В каких случаях люди обращаются в прокуратуру кратко

Обновлено: 05.07.2024

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает единый порядок рассмотрения обращений для граждан, иностранцев и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом, а также гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением.

Под ОБРАЩЕНИЕМ понимается изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.

Обращение может быть подано как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива.

Это право осуществляется свободно и добровольно, не нарушая права и свободы других лиц.

Представителем гражданина (юридического лица, объединения) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации может быть дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия (доверенность) от заявителя.

Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать:

- наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;

- фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение;

- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения;

- изложение существа вопроса;

- личную подпись указанного гражданина;

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин вправе приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, направляемое гражданином в форме электронного документа, обязательно должно содержать:

- наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;

- фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение;

- адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме;

- изложение существа вопроса.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент Интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.

Главная задача прокуратуры – защитить права и свободы граждан. Но, чтобы рассматриваемый орган оказал максимальную поддержку, следует пользоваться главным принципом – обращаться вовремя. Это не значит, что в прокуратуру следует идти по первому же поводу. Прием граждан и рассмотрение обращений проходит по определенному алгоритму. Прокурор обязан рассмотреть дело, которое подпадает под его юрисдикцию. Но нужно подобрать максимально эффективный способ обращения – письменно или личным визитом.

По каким вопросам осуществляется прием граждан и рассмотрение их дел

Обращение в прокуратуру в делах, которые действительно требуют таких мер – закономерное действие. Люди обращаются за помощью если они пострадали из-за действий других лиц или при нарушении своих прав. Перечень вопросов, которые рассматриваются в прокуратуре, довольно широкий. Но обсудим самые сложные:

  • Если законы или другие нормативные акты не соблюдаются на уровне местной власти. В прокуратуре можно оспорить действия, как целых подразделений, так и конкретных должностных лиц.
  • В случаях, когда законы не соблюдают судебные приставы.
  • Когда правонарушение осуществляет физическое лицо (обычный гражданин).

Прокуратура поможет определить суть проблемы, провести её правовую оценку. После обращения, сотрудники сделают проверку представленного материала, полученных документов и различной доказательной базы. К работе при необходимости будут привлечены квалифицированные эксперты.

Как правильно составить обращение в прокуратуру обычным гражданам

Гражданин, который хочет, чтобы его обращение попало на рассмотрение в прокуратуру и самому попасть на прием к специалистам, должен правильно его составить. Для этого следует соблюдать следующий порядок:

  • Составлением обращения может заниматься не только обычный гражданин, но и юридическое лицо.
  • Работая над документом, не забудьте указать не только персональную информацию о заявителе, но и данные о нарушителе. Согласно практикуемому порядку, в орган должна поступить информация о ФИО, адресе и контактной информации заявителя.
  • Обращение в такой орган, как прокуратура, осуществляется в письменном виде. Чтобы документ приняли на рассмотрение, он должен быть направлен прокурору.
  • Заявление примут на рассмотрение только если к нему будут прилагаться доказательства, что правонарушение действительно имело место.
  • Обязательно нужно перечислить выдвигаемые требования. Например, попросить о проведении прокурорской проверки.
  • В конце ставится дата составления и подпись заявителя.

Рассматривается обращение в зависимости от обстоятельств – от 15 до 30 суток. Дольше всего рассматриваются дела, где есть необходимость в проведении длительных дополнительных проверок.

Что могут сделать в прокуратуре в ответ на обращение граждан Российской федерации

Когда факт обращения неоспорим и заявление поступило в прокуратуру, гражданине которые его подали, могут увидеть несколько вариантов дальнейшего развития событий, о которых его оповестят. Оповещение может прийти по таким поводам:

  • обращение отклонят, аргументируя это тем, что оно не отвечает требованиям и порядку оформления документа;
  • предоставят разъяснения по фактам, которые успели получить в рассматриваемом деле;
  • удовлетворят, но не обязательно целиком (может быть частичное удовлетворение пунктов обращения);
  • перенаправят в органы с более низкой юрисдикцией;
  • примут меры, пока не появится возможность принять максимально объективное решение.

Какие действия предпринять, если прокуратура не занимается рассмотрением обращения

Есть несколько весомых обстоятельств, которые могут стать причиной составления жалобы:

  • сотрудники на приеме по поводу рассмотрения дела, занимались вымогательством;
  • на заявление не было ответного письма;
  • сотрудники не предприняли предусмотренные законом меры по поводу обращения;
  • за работниками прокуратуры было зафиксировано злоупотребление своим служебным положением.

Если зафиксировано любое из этих правонарушений, на виновника подается жалоба в районную прокуратуру. Также, можно воспользоваться сайтом генеральной прокуратуры, направив жалобу онлайн. Так заявление точно будет в порядке, и не потеряется по дороге. Некоторые обращения перенаправляются в полицию, если дело того требует.

обращение в прокуратуру

Во многих случаях прокуратура РФ становится последней инстанцией, в которую обращаются граждане, чтобы добиться справедливости.

Так, согласно п. 2 ст. 1 указанного ФЗ, в прокуратуру, помимо прочего, могут быть обжалованы:

  • Несоблюдение законов и иных нормативных актов федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами, должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций;
  • Нарушение прав и свобод граждан федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами, должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций;
  • Несоблюдение законов судебными приставами.

При этом, основанием для применения мер прокурорского реагирования являются, согласно ст. 10 ФЗ о прокуратуре заявления, жалобы и иные обращения граждан.

Виды обращений граждан

Хотя ФЗ о прокуратуре объединяет все виды обращений в прокуратуру граждан в одну группу, между ними есть определенные различия.

Так, согласно п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция о порядке рассмотрения обращений), под обращениями в прокуратуру граждан понимаются изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.

Согласно тому же пункту, жалоба в прокуратуру – это просьба гражданина о восстановлении уже нарушенных его либо прав иных лиц; ходатайство – это просьба гражданина о признании его прав, свобод и статуса.

Также указанным пунктом выделяется и такой вид обращения, как предложение, под которым понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законом, иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и их должностных лиц.

Наконец, различаются индивидуальные и коллективные обращения. Под индивидуальными, как это следует из самого названия, понимаются обращения, жалобы, заявления одного гражданина, под коллективными – нескольких (двух и более) граждан.

При этом, в случае, если обращение принято на собрании граждан, оно должно содержать сведения об организаторах собрания и быть подписано ими или участниками собрания.

Как написать заявление в прокуратуру, подать онлайн жалобу в прокуратуру

Законом не предусмотрено какой-либо обязательной формы для заявлений в прокуратуру, однако практика показывает несколько моментов, которые желательно учитывать при их написании.

Прежде всего, необходимо учитывать, выработанные практикой подготовки таких документов, рекомендации, исходящие как из смысла самого обращения, так и общепринятых стандартов самого документа и его оформления.

Обращение составляется на имя прокурора того города (района, района в городе и т.д.), на территории которого проживает заявитель.

Особое внимание при подготовке заявления следует уделить описанию фактических обстоятельств и формулировке самой просьбы, т.к. именно от этого зависит, какие именно действия будут предприняты прокуратурой по обращению.

Обращение подписывается заявителем (всеми лицами, в случае подачи коллективного обращения, либо организаторами собрания, если обращение принимается на собрании). При наличии каких-либо документов, доказательств, подтверждающих правомерность обращения, их, либо их копии необходимо приложить к заявлению, или указать какими именно доказательствами может быть подтверждено заявление или как такие могут быть получены, у какого лица они могут быть истребованы.

В сети интернет можно найти примерные формы (образцы) заявлений, либо можно воспользоваться приводимым ниже образцом.

Образец обращения (заявления, жалобы) в прокуратуру

Прокурору (наименование населенного пункта, муниципального или административно-территориального образования)

Довожу до вашего сведения следующее.

Я, (Ф.И.О. заявителя, фактические обстоятельства дела).

В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона в органах прокуратуры рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов.

Полагаю, что изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении закона. Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 1, 6, 10 указанного Федерального закона,

Провести проверку соблюдения закона (указать, кем совершено нарушение закона, в чем оно заключается).

1. (указываются документы, доказательства, подтверждающие, по мнению заявителя, наличие нарушения закона).

Обращения (заявления, жалобы) подаются заявителем, как правило, в прокуратуру по месту своего жительства (нахождения) заявителя.

Обращение в прокуратуру может быть подано и в виде электронного документа через сеть Интернет. Электронный адрес, на который в таком случае подается обращение можно узнать на сайте соответствующей прокуратуры субъекта РФ.

Оформление обращения при его подаче путем направления по электронной почте производится также как и при обращении в приемную.

Согласно ч. 3 п. 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, если при рассмотрении обращения, поступившего в орган прокуратуры по электронной почте, будет установлена невозможность его разрешения заявителю в течение 7 дней со дня регистрации, в адрес его электронной почты направляется уведомление о невозможности рассмотрения и предлагается восполнить недостающие данные.

Порядок рассмотрения жалоб прокуратурой

Порядок рассмотрения жалоб органами прокуратуры определен ФЗ о прокуратуре, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений, Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 № 450 (далее Инструкция по делопроизводству).

Все поступающие обращения (заявления, жалобы и т.д.) подлежат регистрации, в порядке, определенном Инструкцией по делопроизводству. Согласно п. 2.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, поступившие обращения подлежат регистрации в течение 3 дней момента поступления.

Во время рассмотрения обращения, прокуратура, в рамках своих полномочий вправе истребовать у проверяемого лица документы, информацию, материалы по предмету обращения, требовать явки должностных или иных лиц (ст. 6 ФЗ о прокуратуре).

По общему правилу поступившее обращение рассматривается в течение 30 дней (если обращение не требует дополнительной проверки, указанный срок сокращается до 15 дней).

По результатам рассмотрения органом прокуратуры принимается одно из следующих решений: об удовлетворении обращения (повторного обращения), об отклонении обращения, о разъяснении вопросов правового характера, об оставлении обращения без рассмотрения, об его отклонении, о его возвращении заявителю, о приобщении к материалам надзорного производства, о прекращении переписки, о направлении обращения в другую прокуратуру, ведомство, организацию (п. 4.14 Инструкции о рассмотрении обращений).

Отметим, что согласно п. 3 ст. 10 ФЗ о прокуратуре ответ по результатам обращения должен быть мотивирован и может быть обжалован заявителем в судебном порядке; при этом, в ответе заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования.



Полномочия прокурора по обращению в суд в интересах граждан закреплены в статье 45 ГПК РФ. Где в частности указано, что прокуроры вправе предъявить иск в интересах гражданина, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Также мы можем помочь гражданину, если он обратился к нам с заявлением по вопросам защиты социальных прав в сфере трудовых и жилищных отношений, материнства, детства, охраны здоровья, образования, обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

– Что нужно предпринять, чтобы прокурор подал иск в суд?

Нужно в письменной форме обратиться с заявлением в прокуратуру. В течение 30 дней проводится проверка по данному заявлению, собираются материалы и при наличии оснований прокурор обращается в суд в интересах гражданина.

– Нередки случаи, когда собрать справки, необходимые для суда, большая проблема.

Документы, которые станут доказательством правоты гражданина, может собрать прокуратура. К слову, у прокурора больше возможностей, ему в отличие от рядового гражданина уж точно не откажут в нужной справке. Кроме того, прокуратура может провести проверку в любой организации, органе местного самоуправления, органе государственной власти, истребовать любые документы и материалы.

– Гражданин может заявить ходатайство в суде об истребовании нужных документов, и суд обязан оказать ему содействие в сборе доказательств.

Для того чтобы грамотно составить исковое заявление, заявить ходатайство, необходимы определенные юридические знания. Если у гражданина их нет, ему придется нанимать адвоката, а это определенные материальные затраты. Прокурор обращается в суд в интересах граждан безвозмездно. Для малоимущих граждан, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помощь прокуратуры в судах при отстаивании нарушенных прав очень востребована.

В прошлом году в защиту прав граждан было предъявлено более 200-х заявлений на сумму более 2-х млн рублей. При этом порядка 98% наших исков уже удовлетворено.

К сожалению, нет, и по разным причинам. Одна из них – гражданин не относится к той категории, в защиту прав которого может обратиться в суд прокурор. Бывает, что в ходе прокурорской проверки не подтверждается факт нарушения прав гражданина, отсутствуют какие-либо доказательства этого. Случается, что граждане слишком поздно обращаются за защитой нарушенных прав, когда срок исковой давности истек. По общему правилу такой срок составляет три года с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако несмотря на препятствия и трудности прокуратурой используются все возможности для защиты прав граждан.

К примеру, в прошлом году нам удалось защитить жилищные права гражданина, включенного в список детей-сирот. Иск был предъявлен о предоставлении жилого помещения. Пришедший в прокуратуру Кинель-Черкасского района с последней надеждой просил помочь в разрешении спора. Работники прокуратуры не остались в стороне и в кратчайшие сроки провели проверку. По ее результатам прокуратура Кинель-Черкасского района обратилась в Кинель-Черкасский районный суд Самарской области. В итоге нам удалось доказать право заявителя на жилье и дело завершилось удовлетворением иска, по которому гражданин получил от администрации Кинель-Черкасского района благоустроенное жилье.

У прокурора есть полномочия по защите прав граждан в судебном порядке, и сегодня органы прокуратуры активно ими пользуются. От граждан требуется вовремя обратиться в прокуратуру – не ждать, не терпеть, а стараться защищать свои права всеми законными способами.

Читайте также: