит самостоятельно, а затем сообщает результаты изменения и рекомендует классному руководителю, какую работу еще нужно провести. Коррекционная работа непременно следует за диагностикой.

Сотрудничество начинается с планирования работы в классе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.

Первое направление в работе психолога и классного руководителя— диагностика . Каждый год проводятся диагностика отношения учащихся и родителей к учителям, классному руководителю, индивидуальное и групповое анкетирование учеников и их родителей. Данные из анкет заносятся в карты воспитанности каждого класса. Подсчитываются баллы у каждого ученика и у класса в целом. Сравниваются с результатами прошлого года.

Традиционно изучается готовность учащихся 4-го класса к обучению в 5-м классе, а девятиклассников — к обучению в 10-м. Проводится диагностика интересов учеников старшей школы.

Диагностика проводится по подготовке к консилиуму с целью выявления проблем в классе и возможностей их решения совместными усилиями разных специалистов школы. Но диагностика в классах проводится не только по инициативе школьного психолога, но и по просьбе классного руководителя. Бывают такие ситуации, когда и классный руководитель просит помощи в решении возникшей проблемы.

Следующее направление деятельности школьного психолога — коррекционно-развивающая работа . Классный руководитель заранее о ней информирован, если планируется ее провести с ребятами из его класса или даже с одним учеником. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по рекомендации консилиума, по просьбе классного руководителя — для решения проблем с учеником или классом в целом, для сплочения класса.

Осуществляются также психологическое сопровождение процесса адаптации учеников 1, 5 и 9-х классов (эта работа направлена на профилактику дезадаптации, на сплочение коллектива учеников), психологическая поддержка учеников 9-х и 11-х классов во время подготовки к экзаменам. Проходят групповые занятия с учениками по формированию толерантности в общении с людьми. Эта работа направлена на профилактику конфликтов, на формирование терпимости к индивидуальным особенностям людей, к их недостаткам.

Еще одно направление работы психолога — просвещение . Какую-то информацию школьный психолог сообщает ученикам и их родителям совместно с классным руководителем или предоставляет информацию только для классного руководителя.

Просвещение классных руководителей осуществляется на тематических педсоветах и заседаниях методических объединений. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.

Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя — консультирование. Его темы: особенности развития учеников, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Консультации могут быть посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на ученика и на класс в целом.

Только благодаря сотрудничеству школьного психолога и классного руководителя удается многое сделать, решая насущные проблемы мирным путем.

Почему-то родителей и учителей принято разводить по разные стороны баррикад, хотя цель у них одна — хорошее образование ребёнка. У учителей большая нагрузка: нужно готовиться к урокам, вдохновлять учеников, заполнять отчеты. Не каждый попросит помощи у родителей, но многие будут ей только рады. Сергей Галиуллин, психолог и в прошлом преподаватель профессионального колледжа, рассказывает, как родитель может помочь учителю.

Домашние задания


Как помогать. Как минимум нужно спрашивать у ребёнка, нужна ли ему помощь. Если она не нужна, можно просто контролировать результаты — проверять дневник и сделанное задание. А если что-то не получается, то нужно уточнить, с чем именно стоит помочь.

Если ребёнок откладывает задание на поздний вечер, важно настроить режим дня. Если всё время раскидывает тетради и учебники по квартире и из-за этого откладывает домашку — помочь с организацией рабочего места или режимом дня. Если вызывает проблемы задание, подключайтесь сами — в начальной школе задачи бывают хитро придуманы, но обычно не требуют особых знаний, а в средней достаточно внимательно прочитать учебник и условия задачи.

Помогать с домашкой можно вплоть до самого выпуска из школы, просто помощь из полноценной превращается в контроль или ценные советы по выполнению особо сложных задач. И эта помощь не блокирует развитие самостоятельности, ведь в ней иногда нуждаются и взрослые люди. При подготовке к ЕГЭ, например, родитель может сильно помочь морально — поддерживать ребёнка, напоминать ему, что он умеет справляться с трудностями.

Отношение к учёбе


В чём проблема. Учитель должен не только нести знания, но и вдохновлять детей. Но это сложно делать в классах из 25–30 человек. У каждого своя мотивация, и здорово, если учёба — это одна из основных ценностей. А если нет?

Как помогать. Спросите ребёнка, зачем он ходит в школу. Возможно, он ответит, что только ради общения со сверстниками. Это здорово, но мешает сидеть на уроках и слушать учителя. Если ребёнку не хватает общения, постарайтесь вместе понять, как он может его дополнительно получить. Например, предложите ему общаться с друзьями после школы, пригласите их в гости.

Спросите у ребёнка, какие уроки ему интересны. Попробуйте объяснить, что в жизни могут пригодиться знания из разных сфер. Если не получается, задайте вопрос учителю — как пробудить интерес именно к его предмету, подумайте вместе, что может заинтересовать ученика.

Отношение к учителю


В чём проблема. Чаще всего первоклассники изначально уважают учителя — он взрослый и знает что-то, чего не знают они. Но чем старше ребёнок, тем сильнее он может разочароваться в учителях и к каждому следующему приходить уже с предубеждением.


6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя

Отношение к сверстникам


В чём проблема. Со сверстниками бывает тяжело найти общий язык, особенно тем, кто мало общался с братьями-сестрами или ребятами по двору. К тому же у всех разные ценности, принесённые из семьи, и разные модели поведения: кто-то идет навстречу, кто-то вступает в прямые конфликты, кто-то замыкается в себе. Учитель должен помогать детям в разрешении конфликтов, но он не всегда успевает это сделать за 45 минут урока.

Поведение и состояние ребёнка


В чём проблема. Ребёнок может болеть или испытывать стресс из-за отношений в семье и с друзьями. Это может повлиять и на учебу, и на общение с людьми. Но учитель не может увидеть состояние каждого ученика, поэтому ответственность ложится в том числе и на родителей.


Как помогать. Если кажется, что ребёнок стал хуже спать, есть, если у него часто меняется настроение, то стоит обратить на это внимание и понаблюдать. В подростковом возрасте это нормально, а в младшем школьном скорее говорит о перенапряжении. Спрашивайте у ребёнка, что его беспокоит, старайтесь не перегружать его и чаще отдыхайте вместе. Если вы все это делаете и состояние не меняется, нужно обращаться к врачу или психологу.

Обратная связь


В чём проблема. Учитель не знает, как родители относятся к его работе, и может совершать ошибки. При этом мама и папа не всегда говорят об этом учителю сразу, а могут вспомнить свои обиды и претензии только тогда, когда ситуация накаляется. Это не улучшает ситуацию, а только заставляет учителя испытывать вину или злость.

Организация мероприятий


В чём проблема. Со многими мероприятиями справляется актив школы. Но опыт родителей иногда бесценен: они умеют то, что не по силам ученикам и учителям. К тому же классные мероприятия проще организовать вместе — актив школы не может помогать каждому классруку.

Как помогать. Поговорите с учителем и классным руководителем и узнайте план воспитательной работы на год. Если вы сможете помочь хотя бы с одним-двумя мероприятиями, это уже разгрузит учителя. Подумайте, в чём вы эксперт: можно организовать экскурсию на ваше место работы, или прочитать интересную лекцию, или просто сводить детей в мини-поход в ближайший парк.

Читайте также: