Разрешен ли телевизор в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Телевизор в детском саду должен использоваться лишь для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной или телевизионной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

Выписка из Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10

6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2.

6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см.

Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана.

Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин.

Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа, размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером и смотреть телевизор в них.

Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий и просмотра телевизора у них появляются признаки зрительного и общего утомления.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности у детей дошкольного возраста. Утомление может проявляться:

в склонении головы на бок,

в опоре на спинку стула,

в задирании ног с упором в край стола,

в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться.

Утомительность занятий во многом зависит

от их содержания,

от навыков общения,

от увлеченности ребенка,

от его самочувствия и др.

С осторожностью следует подходить к вопросу о компьютерных занятиях для дошкольников, имеющих

поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Очень важна правильная организация просмотра презентаций, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате, детей следует рассаживать не ближе 2,5-3 метров от экрана, полукругом.

Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Использование телевизора в групповом помещении ДОО

Создание единой образовательной информационной среды является одной из приоритетных задач развития образования в России. Дошкольное учреждение как часть социума представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развития. Поэтому, в работе ДОУ всё более актуальным становится применение информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). [4]
Перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача, найти место ИКТ в рамках действующего законодательства, то есть описать место ИКТ в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, относительно которой у нас утвержден ФГОС ДО.
В мире существует система норм, направленных на ограждение ребёнка от разных видов опасностей. В отдельный пункт выделено воздействие на ребёнка экранных технологий.
Санитарные нормы и правила являются механизмом, обеспечивающим безопасность жизнедеятельности ребёнка. При организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением телевизора очень важно учитывать существующие нормативные документы, регламентирующие правила работы дошкольников с компьютерной техникой и техническими устройствами.
Для России это:

На ранней стадии воспитания и обучения применение средств массовой информации (телевидение, видео и DVD), просмотр и использование компьютера не должно разрешаться для детей младше двух лет. Для детей старше двух лет общее время, проводимое за экраном, должно быть использовано только для образовательной деятельности.[5]
При этом используемые программы должны быть свободны от рекламы и брендов. Поэтому они должны быть просмотрены и оценены до показа детям.
В настоящее время активно мы используем магнитофон, музыкальный центр, телевизор, Я бы хотела более подробно остановиться на использовании экрана телевизора в групповом помещении.
Ключевые моменты, на которые следует обращать внимание при использовании телевизора, заключаются в следующем:

Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 (см). Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста. Если ребенок носит очки, то во время просмотра их следует обязательно надеть.[7]

Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой комнаты верхним светом. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.[8]

Телевизор в детском саду — штука далеко не новая, но споры вокруг необходимости его покупки не утихают уже лет 15.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Нужен ли телик дошкольникам? А воспитателям? Что по этому поводу думают врачи и родители? НЭН собрал мнения трех главных сторон конфликта вокруг телевизора и попытался разобраться, действительно ли мультики в саду — вселенское зло.

Что говорят воспитатели?

Коротко: мнения воспитателей расходятся

Одни не видят в дозированном просмотре мультиков ничего дурного.


Я считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы иногда включать мультики. Вот представьте: в группе 32 человека, а нам нужно накрыть на обед. А если нянечки нет? Воспитателю разорваться, но не включать телевизор? Ничего плохого не случится, если дети эти семь-десять минут будут смотреть мультик, тем более, какой-нибудь хороший, советский, поучительный.

Интересное по теме

Советские мультфильмы, которые зашли нашим детям: опыт редакции

Другие честно признаются, что используют телевизор только для просмотра образовательных роликов.

Я работаю воспитателем в старшей группе детского сада, и иногда нам нужно делать презентации. Будет ли интересно ребенку слушать меня, если я распечатаю кучу карточек и стану каждую из них описывать? Половина группы уже через пять минут начнет ерзать и отвлекать остальных. На телевизоре я могу показать деткам сюжет на ту же тему, они хотя бы заинтересуются.

К коллегам, которые регулярно включают мультфильмы вместо прогулок и творческих занятий, сами воспитатели относятся с непониманием.

Слышала о таком, но на практике не сталкивалась. Не знаю, как в других садах, а в нашем включить телевизор на час и уйти заниматься своими делами просто невозможно. Заведующая каждый день сама ходит по группам, старший воспитатель тоже. И у нас есть образовательная программа, которой мы должны придерживаться. Очень хочу посмотреть на тех воспитателей, у кого детки с утра сидят в телевизоре, при этом успевают все остальное.

Интересное по теме

Как и когда детям можно смотреть мультики? Отвечают педиатры, офтальмологи и психологи

Что говорят врачи?

Коротко: педиатры и офтальмологи не одобряют телевизор в детском саду, но и запретить его не могут

Все медицинские постановления, распространяющиеся на садик, регулирует СанПиН. Если в нем прописан тот же телевизор, то врач может быть сколь угодно несогласным, но самовольно выкинуть телик из группы не получится.

Вот что говорится о телевизорах в действующем СанПиНе:


Телевизор в детском саду может использоваться для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм. При этом расстояние от экрана до ребенка, сидящего в первом ряду, не должно быть меньше двух метров, но и не больше пяти с половиной метров для последних рядов. Время просмотра телевизора — не чаще двух раз в день, в общей сложности до 20 минут в младшей и средней группах, до 30 минут — в старшей и подготовительной.

Врачи и психологи напоминают: указанное в СанПиН время — суточный максимум, если ребенок уже смотрел телевизор с детском саду, то не должен включать его дома. ВОЗ придерживается аналогичной точки зрения. Такие ограничения обусловлены тем, что длительный просмотр телепередач тормозит физическое и психическое развитие, препятствует нормальному взаимодействию с живыми людьми.

Что говорят родители?

Коротко: у родителей нет единого мнения

Часть мам и пап не видит в телевизоре ничего плохого, если тот используется время от времени или для трансляции образовательного контента.

Интересное по теме

Манифест в защиту мультиков (и мам, которым они нужны даже сильнее, чем детям)


Я против того, чтобы включать детям мультики на целый день, но и против полных запретов. И потом: мультики ведь тоже разные бывают, не обязательно показывать детям Симпсонов. Уверена, что у большинства родителей, которые считают телевизор в детском саду абсолютным злом, ребенок вечерами не отлипает от мультиков, когда сидит дома.

Другая половина настроена негативно. Родители уверены, что воспитатели должны обходиться без помощи телевизора, вне зависимости от количества детей в группе. В качестве альтернативы просмотру мультиков называют прогулку, подвижные и спокойные игры, творческие занятия.


Я категорически против мультиков в саду. Дома, у бабушек, в гостях — пусть смотрит, но не в садике. Это же образовательная организация, мы туда детей ведем за знаниями, а не телек смотреть! Почему-то в школах никому не приходит в голову включать мультфильмы вместо уроков, хотя и возраст не сильно больше, и детей в классе по 25-30 человек.

Так можно детям смотреть телик в саду или нельзя?

Коротко: можно, но не дольше прописанного в СанПиН времени. А если родители сами не согласны на просмотр телевизора, то воспитатель не имеет права его включать (даже в образовательных целях).

С согласием родителей все тоже довольно сложно. Кто-то может отказаться еще на этапе сбора денег. В этом случае воспитатель не имеет права заставлять скидываться — родитель вполне может пожаловаться на поборы в прокуратуру, и будет прав.

Интересное по теме

Детский сад: как выбрать, чего ожидать и как получить льготы

А что с неконтролируемым просмотром мультиков? Отследить этот момент довольно сложно, так как редкий родитель будет часами дежурить под окнами сада, высматривая, что происходит в группе. Если возникли сомнения — напишите заявление на имя заведующей с просьбой проверить, соблюдается ли СанПиН. Можно составить обращение в надзорные органы — но обычно это делается в тех случаях, когда руководитель садика игнорирует ваши требования.

Редакция НЭН считает, что телевизор, как и другие гаджеты, зачастую здорово облегчает всем нам жизнь (кто не включал ребенку мультики, чтобы наконец-то спокойно почистить зубы или приготовить обед?). Строго дозированный просмотр познавательных передач в саду точно не принесет вашему ребенку вреда, зато поможет расширить кругозор и получить ответы на многие вопросы об окружающем его мире.

Семья, дети







Alisa88


Заводчанка


Ол_Кам


Серая_собака



Нету_ника


smayler


Falco

Техника безопасности. Просмотр темы - МТО 14-3Р-001-2002



Tamerlasha


Mariam


Арабеска


Mariam


Арабеска


Mariam



Falco

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.

Читайте также: