Был ли он самодержцем в годы реформ и победоносных войн кратко
Обновлено: 04.07.2024
Политический портрет Ивана Грозного
Иван Грозный - сын великого князя Всея Руси Василия III. Потерял отца в 3 года. За малолетнего Ивана правили разные группы бояр. Митрополит Макарий и Боярская Дума венчали молодого великого князя на царство, не ожидая от него большой самостоятельности. Но постепенно одаренный государь вышел из-под контроля олигархии и сосредоточил в своих руках абсолютную власть. За годы правления Ивана Васильевича московское государство превратилось в настоящее царство: были присоединены к Москве Казанское ханство (ныне территория Чувашии, Татарстана и Ульяновской области) , Астраханское ханство (ныне территория Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии) , заселено северное Черноземье (территория Орловской, Курской, Липецкой, Тамбовской областей) , завоеваны Северный и Центральный Урал, а также Западная часть Сибири. Грозный отправил первую жалованную грамоту донским казакам 13 января (по новому стилю) 1570 и принял под свою власть первые народы Северного Кавказа, чьи князья пожелали служить царю.
Иван Васильевич провел важные административные реформы: принял Судебник - первый свод законов Московского государства, разделенный на параграфы, создал профессиональную армию, государственные ведомства (приказы, первым был Посольский приказ) , ввел наказания для чиновников.
Могущество власти царя плохо сказалось на его психике. Иван Васильевич с детства был подозрителен и жесток: в 13 лет он уже приказывал казнить. Воображая на каждом шагу заговоры, царь постепенно избавился от своих сподвижников, которым он был обязан реформами и победами времен начала его царствования.
Для расправы над видными представителями знати было создано государство в государстве - Опричнина. Из деяний опричников наибольшее значение имели фактический перенос столицы в Александровскую слободу и варварский разгром Новгорода.
Насилие породило страх, царя стали звать Грозным. Немногие, смевшие высказать царю возмущение его политикой, как причисленный к лику святых митрополит Филипп, гибли за свои убеждения. Опричнина показала: ни знатность, ни заслуги перед родиной, ни безупречное поведение не гарантировали от расправы. Опричники чинили ее над любым по малейшему подозрению. На все была воля одного человека - царя.
Царский гнев обращался на людей, которые были известны лично Ивану Васильевичу. Так как он знал большинство выдающихся людей, войска остались без талантливых полководцев, а государственный аппарат потерял лучших чиновников. Русское царство потерпело поражение в длительной Ливонской войне и утратило выход к Балтийскому морю. В конце концов Грозный обличил опричников как изуверов и уничтожил, но они успели нанести огромный урон. В конце жизни царь раскаялся, пожертвовал церкви огромные деньги на помин души 3200 опальных, убитых и запытанных по его приказу.
Все свои действия Иван Грозный мотивировал соображениями веры и здравого смысла. От прочих жестоких царей он отличался тем, что пытался объяснить свою правоту в личных посланиях и вступал в полемику с теми, кто был вне его власти. Грозный оставил значительное литературное наследие. Он один из немногих известных нам русских публицистов, литераторов и композиторов XVI века.
Все реформы, проведенные Иваном IV и членами Избранной рады, принесли свой положительный результат. Благодаря им были упразднены остатки существовавшей ранее удельной системы, а Российское государство стало более централизованным.
2. Докажите, что в середине XVІ в. Россия развивалась как сословно-представительная монархия.
Российское государство середины XVI в. являлось сословно-представительной монархией потому, что среди органов государственной власти существовал Земский собор, в состав которого входили представители всех сословий (кроме крестьянства). Благодаря Земскому собору, дворяне, духовенство или посадские люди могли сообщить царю о своих проблемах и в случае необходимости – дать ему нужный совет.
Стр. 46. Вопросы и задания в конце параграфа
1. Прочитайте эпиграф:
1) О каких реформах говорится в тексте Стоглава? Почему Иван IV назван миротворцем?
В тексте Стоглава упоминается о реформе органов местного самоуправления, а также о необходимости реформ в православной церкви. Миротворцем Иван IV назван, потому, что на то время он не участвовал ни в одной крупной войне, не провел ни одного похода.
2) Можно ли называть царя самодержцем в период проведения реформ? Аргументируйте свой ответ.
Несмотря на то, что в период реформ были сильными позиции сословно-представительного органа Российского государства – Земского собора, царя всё равно можно с уверенностью назвать самодержцем. Это объясняется тем, что Земский собор никак не ограничивал власть монарха, а всего лишь советовал ему. Соответственно Иван Грозный не был обязан выполнять эти советы и прочие решения сословно-представительного органа.
Реформы Избранной рады | |||
---|---|---|---|
№ п/п | Название реформы | Год проведения реформы | Суть реформы |
1 | Судебная | 1550 | Принятие нового свода законов – Судебника, который заменил Судебник 1497 г. |
2 | Местного управления | 1556 | Упразднение наместничества, кормлений и создание органов местного самоуправления: губных и земских изб. |
3 | Центрального управления | 1550-е | Формирование системы приказов в качестве органов центральной исполнительной власти. |
4 | Военная | 1550 – 1556 | Создание стрелецкого войска. Принятие Уложения о службе, которое установило единый порядок несения дворянами военной повинности. |
5 | Церковная | 1551 | Введение единства в обрядах и службах, повышения уровня дисциплины среди духовенства, возложение на духовенство обязанности создавать училища для просвещения населения, канонизация некоторых духовных деятелей. |
Речь идет о короле Англии Генрихе VIII с династии Тюдоров, который правил в 1509 – 1547 гг. Он прославился, прежде всего, тем, что инициировал Реформацию в своем государстве, отказался подчиняться римскому папе и фактически создав новую христианскую церковь – англиканскую. Именно этим его реформы принципиально отличаются от реформ Ивана IV. Русский царь не отважился прямо подчинить себе церковь, разорвав при этом любые связи с другими центрами православиями (например, с Константинополем). Хотя влияние светской власти на церковь все же усилилось.
5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
Утвердившись на престоле, Иван Грозный начал бурное реформирование устоев жизни московского общества. В целом реформы середины XVI в. в России проводились в интересах укрепления самодержавной царской власти при опоре на служилое дворянство и за счет ограничения хозяйственной и политической свобод боярской аристократии, посадского и крестьянского населения страны. Русская историческая наука в лице ее виднейших представителей - Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, М.Н. Покровского - давала иную характеристику деятельности Ивана IV. Его личность - ярчайшее подтверждение известной народной мудрости: "Всякая власть портит человека; абсолютная власть - абсолютно". По мнению В.О. Ключевского, Иван IV - один из грамотнейших, начитаннейших людей своего времени, обладавший несомненным политическим талантом. Но когда им овладела идея неограниченного самодержавия, когда вместе с титулом царя онвообразил себя преемником императоров не только византийских, но и римских, при своем несдержанном и жестоком характере он натворил массу бед. Личная власть Ивана Грозного над подданными отличалась ничем не сдерживаемым произволом и деспотизмом. Власть эта опиралась и на созданную и хорошо продуманную систему обеспечения единовластия. Система единовластия, созданная Иваном IV, стала основой для дальнейшего укрепления и развития аппарата власти неограниченной монархии.
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
1. there are some chairs in the classroom.-в классе несколько стульев.
2are there any desks in front of the blackboard? есть ли парты перед доской?
Читайте также:
- Как ты думаешь можно ли проявить творчество в учебном труде 5 класс кратко
- Как правильно осуществлять поиск в сети интернет кратко
- Как автор текста характеризует повседневную жизнь крымских татар кратко
- Объясните что такое отрезок с концами в данных точках 7 класс кратко
- Информационная деятельность в школе