В какой формуле вы выразите диалектику гегеля а диалектику сократа платона канта кратко
Обновлено: 06.07.2024
Диалектика ( греч.. διαλεκτική - искусство спорить, рассуждать) - раздел философии, исследующий категории развития.
Материалистическая диалектика
Принципы диалектики - выходные, объективные по содержанию идеи материалистической диалектики, что наряду с законами диалектики, категориями диалектики отражают общие закономерности процесса развития предметов и явлений объективной действительности и выполняют методологическую функцию в научном и философском познании. Прежде материалистическая диалектика опирается на принцип материалистического монизма, т.е. признает, что мир, все предметы и явления имеют единую материальную основу, что материя первична и вечна, а дух вторичен. Следующий принцип - принцип единства диалектики бытия и диалектики мышления. Это означает, что материалистическая диалектика признает способность мышления человека познать этот мир, адекватно отобразить его свойства. Эти принципы являются исходными не только для материалистической диалектики, а и для современной материалистической философии в целом.
Принципами собственно диалектики можно выделить принципы всеобщей связи и всеобщего развития явлений в мире. Признание общей связи явлений в природе, общество и мышлении требует системного исследования этих явлений, в противоположность метафизическому методу, который рассматривает мир в совокупности изолированных явлений.
Признание принципа всеобщего развития означает не только признание диалектикой наличии развития в природе, обществе и мышлении, но и отражает глубинную сущность процесса движения материи как самодвижения, формообразования нового, как саморазвития материи. В познании этот принцип требует исследования предметов и явлений действительности: а) объективно, б) в движении, в) в развитии, г) в самодвижении, д) в саморазвитии, то есть через исследование противоречий этих предметов и явлений, развития этих противоречий и, таким образом, выяснение внутренних источников движения и развития. Это означает, что диалектика исходит из признания того факта, что предметы и явления имеют в своей основе противоположности, существуют за единство этих противоположностей. Обобщая можно сказать, что диалектика опирается на принцип единства и борьбы противоречий, на принципы перехода количественных изменений в качественные, на принцип отрицания отрицания. Как видим, в философском понимании этой проблемы основные законы диалектики и выступают как основополагающие, фундаментальные принципы и бытие, и осознание объективной действительности. Есть и другое понимание этой проблемы, когда с принципами включают также причинность, целостность, системность. В более широком толковании - это и принципы отражения, историзма, материального единства мира, практики, неисчерпаемости свойств материи и т.п..
Гегелева диалектика
До Гегеля логика, как правило, рассматривалась как наука о субъективных формы мышления. Гегель не отрицает существования такой формы дисциплины, ее полезности для познания, называет ее наукой об элементарных формах и законах правильного мышления - формальная логика. Гегель пытается преодолеть субъективистского толкования логических форм и даты их объективное толкование как форм живого, реального содержания, форм развития всего конкретного содержания мира и его познания. Поэтому он ставит перед логической наукой универсальное задача исследовать все общие закономерности развития познания, мышления как первоосновы всего существующего.
Гегель разделяет свою логику на объективную, в которую включает учение о бытие и сущность, и на субъективную логику - учение о понятии (внешне похожую на традиционную формальную логику, хотя это разделение и носит условный характер). Вся логика, по его мнению, имеет объективное значение, совпадает с наукой о вещах, постигаемых в мыслях.
Наука о бытии, по Гегелю, рассматривает действительность, которая дана человеку в его чувственном восприятии. Синтез чувственного восприятия происходит в деяниях, которые превращают фрагменты представлений о бытии в единую целостную действие по внесению изменений в действительность.
Наука о сущности доказывает, что действия могут строиться не только при использовании данных органов чувств. Сознательные изменения бытия могут осуществляться в результате использования понятий о чувственно не дано - сущность. Каждый предмет состоит из двух основных свойств: быть внутренне дифференцированным, составляющим из разных частей, свойств и быть целым, единым, неделимым при взаимодействии с другим предметом. Осознание факта, что предметы внутренне дифференцированные, а вместе с этим - единственные, позволяет использовать их, учитывая чувственно не данные свойства для чувственно данных изменений и, наоборот, истина заключается в том, чтобы понимать предмет как целое.
Учение Гегеля о понятии углубляло аристотелевскую теорию о форме, которая формирует иные формы. Все сущее, находится в процессе формирования еще несуществующего. Вместе с этим несуществующее находится в форме понятия в существующем в зачаточном состоянии. Поэтому владение понятием позволяет рассматривать существующее как уже несуществующее, недействительно, умирающее бытие. Действительное бытие, то, которое пробивает себе дорогу в существующем (которое определяет суть того, что есть, потому что будет) граничит с случайностью, теми условиями, обстоятельствами, которые никогда не воссоздаются, исчезнут как леса после постройки храма.
Истинное бытие всегда есть интегрирующий результат разнообразия прошлого, поэтому понятия о нем дается в форме конкретной идеи будущего.
Гегель развивает диалектическую мысль о том, что любое начало есть неразвитый результат, а результат является развитым началом. Мышление начинается с ощущения, происходит из эмпирии, но это только исходный уровень мышления, начальный этап своей деятельности. Мысли, понятия, категории, исследуются Гегелем, образуют ступени мышления, что само себя определяет.
Имеющиеся общие понятия находятся в непрерывном движении, в переходах от одних к другим вплоть до противопоставления самих себе. В противопоставлениях понятий открывается свойство мышления осуществлять переходы от одного к другому. Развитие понятий происходит путем перехода от односторонности, абстракций, бедных содержательно, к понятиям, богатых разноплановым содержанием.
Гегель рассматривает общие понятия, исторически сложившиеся в процессе познавательного развития, такие, как бытие, ничто, становление, качество, количество, предел, сущность, тождество, различие, противоположность, противоречие, необходимость, случайность, возможность и действительность подобное. Гегелю удалось доказать, что все общие понятия взаимосвязаны между собой, что они фиксируют различные степени углубления человеком понимания сущности всего существующего.
Логика Гегеля является системой, логическая конструкция и смысл его развиваются путем движения от абстрактного (бытия) к конкретному (идея). Этот метод движения логической науки представляется Гегелю движением самой объективности.
Гегелевская идея развивает сама себя по правилам диалектической триады: тезис - антитезис - синтез. Каждая логическая категория, как и каждый раздел всего курса логики, как и каждая часть философской системы, в целом развиваются триадичная порядком: бытие - сущность - понятие, чувствительность - рассудок - разум, единичное-особенное-всеобщее. Триадичность самодеятельности понятие - это принцип гегелевской философии, следует из его диалектического метода. Диалектический синтез противоположностей осуществляется либо покорением противоположных сторон, категорий третьей, высшей (причина - действие - взаимодействие), либо установлением субординации (Соподчинение).
Гегель отличал два подуровня диалектической логики: розсудкову диалектику, которая способна свести вместе и противопоставить противоположные начала, но не может их синтезировать, показать их взаимопереходы, и разумную диалектику, что умеет это сделать. Развитие последней является крупнейшим историческим достижением Гегеля. Обобщенным выражением разумной диалектики стали три основных закона: перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.
Диалектика как наука
Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переход количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачках, отрицании отрицания и т. д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.
Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривает материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.
Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает непрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такая: диалектика вещей определяет диалектику идей.
Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.
Говоря о истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже в этом Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.
В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, потому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом.
Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.
К. Маркс не сразу пришел к материалистической диалектики, хотя размышления о диалектике есть в его ранних работах, в подготовительных тетрадях к докторской диссертации. Разработка принципов, категорий и законов диалектики шла рядом с освоением рационального содержания и критикой идеалистической диалектики Гегеля. В чем же отличие диалектики Гегеля и диалектики Маркса?
"Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, - писал Маркс, - ведь я - материалист, а Гегель - идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод ". (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 32. С. 448.).Поэтому, по мнению К. Маркса, задача состояла в том, чтобы перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно.
Более подробно анализ противоположности диалектики Гегеля диалектике Маркса будет осуществлено в процессе рассмотрения законов и категорий диалектики. Здесь же следует особо подчеркнуть, что диалектика есть не только наукой, но и методом познания мира. Что такое метод?
В общем плане метод познавательной деятельности - это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования - субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им есть выработанные на основе этих законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.
Единство мира предполагает существование общих приемов и способов познания, общих методов. Таким общим методом и есть диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности.
Однако в истории развития философского метода, кроме диалектического, существует и другой альтернативный метод - метафизический.
Под метафизикой понимаются обучения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом.Движение и развитие метафизики возводят чаще всего к чисто количественным изменениям.
С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектики. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, наоборот, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же или отрицает развитие, или упрощает его, сводя, в частности, в круговорот. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика - во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей. считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете часто приходит к идее первотолчка.
Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими.
Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Но разложение вещей на отдельные части, классы правомерно только в ограниченных пределах, когда необходимо выделить отдельный предмет из общей связи явлений, разделить целое на части. Это необходимый и оправданный метод исследования, но за ним должен следовать второй - выявление связей и отношений, общих закономерностей и противоречий, от чего метафизика уже отказывается, неправомерно останавливаясь на полпути. Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.
Метафизика нередко проявляется в виде преувеличения момента устойчивости, покоя, что приводит к оправданию застоя, к догматизму. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания конкретности истины, т.е. зависимости от условий, времени и места. Положения, бывшие истинными для своего времени и обстоятельств, догматик превращает в неизменные догмы, якобы пригодные на все времена и для всех народов. В результате догматизм ведет к застою в научной мысли и общественной деятельности.
Кроме того, абсолютизация изменчивости, движения, отрицание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к релятивизму. Ярким примером релятивизма может служить высказывание древнегреческого философа Кратил, который говорил, что нельзя не только дважды, но и один раз ступить в одну и ту же реку. Этот философ преувеличивал изменчивость вещей, за которой терялись их относительная устойчивость, постоянство, равновесие.
Говоря о диалектике, мы определили ее прежде всего как учение о всеобщей связи явлений и их развития. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики - всеобщая связь и развитие. Поэтому следующий важный вопрос, который следует рассмотреть, это сущность принципов диалектики.
Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.
Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез
Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.
Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.
Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:
Законы диалектики Гегеля
Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля : закон единства и борьбы противоположностей . Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.
Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля : переход количественных изменений в качественные . Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).
Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики : закон отрицания отрицания . Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.
Итак, законов диалектики Гегеля всего три:
- Закон единства и борьбы противоположносей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
Книги Гегеля о диалектике
Переход ничто в бытие называется возникновением . Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение .
Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.
* * *
Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.
Если вы готовы к более глубокому погружению в логическую систему Гегеля, то приступайте вместе с нами к изучению главной книги Гегеля - "Науки логики" в её кратком и понятном содержании с комментариями и пояснениями.
Диалектика — это.
Чтобы понять хотя бы азы диалектики, вернемся к истокам и проследим основные вехи становления этого понятия. Со времен своего появления в Древней Греции оно значительно усложнилось и обогатилось новыми смыслами.
В общих чертах диалектика в философии – это теория о развитии бытия, где все закономерно и связано между собой, но при этом полно внутренних противоречий, благодаря которым и происходит развитие.
Если тяготеете к более сложным формулировкам, то вам может понравиться это определение диалектики:
Диалектическое направление философии развивается на протяжении истории человечества с античных времен, но в философии принято выделять три основных исторических этапа.
- Стихийная наивная диалектика древнего мира.
- Идеалистическая диалектика Гегеля.
- Материалистическая диалектика Маркса.
Стихийная диалектика античных философов
Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что:
основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.
Искусство спора. Диалектика Сократа
Для Сократа диалектика (dialektike techne) – это такое искусство построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.
Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:
Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.
Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.
Средние века и Ренессанс (что это?) дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.
Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.
Идеалистическая диалектика Гегеля
Огромный вклад в учение о диалектике внес немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.), который считал, что в основе всего сущего лежит абсолютная идея, находящаяся в постоянном движении и развитии. Смысл эволюции в самореализации абсолютной идеи, а движущая сила этого процесса рождается из борьбы противоположностей.
Гегель выводит диалектическую триаду: тезис – антитезис – синтез
Любое развитие происходит по этой схеме – выдвигается тезис, но на каждый тезис найдется свой антитезис, а это неминуемо вызывает конфликт.
Синтез примиряет эти два противоположных начала, приводит их к компромиссу и гармоничному единству, вследствие чего рождается новая сущность. Так может продолжаться до бесконечности.
Ярким примером диалектической триады Гегеля является любая революция, где тезис – условия одного социального слоя, антитезис – условия другого слоя, а синтез – это рожденный в борьбе новый политический строй, вобравший в себя элементы противоборствующих начал.
Законы диалектики
Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.
-
Закон перехода количественных изменений в качественные.
На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.
Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.
Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.
Пример: день и ночь образуют сутки.
Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.
Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.
Материалистическая диалектика Маркса
Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в инструмент философского исследования мира, утвердив ее как метод познания и преобразования действительности.
Что же такое диалектика по Марксу? Это несколько основных составляющих.
- Понимание мира как целостной системы.
- Учение об отношениях между частями целого, когда изменение свойств одной составляющей неминуемо приводит к сдвигам в других.
- Развития бытия рассматривается как саморазвитие, которое опирается на 3 закона диалектики Гегеля.
- Познание мира базируется на диалектических категориях и принципах. Категории материалистической диалектики Маркс заимствовал у Гегеля. Категории – это понятия, отражающие наиболее общие и важные отношения бытия и познания. С их помощью выражается связь явлений и вещей.
- Единичное и общее.
- Сущность и явление.
- Содержание и форма.
- Часть и целое.
- Причина и следствие.
- Необходимость и случайность.
- Возможность и действительность.
Современное восприятие диалектики
Сегодня мы понимаем диалектику как теорию развития, основанную на противоречиях всех форм бытия. Диалектическое познание мира, в котором все подвижно и изменчиво, противопоставлено метафизическому, где отдельные объекты рассматриваются в статике.
Действительно, при всех своих слабых сторонах диалектика делает попытки выстроить элементы бытия в гармоничную целостную картину. Сегодня она служит для разрешения противоречий в науке, в основном в социологии и психологии.
Автор статьи: Елена Румянцева
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (8)
Не может быть в формах бытия противоречий, а всякое противоречие основывается лишь на ложности суждений.
Философы прошлого, которые мало чем занимались кроме бумагомарания вообще были склонны усложнять простые и понятные понятия, наделять их новым смыслом, который часто существовал только в их воображении.
Сейчас диалектика введена в качестве отдельного предмета во многих школах. Я считаю, это правильно.
Истина в споре может родиться только тогда, когда оба спорщика способны объективно воспринимать и сопоставлять факты, если же хотя бы один из спорщиков идиот, то спор будет длиться вечно.
Вадим: Энгельс ссылался на Гегеля (хотя и неправомерно), поэтому и сформировалось такое представление, что последний был автором этих законов. История не то чтобы сильно запутанная, но в рамки статьи не укладывалась. Упростили — каюсь. Спасибо, что уточнили.
Правда, кроме Вас, никто ещё не покаялся, хотя это могло бы послужить началом движения к разуму.
мальчик вадим, до тебя было десятки тысяч марксистов и не марксистов, но диалектика у них общая!ты в их компании был бы лишним.
ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор], родилась в Древней Греции в русле развития эристики.В философской и общественно-политической литературе под "диалектикой" (чего-либо), как правило, понимается Диалектическое РАЗВИТИЕ (то есть – КАЧЕСТВЕННОЕ самоРАЗВИТИЕ) рассматриваемой КАТЕГОРИИ.
Диалектика во всех своих исторических формах (см.ниже) во все времена была попыткой создания альтернативного формальному способа мышления, позволяющему порождать вероятностное (гипотетическое) знание о наступающем грядущем.
ДИАЛЕКТИКА (А) как МЕТОД философского познания как у Гегеля, так и у Маркса суть результат диалектического взаимодействия (диалектическое третье) диалектической логики (+А) и теории познания (-А). Для справки: Терминология Диалектической ЛОГИКИ.
Платон и Аристотель
Содержание
ДИАЛЕКТИКА в истории философии
В истории философии выдвигались различные толкования ДИАЛЕКТИКИ: - как учения о вечном становлении и изменчивости бытия, развитии как единстве и борьбе противоположностей (Гераклит); - как технику диалектики (dialektike techne) - способность генерировать убедительные (правдоподобные) доводы как в пользу некого мнения так и, одновременно, против этого мнения. Мегарская школа, основываясь на эленктическом методе Зенона из Элеи, разработала эту технику. В связи с этим мегариков равно называли как диалектиками, так и эристиками (V-IV вв. до н.э. - эпоха "старшей софистики"); - искусства диалога, постижения истины путем взаимодействия мнений – МАЙЕВТИКА (Сократ); - метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей – Сократический метод (Платон); - как отожествление с силлогистикой Аристотеля - весь период от поздней античности до конца схоластики; - учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж.Бруно); - способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); - Абсолютного метода познания качественного саморазвития реальности путём анализа диалектических противоречий, выявленных в этом развитии (Г. В. Ф. Гегель - пандиалектизм и панлогизм); - всеобщего учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания и революционного преобразования реальности (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин);
Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева и Л.Шестова.
В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии, а также в работах Франктфуртской школы.По Гегелю: “Диалектика - суть само себя объясняющее ПОНЯТИЕ”. Диалектика Маркса cтала шагом ВПЕРЁД и двумя шагами НАЗАД по сравнению с диалектикой Гегеля.
Советский же вариант диалектической логики слишком многое утратил даже по сравнению с логикой Маркса, а то, что может существовать лишь в непрерывном развитии (так как диалектика суть метод и теория качественного самоРАЗВИТИЯ), в непрерывных дискуссиях, превратил в догму: сегодня трудно найти область познания, где бы накопилось такое же количество химер…
Позиция автора статьи
Мне думается более точным будет следующее определение:
“Диалектика - метод рефлексивного философского познания мироздания (реальности) путём исследования и моделирования качественного саморазвития ЗНАЧЕНИЯ и СМЫСЛА системы наиболее общих ПОНЯТИЙ (КАТЕГОРИЙ) на основе выявленных в этом движении диалектических противоречий и, как следствие, генерация исторически обусловленного мировоззрения”.
Т.е. в ЗНАЧЕНИЕ понятия (категории) , но и его СМЫСЛ. То, что такой общепринятой формализованной теории до сих пор ещё не создано, отнюдь, не означает, что в принципе такую теорию не удастся создать!Диалектика как философский метод познания реальности может применяться тогда и только тогда, когда в выбранном пространственно-временном интервале реальность может считаться качественно саморазвивающейся, т.е. в этом пространственно-временном интервале аксиомой является Принцип Диалектического ТОЖДЕСТВА. Соответственно эпитет "ВСЕОБЩИЙ" относится только и только к исключительной применимости диалектики в указанном пространственно-временном интервале.
В противном случае, если в выбранном пространственно-временном интервале реальность может считаться не изменяющейся и аксиомой является Закон тождества, то используется метафизический метод познания, основанный на формальной логике. Ни тот, ни другой метод не обладают тотальностью и не могут применяться одновременно, так как они взаимоисключают друг друга.Анализ, имеющегося в рунете на удивление просто ОГРОМНОГО количества материалов (пособий, "квазиучебников", "лекций", рефератов) на тему диалектика (диалектическая логика), говорит, что в этой области господствует псевдознание и лжеучёные, которые по недомыслию продолжают пропаганду СТАЛИНИЗМА: взгляда на диалектику и диалектическую логику через призму 4-й главы "Краткого курса истории ВКП(б)".
Сегодня в России есть только один способ понять, что такое диалектика, это чтение самих Гегеля и Маркса (всё, что написано Фридрихом Энгельсом, суть либо профанация (сильное упрощение, искажение), либо вульгарные логические ошибки!).
Но, ОДНОВРЕМЕННО, виден потрясающий интерес молодых людей к этой сфере познания: форумы, клубы, чаты и т.п. Есть надежда, что сталинская "диалектика" - этот мракобесный дурман вместо диалектики - скоро будет выброшен в утиль.Сегодня диалектика среди профессионалов в России, да и во всём цивилизованном мире, является скорее объектом критики и насмешек, чем предметом серьёзных исследований (чтобы в этом убедиться полистайте изданные хотя бы за последние 10 лет российские и американские философские энциклопедические справочники).
Почти 100 лет догматизации данного сегмента философского познания не могли пройти даром: необходим новый, чистый и не предвзятый взгляд на весь комплекс проблем, связанных с самой сутью диалектики. Думается, что пришло уже время для независимых от политической конъюнктуры попыток ревизии накопленного и строгого построения теории, начиная с фундамента. - Результат может быть получен лишь на пути "конкуренции исследовательских программ" (Имре Лакатос).Диалектическая логика может существовать лишь в ЕДИНСТВЕ стремления к ИСТИНЕ и БОРЬБЕ различных ПУТЕЙ её достижения.
Диалектики Гегеля и Маркса - революция в философской логике
Гегель пытался донести до читателя ту философскую идею, что КАТЕГОРИИ не являются фиксированными застывшими ФОРМАМИ мысли, служащими лишь для классификации, типизации МЫСЛИ, раскрываемой в СОДЕРЖАНИИ суждения. На эту сторону КАТЕГОРИЙ указал ещё Аристотель Стагирит.
Напротив, по Гегелю, КАТЕГОРИИ это существеннейшая часть самого СОДЕРЖАНИЯ мысли, процесса качественного самоДВИЖЕНИЯ мысли в пространстве-времени. И не просто Процесса ДВИЖЕНИЯ, а Процесса качественного её саморазвития как перехода, уже содержащего в себе значительную часть СОДЕРЖАНИЯ следующей стадии мысли.
И вот именно здесь кроется самая, быть может, значительная составляющая революции в философской логике, совершённая Гегелем и Марксом:
- категория отражает не только ФОРМУ, но и СОДЕРЖАНИЕ мысли;
- категория не только относит мысль, в которой она содержится, к определённому классу суждений, но содержит уже встроенный в себя ПЕРЕХОД к другой мысли, (диалектически) противоположной по СОДЕРЖАНИЮ;
- эта противоположность принципиально не формальна и не является простым формальным отрицанием первой мысли. Следующая за исходной мыслью новая МЫСЛЬ не отметает полностью предыдущую, но содержит в себе, кроме нового содержания, существеннейшее ядро прежнего содержания исходной мысли. Таким образом, проявляющееся ПРОТИВОРЕЧИЕ является диалектическим, то есть противоречием в качественном самодвижении, саморазвитии мысли (происходит только “сдвиг” в направлении “стрелы времени” – смотри Рис.1) и не может быть сведено к формально логическому противоречию между первым и вторым суждением (мыслью);
и, наконец, самое существенное, самое главное
- категория, таким образом, суть стадия в диалектическом движении мысли, часть АЛГОРИТМА качественного саморазвития Общечеловеческого ПОЗНАНИЯ, Общечеловеческой практической деятельности, выраженного в предельно абстрактной форме. И, следовательно, категория как АЛГОРИТМ может быть верифицирована независимыми исследователями путём проверки достоверности указанного алгоритма .
Откуда следует этот логический ВЫВОД? Что является Достаточным ОСНОВАНИЕМ для такого ЗАКЛЮЧЕНИЯ? Таким ОСНОВАНИЕМ является следующая совокупность ПОСЫЛОК:
- все категории являются предельными результатами, достигнутыми в процессе Общечеловеческого ПОЗНАНИЯ и Общечеловеческой практической деятельности;
- в отличие от других понятий (единичных и общих) категории суть предельные степени абстрагирования классов классов понятий;
- в категориях отражены предельно необходимые этапы ПОЗНАНИЯ, которые всегда получают свою реализацию, в какой бы области деятельности не осуществлялось интеллектуальное движение по “стреле времени”, если движение доведено до своего логического конца, до получения результата;
- многократно повторяющиеся стадии этого самодвижения уже многократно верифицированы, но не осознаны в своём всеобщем логическом ядре: “известное – не значит познанное” – Г.В.Ф.Гегель.
Переход, например, в описании какого либо процесса развития от одной КАТЕГОРИИ к другой КАТЕГОРИИ суть не процесс перехода от одной мысли к другой, а качественное саморазвитие исходной мысли, её следующая стадия развития.
Это качественно новая логика, по сравнению с традиционной логикой. Логика, для которой традиционная логика является лишь вспомогательным инструментом подготовки исходного Достаточного ОСНОВАНИЯ и не более того. Важнейшим элементом МЕТОДА является системный анализ процесса качественного саморазвития исследуемой категории в историческом развитии её ЗНАЧЕНИЯ и СМЫСЛА в философии, логике и науке и механизм выборки всех парадоксов - "дурных бесконечностей", встречающихся на этом ПУТИ.
О законах диалектики
Традиционно основными диалектическими законами считаются сформулированные Гегелем и профанированно перенесённые Фридрихом Энгельсом в марксизм следующие три принципа:
ПЕРВЫЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ - ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и РАЗВИТИЯ объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие — взаимодействие (ЕДИНСТВО И БОРЬБА) противоположных сторон и тенденций, находящихся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Впервые сформулирован Гераклитом Эфесским и почти одновременно с ним Лао Цзы.
ВТОРОЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ - ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ, один из законов диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития. Достигнув определенной пороговой величины (т. н. границы меры), количественные изменения объекта приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новая система. Сформулирован Г.В.Ф.Гегелем. Смотри КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО.
ТРЕТИЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ - ОТРИЦАНИЯ-ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН, один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития. Выдвинут Г.В.Ф.Гегелем. Согласно закону ОТРИЦАНИЯ-ОТРИЦАНИЯ, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (ОТРИЦАНИЕ), превращение этой противоположности в свою противоположность (ОТРИЦАНИЕ-ОТРИЦАНИЯ) (см. также ОТРИЦАНИЕ и СНЯТИЕ).
Не могут не прийти в голову вопросы о месте законов диалектики в структуре ФИЛОСОФИИ и о взаимосвязи между этими законами.
1. ПЕРВЫЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ указывает источник РАЗВИТИЯ процесса (объекта). Таким источником является является ЕДИНСТВО и БОРЬБА диалектических ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, составляющих процесс (объект).
2. ВТОРОЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ описывает характер этого РАЗВИТИЯ – характер протекания процесса (качественного изменения объекта) в результате взаимодействия ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.А именно, РАЗВИТИЕ осуществляется через накопление количественных изменений и переход их в качественные и наоборот. Тем самым определяется направление РАЗВИТИЯ. P.S. “Почему наоборот?” - спросите Вы – Потому, что РАЗВИТИЕ – процесс существенно нелинейный. Возможны откаты назад, падения в пропасть. Малейшая флуктуация в особой точке (или как её назвал Илья Пригожин – “точка бифуркации”) разворачивает процесс в альтернативном направлении…
3. ТРЕТИЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ указывает “конечную” точку, “цель” РАЗВИТИЯ процесса (объекта) на данном диалектическом витке. Он показывает, как видоизменится, трансформируется процесс (объект) в конце диалектического витка.Этот последний постулат утверждает, что процесс (объект), являясь в начале диалектического витка ОТРИЦАНИЕМ предыдущего состояния, к концу витка переходит в собственное ОТРИЦАНИЕ, то есть в ОТРИЦАНИЕ-ОТРИЦАНИЯ предыдущего состояния.
Гегель, Маркс и Ленин считали эти законы фундаментом философии, ядром диалектики, так как они задают алгоритм, позволяющий качественно описать протекание любых диалектических процессов МИРОЗДАНИЯ, поведение любых диалектических объектов. Однако, всё оказалось значительно сложнее и не совсем так, как им тогда представлялось. Перечисленные Законы (с необходимыми поправками в них) оказались всего лишь частными, хотя и очень важными тавтологиями диалектической логики. Аксиомами диалектической логики являются совершенно другие Основные ПРИНЦИПЫ.
Ниже приведены ссылки на две статьи Института философии РАН от 1983 и 2010 гг. соответственно. В статье А.Г.Спиркина, который прикрывается авторитетом А.Ф.Лосева, ещё что-то от диалектики осталось. В статье от 2010 г. (автор Ф.Т.Михайлов) диалектики нет совсем. Кроме того приведена весьма интересная статья Мочаловой Ирины Николаевны, к.ф.н., доцент (Санкт-Петербург).
ДИАЛЕКТИКА - А.Ф.Лосев, А.Г.Спиркин
Пустота содержания новейшей статьи Института философии РАН скрыта за чрезвычайной косноязычностью и вычурностью формы изложения. Написано пять страниц текста, в которых отсутствует смысл: сущность понятия так и не раскрыта, а "мантра" о тезисе и антитезисе только запутывает читателя. Если в такой солидной редколлегии проходят такие "пустышки", то вся энциклопедия вызывает большие подозрения. Слов нет: статья ОТРИЦАНИЕ-ОТРИЦАНИЯ ссылается как на первое отрицание на статью ОТРИЦАНИЕ (формально-логическое)! Институт философии РАН сдох. Жаль.
ДИАЛЕКТИКА - Ф.Т.Михайлов
ДИАЛЕКТИКА (греч. διαλεκτική – искусство вести беседу, спор) – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.
ДИАЛЕКТИКА - И. H. МОЧАЛОВА
ДИАЛЕКТИКА (ἡ διαλεκτικὴ sc. τέχνη, от глаг. διαλέγομαι -разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контекстах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии.Софисты.
Сократ.
Платон.
Древняя Академия.
Аристотель.
Стоицизм.
Средний платонизм.
Неоплатонизм.
КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО. Из "Новейшего философского словаря", Минск, 1999 г., А.А.Грицанов
КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в "Категориях" и "Топике".
Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос "какое?") Аристотель приписывал четыре возможных контекста:
Количеству (вопрос "сколько?") - Аристотель приписывал ипостаси "множества" и "величины" в русле главной, с его точки зрения, мыслительной функции данной категории: выяснения "равенства" либо "неравенства".
В картезианской традиции данные понятия были исключены из реестра главных философских категорий.
Кант, применяя эти понятия в процедуре организации и классификации категорий чистого рассудка (по "количеству" суждения чистого рассудка делились на единичные, частные и общие; по "качеству" - на бесконечные, утвердительные и отрицательные), неявно обозначил наличие некоей взаимосвязи и взаимозависимости между ними.
Гегель, трактовавший качество как определенность тождественную с бытием, а количество - как внешнюю, безразличную для бытия определенность, понимал их как некие этапы определения и самоопределения бытия.
КАЧЕСТВО выступало у Гегеля ступенью трансформации бытия через наличное бытие к "для-себя-бытию", а количество - как ступень перехода от чистого количества через определенное количество к степени. Эксплицируя содержание категории "качество", Гегель вводит понятие "определенности" как эмпирической презентации качества, "свойства" как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений (и в этом смысле единое качество может проявляться в бесконечном ряду свойств, связанных с той или иной системой отсчета, однако, будучи внутренне обусловленными качеством, свойства открывают возможность его познания) и "границы" как феномена дифференцированности качества от других качеств.
Аналогично содержание категории "КОЛИЧЕСТВО" уточняются посредством введения понятий "величины" (пространственной протяженности и временной длительности системы) и "числа" как непустого множества.
Гегельянизируя марксистскую парадигму миропонимания, Энгельс трансформировал учение Гегеля о противоположенности качества и количества и их синтезе в мере и придал данной схеме прочтение и статус закона "перехода количественных изменений в качественные и обратно".
Появление и прогресс совокупности математизированных эмпирических наук, основанных на процедуре измерения количественных параметров вещей и явлений, на соотнесении и сопоставлении этих параметров с качественными характеристиками элементов бытия, сохраняет и актуализирует философскую значимость категорий "качество" и "количество".Post-scriptum
Если Вас очень сильно огорчил тот факт, что ДИАЛЕКТИКА в её современном состоянии как учение и как МЕТОД практически не существует, то, при наличии СТРАСТНОГО желания, Вы можете попытаться её СОЗДАТЬ! Но путь этот очень долог и тернист. Более 30-ти лет назад автор, будучи слишком самоуверен, сделал в этом направлении первый шаг. Сегодня я уже убеждён, что прошёл лишь небольшую часть этого пути.Читайте также: