В чем заключаются основные недостатки сложившейся географии российских железных дорог кратко

Обновлено: 05.07.2024

§ 32. Железнодорожный и

автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт — ведущий среди универсальных видов транспорта в России. Это обусловлено, прежде всего, географическими особенностями нашей страны. Территория России сильно вытянута в широтном направлении, поэтому основное направление перевозок также широтное. Для их осуществления использовать морской и речной транспорт практически нельзя.

Обоснуйте это, используя карты атласа.

У железнодорожного транспорта есть много достоинств: высокая грузоподъемность, низкая себестоимость перевозок, всепогодность, возможность строить железные дороги почти повсеместно.

Однако высокая доля железных дорог в работе транспорта объясняется, прежде всего, возможностью перевозок грузов на большие расстояния.

Протяженность железных дорог в России 85 тыс. км. Это меньше, чем в Канаде и США, но длина электрифицированных железных дорог (44 тыс. км) — наибольшая в мире. В связи с кризисом грузооборот железнодорожного транспорта снижается.

Такая география железнодорожных путей создает серьезные проблемы в обеспечении надежной транспортной связи между западными и восточными районами страны. Особенно сложно стало выполнять эту задачу после распада СССР. Значительные участки крупнейших широтных магистралей — Транссибирской (Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Владивосток), Среднесибирской и Южносибирской — теперь оказались за пределами России. Единственный собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии выполнять эту важнейшую общегосударственную функцию.

Определите, сколько широтных железных дорог проходит по территории Урала, Сибири, Дальнего Востока.

Сложившийся рисунок российских железных дорог не позволяет им обеспечивать надежную и кратчайшую связь между: 1) западными и восточными районами страны; 2) государствами, граничащими с Россией, но не граничащими друг с другом (приведите примеры); 3) странами Европы и странами Азиатско- Тихоокеанского региона.

В перспективе не менее важной остается проблема строительства новых железных дорог, особенно на востоке России. Уже построена, но пока практически не используется Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут — Советская Гавань). Ведется строительство Амуро-Якутской магистрали (Беркакит — Том- мот — Якутск).

Особое направление — создание высокоскоростных железнодорожных магистралей. В ближайшие годы предполагается строительство подобных магистралей Москва — Санктп-Петербург и Москва — Нижний Новгород. Они проектируются как сугубо пассажирские, со скоростью движения поездов 300— 350 км/ч и затратами времени в пути — 2—3 часа. Предполагаемая стоимость каждой магистрали — 8 млрд долл.

Строительство железных дорог связано со значительным экологическим ущербом. При их прокладке отчуждается полоса земли шириной 30—45 м, на которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждую 1000 км железнодорожного полотна уничтожается до 45 км2 естественного растительного покрова. Насыпь существенно нарушает водный режим территорий.

Но железнодорожный транспорт экологически чище других. Он выбрасывает в атмосферу в 20 раз меньше вредных веществ, нежели автомобильный, и в 640 раз меньше, чем авиационный транспорт.

Автомобильный транспорт в российских условиях по себестоимости перевозок — один из самых дорогих. Эта дороговизна является следствием: 1) плохих дорог; 2) недостаточного количества автомобилей малой и высокой грузоподъемности (менее 2 и более 8 тонн); 3) слабого использования дизельных двигателей; 4) плохого качества отечественных автомобилей. Но автомобильный транспорт обладает большой маневренностью и скоростью движения, а также возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.

Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных, а также горных районах страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.

Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Их общая протяженность в России — менее 600 тыс. км. Но из них 1/7 — грунтовые, а 1/3 имеет твердое покрытие низкого качества. При этом 1/3 сельских населенных пунктов России вообще не имеют выходов к дорогам с твердым покрытием.

География автодорог России схожа с географией железных дорог. 12 крупнейших автодорог расходятся лучами от Москвы (см. карту атласа). В восточных районах число дорог резко снижается.

Строительство объектов

До сих пор нет автомагистрали, пересекающей всю Россию с запада на восток.

Развитие автомобильного транспорта России идет по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются новые дороги в сельской местности. Здесь из-за их отсутствия теряется значительная часть сельскохозяйственной продукции, а население оказывается отрезанным от близлежащих городов.

Автомобильный транспорт — один из сильнейших загрязнителей окружающей среды. Особенно сильно загрязняется воздух. Один бензиновый двигатель на 1000 л сожженного топлива выбрасывает: 200 кг окиси углерода, 20 кг окислов азота, 25 кг углеводородов, 1 кг сажи, 1 кг сернистых соединений. Средний расход топлива на 100 км пути у отечественных легковых автомобилей — 10 л, у грузовых — 20—80 л, у городских автобусов — 40—50 л.

При строительстве автодорог часто отторгаются ценные сельскохозяйственные угодья.

Вопросы и задания

1. Какова роль железнодорожного транспорта в России?
2. Каков рисунок железнодорожной сети России? В чем его недостаток?
3. Расскажите о главных положительных и отрицательных чертах автомобильного транспорта.

Внимание! Проблема!

1. Зачем нужны новые железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?
Главное богатство этих районов — разнообразные природные ресурсы. Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда миллионами тонн. Самый надежный и дешевый способ транспортировки сырья и техники для его добычи — по железной дороге.

Варианты транспортного строительства в азиатской части России

Сейчас из-за отсутствия железных дорог основная часть грузов в глубинные районы Сибири и Дальнего Востока доставляется по морям и рекам. При этом время доставки удлиняется до 1—1,5 лет. Резко возрастают потери.

Есть и другие обстоятельства, говорящие в пользу строительства новых железных дорог. Попробуйте сформулировать их.

2. Где, что и как нужно строить?

Ясно, что в восточных районах страны не нужна столь густая железнодорожная сеть, как в европейской части России. (Почему?) Необходимо создать ее каркас, охватывающий наиболее перспективные с хозяйственной точки зрения районы. Недостатка в проектах нового железнодорожного строительства на востоке России никогда не было (рис. 63). Проведите географическую экспертизу представленных проектов, учитывая:
а) природные условия рассматриваемых трасс, прилегающие к ним месторождения полезных ископаемых и потребность России в них;
б) географию населения в районах предполагаемого строительства и возможности ее изменения;
в) техническую возможность строительства и его экологические последствия.
Предложите и обоснуйте свои варианты новых железных дорог России.

Внимание! Проблема!

Для развития автомобильного транспорта в России прежде всего необходимо строить новые дороги. Минимальная потребность — не менее 1500 тыс. км автодорог хорошего качества.

Фактически только сейчас в стране начинается эра автомобилизации, в которую развитые страны мира вошли 70 лет назад. Помимо плохих дорог, серьезные препятствия на ее пути — отсталая автомобильная промышленность, слабое развитие предприятий, обслуживающих автомобили и автомобилистов (автозаправок, станций техобслуживания, мотелей и пр.)*


География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.


Планирование географии, материалы по географии 9 класса скачать, учебники онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.


Железнодорожный транспорт России

Ответ на вопрос предисловия — разумеется, плохо. Основная задача каждого вида транспорта — максимально быстро доставить груз к месту назначения и сделать это максимально дёшево. Авиаперевозки справляются с первой задачей, железная дорога — со второй; идеальный транспорт пока не изобретён.

Почему же основным видом российского транспорта является ж/д? А вот почему:

Так что сегодня железная дорога для России — это безальтернативный способ транспортировки.

В чём заключаются основные недостатки географии железных дорог

Наряду с уже упоминавшейся чрезвычайной протяжённостью, основные недостатки географии железных дорог заключаются в следующем:

  • подавляющее большинство путей старые и весьма изношенные, особенно на периферии;
  • то же самое касается и подвижных составов, но здесь уже наблюдается некий прогресс: уже частенько можно наблюдать новенькие вагоны, резво бегущие за блестящим электровозом;
  • после распада СССР многие магистрали оказались за границей, поэтому сейчас очень остро стоит вопрос о строительстве новых путей на востоке России.

Ж/д пути очень часто "по традиции" проходят по дорогой земле густонаселённых мегаполисов, где она на вес золота. Сейчас бы их там ни за что не провели.

скажите что транссиб проложен очень близко к южной границе РФ. В случае агрессии и его разрушения половина страны сразу отрезана. Нужно срочно строить второй транссиб северней.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.


Очередной раз стоя в городской пробке, можно увидеть как различные люди вокруг, попавшие в подобную ситуацию, воспринимают свое положение.

Кто-то из них отстранено думает о чем-то своем, другие просто слушают музыку, а третьи негодуют, нервно стуча пальцами по рулевому колесу. Но практически все сходятся во мнении, что городские заторы превратились в настоящий бич нашего времени, мешающий людям жить и свободно перемещаться. С другой стороны, фантасты уже давно придумали множество видов транспорта будущего, управляемых автоматически и перемещающихся с большой скоростью, а разработчики, не долго думая, подхватили идею и стали ее воплощать в стекле и металле. Это произошло, но не в России. Вглядываясь в историю транспортных сетей нашей страны, можно увидеть, что, начиная с самых незапамятных времен, она, не смотря на некоторые успехи, большую часть времени занималась тем, что догоняла другие страны в транспортных технологиях. Например, Петр Великий стал строить корабли, когда уже вся Европа имела свои собственные мощные флоты. Постройка железных дорог также началась с явным опозданием и за более сотни лет строительства до сих пор не вышла на уровень, сопоставимый с Европейским качеством.

Даже в наше время можно увидеть, что мы опять догоняем т.н.

Огромный вклад в дорожную ситуацию дает и российский климат, который является резко-континентальным на большей части территории страны. Сезонные подвижки грунта, возникающие из-за него, делают хорошие дороги очень дорогими и при этом весьма недолговечными. Кроме того, регулярное выпадение снега в зимний период требует также огромных затрат на расчистку дорог. В сумме все эти факторы говорят о том, что, даже если завтра чудесным образом в России возникнет великолепная сеть автодорог, поддерживать ее в хорошем состоянии не будет никакой возможности и мы все равно вернемся к тому, с чего начали.

Россия — огромная страна, и проблема дорог для нас в сотни раз актуальнее, чем для наших соперников в этом соревновании технологий. Поэтому приходится только сожалеть, что традиционная привычка копировать западное, берет верх над более прогрессивным и прагматичным подходом — думать и работать на опережение. Появление новейших технологий в области материаловедения и вычислительной техники дают нам множество новых удивительных возможностей, позволяющих создавать такие транспортные магистрали, которые раньше считались фантастической выдумкой. Поэтому я предлагаю приостановить трату денег на укладку асфальта в грязь и поразмышлять над возможными альтернативами технологий транспортных магистралей, которые, уже через 15-20 лет могут взять на себя основную нагрузку перемещения пассажиров и грузов.

Изобретать велосипед в этом вопросе совершенно излишне, уже давно различными специалистами рассмотрено множество вариантов совершенствования транзита, которые на сегодня сводятся в объединяющий термин PRT (Personal Rapid Transport — персональный скоростной транспорт). Некоторые из них даже реализованы, например, персональная автоматизированная транспортная (ПАТ) система в Университете Западной Вирджинии в Моргантауне (США) начала строиться еще в 1971 году. Хоть она и не совсем скоростная (средняя эксплуатационная скорость 22 км. в час), но уже много лет функционирует для автоматической (т.е. без водителя) доставки грузов и пассажиров между кампусами заведения. Существуют и другие реализации подобных транспортных систем.

К настоящему времени определился ряд концепций магистралей будущего. Согласно одной из самых простых, например, обычные автомобили могут помещаться на специальные поддоны, движущиеся в автоматическом режиме. Однако, подобные проекты на мой взгляд не имеют перспектив по ряду причин. Существуют и более интересные разработки. Один из них, названный SkyTran, был запатентован его изобретателем Дугласом Малевски (Douglas Malewicki). Он представляет из себя двухместные персональные автоматизированные транспортные средства, подвешенные на эстакадах на магнитной подушке. Тем не менее, большинство из подобных проектов представляют для России чисто теоретический интерес, поскольку разрабатываются в странах с гораздо более мягким климатом и решают свои локальные задачи. В настоящей статье я предлагаю сформулировать те принципы, которые могли бы стать наиболее перспективными для реализации в России.

Пожалуй самые главные условия, накладываемые на новый транспорт — это дешевизна строительства и транспортировки, а также независимость от погодных условий. Одним из главных препятствий к промышленному внедрению PRT-систем является именно их высокая стоимость. Если удастся в соотношении цена/грузопоток приблизиться хотя бы к автомобилю, то коммерческий успех предприятия был бы гарантирован. Естественно, что дешевизна не должна снижать качества работ. То же самое можно сказать и про погодную независимость. Ежегодно Россия теряет колоссальные средства на расчистку дорог и их восстановление из-за разрушения, связанного с примерно 50-градусным межсезонным перепадом температуры. Кроме того, диверсификация по климатическим условиям (от крайнего Севера до зноя пустынь Казахстана) значительно расширяет возможные рынки сбыта, а значит делает проект более рентабельным. В принципе, в этом случае у России есть все шансы повторить успех российских танков, которые неприхотливо работают практически в любой точке Земли.

Еще одним принципиальным условием для PRT является высокая скорость движения транспортных средств. Это условие накладывает дополнительные требования к качеству магистрали, поскольку при быстром движении даже малейшие неровности могут привести к недопустимым нагрузкам на конструкции трубы, капсулы или даже организм пассажиров. Традиционно эта проблема решается усилением основания дороги и точной подгонкой, что значительно повышает ее стоимость и практически нереализуемо на тысячекилометровых дистанциях. В век информационных технологий гораздо проще решить эту проблему, поставив магистраль на опоры и поручив выравнивание трубы электронным устройствам, что при некоторых технических находках может оказаться значительно дешевле.

Помимо качества дороги, на высоких скоростях возникает проблема управления. Человек не способен реагировать достаточно быстро в плотном потоке городского движения на скоростях порядка 100 километров в час, поэтому функции управления на себя берет автоматика. В этом и заключается главное преимущество автоматизированных систем, поскольку пересечения магистралей могут проходиться без снижения скорости движения. Уже доказано, что персональное управление отдельного транспортного средства не позволит эффективно работать в городе и всегда будет приводить к заторам. Для обеспечения свободного движения в мегаполисе, необходима сложная система диспетчерских центров. Вообще, алгоритмическая часть этой задачи уже давно исследуется в разных научных и технических центрах мира и в ней уже накоплен значительный опыт.

Практически ни у кого не возникает сомнений, что для работы транспортные средства должны использовать электрическую энергию. Это требование связано с тем, что запасы ископаемых органических видов топлива на планете истощаются, а их влияние на экологическую ситуацию весьма отрицательно. Использование водорода в качестве источника энергии также является сомнительным, поскольку, он все равно будет производиться из электрической энергии, т.е. стоить дороже электричества. Электрическая энергия все больше вырабатывается ядерными электростанциями, что очень дешево с экономической точки зрения и наиболее безопасно с экологической. С 2015 года планируется постепенный переход на еще более дешевую термоядерную электроэнергию.

В действительности не все так радужно. Существуют проблемы, которые необходимо решить для создания подобных магистралей. Например, для людей, страдающих клаустрофобией, необходимо предусматривать какие-то имитации пространства внутри капсулы. Тем не менее, технология достигла уровня, позволяющего решить все эти проблемы. Во всем мире полным ходом идет работа над созданием систем PRT и речь идет не о контроле 20% рынка, а о контроле мировой транспортной системы. Поэтому разработка транспорта будущего является в большей мере политической задачей, чем экономической.

В связи с такой ситуацией, довольно разумным кажется создание еще одной госкорпорации, наподобие Российской госкорпорации нанотехнологий, которая создаст необходимые условия для разработки и внедрения новейшего вида транспорта. Во всяком случае, федеральному правительству стоит обратить пристальное внимание на эту проблему.

Tags: Технологии, Транспорт

Tags: В, чем, заключаются, основные, недостатки, сложившейся, географии, железных, дорог

Читайте также: