Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся начальной школы

Обновлено: 03.07.2024

В данной статье проанализированы психолого-педагогические аспекты активизации мыслительной деятельности учащихся, изложена ее краткая характеристика в обеспечении прочности знаний; рассмотрен потенциал развития мышления в проблемном обучении. Обоснованы основные признаки и виды мышления, которые позволяют узнавать мышление посредством познавательной деятельности. Рассмотрена проблема активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках. Одной из задач школьного обучения в младших классах является создание таких условий, как умственное развитие детей в полной мере, в приоритете которого будет формирование познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности учащихся. В процессе развития познавательного комплекса у обучающихся в проблемном обучении и активизации мыслительной деятельности создаются проблемные ситуации и организуется поиск их решения. Использование методов и приемов активизации мыслительной деятельности является немаловажной стороной в развитии личности младшего школьника, а именно ее познавательной сферы. Каждая из систем обучения способствует развитию различных видов мыслительной деятельности у младших школьников в соответствии с их возрастными особенностями. С психолого-педагогической точки зрения мыслительная деятельность представляет собой единство функциональных, операционных, личностно-мотивационных компонентов, которые обеспечивают выполнение и регуляцию учебной деятельности. Активизация мыслительной деятельности младших школьников зависит от специфики образовательных систем, особенностей их реализации, индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.


1. Дорофеева А. Логика, мышление. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 233 c.

2. Пидкасистый П.И., Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015. 724 с.

3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика: монография. М.: Баласс, 2015. 272 с.

4. Терешина Л.В., Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения. Описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы. М.: Учитель, 2014. 120 c.

5. Рахимова Е.А. Социально-психологическая диагностика: учеб. пособие. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2012. 134 с.

Выбор данной темы связан с тем, что в современном обществе необходимы личности, способные самостоятельно решать вопросы, творчески подходить к своей работе, принимать активное участие в общественной жизни, деятельности всех социальных групп.

Формирование личности включает в себя развитие мыслительной деятельности. Использование множества приемов активизации мыслительной деятельности в образовательном процессе способствует возникновению заинтересованности детей к учебной деятельности и повышению эффективности обучения, что в дальнейшем оказывает значительное влияние на развитие личности.

До поступления ребенка в школу основным видом деятельности является игра, а с началом обучения ей на смену приходит учебная деятельность. Однако игровая деятельность не утрачивает своей актуальности и применяется в обучении школьников начальной школы. На начальную школу возлагается основная нагрузка по формированию учебной деятельности, значимой функцией которой становится мышление. Согласно позиции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка в этом возрасте зависит от способностей мышления, которое считается определяющим в системе других психических процессов.

В психолого-педагогической литературе выделяют два основных вида мыслительной деятельности – репродуктивную и продуктивную. При этом репродуктивной считается деятельность по заданному образцу, а при продуктивной мыслительной деятельности младший школьник самостоятельно может применить уже известные ему умения и знания, но уже в иной для него ситуации, по результатам чего он создает для себя новую базу знаний. Проблемная ситуация способствует активизации мыслительной деятельности, однако пик активности будет сформирован при условии, что учащийся самостоятельно ставит цель, обосновывает гипотезу по ее разрешению и находит выход из нее.

Познавательная структура мышления зависит от способности переработать уже имеющуюся и вновь приобретенную информацию, которая появляется в процессе разрешения вопроса или получения других знаний. В этом случае мышление определяется как основа взаимодействующих действий и операций, выполняемых младшими школьниками в мыслительной деятельности. Поэтому одним из главных аспектов педагогики по вопросам развития мышления является формирование у учащихся навыков и умений работы с новыми знаниями и их переработкой, в результате чего развиваются общие учебные знания и умения, а также способность разрешения различных вопросов, возникающих перед ними. Активизация мыслительной деятельности учащихся в большинстве случаев зависит от применяемых методов и приемов образовательного процесса.

Начало формирования потребностей и способностей детей закладывается в младшем школьном возрасте, особенно склонностей и творческих интересов, и является основополагающим для становления ребенка как будущей личности.

Активизация творческой, учебной и познавательной деятельности учащихся чаще зависит от методов обучения. И с этой целью педагоги начальной школы используют такие методы, как беседа, рассказ, объяснение, показ приемов работы, дидактические и инструкционные карты [1].

Все операции мышления тесно взаимосвязаны между собой, и результата полноценного формирования личности возможно достичь только в комплексном их применении. В связи с этим использование в учебном процессе приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимо уже в первом классе, и, чем раньше начнется их применение, тем быстрее начнет развиваться мыслительная деятельность детей [2].

Таким образом, в мыслительной деятельности младшим школьникам необходимо обладать целым рядом психологических особенностей; постоянное решение младшими школьниками задач, связанных с образовательным процессом, способствует развитию у них основ творческого мышления – мыслительного анализа, рефлексии и планирования.

Цель исследования – теоретическое изучение методов активизации мыслительной деятельности учащихся младших классов.

Материал и методы исследования

В целях реализации поставленных задач были использованы эмпирические и теоретические методы, тождественные объекту и предмету исследования.

Предметом изучения стали компоненты психологической структуры мыслительной деятельности, а также их взаимосвязь и динамика. В процессе исследования были расширены теоретические представления об особенностях и условиях формирования универсальных логических действий учащихся младшего школьного возраста, проведено обоснование использования логических игр и задач, определены диагностический инструментарий и критерии.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что для активизации мыслительной деятельности учащихся важны различные методы и приемы, используемые учителем на уроках для достижения целей обучения. При планировании урока с целью развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности учащихся исходя из заданий, содержания и поставленных целей педагогу необходимо выбрать методы поиска разрешения проблемной ситуации. В качестве примера можно выбрать эвристическую беседу, различные упражнения, исследования.

Целью исследования стало выявление уровня активизации мыслительной деятельности, для чего были изучены способности младших школьников к обобщению и абстрагированию и их умение выделять существенные признаки в проблемной ситуации. В исследовании были задействованы 20 учащихся начальных классов общеобразовательного учреждения. При этом у 6 испытуемых были выявлены высокие баллы относительно развития способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки, что свидетельствует о высокой способности данной категории детей охватить весь вопрос целиком, не упуская при этом главную мысль. Такие младшие школьники способны осознавать сущность сложных вопросов. Достаточный уровень мыслительной деятельности выявлен у 9 учащихся. Дети этой группы концентрируют внимание на мелочах и не всегда способны выделить в тексте главное. Средний уровень выявлен у 4 испытуемых. У данной категории детей обнаружены индивидуальные особенности и качество мышления, им требовалось сопровождение педагога. У 1 обучающегося возникли трудности с выполнением заданий, что свидетельствует о низком уровне мыслительной деятельности.

Таким образом, нами были получены результаты методики на оценку гибкости, скорости и уровня развития мыслительных действий учащихся начальной школы.

В ходе исследования нами были проанализированы и синтезированы методы практической деятельности, которые способствуют развитию мыслительного процесса и применяются в практике:

1) словесные методы, которые используются для передачи большого объема информации за короткий промежуток времени и ставят проблему и способы ее разрешения. Словарный запас педагога способен вызвать в сознании детей яркие образы прошлого, настоящего и будущего. С помощью слов активизируются воображение, память и эмоции детей [3];

2) визуальные методы – способствуют усвоению учебного материала с использованием визуальных и технических средств. Применение метода наглядности подразумевает их сочетание в той или иной степени с вербальными методами, в том числе с применением мультимедийных устройств;

3) практические методы – формируют навыки и умения школьников в процессе обучения и основаны на практической деятельности. Примером могут стать лабораторные работы, практические занятия и упражнения, способствующие развитию практических навыков;

4) метод самоконтроля – оказывает влияние на всестороннее развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения знаний;

5) репродуктивные методы – располагают к активному восприятию и запоминанию информации, полученной от педагога или из другого информационного источника. Данные методы не могут быть использованы без словесных, наглядных и практических приемов обучения, которые составляют их материальную основу.

Для активизации мыслительной деятельности на уроках и внеурочной деятельности применяются разнообразные приемы:

– прием новизны используют путем включения в содержание учебного материала, используемого в процессе обучения, интересной информации, фактов, исторических данных;

– прием динамизма заключается в установке учащихся на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

– восприятие смысла ставит задачу сформировать у школьников отношение к необходимости изучения материала относительно его биологической, экономической и эстетической ценности [4].

Уровень развития познавательных и мыслительных навыков у обучающихся учитывается при подборе методов и приемов активизации мыслительной деятельности. Для младших школьников с высокой степенью когнитивного развития необходимы более сложные познавательные задачи. С целью формирования положительной роли образовательного процесса необходимо подбирать задачи с уровнем сложности, не превышающим уровень развития детей. В связи с этим требования должны быть выполнимы и способствовать формированию положительной мотивации к обучению, уверенности у младших школьников в своих способностях и навыках [5].

При использовании метода визуализации у детей улучшаются восприятие и запоминание учебного материала, их мыслительная деятельность активизируется. У них развиваются способность глубже вникнуть в суть изучаемых явлений, возможность показать их связь с творческими процессами принятия решений и подтвердить регулирующую роль визуальных образовательных элементов. В процессе обучения визуализация должна выполнять не только иллюстративную, но и познавательную функцию, что будет способствовать эффективности использования данного метода в исследуемой области.

Проблемные элементы содержатся в любой форме визуальной информации. Перед педагогом стоит задача использовать все возможные формы визуализации, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают в качестве носителей информации. Средства визуальной демонстрации способствуют увеличению объема передаваемой информации и реализации двухканальной связи [6].

Степень мыслительной деятельности учащихся зависит от степени проблематичности визуальной информации. Постоянная интенсификация учебного процесса способствует использованию наглядных средств при подаче информации и заключает в себе большой потенциал при решении проблем, связанных с управлением временем в классе.

Используя метод визуализации, педагог способствует повышению у учащихся начальной школы интереса к изучаемому материалу, чем достигается высокая степень наглядности и динамизма, что помогает учащимся решить поставленную перед ними задачу. С помощью метода визуализации обеспечиваются более быстрый анализ и запоминание новой информации, формулирование осмысленных выводов, так как внимание уделяется не только тексту, изображениям, числам, графике, но и сбалансированному визуальному ряду.

Для познания себя, раскрытия заложенных в себе способностей и реализации своего потенциала необходима творческая познавательная активизация, которая способствует развитию и становлению личности ребенка [7]. Чтобы активизировать познавательную деятельность младших школьников, в процессе обучения применяются различные методы и приемы работы, способствующие развитию у учащихся творческой деятельности, в ходе которой дети должны самостоятельно найти способ решения, применить полученные знания и умения в новых условиях, создать нечто новое.

Результаты исследования и их обсуждение

Активизация умственного мышления занимает ведущее положение среди других познавательных процессов. Системная работа в данном направлении содействует достижению высоких качественных результатов в обучении и развитию навыков и умений, которые необходимы в современном образовательном процессе. Поэтапное сочетание приемов активизации мыслительной деятельности позволит сформировать у учащихся осознанное отношение к выполняемой деятельности и даст им возможность ее творчески преобразовывать [8].

В рамках учебного процесса максимально активизируется мыслительная деятельность школьников при систематическом использовании логических (мыслительных) заданий, процесс выполнения которых связан с высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. В процессе обобщения полученной информации происходит переход от единичных явлений, представленных в чувственном опыте, к обобщению этого опыта в понятиях. Поэтому в начальной школе больше внимания необходимо уделять работе учащихся по формированию понятий, являющихся основой научных знаний и способствующих развитию таких форм мышления, как суждение и умозаключение; нужно научить их определять существенные признаки предметов и осуществлять их логико-структурный анализ.

Использование педагогами элементов занимательности значительно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, развивает скорость и гибкость мыслительных операций. Потребность в познании, анализе и синтезе способствует включению активирующих систем мозга, а решение познавательной проблемы – прочному усвоению и закреплению учебного материала.

Таким образом, решение проблемных ситуаций в ходе урока способствует формированию у младших школьников таких процессов мыслительной деятельности, как определение целей и задач, планирование, нестандартный анализ, сравнение, контроль, которые необходимы в развитии творческого мышления. Именно поэтому с помощью логических задач и заданий происходит активизация мыслительной деятельности обучающихся. Этот процесс регулируется педагогами и способствует решению различных проблем при регулярном применении приемов активизации познавательной деятельности. Результаты исследования позволяют сформулировать научно обоснованные рекомендации для педагогов и родителей по выбору форм и методов обучения, способствующих развитию ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Выводы

Формирование личности включает в себя развитие мыслительной деятельности. Для развития мыслительной деятельности и формирования инициативности, самостоятельности, творческой способности младших школьников педагогам целесообразно использовать различные методы и приемы активизации мышления. При их выборе необходимо учитывать индивидуальные особенности развития обучающихся и уровень их мыслительных навыков. Задания, предложенные учащимся, должны быть познавательны и выполнимы, а также направлены на формирование у них уверенности в своих способностях и положительной мотивации в учебе.

Результаты исследования показали, что у большинства детей начальных классов, принявших участие в тестировании, мыслительная деятельность сформирована на высоком и достаточном уровне. Это говорит о способностях младших школьников к обобщению и абстрагированию, их умениях концентрировать внимание и выделять главную мысль в проблемных ситуациях. Полученные данные позволяют подобрать для них те методы и приемы, которые необходимы в образовательном процессе.

Системное и комплексное использование средств, способов и приемов активизации мыслительной деятельности в образовательном процессе будет способствовать эффективности обучения и повышению познавательного интереса учащихся к учебной деятельности, что в дальнейшем положительно скажется на развитии личности.

Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся. В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Это привело меня к необходимости заняться поиском приемов обучения, которые позволяют ребенку быть инициативным, настойчивым, самостоятельным.

Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Использование на уроках игровых приемов помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету.

На уроках математики провожу устный счет с элементами игры:

Логические разминки (решение задач)

На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

Если сегодня понедельник, то какой день недели будет через 14 дней? (понедельник)

Сколько минут составляют полтора часа? (90 мин)

Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)

Мыслительный процесс – это процесс моделирования окружающего мира, его объектов, процессов и явлений, посредством использования аксиоматических положений.

Мыслительные процессы являются составным компонентом психической работы организма. Они имеют свои закономерности формирования на разных возрастных этапах развития.

Активизация мышления учащихся является актуальной проблемой современной системы образования. Особенно остро она стоит на этапе начального школьного обучения. В этот период необходимо сформировать у учащихся навыки обучения, которые напрямую зависят от мыслительной деятельности.

Модель развития мыслительной деятельности учащихся начальной школы

Активизация мыслительных процессов младших школьников реализуется через несколько блоков работы. К ним относятся:

    Аналитико-синтетический блок. Он связан с формированием навыков учащихся разделять объекты и процессы на составные компоненты, а также собирать целое из частей. Таким образом формируются навыки анализа и синтеза, которые тесно связаны и взаимозависимы. Навыки анализа и синтеза лучше всего формируются на уроках математики. Однако, развиты и на уроках чтения, русского языка и окружающего мира.

Блок сравнения и обобщения. Он ориентирован на развитии у младших школьников навыков выделения признаков, особенностей объектов и их сравнения между собой т.е. проводится сопоставление объектов, проводится их описание, выделяются общие и отличительные черты, специфические функциональные характеристики и возможности. В качестве приемов данного блока применяются:

  • Сопоставление значений слов одной части речи;
  • Сопоставление разных частей речи, имеющих близкое лексическое содержание;
  • Поиск сходных и отличительных признаков в значения рода, числа и падежа одной части речи, а, также, рассмотрение разных частей речи и выявление у них отличительных свойств.

Блок установления закономерностей. Он основан на формировании умений выделять закономерности в ряду событий, объектов, процессов или явлений. На различных уроках учащимся предлагаются вариативные упражнения, направленные на развитие навыков рассуждения, формулирования суждений, умозаключений, обобщений и аргументирования. Закономерности могут быть выделены в математической ряду, в словарном ряду в цепочке событий, в природных процессах и объектах, в трудовых операциях.

Готовые работы на аналогичную тему

Следует отметить, что применение блоков работы, ориентированных на активизацию мыслительных процессов учащихся, реализуется посредством использования нестандартных методов обучения, включения в образовательный процесс занимательных заданий, использования проблемных ситуаций и вариативности учебных заданий в рамках одного учебного предмета.

Условия активизации мыслительной деятельности учащихся

Чтобы активизировать мыслительную деятельность младших школьников в учебном процессе должны быть использованы разные методы и формы работы. При этом, необходимо выполнение ряда условий:

Метод проблемного обучения как способ активизации мыслительной работы младших школьников

Проблемные ситуации основываются на поиске продуктивных решений поставленной задачи, осознании необходимости разрешить проблему и доказать обоснованность выбранных методов и средств.

На уроках могут быть использованы разнородные проблемные ситуации.

Создавая проблемные ситуации на уроках, педагоги направляют учащихся на поиск ее решения, активизируя тем самым работу мышления.

Организация проблемного обучения может быть реализована в начальной школе посредством использования ряда методических приемов:

  1. Педагог формирует ситуацию противоречия, предоставляя учащимся возможность его самостоятельного разрешения;
  2. Использование педагогом изложения разных точек зрения по поставленной проблеме и предоставление учащимся выбора верной;
  3. Предоставление возможностей учащимся рассмотрение объектов, процессов и явлений с разных позиций;
  4. Использование конкретных вопросов в образовательной деятельности. Они ориентированы на обобщение, обоснование, конкретизацию, рассуждение;
  5. Постановка проблемных задач. Они могут содержать ошибки, требующие нахождения, иметь лимитированное время на решение, недостаточность информации, требующей поиска, преодоления психической инерции.

Поисковая деятельность формирует навыки выполнения умственных операций и активизирует разнообразные психические процессы, которые тем или иным образом связаны с развитием мышления.

Здравствуйте! Благодарю за отзыв! Рада, что Вы нашли материал полезным. Успешного освоения новой технологии!

Современные приложения предлагают облегченные механизмы работы с технологией. Так, создание AR-маркеров зачастую сводится к установке готовых QR-кодов, а оформление AR-объектов – к выбору необходимой модели из предложенных в галерее шаблонов приложения.

Здравствуйте,читала статью с большим интересом! Никогда о подобных лабораториях не слышала и очень хотелось бы опробовать на практике. Думаю это будет много кому любопытно и я уверена,что это действительно развивает самостоятельность учеников,при этом все находятся в равных условиях и в доступной среде.Спасибо за работу!

Здравствуйте,и правда в настоящее время проектная деятельность играет важную роль в образовании. Она ориентирована прежде всего на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы, осуществляя метод проектов с помощью компьютера. Тем самым,повышая уровень своей грамотности и компетенции в сфере исследования и применения информационных технологий.Благодарю за работу!

Автор пишет: "Благодаря информационным технологиям мы становимся более развитыми и творческими". ---КОММЕНТАРИЙ. С этим тезисом вряд ли можно согласиться, учитывая падение общего образовательного уровня выпускников школ и вузов, о чем сегодня говорят не только преподаватели, но и работодатели.

---2. Поясните, пожалуйста, с какой целью НА УРОКЕ физики обучающийся должен САМОСТОЯТЕЛЬНО с использованием компьютера изучить новый материал.

Здравствуйте!Вами рассмотрено очень известное приложение и соглашусь с тем,что действительно интерактивные задания дополняют традиционное обучение. Мы часто сталкиваемся с однотипными заданиями в учебниках,что наскучивает ученикам,а данные интерактивные задания внесут разнообразие, которые помогут поэкспериментировать ,например, с проверкой знаний пройденного материала у учащихся.









Методы и приёмы обучения информатике, активизирующие мыслительную деятельность учащихся начальной школы.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современному обществу необходим не человек - потребитель, а человек – открыватель, который умеет мыслить, а не просто бездумно повторять то, что было сказано. Чем больше ты знаешь и умеешь, тем шире твои возможности.

В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых знаний, умений и навыков, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации. Исходя из этого ученики, мы видим, что такой предмет, как информатика играет немаловажную роль в жизни человека, поэтому необходимо каждому учителю сделать так, чтобы этот урок прошёл не в пустую, а оставил определённые знания и умения.

Также в качестве одной из важнейших задач в концепции модернизации российского образования выделяют формирование творческой личности. Чтобы достичь успеха в реализации этой задачи необходимо развивать мыслительную деятельность учащихся.

Главной целью изменения современных стандартов является формирование творческой личности. Её реализация диктует необходимость активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Цель исследования – теоретическое обоснование методов и приёмов обучения информатике, активизирующих мыслительную деятельность учащихся начальной школы.

Использование методов и приёмов, активизирующих мыслительную деятельность, выступает довольно сложным, актуальным и незаменимым исследованием в XXI веке. От того, насколько на каком уровне будет развита мыслительная деятельность ребёнка, будет зависеть успешность его обучения в школе.

Мышление  высшая форма психической деятельности, которая предполагает активное отражение действительности в индивидуальном сознании субъекта. Мышление представляет собой не только целенаправленное и обобщённое отражение значимых связей и отношений, оно направлено на установление порядка их трансформации, поиска причин и принципов, а также прогнозирование событий, которые могут произойти в будущем.

В процессе мышления человек использует общеизвестные социуму понятия. Выстраивая их в ряд суждений, мы приходим к новым умозаключениям. Преобразование окружающего мира происходит при помощи мышления. Такой способ поведения характерен только людям, он называется деятельностью [1].

Деятельность  человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.

Мышление и деятельность неразрывно связаны между собой. А именно, в первую очередь мотив к деятельности возникает тогда, когда индивиду необходимо что-то сделать под влиянием собственных целей и потребностей. Во- вторых, деятельность  есть результат мышления, но и одновременно она способствует развитию мыслительных способностей личности. Отсюда образуется следующее понятие  мыслительная деятельность.

Деятельность, процесс которой организован человеком для выполнения интеллектуальных задач и заданий называется мыслительной. Итогом процесса мыслительной деятельности является не просто решение задачи, а понимание, поиск и установление конкретных взаимосвязей и отношений между условиями, требованиями и отдельными параметрами задачи.

Мыслительные или иными словами умственные способности , как и многие другие, можно и нужно развивать. Для этого необходимо вырабатывать конкретные умения, которые приведут к тому, что человек научиться думать самостоятельно и сможет отыскать нестандартные пути к правильному решению. Но зачастую дети, особенно младшие школьники не понимают надобности в таких действиях, так как они подразумевают некие усилия. Поэтому возникает потребность в активизации мыслительной деятельности [2].

Процесс целенаправленного усиления мыслительных процессов называется активизацией. То есть необходимо найти такой путь действия, который заставит человека приложить определённые усилия, затратить энергию и преодолеть все трудности на пути к поставленной цели.

В своей педагогической работе учителя применяют разнообразные способы деятельности, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность. В их основе заложены разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения. Под формой обучения понимается внешняя сторона организации учебного процесса. Методом обучения называется способ взаимодействия педагога и ученика, направленный на решение поставленных дидактических задач. Составная часть метода, повышающая и усиливающая его эффективность, называется приёмом. Средства обучения  те объекты, которые несут в себе учебную информацию и служат инструментом деятельности учителя. Правильно подобранные формы, методы, приёмы и средства обучения стимулируют инициативность и самостоятельность учеников.

Одна из главных задач каждого учителя современной школы  это активизация мыслительной деятельности учащихся . При организации учебного процесса на первое место необходимо ставить возрастные особенности детей. Обратимся к характеристике возрастных особенностей младшего школьника:

нестабильное и кратковременное внимание;

наглядно-действенное мышление является преобладающим;

высокая двигательная активность;

любимым видом деятельности выступает игра, поэтому школьник постоянно к ней стремиться;

большой диапазон интересов, то есть нужно и хочется узнать всё и сразу.

Чтобы удерживать интерес и внимание младших школьников во время всего урока необходимо грамотно организовывать активную и интересную мыслительную деятельность. Это позволят сделать следующие методы и приёмы построения учебного процесса:

нестандартная формулировка заданий;

введение интерактивных героев;

частое использование межпредметных связей;

появление новых, необычных заданий;

использование раздаточного материала [5].

Далее в работе мы рассмотрим некоторые методы и приёмы более подробно.

В современном мире наибольшую востребованность приобретает информатика. Дети начинают изучать её основы ещё в начальной школе. Но, к сожалению, их интерес не столь велик, так как они не совсем осознают значимость информатики в жизни человека. Чтобы сделать урок увлекательным и полезным для ребёнка, мы нашли различные методы и приёмы, которые помогут каждому учителю вовлечь ребёнка в процесс учёбы, а также активизировать его мыслительную деятельность.

Большая часть детей приходит на уроки информатики для того чтобы поиграть на компьютере и просто отдохнуть от других уроков, где заставляют много читать и писать. Детей привлекают возможности и способности компьютерной техники: игры, музыка, видео, картинки и многое другое. Эти объекты буквально восхищают младших школьников визуально, а также позволяют ученику интерактивно участвовать в процессе их работы.

при помощи презентаций можно просто предоставить готовый материал для изучения, а можно учеников попросить самостоятельно изучить часть новой темы и найти материал для презентации;

включение в урок развивающих и обучающих компьютерных игр, которые помогут настроить ребят на изучение нового материала;

использование графических демонстрационных материалов. Очень хорошо детьми усваиваются красочные плакаты, на которых двигаются фигуры или при нажатии на различные кнопки издаются звуки. Такие материалы могут быть представлены, как и на общем классном экране, так и у каждого ребёнка по-отдельности.

просмотр небольших видео или мультипликационных фильмов, несущих в себе воспитательную и образовательную цели [4].

Практической деятельности обучающихся, благодаря которой происходит не только активизация мыслительной деятельности, но и само познание, нужно отдавать ведущее место именно на уроках информатики. Для решения этой задачи стоит использовать метод проектов, который совмещает в себе различные виды, формы и приёмы работы детей.

Формы проектной деятельности в школе будут зависеть от тех образовательных задач, которые запланирует достичь учитель в соответствии с интересами и способностями детей. Можно использовать сквозной проект, то есть та работа, которая будет проводиться на уроке, и не будет прерывать классическое занятие в школе. Второй вариант  это мини-проект, затрагивающий несколько уроков. Третий  проект, который займёт месяц или даже год. Для того проекта дети должны быть подготовлены, так как предстоит серьёзная длительная исследовательская работа. Также проекты могут быть как групповые, так и индивидуальные.

Темы возможных проектов на уроках информатики:

Плюсом метода проектов выступает возможность оптимального совмещения теории и практики. Включение в такую форму работы младшего школьника допускает реализацию компетентностного подхода, который в свою очередь расширяет методическую систему информатики и пополняет содержание изучаемого предмета [4].

Конечно же творческий характер является неотъемлемой частью системы и условием к любой задаче или заданию. В процессе урока информатики применение компьютеров даёт возможность учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач не только из области информатики, но и из других областей.

Современные дети приходят в школу, уже зная компьютер поверхностно. Они понимают некоторые его функции и могут спокойно выполнять некоторые задачи. Для того чтобы это было не просто бездумным времяпровождением учитель может и должен научить, учащихся начальной школы выполнять следующие задания при помощи компьютера:

подготовка рефератов и докладов;

составление кроссвордов по изученной теме;

ознакомление с простейшими элементами редактирования видео и фото;

составление и разгадывание ребусов по информатике;

составление и решение тестов для контроля знаний по предмету.

Комбинирование уроков информатики с другими школьными дисциплинами поможет учителю не только в усвоении информации, но и покажет наглядную значимость, изучаемого предмета. Например, на урок окружающего мира можно дать детям задание  подготовить слайд-шоу из пяти фотографий о растениях нашего леса. Важно, заранее показать детям на уроке информатике, как это делать, тогда она с лёгкость и радостью выполнят это задание.

Следует усложнять задания с каждым разом, чтобы дети усваивали новые умения и применяли их на практике.

Взаимосвязь между предметами можно найти всегда, стоит даже подключать детей к этому процессу, чтобы они предлагали свои идеи, а затем воплощали их. Дети быстро увидят то, что компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой жизни и выступают помощником решения задач и проблем [3].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Активизация познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / под ред. М. П. Осиповой, Н. И. Качановой.- Минск : Нар. асвета, 1987. – 109 с.

Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Г. И. Щукина. – Москва: Академия, 2011. – 160 с.

Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. – Москва, 1985.

Смолина Л.В.. Применение современной методологии продуктивного обучения в школьном курсе информатики и ИКТ // Сб. трудов н-пр.конференции ОГПУ – март 2006 г.

Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников / А. З. Зак. – Москва : Моск. психол.-соц. ин-т, 2000 ; Воронеж : МОДЭК, 2000.  191 с. : ил. (Библиотека школьного психолога).

Читайте также: