В чем заключались парламентские реформы второй половины 19 начала 20 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

В январе 1828 г. премьер-министром Великобритании стал герцог, виконт Артур Уэлсли Веллингтон - национальный герой, одержавший победу над Наполеоном в битве союзнических войск при Ватерлоо и получивший в народе имя “Железного Герцога”. В парламенте и кабинете министров он представлял группировку наиболее консервативно настроенных тори. Однако накал выступлений ирландских католиков, а также большой политический опыт службы в Ирландии на ведущих постах английской администрации подсказывали ему, что британские парламентарии должны пойти на уступки. Веллингтон опирался на поддержку одного из лидеров тори, Роберта Пиля, которого ввел в свою администрацию, учитывая его карьерные успехи. Пиль совсем недавно (в 1827 г.) ушел в отставку с поста министра внутренних дел и в течение шести лет был вторым лицом после наместника Ирландии. Веллингтон и Пиль убедили короля Георга IV принять требования католиков. В это время О’Коннел одержал победу на выборах и получил место в парламенте.
РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В 50-60-е гг.
В 50-60-е гг. Англия занимала уникальное положение, являясь центром, “сердцем” мирового хозяйства. Лондонская промышленная выставка 1851 г. поразила современников достижениями британской промышленности. Монополия на мировом рынке, в морском судоходстве, финансах, обладание колониальной империей содействовали ускорению темпов накопления капитала, росту национального богатства. Национальный доход с начала 50-х по конец 70-х годов, увеличившись почти на треть, достиг 1 млрд ф.ст., что сказалось на росте доходов населения.2 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В КОНЦЕ XIX в.

В 70-е гг. XIX в., находясь у власти (1874—1880), консерваторы не предприняли смелых шагов в социальной области. Главная причина малой продуктивности деятельности консерваторов в социальных вопросах заключалась в переориентации на буржуазию. Напуганная деятельностью I Интернационала и Парижской Коммуной, английская буржуазия усматривала в консервативной партии единство надежного защитника своих интересов. Со своей стороны тори делали все для усиления этих настроений. В итоге для консерваторов стало просто невозможно принять масштабную демократическую платформу или зайти достаточно далеко в своих апелляциях к трудящимся. Главный упор, как быстро понял Дизраэли, надо было делать на “национальную партию”, демонстрирующую общность интересов различных классов в сохранении существующего строя. Вследствие этого тори не сумели предпринять сколько-нибудь серьезную попытку за­полнить вакуум, возникший в результате неспособности официального либерализма удовлетворить запросы трудящихся.
В 60-70-е гг. XIX в. создаются новые формы работы представителей политических партий с электоратом. В 70-е гг. в стране прошли крупные политические кампании, в ходе которых вырабатывались новые формы взаимод

Парламентские реформы Парламентские реформы (Reform Acts) (Англия), ряд законодат. актов 19 и 20 вв., расширивших избирательные права в Англии. В 80-х гг. 18 в. Уильям Питт Младший предложил реформировать избирательную систему, однако потерпел неудачу, столкнувшись с серьезной оппозицией. В 20-х гг. 19 в. возобновились призывы к переменам, и вернувшиеся в 1830 г. к власти виги дали обещание осуществить реформы. Но провести свои предложения через парламент пр-ву удалось лишь после долгой и изнурительной борьбы. П.р. 1832 г. устраняла мн. анахронизмы, напр. "гнилые местечки", и давала право новым пром. городам посылать своих представителей в парламент. Незначит. снижение имущественного ценза предоставило право голоса ср. классам, но реальная власть по-прежнему была у зем. аристократии. Осн. масса населения (все женщины и 5/6 мужчин), однако, не участвовала в голосовании,и движение за расширение избирательных прав продолжалось. П.р. 1867 г. увеличила электорат вдвое за счет предоставления права голоса большинству гор. рабочих. Но с.-х. рабочим и домашней прислуге пришлось ждать еще 17 лет, чтобы получить это право П.р. 1884 г. увеличила электорат примерно до 5 млн. чел. Закон о представительстве народа 1918 г. дал право голоса всем мужчинам старше 21 года и удовлетворил нек-рые требования суфражисток, предоставив избирательные права женщинам старше 30 лет при сохранении имущественного ценза. Всеобщее избирательное право для всего взрослого населения старше 21 года было завоевано только в 1928 г., когда получили право голоса женщины 21-30 лет и был отменен имущественный ценз. С 1969 г. избирательное право предоставлено всем гражданам, достигшим 18 лет.

Всемирная история. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. — М.: Весь мир, ИД "Инфра-М", Oxford University Press . Гарри Джадж . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "Парламентские реформы" в других словарях:

Реформы правительства Ельцина — Гайдара преобразования в экономике и системе государственного управления, совершённые правительством России под руководством Бориса Ельцина и Егора Гайдара в период с 6 ноября 1991 года по 14 декабря 1992 года. Правительством Ельцина… … Википедия

Реформы и порядок — укр. Реформи і порядок … Википедия

Реформы и порядок (партия) — Реформы и порядок Реформи i порядок Лидер: Виктор Пинзеник Дата основания: 11 октября 1997 Штаб квартира … Википедия

Парламентские выборы в Эфиопии (1973) — Парламентские выборы 1973 года проводились в Эфиопии в период с 23 июня по 7 июля 1973 года для избрания всех 250 членов Палаты депутатов (125 членов верхней палаты, Сената, в то время назначались императором)[1]. Последние выборы, прошедшие в… … Википедия

Парламентские выборы в Армении (1995) — Парламентские выборы в Армении 1995 года выборы в Парламент Армении, прошедшие в 1995 году. Было избрано 190 депутатов, из которых 150 избирались по мажоритарной системе, 40 по партийным спискам. Партийные фракции Партия, блок Голоса… … Википедия

Парламентские выборы на Украине (2007) — ← 2006 2012 → Парламентские выборы на Украине Выборы в Верховную Раду Украины VI созыва … Википедия

Парламентские выборы на Украине (2006) — ← 2002 2007 → Парламентские выборы на Украине Выборы в Верховную Раду Украины V созыва … Википедия

Парламентские выборы на Украине (2012) — В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 15:44 02 декабря 2012 (UTC). ( … Википедия

Парламентские выборы 2006 года на Украине — Очередные выборы в Верховную Раду состоялись 26 марта 2006 года. Избирательная кампания официально началась 7 июля 2005 года, а с 26 ноября по 31 декабря 2005 года проходило выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Оглашение официальных… … Википедия

Парламентские выборы 2006 на Украине — Очередные выборы в Верховную Раду состоялись 26 марта 2006 года. Избирательная кампания официально началась 7 июля 2005 года, а с 26 ноября по 31 декабря 2005 года проходило выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Оглашение официальных… … Википедия

В 1867 году проводится вторая парламентская реформа. 52 депутатских места передаются крупнейшим промышленным городам и графствам. Избирательное право получили средняя и мелкая буржуазия, а также наиболее обеспеченные слои рабочего класса.

После этой реформы получает завершение принцип ответственности правительства. Стало правилом, что кабинет министров пребывает у власти до тех пор, пока имеет поддержку большинства палаты общин. Влияние короля на правительство уменьшается. Премьер-министром становится лидер парламентского большинства, он же формирует кабинет министров по поручению короля.

По форме правления Великобритания являлась парламентской монархией, однако с 18 века полномочия короля практически переходят к кабинету министров. Укрепляется руководящая роль правительства в отношении парламента, то есть кабинет осуществляет руководство деятельностью парламента. Более того, право законодательной инициативы во 2-ой половине 19 века превращается в монополию правительства. Таким образом, кабинет министров определял направления государственной политики.

В 1867 году в судебную систему вводится институт апелляционных лордов, создается верховный суд по гражданским делам. Был создан департамент публичных расследований – учреждение, по своим функциям схожее с прокуратурой.




В 17-19 веках было издано много законов, заложивших начало институтам буржуазного права. Несмотря на внешнее отличие Английского права от права других стран, оно основывается на тех же принципах, в частности, неограниченное право частной собственности, свобода договора, формальное равенство всех перед законом и т.д. Значительная часть институтов английского права сформулирована не законами, а прецедентами. Другая особенность английского права состоит в том, что оно не имело стройного системного собрания действующих правовых норм. Статутное право представляло собой огромный ряд отдельных парламентских актов, накопленных за 500 лет.

Парламентским актом 1854 года было установлено, что в качестве источника права признается совокупность прецедентов, для применения которых определяются следующие правила:

  1. Высшие суды в своей деятельности независимы от решений низших судов.
  2. Суд первой инстанции не может быть связан решением судебного органа равной себе компетенции.
  3. Каждый суд должен руководствоваться в своих действиях выводами более высоких судебных инстанций.
  4. Апелляционные суды и палата лордов в своей деятельности сообразуются только со своими ранее принятыми решениями.

В 1867 году проводится вторая парламентская реформа. 52 депутатских места передаются крупнейшим промышленным городам и графствам. Избирательное право получили средняя и мелкая буржуазия, а также наиболее обеспеченные слои рабочего класса.

После этой реформы получает завершение принцип ответственности правительства. Стало правилом, что кабинет министров пребывает у власти до тех пор, пока имеет поддержку большинства палаты общин. Влияние короля на правительство уменьшается. Премьер-министром становится лидер парламентского большинства, он же формирует кабинет министров по поручению короля.

По форме правления Великобритания являлась парламентской монархией, однако с 18 века полномочия короля практически переходят к кабинету министров. Укрепляется руководящая роль правительства в отношении парламента, то есть кабинет осуществляет руководство деятельностью парламента. Более того, право законодательной инициативы во 2-ой половине 19 века превращается в монополию правительства. Таким образом, кабинет министров определял направления государственной политики.

В 1867 году в судебную систему вводится институт апелляционных лордов, создается верховный суд по гражданским делам. Был создан департамент публичных расследований – учреждение, по своим функциям схожее с прокуратурой.

В 17-19 веках было издано много законов, заложивших начало институтам буржуазного права. Несмотря на внешнее отличие Английского права от права других стран, оно основывается на тех же принципах, в частности, неограниченное право частной собственности, свобода договора, формальное равенство всех перед законом и т.д. Значительная часть институтов английского права сформулирована не законами, а прецедентами. Другая особенность английского права состоит в том, что оно не имело стройного системного собрания действующих правовых норм. Статутное право представляло собой огромный ряд отдельных парламентских актов, накопленных за 500 лет.

Парламентским актом 1854 года было установлено, что в качестве источника права признается совокупность прецедентов, для применения которых определяются следующие правила:

Вторая половина 19 века в России – это время существенных перемен. Их ярким началом стала отмена крепостного права, которая состоялась 19 февраля 1961 г.

Но назревание необходимости подобных реформ началось гораздо раньше.

Поражение в Крымской войне наглядно продемонстрировало самодержавию необходимость радикальных реформ, которые бы изменили социальное и экономическое устройство страны.

Крымская война показала военно-техническую отсталость России,

Наметилась угроза потери государством своего авторитета в международной политике;

Начался подъем общественного мнения, оказывающий влияние на самодержавие;

Проведение буржуазных реформ отвечало потребностям экономического развития страны;

В конце 50-х. гг. XIX века обостряется недовольство крестьянства.

Важнейшими из буржуазных реформ стали:

Отмена крепостного права,

Наделение крестьян личной свободой и имущественными правами,

Выкуп крестьян с землей.

Введение принципа всесословности суда, единого для всех сословий, принципа отделения суда от администрации, принципа независимости и несменяемости судей, принципа гласности и открытости судопроизводства, принципа состязательности судопроизводства

Созданы органы местного самоуправления – земства,

Расширение системы образовательных учреждений для крестьян, мещан.

Замена городских управлений городскими думами, которые избирались на основе имущественного ценза.

Отменены рекрутские наборы,

Сокращение срока службы в армии до 6 лет, на флоте – до 7,

Открыт доступ к офицерским должностям для недворян.

Одновременно с ними реализовывались и другие демократические реформы: университетская (1863 г.), образования (1864 г.), цензурная (1865 г.).

Вопрос о реформах второй половины 19 века в России – сложен, о нем написаны десятки монографий и сотни статей. Поэтому предлагаю более детально ознакомиться с преобразованиями этого времени дополнительно:

Читайте также: