Философия как методологическая основа медицины кратко

Обновлено: 04.07.2024

Философия и медицина - науки, тесно связанные между собой предметом изучения, человеком. Цель философских исследований – духовное начало, мысли, предшествующие поступкам. Медицина – более точная наука, которая призвана практически исцелить человеческие недуги. Тем не менее, практикующие врачи всегда интересуются мнением философов о влиянии духовного начала на здоровье. Философы, в свою очередь, изучая душу, стремятся выявить первоистоки заболеваний.

Медицинская философия как наука

Тесная взаимосвязь философии и медицины нашла себя в отдельном разделе научных трудов медицинской философии. Это отдельная наука, которая изучает законы онтологии, этики и эпистемологии в области медицины, познавательную сторону медицины, ее роль в развитии общества и социальной сферы. Философия медицины обобщает в систему понятия о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как отдельной личности, так и целых народов.

Одним из основных вопросов изучения этой науки являются моральные и этические отношения врача и больного, целесообразность тех или иных действий в свете исторических и религиозных мировоззрений разных культур.

роль философии в медицине

Философия и медицина – что общего

Методы воздействия на личность у этих двух наук предельно разные. Несравнимо мысленное течение философского разума и точные, быстрые решения врача. Яркий тому пример – практика хирурга. На обдумывание своих действий ему приходится порой тратить секунды, промедление может стоить человеческой жизни – высшего мерила Вселенной. Точная, определенная и быстрая практика – это медицина. Наука философия пользуется мыслительными методами, осознание некоторых вещей приходит к человеку годами. Объединяет эти гуманитарные науки не только направленность на человека, как объект изучения.

И философия, и медицина ставят сходные задачи, ориентируются на одинаковые цели, используют единые методологии. В конечном итоге обе эти науки объединенными усилиями призваны решить одну и ту же задачу – обеспечить выживание на Земле человеческого рода и укрепить его приспособленность к внешним факторам. Действия медиков и философов в этом отношении различные. Медицина призвана укрепить телесное здоровье, философия – лечит душу и укрепляет моральные позиции.

философия и медицина

Теория или практика

Философия и медицина, что важнее для жизни? Какой из этих факторов первостепенный в решении вопроса укрепления человеческих позиций в мире, особенно в наш век стремительного развития прогресса и новейших технологий? Зачем философия роботам, которые уже сейчас могут заменить человека во многих сферах, а искусственные органы работают в человеческом теле, как родные?

И все-таки все чаще ученые-медики оборачиваются к древним истокам, когда мыслительное лечение было неразрывно связано с лечением практическим. Влияние изменения самосознания на физическое состояние, изменение течения заболевания под действием измененных взглядов и жизненных принципов становятся темами в исследовательских медицинских трудах.

Влияние на здоровье экологии, питания, физической активности занимает не большую составную, чем психологическое состояние человека. Иными словами: философия жизни отдельной личности находит отражение в ее медицинских показателях. Любой врач должен быть первоначально психологом. Нельзя полностью вылечить тело, не оказав положительное влияние на душу.

медицина, наука, философия

Философия народной медицины

Каждый человек приходит в этот мир, не имея никакого багажа, в прямом смысле голым и босым. Но, в то же время, каждый имеет свое особенное богатство, свой мир, свой талант, свои индивидуальные, не сходные ни с чем способности, которыми его наградил Космос. Под влиянием внешних обстоятельств: устоев общества, религии, семейных традиций формируется индивидуальная философия человека. Медицина народная рассматривает каждую личность, как отдельный, неповторимый экземпляр, а не просто стандартный набор органов и частей скелета. По этой причине лечение целителей (речь идет о настоящих целителях, а не шарлатанах) будет разным для одних и тех же симптомов. Часто народный лекарь старается изменить именно сознание больного. Философия древней медицины, объединение духовного и плотского нашли свое отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Бебеля.

философия древней медицины

Восточная медицина

Полным знанием о мире, человеке и его гармонии не владеет ни одна современная культура, но все-таки, восточная философия и медицина наиболее тесно связаны между собой. В то время, тогда Европа пошла по пути чистой науки в медицинской сфере, восточные лекари объединили в своих лекарских и фармацевтических направлениях медицинское, мистическое и философское. Результатом стало то, что врачи этого региона, кроме серьезных современных знаний, опираются на природную интуицию и древние традиции.

Привычные методы восточных врачевателей: иглоукалывания, направленные массажи, причудливые сочетания трав и минералов в настоях, основываются на том, что дух и тело являют одно единое. Болезнь отдельного органа не рассматривают без духовных причин, вызвавших недомогание.

взаимосвязь философии и медицины

Медицинская этика

2. Философия медицины, ее цели, задачи и основная проблематика. Предмет философии медицины и ее место в развитии медицины и здравоохранения.

3. Специфика познания в медицине, особенности предмета, средств, методов и целей.

4. Основные проблемы и принципы знания в философии медицины.

5. Особенности развития медицины в ХХ веке.

6. Философские категории понятия в медицине

7. Специфика понятий и терминов в медицине

8. Философские и научные основания в медицине

9. Детерминизм - ключевое понятие в медицине

10. Методологические проблемы этиологии

11. Диалектика процесса познания

12. Понятие метода познания.

13. Мозг и психика.

14. Единство чувственного и рационального познания

15. Проблема идеального.

16. Факт и научная проблема. Гипотеза и научная теория, их логическая структура и познавательная функция в медицине.

17. Альтернативность и дополнительность клинико – нозологического и экзистенциально-антропологического подходов в диагностике.

18. Социально – биологическая обусловленность здоровья и болезни человека.

19. Философские аспекты психосоматической проблемы.

20. Психосоматический подход в современной медицине.

21. Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни. Нозология. Болезнь и патологический процесс.

22. Болезни цивилизации. Отношение людей к жизни и смерти в кризисных условиях.

23. Методологический анализ общественного здоровья.

24. Здоровый образ жизни - сущность и методологические подходы к его изучению.

25. Биоэтика – новая идеология здравоохранения.

26. Структура теоретического знания в медицине: проблема, гипотеза, закон, теория, мультидисциплинарный синтез.

27. Рационализм и научность медицинского знания. Идеалы научности современного медицинского знания.

28. Методологические проблемы медицинских наук.

29. Научная системность медицинских знаний.

30. Рационализм как основа научного познания

Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины.

Все базовые теории современной медицины связаны с Ф. медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем.

Современные философские исследования (антропология, Ф. сознания, социальная Ф.) лежат в основе

1. медицинской теории адаптации (общебиологическая теория медицины, связанная с биологической и социальной адаптацией)

2. теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

3. теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии

Философская основа профилактической медицины – исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды.

Философская теория ценностей – фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Современная философия - методологический фундамент медицинского знания (призвана объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению человека).

Диалектический подход (на первом плане, так как обеспечивает системный подход)

основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет противоположности, учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что нарушение части организма влечет изменение всего).

На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода

Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм, нарушается его жизнедеятельность как целостной системы).

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам – правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Диалектический метод, применяемый сегодня в различных областях знания и естественно в современной медицине, основывается, прежде всего, на системном мышлении. Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.

Задача и цель философии медицины: учить применять диалектику к анализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Применяемый сегодня диалектический метод основывается, прежде всего, на системном мышлении (человек – сложная живая система). По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.

Однако врач должен учитывать и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики.

К сожалению, теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы (противоречие в познании живой природы – от элементаризма к целостности и обратно).

Скрупулезное изучение частностей, деталей, безусловно способствует прогрессу медицинского знания, однако, отсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (общую патологию) тормозит развитие современной медицины.

Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки (исследования по философской антропологии, сознанию, проблемам познавательной деятельности и т.д.) практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной медицины.

Успех будет в случае, если наряду со знанием частных изменений, будет присутствовать знание общих закономерностей работы организма, когда человек будет рассматриваться как сложная биосоциальная система.

Решение данной задачи – синтез философского и медицинского знания.

Мировоззренческие основания медицины - совокупность принципов, законов и категорий, отражающих универсальные свойства и законы бытия материи, применительно к объекту медицины (законы диалектики, принципы связи и развития, целостности, структурности, детерминизма).

Гносеологические основания медицины – совокупность принципов познавательной деятельности врача, законы развития и смены гипотез и теорий в медицине, систему методов научного познания.

Социологические основания медицинской науки - система принципов и методов, выражающих место данной науки в общем человеческом знании, ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентации, взаимоотношение медицинской науки, морали, искусства, движущие силы и закономерности развития научной теории как социального явления.

Методологические проблемы медицины возникают как в силу внутренней логики развития медицины, так и на стыке философской теории и медицинских (естественных) наук; в обоих случаях они выступают в качестве особой формы объединения знания — методологической интеграции научного знания — это новое научное направление XX века, рожденное на уровне всеобщих свойств исследуемого объекта с помощью принципов материалистической диалектики.

Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:

- медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),

- теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека.

Философия медицины, ее цели, задачи и основная проблематика. Предмет философии медицины и ее место в развитии медицины и здравоохранения

Взгляд на медицину лишь как на сферу, имеющую дело с болезнями, является узким и односторонним. Подобное мнение может быть отнесено к отдельным разделам медицины. В целом же она является не только наукой о больном, но и наукой о здоровом человеке. Она преследует цель предотвращения болезней, укрепления здоровья, продления активного, творческого долголетия человека.

Медицина как наука — некое целостное единство познавательных, лечебных и ценностных форм. В ней аккумулируются знания о болезнях и здоровье человека, лечении и профилактике, норме и патологии, о патогенном и саногенном влиянии на него природных и социокультурных условий и факторов. Современная медицинская наука претерпевает процесс глубоких научно-технических и технологических преобразований. Медицинская наука — комплекс медико-биологических, клинических и социально-гигиенических дисциплин. Она развивается на стыке естественно-научных, социальных и гуманитарных дисциплин. Задача состоит в том, чтобы систематизировать все открытия, сделанные в лоне науки и связанные непосредственно с человеческой природой. Современная медицина, опираясь на биологию и физиологию человека, познает и объясняет структуру и функции всех органов уникального человеческого организма

Проблемы философии медицины занимают сегодня в отечественной философской науке особое место:

· процесс смены парадигм в медицинской сфере пока не завершен.

· все еще не наступило признание медицины некой завершенной, цельной наукой (наряду с физикой, химией, биологией и т. д.).

· Смене научной парадигмы, как правило, предшествует период, когда появляются такие научные результаты, которые невозможно вписать в существующую систему убеждений.

1) способствует созданию и обогащению бесценной сокровищницы общезначимых идей.

2) призвана выполнять наиважнейшие социальные и интеллектуальные функции в практическом здравоохранении (мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и многие другие).

3) имеет прямое отношение абсолютно ко всем сферам познания феномена человека (его организма, души, воли, совести и т. д.).

4) роль философии исключительно важна в теоретическом медицинском знании – в сфере углубленного осмысления целостного восприятия медиками научной картины мира и человека нем.

Философия всегда была органично связана с теоретической медициной двумя ключевыми функциями.

1. Методологическая (предлагает медицине всеобщий метод научно-теоретического постижения жизни).

2. Аксиологическая (связана с внутренней этико-смысловой и социально-нравственной установкой, данной медику как хранителю здоровья).

Основные проблемы философии медицины

1) проблема субъекта и объекта в медицинском познании;

Медицинская деятельность структурна, и ее основными компонентами являются субъект и объект. Объект медицины – человеческий организм в норме и патологии.

Практика врачебной деятельности демонстрирует главным образом односторонний – биологический подход, то есть даже при психических заболеваниях оно анлизируется средствами нейрофизиологии. Научное же изучение врачом проблемы подразумевает междисциплинарный подход, то есть методы психологического и физиологического исследований на различных уровнях. Но тут возникают трудности с терминологией, общего для психологов и клиницистов языка, а также единой оценки результатов. Однако в настоящее время психосоматика активно развивается.

В то же время человек – существо общественное, по мере развития его социальных качеств медицинская деятельность обращается уже не только к конкретному человеку, но и к обществу.

Это свидетельствует о расширении объекта медицины: им становятся целые коллективы, социальные общности, слои общества.

Диалектическая связь уровней: потребность в медицинской помощи носит общественный характер, но удовлетворяется она индивидуально.

Кроме того, объект медицинского познания включает в себя природную среду обитания человека, различные природные явления, влияющие на состояние здоровья людей.

Таким образом, объект медицины многоуровневый: индивидуальный – общественный, социальный – природный.

Субъект медицины – с одной стороны, это врач-профессионал, обладающий знаниями, умениями, навыками, опытом. С другой стороны, медицинская деятельность носит общественный характер (врачебные коллективы, научно-исследовательские сообщества, медицинские службы и организации различного уровня). И, наконец, сам человек является субъектом медицинской деятельности (ответствен за свое здоровье, от уровня его медицинской и общей культуры во многом зависит точность постановки диагноза и успех лечения).

2) связь медицины с другими явлениями культуры;

3) проблема жизни и смерти;

4) соотношение биологического и социального в здоровье и болезни;

5) проблема понимания в медицине (медицинская герменевтика);

Основная задача герменевтики – выработать пути достижения адекватного понимания.

Медицинская герменевтика рассматривает три круга проблем:

-проблема понимания медицинских текстов (связана с появлением широкого круга научно-популярной медицинской литературы, доступной широкому кругу людей, не имеющих медицинского образования);

-проблема понимания медицинской терминологии (связана с быстрым развитием медицинской науки, появлением новых методов диагностики и лечения, новых лекарственных средств);

-проблема понимания во взаимоотношениях врача и пациента.

6) проблема причинности в медицине;

7) философско-этические проблемы медицины.

Предмет медицинской этики – требования, предъявляемые к профессиональному поведению врача. Медицинская этика изучает особенности возникновения и развития профессиональной морали медицинского работника, раскрывает нравственную ценность медицинского труда, значение нравственных принципов в исполнении профессионального долга.

Гуманитарный компонент мировоззрения врача, его социальные взгляды, идеалы и убеждения в большей степени, чем у представителей других профессий, наполнен человеколюбием, состраданием, сопереживанием, отзывчивостью.

Залог профессионального врача, лучшего в своем деле, является целостное видение мира и человека на основе новейших достижений естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических наук.

Методологической основой мировоззрения врача все чаще служит синергетика, базирующаяся на методологических принципах классической науки, таких как законообразность процессов развития, единых принципов изучения природных систем.

Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарно-психологического аспектов в мировоззрении врача постоянно корректируется в соответствии с развивающимися знаниями и обогащением личного профессионального опыта.

Одним из важнейших разделов медицинской этики является деонтология – наука о профессиональном долге врача.

Единство философии и медицины на этом этапе находилось в теоретическом отношении. Эпикур представлял счастье, стоики – достоинство, киники – свободу, не потеряв собственного значения, как и этических принципов врачебной деятельности, сформулированных в Клятве Гиппократа. Естественнонаучные воззрения античности в наше время обусловлены историческим интересом, но этические соображения все еще актуальны.

Связь науки о разуме с лекарской практикой обнаруживается в положениях о том, что:

Античные писания Ассирии и Вавилонии внесли в наш мир соображения о происхождении болезней, соответствовавшие существующему мировоззрению, в основу которых вошли 3 мотива для возникновения болезней:

  1. Вторжения нечистой силы в телесную оболочку;
  2. Воздействие всевышних светил;
  3. Структура крови индивида.

Согласно чему, врачевание состояло из:

  1. Изгнания злых духов;
  2. Моления богам;
  3. Различных церемоний (массажах, окуриваниях и омовениях травами, хирургических операциях).

Мнения о болезнях в целом, базировались на существующем общем мировоззрении, под влиянием которого, формировался образец возникновения болезней. Магико-анимистическая модель возникла наряду с мировоззрением о мифологии, зафиксированная в первых письменных источниках, дошедших до нас. Именно в этот момент времени появляется отображение и символ врачевания – Нингишзида – Бог медицины в облике змеи, опутывающей жезл и внимательно следящей за действиями врача. Данный жезл являлся подобием удостоверения, подтверждающим мастерство лечащего врача, носившего жезл с собой, при посещении больных.

фото 650

Узкопрактический базис медицины создавался с древних времен, но освобождение от умозрительных концепций в теории появилось позднее, чем в естествознании. Появление было медленнее и в мягких конфигурациях, что было вызвано близостью врачевания и философии, родством их объекта и своего рода взаимодополняемостью. Данный процесс не завершен, так как теория продолжает формироваться. Медицина, аналогично науке, имеет три аспекта:

  • профессиональная медицинская деятельность;
  • социальная организация;
  • система знаний.

Медицинская философия как наука

Взаимосвязанность наблюдалась в медицинской философии, как в единичной научной работе. Изолированная наука в сфере медицины, изучающая законы бытия, морали и знания, сознательную сторону, ее функции в общественном развитии и сфере социума. Медицинская философия объединяет в порядок принципы о значении деятельности индивида, как отдельной личности, так и целых народов, о занимаемом лечении, в жизни общества, месте.

Основным моментом в изучении данной науки являлись этические и моральные отношения врача, и пациента, а также разумность действий врача в виду религиозных и исторических миропониманий различных культур. В античности медицина уступала философии, поскольку вторая, как считали Демокрит, Аристотель, Платон и Гиппократ, овладевала глубокими и мыслимыми первоосновами существования, состоянием здоровья и болезнями, вековыми и абсолютными истинами. Медицина, тем временем, способна получить лишь условное понимание. Точное лишь в том значении, в котором оно отвечает философии.

Теория или практика

Ученые-медики всегда возвращаются к истокам античности, где лечение мыслью неразрывно связывалось с практикой. Воздействие мыслей на физиологическое состояние и ход развития заболеваний, под действием измененных взглядов и жизненных принципов, являются главными темами в исследовательских работах трудов о здоровье и болезнях. Психологическое состояние имеет основополагающее значение в здоровье индивида, чем влияние экологии и образа жизни. Жизненная философия индивида отражается в его медицинской симптоматике. Абсолютно любому лекарю необходимо быть психологом, так как невозможно полноценно излечить телесную оболочку индивида без положительного влияния на душу.

Взаимосвязь с народной медициной

Индивид прибывает в этот мир, без какого-либо багажа – босым и голым, но с особенным богатством в виде собственного мира, талантов и индивидуальным даром, наградившим его Космосом. Но под влиянием внешних условий, норм общества, верования и семейных традиций начинает формироваться персональная философия индивида. Народная медицина анализирует каждую личность не как шаблонную комбинацию набора органов и скелета, а в качестве индивидуального и единичного экземпляра. Благодаря чему, целительское лечение имеет разный подход для похожих симптомов. Народная медицина изменяет сознание больного пациента. Потому, философия античного врачевания, объединения духовности с плотью, нашла отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля и Бебеля.

фото 651

Восточная медицина

Восточная философия и медицина, в отличие от многих других культур, близко взаимосвязаны друг с другом и обладают полноценными знаниями о мире, индивиде и его гармонии с природой. В древние времена Европа последовала по пути научного подхода к медицинской области, в то время как Восток связал в собственные лекарские и фармацевтические направления: философские, мистические и медицинские начала. В конечном счете, лекари Востока основывались и полагаются до сих пор на интуицию, и древние обычаи, помимо современных знаний о медицине. Болезни отдельных органов, вызывающие слабосилие, не рассматривались без причин духовности.

Медицинская этика

Реферат на тему: Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины

Перед философией на всех этапах своего развития стояла задача на основе всей совокупности научных знаний воссоздать историю и мысленную картину известной нам части Вселенной и сформулировать общее представление о мире. Картина мира в каждую конкретную эпоху определяется как реальностью, выделяемой в качестве предмета исследования, так и исторически сложившимся способом ментального видения мира.

Это последнее, однако, не беспристрастное фотографирование событий, а метод интеллектуального исследования мира, руководствуясь конкретными жизненными задачами, стимулами, исходящими от социальных движений и классовой борьбы, страстями и стремлениями людей, поиском идеалов. счастья, свободы и красоты, взаимоотношений человека и природы.

Мировоззрение и медицина

Мировоззрение как обобщенная форма отношения человека к миру всегда так или иначе проецировалось на сферу медицинской практики (а на более поздних этапах развития медицины, в еще большей степени, на сферу теории). ). Реконструкция древних форм медицины возможна скорее не на основе палеонтологических и археологических находок, а на основе косвенных свидетельств: изучения медицины у современных изолированных от цивилизации племен. Лечение больного в таких племенах сопровождается множеством обрядов, которые при более внимательном рассмотрении играют не только культовую, магическую, но и, несомненно, психотерапевтическую роль. Целитель устраивает своеобразное представление, призывает богов изгнать злых духов из больного тела. Как правило, одними заклинаниями дело не заканчивается, для лечения используют многие травы. Тем не менее, не следует видеть в сложном ритуале лечения только шарлатанство, связанное с невежеством диких племен. Процедура заклинания и даже фантастическая одежда и движения целителя усиливали моральное и психологическое воздействие на пациента, способствуя его выздоровлению. До сих пор традиционная медицина в Тропической Африке сочетала использование терапевтических средств с психологическим лечением, основанным на особом мировоззрении пациента.

Магия как единство теоретического и практического отношения к миру

Магия представляла собой своеобразное единство теоретического и практического отношения к миру. Л. Леви- Брюль характеризует теоретическую форму магии как паралогическое мышление. Известно, что Леви - Брюля концепция содержала существенные ошибки, в том числе идеалистического характера, но он убедительно доказал, что на ранних стадиях развития человека, магия была не просто ряд логических ошибок, но качественно определенный образ мышления.

Мистическая (в Леви Брюль s терминология - paralogical) мышление представляется болезнь как вторжение в силу зла, которая проникает в человека и мучает его. Злая сила может исходить не только от еды, местности, но и от фетишей, врагов, колдунов. Отсюда понятно желание врачей установить не столько настоящую причину заболевания, сколько загадочную силу, вызвавшую заболевание. В лечении болезней центральной фигурой был шаман, знахарь или колдун, который мог напрямую обращаться к злым и добрым духам. Прежде всего требовалось воздействовать на таинственные силы, поскольку не тело, не видимые органы содержат причину болезни, она затрагивает душу или дух; поэтому нет необходимости заниматься наблюдением видимых симптомов. Магия подразумевает господство духа над природой, превосходство духа колдуна, шамана над силами природы. Дикие племена Африки, Галлия и Гага, были убеждены, что никто не умирает естественной смертью, ибо дух сильнее сил природы. Гегель объясняет обычай убивать больных и стариков своими соплеменниками тем, что смерть от руки друга предпочтительнее, а не от неизвестной природы. Некоторые народы имеют широкое распространение. вера в то, что все погибнет, если первосвященник умрет естественной смертью, поэтому его убивают при первых признаках болезни или слабости; если священник умирает от болезни, то они думают, что кто-то убил его с помощью колдовства.

Каждая эпоха в развитии человечества, каждый этап развития отдельных народов имеет свое неповторимое лицо, отражающееся в зеркале медицины. Первобытный образ жизни естественным образом породил множество болезней, связанных с отсутствием санитарно-гигиенической культуры: одежду меняли несколько раз в жизни, тело и жилище не были чистыми, насекомые и животные сосуществовали с людьми - переносчиками болезней. Останки окаменелостей свидетельствуют о пагубном влиянии плохо приготовленной пищи на сохранность зубов: зубы стачивались до десен, даже у двенадцатилетних подростков нередко происходило полное разрушение жевательной поверхности зубов. Между тем подобные заявления нельзя считать достаточно обоснованными. На самых ранних этапах развития человека имеется лишь скудный эмпирический материал, позволяющий делать гипотетические выводы о состоянии исцеления в доисторические эпохи. Можно предположить, что человек, еще не отделившийся от природы, унаследовал от своих предков интуитивно-эмпирический опыт лечения, который изменился, а во многом утрачен с развитием человеческой культуры. Первобытный человек страдал от болезней, унаследованных от обезьяноподобных предков (фрамбезия, малярия); в будущем все большее значение приобретали болезни, вызванные новым образом жизни и новыми взаимодействиями между человеком и природой. Распространение эпидемических заболеваний было менее характерно для первобытного общества, чем дальнейшее развитие человечества, связанное с появлением первых городов с плохой системой водоснабжения и канализации.

Социальную основу болезней можно наиболее четко выделить именно в исторической эволюции эпидемических болезней. С древних времен эпидемии уносили множество жертв, несопоставимое с человеческими потерями даже в современных войнах. Одно из первых описаний болезни, которую можно диагностировать как чуму, поражает своими масштабами. Так называемая юстианская чума, разразившаяся в эпоху относительно высокого развития медицины в 542 г. в Нижнем Египте и быстро распространившаяся по Египту, Сирии и другим странам, ежегодно уносила до десяти тысяч жертв. Локализация чумы в Константинополе в силу ряда социальных причин оказалась невозможной, и болезнь распространилась по Европе. Летальность при чуме при легочной форме достигла 100%.

Медицина в древние времена

Проблема взаимовлияния философии и медицины возникла, естественно, на достаточно высоком уровне как общих представлений о мире, так и о человеке. В доисторические времена медицина представляла собой причудливое сочетание искусства примитивной хирургии и терапии с магическими заклинаниями. Мировоззренческие установки сыграли существенную роль в лечении болезней уже в ранний период формирования человеческого общества. С достаточной достоверностью составить картину состояния доисторической медицины сложно - это не может входить в задачу нашего исследования, поскольку обсуждаемая здесь проблема четко выделяется только в древнеиндийских, а затем и в древнегреческих философских и специальных медицинских текстах..

Успехи древнегреческой медицины вряд ли можно объяснить только высоким уровнем экспериментальных знаний, причины успеха во многом идентичны общим причинам процветания философии и науки в Греции. Среди известных социально-экономических причин подчеркнем важное отличие греческой медицины от кастовой организации врачебной практики в Китае, Индии, Египте. В медицине Древней Греции, как и в философии, преобладал дух дискуссии и соперничества между несколькими школами. Особенно популярными были школы в Кирене, Кротоне и Родосе, а затем в Книде и на острове Кос. Из последней школы вышел Гиппократ. Каждая школа представляла собой определенное не только практическое, но и теоретическое направление. Следовательно, сама структура развития медицины в Греции была диалектической. Возникшие между школами противоречия побудили к новым поискам практических средств и теоретических основ того или иного учения. Другой подход к пониманию взаимосвязи между общим, частным и индивидуальным, частью и целым выразился в специфической ориентации отдельных школ: школа Книдус рассматривала болезнь как локальное страдание и применяла соответствующие методы лечения, Косово школа, напротив, считается болезнью, является общим расстройством организма. Антиномия последующего развития медицины уже выразилась в полемике этих школ - эта антиномия до сих пор воспроизводится в теоретическом движении медицины.

Единообразное античное мышление характеризуется целостным взглядом на человеческую природу. Между тем не следует думать, что для древних мыслителей философия и медицина представляли собой нечто абсолютно слитное. Искусство медицины рано возникло как особый вид деятельности, и на разных этапах развития медицины возникает проблема взаимосвязи и взаимовлияния философии и медицины. Мы часто идеализируем древнегреческую медицину, приписывая ей философский подход к лечению болезней, но для выдающихся представителей медицины того времени, как, впрочем, и для медицины всех времен, характерно обращение к лучшим достижениям медицины. философское мировоззрение. Гиппократ проявил не меньшую настойчивость, чем теоретики медицины 20 века. убедить своих коллег в том, что философия должна быть включена в медицину, а медицина в философию, потому что доктор, который одновременно является философом, подобен Богу. Для Гиппократа теоретическая и практическая стороны медицины неразделимы, поэтому у самого Гиппократа невозможно с уверенностью показать, где заканчивается философ, а где начинается врач. В отличие от времен отделения особенного от всеобщего, для Гиппократа акцент делается на триедином отношении: болезнь, врач, пациент.

В Гиппократа медицины, основы эмпирической индукции были заложены в первый раз. Пристальное внимание Гиппократа к фактам и экспериментальным знаниям не исключало выдвижения смелых гипотез и натурфилософских построений относительно места человека в мире, его связи с природой и зависимости от различных элементов. Именно распад Гиппократова течения в медицине начался в эмпирической школе Александрии. Эмпирики, как правило, полностью полагались на прямое наблюдение, сравнивая похожие случаи заболеваний и отбрасывая случайные. Длительное существование школы эмпириков не привело к каким-либо значительным открытиям в медицине, за исключением некоторых эмпирических рекомендаций в области использования ядов и противоядий.

Известно, что античная медицина была неразрывно связана с философией, и противники эмпиризма видят в синкретических древних знаниях чуть ли не идеал, к которому медицина должна вернуться на новом уровне. В значительной степени эта точка зрения верна, но она не принимает во внимание разнообразие теоретических взглядов древнегреческой медицины. Дело в том, что уже в те далекие времена наметилась поляризация интеллектуальных течений в медицине: с одной стороны, ориентация медицины на умозрительные размышления философов, а с другой - ориентация на опыт, который К. Варнке квалифицируется как позитивистской направления греческой медицины, раскрывается. Правда, вряд ли медицина стремится к тому, чтобы опыт, точный анализ, уход от гипотез и домыслов назывался позитивизмом - это выглядит как ненужная модернизация проблем античной медицины. Тем не менее, факт остается фактом: не вся медицина той эпохи вобрала в себя космологическое отношение к человеку как микрокосму в макрокосмосе, не все врачи равны богам.

Заключение

Древнегреческие врачи, занимавшиеся философией, стремились найти единую сущность болезней, универсальный определяющий фактор. Варнке справедливо отмечает: Врачам ясно, что существует множество заболеваний с разными симптомами и в разных органах. Однако в основе всех болезней лежит одна общая суть, а именно сдвиг баланса.

Поиск единой сущности породил множество теоретических и эмпирических достижений медицины, но в то же время создал благодатную почву для умозрительных концепций, для натурфилософских постановлений, имевших такие печальные результаты во многие эпохи, и не только в медицине. Если интуиция и обширные познания римского врача Галена позволяли ему по большей части успешно применять лекарства в сложных сочетаниях, действие которых не было выявлено эмпирически, то у его последователей возникло стремление все объяснить теоретически, в естественном - Философский способ восполнения недостающих связей привел к произвольным рекомендациям, описывающим учение Галена. Подобно тому, как философы XVII века резко критиковали логику Аристотеля, односторонне препарированную стоиками, ученые XVI века не менее резко критиковали учение Галена. В любом случае великие мыслители не заслуживали критики в свой адрес. Логика Аристотеля отнюдь не сводилась к правилам нормального оперирования терминами, но включала учение о категориальных формах мышления, развитое в его метафизике, то есть его логика была на самом деле шире и глубже, чем образ логики, который утвердился в сознании ученых, невольно следуя рассуждениям стоиков. Точно так же медицина Галена не заслуживает отрицательной оценки в своих теоретических установках, поскольку она не идентична структуре философских утверждений его учеников.

В античной медицине четко обозначена антиномия эмпиризма и натурфилософии, оба направления обнаружили уязвимые места в своем антиподе и тем самым способствовали развитию основ медицины. Ни эмпиризм, ни натурфилософия не могли создать основу для построения теории медицины. Сочетание эмпирического и натурфилософского подходов, достигнутое в школе Гиппократа, оставило неизгладимый след в истории медицины. В то же время следует осознавать, что единство натурфилософии и эмпиризма не равно единству диалектики и эмпирических достижений медицины. Диалектика как метод присуща общей структуре мышления древних натурфилософов. Между тем античность еще не знает диалектики чистых категорий.

Читайте также: