В чем заключается сущность опережающего развития образования почему это необходимо кратко

Обновлено: 05.07.2024

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ образование, содержание которого сформировано на основе предвидения перспективных требований к человеку как к субъекту различных видов социальной деятельности; в более узком смысле — подготовка работников с ориентацией на технологический прогресс.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .

Смотреть что такое "ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:

Опережающее обучение — Опережающее обучение вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… … Википедия

Церковь Объединения — Принято решение перенести сюда содержимое статьи … Википедия

Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

Совместная разработка (́нефтяных пластов) — нефтяных пластов (a. combined development of oil reservoirs; н. gemeinsamer Abbau der Erdolschichten; ф. exploitation en commun des couches petroliferes; и. explotacion conjunta de capas petroliferas) объединение двух и более нефт.… … Геологическая энциклопедия

Воображение — Воображение способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле,… … Википедия

Человеческий капитал — Человеческий капитал совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь Гэри Беккер развил эту… … Википедия

Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Союз Советских Социалистических Республик — Cоветский Cоюз занимает почти 1/6 часть обитаемой суши 22 403,2 тыс. км2. Pасположен в Eвропе (ок. 1/4 терр. страны Eвропейская часть CCCP) и Aзии (св. 3/4 Aзиатская часть CCCP). Hac. 281,7 млн. чел. (на 1 янв. 1987). Cтолица Mосква. CCCP … Геологическая энциклопедия

СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ — (United States of America, USA) Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9 629 091 км2. Занимает 4 е место в мире по размеру территории (после РФ, Канады и КНР). Общая площадь суши 9 158 960 км2, территориальных вод 131 км2.… … Энциклопедия стран мира

Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 19 № 8496

Какие тенденции современного образования, связанные с задачами нового направления культуры, названного автором, указаны в тексте? Назовите две тенденции. С опорой на текст и обществоведческие знания обоснуйте связь каждой из них с задачами этого направления.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Одной из принципиально важных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов, но главным образом в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застаёт многих людей врасплох. Ведь страх перед будущим – "футуршок" – одна из наиболее серьёзных социальных проблем современности. Перспективная система образования должна формироваться на основе синтеза новейших знаний как в области естественных, так и гуманитарных наук. Исходя из этого основного принципа, можно сформулировать следующие основные требования, которым должна удовлетворять перспективная система образования.

1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности за настоящее и будущее планеты.

2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также об особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в природной, социальной и технической сферах.

3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем, которые оно нам готовит в будущем и с которыми мы уже начинаем сталкиваться в своей повседневной жизни.

4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях дальнейшего технологического развития цивилизации и в области перспективных информационных технологий, являющихся сегодня стержнем научно-технического прогресса.

5. Формирование в обществе нового перспективного направления развития культуры – информационной культуры, которая должна дать человеку не только информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации, но также и новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.

6. Формирование у людей будущего нового качества личной информационной культуры, которая должна быть основана не только на знании закономерностей информационных процессов в обществе, но также и на понимании своей ответственности за обеспечение информационной безопасности других членов общества. Именно поэтому в перспективной системе опережающего образования особое внимание должно уделяться проблемам воспитания у людей высокого гуманизма и нравственности.

Мнения различных специалистов, касающиеся опережающего образования и действий опережающего характера представлены в таблице 1.1.

Продолжение таблицы 1.1

Авторы Мнение авторов
направленных на профессиональное развитие буду­щего специалиста, формирование его готовности к про­фессиональной деятельности в условиях модернизации экономики. В этой связи опережающая подготовка как практическая реализа­ция опережающего профессионального образования свя­зана с развитием способностей и возможностей человека самоопределяться в профессиональной деятельности и подготовкой его к динамично меняющемуся производству и социосфере. Таким образом, опережающая подготовка может рассматриваться как характеристика профессио­нального образования, как его опережающая стратегия в подготовке специалистов.
Ващекин Н.П., Урсул А.Д. [1.3] Система образования должна сменить парадигму построения и функционирования в плане неуклонного движения к опережающему образованию, так как без создания новой модели образовательной системы в принципе не сможет сформироваться ни общество устойчивого развития, ни сфера разума, ни необходимое для этого сознание. При этом критерием реализации модели опережающего образования может служить степень познания и предвидения будущего в общем образовательном процессе.
Бим-Бад Б.М.[1.4] К системе социальных, образовательных и личностных ценностей, которую стремится воплотить в жизнь опережающее образование, относятся: 1) ответственность перед настоящим и будущим; любовь к истине, добру, красоте, родине, людям, жизни, миру, природе, труду, науке, познанию, искусству, творчеству, технике, конструированию и проектированию; 2) практически действенное, конструктивное мировоззрение; модернизированные научные и технические знания, способность ориентироваться в новейших технологиях; информационная

Продолжение таблицы 1.1

Авторы Мнение авторов
грамотность; 3) стойкая склонность и способность к напряженному продуктивному труду и переменам видов труда; навыки коллективной трудовой и познавательной деятельности; высокая культура труда; 4) склонность и способность к непрерывному образованию, к сотрудничеству со сверстниками, старшими и младшими поколениями; к осознанному выбору профессии; к полноценному творческому досугу; 5) умение корректировать свою деятельность, готовность к трудностям и испытаниям, способность справляться с противоречиями действительности; 6) глубокое и прочное самосознание; умение ценить, рационально организовывать и использовать время; владение методами технического, производственного и общественного управления; опыт принятия ответственных решений и их проведения в жизнь; 7) дисциплинированность и эмоциональная насыщенность мыслительной деятельности, умственные способности.
Гершунский Б.С. [1.5] Сфера образования принципиально работает на будущее. Различные концепции, политические доктрины и стратегические разработки могут считаться научно аргументированными и доказательными лишь в том случае, если их содержание отражает не только констатирующие данные о состоянии и механизмах функционирования образовательных объектов, но и перспективы развития этих объектов в будущем. Опережающая информация, полученная в результате прогностических исследований, может использоваться как средство, позволяющее предвидеть возможные в может использоваться как средство, позволяющее предвидеть возможные в отдаленном будущем изменения в

Продолжение таблицы 1.1

Продолжение таблицы 1.1

Продолжение таблицы 1.1

Авторы Мнение авторов
2) ориентацию государственной политики на использование наиболее прогрессивных, зарекомендованных мировой практикой и применяемых в современной исторической ситуации способов, форм, механизмов и ресурсов решения актуальных проблем жизнедеятельности людей; 3) тесное взаимодействие научной мысли и управленческой практики с развитой общественной экспертизой принципиальных государственных решений, поддержание подготовленности персонала управления на уровне современности общественного сознания; 4) открытость и восприимчивость к новым источникам и ресурсам управления, способность своевременно осваивать самые прогрессивные механизмы и способы решения управленческих проблем; 5) гибкость и адаптивность своих элементов и их системных взаимосвязей, потенциал постоянного самосовершенствования, развития и улучшения исходящих из него управляющих воздействий. Определяющим и системообразующим фактором в государственном управлении опережающего характера является цель, которая представляет собой идеальный образ (логическую модель) желаемого состояния субъекта или объекта управления, сформулированный на основе познания и учета их объективных закономерностей и организационных форм, потребностей и интересов. Что касается стратегии, то главное в ней - направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние.
Попков В.А., Коржуев А.В. [1.11] Идея опережающего образования предполагает конструирование содержания и методов обучения на перспективу, на прогноз

Продолжение таблицы 1.1

Авторы Мнение авторов
развития науки, техники в будущем и включение студентов в деятельность по активному усвоению соответствующих знаний, а также приемов и способов деятельности, аналоги которых им придется осуществлять в будущей профессиональной деятельности.

Как показали наши исследования, существенная роль в организации и осуществлении опережающего образования принадлежит

системному подходу [1.12-1.14].

Опережающее обучение на основе системного подхода определяется нами как специально организованный процесс ускоренного (на основе интенсификации учебного процесса) развития у обучающихся умений и навыков системного и иных эффективных способов мышления, системного и других прогрессивных подходов к осуществлению познавательной, теоретической и практической деятельности, служащих опережающему формированию фундаментальных и системных знаний, а также соответствующих компетенций при минимизации затрат.

Получаемые субъектами опережающего обучения результаты сразу же должны использоваться в учебном процессе, способствуя повышению его эффективности и качества. Обеспечение требуемого качества преемственной подготовки подрастающего поколения и специалистов в доступно сжатые сроки их обучения, воспитания и развития (за счет интенсификации учебного процесса) возможно с учетом опережающего развития учебного процесса и учебного заведения, обладающего необходимым для этого потенциалом.

Реализация опережающего обучения связана с решением множества существующих и ожидаемых проблем, для успешного решения которых требуются системные представления и методы системного подхода. Многое зависит от того, насколько целенаправленно и эффективно будет внедряться системный подход в систему образования и государственное управление.

В большей степени именно системный подход в опережающем обучении способствует формированию и развитию опережающего стиля мышления.

Краткие выводы

1. Опережающее обучение на основе системного подхода

определяется как специально организованный процесс ускоренного (на основе интенсификации учебного процесса) развития у обучающихся умений и навыков системного и иных эффективных способов мышления, системного и других прогрессивных подходов к осуществлению познавательной, теоретической и практической деятельности, служащих опережающему формированию у них фундаментальных и системных знаний, а также соответствующих компетенций при минимизации затрат.

2. В большей степени именно системный подход в опережающем обучении способствует формированию и развитию опережающего стиля

3. Опережающее обучение на основе системного подхода должно осуществляться в условиях его интенсификации, охватывая учебный процесс и самостоятельную (познавательную, теоретическую, практическую и иную) деятельность субъектов.

4. Основой, средством и целью опережающего образования является опережающее обучение и развитие личности.

5. Обучение, которое направлено на формирование инновационного мышления, должно проектироваться и осуществляться

6. Осуществление опережающего обучения должно начинаться необходимыми преобразованиями учебного процесса, используемых ранее традиционных технологий, методов, средств, содержания образования и т.д. c разработкой и реализацией инновационных эффективных методов и средств обучения.

7. Одним из главных моментов опережающего обучения является опережающее формирование и реализация ориентировочной основы осуществляемой и предстоящей деятельности субъекта.

Рекомендации

В случае если принято решение об осуществлении опережающего обучения на основе системного подхода рекомендуется:

1) разработать и утвердить в установленном порядке концепцию и

соответствующую программу опережающего обучения;

2) уточнить модель выпускника учебного заведения и модель специалиста;

3) активно внедрять в традиционный учебный процесс принципы системности и опережения, разрабатывать системные методы и технологии опережающего обучения;

4) осуществить обучающие семинары и тренинги для

преподавателей, участвующих в реализации программы опережающего обучения;

5) внедрить современные эффективные технологии обучения (в том числе технологию опережающего обучения на основе системного подхода), способствующие достижению цели (целей) и решению поставленных задач опережающего обучения (опережающего образования);

6) интенсифицировать учебный процесс;

7) ускоренно (в опережающем смысле) формировать системные представления, умения и навыки системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности субъектов;

8) в процессе обучения целенаправленно и ускоренно усваивать системные методы и технологии познания окружающей действительности, исследования объектов как систем, эффективного достижения цели (целей) и решения поставленных задач при минимизации затрат, системной организации деятельности людей и т.д.;

9) осуществлять постоянную диагностику состояния и результатов деятельности субъектов обучения, а также мониторинг учебного процесса и полученных результатов опережающего обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что может обеспечить опережающий характер обучения?

2. Возможно ли опережающее развитие образования в современных условиях?

4. Какую роль играет системный подход в опережающем обучении?

5. Дает ли представленный выше обзор литературы определенное представление о сущности опережающего обучения?

Сформулируйте свое определение опережающего обучения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

1.2 Жуков Г.Н. Стратегия опережающего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2009, № 1. – С.63-66.

1.3 Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Ориентиры опережающего образования // Социологические исследования, 2000, № 5. – С.90-97.

1.4 Бим-Бад Б.М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика, 1988, № 6. – С.51-55.

1.6 Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

1.7 Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. – М.: РГАТиЗ, 2000. – 266 с.

1.8 Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2007. – 320 с.

1.10 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М.: Юридическая литература, 1997. – 400 с.

1.12 Методологические аспекты опережающей подготовки государственныхслужащих // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации0108РК00061. – Алматы: НЦ НТИ РК, 2008.

Теоретические основы опережающей подготовки государственных служащих // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 0108РК00062. – Алматы: НЦ НТИ РК, 2008.

Системный подход к структурированию содержания обучения государственных служащих // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 0108РК00063. – Алматы: НЦ НТИ РК, 2008.

Методологические основы интенсификации учебного процесса вуза // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 0194РК00551. – Алматы: Академия образования РК, 1995.

Интенсификация учебного процесса и самостоятельной работы

студентов // Отчеты о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 01880035417. – Москва: ВНТИ-Центр: 1988, 1989, 1990, 1991.

1.13 Абдыров А.М., Галиев Т.Т. Опережающая подготовка специалистов: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во КазАТУ им. С.Сейфуллина, 2011. – 193 с.

1.14 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 317 с.

Главное содержание этой идеи состоит в том, что перспективная система образования в качестве одной из своих приоритетных целей должна иметь задачу формирования у людей таких качеств, которые позво­лят им успешно адаптироваться, жить и работать в ус­ловиях наступающего XXI века. Таким образом, ориен­тация на будущее — ключевая идея опережающего образования.

При формировании концепции опережающего об­разования представляется исключительно важным не только определить те знания и умения, которыми долж­ны обладать люди наступающего XXI века, но и, в пер­вую очередь, понять, какими именно качествами долж­ны обладать эти люди, для того чтобы они смогли адаптироваться в быстро изменяющемся мире, исполь­зовать его новые возможности и решать новые, ранее неизвестные проблемы. В числе наиболее важных сре­ди этих качеств можно выделить следующие [20]:

- системное научное мышление;

Нам представляется, что именно эти качества лю­дей будущего должны обеспечить выживание и дальней­шее устойчивое развитие цивилизации. Поэтому они и должны быть приоритетными целями для системы опе­режающего образования.

Главное содержание этой идеи состоит в том, что перспективная система образования в качестве одной из своих приоритетных целей должна иметь задачу формирования у людей таких качеств, которые позво­лят им успешно адаптироваться, жить и работать в ус­ловиях наступающего XXI века. Таким образом, ориен­тация на будущее — ключевая идея опережающего образования.

При формировании концепции опережающего об­разования представляется исключительно важным не только определить те знания и умения, которыми долж­ны обладать люди наступающего XXI века, но и, в пер­вую очередь, понять, какими именно качествами долж­ны обладать эти люди, для того чтобы они смогли адаптироваться в быстро изменяющемся мире, исполь­зовать его новые возможности и решать новые, ранее неизвестные проблемы. В числе наиболее важных сре­ди этих качеств можно выделить следующие [20]:

- системное научное мышление;

Нам представляется, что именно эти качества лю­дей будущего должны обеспечить выживание и дальней­шее устойчивое развитие цивилизации. Поэтому они и должны быть приоритетными целями для системы опе­режающего образования.

Читайте также: