Почему буддизм стал мировой религией кратко
Обновлено: 05.07.2024
Буддизм - это одна из мировых религий. Она представляет собой уникальное верование. Главная идея, составляющая его основу - стремление к самосовершенствованию. Поскольку в современном мире значительное количество людей стремится изменить не мир, а самих себя, интерес к этой религии не ослабевает, а количество новообращенцев увеличивается.
- Из истории возникновения
- Основные положения буддизма
- Карма, реинкарнация, медитация
- Особенности буддизма
- Буддизм в России
- Буддизм в современном мире
Из истории возникновения
Буддизм - это самая молодая из мировых религий. Родиной является Индия VI в. до н.э. Основоположником считается принц Гаутама. Родился он в семье правителя. Естественно, что его хотели оградить от трудностей и бед. И до определенного времени его жизнь была беззаботна. Но однажды он увидел похоронную церемонию, за которой, среди прочих, следовали больные и состарившиеся люди. И тогда он понял, что в мире есть болезни, страдания и смерть. А быть богатым, не означает быть счастливым.
Рис. 1. Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае. Индия И решил принц покинуть родительский дом, чтобы постигнуть смысл человеческого бытия. Странствия продолжались шесть лет.
Основные положения буддизма
По мнению пророка, таковым буддисты считают Гаутаму, жизнь каждого из нас - это череда страданий. Человек появился на свет, и началась жизнь, наполненная проблемами. Но, оказывается, возникновение всякого рода бед заложено в нашей сущности. Человек, будучи существом падким к соблазнам, подвержен страстям. Выход один: избавится от страстей, найти ту золотую середину, которая позволит разумно сочетать духовное и материальное. Цель жизни человека - продвижение к особому состоянию - нирване. Это слово означает - “отсутствие волнения”. Очень важное условие для счастливой жизни.
Важно! Источником этой религии является священная книга Типитака. Она состоит из трех частей. В книге изложены основные заповеди основателя философии буддизма, описание его жизненного пути и учения, правила жизни служителей буддийского культа - монахов.
- хинаяна - “узкий путь спасения” для избранных;
- махаяна - “широкий путь спасения” для всех верующих.
Карма, реинкарнация, медитация
- Карма - закон человеческого существования. Краткое изложение сводится к следующему: какой посыл каждый из нас посылает в мир, тем же ему и оплачивает судьба. Добрые дела способствуют очищению жизненного пространства, а злые - “засоряют” его.
Особенности буддизма
- Эту религию считают религией без бога. В ней нет учение о Боге-творце.
- Нет понятия “греха” и “душа”.
- Нет официальной церковной организации и понятия “ересь”.
- Признает науку.
Буддизм в России
В России зарождение буддизма связывают с появлением в VIII веке в районах Приамурья и Приморья государства Бохай. Постепенно религия распространяется на соседние территории. Официально ее признала Екатерина II в XVIII веке.
Важно! В советские времена, как и другие, религия подверглась гонениям. В настоящее время распространена в республиках Калмыкия, Тува, Бурятия.
Буддизм - одна из наиболее распространенных религий на нашей планете. Она уступает лишь христианству. Буддизм получил большое распространения благодаря тому, что зародился в местах с большим населением. С Индии он распространился на соседние территории. Благодаря тому, что данная религия мирная и не имеет божества, она получила признания у многих людей по всему миру. В буддизме главное - развитие и душевный покой. Другие же религии проповедуют служению богу и базируются на страхе перед наказанием за проступки.
В VI - V вв. до н. э. возникает религиозное учение буддизма, враждебное древней жреческой религии брахманизма. Буддизм распространялся среди городских низов, где классовые противоречия были всего острее.
Господствующие классы после некоторого сопротивления признали и поддержали буддизм, исходя из своих классовых интересов. Как раз в эту эпоху в Индии возникали крупные государства. Брахманизм защищал преимущества жрецов, в буддизме же сильной была антижреческая тенденция. В то же время идеология буддизма требовала покорности и примирения и поэтому казалась не опасной для господствующего класса.
Буддизм - одна из мировых религий - находится в одном ряду с христианством и мусульманством.
Буддизм (основатель - странствующий монах Сиддхартха Гаутама) стал ведущим этико-философским учением Древней Индии. Центром его внимания стала тема преодоления человеком страданий, вызванных его существованием в окружающем мире. Основной тезис буддизма гласит, что жизнь человека есть страдание, и это является законом бытия. Любая жизнь - страдания, и нет счастливых жизней. Страдания обусловлены желаниями и страстями людей, привязанностью к мирской жизни.
В буддизме были сформулированы четыре благородные истины.
Первая из них гласит, что жизнь человека есть страдание (рождение, болезнь, старость и т.д.).
Вторая - причиной страдания является жажда жизни и стремление к наслаждениям. Именно в связи с этим и возникают все страсти и желания.
Третья истина полагает, что прекращение страданий возможно лишь путем отказа от жажды жизни, оставления ее.
Четвертая истина: путь к избавлению страданий восьмеричен (правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание и правильное сосредоточение, правильный путь в жизни). Буддизм подробно истолковывал свои важнейшие положения. Так, правильная жизнь - это, прежде всего честный труд, не причинение зла живому, отказ от опьяняющих напитков. Правильная речь должна быть правдивой, бесхитростной, дружественной и точной.
Кроме темы страданий, в буддизме были затронуты и иные важные мировоззренческие вопросы. Так, подчеркивалась мысль о том, что в мироздании все причинно взаимосвязано и ничто не происходит случайно. Высказывалась также идея изменчивости всего сущего: кажущееся вечным на самом деле исчезает, высокое снижается, где есть встреча - там будет и разлука, рожденное со временем умрет. Душа человека - это сплошной поток сознания, постоянное становление, а сам индивид чем-то напоминает движущуюся колесницу.
Со временем буддизм превратился в одну из мировых религий, особенно влиятельных в странах Востока. Обращенное к теме мироздания и существования человека в нем, данное этико-философское течение не теряет своего значения и в наше время.
Некоторые положения буддийского учения представляют интерес с философской точки зрения. Таковы учение о всеобщей изменчивости, отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания.
В VI - V вв. до н. э. возникает религиозное учение буддизма, враждебное древней жреческой религии брахманизма. Буддизм распространялся среди городских низов, где классовые противоречия были всего острее.
Господствующие классы после некоторого сопротивления признали и поддержали буддизм, исходя из своих классовых интересов. Как раз в эту эпоху в Индии возникали крупные государства. Брахманизм защищал преимущества жрецов, в буддизме же сильной была антижреческая тенденция. В то же время идеология буддизма требовала покорности и примирения и поэтому казалась не опасной для господствующего класса.
Буддизм - одна из мировых религий - находится в одном ряду с христианством и мусульманством.
Буддизм (основатель - странствующий монах Сиддхартха Гаутама) стал ведущим этико-философским учением Древней Индии. Центром его внимания стала тема преодоления человеком страданий, вызванных его существованием в окружающем мире. Основной тезис буддизма гласит, что жизнь человека есть страдание, и это является законом бытия. Любая жизнь - страдания, и нет счастливых жизней. Страдания обусловлены желаниями и страстями людей, привязанностью к мирской жизни.
В буддизме были сформулированы четыре благородные истины.
Первая из них гласит, что жизнь человека есть страдание (рождение, болезнь, старость и т.д.).
Вторая - причиной страдания является жажда жизни и стремление к наслаждениям. Именно в связи с этим и возникают все страсти и желания.
Третья истина полагает, что прекращение страданий возможно лишь путем отказа от жажды жизни, оставления ее.
Четвертая истина: путь к избавлению страданий восьмеричен (правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание и правильное сосредоточение, правильный путь в жизни). Буддизм подробно истолковывал свои важнейшие положения. Так, правильная жизнь - это, прежде всего честный труд, не причинение зла живому, отказ от опьяняющих напитков. Правильная речь должна быть правдивой, бесхитростной, дружественной и точной.
Кроме темы страданий, в буддизме были затронуты и иные важные мировоззренческие вопросы. Так, подчеркивалась мысль о том, что в мироздании все причинно взаимосвязано и ничто не происходит случайно. Высказывалась также идея изменчивости всего сущего: кажущееся вечным на самом деле исчезает, высокое снижается, где есть встреча - там будет и разлука, рожденное со временем умрет. Душа человека - это сплошной поток сознания, постоянное становление, а сам индивид чем-то напоминает движущуюся колесницу.
Со временем буддизм превратился в одну из мировых религий, особенно влиятельных в странах Востока. Обращенное к теме мироздания и существования человека в нем, данное этико-философское течение не теряет своего значения и в наше время.
Некоторые положения буддийского учения представляют интерес с философской точки зрения. Таковы учение о всеобщей изменчивости, отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания.
Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.
В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просветления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. , мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. , из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спасительную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удовольствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).
2. Чем буддизм отличается от индуизма?
Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века © Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0
Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать представители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуизма Индуизм — религия Индии, которую исповедует более 80 % населения страны. В отличие от буддизма, индуизм — национальная религия, принадлежность к которой определяется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных традиций, которые, как принято считать, объединяет признание авторитета Вед — главного священного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для проникновения извне религии. Социальная структура индийского общества была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определялась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.
Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллектуально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.
Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распространенных в Индии, значительно уступая индуизму, исламу, христианству и сикхизму Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе. . При этом основатель буддизма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.
3. Что значит быть буддистом?
Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia Commons
Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.
4. Есть ли в буддизме разветвления (как в христианстве)?
Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of Art
Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущественно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.
5. Будда один, или их много?
Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, годы Norton Simon Art Foundation
6. Будда — это бог или нет?
Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, Boston
Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские божества — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддийскому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчинены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо переродиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, перерождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.
7. Празднуют ли буддисты Новый год?
Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 года Claremont Colleges Digital Library
В народном буддизме существует множество праздников — весьма популярных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют . Вообще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых событий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буддийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ предков очень устойчив и играет огромную роль.
8. Есть ли у буддистов храмы?
Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX века Pixels
Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первоначально ступы строились как реликварии, в которых хранились и почитались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разновидностей ступ, и их архитектурный облик во многом зависит от региональных традиций: они могут быть полусферическими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хорошую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.
Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообразные. Считается, что в и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддийского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.
9. Буддисты вегетарианцы или нет?
Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал © Diomedia
Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — предполагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегетарианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об олене и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетарианством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.
Читайте также: