В какой формуле вы выразите диалектику гегеля а диалектику сократа платона канта кратко

Обновлено: 06.07.2024

Диалектика ( греч.. διαλεκτική - искусство спорить, рассуждать) - раздел философии, исследующий категории развития.

Материалистическая диалектика

Принципы диалектики - выходные, объективные по содержанию идеи материалистической диалектики, что наряду с законами диалектики, категориями диалектики отражают общие закономерности процесса развития предметов и явлений объективной действительности и выполняют методологическую функцию в научном и философском познании. Прежде материалистическая диалектика опирается на принцип материалистического монизма, т.е. признает, что мир, все предметы и явления имеют единую материальную основу, что материя первична и вечна, а дух вторичен. Следующий принцип - принцип единства диалектики бытия и диалектики мышления. Это означает, что материалистическая диалектика признает способность мышления человека познать этот мир, адекватно отобразить его свойства. Эти принципы являются исходными не только для материалистической диалектики, а и для современной материалистической философии в целом.

Принципами собственно диалектики можно выделить принципы всеобщей связи и всеобщего развития явлений в мире. Признание общей связи явлений в природе, общество и мышлении требует системного исследования этих явлений, в противоположность метафизическому методу, который рассматривает мир в совокупности изолированных явлений.

Признание принципа всеобщего развития означает не только признание диалектикой наличии развития в природе, обществе и мышлении, но и отражает глубинную сущность процесса движения материи как самодвижения, формообразования нового, как саморазвития материи. В познании этот принцип требует исследования предметов и явлений действительности: а) объективно, б) в движении, в) в развитии, г) в самодвижении, д) в саморазвитии, то есть через исследование противоречий этих предметов и явлений, развития этих противоречий и, таким образом, выяснение внутренних источников движения и развития. Это означает, что диалектика исходит из признания того факта, что предметы и явления имеют в своей основе противоположности, существуют за единство этих противоположностей. Обобщая можно сказать, что диалектика опирается на принцип единства и борьбы противоречий, на принципы перехода количественных изменений в качественные, на принцип отрицания отрицания. Как видим, в философском понимании этой проблемы основные законы диалектики и выступают как основополагающие, фундаментальные принципы и бытие, и осознание объективной действительности. Есть и другое понимание этой проблемы, когда с принципами включают также причинность, целостность, системность. В более широком толковании - это и принципы отражения, историзма, материального единства мира, практики, неисчерпаемости свойств материи и т.п..

Гегелева диалектика

До Гегеля логика, как правило, рассматривалась как наука о субъективных формы мышления. Гегель не отрицает существования такой формы дисциплины, ее полезности для познания, называет ее наукой об элементарных формах и законах правильного мышления - формальная логика. Гегель пытается преодолеть субъективистского толкования логических форм и даты их объективное толкование как форм живого, реального содержания, форм развития всего конкретного содержания мира и его познания. Поэтому он ставит перед логической наукой универсальное задача исследовать все общие закономерности развития познания, мышления как первоосновы всего существующего.

Гегель разделяет свою логику на объективную, в которую включает учение о бытие и сущность, и на субъективную логику - учение о понятии (внешне похожую на традиционную формальную логику, хотя это разделение и носит условный характер). Вся логика, по его мнению, имеет объективное значение, совпадает с наукой о вещах, постигаемых в мыслях.

Наука о бытии, по Гегелю, рассматривает действительность, которая дана человеку в его чувственном восприятии. Синтез чувственного восприятия происходит в деяниях, которые превращают фрагменты представлений о бытии в единую целостную действие по внесению изменений в действительность.

Наука о сущности доказывает, что действия могут строиться не только при использовании данных органов чувств. Сознательные изменения бытия могут осуществляться в результате использования понятий о чувственно не дано - сущность. Каждый предмет состоит из двух основных свойств: быть внутренне дифференцированным, составляющим из разных частей, свойств и быть целым, единым, неделимым при взаимодействии с другим предметом. Осознание факта, что предметы внутренне дифференцированные, а вместе с этим - единственные, позволяет использовать их, учитывая чувственно не данные свойства для чувственно данных изменений и, наоборот, истина заключается в том, чтобы понимать предмет как целое.

Учение Гегеля о понятии углубляло аристотелевскую теорию о форме, которая формирует иные формы. Все сущее, находится в процессе формирования еще несуществующего. Вместе с этим несуществующее находится в форме понятия в существующем в зачаточном состоянии. Поэтому владение понятием позволяет рассматривать существующее как уже несуществующее, недействительно, умирающее бытие. Действительное бытие, то, которое пробивает себе дорогу в существующем (которое определяет суть того, что есть, потому что будет) граничит с случайностью, теми условиями, обстоятельствами, которые никогда не воссоздаются, исчезнут как леса после постройки храма.

Истинное бытие всегда есть интегрирующий результат разнообразия прошлого, поэтому понятия о нем дается в форме конкретной идеи будущего.

Гегель развивает диалектическую мысль о том, что любое начало есть неразвитый результат, а результат является развитым началом. Мышление начинается с ощущения, происходит из эмпирии, но это только исходный уровень мышления, начальный этап своей деятельности. Мысли, понятия, категории, исследуются Гегелем, образуют ступени мышления, что само себя определяет.

Имеющиеся общие понятия находятся в непрерывном движении, в переходах от одних к другим вплоть до противопоставления самих себе. В противопоставлениях понятий открывается свойство мышления осуществлять переходы от одного к другому. Развитие понятий происходит путем перехода от односторонности, абстракций, бедных содержательно, к понятиям, богатых разноплановым содержанием.

Гегель рассматривает общие понятия, исторически сложившиеся в процессе познавательного развития, такие, как бытие, ничто, становление, качество, количество, предел, сущность, тождество, различие, противоположность, противоречие, необходимость, случайность, возможность и действительность подобное. Гегелю удалось доказать, что все общие понятия взаимосвязаны между собой, что они фиксируют различные степени углубления человеком понимания сущности всего существующего.

Логика Гегеля является системой, логическая конструкция и смысл его развиваются путем движения от абстрактного (бытия) к конкретному (идея). Этот метод движения логической науки представляется Гегелю движением самой объективности.

Гегелевская идея развивает сама себя по правилам диалектической триады: тезис - антитезис - синтез. Каждая логическая категория, как и каждый раздел всего курса логики, как и каждая часть философской системы, в целом развиваются триадичная порядком: бытие - сущность - понятие, чувствительность - рассудок - разум, единичное-особенное-всеобщее. Триадичность самодеятельности понятие - это принцип гегелевской философии, следует из его диалектического метода. Диалектический синтез противоположностей осуществляется либо покорением противоположных сторон, категорий третьей, высшей (причина - действие - взаимодействие), либо установлением субординации (Соподчинение).

Гегель отличал два подуровня диалектической логики: розсудкову диалектику, которая способна свести вместе и противопоставить противоположные начала, но не может их синтезировать, показать их взаимопереходы, и разумную диалектику, что умеет это сделать. Развитие последней является крупнейшим историческим достижением Гегеля. Обобщенным выражением разумной диалектики стали три основных закона: перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.

Диалектика как наука

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переход количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачках, отрицании отрицания и т. д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривает материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.

Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает непрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такая: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.

Говоря о истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже в этом Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, потому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

К. Маркс не сразу пришел к материалистической диалектики, хотя размышления о диалектике есть в его ранних работах, в подготовительных тетрадях к докторской диссертации. Разработка принципов, категорий и законов диалектики шла рядом с освоением рационального содержания и критикой идеалистической диалектики Гегеля. В чем же отличие диалектики Гегеля и диалектики Маркса?

"Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, - писал Маркс, - ведь я - материалист, а Гегель - идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод ". (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 32. С. 448.).Поэтому, по мнению К. Маркса, задача состояла в том, чтобы перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно.

Более подробно анализ противоположности диалектики Гегеля диалектике Маркса будет осуществлено в процессе рассмотрения законов и категорий диалектики. Здесь же следует особо подчеркнуть, что диалектика есть не только наукой, но и методом познания мира. Что такое метод?

В общем плане метод познавательной деятельности - это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования - субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им есть выработанные на основе этих законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.

Единство мира предполагает существование общих приемов и способов познания, общих методов. Таким общим методом и есть диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности.

Однако в истории развития философского метода, кроме диалектического, существует и другой альтернативный метод - метафизический.

Под метафизикой понимаются обучения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом.Движение и развитие метафизики возводят чаще всего к чисто количественным изменениям.

С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектики. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, наоборот, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же или отрицает развитие, или упрощает его, сводя, в частности, в круговорот. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика - во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей. считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете часто приходит к идее первотолчка.

Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими.

Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Но разложение вещей на отдельные части, классы правомерно только в ограниченных пределах, когда необходимо выделить отдельный предмет из общей связи явлений, разделить целое на части. Это необходимый и оправданный метод исследования, но за ним должен следовать второй - выявление связей и отношений, общих закономерностей и противоречий, от чего метафизика уже отказывается, неправомерно останавливаясь на полпути. Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.

Метафизика нередко проявляется в виде преувеличения момента устойчивости, покоя, что приводит к оправданию застоя, к догматизму. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания конкретности истины, т.е. зависимости от условий, времени и места. Положения, бывшие истинными для своего времени и обстоятельств, догматик превращает в неизменные догмы, якобы пригодные на все времена и для всех народов. В результате догматизм ведет к застою в научной мысли и общественной деятельности.

Кроме того, абсолютизация изменчивости, движения, отрицание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к релятивизму. Ярким примером релятивизма может служить высказывание древнегреческого философа Кратил, который говорил, что нельзя не только дважды, но и один раз ступить в одну и ту же реку. Этот философ преувеличивал изменчивость вещей, за которой терялись их относительная устойчивость, постоянство, равновесие.

Говоря о диалектике, мы определили ее прежде всего как учение о всеобщей связи явлений и их развития. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики - всеобщая связь и развитие. Поэтому следующий важный вопрос, который следует рассмотреть, это сущность принципов диалектики.

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля : закон единства и борьбы противоположностей . Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля : переход количественных изменений в качественные . Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики : закон отрицания отрицания . Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Переход ничто в бытие называется возникновением . Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение .

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

Если вы готовы к более глубокому погружению в логическую систему Гегеля, то приступайте вместе с нами к изучению главной книги Гегеля - "Науки логики" в её кратком и понятном содержании с комментариями и пояснениями.

Диалектика с юмором

Диалектика — это.

Чтобы понять хотя бы азы диалектики, вернемся к истокам и проследим основные вехи становления этого понятия. Со времен своего появления в Древней Греции оно значительно усложнилось и обогатилось новыми смыслами.

В общих чертах диалектика в философии – это теория о развитии бытия, где все закономерно и связано между собой, но при этом полно внутренних противоречий, благодаря которым и происходит развитие.

Если тяготеете к более сложным формулировкам, то вам может понравиться это определение диалектики:

Диалектика — это.

Диалектическое направление философии развивается на протяжении истории человечества с античных времен, но в философии принято выделять три основных исторических этапа.

  1. Стихийная наивная диалектика древнего мира.
  2. Идеалистическая диалектика Гегеля.
  3. Материалистическая диалектика Маркса.

Стихийная диалектика античных философов

Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что:

основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.

Искусство спора. Диалектика Сократа

Философ Сократ

Для Сократа диалектика (dialektike techne) – это такое искусство построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.

Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:

Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.

Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.

Инь и Янь

Средние века и Ренессанс (что это?) дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.

Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.

Идеалистическая диалектика Гегеля

Огромный вклад в учение о диалектике внес немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.), который считал, что в основе всего сущего лежит абсолютная идея, находящаяся в постоянном движении и развитии. Смысл эволюции в самореализации абсолютной идеи, а движущая сила этого процесса рождается из борьбы противоположностей.

Гегель выводит диалектическую триаду: тезис – антитезис – синтез

немецкий философ Георг Гегель

Любое развитие происходит по этой схеме – выдвигается тезис, но на каждый тезис найдется свой антитезис, а это неминуемо вызывает конфликт.

Синтез примиряет эти два противоположных начала, приводит их к компромиссу и гармоничному единству, вследствие чего рождается новая сущность. Так может продолжаться до бесконечности.

Ярким примером диалектической триады Гегеля является любая революция, где тезис – условия одного социального слоя, антитезис – условия другого слоя, а синтез – это рожденный в борьбе новый политический строй, вобравший в себя элементы противоборствующих начал.

Законы диалектики

Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.

    Закон перехода количественных изменений в качественные.

На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.

Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.

Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.

Пример: день и ночь образуют сутки.

Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.

Рабовладельческий строй

Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.

Материалистическая диалектика Маркса

Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в инструмент философского исследования мира, утвердив ее как метод познания и преобразования действительности.

Диалектика по Марксу

Что же такое диалектика по Марксу? Это несколько основных составляющих.

  1. Понимание мира как целостной системы.
  2. Учение об отношениях между частями целого, когда изменение свойств одной составляющей неминуемо приводит к сдвигам в других.
  3. Развития бытия рассматривается как саморазвитие, которое опирается на 3 закона диалектики Гегеля.
  4. Познание мира базируется на диалектических категориях и принципах. Категории материалистической диалектики Маркс заимствовал у Гегеля. Категории – это понятия, отражающие наиболее общие и важные отношения бытия и познания. С их помощью выражается связь явлений и вещей.
    1. Единичное и общее.
    2. Сущность и явление.
    3. Содержание и форма.
    4. Часть и целое.
    5. Причина и следствие.
    6. Необходимость и случайность.
    7. Возможность и действительность.

    Современное восприятие диалектики

    Сегодня мы понимаем диалектику как теорию развития, основанную на противоречиях всех форм бытия. Диалектическое познание мира, в котором все подвижно и изменчиво, противопоставлено метафизическому, где отдельные объекты рассматриваются в статике.

    Действительно, при всех своих слабых сторонах диалектика делает попытки выстроить элементы бытия в гармоничную целостную картину. Сегодня она служит для разрешения противоречий в науке, в основном в социологии и психологии.

    Автор статьи: Елена Румянцева

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (8)

    Не может быть в формах бытия противоречий, а всякое противоречие основывается лишь на ложности суждений.

    Философы прошлого, которые мало чем занимались кроме бумагомарания вообще были склонны усложнять простые и понятные понятия, наделять их новым смыслом, который часто существовал только в их воображении.

    Сейчас диалектика введена в качестве отдельного предмета во многих школах. Я считаю, это правильно.

    Истина в споре может родиться только тогда, когда оба спорщика способны объективно воспринимать и сопоставлять факты, если же хотя бы один из спорщиков идиот, то спор будет длиться вечно.

    Вадим: Энгельс ссылался на Гегеля (хотя и неправомерно), поэтому и сформировалось такое представление, что последний был автором этих законов. История не то чтобы сильно запутанная, но в рамки статьи не укладывалась. Упростили — каюсь. Спасибо, что уточнили.

    Правда, кроме Вас, никто ещё не покаялся, хотя это могло бы послужить началом движения к разуму.

    мальчик вадим, до тебя было десятки тысяч марксистов и не марксистов, но диалектика у них общая!ты в их компании был бы лишним.


    ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор], родилась в Древней Греции в русле развития эристики.

    В философской и общественно-политической литературе под "диалектикой" (чего-либо), как правило, понимается Диалектическое РАЗВИТИЕ (то есть – КАЧЕСТВЕННОЕ самоРАЗВИТИЕ) рассматриваемой КАТЕГОРИИ.


    Диалектика во всех своих исторических формах (см.ниже) во все времена была попыткой создания альтернативного формальному способа мышления, позволяющему порождать вероятностное (гипотетическое) знание о наступающем грядущем.


    ДИАЛЕКТИКА (А) как МЕТОД философского познания как у Гегеля, так и у Маркса суть результат диалектического взаимодействия (диалектическое третье) диалектической логики (+А) и теории познания (-А). Для справки: Терминология Диалектической ЛОГИКИ.


    Платон и Аристотель

    Содержание

    ДИАЛЕКТИКА в истории философии

    В истории философии выдвигались различные толкования ДИАЛЕКТИКИ: - как учения о вечном становлении и изменчивости бытия, развитии как единстве и борьбе противоположностей (Гераклит); - как технику диалектики (dialektike techne) - способность генерировать убедительные (правдоподобные) доводы как в пользу некого мнения так и, одновременно, против этого мнения. Мегарская школа, основываясь на эленктическом методе Зенона из Элеи, разработала эту технику. В связи с этим мегариков равно называли как диалектиками, так и эристиками (V-IV вв. до н.э. - эпоха "старшей софистики"); - искусства диалога, постижения истины путем взаимодействия мнений – МАЙЕВТИКА (Сократ); - метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей – Сократический метод (Платон); - как отожествление с силлогистикой Аристотеля - весь период от поздней античности до конца схоластики; - учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж.Бруно); - способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); - Абсолютного метода познания качественного саморазвития реальности путём анализа диалектических противоречий, выявленных в этом развитии (Г. В. Ф. Гегель - пандиалектизм и панлогизм); - всеобщего учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания и революционного преобразования реальности (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин);


    Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева и Л.Шестова.


    В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии, а также в работах Франктфуртской школы.

    По Гегелю: “Диалектика - суть само себя объясняющее ПОНЯТИЕ”. Диалектика Маркса cтала шагом ВПЕРЁД и двумя шагами НАЗАД по сравнению с диалектикой Гегеля.

    Советский же вариант диалектической логики слишком многое утратил даже по сравнению с логикой Маркса, а то, что может существовать лишь в непрерывном развитии (так как диалектика суть метод и теория качественного самоРАЗВИТИЯ), в непрерывных дискуссиях, превратил в догму: сегодня трудно найти область познания, где бы накопилось такое же количество химер…

    Позиция автора статьи

    Мне думается более точным будет следующее определение:

    “Диалектика - метод рефлексивного философского познания мироздания (реальности) путём исследования и моделирования качественного саморазвития ЗНАЧЕНИЯ и СМЫСЛА системы наиболее общих ПОНЯТИЙ (КАТЕГОРИЙ) на основе выявленных в этом движении диалектических противоречий и, как следствие, генерация исторически обусловленного мировоззрения”.


    Т.е. в ЗНАЧЕНИЕ понятия (категории) , но и его СМЫСЛ. То, что такой общепринятой формализованной теории до сих пор ещё не создано, отнюдь, не означает, что в принципе такую теорию не удастся создать!

    Диалектика как философский метод познания реальности может применяться тогда и только тогда, когда в выбранном пространственно-временном интервале реальность может считаться качественно саморазвивающейся, т.е. в этом пространственно-временном интервале аксиомой является Принцип Диалектического ТОЖДЕСТВА. Соответственно эпитет "ВСЕОБЩИЙ" относится только и только к исключительной применимости диалектики в указанном пространственно-временном интервале.


    В противном случае, если в выбранном пространственно-временном интервале реальность может считаться не изменяющейся и аксиомой является Закон тождества, то используется метафизический метод познания, основанный на формальной логике. Ни тот, ни другой метод не обладают тотальностью и не могут применяться одновременно, так как они взаимоисключают друг друга.

    DMM.JPG

    Анализ, имеющегося в рунете на удивление просто ОГРОМНОГО количества материалов (пособий, "квазиучебников", "лекций", рефератов) на тему диалектика (диалектическая логика), говорит, что в этой области господствует псевдознание и лжеучёные, которые по недомыслию продолжают пропаганду СТАЛИНИЗМА: взгляда на диалектику и диалектическую логику через призму 4-й главы "Краткого курса истории ВКП(б)".


    Сегодня в России есть только один способ понять, что такое диалектика, это чтение самих Гегеля и Маркса (всё, что написано Фридрихом Энгельсом, суть либо профанация (сильное упрощение, искажение), либо вульгарные логические ошибки!).


    Но, ОДНОВРЕМЕННО, виден потрясающий интерес молодых людей к этой сфере познания: форумы, клубы, чаты и т.п. Есть надежда, что сталинская "диалектика" - этот мракобесный дурман вместо диалектики - скоро будет выброшен в утиль.

    Сегодня диалектика среди профессионалов в России, да и во всём цивилизованном мире, является скорее объектом критики и насмешек, чем предметом серьёзных исследований (чтобы в этом убедиться полистайте изданные хотя бы за последние 10 лет российские и американские философские энциклопедические справочники).
    Почти 100 лет догматизации данного сегмента философского познания не могли пройти даром: необходим новый, чистый и не предвзятый взгляд на весь комплекс проблем, связанных с самой сутью диалектики. Думается, что пришло уже время для независимых от политической конъюнктуры попыток ревизии накопленного и строгого построения теории, начиная с фундамента. - Результат может быть получен лишь на пути "конкуренции исследовательских программ" (Имре Лакатос).

    Диалектическая логика может существовать лишь в ЕДИНСТВЕ стремления к ИСТИНЕ и БОРЬБЕ различных ПУТЕЙ её достижения.

    Диалектики Гегеля и Маркса - революция в философской логике

    Гегель пытался донести до читателя ту философскую идею, что КАТЕГОРИИ не являются фиксированными застывшими ФОРМАМИ мысли, служащими лишь для классификации, типизации МЫСЛИ, раскрываемой в СОДЕРЖАНИИ суждения. На эту сторону КАТЕГОРИЙ указал ещё Аристотель Стагирит.

    Напротив, по Гегелю, КАТЕГОРИИ это существеннейшая часть самого СОДЕРЖАНИЯ мысли, процесса качественного самоДВИЖЕНИЯ мысли в пространстве-времени. И не просто Процесса ДВИЖЕНИЯ, а Процесса качественного её саморазвития как перехода, уже содержащего в себе значительную часть СОДЕРЖАНИЯ следующей стадии мысли.

    И вот именно здесь кроется самая, быть может, значительная составляющая революции в философской логике, совершённая Гегелем и Марксом:

    - категория отражает не только ФОРМУ, но и СОДЕРЖАНИЕ мысли;

    - категория не только относит мысль, в которой она содержится, к определённому классу суждений, но содержит уже встроенный в себя ПЕРЕХОД к другой мысли, (диалектически) противоположной по СОДЕРЖАНИЮ;

    - эта противоположность принципиально не формальна и не является простым формальным отрицанием первой мысли. Следующая за исходной мыслью новая МЫСЛЬ не отметает полностью предыдущую, но содержит в себе, кроме нового содержания, существеннейшее ядро прежнего содержания исходной мысли. Таким образом, проявляющееся ПРОТИВОРЕЧИЕ является диалектическим, то есть противоречием в качественном самодвижении, саморазвитии мысли (происходит только “сдвиг” в направлении “стрелы времени” – смотри Рис.1) и не может быть сведено к формально логическому противоречию между первым и вторым суждением (мыслью);

    и, наконец, самое существенное, самое главное

    - категория, таким образом, суть стадия в диалектическом движении мысли, часть АЛГОРИТМА качественного саморазвития Общечеловеческого ПОЗНАНИЯ, Общечеловеческой практической деятельности, выраженного в предельно абстрактной форме. И, следовательно, категория как АЛГОРИТМ может быть верифицирована независимыми исследователями путём проверки достоверности указанного алгоритма .

    Откуда следует этот логический ВЫВОД? Что является Достаточным ОСНОВАНИЕМ для такого ЗАКЛЮЧЕНИЯ? Таким ОСНОВАНИЕМ является следующая совокупность ПОСЫЛОК:

    - все категории являются предельными результатами, достигнутыми в процессе Общечеловеческого ПОЗНАНИЯ и Общечеловеческой практической деятельности;

    - в отличие от других понятий (единичных и общих) категории суть предельные степени абстрагирования классов классов понятий;

    - в категориях отражены предельно необходимые этапы ПОЗНАНИЯ, которые всегда получают свою реализацию, в какой бы области деятельности не осуществлялось интеллектуальное движение по “стреле времени”, если движение доведено до своего логического конца, до получения результата;

    - многократно повторяющиеся стадии этого самодвижения уже многократно верифицированы, но не осознаны в своём всеобщем логическом ядре: “известное – не значит познанное” – Г.В.Ф.Гегель.

    Переход, например, в описании какого либо процесса развития от одной КАТЕГОРИИ к другой КАТЕГОРИИ суть не процесс перехода от одной мысли к другой, а качественное саморазвитие исходной мысли, её следующая стадия развития.

    Это качественно новая логика, по сравнению с традиционной логикой. Логика, для которой традиционная логика является лишь вспомогательным инструментом подготовки исходного Достаточного ОСНОВАНИЯ и не более того. Важнейшим элементом МЕТОДА является системный анализ процесса качественного саморазвития исследуемой категории в историческом развитии её ЗНАЧЕНИЯ и СМЫСЛА в философии, логике и науке и механизм выборки всех парадоксов - "дурных бесконечностей", встречающихся на этом ПУТИ.

    О законах диалектики


    Традиционно основными диалектическими законами считаются сформулированные Гегелем и профанированно перенесённые Фридрихом Энгельсом в марксизм следующие три принципа:


    ПЕРВЫЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ - ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и РАЗВИТИЯ объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие — взаимодействие (ЕДИНСТВО И БОРЬБА) противоположных сторон и тенденций, находящихся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Впервые сформулирован Гераклитом Эфесским и почти одновременно с ним Лао Цзы.


    ВТОРОЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ - ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ, один из законов диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития. Достигнув определенной пороговой величины (т. н. границы меры), количественные изменения объекта приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новая система. Сформулирован Г.В.Ф.Гегелем. Смотри КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО.


    ТРЕТИЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ - ОТРИЦАНИЯ-ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН, один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития. Выдвинут Г.В.Ф.Гегелем. Согласно закону ОТРИЦАНИЯ-ОТРИЦАНИЯ, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (ОТРИЦАНИЕ), превращение этой противоположности в свою противоположность (ОТРИЦАНИЕ-ОТРИЦАНИЯ) (см. также ОТРИЦАНИЕ и СНЯТИЕ).


    Не могут не прийти в голову вопросы о месте законов диалектики в структуре ФИЛОСОФИИ и о взаимосвязи между этими законами.
    1. ПЕРВЫЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ указывает источник РАЗВИТИЯ процесса (объекта). Таким источником является является ЕДИНСТВО и БОРЬБА диалектических ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, составляющих процесс (объект).
    2. ВТОРОЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ описывает характер этого РАЗВИТИЯ – характер протекания процесса (качественного изменения объекта) в результате взаимодействия ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

    А именно, РАЗВИТИЕ осуществляется через накопление количественных изменений и переход их в качественные и наоборот. Тем самым определяется направление РАЗВИТИЯ. P.S. “Почему наоборот?” - спросите Вы – Потому, что РАЗВИТИЕ – процесс существенно нелинейный. Возможны откаты назад, падения в пропасть. Малейшая флуктуация в особой точке (или как её назвал Илья Пригожин – “точка бифуркации”) разворачивает процесс в альтернативном направлении…


    3. ТРЕТИЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ указывает “конечную” точку, “цель” РАЗВИТИЯ процесса (объекта) на данном диалектическом витке. Он показывает, как видоизменится, трансформируется процесс (объект) в конце диалектического витка.

    Этот последний постулат утверждает, что процесс (объект), являясь в начале диалектического витка ОТРИЦАНИЕМ предыдущего состояния, к концу витка переходит в собственное ОТРИЦАНИЕ, то есть в ОТРИЦАНИЕ-ОТРИЦАНИЯ предыдущего состояния.

    Гегель, Маркс и Ленин считали эти законы фундаментом философии, ядром диалектики, так как они задают алгоритм, позволяющий качественно описать протекание любых диалектических процессов МИРОЗДАНИЯ, поведение любых диалектических объектов. Однако, всё оказалось значительно сложнее и не совсем так, как им тогда представлялось. Перечисленные Законы (с необходимыми поправками в них) оказались всего лишь частными, хотя и очень важными тавтологиями диалектической логики. Аксиомами диалектической логики являются совершенно другие Основные ПРИНЦИПЫ.

    Ниже приведены ссылки на две статьи Института философии РАН от 1983 и 2010 гг. соответственно. В статье А.Г.Спиркина, который прикрывается авторитетом А.Ф.Лосева, ещё что-то от диалектики осталось. В статье от 2010 г. (автор Ф.Т.Михайлов) диалектики нет совсем. Кроме того приведена весьма интересная статья Мочаловой Ирины Николаевны, к.ф.н., доцент (Санкт-Петербург).

    ДИАЛЕКТИКА - А.Ф.Лосев, А.Г.Спиркин

    Пустота содержания новейшей статьи Института философии РАН скрыта за чрезвычайной косноязычностью и вычурностью формы изложения. Написано пять страниц текста, в которых отсутствует смысл: сущность понятия так и не раскрыта, а "мантра" о тезисе и антитезисе только запутывает читателя. Если в такой солидной редколлегии проходят такие "пустышки", то вся энциклопедия вызывает большие подозрения. Слов нет: статья ОТРИЦАНИЕ-ОТРИЦАНИЯ ссылается как на первое отрицание на статью ОТРИЦАНИЕ (формально-логическое)! Институт философии РАН сдох. Жаль.

    ДИАЛЕКТИКА - Ф.Т.Михайлов

    ДИАЛЕКТИКА (греч. διαλεκτική – искусство вести беседу, спор) – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.


    Смотри статью полностью в Словарях и энциклопедиях на Академике

    ДИАЛЕКТИКА - И. H. МОЧАЛОВА


    Мочалова Ирина Николаевна, к.ф.н., доцент (Санкт-Петербург)


    ДИАЛЕКТИКА (ἡ διαλεκτικὴ sc. τέχνη, от глаг. διαλέγομαι -разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контекстах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии.


    Софисты.

    Сократ.

    Платон.

    Древняя Академия.

    Аристотель.

    Стоицизм.

    Средний платонизм.

    Неоплатонизм.

    КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО. Из "Новейшего философского словаря", Минск, 1999 г., А.А.Грицанов

    КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в "Категориях" и "Топике".


    Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос "какое?") Аристотель приписывал четыре возможных контекста:

    наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабильных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления.


    Количеству (вопрос "сколько?") - Аристотель приписывал ипостаси "множества" и "величины" в русле главной, с его точки зрения, мыслительной функции данной категории: выяснения "равенства" либо "неравенства".


    В картезианской традиции данные понятия были исключены из реестра главных философских категорий.
    Кант, применяя эти понятия в процедуре организации и классификации категорий чистого рассудка (по "количеству" суждения чистого рассудка делились на единичные, частные и общие; по "качеству" - на бесконечные, утвердительные и отрицательные), неявно обозначил наличие некоей взаимосвязи и взаимозависимости между ними.


    Гегель, трактовавший качество как определенность тождественную с бытием, а количество - как внешнюю, безразличную для бытия определенность, понимал их как некие этапы определения и самоопределения бытия.
    КАЧЕСТВО выступало у Гегеля ступенью трансформации бытия через наличное бытие к "для-себя-бытию", а количество - как ступень перехода от чистого количества через определенное количество к степени. Эксплицируя содержание категории "качество", Гегель вводит понятие "определенности" как эмпирической презентации качества, "свойства" как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений (и в этом смысле единое качество может проявляться в бесконечном ряду свойств, связанных с той или иной системой отсчета, однако, будучи внутренне обусловленными качеством, свойства открывают возможность его познания) и "границы" как феномена дифференцированности качества от других качеств.


    Аналогично содержание категории "КОЛИЧЕСТВО" уточняются посредством введения понятий "величины" (пространственной протяженности и временной длительности системы) и "числа" как непустого множества.

    Синтезом качества и количества у Гегеля выступала МЕРА.


    Гегельянизируя марксистскую парадигму миропонимания, Энгельс трансформировал учение Гегеля о противоположенности качества и количества и их синтезе в мере и придал данной схеме прочтение и статус закона "перехода количественных изменений в качественные и обратно".


    Появление и прогресс совокупности математизированных эмпирических наук, основанных на процедуре измерения количественных параметров вещей и явлений, на соотнесении и сопоставлении этих параметров с качественными характеристиками элементов бытия, сохраняет и актуализирует философскую значимость категорий "качество" и "количество".




    Post-scriptum


    Если Вас очень сильно огорчил тот факт, что ДИАЛЕКТИКА в её современном состоянии как учение и как МЕТОД практически не существует, то, при наличии СТРАСТНОГО желания, Вы можете попытаться её СОЗДАТЬ! Но путь этот очень долог и тернист. Более 30-ти лет назад автор, будучи слишком самоуверен, сделал в этом направлении первый шаг. Сегодня я уже убеждён, что прошёл лишь небольшую часть этого пути.

    Читайте также: