В каких условиях и почему появилась частная собственность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первобытно-общинный строй достиг своего расцвета при матриархате. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя.

Производственные отношения первобытно-общинного строя до известного периода находились в соответствии с уровнем развития производительных сил. На последней ступени патриархата, с появлением новых, более совершенных орудий производства (железный век), производственные отношения первобытного общества перестали соответствовать новым производительным силам. Узкие рамки общинной собственности, уравнительное распределение продуктов труда стали тормозить развитие новых производительных сил.

Раньше обработать поле можно было лишь совместным трудом десятков людей. В таких условиях общий труд являлся необходимостью. С развитием орудий производства и ростом производительности труда уже одна семья оказывалась в состоянии обработать участок земли и обеспечить себе необходимые средства существования. Таким образом, совершенствование орудий производства создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству, как более производительному в тех исторических условиях. Необходимость совместного труда, общинного хозяйства всё более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал частной собственности.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен производился главами родовых общин — старейшинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в качестве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обществе, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собственными. Их фактическое право распоряжаться стадами признавалось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собственность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала занимать сельская община. Сельская, или соседская, община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это находилось в частной собственности отдельных семей. Лес, луг, вода и прочие угодья, а в течение определённого периода и пашня составляли общинную собственность. Первоначально пашня периодически переделялась между общинниками, а позднее перешла в частную собственность.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий привело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попадала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знатной верхушки.

С ростом производительных сил труд человека, применённый п скотоводстве и земледелии, стал давать больше средств существования, чем было необходимо для поддержания жизни человека. Появилась возможность присвоения прибавочного труда и прибавочного продукта, то есть излишка труда и продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. В этих условиях оказалось выгодным не убивать взятых в плен людей, как это делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. Рабов захватывали более знатные и богатые семьи. В свою очередь рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста имущественного неравенства богачи стали превращать в рабов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуатация человека человеком, то есть безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.

Производственные отношения первобытно-общинного строя разлагались, гибли и уступали место новым производственным отношениям, отвечавшим характеру новых производительных сил.

Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу. Начиная с этого периода вся история человечества вплоть до построения социалистического общества стала историей борьбы классов.

Буржуазные идеологи изображают дело так, будто бы частная собственность существовала извечно. История опровергает эти измышления и убедительно свидетельствует о том, что через стадию первобытно-общинного строя, основанного на общей собственности и не знавшего частной собственности, прошли все народы.

Разложение феодализма

Разложение феодализма Наиболее существенным моментом реставрации Мэйдзи и последующих лет является стремительность превращения феодального общества в общество буржуазное. Это отмечали уже журналисты и путешественники того времени, но никто из них не пытался дать

Тенденция к установлению частной собственности на землю

Тенденция к установлению частной собственности на землю Присвоение земли новым классом помещиков негласным путем происходило еще при феодальном режиме; после же реставрации Мэйдзи оно было узаконено. В результате освобождения от феодальной зависимости крестьяне

Разложение банковской системы

Разложение банковской системы В наши дни у любой страны, богатой или бедной, независимой или находящейся под контролем иностранного правительства, есть Центральный банк, который обязан следить за ее финансовым здоровьем и регулировать его.Именно Центральный банк

Разложение рикардианства

Разложение рикардианства Сочинения Джемса Милля и Мак-Куллоха представляли собой в 20-х и 30-х годах самое старательное воспроизведение и популяризацию буквы учения Рикардо. Что касается духа этого учения, то они его не понимали и не могли развивать. Убожество ближайших

16. Методы изучения социальных классов

16. Методы изучения социальных классов Существует огромное количество методов для измерения и описания социальных классов. Такие методы создавались для того, чтобы связать зависимые переменные (имидж компании, отношение к ее продукту и т. д.) с независимыми переменными

ГЛАВА I ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

ГЛАВА I ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА Возникновение человеческого общества Возникновение человека относится к началу нынешнего, четвертичного периода в истории Земли, насчитывающего, как полагает паука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы,

Возникновение рабовладельческого строя

Возникновение рабовладельческого строя Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов. Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах

5. РАЗЛОЖЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

5. РАЗЛОЖЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ После распада Варшавского Договора и Советского Союза, казалось, неизбежным будет и распад самой России. То есть той России, какой она была в Советском Союзе, а именно республикой, в которой проживали подавляющее

2) РАЗЛОЖЕНИЕ МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ У СМИТА НА v+m

Частной собственности больше не существует

Частной собственности больше не существует Близок капиталистический конец света. Пять крупнейших американских инвестбанков испарились за считанные дни, а их коммерческие собратья подвергаются огосударствлению в масштабах, и не снившихся большевикам. На самом

Разложение рикардианства

Разложение рикардианства Сочинения Джемса Милля и Мак-Куллоха представляли собой в 20-х и 30-х годах самое старательное воспроизведение и популяризацию буквы учения Рикардо. Что касается духа этого учения, то они его не понимали и не могли развивать. Убожество ближайших

РАЗЛОЖЕНИЕ РАБОТЫ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

РАЗЛОЖЕНИЕ РАБОТЫ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Метод разложения работы на составные части подразумевает анализ ее по отдельным операциям, процессам или заданиям, которые можно выделить, а их выполнение – отследить в целях обучения.В стандартной форме результаты такого анализа

Главa III Отношения двух полов. Возникновение сознания Основы политического строя

Главa III Отношения двух полов. Возникновение сознания Основы политического строя Мне кажется до сих пор еще, что женщина не слишком дурно наделена природою. Если б ангелы, не имеющие, по мнению ученых теологов, пола, получили бы приказание спуститься на землю и облечься в

Разложение на атомы

Разложение на атомы ЦЕЛЬ ИГРЫПришло время заглянуть вглубь. В основу нашей исследовательской работы мы положим, как это делается в науке, разбиение крупной структуры на составные части. Это позволит понять суть происходящего и сгенерировать новые идеи.Упражнение

Правда заключается в том, что никакой частной собственности до Модерна не существовало. Ни в Древней Греции, ни в Римской Империи, ни в феодальной Европе никто не знал такого понятия, как частная собственность, в современном юридическом смысле этого слова. Более того, появление частной собственности – одна из причин упадка Европы. Частная собственность, как бы это банально не звучало, подразумевает то, что собственностью обладает частное лицо. Ни монарх, ни феодал, ни крестьянин не являлись частным лицом в отношении собственности. Сразу следует оговориться, что так называемая личная собственность (крайне удачный термин, введённый марксистами) существовала всегда. Вещи со времён Римского права делится на движимые и недвижимые. Несложно понять, что движимая вещь – это вещь, положение которой можно менять в пространстве, без нарушений целостности её структуры. В то время, как недвижимая вещь – это вещь положение которой нельзя изменить, без нарушения целостности её структуры, как пример – это дом, построенный на земле (с некоторыми оговорками, которые не решены даже современными юристами) или непосредственно земля под домом и её недра. Это классическое понимание, оформленное юридически в Риме, сохраняется и по сей день.

Если взглянуть на эпоху пре-Модерна. В Древнем Риме не было частной собственности. По той простой причине, что собственность была личной (например, раб, лошадь, амфора), общинной и родовой. Общинная собственность – собственно непосредственно принадлежавшая той или иной общине. Родовая собственность – непосредственность собственность, какой-либо традиционной семьи. Отношения регулировались - Ius privatum. Примерно такая же тенденция сохранялась на протяжении всех Средних Веков и эпохи Возрождения. Причина кроется в понимании того, что есть человек. Человек в понимании людей пре-Модерна, это существо, которое идентифицируется через групповую принадлежность. Например, вы сначала католик, ремесленник гильдии солеваров, горожанин, мужчина и лишь потом собственно человек, то есть все качества, которая вас описывают и делают вас человеком. Такой же подход был и гуманистов Средних Веков, Возрождения и даже Нового Времени. Лишь в либерализме наметился крен рассматривать человека, как атом, который взаимодействует с другими людьми посредственном общественного договора. При этом атом такой, который находится еще под действиями неких сил, которые сковывают его свободу, поэтому надо его освободить, эмансипировать и тому подобное.

Базовой ценностью либерализма являются неотчуждаемые права абстрактного человека, вырванного из сообщества, сословия, рода, племени, пола, короче говоря чего угодно, любой групповой идентичности. Такой человек, как мы упомянули ранее, есть атом. Этот атом имеет право на частную собственность, дабы быть чем-то наполненным, то есть заменить свою идентичность и групповую принадлежность, на мнимое обладание вещью. Почему мнимое? Потому что вы не можете обладать недвижимой собственностью в полном смысле, вы можете обладать право владения и распоряжения, которая имеет огромное число ограничений, которые вас превращают в заложника вещи, которой вы обладаете. Вы меняете свою идентичность, как члена рода, сообщества, гильдии, прихода, монастыря, и так далее, на идентичность вещи которой обладаете и чем дальше история движется, тем отчётливей этой видно. А иначе быть и не может (не может быть полного обладания вещью), ведь иначе это бы противоречило концепции государства, как такового. А так как вещь хотя и частная, но находится под юрисдикцией государства, государство с её собственником может делать всё что угодно, ведь собственность, во-первых, почти раб этой вещий, а во-вторых он атом. Даже если он сильно захочет, ему уже никто не поможет, ведь у каждых атомов совершенно разные интересы, единственное что их спаивает – это страх перед законом и желание потреблять. Однако, такой трюк не прошёл бы в отношении людей сплочённых общей идентичностью. В этом и есть суть самых человеконенавистнических вещей на планете: либерализма и всего что с ним связано.

Где причина и откуда истоки?
1. Разрушение традиционной семьи и выход на арену семьи нуклеарной.
2. Научно-технический прогресс и философия Нового Времени возрождает атомизм, который переносится на общество.
3. Господство материализма и атеизма, которые разрушают общественнее, коммуникация и диалоги, заменяя их общественным договором: я тебе – ты мне.
4. Идеи о революции и насильственном свержении Естественно Порядка.
5. Идея о справедливом обществе, где эвдемонизм и гедонизм занимают главенствующие положение. Таким образом рождается консеквенциальная этика и следом утилитаризм. Без этих базовых основ политический либерализм нежизнеспособен, а сами права человека обращаются в абсурд.
6. Вырождение Христианства. Сначала Кальвинизм заявляет о Суверенитете Бога и требует упразднения Церкви, а затем и Бога упраздняют, делая отношение с трансцендентальным выбором каждого человека-атома.

Если привести аналогия на пример физике. То представьте себе частицы, которые находятся в абсолютном ничто, где нет даже полей. Смогут ли эти частицы создать физическую материю? Будут ли в этом объекте работать какие-либо законы природы? Ответ: конечно же нет. Тоже самое и с либерализмом.

Либеральные историки, философы, мыслитель, публицист, пропагандисты, СМИ, конечно же будут выставлять историю таким образом, чтобы показать неизбежность либерализма, его оформление еще чуть ли не во времена Аристотеля, как советские пропагандисты показывали приверженность материализму в трудах древних греков и римлян. Но всё это лишь идеологический цирк, попытка обосновать свою идеологию в глубине веков, показать себя лучшим, а врага выставить кретином.

*в английском переводе Аристотеля указано именно сообщество, что не совсем точно по отношения к греческому оригиналу. В целом русский перевод Аристотеля лучше английского, причина кроется в том, что русский язык, как и древнегреческий язык – это языки синтетические, а английский язык – язык аналитический. Этим так же можно объяснить бедность англичан и французов на философию и её крайне убогость, в отличие от носителей синтетического языка – немцев. Впрочем, современный мир, после поражения Германии принял именно англо-французскую систему, поэтому деградация продолжится и дальше, пока англо-французское доминирование не будет уничтожено.

Ниже приводится переписка редакции с несогласным читателем по поводу причины зарождения частных отношений собственности, содержащую очередное разъяснение нашей позиции по вопросу.

— Выявление причины частной собственности в данной публикации считаю спорным.

— А какая, по-вашему, причина образования отношений частной собственности и классов?

— Это описание процесса, мы в целом с ним согласны. Но в чём причина? Почему появление устойчивого излишка привело к формированию таких чуждых первобытному обществу отношений? Почему община начала разлагаться, а не пускать излишки на развитие и рациональное, разумное распределение?

— Потому что все шло стихийно, ни о какой разумности речь не идет. Предпосылок не было.

— А чем отличается Ваша трактовка, что человек животное и частная собственность взята от животных и она присуща человеку, как животному? Что, человек когда-то перестанет быть животным? Нет, и выводы из этого. Энгельс пишет алчность, зависть и т.п. Кто-то пишет накопление богатства. Вы пишете от животных. И все в чем-то правы. Например, ваша версия выглядела резонно, если бы сделать такое отступление. Я не физиолог, но… Человек испытывает чувство голода, сигнал поступает в мозг, мозг ищет пищу. Много пищи, сигналов в мозг не поступает. Человек испытывает холод, сигнал поступает в мозг, мозг ищет тепло, способ согреться. Когда человеку комфортно, сигналов в мозг не поступает. Поэтому постепенно человек начал не просто есть, носить одежду и строить жилище, но и стараться предупредить голод, холод, ненастье. Тогда он стал накапливать предметы, что переросло в привычку передающуюся из поколения в поколение, а у психически мнительных индивидов в жадность и алчность и т. п. Каким образом точно появилась частная собственность, думаю, мы упустили. Время ушло. Можно попробовать порыться повнимательнее в каких-то описаниях быта индейцев, папуасов, которых застали ученые. Из скрижалей выведать это навряд ли удастся.

— Вы натягиваете современное понимание истории на древний мир. Кто и когда там был счастлив? Откуда Вам знать? Просто производительность труда и знания о мире не позволяли человеку, малой семье обособиться. Частная собственность, угнетение одной половины человечества, позволило, утрирую, другой заняться профессионально бездельем (умственным трудом). Атавизмы может быть и взыграли, но подпитаны они были из животного мира или просто оправданы — это другой вопрос. Бездумная динамика развития общества, стихия сделала путь таким, каким мы его застали с частной собственностью. Возможно, где-то были островки благоденствия и общей собственности — Атлантида, СССР, но их уничтожили и о них уже никто не помнил.

— Заманчиво узнать, что породило частную собственность, чтобы убить первопричину, но, думаю, условия уже не те. И поэтому сегодня, исходя из условий необходимо попытаться вывести рецепт. Тем более не стоит отбрасывать опыт СССР, который не успел в итоге выйти на должный уровень сознательности граждан и переродился.

— Как раз опыт СССР дал много материала на предмет ситуации, когда внешние для трудящегося силы фактически придавлены (буржуазия), а частнособственническое мышление и поведение всё равно доминирует.

К частной собственности относят индивидуальную, корпоративную, акционерную и любую другую негосударственную форму собственности. [3] .

Особой формой частной собственности являлась античная форма собственности, земельные участки при которой могли продаваться, дариться и обмениваться но только согражданам, при этом государство могло ограничивать размеры земельных участков находящихся в собственности у граждан. Античная форма собственности была распространена во всех греческих государствах древности, кроме Спарты и Крита, где была установлена государственная собственность на землю. В V—III вв. до н. э. появилась частная собственность и в Риме, где она долгое время сосуществовала с родовой собственностью.

Право частной собственности — одно из фундаментальных личных прав и рассматривается в области имущественного права. [4]

Содержание

Особенности частной собственности

Частный собственник вправе поступать со своей собственностью по своему усмотрению (продавать, дарить, завещать и т. п.) без согласования с публичными властями (государственными или муниципальными органами, их представителями). Потому иногда частная собственность рассматривается как противоположность государственной и муниципальной собственности.

Институты частной собственности по мере развития общества усложняются, но она является неотъемлемою частью рыночной экономики [5] [6] .

Переход права собственности на имущество из государственной (муниципальной) в частную собственность называется приватизацией [7] . Обратный переход называется национализацией.

В дореволюционной России

В Великом Княжестве Московском существовала собственность великого князя, собственность удельных князей и собственность бояр — вотчины. Помещики не являлись собственниками своих поместий, поместья принадлежали великому князю, а помещики являлись её держателями. Указ о единонаследии изданный в 1714 году приравнивая поместья к вотчине фактически тем самым объявлял поместья частной собственностью помещиков. Позже в течение XVIII века было разрешено владеть землей на правах частной собственности представителям других сословий — купечества и государственного крестьянства.

Частная собственность в СССР

В СССР происходило разделение понятий личная и частная собственность. Основное различие заключалось в недопустимости нахождения в частной собственности общественных по трудовому вкладу средств производства.

Связано это было с пониманием частной собственности как вида собственности, при которой часть общественной собственности отчуждается из общественного владения в пользу частного собственника и используется для узаконенного грабежа тех, кто на самом деле создает материальные блага в пользу формального владельца частной собственности на средства производства.


Разделение частной и личной собственности принято в социалистических теориях, включая марксизм и анархизм. [8]

Такое понимание частной собственности и употребление собственных терминов определяющих каким-либо образом частную собственность характерно для левого крыла анархизма: левый анархизм,…, анархомаксимализм, анархокоммунизм, анархоколлективизм, анархизм, а также для партий и движений коммунистов левых коммунистов, ортодоксальных коммунистов, значительной части социал-демократов, некоторых социалистов. В правом крыле анархизма таких течений как анархоиндивидуализм, анархокапитализм, либертарианство, анархонационализм и др понятие частной собственности обычно вообще не используется в теории.



Частная собственность в России

Восстановление института частной собственности в России произошло в 1990 году. [9] [10] [11] [12]

Частная собственность в Китае

Формально, в Китае с 2007 года декларирована частная собственность наравне с государственной практически в полной мере, включая право наследования, но за исключением частной собственности на землю. [14]

Родовые общины были едины и сплоченны. Все люди трудились сообща. Имущество было общим. Орудия труда, большая хижина рода, вся земля, скот были общинной собственностью. Никто из людей не мог самовольно в одиночку распоряжаться общинной собственностью. Но произошло разделение труда, земледелие отделилось от скотоводства, появился прибавочный продукт, и родовые общины начали делиться на семьи. Каждая семья могла самостоятельно трудиться и кормить себя. Семьи требовали разделить всю общинную собственность на части, между семьями. Такая собственность называется частной.

Сначала частной собственностью стали орудия труда, скот, домашние вещи. Вместо одной большой хижины целого рода каждая семья стала строить для себя отдельное жилище. Жилье тоже стало частной собственностью семьи. Позднее в частную собственность перешла и земля.

Частная собственность принадлежит не всему коллективу, а только одному хозяину. Обычно таким хозяином был дед, глава большой семьи. Ему были обязаны беспрекословно подчиняться его взрослые сыновья, жены сыновей и внуки, живущие в его хижине.

Хозяин может распоряжаться частной собственностью. Хозяин мог подарить или одолжить свои орудия труда. Он сам решал, сколько зерна можно съесть, а сколько оставить на семена. Хозяин определял, сколько коров, овец и коз будет иметь семья. И никто не имел права вмешиваться в его дела.

Частную собственность хозяин передает по наследству. После смерти главы семьи хозяином становился его старший сын. Он был наследником, получавшим право распоряжаться частной собственностью семьи.

Частная собственность пробуждает в людях интерес к труду. Каждая семья понимала, что теперь хорошая и сытая жизнь зависит только от трудолюбия членов семьи. Позднее в частную собственность перешла и земля. Если семья трудилась не жалея сил на своем поле, весь урожай принадлежал ей. Он до последнего зернышка попадал в кладовые семьи. Поэтому люди стремились лучше обрабатывать пашню, заботливее ухаживать за скотом.

Частная собственность возникла, когда хозяйство стало быстро развиваться и появились запасы прибавочного продукта - излишки.

Соседская общинапоявилась вместо родовых общин. Здесь люди уже забывали о своем родстве. Это не считалось главным. Уже не работали сообща, хотя по-прежнему трудились добровольно и без принуждения. У каждой семьи в частной собственности была хижина с огородом, участок пашни, скот, орудия труда. Но общинная собственность сохранялась. Например, реки и озера. Ловить рыбу мог каждый. Любой общинник делал это самостоятельно. Лодка и сеть были его частной собственностью, поэтому улов тоже становился частной собственностью. Лес был общинным владением, но убитые на охоте звери, собранные грибы, ягоды и хворост становились частной собственностью. Пастбищем пользовались сообща, каждое утро выгоняя на него скот. Но вечером каждая семья загоняла в хлев своих коров и овец.

Появились особые метки, которыми обзаводилась каждая семья. Иногда хозяин выцарапывал свое имя, иногда изображал какой-то простой значок. Такие же метки выжигали на коже скота. Археологи, находя такие метки, утверждают: у людей появилась частная собственность, они опасались кражи и потому метили вещи.

Но соседская община все-таки продолжала объединять людей. Хотя и не часто, бывали случаи, когда соседи что-то делали совместно. Если вспыхивал лесной пожар, на поселок обрушивалось наводнение, или нападали свирепые враги, с такой общей для всех бедой справлялись совместно.

Появление частной собственности

Родовые общины были едины и сплоченны. Все люди трудились сообща. Имущество было общим. Орудия труда, большая хижина рода, вся земля, скот были общинной собственностью. Никто из людей не мог самовольно в одиночку распоряжаться общинной собственностью. Но произошло разделение труда, земледелие отделилось от скотоводства, появился прибавочный продукт, и родовые общины начали делиться на семьи. Каждая семья могла самостоятельно трудиться и кормить себя. Семьи требовали разделить всю общинную собственность на части, между семьями. Такая собственность называется частной.




Сначала частной собственностью стали орудия труда, скот, домашние вещи. Вместо одной большой хижины целого рода каждая семья стала строить для себя отдельное жилище. Жилье тоже стало частной собственностью семьи. Позднее в частную собственность перешла и земля.

Частная собственность принадлежит не всему коллективу, а только одному хозяину. Обычно таким хозяином был дед, глава большой семьи. Ему были обязаны беспрекословно подчиняться его взрослые сыновья, жены сыновей и внуки, живущие в его хижине.

Хозяин может распоряжаться частной собственностью. Хозяин мог подарить или одолжить свои орудия труда. Он сам решал, сколько зерна можно съесть, а сколько оставить на семена. Хозяин определял, сколько коров, овец и коз будет иметь семья. И никто не имел права вмешиваться в его дела.

Частную собственность хозяин передает по наследству. После смерти главы семьи хозяином становился его старший сын. Он был наследником, получавшим право распоряжаться частной собственностью семьи.

Частная собственность пробуждает в людях интерес к труду. Каждая семья понимала, что теперь хорошая и сытая жизнь зависит только от трудолюбия членов семьи. Позднее в частную собственность перешла и земля. Если семья трудилась не жалея сил на своем поле, весь урожай принадлежал ей. Он до последнего зернышка попадал в кладовые семьи. Поэтому люди стремились лучше обрабатывать пашню, заботливее ухаживать за скотом.

Частная собственность возникла, когда хозяйство стало быстро развиваться и появились запасы прибавочного продукта - излишки.

Соседская общинапоявилась вместо родовых общин. Здесь люди уже забывали о своем родстве. Это не считалось главным. Уже не работали сообща, хотя по-прежнему трудились добровольно и без принуждения. У каждой семьи в частной собственности была хижина с огородом, участок пашни, скот, орудия труда. Но общинная собственность сохранялась. Например, реки и озера. Ловить рыбу мог каждый. Любой общинник делал это самостоятельно. Лодка и сеть были его частной собственностью, поэтому улов тоже становился частной собственностью. Лес был общинным владением, но убитые на охоте звери, собранные грибы, ягоды и хворост становились частной собственностью. Пастбищем пользовались сообща, каждое утро выгоняя на него скот. Но вечером каждая семья загоняла в хлев своих коров и овец.

Появились особые метки, которыми обзаводилась каждая семья. Иногда хозяин выцарапывал свое имя, иногда изображал какой-то простой значок. Такие же метки выжигали на коже скота. Археологи, находя такие метки, утверждают: у людей появилась частная собственность, они опасались кражи и потому метили вещи.

Но соседская община все-таки продолжала объединять людей. Хотя и не часто, бывали случаи, когда соседи что-то делали совместно. Если вспыхивал лесной пожар, на поселок обрушивалось наводнение, или нападали свирепые враги, с такой общей для всех бедой справлялись совместно.

Читайте также: