Информационная деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Мы живем в обществе , в котором решающую роль играет получение, обработка, хранение и передача информации. Современное общество называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно растет, наибольшую ценность представляет умение быстро получить требуемую информацию и эффективно ею воспользоваться.

Информатизация образования является неотъемлемой частью информатизации общества. Переход современного общества к информационной эпохе развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста.

Современный учитель должен не только быть специалистом в своей области, знать основы компьютерной грамотности и иметь практические навыки работы с персональным компьютером, но и обладать информационной культурой. Он – активный участник школьного информационного пространства, сам создает информационный материал, рецензирует, редактирует, консультирует.

Информационное пространство образовательного учреждения – это требование времени, основной механизм формирования имиджа, сфера организационного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Какие возможности открывает информационное пространство нашей школы?

В школе создана локальная сеть, которая сегодня объединяет более 60 компьютеров: компьютеры кабинета информатики, мобильного класса, административные рабочие места и рабочие места учителей. Создано место общего доступа для хранения и обмена электронными ресурсами. Все компьютеры имеют выход в Интернет.

Мы стремимся к тому, чтобы родители регулярно заходили в электронный дневник, своевременно реагировали на оценки и пропуски уроков, были в курсе происходящих событий, что помогло бы им вместе с учителем и классным руководителем выстроить траекторию личностного роста своего ребенка. Для этого администрацией школы в системе проводятся обучающие семинары и информационные собрания для учителей и родителей.

Современному учителю необходимо идти в ногу со временем, совершенствоваться профессионально, повышать информационную компетентность. Владение ИТ-технологиями позволяет обмениваться информацией с коллегами, создавать документы общего доступа и работать с ними, использовать электронные сетевые ресурсы, публиковать свои статьи, обсуждать проблемы, вместе с учениками участвовать в разнообразных интернет-проектах, конкурсах и олимпиадах, которые предлагаются сегодня.

Используют учителя нашей школы в своей работе и дистанционное обучение. Вебинары, онлайн-конференции, дистанционные курсы повышения квалификации и курсы переподготовки, участие в форумах, получение высшего педагогического образования – всё это можно сегодня осваивать, имея доступ к Интернету. Для специалиста, живущего вдали от центра науки – это образовательная возможность, которой нужно пользоваться.

Конечно, уровень информационной культуры у всех разный, нам есть чему учиться, к чему стремиться. Сегодня очень важно понимать, по какой траектории двигаться в своем развитии. Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
  • анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
  • формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Направления использования информационных технологий в работе образовательного учреждения


Информационные технологии в учебном процессе.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.):

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:

  • Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
  • Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.

На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.

В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии в административно-управленческой деятельности.

Использование информационных технологий в административно-управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, осуществить оперативную подготовку и выпуск дидактических материалов, учебно-методического и научно-методического обеспечения, автоматизировать выполнение основных должностных обязанностей педагогов и методической службы.

Одна из важных задач, неизбежно встающая перед руководителем образовательного учреждения, — это перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию, что, по мнению специалистов в этой области, позволит избавиться от рутинного и отнимающего много времени труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса.

В настоящее время в образовательные учреждения внедряются программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в общеобразовательной школе. Созданы информационно-справочные системы, обеспечивающие нормативно-правовую поддержку работников системы образования.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Информационные технологии в воспитательном процессе.

Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.

Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:

Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе школы. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, необходимость применения современных ИТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.

Информационные технологии в педагогической и методической деятельности.

Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в деятельности руководителей методической работы. Они стали неотъемлемым атрибутом, без которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие.

Информационное обеспечение методической службы школы включает подготовку, обработку и хранение информации, в результате чего формируется база данных, с которой работают все пользователи в той или иной степени: руководители методических объединений, временных творческих коллективов, совета кураторов научного общества учащихся и администрация школы. Созданные в школе информационные блоки удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания опытно-экспериментальной работы.

В течение ряда лет ведется обработка данных различных программ наблюдения и изучения состояния работы с педагогическими кадрами: диагностических карт учителей, результатов исследований трудностей в работе педагогов и потребностей в повышении квалификации. Компьютерные программные средства создали условия для проведения мониторинга по различным направлениям: анализ дидактических средств, используемых учителем; характеристика педагогического мастерства; характер внутришкольных коммуникаций. Диагностирование методической работы преследовало цель: используя критерии и показатели, получить информацию о ее влиянии на рост профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов для принятия решений о методической помощи и включения учителей в педагогический поиск. Изучив фактическое состояние уровня подготовленности педагогов, мы выявили группы учителей, имеющих затруднения в практической деятельности, творчески работающих, с установленным стилем работы, разработали систему коррекционных мер, определили перспективы профессионального роста каждого работника. Полученную информацию систематизировали в базу данных, разработали электронное портфолио о каждом педагоге.

Компьютерные программные средства по управлению персоналом способствуют решению задач: определение тенденций во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов в развитии образовательного процесса; выявление позиции каждого его участника.

Заключение

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.

Информатизация школы — долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс стало одним из направлений развития школы.

Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, ибо здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также – что особенно важно для экономики – профессиональные предпосылки информатизации всего общества.

Кроме этого, информационная культура не должна быть оторвана от жизни и потребностей школьников в образовании по всем дисциплинам, она должна быть компетенцией надпредметного характера, необходимой не только для успешного образования в школе, но и содействующей непрерывному образованию.

Таким образом, необходима система, образовательная программа по формированию и развитию информационной культуры у школьников, которая становится частью Программы развития школы.

Кроме того, сами информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в наступившем столетии, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления образованием.

Процессы информатизации образования основываются на следующих нормативных документах:

При анализе работы школы за прошедший учебный год были вскрыты следующие противоречия внешнего и внутреннего характера:

  1. между современными требованиями к информационной культуре и традиционным содержанием образовательных программ по формированию ИК (ограничивается общеучебными умениями и навыками);
  2. между задачами, которые ставятся в федеральных целевых программах по информатизации образования и отсутствием целостной государственной концепции информационного образования и формирования информационной культуры;
  3. между потребностью в информационной грамотности и отсутствием дидактически обоснованных методик, технологий формирования информационной культуры личности;
  4. между огромным потоком информации и ограниченностью человеческих возможностей восприятию ее.

Материально-техническая база школы позволяет сегодня формировать и развивать компьютерную грамотность учащихся и учителей. Компьютерное оснащение обновляется. Доступность средств ИКТ обеспечивается:

  1. наличием 1 компьютера на 6 учащихся и на 1 педагогических сотрудника;
  2. включением компьютеров в локальную сеть;
  3. имеющимся мобильным мультимедийным классом;
  4. графиком работы компьютерного класса;
  5. выполнением заявок по поиску информации для образовательных целей;
  6. изменением культуры документооборота, информирования и докладов;
  7. оказанием методической и технической помощи;
  8. увеличением числа учителей и учащихся, обладающих ИКТ-компетенцией.

Проблема : недостаточно компьютеров в доступе учителей, не все учебные кабинеты оборудованы компьютерной техникой. Потенциал имеющегося компьютерного и другого технического оснащения используется недостаточно, доля его для организации творческой деятельности учащихся незначительна. Недостаточный уровень компьютерной грамотности учителей и управления информатизацией школы .

Повсеместное распространение информационных технологий в повседневной жизни обуславливает актуальность их внедрения в школах. Но остаются и те, кто против внедрения цифровых технологий в повседневную школьную жизнь и полагает, что это будет иметь больше вреда, чем преимуществ. Разберемся в плюсах и минусах.

💡 Что такое информационные технологии и их средства

Информационные технологии – различные технологии, которые связаны с управлением и разработкой большого потока информации с использованием вычислительной техники. Они предполагают компьютерную обработку информации, хранение больших объемов данных на съемных носителях и возможность передачи информации в кратчайшие сроки.

Если совсем недавно в распоряжении школьников были только бумажные учебники, мел и доска, то теперь в процессе обучения в школах могут применяться разные средства современных технологий: интернет-уроки, интерактивные доски, приложения для телефонов и планшетов, мультимедийные проекторы, электронные издания и пр. Ученики могут лучше усваивать материал, благодаря презентациям, видеофильмам, использованию материалов электронных архивов и библиотек и пр.

Информационные технологии тесно вплетены в жизнь учащихся, поэтому отсутствие их в школах снижает качество образовательного процесса. Технологии облегчают взаимодействие учителей и учеников (учителя начинают говорить на доступном детям языке), что позитивно сказывается на качестве учебного процесса.

Цифровое образование может создать новые возможности для обучения, внедряет персонализированные образовательные программы, появляются привлекательные стратегии обучения школьников.

Информационные технологии могут применяться на разных этапах образовательного процесса: для подачи материала, проверки полученных знаний, закрепления материала, самообучения и пр.

👇 Основные примеры

Внедрение информационных технологий в школах может вестись по следующим направлениям:

  1. Замена учебников электронными книгами и планшетами.
  2. Обучение школьников программированию.
  3. Проведение психолого-педагогического тестирования.
  4. Внедрение интерактивного тестирования.
  5. Использование дополнительных программ образования для получения углубленных знаний или расширения кругозора. .
  6. Создание цифровых естественно-научных лабораторий.
  7. Внедрение новых систем управления и надзора: в области кадрового, классного учета, бухгалтерии.

Использовать информационные технологии школьники могут не только на уроках, но и в рамках внеурочной работы. Например, школы могут создавать кружки робототехники, позволяющие приучить детей к практическому применению технологий.

В регионах процесс внедрения информационных технологий идет разными темпами. Так, в Москве в 2017 году были введены электронные дневник и журнал, а в 2018 годах практически все школы оснащены интерактивными панелями, ноутбуками для учителей.

Да, от этого уже никуда не деться Нет, это снижает качество образования, дети не могут самостоятельно думать Затрудняюсь сказать Напишу свое мнение в комментариях

👩‍🎓 Плюсы и минусы для учеников

Преимуществами применения информационных технологий в школьной практике являются:

  1. Освоение школьниками компьютерных технологий, без которых невозможно представить их сознательную жизнь.
  2. Более простое усвоение школьной программы, благодаря мультимедийности.
  3. Повышение успеваемости.
  4. Возможность получения доступа к образовательным программам, когда школьник болеет.
  5. Возможность регулирования темпов обучения с учетом индивидуальных и познавательных особенностей школьника.
  6. Развитие гибкости мышления, навыков целеполагания, самообразования и самодисциплины.

Минусы внедрения информационных технологий для школьников могут состоять в следующем:

👩‍🏫 Плюсы и минусы для учителей

Преимуществами внедрения информационных технологий в школы являются:

  1. Возможность сделать урок интересным и динамичным, обеспечение разнообразия в образовательной деятельности: внедрение новых обучающих программ, демонстрация слайдов, презентаций, мультимедийных альбомов.
  2. Повышение мотивации и вовлеченности школьников в учебный процесс, а также улучшение показателей успеваемости.
  3. Возможность выстраивания материалов, основываясь на доказательной базе.
  4. Экономия времени учителя на объяснение и закрепление нового материала.
  5. Упрощение рабочего процесса учителя, автоматизация отдельных процессов (использование готовых заданий и сценариев уроков, дистанционное отслеживание успеваемости). Педагоги отмечают, что внедрение цифровых технологий позволило им экономить до часа времени ежедневно.

Глобальным недостатком внедрения информационных технологий в школы является дороговизна и необходимость переобучения учителей. В числе других значимых недостатков выступают:

  1. Возрастание требований к педагогам и дополнительное время, требующееся на переобучение.
  2. Необходимость разработки новых программ образования.
  3. Низкая информационная культура учителей.

❗ Мнение автора. Почему в школе нельзя обойтись без современных технологий

Внедрение информационных технологий в школьную практику является жизненно необходимым, так как для школьников цифровая среда выступает естественной сферой. Цифровая грамотность сегодня выступает непременным навыком для достижения успеха. Информационные технологии способны существенно повысить качество образования и усвоение материала и указанные преимущества от их распространения перевешивают минусы.

Но они не способны и не должны полностью заменить учителя. Эффективность внедрения цифровых средств и снижение их потенциальных негативных явлений во многом будет зависеть от учителя, его способности грамотно организовать урок, активизировать исследовательские и аналитические навыки учащихся.


Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной, финансовой деятельности школы [6].

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Единое образовательно-информационное пространство школы — это система,

· включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;

· обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;

· предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения [7].

Анализ литературы по теме исследования, позволяет сделать вывод, что создание информационного пространства школы предполагает процесс перевода управленческой, финансовой, воспитательно-образовательной деятельности школы на стандартизированные компьютерные программы в рамках всей школы в целях упорядочения поступающей, исходящей и текущей информации, а также в целях образования. Это становится необходимостью по нескольким причинам:

· стремительный рост информационных потоков;

· невозможность принятия оптимальных управленческих решений в современной ситуации при стандартной механической обработке данных;

· работа школы в инновационном режиме требует оперативного многократного анализа ситуации в целях своевременной корректировки возникающих сбоев;

· требования вышестоящих организаций подавать отчёты только в электронном виде с соблюдением нормативных требований [1].

Изученные методические и научные труды по проблеме исследования позволили нам определить уровни единого информационного пространства образовательного учреждения:

Уровни единого информационного образовательного пространства школы.

Единое информационное пространство школы

Уровень администрации

Уровень преподавателя

Уровень ученика

На данном уровне происходит:

· разработка стратегии применения компьютерной техники;

· материально–техническое оснащение образовательного учреждения;

· подготовка кадров и создание мотивации использования информационно–коммуникационных технологий;

· создание автоматизированных рабочих мест администратора и учителя;

· составление оптимального расписания, позволяющего максимально эффективно использовать имеющуюся компьютерную технику;

· развитие информационных ресурсов и их содержательное наполнение;

· создание условий для использования возможностей информационных коммуникаций и ресурсов компьютерных сетей для учебно-воспитательного процесса;

· создание нормативно–организационной структуры обеспечивающей эффективное взаимодействие пользователей в условиях информационной среды.

На данном уровне происходит:

· разработка и подбор методик использования новых информационных технологий на занятиях;

· создание банка обучающих и контролирующих программ по учебному предмету;

· создание банка учебных задач, способных расширить возможность выбора;

· создание условий для самостоятельной деятельности учащихся с использованием возможностей информационно–коммуникационных технологий.

На данном уровне происходит доступ к информации, банкам знаний, дистанционным ресурсам необходимым ученику для учебной и внеурочной деятельности и получения дополнительного образования.

Несмотря на это, содержательное наполнение информационного пространства образовательного учреждения в любом ее сегменте всегда было, есть и будет – педагогическим.

Единое образовательное пространство школы, как и любой другой процесс совершенствования образовательного процесса имеет определенные цели и задачи. Обобщение литературы по данному вопросу позволило нам сформулировать их следующим образом.

1. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Обеспечение эффективной управленческой деятельности.

· Обеспечить возможность для успешной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира.

· Научить учащихся и педагогов ориентироваться в информационном пространстве, активно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и в повседневной деятельности, сформировать информационную культуру.

· Сформировать личность, конкурентоспособную и успешную в электронной информационной среде.

· Создать условия для непрерывного самообразования педагогов и учащихся.

· Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала учащихся.

· Сформировать у учащихся хорошо систематизированные межпредметные знания с целью освоения информационной картины мира.

· Развить коммуникативные способности учащихся и педагогов.

· Обеспечить в максимальной степени автоматизацию управления учебным процессом [5].

Создание единого информационно пространства школы – процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких направлений:

1. Массовое освоение информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.

2. Создание компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест.

3. Создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления ОУ.

4. Создание баз данных.

5. Активное внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и в управление этим процессом.

Единое информационное пространство школы обеспечит:

1. Создание дополнительных условий для социализации учащихся.

2. Формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность.

3. Формирование творческих навыков.

4. Формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

5. Развитие инициативы.

6. Развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.

7. Проведение культурно-просветительской работы (правовое, экономическое, эстетическое и др. воспитание) [4].

Развитие единой информационно-образовательной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса.

При проектировании единой информационной среды образовательного учреждения необходимо следующее:

· обеспечивать на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, которые должны быть полноценными субъектами информационного взаимодействия;

· исследовать возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения в целях полноценного использования времени и максимального раскрытия способностей детей и взрослых;

· создать условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя не из возможности, а из потребности;

· обеспечить для участников образовательного процесса открытый доступ к информационным каналам локальной вычислительной сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;

· организовать процесс критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях;

· обеспечить непрерывное развитие технической инфраструктуры единой информационной среды, для чего обеспечить постоянное функционирование технического персонала, проведение плановых регламентных работ, текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей для обеспечения живучести локальной вычислительной сети, обеспечить необходимое финансировании процесса [2].

1. Зверева, М. И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся. – 2005

3. Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 566-568.

4. Современные тенденции в политике информатизации образования: Учеб. пособие / Сост. В.Ю.Потапова, Н.М.Солдатова, И.А.Юдина. - Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): единое информационное пространство, образовательный процесс, Создание банка, учебный процесс, школа, единое информационное образовательное пространство, информационное пространство, образовательное учреждение, Создание, учебно-воспитательный процесс.

Похожие статьи

Единое информационно-образовательное пространство.

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Понятие информационного пространства школы

информационное пространство, учебное заведение, система, единое информационное пространство, образовательное учреждение, учебный процесс, баз данных, система управления, модель, интеграционная платформа.

Создание единого информационного пространства вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества.

Анализ использования виртуального образовательного.

виртуальное образовательное пространство, учебно-воспитательный процесс, общеобразовательная школа, создание, подготовка, работа, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Модель обеспечения информационной безопасности школьников.

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является важной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.

Роль образовательной среды школы в создании.

образовательный процесс, образовательная среда, единое информационное пространство, школа, учебный процесс, сайт школы, учащийся, информационная образовательная среда.

Информационная подготовка подрастающего поколения.

Создание единого информационно-образовательного пространства школы, возможно лишь при наличии соответствующего психологического микроклимата в педагогическом коллективе, устойчивой мотивации повышения уровня информационной культуры.

Проектирование современной информационной.

Образовательный процесс в современной информационной образовательной среде должен осуществляться в непосредственном сотрудничестве учителей и учащихся (хотя в образовательном процессе участвуют родители.

Читайте также: