В чем заключалась реформа органов центрального управления кратко

Обновлено: 04.07.2024

1.В чем состояла реформа органов центрального управления?
2.Чем была вызвана необходимость принятия указа о единонаследии?

3.С какой целью Петр предпринял областную реформу?

1. Приказы были заменены коллегиями (рост профессионализма и системности управления и т. д) + Петр развивал многие отрасли с нуля и за ними нужен был контроль, который не могли осуществлять приказы. Пётр всё время находился в разъездах и из-за этого был создан Сенат - замещающий царя ( позже сенат стал совещательным органом при императоре)
2. А здесь с целью поддержания дворянства

3 Он хотел часть центральной власти передать на места, а как это сделаешь когдпа нет чёткого административного деления?

Реформа органов центрального управления имела своей целью добиться большей централизации власти. В 1699 г. вместо Боярской думы была организована Ближняя канцелярия, переименованная в 1708 г. в Консилию (Совет) министров.

В 1711 г. был создан Правительствующий Сенат, ставший высшим правительственным учреждением. Сенат приобрел законосовещательные, судебные и контролирующие функции. Была учреждена должность фискалов, которые занимались тайным надзором и сыском нарушителей государственного порядка, взяточников, воров. Над деятельностью Сената был также установлен контроль – введена должность генерал-прокурора.

Реформа органов центрального управления – это трансформация системы управления русским государством в период правления Петра I.

Реформа органов центрального управления относится к концу XVII – началу ХVIII века, то есть к периоду царствования Петра I – Великого русского государя и первого Всероссийского Императора.

Период правления Петра I характеризуется реформированием системы государственной и общественной жизни, в рамках которой можно выделить два основных этапа:

  • с 1696 по 1715 годы;
  • с 1715 по 1725 годы.

Первый этап реформирования характеризовался спешкой, отсутствием продуманности, обусловленной участием России в Северной войне. Основная цель реформирования этого периода состояла в обеспечении армии необходимыми для осуществления военных действий ресурсами. Также для этого периода характерно множество реформ, которые Петр I осуществлял с целью модернизации жизненного уклада.

Второй период реформирования государственного управления характеризуется большей планомерностью.

По мнению ряда историков, реформы, проводимые Петром I, являлись неизбежными изменениями, сложившимися под влиянием того исторического периода. Однако другие историки считают, что основой проводимых реформ стал революционный характер Императора.

На содержание проводимых реформ существенное влияние оказало путешествие Императора на Запад, из которого он попытался извлечь максимальную пользу в различных отраслях управления и жизнедеятельности.

Начало реформы центрального управления в период правления Петра I

Изначально система Боярской думы по решению Петра I была заменена Ближней канцелярией. Некоторое время – до 1704 года – эти органы существовали параллельно. Однако в конечном счете Боярская дума прекратила свое существование. Организованная Петром Ближняя канцелярия выступала в качестве учреждения, которое было призвано осуществлять контроль административно-финансового характера на территории российского государства. К началу XVIII века существенно усилилось значение данного органа государственного управления. Реальная власть в рамках этого органа была сосредоточена в руках Консилии министров, представляющей собой совет глав наиболее важных ведомств, функционировавших при царе. Данная Консилия осуществляла управление канцеляриями и приказами, обеспечивавшими армию необходимыми ресурсами, управлявшими финансовой и строительной деятельностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Основное содержание реформ органов центрального управления в период правления Петра I

Созданием Ближней канцелярии Петр I не ограничился. В качестве следующего этапа реформирования центрального управления российским государством можно назвать формирование Сената. Изначально в качестве причины формирования Сената выступил отъезд Императора на территорию осуществления военных действий с Турцией. В 1711 году Петром I был подписан указ о составе Сената, четко оговаривавший цель его функционирование в период отлучек государя. Данная фраза является объектом дискуссии со стороны историков, которые высказывают различные мнения о понимании Петром деятельности Сената с точки зрения постоянства или временности характера этой деятельности. В том же 1711 году Петром было издано несколько указов относительно компетенции Сената, порядка осуществления правосудия, устройства доходов государства, торговли и иных отраслей.

Назначение членов Сената осуществлялось государем. Изначально состав Сената включал 9 человек, деятельность которых подразумевала коллективное принятие решений. Петр I отошел от принципа знатности при формировании Сената, осуществляя выбор сенаторов по принципу компетентности, близости к государю и выслуги.

Реформы Петра I обеспечили усиление централизации органов государственного управления и соответствующие средства контроля. Для осуществления надзорной деятельности при Сенате учредили должность обер-фискала, в подчинении которого находились провинциал-фискалы.

В дальнейшем при Сенате была введена должность генерального ревизора, который должен был контролировать исполнение принятых решений. Однако это не решило стоящих перед государством проблем в результате чего обязанности обер-секретаря и генерального прокурора были возложены на представителей армии, которые помесячно осуществляли дежурство в Сенате.

В 1722 году контрольные функции были возложены на генерал-прокурора.

Император, осуществляющий кардинальные реформы централизованной системы управления, был поставлен перед необходимостью постоянного расширения созданной системы контроля и доносительства из-за недоверия к существовавшим органам управления.

Подводя итоги реформирования сената как центрального органа власти, можно отметить неэффективность этой реформы, обусловленную отсутствием промежуточного звена между губерниями, в рамках которых продолжали действовать приказы, и Сенатом. Коллегиальная система, введенная в период правления Петра I на смену приказной системе, основывалась на систематическом разделении администрации на ряд ведомств, обеспечивающих повышение уровня централизации власти.

§ 5. Реформы управления Петра I

§ 5. Реформы управления Петра I

Вопросы и задания для работы с текстом § 5. Реформы управления Петра I

1. В чём заключалась реформа органов центрального управления?

У Петра I поначалу отсутствовала чёткая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения.

Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет в политике Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, и в её помещении позже собирались Консилии (Совет) министров, в которые входило до 15 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений.

С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 13 коллегий — предшественники будущих министерств.

В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

С 28 февраля (10 марта) 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора.

Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация. Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются историками.

2. Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии?

В. О. Ключевский так разъясняет причины принятия указа: «Вам известно юридическое различие между основными видами древнерусского служилого землевладения, между вотчиной, наследственной собственностью, и поместьем, владением условным, временным, обыкновенно пожизненным.

Таким образом, сама жизнь, социально-экономические реалии, подтолкнули Петра к принятию этого нормативного акта: «Так к началу XVIII века поместье приблизилось к вотчине на незаметное для нас расстояние и готово было исчезнуть как особый вид служилого землевладения.

3. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления?

В 1708—1711 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами.

В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

4. Что нового было введено в управление городами?

С 1718 года, когда начались преобразования в области центрального и местного управления и суда, произошли изменения и в устройстве городов. На Коммерц-коллегию по данному ей регламенту возлагались не только заботы о развитии торговли и промышленности, но и о чисто-сословных интересах торгово-промышленного населения России и о полицейском благоустройстве городов.

Работаем с картой

1. Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г.

В 1708 году были образованы Московская, Ингерманландская (центр – Санкт-Петербург), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская (центр – Тобольск) губернии.

Изучаем документы (§ 5. Реформы управления Петра I)

Рабочая неделя Петра I.

1. Составьте по первому документу рассказ о рабочей неделе Петра.

Вставал он в пятом часу утра, полчаса прохаживался по комнате, затем принимал о докладом кабинет-секретаря Макарова, после чего завтракал. В шесть утра по улицам столицы мчалась двуколка: Петр отправлялся осматривать строительные работы, проверять выполнение указаний предшествующего дня.

За осмотром строительных работ следовало посещение Сената и Адмиралтейства. За обеденный стол Петр садился в час дня.

Петр не принадлежал к числу гурманов и довольствовался скромными блюдами: на стол подавались щи, каши, жареное мясо с солеными огурцами или лимонами, студень, солонина, ветчина. Рыба исключалась из царского меню. Не любил он и сладких блюд.

Вечера царь проводил либо в гостях, либо в токарной мастерской.

Из Указа о единонаследии

2. В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

Согласно положениям указа, происходило юридическое слияние поместного и вотчинного землевладения (на практике это сближение произошло гораздо раньше, однако, получило легитимацию только теперь). Возникло новое понятие — недвижимость.

Указ давал право наследовать неделимую недвижимость только одному сыну (как правило — старшему). Однако это не был принцип майората. Вот как об этом пишет В. О. Ключевский: «Это — не закон о майорате или „о первенстве“, навеянный будто бы порядками западноевропейского феодального наследования, как его иногда характеризуют, хотя Пётр и наводил справки о правилах наследования в Англии, Франции, Венеции…

Эти недостатки вызывали неоднократные разъяснения в последующих указах Петра. К 1725 году указ был подвергнут значительной доработке, допускавшей значительные отступления от первоначальной редакции.

Современник о Петре I. (§ 5. Реформы управления Петра I)

Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?

Благодаря живому и пытливому уму, Петр I отлично понимал необходимость создания в России боеспособного морского флота. Поэтому кораблестроение и навигация стали одним из наиболее страстных его увлечений.

Еще до того, как он стал реальным правителем страны, Петр увлекся навигационной наукой и стал интересоваться кораблестроением. Первым его кораблем стал старенький бот, обнаруженный им в одной и кладовых среди вещей деда. Следующим шагом стала организация верфи на Переяславском озере. Совместно с голландскими мастерами Петр построил и спустил здесь на воду два небольших фрегата и три яхты.

Перестав быть чисто номинальным правителем, и получив полную власть, будущий император решает заняться постройкой корабельной флотилии всерьез. Оставив Переяславское озеро, он перебирается в портовый Архангельск, где лично участвует в закладке верфи, на которой впоследствии строятся современные корабли. Третье судно он заказывает в Голландии.

Спустя несколько месяцев все три корабля были спущены на воды Белого моря. Под руководством царя этот небольшой флот провожает иностранные корабли.

После этого Петр обращает свой взор в сторону Азова – именно здесь он планирует выстроить и разместить свой флот. Для осады крепости со стороны моря, взяв за основу голландскую галеру, в России строят 22 галеры и 4 брандера.

Подготовкой деталей и сборкой судов занимались московские, архангельские плотники, иностранные специалисты и простые солдаты. Все работы, несмотря на то, что большая часть задействованных в них работников была далека от кораблестроения, заняли 3 месяца. Параллельно на воронежской верфи были заложены два корабля с 36 пушками, а в окрестных городах строились плоскодонные баржи и плоты.

Для наиболее продуктивной работы, по велению царя повсеместно образовывались кумпанства – союзы помещиков, в ведомости которых было не меньше 100 крестьянских подворий. Каждое такое объединение должно было выстроить один корабль. Такие же обязательства были возложены и на духовенство, и на купечество. Всего с стране было создано 18 помещичьих кумпанств, 14 купеческих и 17 у духовенства.

Лес для постройки выделялся государством, которое также предоставляло и корабельных мастеров, выписанный специально для этой цели из многих стран Европы.

Думаем, сравниваем, размышляем
1. По материалам параграфа (§ 5. Реформы управления Петра I) составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.

2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить. (§ 5. Реформы управления Петра I)

Появление вещественных мер (в виде линеек, гирь и т.п.) сделало возможным воспроизведение большого количества одинаковых мер (в том числе дольных и кратных), что открывало путь к использованию математических действий и создавало необходимые предпосылки для выделения метрологии как науки из наличной совокупности знаний.

Процесс технического перевооружения России Петр I связывал с получением точных количественных сведений, касавшихся обороны, строительства, промышленности, картографии, торговли, и пр.

Для выполнения этой работы, требовавшей многочисленных измерений, следовало подготовить новые квалифицированные кадры, для чего необходимо было учредить различные учебные заведения и издать соответствующие руководства, а также следовало оснастить страну мерами и измерительными приборами, улучшить измерительную базу.

Метрологической реформой Петра 1 к обращению в России были допущены английские меры, получившие особенно широкое распространение на флоте и в кораблестроении – футы и дюймы. Для облегчения вычислений были изданы таблицы мер и соотношений между русскими и иностранными мерами.

Начинают выделяться некоторые метрологические центры. Коммерц-коллегия занималась вопросами единства мер и метрологического обслуживания в области торговли. Адмиралтейств-коллегия заботилась о правильном применении угломерных приборов, компасов и соответствующих мер.

Берг-коллегия опекала измерительное хозяйство горных рудников, заводов и монетных дворов. Основанная в 1725 году Петербургская академия наук занялась воспроизведением угловых единиц, единиц времени и температуры. Она имела в своем распоряжении образцовые меры и копии эталонов туаза и фунта.

Так, наряду с учебными заведениями общего типа были основаны специальные учебные заведения: в 1711 г. инженерная школа в Москве и артиллерийская школа в Петербурге, в 1715 г. Морская академия в Петербурге, горные школы и пр.

3. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.

Петр I за годы Северной войны создал достаточно эффективную систему центрального и местного управления, которая позволяла обеспечивать управление государством от столицы до окраин страны.

Работа коллегий строилась на принципе централизованного отраслевого управления, при котором четко были определены их обязанности и чиновники отвечавшие за их исполнение.

Петр I какие-то решения по созданию новых органов управления принимал в ходе проведенных экспериментов. Какие-то решения были прямым заимствованием зарубежного опыта.

Сами названия органов управления: коллегия, магистрат и др. были заимствованы из европейской практики. К концу войны российская система управления была очень похожа на шведскую. Она имела мобилизационный характер и можно сказать, что Петр I бил шведов шведским управленческим оружием.

Эффективность созданной управленческой системы вынудила европейские страны признать Россию империей, а Петра I императором.

Читайте также: