В чем заключается сущность опережающего развития образования почему это необходимо кратко
Обновлено: 05.07.2024
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ образование, содержание которого сформировано на основе предвидения перспективных требований к человеку как к субъекту различных видов социальной деятельности; в более узком смысле — подготовка работников с ориентацией на технологический прогресс.
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .
Смотреть что такое "ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:
Опережающее обучение — Опережающее обучение вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… … Википедия
Церковь Объединения — Принято решение перенести сюда содержимое статьи … Википедия
Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора
Совместная разработка (́нефтяных пластов) — нефтяных пластов (a. combined development of oil reservoirs; н. gemeinsamer Abbau der Erdolschichten; ф. exploitation en commun des couches petroliferes; и. explotacion conjunta de capas petroliferas) объединение двух и более нефт.… … Геологическая энциклопедия
Воображение — Воображение способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле,… … Википедия
Человеческий капитал — Человеческий капитал совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь Гэри Беккер развил эту… … Википедия
Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
Союз Советских Социалистических Республик — Cоветский Cоюз занимает почти 1/6 часть обитаемой суши 22 403,2 тыс. км2. Pасположен в Eвропе (ок. 1/4 терр. страны Eвропейская часть CCCP) и Aзии (св. 3/4 Aзиатская часть CCCP). Hac. 281,7 млн. чел. (на 1 янв. 1987). Cтолица Mосква. CCCP … Геологическая энциклопедия
СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ — (United States of America, USA) Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9 629 091 км2. Занимает 4 е место в мире по размеру территории (после РФ, Канады и КНР). Общая площадь суши 9 158 960 км2, территориальных вод 131 км2.… … Энциклопедия стран мира
Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора
Ускоренная подготовка к ЕГЭ с репетиторами Учи.Дома. Записывайтесь на бесплатное занятие!
-->
Задание 19 № 8496
Какие тенденции современного образования, связанные с задачами нового направления культуры, названного автором, указаны в тексте? Назовите две тенденции. С опорой на текст и обществоведческие знания обоснуйте связь каждой из них с задачами этого направления.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Одной из принципиально важных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов, но главным образом в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застаёт многих людей врасплох. Ведь страх перед будущим – "футуршок" – одна из наиболее серьёзных социальных проблем современности. Перспективная система образования должна формироваться на основе синтеза новейших знаний как в области естественных, так и гуманитарных наук. Исходя из этого основного принципа, можно сформулировать следующие основные требования, которым должна удовлетворять перспективная система образования.
1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности за настоящее и будущее планеты.
2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также об особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в природной, социальной и технической сферах.
3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем, которые оно нам готовит в будущем и с которыми мы уже начинаем сталкиваться в своей повседневной жизни.
4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях дальнейшего технологического развития цивилизации и в области перспективных информационных технологий, являющихся сегодня стержнем научно-технического прогресса.
5. Формирование в обществе нового перспективного направления развития культуры – информационной культуры, которая должна дать человеку не только информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации, но также и новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.
6. Формирование у людей будущего нового качества личной информационной культуры, которая должна быть основана не только на знании закономерностей информационных процессов в обществе, но также и на понимании своей ответственности за обеспечение информационной безопасности других членов общества. Именно поэтому в перспективной системе опережающего образования особое внимание должно уделяться проблемам воспитания у людей высокого гуманизма и нравственности.
Мнения различных специалистов, касающиеся опережающего образования и действий опережающего характера представлены в таблице 1.1.
Продолжение таблицы 1.1
Авторы | Мнение авторов |
направленных на профессиональное развитие будущего специалиста, формирование его готовности к профессиональной деятельности в условиях модернизации экономики. В этой связи опережающая подготовка как практическая реализация опережающего профессионального образования связана с развитием способностей и возможностей человека самоопределяться в профессиональной деятельности и подготовкой его к динамично меняющемуся производству и социосфере. Таким образом, опережающая подготовка может рассматриваться как характеристика профессионального образования, как его опережающая стратегия в подготовке специалистов. | |
Ващекин Н.П., Урсул А.Д. [1.3] | Система образования должна сменить парадигму построения и функционирования в плане неуклонного движения к опережающему образованию, так как без создания новой модели образовательной системы в принципе не сможет сформироваться ни общество устойчивого развития, ни сфера разума, ни необходимое для этого сознание. При этом критерием реализации модели опережающего образования может служить степень познания и предвидения будущего в общем образовательном процессе. |
Бим-Бад Б.М.[1.4] | К системе социальных, образовательных и личностных ценностей, которую стремится воплотить в жизнь опережающее образование, относятся: 1) ответственность перед настоящим и будущим; любовь к истине, добру, красоте, родине, людям, жизни, миру, природе, труду, науке, познанию, искусству, творчеству, технике, конструированию и проектированию; 2) практически действенное, конструктивное мировоззрение; модернизированные научные и технические знания, способность ориентироваться в новейших технологиях; информационная |
Продолжение таблицы 1.1
Авторы | Мнение авторов |
грамотность; 3) стойкая склонность и способность к напряженному продуктивному труду и переменам видов труда; навыки коллективной трудовой и познавательной деятельности; высокая культура труда; 4) склонность и способность к непрерывному образованию, к сотрудничеству со сверстниками, старшими и младшими поколениями; к осознанному выбору профессии; к полноценному творческому досугу; 5) умение корректировать свою деятельность, готовность к трудностям и испытаниям, способность справляться с противоречиями действительности; 6) глубокое и прочное самосознание; умение ценить, рационально организовывать и использовать время; владение методами технического, производственного и общественного управления; опыт принятия ответственных решений и их проведения в жизнь; 7) дисциплинированность и эмоциональная насыщенность мыслительной деятельности, умственные способности. | |
Гершунский Б.С. [1.5] | Сфера образования принципиально работает на будущее. Различные концепции, политические доктрины и стратегические разработки могут считаться научно аргументированными и доказательными лишь в том случае, если их содержание отражает не только констатирующие данные о состоянии и механизмах функционирования образовательных объектов, но и перспективы развития этих объектов в будущем. Опережающая информация, полученная в результате прогностических исследований, может использоваться как средство, позволяющее предвидеть возможные в может использоваться как средство, позволяющее предвидеть возможные в отдаленном будущем изменения в |
Продолжение таблицы 1.1
Продолжение таблицы 1.1
Продолжение таблицы 1.1
Авторы | Мнение авторов |
2) ориентацию государственной политики на использование наиболее прогрессивных, зарекомендованных мировой практикой и применяемых в современной исторической ситуации способов, форм, механизмов и ресурсов решения актуальных проблем жизнедеятельности людей; 3) тесное взаимодействие научной мысли и управленческой практики с развитой общественной экспертизой принципиальных государственных решений, поддержание подготовленности персонала управления на уровне современности общественного сознания; 4) открытость и восприимчивость к новым источникам и ресурсам управления, способность своевременно осваивать самые прогрессивные механизмы и способы решения управленческих проблем; 5) гибкость и адаптивность своих элементов и их системных взаимосвязей, потенциал постоянного самосовершенствования, развития и улучшения исходящих из него управляющих воздействий. Определяющим и системообразующим фактором в государственном управлении опережающего характера является цель, которая представляет собой идеальный образ (логическую модель) желаемого состояния субъекта или объекта управления, сформулированный на основе познания и учета их объективных закономерностей и организационных форм, потребностей и интересов. Что касается стратегии, то главное в ней - направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние. | |
Попков В.А., Коржуев А.В. [1.11] | Идея опережающего образования предполагает конструирование содержания и методов обучения на перспективу, на прогноз |
Продолжение таблицы 1.1
Авторы | Мнение авторов |
развития науки, техники в будущем и включение студентов в деятельность по активному усвоению соответствующих знаний, а также приемов и способов деятельности, аналоги которых им придется осуществлять в будущей профессиональной деятельности. |
Как показали наши исследования, существенная роль в организации и осуществлении опережающего образования принадлежит
системному подходу [1.12-1.14].
Опережающее обучение на основе системного подхода определяется нами как специально организованный процесс ускоренного (на основе интенсификации учебного процесса) развития у обучающихся умений и навыков системного и иных эффективных способов мышления, системного и других прогрессивных подходов к осуществлению познавательной, теоретической и практической деятельности, служащих опережающему формированию фундаментальных и системных знаний, а также соответствующих компетенций при минимизации затрат.
Получаемые субъектами опережающего обучения результаты сразу же должны использоваться в учебном процессе, способствуя повышению его эффективности и качества. Обеспечение требуемого качества преемственной подготовки подрастающего поколения и специалистов в доступно сжатые сроки их обучения, воспитания и развития (за счет интенсификации учебного процесса) возможно с учетом опережающего развития учебного процесса и учебного заведения, обладающего необходимым для этого потенциалом.
Реализация опережающего обучения связана с решением множества существующих и ожидаемых проблем, для успешного решения которых требуются системные представления и методы системного подхода. Многое зависит от того, насколько целенаправленно и эффективно будет внедряться системный подход в систему образования и государственное управление.
В большей степени именно системный подход в опережающем обучении способствует формированию и развитию опережающего стиля мышления.
Краткие выводы
1. Опережающее обучение на основе системного подхода
определяется как специально организованный процесс ускоренного (на основе интенсификации учебного процесса) развития у обучающихся умений и навыков системного и иных эффективных способов мышления, системного и других прогрессивных подходов к осуществлению познавательной, теоретической и практической деятельности, служащих опережающему формированию у них фундаментальных и системных знаний, а также соответствующих компетенций при минимизации затрат.
2. В большей степени именно системный подход в опережающем обучении способствует формированию и развитию опережающего стиля
3. Опережающее обучение на основе системного подхода должно осуществляться в условиях его интенсификации, охватывая учебный процесс и самостоятельную (познавательную, теоретическую, практическую и иную) деятельность субъектов.
4. Основой, средством и целью опережающего образования является опережающее обучение и развитие личности.
5. Обучение, которое направлено на формирование инновационного мышления, должно проектироваться и осуществляться
6. Осуществление опережающего обучения должно начинаться необходимыми преобразованиями учебного процесса, используемых ранее традиционных технологий, методов, средств, содержания образования и т.д. c разработкой и реализацией инновационных эффективных методов и средств обучения.
7. Одним из главных моментов опережающего обучения является опережающее формирование и реализация ориентировочной основы осуществляемой и предстоящей деятельности субъекта.
Рекомендации
В случае если принято решение об осуществлении опережающего обучения на основе системного подхода рекомендуется:
1) разработать и утвердить в установленном порядке концепцию и
соответствующую программу опережающего обучения;
2) уточнить модель выпускника учебного заведения и модель специалиста;
3) активно внедрять в традиционный учебный процесс принципы системности и опережения, разрабатывать системные методы и технологии опережающего обучения;
4) осуществить обучающие семинары и тренинги для
преподавателей, участвующих в реализации программы опережающего обучения;
5) внедрить современные эффективные технологии обучения (в том числе технологию опережающего обучения на основе системного подхода), способствующие достижению цели (целей) и решению поставленных задач опережающего обучения (опережающего образования);
6) интенсифицировать учебный процесс;
7) ускоренно (в опережающем смысле) формировать системные представления, умения и навыки системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности субъектов;
8) в процессе обучения целенаправленно и ускоренно усваивать системные методы и технологии познания окружающей действительности, исследования объектов как систем, эффективного достижения цели (целей) и решения поставленных задач при минимизации затрат, системной организации деятельности людей и т.д.;
9) осуществлять постоянную диагностику состояния и результатов деятельности субъектов обучения, а также мониторинг учебного процесса и полученных результатов опережающего обучения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что может обеспечить опережающий характер обучения?
2. Возможно ли опережающее развитие образования в современных условиях?
4. Какую роль играет системный подход в опережающем обучении?
5. Дает ли представленный выше обзор литературы определенное представление о сущности опережающего обучения?
Сформулируйте свое определение опережающего обучения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Литература
1.2 Жуков Г.Н. Стратегия опережающего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2009, № 1. – С.63-66.
1.3 Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Ориентиры опережающего образования // Социологические исследования, 2000, № 5. – С.90-97.
1.4 Бим-Бад Б.М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика, 1988, № 6. – С.51-55.
1.6 Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
1.7 Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. – М.: РГАТиЗ, 2000. – 266 с.
1.8 Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2007. – 320 с.
1.10 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М.: Юридическая литература, 1997. – 400 с.
1.12 Методологические аспекты опережающей подготовки государственныхслужащих // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации0108РК00061. – Алматы: НЦ НТИ РК, 2008.
Теоретические основы опережающей подготовки государственных служащих // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 0108РК00062. – Алматы: НЦ НТИ РК, 2008.
Системный подход к структурированию содержания обучения государственных служащих // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 0108РК00063. – Алматы: НЦ НТИ РК, 2008.
Методологические основы интенсификации учебного процесса вуза // Отчет о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 0194РК00551. – Алматы: Академия образования РК, 1995.
Интенсификация учебного процесса и самостоятельной работы
студентов // Отчеты о НИР. Руководитель Т.Галиев. № госрегистрации 01880035417. – Москва: ВНТИ-Центр: 1988, 1989, 1990, 1991.
1.13 Абдыров А.М., Галиев Т.Т. Опережающая подготовка специалистов: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во КазАТУ им. С.Сейфуллина, 2011. – 193 с.
1.14 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 317 с.
Главное содержание этой идеи состоит в том, что перспективная система образования в качестве одной из своих приоритетных целей должна иметь задачу формирования у людей таких качеств, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в условиях наступающего XXI века. Таким образом, ориентация на будущее — ключевая идея опережающего образования.
При формировании концепции опережающего образования представляется исключительно важным не только определить те знания и умения, которыми должны обладать люди наступающего XXI века, но и, в первую очередь, понять, какими именно качествами должны обладать эти люди, для того чтобы они смогли адаптироваться в быстро изменяющемся мире, использовать его новые возможности и решать новые, ранее неизвестные проблемы. В числе наиболее важных среди этих качеств можно выделить следующие [20]:
- системное научное мышление;
Нам представляется, что именно эти качества людей будущего должны обеспечить выживание и дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Поэтому они и должны быть приоритетными целями для системы опережающего образования.
Главное содержание этой идеи состоит в том, что перспективная система образования в качестве одной из своих приоритетных целей должна иметь задачу формирования у людей таких качеств, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в условиях наступающего XXI века. Таким образом, ориентация на будущее — ключевая идея опережающего образования.
При формировании концепции опережающего образования представляется исключительно важным не только определить те знания и умения, которыми должны обладать люди наступающего XXI века, но и, в первую очередь, понять, какими именно качествами должны обладать эти люди, для того чтобы они смогли адаптироваться в быстро изменяющемся мире, использовать его новые возможности и решать новые, ранее неизвестные проблемы. В числе наиболее важных среди этих качеств можно выделить следующие [20]:
- системное научное мышление;
Нам представляется, что именно эти качества людей будущего должны обеспечить выживание и дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Поэтому они и должны быть приоритетными целями для системы опережающего образования.
Читайте также: