В чем заключается специфика индийского общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Социальная структура современного индийского государства является во многом уникальной, в первую очередь в силу того, что она по¬прежнему, как и несколько тысячелетий назад, зиждется на существовании кастовой системы, являющейся одним из ее основных компонентов.

В древней Индии существовали четыре основных варны (чатурварнья), или сословия. Высшая варна — брахманы — это жрецы, священнослужители; в их обязанности входило изучение священных текстов, обучение людей и совершение религиозных обрядов, поскольку именно они, как считалось, обладали надлежащей святостью и чистотой.

Следующая варна — кшатрии; это воины и правители, у которых были необходимые качества (например, мужество и сила) для управления и защиты государства.

За ними следуют вайшьи (торговцы и земледельцы) и шудры (слуги и чернорабочие). Об отношении к последней, четвертой варне повествует древняя легенда о сотворении мира, где говорится, что вначале богом были созданы три варны — брахманов, кшатриев и вайшьев, а позже были рождены народ (праджа) и скот.

Считалось, что все варны были созданы из тела первочеловека — Пуруши: брахманы — из его рта (цвет этой варны белый), кшатрии — из его рук (цвет красный), вайшьи — из бедер (цвет варны желтый), шудры — из его стоп (цвет черный).

Считалось, что пребывание в определенной варне является следствием кармы, то есть совокупным результатом его действий и поступков в прошлых жизнях. Чем лучше вел себя человек в прошлых жизнях, тем больше шансов у него было в следующей жизни воплотиться в более высокой варне. Ведь варновая принадлежность была дана по рождению и не могла измениться в течение всей жизни человека. Для современного западного человека это может показаться странным, но подобная концепция, полностью господствующая в Индии на протяжении нескольких тысячелетий вплоть до сегодняшнего дня, создавала, с одной стороны, основу для политической стабильности общества, с другой — являлась нравственным кодексом для огромных слоев населения.

Поэтому то, что варновая структура незримо присутствует в жизни современной Индии (кастовая же система официально закреплена в главном законе страны), скорее всего, напрямую связано с силой религиозных убеждений и верований, прошедших проверку временем и сохранившихся практически в неизменном виде до наших дней.

Современная интерпретация варнового разделения могла бы выглядеть, например, следующим образом.

Шудры — люди по найму, наемные рабочие, которым проще не брать на себя ответственность, а выполнять порученную им работу под контролем руководства.

Неприкасаемые
В древней Индии существовала группа людей, не входившая ни в одну из варн, — так называемые неприкасаемые, которые де¬факто существуют в Индии до сих пор. Акцент на фактическом положении дел сделан потому, что ситуация с неприкасаемыми в реальной жизни несколько отличается от юридического оформления кастовой системы в современной Индии.

Неприкасаемые в древней Индии являлись особой группой, которая выполняла работы, связанные с тогдашними представлениями о ритуальной нечистоте, — например, выделку шкур животных, уборку мусора, трупов.

Касты сегодня
Для защиты определенных каст от дискриминации существуют различные привилегии, предоставляемые гражданам низших каст, например, резервирование мест в законодательных органах и на государственной службе, частичная или полная оплата обучения в школах и колледжах, квоты в высших учебных заведениях. Для того чтобы воспользоваться правом на такую льготу, гражданин, принадлежащий к защищаемой государством касте, должен получить и предъявить специальный кастовый сертификат — доказательство его принадлежности к определенной касте, перечисленной в таблице каст, которая является частью Конституции Индии.

Сегодня в Индии принадлежность к высшей касте по рождению отнюдь не означает автоматически высокого уровня материальной обеспеченности. Зачастую дети из бедных семей высших каст, поступающие в колледж или вуз на общих основаниях при большом конкурсе, имеют намного меньше шансов получить образование, чем дети из низших каст.

Дискуссия о фактической дискриминации высших каст идет уже много лет. Встречаются мнения о том, что в современной Индии происходит постепенное размывание кастовых границ. Действительно, определить к какой касте относится индиец, сейчас практически невозможно (особенно в крупных городах), причем не только по внешнему виду, но зачастую и по роду его профессиональной деятельности.

Создание национальных элит

Формирование структуры индийского государства в том виде, в каком она представлена сейчас (развитая демократия, парламентская республика), началось в XX веке.

В 1919 году были проведены реформы Монтегю–Челмсфорда, основной целью которых являлось становление и развитие системы местного самоуправления. При английском генерал­губернаторе, который до этого фактически единолично управлял Индийской колонией, был создан двухпалатный законодательный орган. Во всех индийских провинциях была создана система двоевластия (диархия), когда управлением занимались и представители английской администрации, и представители местного индийского населения. Таким образом, в самом начале ХХ столетия впервые на азиатском континенте были введены демократические процедуры. Англичане, сами того не желая, способствовали становлению будущей независимости Индии.

С 1920 года начался рост популярности Махатмы Ганди, выступавшего за единую Индию без англичан. Возглавляемый им Индийский национальный конгресс был не столько партией, сколько национальным общественным движением. Ганди сумел осуществить то, что до него не удавалось никому, — пусть временно, но он практически ликвидировал конфликт интересов между высшими и низшими кастами.

Даже далиты голосовали за Ганди и его партию, надеясь на позитивные изменения в своей жизни. В это время началось объединение элит индийского общества, желавших экономической модернизации в условиях независимости.

В Индии в средние века не было городов, похожих на европейские. Эти города скорее можно было бы назвать большими деревнями, где время как будто бы остановилось. До недавнего времени (особенно интенсивные изменения начали происходить в последние 15–20 лет) туристы, приехавшие с Запада, могли почувствовать себя в средневековой атмосфере. Реальные перемены начались после обретения независимости. Взятый во второй половине ХХ века курс на индустриализацию вызвал увеличение темпов роста экономики, что, в свою очередь, привело к увеличению доли городского населения и появлению новых социальных групп.

По прогнозам к 2028 году население Индии превысит 1,5 млрд человек, наибольший процент из них будет составлять молодежь и, по сравнению со странами Запада, в стране будут самые большие по численности трудовые ресурсы.

Такой прогноз роста индийского населения мог бы быть оптимистичным для Индии и привести и к серьезному экономическому росту. Но рост не происходит сам собой. Необходимо создать условия: новые рабочие места, обеспечение производственной занятости и, что не менее важно, обеспечение квалифицированного обучения всей этой огромной массы людских ресурсов. Все это является непростой задачей и скорее вызовом для государства, нежели бонусом. При невыполнении необходимых условий возникнет массовая безработица, резкое снижение жизненного уровня населения и, как следствие, негативные изменения в социальной структуре.

Это кажется невероятным, но в стране, обладающей ядерным оружием и современной экономикой, запускающей искусственные спутники в космос и развивающей инновационные технологии, до сих пор сохранилось кастовое деление общества. И это не просто формальность или дань традициям. Касты в Индии — это четкие правила общественного устройства, которые соблюдаются даже в XXI веке.

3043090

Во всем многообразии индийских каст и подкаст, которых насчитывается около 3000, сложно разобраться тем, кто не является коренным индийцем. Поэтому мы попытаемся обрисовать лишь основные черты кастового деления населения этой загадочной страны.

Специфика индийского общества: кто такие неприкасаемые

Принято считать, что основных каст, или варн, как их еще называют, в Индии всего пять, и образовались они около трех тысячелетий назад на заре формирования индийского общества. Основой возникновения четырех высших каст послужило деление людей по роду их деятельности, то есть профессиональной принадлежности.

Специфика индийского общества: кто такие неприкасаемые

Самой высшей кастой считаются брахманы, затем идут кшатрии, вайшьи, шудры и, наконец, неприкасаемые, которые занимают низшую ступень индийского общества. Кастовая принадлежность определяет род занятий людей. Так, например, брахманы являются священнослужителями, они также могут быть учителями или чиновниками.

Представители группы кшатрий — это военные, предводители и руководители общин. Вайшьи — это индийцы, которые занимаются земледелием, скотоводством, торговлей или каким-то ремеслом. Шудры — это, как правило, наемные рабочие. Такое обширное понятие включает в себя людей, занятых в сельском хозяйстве, ремесленном производстве или в сфере обслуживания.

Специфика индийского общества: кто такие неприкасаемые

С неприкасаемыми все несколько сложнее. Как полагают историки, эта каста возникла в результате завоевания Индии арийскими племенами. Местные племена, обитавшие на ее территории, так и не смогли стать частью нового общества. Пришлое население образовало четыре высших касты, а пятой стали как раз неприкасаемые, состоявшие из коренного населения. Они жили на окраинах поселений, не имели своей земли и могли заниматься только самым грязным и тяжелым трудом, таким как стирка белья или обработка шкур животных. Им также запрещалось посещать индуистские храмы и участвовать в ритуалах, так как считалось, что они могут осквернить брахманов, самую высшую касту общества.

Специфика индийского общества: кто такие неприкасаемые

На сегодняшний день неприкасаемые составляют 12-17% населения Индии. В XX веке они начали борьбу за равноправие в обществе. Поддерживаемые многими политическими деятелями, в том числе и Ганди, неприкасаемые добились того, что их признали равными другим кастам. В Конституции Индии, принятой в 1950 году, было признано равноправие представителей разных каст, в том числе и неприкасаемых. За ними закреплялись квоты на получение высшего образования и даже занятие управленческих должностей. С этих пор официальная политика индийских властей была направлена на искоренение кастового деления общества, но в жизни все оказалось гораздо сложнее.

Специфика индийского общества: кто такие неприкасаемые

В последние десятилетия исследователи отмечают, что касты начали сдавать свои позиции. Но происходит это, скорее, в крупных городах и в деловых кругах, ориентированных на западный образ жизни. Большинство же более чем миллиардного населения Индии по-прежнему живет в сельской местности, для которой строгое соблюдение кастового деления является обязательным условием существования.

Специфика индийского общества: кто такие неприкасаемые

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Особенность индийского общества на протяжении всей его истории - консерватизм социальной структуры вообще в результате сохранения патриархального наследия и наложения варварских порядков на социальную структуру в результате регрессивных завоеваний. Сословно-кастовая структура, сыгравшая на ранних этапах относительно прогрессивную роль смягчающего социальный и этнический антагонизм фактора, стала причиной застоя и замедленного прогресса индийского общества: подавляющее большинство населения оказались внизу кастовой лестницы; профессиональные монополии каст блокировали социально-экономический и технический прогресс; кастеизм мешал развитию контактов по горизонтали и становлению классового самосознания (касты и классы - взаимопроникающие структуры) ; копились кастово-религиозные предрассудки. Касты сохраняются в классовом обществе как элемент доклассового общества - сословный, профессиональный, этнический) . Сама общинно-кастовая система не может дать новое, прогрессивное: оно приходит извне и приспосабливается к ней, чуть-чуть двигая общество вперед (индийский город тоже неспособен быть генератором прогресса вследствие еще большей, чем в деревне, пораженности кастовой проказой) .
Причины устойчивости сословно-кастовой структуры:
- эндогамность касты заставляет ее членов "воспринимать ее интересы как собственные" (чем выше каста, тем строже эндогамность; с появлением новой касты появляется и новая эндогамность) ;
- каста - форма религиозной организации всепроникающего индуизма, "культурный барьер" для защиты традиционных ценностей;
- члены высоких каст в целом за сохранение кастовой системы, обеспечивающей им привилегированное положение в обществе. Верхушка низших каст стремится к сохранению профессионально-экономической монополии, признаваемой всеми гарантированной ниши в обществе, иллюзии превосходства над хоть кем-то на тысячеступенчатой лестнице кастовой иерархии. Рядовые члены низших каст, лишенные кастеизмом классового самосознания, не борются за повышение своего статуса (только за его сохранение) в том числе и под воздействием индуистских догматов о карме ("каждому свое место");
- недовольные своей кастовой судьбой и порывающие со своей кастой (саньяси) не подрывают кастовую систему, а лишь усложняют ее посредством создания новых каст. Парадокс: кастовая структура - это относительно гибкая, мобильная, изменяемая и усложняемая система замкнутых, немобильных, малоизменямых статичных каст.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "ИНДИЯ. ОБЩЕСТВО" в других словарях:

ИНДИЯ — Республика Индия (на языке хинди Бхарат), государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на 2750 км, а протяженность страны в меридиональном направлении 3220 км. Индия омывается водами Аравийского моря на … Энциклопедия Кольера

Индия — Республика Индия, гос во в Юж. Азии. Др. инд. название Sindhus от названия реки Синдху (совр. традиц. Инд). От него авест., др. перс. Hindu, далее др. греч. и латин. India, откуда русск. Индия и аналогичные названия в других европ. языках: англ.… … Географическая энциклопедия

Индия — Индия. Калькутта. ИНДИЯ (Республика Индия), государство в Южной Азии, на полуострове Индостан, омывается Индийским океаном, Аравийским морем и Бенгальским заливом. Площадь 3,3 млн. км2. Население около 897 млн. человек; хиндустанцы, телугу,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия

ИНДИЯ — Республика Индия, гос во на Ю. Азии, входит в состав Содружества (Commonwealth). Площ. 3281,1 тыс. км2. Нас. 460 млн. чел. (оценка 1963). Осн. национальности: хиндустанцы, бихарцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, раджастханцы,… … Советская историческая энциклопедия

Общество сознания Кришны — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

Индия — У этого термина существуют и другие значения, см. Индия (значения). Республика Индия भारत गणराज्य Bhārat Gaṇarājya Republic of India … Википедия

Индия — (India) История Индии, географическое положение Республики Индия Административное деление Индии, растительный и животный мир Индии, внешняя и внутренняя политика Индии, культура Индии, экономика Индии Содержание Содержание Раздел 1. История .… … Энциклопедия инвестора

ИНДИЯ — [Республика Индия; хинди Бхарат Ганараджья; англ. Republic of India], гос во в Юж. Азии. Омывается водами Индийского океана: на западе Аравийским м., на юго западе Лаккадивским м., на востоке Бенгальским зал.; на юге Маннарский зал. и Полкский… … Православная энциклопедия

Читайте также: