В какой форме пишется первая часть симфонии гайдна кратко

Обновлено: 07.07.2024

1- 1-я часть — в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме;
2-я часть — в медленном движении, в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты (сложной трёхчастной), реже в сонатной форме;
3-я часть — менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме;
4-я часть — в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты[50].2- в сонатной

4- 1-ая часть - аллегро, сонатная форма, ми-бемоль мажор;
2-ая часть - анданте, вариации на 2 контрастные темы (форма)
до минор - до-мажор;
3-ья часть - модерато, менуэт трехчастная с трио (форма),
ми-бемоль мажор;
4-ая часть - аллегро, рондо - сонатная (форма),ми-бемоль мажор.

5-тремоло - tremolo (ит.) - дрожащий
тремоло- прием игры на музыкальных инструментах, многократное быстрое повторение одного звука, интервала или аккорда.

1 часть. Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).

2 часть. Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению.
Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.

3 часть.Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.

4 часть.Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.

Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.


Симфония в творчестве зарубежных композиторов

· Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)

Создатель жанра и автор 108 симфоний

симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло (итал. tremolo –дрожжащий), напоминающее отдалённые раскаты грома,
на тоническом звуке ми-бемоль. Так начинается медленное унисонное вступление (Adagio) к первой части, носящее углубленно-сосредоточенный характер.


· Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Автор 56 симфоний

Одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.
Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью.


· Людвиг ван Бетховен (1770—1827)

Создал 9 симфоний

Симфония №5 – самая известная.

· Франц Шуберт(1797—1828)

Симфония №8 "Неоконченная"


Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре.
Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.

Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека

1 часть. Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).

2 часть. Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению.
Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.

3 часть.Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.

4 часть.Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.

Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.


Симфония в творчестве зарубежных композиторов

· Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)

Создатель жанра и автор 108 симфоний

симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло (итал. tremolo –дрожжащий), напоминающее отдалённые раскаты грома,
на тоническом звуке ми-бемоль. Так начинается медленное унисонное вступление (Adagio) к первой части, носящее углубленно-сосредоточенный характер.


· Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Автор 56 симфоний

Одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.
Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью.





· Людвиг ван Бетховен (1770—1827)

Создал 9 симфоний

Симфония №5 – самая известная.

· Франц Шуберт(1797—1828)

Симфония №8 "Неоконченная"


Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре.
Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.

Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства. Картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда составляют содержание его произведений. Многие мелодии, сочинённые Гайдном, становились народными и распевались теми, кто даже не знал имени их создателя. Оптимистическое отношение к жизни отразилось в его музыке жизнерадостной, пронизанной сияющей улыбкой и народным юмором.

Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное. Его творчество предстаёт как сама история формирования этого жанра.

Прежде всего, давайте разберёмся, что же это такое?

Симфонии принадлежит одно из самых почётных мест среди самых различных жанров. Всю историю своего существования она чутко отражала своё время: симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Прокофьева, Шостаковича - размышления об эпохе, человеке, истории мира и жизни на земле. Любая симфония - целый мир. Мир художника, мир его времени.

Симфония - один из самых сложных жанров музыки, не связанных с другими искусствами. Она требует от нас вдумчивости, обобщения. Германия той эпохи была центром философской мысли, отразившей социальные сдвиги в Европе. Кроме того, в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония. Она возникла в творчестве композиторов чехов и австрийцев и окончательно сложилась в творчестве Гайдна.

Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни.

Первая часть симфонии быстрая, активная, иногда предваряемая медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме в быстром темпе.

Вторая часть - медленная - обычно задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвящённая мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие.

Третья часть - менуэт, а позднее и скерцо. Это игра, веселье, живые картинки народного быта.

Четвертая часть - финал - итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предыдущих частях. Часто финал отличается патетикой жизнеутверждения, торжественным, победным или праздничным характером.

В такой форме писались симфонии Гайдна. В творчестве Гайдна утвердилось особое отношение к симфонии. Она была рассчитана на массовую аудиторию, имела больший масштаб и силу звучания. Исполнял симфонии симфонический оркестр, состав которого также утвердился в творчестве Гайдна. Хотя в то время в состав оркестра входили ещё немногие инструменты: скрипки, альты, виолончели и контрабасы - в струнно-смычковую группу; деревянную группу составляли флейты, гобои, фаготы (в некоторых симфониях Гайдн использовал и кларнет).

Из медных инструментов были представлены валторны и трубы.

Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома.

Allegro очень напоминает картину народного праздника. В его основе лежат две темы танцевального характера. Тема главной партии сначала проводится в основной тональности у струнных инструментов.

В симфониях Бетховена мы можем обнаружить резкое различие в характере главной и побочной партий. Для творчества Гайдна это не характерно. Вот и в этой симфонии побочная партия близка по характеру главной. Она тоже танцевальна, написана в ритме изящного, лёгкого вальса и очень похожа на венскую уличную песенку.

Вы, наверное, помните, что первый раздел сонатного аллегро, в котором происходит изложение основного материала, называется экспозицией.

Второй раздел не случайно получил название разработки. В нём развиваются обе темы экспозиции и тема вступления. В своём симфоническом творчестве Гайдн большое внимание уделял способам развития темы. Одним из главных для него приёмов стала мотивная разработка тем. Он умел выделить из темы короткие мотивы, делая их независимыми от самой темы, проводить их в разных тональностях, в разных голосах, так что они могли соединяться в самых неожиданных сочетаниях. Вот и в этой разработке тему главной партии он делит надвое, причём каждая из частей развивается самостоятельно. Он в корне меняет характер темы вступления. Если в начале симфонии она звучит медленно и таинственно, в разработке Гайдн как бы включает её в общее движение, ускоряя её темп. Важным способом развития является и смена тональностей. Побочная партия здесь проводится в ре бемоль мажоре (вместо си бемоль мажора в экспозиции). Не менее важно в разработке и тембровое, оркестровое развитие, когда темы проводятся у различных инструментов.

Третий раздел сонатного аллегро - реприза. Здесь как бы подводится итог всему развитию, темы проходят в том же порядке в главной тональности, различия между ними сглаживаются.

Вторая часть симфонии, Andante, вносит контраст к весёлой, быстрой первой части. Это медленные и спокойные вариации на две темы.

Первая тема (до минор) - мелодия народной хорватской песни. Неторопливо и спокойно она излагается струнными инструментами.

Вторая тема (до мажор) похожа на волевой, бодрый марш. Её исполняют не только струнные, но и деревянные духовые и валторна.

После изложения тем следуют вариации - поочерёдно на каждую тему, в которых обе мелодии сближаются. Первая тема звучит взволнованно и напряжённо, а маршевая становится более плавной и мягкой.

Третья часть симфонии - традиционный менуэт. Но это скорее не бальный придворный менуэт, изящный и чопорный, а менуэт народный, с характерным чётким ритмом.

Средний раздел менуэта называется трио. Когда-то давно так называли середину оркестровых произведений, которую исполняли только три инструмента. В XVIII веке, хотя трио играли не только три инструмента, звучность в них несколько облегчалась. Вот и в этой симфонии Гайдна полного звучания оркестра в трио струнные инструменты ведут мягкую, плавную мелодию.

В четвёртой части симфонии вновь возвращается праздничное настроение. Здесь нет контрастов и напряжённости. Написан финал в форме рондо, где главная тема - народного происхождения. Фоном ей служит характерный ход валторн, похожий на звуки лесного рога.

Все части Симфонии № 103, при всём различии, объединены единым танцевальным ритмом и бодрым праздничным настроением.

Вопросы:

Презентация

1- 1-я часть — в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме;
2-я часть — в медленном движении, в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты (сложной трёхчастной), реже в сонатной форме;
3-я часть — менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме;
4-я часть — в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты[50]. 2- в сонатной

4- 1-ая часть - аллегро, сонатная форма, ми-бемоль мажор;
2-ая часть - анданте, вариации на 2 контрастные темы (форма)
до минор - до-мажор;
3-ья часть - модерато, менуэт трехчастная с трио (форма),
ми-бемоль мажор;
4-ая часть - аллегро, рондо - сонатная (форма),ми-бемоль мажор.

5-тремоло - tremolo (ит.) - дрожащий
тремоло- прием игры на музыкальных инструментах, многократное быстрое повторение одного звука, интервала или аккорда.


Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Другие предметы.

Читайте также: