В чем житейское знание лучше научного кратко

Обновлено: 04.07.2024

Житейская психология — это убеждения, представления, сведения о психике, понимание ее сути и принципов работы, приобретенные в повседневной жизни и объединяющие жизненный опыт конкретной личности, а также других людей.

Иначе житейскую психологию именуют мудростью. Ее источники:

  • ежедневная коммуникация и взаимодействие;
  • совместная деятельность;
  • люди, которые встретились в жизни.

Для житейской психологии характерны следующие признаки:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Конкретность — привязка к конкретным людям, жизненным обстоятельствам, проблемам жизнедеятельности.
  2. Интуитивность — неполное понимание источника собственных знаний, особенностей их функционирования.
  3. Ограниченность знаний — размытые представления о свойствах конкретных психологических явлений, сфере их действия.
  4. Опора на наблюдения и размышления — запас знаний не подвержен научному анализу.
  5. Ограниченность в материалах — человек не сопоставляет собственные психологические знания и выводы с подобной информацией, которой обладают другие люди.

Психологический опыт приобретается не только через взаимодействие с социальным окружением, но и через литературу, творчество, которые отображают внутренний мир других людей. Житейская психология — результат восприятия личного опыта человека, но это не означает, что он подойдет другим людям. Главный прием познания в житейской психологии — метод проб и ошибок.

Каждый человек в жизни сталкивается с психологическими явлениями: потребностью поиска общего языка с людьми, воспитания детей, необходимостью понимать собственные стремления и направлять их в надлежащее русло и т. д. Некоторые люди считают, что им удается решать житейские задачи психологического характера. Житейская психология играет важную роль в повседневной жизни человека, и даже профессиональные психологи используют ее опыт в работе. Но житейская и научная психология все же разделяются и представляют собой различные отрасли знаний.

Научная психология — это доказанные психологические знания, собранные в ходе теоретического и экспериментального исследования психики.

Ее источники:

  • научные труды и статьи;
  • экспериментальные исследования;
  • преподаватели и наставники, которые делятся теоретическим опытом.

Главные характеристики:

  1. Обобщенность — вывод о психологических феноменах и понятиях опирается на особенности их проявления у многих людей, при разных обстоятельствах, по отношению к различным проявлениям деятельности человека.
  2. Рационализм — научные сведения предельно изучены и доказаны.
  3. Неограниченность — знания доступны людям.
  4. Опора на эксперимент — психологические явления изучаются в разных условиях.
  5. Слабая ограниченность в материалах — научные познания основываются на результатах множественных экспериментов, проведенных в специальных условиях.

В основе научной психологии лежит житейская: обратив внимание на явление, которое встречается в жизни, ученые поддают его всестороннему анализу. Научные сведения используются в жизни для решения проблемных вопросов. Таким образом, соотношение научной и житейской психологии не прямо противоположное. Они имеют множество точек соприкосновения.

Сходства и различия между житейской и научной психологией

Общие черты житейской и научной психологии проявляются в том, что они способствуют гармонизации межличностных взаимоотношений. Итог их интеграции — практическая психология.

Объединение научной и житейской психологии проявляется в следующих аспектах:

  1. В исследовании воздействия коллектива на отдельную личность и наоборот — человека на группу людей (психология управления и лидерства).
  2. В установлении специфики взаимовлияния и взаимодействия двух людей или двух коллективов между собой.
  3. В изучение особенностей личности человека, его поведения (психология личности).

Практическая психология берет начало с наблюдения психологических явлений в жизни, что находит продолжение в научных исследованиях. Житейская и научная психология взаимно дополняют друг друга: первая базируется на индивидуальном опыте человека, вторая вмещает в себя суммарный опыт всего общества.

Изучить психологические особенности больших социальных групп невозможно без познаний о психике отдельного человека, а теоретические знания подтверждаются практикой. При оказании психологической помощи одинаково используется как житейский опыт, так и научные данные.

Единого списка различий между научной и житейской психологией нет. Но их сравнение позволяет выявить следующие критерии расхождения:

  1. Научная психология исследует психические процессы, житейская — отдельных людей или обстоятельства.
  2. Изучая определенного человека или конкретную ситуацию, житейская психология часто основывается на стереотипах, настроении, моде, страхах, а также на суевериях. Научная психология систематизирует, обрабатывает полученную информацию, делает соответствующие выводы. Культурный уровень еe базы знаний значительно выше.
  3. Житейские знания отличаются интуитивным характером, пополняются путем практических действий. Научные знания характеризуются разумностью, осмысленностью, продуманностью.
  4. Научная психология в процессе исследования использует большой арсенал инструментов: эксперимент, взятое под контроль профессиональное наблюдение, диагностика, опросы и т. д. Житейская психология использует только стихийные самонаблюдение и наблюдение.
  5. Информация из области житейской психологии, ее основы передаются устно, часто от поколения к поколению, а также с помощью фольклорных источников, сведения научной — распространяются через учебники, труды учeных, профессиональное образование.
  6. Житейская психология не разъясняет механизм психологического явления, научная же объясняет внутренние процессы организма, задействованные в конкретном случае.
  7. Научная психология использует обширный понятийный аппарат, в то время как житейская оперирует простым общедоступным языком.
  8. Знания житейской психологии проходят испытание через личный опыт, научные данные обосновываются через организованное наблюдение, подтверждаются проведением эксперимента.
  9. Научная психология имеет перспективу для развития, особенно в направлении разработки узких отраслей, что не характерно для житейской.

Житейская психология как источник получения знаний

В процессе повседневной жизни люди посредством наблюдения, самонаблюдения и раздумий получают психологические знания и накапливают их. Проверка полученной информации осуществляется на личном опыте человека. Житейская психология дает представления о поведении и эмоциональном наполнении людей в конкретных, но похожих, нарицательных случаях.

Знания житейской психологии — конкретные, практичные, доступные, убедительные. Они основываются на здравом смысле, хотя считаются недостаточно убедительными.

В некоторых ситуациях научная психология не может помочь, и тогда на выручку приходит житейская.

Например, психологические типажи людей, описанные в научной литературе, обобщены, и характеристики отдельной личности не могут полностью совпадать с одним из них, а наоборот — вмещают отличительные черты отдельных типажей. Как взаимодействовать с тем или иным человеком — подскажет житейская психология.

Суждения, используемые в контексте житейских знаний — смутные, неопределeнные, часто применяются к непохожим жизненным ситуациям, но служат наглядным примером для научных понятий. В разговорном языке содержится много слов и словесных выражений, отображающих психические явления и фактаж. Они соответствуют научным терминам, но менее определенные.

Роль в жизни человека, примеры из жизни

Познание основ житейской психологии — важный процесс для каждого человека, так как позволяет эффективно отвечать на вызовы повседневной жизни. При помощи житейских знаний люди анализируют события, произошедшие с ними, осмысляют собственное поведение, налаживают межличностные отношения, интегрируются в общество, решают конфликтные ситуации.

Практическая психология соединяет в себе и житейскую, и научную основы. Ее первоочерeдная задача — не исследование, а оказание психологической помощи людям. Практические психологи ищут способы и вырабатывают методы психологической поддержки человека в сложный для него жизненный период, помогают преодолеть семейные и профессиональные трудности. В поле их зрения — конкретные случаи, а в работе они используют такие методы:

  • психодиагностика;
  • психотерапия;
  • психокоррекция;
  • консультирование.

Со временем специалисты накапливают профессиональный опыт, имеющий прикладную ценность (хотя он не гарантирует достаточную доказательную базу для психологических гипотез). Практические психологи разъясняют теоретическую информацию доступным языком, тем самым способствуя ее широкому проникновению в массы.

В то же время психологические знания чрезвычайно важны для оптимального функционирования и развития разных отраслей человеческой деятельности, например:

  1. Промышленность и социальная сфера. Перед психологической наукой стоит задача разработки научных основ управления поведением человека и учета человеческого фактора на производстве и в социальной сфере. Например, проблемами оптимизации деятельности людей в условиях промышленности и транспорта, то есть научной организацией производства занимаются инженерная психология и психология труда. Для современной промышленности важно подбирать таких людей, которые способны работать в тех или иных условиях труда, а также создать условия для поддержания высокого уровня внимания человека, его наименьшего изнурения. Таким образом, повышается эффективность производства, уменьшается риск аварийных ситуаций.
  2. Образование. Не менее важны психологические разработки для образовательной сферы, которая нуждается в целесообразной организации методов обучения и воспитания. Педагогическая психология разрабатывает научную базу образовательных программ, учебных и воспитательных методик, учитывая при этом возрастные особенности детей. Изучение психологических качеств учащихся, которые мешают им эффективно усваивать знания, выявление причин неуспеваемости — тоже сфера интересов психологической науки.
  3. Медицина. Научная психология имеет значительное влияние на здравоохранение. Успешность лечения напрямую зависит от отношения больного к болезни, его настроя на положительный результат. Психологическое исследование особенностей личности позволяет совершенствовать практику психотерапии, психогигиены, психопрофилактики. Психология помогает решать задачи таких медицинских отраслей, как психиатрия и неврология. Например, в психиатрии применят методы экспериментальной патопсихологии, что способствует проведению более точной диагностики психических заболеваний. Во второй половине ХХ века сформировалась новая отрасль психологической науки — нейропсихология, которая изучает мозговые механизмы психических процессов и позволяет увидеть, какие психические процессы нарушаются при поражении тех или иных участков мозга. Также научная психология разрабатывает принципы и методику восстановления возможностей организма при мозговых поражениях.
  4. Судебная психология. Следователи, судьи обязаны ориентироваться в особенностях функционирования психики людей, понимать их мотивы, свойства мышления, манеру поведения. Созданы научные подходы к анализу показаний свидетелей, диагностированию причастности к преступной деятельности.

Таким образом, как житейская, так и научная психология находят практическое применение в разных отраслях человеческой жизнедеятельности.
Научные и житейские психологические знания, хоть и имеют существенную разницу, но глубоко связаны между собой. Житейская психология лежит в основе научной, которая, в свою очередь, находит задачи в житейском опыте. Научные разработки через этот опыт со временем находят подтверждение.

Для современной философии не характерны те ошибки, которые совершались в классической, когда все возможные виды знания отождествлялись исключительно с научным знанием, или искусственно дотягивались до науки, или вовсе не принимались во внимание за недостоверность. Кроме научного, современная теория познания говорит об обыденном, мифологическом, религиозном, художественном, философском, квазинаучном знании. Подразумевая, что все они носят равную ценность для культуры и одинаково необходимы для понимания сущности познавательной деятельности.

Обыденное или житейское знание

Обыденное или житейское знание основывается на ежедневном опыте. Оно находится в полном согласии со здравым смыслом и по многим направлением с ним совпадает. Обыденное знание подразумевает утверждение и описание фактов. Сфера обыденного постоянно расширяется, это происходит волнообразно за счёт неравномерного развития науки, философии, искусства, посредством расширения круга известных фактов. Житейское знание имеет особый смысл на фоне того, что оно является основой для всех остальных знаний. Именно поэтому не стоит уменьшать его роль в обществе и бытие человека.

Художественное знание

Формирование художественного знания происходит в искусстве. Отличает его от научного или философского то, что оно не устремлено к доказательности или обоснованию. Его форма существования в художественном образе. Главное отличие которого, заключается в самоочевидности и убедительности вне и независимо от всякого подтверждения. Искусству не чужд, и даже поощряется художественный вымысел. Отсюда и достаточно условный образ мира, созданный искусством. Однако суть вымысла в том, чтобы яснее и выразительнее представить объективное знание о действительности. Искусство свой интерес видит в культуре и человеке, нежели в природе. Находит своё выражение в тех областях, которые менее отражены в науке.

Основная цель искусства – сохранить и представить единичное и особенное и посредством этого выделить что-то общее, тогда как научное знание сконцентрировано на выведении общих и необходимых закономерностях. Искусство устремлено к осмыслению уникального и познания, но это не основная его функция, в силу этого знание существует в виде побочного продукта художественного творчества.

Мифологическое знание

Мифологическое знание связывает в себе рациональное и эмоциональное отражение реального. Мифологическое знание наполнено наблюдениями из окружающего мира, но при этом они не осмысливаются в нём с рациональной точки зрения. Мифологическое знание отражает не столько действительность, сколько переживания человека об этой действительности.

На ранней стадии развития человечества мифологическое знание оказывало серьёзное воздействие на человека, исполняя роль стабилизатора в первобытном обществе, и занимаясь интерпретацией множества явлений. Более того, с помощью мифологического знания важная информация транслировалась от одного поколения к другому. Мифологическое знание помогало первобытному человеку структурировать знания об окружающей действительности, а также лучше узнавать и моделировать повседневную реальность.

Начальная мифологическая классификация явлений легла в основу формирования рациональных форм знания – философии и науки.

Религиозное знание

Суть религиозного знания заключается в его связи с верой в сверхъестественное и эмоционально-образное отображение реальности. Базируется религиозное знание на вере, а доказательства и обоснования ему чужды.

Религия не предлагает человеку заниматься разного рода размышлениями и поиском истины, она рекомендует просто верить, сопереживать и переживать. Религиозное знание не носит критического характера, а является скорее сводом неких правил, идеалов и абсолютных ценностей. Выводы, которые получают в ходе религиозного размышления, собираются в конкретные наглядно-чувственные образы.

Стоит заметить, что, несмотря на то, что религия склонна к обращению в эмоционально-чувственную сторону человеческой природы, она имеет умопостигаемый характер. Тем самым, отвечая на вечным вопросы, предоставляет человеку свой вариант картины мира.

Философское знание

Философское знание имеет рационально-теоретическую форму – в этом его основная особенность. Наука даёт частные ответы на частные вопросы, философия же отвечает н мировоззренческие вопросы и как следствие размышляет о ценностях, которые невозможно исключить из философского знания.

Сравнение научного и философского знания

В момент своего зарождения и становления, философское знание было тесно связано с научным. В Античные времена было принято называть философией всё то, что считалось теоретическим знанием. И только с ходом времени из этого общего знания выделились различные частные дисциплины. Для современной философии характерно деление на разделы, которые прямым образом связаны с научным знанием. Одним из таки направлений является философия науки, которое сфокусировано на проблемах научного знания.

Философия наравне с наукой направлена на постижение сущности, она применяет научную аргументацию и доказательную базу. Наука и философия похожи между собой ещё и тем, что обе они базируются на рационально-теоретических методах исследования, посредством которого идёт получение достоверных, общепринятых норм и принципов.

Знание в обеих сферах выражается в рациональной форме, для этого используются понятия, суждения и умозаключения. Однако научное знание по своей природе не может носить мировоззренческий характер, и оно не рассказывает человеку о его жизненных, экзистенциональных нуждах.

В качестве предмета научного исследования выступает или человек, или мир, это напрямую зависит от сферы, будь то гуманитарная, социальная или естественная. Ни одна из наук, не предпринимает попыток объяснить фундаментальное мировоззренческое отношение "человек – мир". Также ни одна наука не пытается разобраться в вопросах добра и зла, свободы и рабства, истины и лжи, красоты и безобразия. Хотя наука может быть заинтересована в возможностях человеческого сознания и воли, особенностях понимания эстетических форм или рациональном знании о физической действительности.

Ни одна наука не сфокусирована на выявлении универсальных связей реальности и поиске фундаментальных предпосылок бытия. Наука может предоставить лишь частные знания о мире, которые служат основой для создания всеобъемлющих мировоззренческих систем. Отсюда следует, что отождествление научного и философского знания ошибочно.

Квазинаучное знание

Для современной культуры характерен один вид знания, который объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного. Таковым является квазинаучное знание. Оно представлено в мистике, магии, алхимии, астрологии, паранауках и эзотерических учениях. Суть квазинаучного знания в удовлетворении эмоциональной потребности в стабильности, которую ежедневно испытывает современный человек. Квазинаучное знание не направлено на объективное познание действительности.

Квазинаучное знание призвано выполнять компенсаторные функции, которые позволяют человека достичь психологического комфорта, столь необходимого именно в современной быстро меняющейся реальности. Квазинаучное знание – это самостоятельное культурное явление, которое не сводится к какому-то одному конкретному виду знания. Оно часто приобретает форму науки, но при этом наукой не является. Важно заметить, что квазинаучное знание – это одна из форм современной философии.


Большинство людей считают, что они знают психологию, так как имеют опыт общения с другими людьми. Итак, каждый человек в той или иной мере – психолог-любитель.

Рассмотрим соотношение научной и житейской психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Олег Рой, Астрид Линдгрен и др.), а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др.

Но если задуматься над вопросом: чем, же отличаются житейские психологические знания от научных?

Ю.Б. Гиппенрейтер выделила пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и таксисты – тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как известно, часто довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим с отцом, и снова совсем иначе с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли можно ожидать от него такой, же проницательности в отношении чужих бабушек и мам. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы и позволяют увидеть закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживания.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка.

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.

Пятое отличие, это, прежде всего преимущество научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких как возрастная психология, педагогическая психология, нейропсихология, социальная психология, специальная психология и др.

Итак, отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекая из него свои задачи и проверяя с учетом закономерностей развития личности.

Говорят, что бармены и таксисты – отличные психологи. Да, отчасти это так, но тогда уж житейские психологи. Они много общаются с разными людьми, большой жизненный опыт позволяет им лучше понимать социум, давать советы. Однако не всегда их советы, суждения справедливы с точки зрения науки. Нам с вами предстоит разобраться в житейской и научной психологии, их отличиях и взаимоотношениях, дать определение тому и другому типу.

Житейская и научная психология

Житейская психология: что это

Это знания, которые накапливаются, используются в жизни. Житейская психология включает в себя чьи-то рассуждения, наблюдения, умозаключения относительно конкретной ситуации. Например, дети отлично умеют манипулировать родителями, но они не знают, как делать это со всеми людьми.

Житейские психологические знания отличаются следующим:

  • всегда конкретны;
  • интуитивны;
  • привязаны к определенным условиям, ситуациям, участникам.

Обычно этот тип называют мудростью.

Особенности житейской психологии, что ее характеризует:

  • выводы часто бывают иррациональными;
  • чаще всего возникает ошибочное обобщение;
  • суждения основаны на страхах, личных переживаниях;
  • суждения подвержены настроениям, моде, слухам;
  • житейские знания основаны на случайных ситуациях, размышлениях;
  • культурный уровень житейской психологии низкий, она приземленная, часто смешана с суевериями.

Научная психология: что это

Это данные, которые накапливаются при помощи исследований, а используются как в теории, так и на практике, то есть в жизни. Дисциплина возникла в XIX веке, но жизненная мудрость накапливалась вместе с развитием общества.

Специфика научной (академической) психологии, ее отличие от житейской:

  1. Первая – это наука. Вторая – это чьи-то взгляды, итоги размышлений, анализа, самоанализа, социального взаимодействия.
  2. Научная информация тесно связаны со статистикой, математическими вычислениями, опытами, экспериментами.
  3. Научные данные всегда рационально обобщены, объяснены. Они тщательно выверены, подтверждены, не зависят от эмоций, настроений отдельного субъекта или общества. Они объективны, беспристрастны. Как правило, они отличаются более высоким культурным, интеллектуальным уровнем.
  4. Факты из науки актуальны для всего социума, они учитывают специфику тех или иных условий, отличия индивидов.

Далее рассмотрим характеристику житейской и научной психологии в сравнении.

Сравнение житейской и научной психологии

Различия между житейской и научной психологией

Два типа отличаются характером знаний, содержанием и способами передачи опыта. Рассмотрим основное:

Таким образом, пока один тип разносторонне и хаотично описывает те или иные явления, другой объясняет их через термины, понятия, определения, закономерности, причинно-следственные связи.

Соотношение житейской и научной психологии (кратко)

Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:

  • профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);
  • психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;
  • последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.

А влияет ли наука на жизнь? Безусловно. Это то, что мы обычно называем практической психологией. Речь идет обо всех техниках, методиках, тренингах, которые мы используем в жизни для ее улучшения. Все научные психологические исследования возникают на фоне актуальных проблем общества. Люди подсказывают, что им нужно – психологи стараются помочь. Согласно этому можно условно выделить три типа: житейская, научная и практическая психология. Последняя объединяет в себе два других типа.

Большинство психологов, которые получили соответствующее образование, имеют отношение к обоим типам. Кто-то выбирает только теоретическую часть, но и в этом случае он сталкивается с бытовыми проблемами людей, потому что без этого нельзя выдвинуть и проверить гипотезу. Для этого используется житейское наблюдение. В психологии это один из методов, подразумевающий проверку гипотезы или результатов исследования в реальных условиях (не лабораторных).

Таким образом, специфика научной и житейской психологии в следующем: наблюдается необходимость житейских психологических знаний для развития психологии как науки.

Житейская и научная психология: кратко связь и различия

Еще раз обобщим все вышесказанное в виде таблицы. Итак, вот чем житейская психология отличается от научной:

Критерий Любительская Академическая
Абстрактность/точность знаний Всегда конкретные, связаны с определенными ситуациями, людьми. Выражаются в законах, понятиях и определениях, заметно стремление к обобщению.
Характер знаний Основаны на интуиции, пробах, ошибках. Всегда научно оправданы, подтверждены экспериментально, рациональные и осознанные знания.
Систематизация, накопление, передача информации Знания умирают вместе с человеком, живут в народном творчестве. Передаются из поколения в поколение через книги, записи, видео материалы, университеты и прочее.
Как поступает информация Через личные наблюдения, размышления. В ходе наблюдений, размышлений, экспериментов.
Объем информации, точность понятий Знания ограничены, понятия размыты и многозначны. Материал объемный, понятия точно определены.

Типы имеют кое-что общее, но вместе с этим у них немало отличий. Любительский тип – это опыт человека или целого общества. Научный тип – это дисциплина, наука как она есть.

Актуальны две проблемы сравнения житейской и научной психологии. Во-первых, нередко наблюдается подмена понятий, люди пытаются выдавать свои наблюдения за научные законы и учить других жизни (блогеры, инстаграмщики, графоманы и т.д.). Во-вторых, профессиональные психологи теряют огромную часть тем для изучения. Научное рассмотрение ограничивает возможности изучения предметов и явлений, понятия создают жесткие рамки, за которые нельзя выходить.

Читайте также: