Анализ работы школьной библиотеки в коррекционной школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Лихачева Мария Анатольевна

Организация: ГБС(К)ОУ ОШИ №1

Населенный пункт: Республика Крым, г. Севастополь

Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Снижение познавательной деятельности зависит от тяжести поражения центральной нервной системы, локализации, времени появления дефекта.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражение и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. У умственно отсталых детей всегда наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: когнитивной и личностной.

Нарушения познавательной деятельности и личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях.

В работе по формированию интереса к книге, привитию читательской активности, развитию читательской компетентности в коррекционной школе задействованы учителя, воспитатели и работники библиотеки.

Также к этой работе педагог-библиотекарь привлекает родителей обучающихся.

В целом направления работы по формированию читательских интересов у школьников с нарушением интеллекта в условиях ГБС(К)ОУ ОШИ №1 могут выглядеть следующим образом:

1. Развитие читательской компетентности на уроках внеклассного чтения.

2. Формированию интереса к книге на специальных библиотечных часах.

3. Привитие читательской активности в процессе уроков и внеурочной деятельности.

4. Обеспечение условий для чтения в семье ребенка.

5. Организация и оформление предметно-развивающей среды для повышения читательского интереса в школе-интернате.

6. Индивидуальное обслуживание читателей – деятельность педагога-библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книги в ходе процесса работы с ними. В связи с этим сегодня перед детскими библиотекарями ставится следующая задача:

- Знать индивидуальные и возрастные особенности читателей, влияющие на восприятие прочитанного.

Содержание деятельности педагога-библиотекаря по каждому направлению.

-Развитие читательской компетентности на уроках внеклассного чтения.

В задачи уроков внеклассного чтения входит:

• познакомить учащихся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы;

• формировать у них интерес к чтению, к книге как к источнику знания;

• способствовать развитию умения самостоятельно выбирать книги по интересу;

• совершенствовать навык самостоятельного чтения;

• воспитывать личностные особенности, содействовать становлению мировоззрения детей;

• развивать познавательную активность, расширять и обогащать общий кругозор.


Работа в младших классах не предполагает в коррекционной школе специальных уроков чтения, а только с 5 класса они проводятся отдельными часами. Для проведения уроков внеклассного чтения я заранее составляю список дополнительной литературы по теме, который вывешиваю в классе. Дети имеют возможность ознакомиться со списком и читать литературу не на уроке, а во внеурочное время (вместе с воспитателями, родителями).

Уроки внеклассного чтения провожу 1 раз в месяц. Программа предлагает для чтения литературу на выбор, а я останавливаюсь на произведениях, которые наиболее интересны детям, исходя из их интересов и возможностей: это сказки, произведения о животных, школьной жизни, природе и труде.


Далее я переходила к работе над оглавлением (перечень глав с обязательным указанием страниц), объясняла, зачем нужно оглавление (для быстрого ориентирования в книге). Следующим этапом работы по ориентировке в книге была отработка навыка ориентировки в книге по оглавлению: я давала детям задания, на какой странице находится стихотворение, на какой – 3 глава и т.д. Дети выполняли практические упражнения, а я помогала им сориентироваться в книге при поиске страниц.

Перед началом урока внеклассного чтения я сначала провожу большую подготовительную работу: объявляю тему, указываю, в какой день будет проводиться урок. Подготовку к уроку дети начинают вне урока. Руководит этим воспитатель и осуществляет контроль тоже воспитатель.

В процессе урока я сначала прошу после прочтения произведения нарисовать словесные картинки и выяснить, кто является главным действующим лицом и дать ему характеристику. Затем мы совместно с детьми составляем к произведению план, выделяем наиболее интересные места. Некоторым детям я даю задания более сложные, например, передать диалог наизусть; драматизировать фрагмент.

Формирование интереса к книге на специальных библиотечных часах.

Данная работа начинается с ознакомления с правилами поведения в библиотеке. Начиная с начальной школы, мы с обучающимися посвятили время организационным вопросам, которые являются важными для учащихся с нарушением интеллекта, страдающими низким уровнем социальной адаптации:

Мы выяснили, где находится школьная библиотека, как зовут библиотекаря, как правильно обращаться с вопросами к библиотекарю. Затем я познакомила учащихся с правилами поведения библиотеки, с правилом выбора книг, с правилами пользования библиотечными книгам.

Мы изучили устройство и режим работы библиотеки, а также выучили, как нужно обращаться к библиотекарю и правильно формулировать вопрос о наличии нужной книги. Вместе со школьным библиотекарем дети учатся выбирать нужную книгу двумя путями: через библиотекаря и самостоятельно, а также учили пользоваться выставочными витринами.


По аналогии с работой по ознакомлению со структурой книги проходила работа по ознакомлению с журналами и газетами. В журнале мы обращали внимание детей на номер, год и месяц издания. А в газете знакомили с такими понятиями, как передовица и последняя (развлекательная) страница. Задачей деятельности библиотекаря было научить умственно отсталых учащихся ориентироваться в изданиях периодической печати также, как и в изданиях книг.

Педагог-библиотекарь в образовательном учреждении является полноправным участником учебно-воспитательного процесса. Работа по развитию читательского интереса проводится по плану, составленному школьной библиотекой.

Привитие читательской активности в процессе уроков и внеурочной деятельности.

На занятиях по внеурочной деятельности педагог-библиотекарь делает минутку внеклассного чтения. Дети рассказывают о книге (кто автор, как название, о чем книга, рассказ отдельных мест из книги) – это задание выполняется и подготавливается детьми вместе с воспитателем. Часто даю задание составить устный отзыв по прочитанной книге (на дом или с воспитателем). Составление устного отзыва о книге дает возможность решать коррекционные задачи, т.к. идет контроль за чтением, дети учатся составлять устный рассказ, развиваются саморегуляция и контроль за собой.

При формировании читательских интересов на уроках чтения, занятиях по внеклассному чтению и уроках по развитию речи педагог-библиотекарь придерживается следующих общих методических правил:

1. Каждый шаг в усложнении предлагаемого для чтения материала, требующий изменения содержания и структуры читательской деятельности ребенка, должен быть сначала подготовлен на уроках чтения на простом и уже отработанном лексико-грамматическом материале;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Казенное образовательное учреждение Омской области

«Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная

646700, Омская область, р.п. Шербакуль, ул. Советская, 104

Анализ работы библиотеки коррекционной школы

за период 2012-2014 гг.

В коррекционной школе - интернат VIII вида осуществляет свою работу библиотека - центр информационной культуры для обучающихся, учителей, родителей. Библиотека выполняет основные функции: образовательную, информационную, культурную, воспитательную.

Библиотека доступна и бесплатна для читателей. Ее посещают учащиеся 1-11 классов, учителя, воспитатели, родители, студенты - дефектологи и сотрудники школы. Охват библиотечным обслуживанием обучающихся школы составляет 100 %. В библиотеке обеспечен свободный доступ читателей к библиотечным фондам. Посещение библиотеки организовано по классам, но воспитанник может прийти в библиотеку и самостоятельно.

Библиотека общеобразовательного учреждения, являющаяся его структурным подразделением, обладает фондом разнообразной литературы: учебной для специальных общеобразовательных школ VIII вида, художественной, справочной, учебной, методической литературой на традиционных и нетрадиционных носителях, которая предоставляется во временное пользование обучающимся, учителям, родителям, сотрудникам школы, студентам. Библиотека располагает также наглядными пособиями и периодическими изданиями.

Основные задачи деятельности библиотеки школы - интерната:

- обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания обучающихся и педагогов, создание условий для повышения качества образования, приобщение детей к чтению, популяризация художественной литературы на основе традиционных и инновационных форм и методов библиотечной работы;

- активизация работы с краеведческой литературой;

- активизация работы по пропаганде здорового образа жизни и правовых знаний;

- духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся;

- проведение мероприятий по безопасности и профилактике дорожно-транспортных происшествий, противопожарной безопасности; проведение мероприятий по профориентации;

- работа с библиотечным фондом.

В течение года в нашей библиотеке ведётся как индивидуальная, так и массовая работа с читателями. По требованию членов педагогического коллектива подбирается необходимый материал для проведения классных часов, бесед, конкурсов и др. мероприятий. Выполняются различные запросы читателей по тематическим заявкам. Библиотекарь выступает на школьных методических объединениях, проводит обзоры новинок методической литературы.

В течение года организуются выставки новых книг, а также тематические выставки, обзоры и рекомендательные беседы.

В библиотеке проводится работа с родителями. Ежегодно осуществляется информирование родителей о наличии учебной литературы в библиотеке. Библиотекарь выступает на общешкольных классных собраниях.

Основные направления работы библиотеки:

В настоящий момент для нашей школьной библиотеки актуальным, является развитие творческих способностей воспитанников. Введение театрального искусства в библиотеке школы, способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество в школьной библиотеке. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постепенно перерастающий в работу (обучение).

Фонд библиотеки коррекционной школы VIII вида как базовый ресурс социализации

Информационное обеспечение учебного процесса требует от работников библиотеки не только знания репертуара нужных учебников, учебных пособий и методической и художественной литературы, но и знания особенностей восприятия информации их подопечными. Ч итатели получают во временное пользование печатные издания и другие носители информации из фонда библиотеки, а также пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.

Главной функцией школьной библиотеки является обеспечение воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) воспитанников доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно - информационных ресурсов специальной (коррекционной) школы – интерната на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), фонд видеокассет, CD-диски, коммуникативном (компьютерные сети).

Фонд расставлен согласно таблице ББК для школьных библиотек. В течение учебного года проводится работа с фондом: контроль своевременного возврата книг в библиотеку, мелкий ремонт книг, проверяется правильность расстановки фонда. Режим сохранности фонда соблюдается. Фонд доступен, открыт. Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, методической, художественной, справочной, учебной литературой. На сегодняшний день фонд научно-популярной и отраслевой литературы устарел. За последние годы он пополнился справочной литературой, что позволяет более полно выполнять запросы читателей.

Общий фонд библиотеки на 01. 01. 2015 года составляет 8195 единиц хранения. Из них учебный фонд составляет 1480 единиц хранения, фонд периодических изданий - 312 единиц хранения, и основной фонд (художественная, научно-популярная, справочная, методическая литература) - 6715единиц хранения. Более подробно отраслевой состав фонда школьной библиотеки можно увидеть на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Отраслевой состав фонда библиотеки на 01.01.15 г.

Большую часть фонда составляет художественная литература, это закономерно, т.к. она является одним из самых важных инструментов в социализации личности. С помощью художественных образов ребёнок получает возможность познать мир во всех его проявлениях, и это при том, что в реальной жизни он может даже никогда не почувствовать и не пережить того, что прочел в книгах. Художественная литература способствует также глубокому и целенаправленному литературному развитию личности, понимающееся как необходимое условие становления человека культуры, который самостоятельно строит свою жизнь. В процессе чтения произведений художественной литературы у ребенка развивается речь, обогащается словарный запас, уточняется и активируется его словарь на основе формирования конкретных понятий и представлений, вырабатывается умение четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Все это происходит благодаря тому, что классические произведения художественной литературы написаны общепризнанным литературным языком, образным и точным, эмоциональным и согретым лиризмом, который наиболее соответствует особенностям детского восприятия .

На сегодняшний день в школьной библиотеке учебный фонд составляет: современных учебников 450 экз., а необходимо 682 экз. что, составляет 67% от потребности. Учебник должен иметь каждый ученик школы - интерната. Неблагополучная ситуация сложилась с учебниками 10-11 классов. Учебные издания представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2 . Фонд учебных изданий библиотеки на 01.01.15 г.

Качество знаний учащихся школы во многом зависит от наличия учебной литературы и наглядных пособий. Учебник - основной вид учебной литературы. Он содержит систематическое изложение знаний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися в рамках определенной учебной дисциплины. Постоянное интенсивное развитие научного знания приводит к относительно быстрому устареванию учебников, поэтому в дополнение к ним приобретаются различного рода учебные издания: курсы лекций, учебные пособия и др. Состояние учебного фонда на 2014 год отражено на диаграммах 3-5.

Диаграмма 3. Обеспеченность учебниками учащихся младших классов

Диаграмма 4. Обеспеченность учебниками учащихся средних классов

Диаграмма 5. Обеспеченность учебниками учащихся старших классов

Статистические показатели обеспеченности учебниками данного учреждения позволяют сделать вывод, учащиеся старших классов занимаются по учебникам прошлых лет, из-за трудности в приобретении новых учебников.

В связи с увеличением числа учащихся в школе, доля читателей, пользующихся учебной, справочной и художественной литературой из библиотечного фонда, по сравнению с прошлым годом возросла, увеличилась и книговыдача.

По данным количественных показателей работы библиотеки за три года (2012-2014 гг.) был проведён мониторинг её деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Статистический анализ деятельности школьной библиотеки за 2012-2014 гг.

Высокий показатель выданных материалов методического уголка объясняется тем, что в библиотеке впервые создана служба правового информирования педагогов и всех других работников образовательного учреждения , содержащая документацию этого образовательного учреждения: устав, правила внутреннего распорядка, положение о премировании, должностные инструкции, образовательные программы, аттестационные материалы, нормативно-правовые документы, локальные акты. С документами, регулирующими деятельность образовательного учреждения, были ознакомлены 98% работников школы-интерната.

Низкие количественные показатели выдачи книг по сельскому хозяйству и технике объясняются отсутствием какого-либо интереса читателей к такому виду литературы. Аудиовизуальные материалы, настольные игры только начали поступать в фонд библиотеки, и пока еще рано говорить об их широком распространении.

Справочно - библиографическое обслуживание состоит из выполнения справок различной тематики. Так от читателей поступило 46 запросов различного характера. В большинстве своем справки выдавались при подготовке общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, педагогических советов и педагогических чтений. Библиотекой ведётся достаточно большая работа по пропаганде чтения.

Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к очередному парадоксу: внедряясь все более активно в нашу жизнь и деятельность, новые информационные и коммуникационные технологии вынуждают все больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения.
Исследователи выделяют несколько обострившихся проблем, которые наблюдаются в последнее десятилетие в сфере детского чтения: спад чтения для удовольствия (некоторые исследования показывают, что до 33% детей не любят читать); функциональная (вторичная) неграмотность; взаимодействие чтения и средств массовой информации; проблема массовой культуры в чтении детей и подростков (чтение боевиков и любовных романов); проблема доступа к чтению и другие. Отметим, что воспитанники коррекционной школы не стали исключением - налицо почти все характерные проблемы сегодняшнего детского чтения - снижение интереса к чтению для удовольствия, бесспорный приоритет делового чтения, преобладание массовой литературы в круге чтения, предпочтение чтения периодики в старшем возрасте. Например, среди опрошенных учащихся пятых и восьмых классов 28% ответили, что они приходят в библиотеку с целью подготовки к докладам, урокам, написанию рефератов и т.п., 52% - для того, чтобы найти литературу для удовольствия, 20% ставят своей целью расширение кругозора. На диаграмме 6 представлены результаты опроса учащихся средних классов.

Диаграмма 6. Цель посещения библиотеки учащимися 5- 8 классов

Общая тендениция наблюдатся в том, что читают в основном для подготовки к учебным занятиям.

Среди учащихся 9-11 классов 78% посещают библиотеку с целью делового чтения и только 13% ищут чтение для удовольствия. Расширять кругозор считают необходимым лишь 9% десятиклассников. Это наглядно видно на диаграмме 7.

Диаграмма 7. Цель посещения библиотеки учащимися старших классов

Между тем, роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Они являются необходимым условием социализации последней. Нельзя не согласится с мнением Э. и Дж. Простано, которые утверждают, что в век, когда новые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится еще более важным, чем прежде.

Массовая работа библиотеки как компонент социализации

Роль библиотеки в жизни детей с ограниченными возможностями переоценить невозможно. Для многих из них мир открывается именно через книгу. Детям с ограниченными возможностями здоровья, которые по ряду причин не могут читать самостоятельно и воспринимать прочитанное вслух, библиотеки дают возможность общения со сверстниками и библиотекарями, привлекают их к посильному участию в различных мероприятиях.

Диаграмма 8. Потребность в массовой работе в библиотеке

Для чего массовая работа нужна в библиотеке, какова её роль?

Диаграмма 9. Повышения социокультурных навыков

Необходимым условиям успешного проведения библиотечных массовых мероприятий является активное участие в них педагогических работников. На диаграмме 10 отражено количество педагогических работников, принимавших активное участие в деятельности школьной библиотеки.

Диаграмма 10. Количество педагогических работников, участвовавших в массовых мероприятиях

Диаграмма 11. Совместная работа библиотеки и школы

Большинство респондентов (76%) сошлось во мнении, что массовой работой должны заниматься библиотекарь и педагог - организатор. Это объясняется тем, что массовая работа требует больших временных затрат и определенных педагогических способностей от библиотекаря.

Приоритетными мероприятиями в школьной библиотеке, являются литературно - музыкальные композиции, обзоры книжных выставок, беседы, встречи с интересными людьми. Такие серьезные библиотечные формы, как читательские конференции, презентации книг, дискуссии о прочитанном, бенефисы писателей, все реже встречаются в нашей библиотеке. Интересным показался тот факт, ответы при опросе на предложенные вопросы ответы оказались одинаковыми.

Для решения образовательных и творческих задач библиотека использует различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекарь неистощим на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению. Многие задумки очень интересны (табл. 2).

Таблица 2 . Анализ используемых форм библиотечной деятельности за 2012-2014 г.

Качество знаний учащихся школы во многом зависит от наличия учебной литературы и наглядных пособий. Учебник - основной вид учебной литературы. Он содержит систематическое изложение знаний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися в рамках определенной учебной дисциплины. Постоянное интенсивное развитие научного знания приводит к относительно быстрому устареванию учебников, поэтому в дополнение к ним приобретаются различного рода учебные издания: курсы лекций, учебные пособия и др. Состояние учебного фонда на 2014 год отражено на диаграммах 3-5.

Диаграмма 3. Обеспеченность учебниками учащихся младших классов

Диаграмма 4. Обеспеченность учебниками учащихся средних классов

Диаграмма 5. Обеспеченность учебниками учащихся старших классов

Таблица 1. Статистический анализ деятельности школьной библиотеки за 2012-2014 гг.


годы показатели 2014 2013 2012 Количество читателей 280 217 216 Посещаемость 2561 2281 2296 Книговыдача 8045 7980 7913 Массовые мероприятия 25 24 24 Величина фонда 8195 7345 6986

Диаграмма 6. Цель посещения библиотеки учащимися 5- 8 классов

Общая тендениция наблюдатся в том, что читают в основном для подготовки к учебным занятиям. Среди учащихся 9-11 классов 78% посещают библиотеку с целью делового чтения и только 13% ищут чтение для удовольствия. Расширять кругозор считают необходимым лишь 9% десятиклассников. Это наглядно видно на диаграмме 7.

Диаграмма 7. Цель посещения библиотеки учащимися старших классов

Между тем, роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Они являются необходимым условием социализации последней. Нельзя не согласится с мнением Э. и Дж. Простано, которые утверждают, что в век, когда новые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится еще более важным, чем прежде.

Для чего массовая работа нужна в библиотеке, какова её роль?

Диаграмма 11. Совместная работа библиотеки и школы
Большинство респондентов (76%) сошлось во мнении, что массовой работой должны заниматься библиотекарь и педагог - организатор. Это объясняется тем, что массовая работа требует больших временных затрат и определенных педагогических способностей от библиотекаря. Приоритетными мероприятиями в школьной библиотеке, являются литературно - музыкальные композиции, обзоры книжных выставок, беседы, встречи с интересными людьми. Такие серьезные библиотечные формы, как читательские конференции, презентации книг, дискуссии о прочитанном, бенефисы писателей, все реже встречаются в нашей библиотеке. Интересным показался тот факт, ответы при опросе на предложенные вопросы ответы оказались одинаковыми. Для решения образовательных и творческих задач библиотека использует различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекарь неистощим на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению. Многие задумки очень интересны (табл. 2).

Таблица 2 . Анализ используемых форм библиотечной деятельности за 2012-2014 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает об особенностях работы библиотеки в коррекционной школе, методах библиотечно-информационной работы с детьми с ОВЗ.

Библиотека в коррекционной школе.

Специальная (коррекционная) школа-интернат является учреждением для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Эта категория детей, которые имеют отклонения в своём развитии от нормы, имеют недостатки в психологическом и интеллектуальном развитии.

Известно о том, что чтение – это уникальное средство воспитания и обучения. Традиционно считалось, что основная задача библиотекаря – формирование у ребёнка интереса и любви к книге. Но в условиях коррекционной школы нужно ещё помочь учащимся социально адаптироваться в социуме, научить его бороться со своими неудачами, развивать познавательные процессы, вовлекая ребёнка в активную творческую деятельность. На материалах прочитанных художественных произведений библиотека помогает ребёнку учиться жить, ориентироваться в мире ценностей; через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Поэтому помощником и советчиком на протяжении всей жизни у детей должна стать книга и через чтение можно и нужно развивать творческие способности ребёнка: дети по прочитанной книге рисуют, играют, импровизируют, пишут отзывы, сочинения. В таких видах деятельности дети участвуют с удовольствием. Чтение есть творческий процесс. Если научить детей творчески читать, то они обогатятся новыми впечатлениями, знаниями, получат эмоциональный подъём, озарение, вдохновение, активными становятся воображение, фантазия, то есть они получают духовное развитие, обогащение внутреннего мира. Но творческое чтение не всем учащимся под силу, так как это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, сегодня важно, чтобы библиотека стала площадкой для развития познавательной активности учащихся, развития новых форм чтения и творчества, чтобы дети полюбили читать, чтобы знали, как сложен и разнообразен мир, и обращались со своими вопросами к добрым и мудрым книгам.

Читайте также: