В чем значение 4 акта пьесы на дне кратко

Обновлено: 04.07.2024

Четвертый эпизод данного произведения является, пожалуй, одним из ключевых частей.

Именно в этой части пьесы исчезает Лука, оставляя героев наедине с самими собой, их разбитыми мечтами и грёзами. Именно в этом эпизоде они пытаются разобраться в себе, постараться понять весь ужас своего положения, и вновь обрести утраченные надежды на изменение всего в лучшую сторону,прежде всего своими усилиями, усилиями Человека,

Действие происходит ночью. Герои, чьи лица освещены лишь светом небольшой лампадки, вспоминают доброго старичка Луку. После его ухода, жизнь ночлежки кардинально меняется, далеко не в лучшую сторону. Его внезапное исчезновение с новой силой обостряют накипевшие конфликты, поднимают, забытые на время сложности и проблемы.

принимает сладкую ложь во имя пустых мечтаний, отрицая идеологию жалости и сострадания Луки, которая не нужна свободной личности, Человеку с большой буквы. Сатин приверженец, пускай и горькой, но правды.

Ночлежники внимательно слушают Сатина.

Барон вспоминает давно минувшие годы его роскошной жизни в Москве, которые уже не вернуть. Однако, всё это уже кануло в лету…

Конфликт обостряется спором Насти и Барона о правдивости его слов.

Тут-то Сатин начинает свой монолог о Человеке.

Он рассуждает масштабно, рассматривая человека, как высшее разумное существо, свободное и самостоятельное. Именно человек, следуя его мысли, всё в этом мире, остальное же творение его мыслей и рук, воплощающих в реальность задумки. Герой заключает, что главное для такого Человека не жалость и сострадание, представляющее собой подачку, милостыню нищему, а уважение.

Ночлежники затягивают любимую песню, пытаясь хотя бы на минуту впасть в забытьё.

Однако, внезапно узнают смерти Актёра.

Происходит развязка, которую по праву можно назвать тяжелой, обличающей всю голую правду о жизни человеческой, потерявшей всякие свои главные черты.

2. Четвертое действие это итог споров о человеке, его сущности и назначении.

5. Как подействовал Сатин своим монологом на сожителей?
– Его слова пробуждают душу Барона, циник Бубнов размечтался о бесплатном трактире, но эти же слова убивают Актера.

6. Что означает смерть Актера в понимании авторской позиции?
– Эта смерть – свидетельство того, что в споре о человеке автор не принимает ничью сторону.

7. Как расценить последнюю реплику Сатина?
– Может показаться, что последняя реплика Сатина свидетельствует о его жестокости, цинизме. Но это, скорее, мгновенная реакция на испорченную песню, в которой на какой-то миг развернулась душа. Какой-то миг они были счастливы, но жизнь быстро привела их в чувство. Досада Сатина не имеет отношения к Актеру, она обращена именно к Барону, прервавшему песню.

Читаемое в разделе:

Ранние романтические рассказы Максима Горького написаны в девяностые годы девятнадцатого века. Время для начинающего писателя трудное. В девятнадцать лет.

Ранние романтические рассказы Максима Горького наполнены мечтой о красивых и отважных людях. История, рассказанная старухой Изергиль, имеет трехчастную.

Ранее опубликованные в разделе:

  • 1. Начало пьесы – первая ремарка – обобщенный образ действительности. Создается описанием декорации. Нагромождение разных предметов создает ощущение тесноты.

Новые материалы раздела:

Ранние романтические рассказы Максима Горького наполнены мечтой о красивых и отважных людях. История, рассказанная старухой Изергиль, имеет.

Ранние романтические рассказы Максима Горького написаны в девяностые годы девятнадцатого века. Время для начинающего писателя трудное. В.

Все реплики героев несут определенный смысл. По случайным, мимолетным фразам можно предугадать поведение, за словами, афоризмами обнаруживается ярко очерченный характер.

Лука верит в каждого человека в отдельности, не надеется на Бога и вмешивается в судьбы, очень часто терпит неудачу, а страдают от этого только те, кому он пытался помочь. Странник вселяет надежды в души, озаряет низкое существование неосуществимыми мечтами. Но помочь человеку может только высшая жизненная сила, а возьмет эту помощь только тот, у кого она уже есть.

«Дать можно только богатому,

А Лука обещал Анне счастье в загробном мире, Актеру – излечение от алкоголизма, Ваське Пеплу – радостную жизнь вместе с Наташей в Сибири. Да, Лука поддерживал людей из жалости, он понимал, что они не выдержат суровой правды. Но к чему приводит его жалость? Это мы и видим в четвертом действии, развязке всей пьесы.

Попробуем разобраться с социальной проблемой пьесы. Кто же виноват? Я считаю, что нельзя сказать, что виноваты исключительно люди, в некоторой степени виновато и общество. Ведь можно сказать, что Актер – это некий продолжатель Мармеладовых. Он жалуется на жизнь, молится, но не имеет никаких сил на борьбу, он даже потерял свое имя. Он не находит сочувствия. Конечно, во многом виноват конкретно он. Но разве в судьбе Мармеладовых не было виновато общество? Заметим, что всего два героя покидают ночлежку самостоятельно. Лука и Актер. Второй находит мужество и силы в себе покончить жизнь самоубийством. Хотя Сатин считает, что это малодушие, но его взгляды могут не совпадать с мнением остальных.

Анализ IV действия пьесы Горького На дне

8 стр., 3912 слов

Создание сценического образа актера

… роли – рождающимся впервые на сцене – вот основная задача актера. Он выполняет ее, строя сценическое действие по законам жизни.Не забудем только, что жизненное действие, хотя и осуществляется … обнаруживающее истину страстей и правдоподобие чувствований в заданных жизнью (или воображаемых актером) обстоятельствах. Психические процессы при том и другом действии рефлекторны по своей природе. …

Япония: страна, люди, традиции ( на свободную тему)

Примеры похожих учебных работ

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). … и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может …

Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2

… информации, не заметить явных сигналов лжи другого человека. Сценарий своей жизни каждый человек пишет в раннем возрасте. Уже … этих переходов, который он назвал ОК Коррал(3). Действие: Уход Вытекающая позиция: «Я — не ОК …

Судьба художника в драматургическом воплощении пьесы МБулгакова Последние дни Пушкин …

РЕЖИССЕР И ПЬЕСА

… есть главное, действие пьесы. Сквозное действие как на вертел нанизывает все важнейшие события пьесы. Оно сквозное, так как пронизывает всю пьесу логикой действий, поступков персонажей, утверждающих собой идею пьесы. Сквозное действие помогает …

Психодиагностика лжи при приеме сотрудников на работу

… определить по жестам и мимике, ложь людей при собеседование с работодателем. психодиагностика невербальный общение ложь 2. Невербальные средства общения. Психология лжи или как распознать ложь по жестам и мимике …

Это началось еще со сцены смерти Анны.

– Как расценивать эти слова Анны – как победу Луки или как его поражение? Горький не дает однозначного ответа, комментировать эту фразу возможно по-разному. Ясно одно:

Анна впервые заговорила о жизни позитивно благодаря Луке.

Самоубийство Актера прервало песню.

Одно слово веры в человека могло изменить жизнь обоих, но оно не прозвучало.

Не поверил в себя и Актер, для которого творчество – смысл жизни, призвание. Весть о смерти Актера пришла после известных монологов Сатина, контрастно оттенив их: вот не справился, не сыграл, а ведь мог, не поверил в себя.

III. Афористичность языка пьесы Горького.

– Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, присловья, поговорки?

a) Шум – смерти не помеха.

б) Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье.

в) Жди от волка толка.

г) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

д) Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все – прыгают.

е) Старику где тепло, там и родина.

ж) Все хотят порядка, да разума нехватка.

з) Не любо – не слушай, а врать не мешай.

(Бубнов – а, б, ж; Лука – д, е; Сатин – г, Барон – з, Пепел – в.)

– Какова роль афористических высказываний персонажей в речевом строе пьесы?

IV. Творческая работа.

Напишите рассуждения, выразив свое отношение к прочитанному произведению. (Ответ на один вопрос по выбору.)

– В чем смысл спора Луки и Сатина?

При подготовке ответа обратите внимание на речь персонажей, на то, как она помогает раскрыть идею произведения.

Домашнее задание.

Выберите эпизод для анализа (устного). Это будет тема вашего будущего сочинения.

4. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)

Урок 16
Урок-практикум. Подготовка к сочинению
по творчеству М. Горького. Обучение анализу
эпизода эпического произведения

Цели: повторить основные литературоведческие термины, связанные с анализом произведения; обратить внимание на особенности анализа эпизода эпического произведения; развивать навык анализа драматического произведения, навык самостоятельной работы и работы в группах.

Ход урока

Это началось еще со сцены смерти Анны.

– Как расценивать эти слова Анны – как победу Луки или как его поражение? Горький не дает однозначного ответа, комментировать эту фразу возможно по-разному. Ясно одно:

Анна впервые заговорила о жизни позитивно благодаря Луке.

Самоубийство Актера прервало песню.

Одно слово веры в человека могло изменить жизнь обоих, но оно не прозвучало.

Не поверил в себя и Актер, для которого творчество – смысл жизни, призвание. Весть о смерти Актера пришла после известных монологов Сатина, контрастно оттенив их: вот не справился, не сыграл, а ведь мог, не поверил в себя.

III. Афористичность языка пьесы Горького.

– Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, присловья, поговорки?

a) Шум – смерти не помеха.

б) Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье.

в) Жди от волка толка.

г) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

д) Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все – прыгают.

е) Старику где тепло, там и родина.

ж) Все хотят порядка, да разума нехватка.

з) Не любо – не слушай, а врать не мешай.

(Бубнов – а, б, ж; Лука – д, е; Сатин – г, Барон – з, Пепел – в.)

– Какова роль афористических высказываний персонажей в речевом строе пьесы?

IV. Творческая работа.

Напишите рассуждения, выразив свое отношение к прочитанному произведению. (Ответ на один вопрос по выбору.)

– В чем смысл спора Луки и Сатина?

При подготовке ответа обратите внимание на речь персонажей, на то, как она помогает раскрыть идею произведения.

Домашнее задание.

Выберите эпизод для анализа (устного). Это будет тема вашего будущего сочинения.

4. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)

Урок 16
Урок-практикум. Подготовка к сочинению
по творчеству М. Горького. Обучение анализу
эпизода эпического произведения

Цели: повторить основные литературоведческие термины, связанные с анализом произведения; обратить внимание на особенности анализа эпизода эпического произведения; развивать навык анализа драматического произведения, навык самостоятельной работы и работы в группах.

Ход урока


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: