Капитанская дочка как исторический роман кратко

Обновлено: 07.07.2024

Это исторический роман, в котором на фоне событий восстания Емельяна Пугачева рассказана история любви, преданности и верности главных героев — Петра Гринева и капитанской дочери Маши . Параллельно подняты вопросы социального неравенства, чести, дружбы, верности, сложности выбора. Повествование ведется от имени Гринева.

Родился Петр Гринев в симбирской деревне в семье отставного военного Андрея Петровича и обедневшей дворянки Авдотьи Васильевны. Воспитывал Петра старый преданный слуга Савельич. В 16 лет отец отправил сына в сопровождении Савельича на службу в Оренбургский округ под начало старого приятеля-генерала. По дороге путники попали в буран и сбились с пути. К людям их вывел незнакомец. В благодарность Гринев подарил ему тулуп из заячьих шкур.

В Оренбурге друг отца определил юношу в Белогорскую крепость. Там Гринев познакомился с офицером Алексеем Швабриным. Сразу они подружились, но потом рассорились из-за дочери коменданта Маши . Швабрин усомнился в невинности девушки. Петр вызвал обидчика на дуэль и был ранен. От Маши Гринев узнал, что ранее Швабрин сватался к ней, но получил отказ.

Девушка дала слово Гриневу выйти за него замуж. Но когда сын в письме попросил у родителей благословения, отец запретил ему жениться на Маше . Влюбленные перестали встречаться.

В Пугачеве Савельич узнал их вожатого, которому Петр Андреич подарил заячий тулуп. Пугачев тоже узнал молодого человека, потому и помиловал. Предложил перейти на его сторону, но Гринев отказался. Пораженный искренностью молодого человека, Пугачев отпустил его в Оренбург . Комендантом крепости назначили Швабрина.

Вскоре началась осада Оренбурга . Петру передали письмо от Маши . Швабрин принуждал ее к замужеству. В случае отказа грозился рассказать, чья она дочь.

Гринев возвращается в крепость, чтобы спасти Машу . Но по пути его вместе с Савельичем снова схватили казаки. Гринев рассказал Пугачеву , что Швабрин обижает его невесту. По дороге в крепость Петр посоветовал Пугачеву сдаться императрице. На что Емельян рассказал ему калмыцкую сказку про орла, который между вороньим долгожительством при питании падалью и более короткой жизнью с питанием свежей кровью выбрал последнее.

Пугачев объявил, что хочет поженить Машу и Петра . В отчаянии Швабрин рассказал, что она капитанская дочь. Несмотря на это, Пугачев отпустил влюбленных. Петр решил отвезти Машу к своим родителям. По дороге встретил гусарский полк и остался воевать в его рядах, а Машу отправил с Савельичем. Пугачева схватили по дороге на Москву . Гринев поневоле сочувствовал ему, ведь он спас Машу , но с ужасом наблюдал разоренные поместья.

Вскоре пришел приказ об аресте Петра . На него, как на шпиона Пугачева , указал Швабрин. Гринева приговорили к смертной казни, но из уважения к его отцу императрица заменила наказание на вечную ссылку в Сибирь. Маша отправилась в Петербург , чтобы подать прошение о помиловании ее ни в чем не виновного возлюбленного. Екатерина II поверила девушке и отменила наказание, а Машу обеспечила приданым. Вскоре молодые люди поженились.

История создания

Жанр романа, проблематика

  • изображено значимое историческое событие;
  • несколько сюжетных линий;
  • вымысел переплетается с реальными фактами;
  • реальные исторические герои;
  • главный герой показан в разные периоды своей жизни.
  • не простил Швабрину оскорбления Маши ;
  • не присягнул Пугачеву ;
  • под угрозой смерти спасал свою возлюбленную;
  • согласен был понести незаслуженное наказание, лишь бы не впутывать в это дорогого человека.

Его антипод — Швабрин. Перед выбором оказались семья Мироновых, Маша , Савельич, Пугачев .

Автор очерчивает ряд других важных проблем:

  • Социальное неравенство. Столкновение двух правд олицетворяют образы Гринева и Пугачева . Правда Гринева в том, чтобы сохранить существующий порядок. Правда Пугачева — в необходимости ломки существующих социальных порядков, отмечает литературовед Г. Макогоненко .
  • Противостояние власти и общества прослеживается в образах Пугачева и Екатерины II.
  • Взаимоотношения родителей и детей. Проблема раскрывается в отношениях Гринева с отцом.
  • Проблема патриотизма. Швабрин оказывается лжепатриотом. Многими, кто примкнул к Пугачеву , движет не патриотизм, а страх.

Тема и идея

Главные герои

Вот короткая характеристика ключевых персонажей:

Не лишайте себя наслаждения окунуться в слог Пушкина, прочтите текст полностью. Краткое содержание и анализ произведения помогут запомнить сюжетные ходы и разобраться в действиях героев.

Перед написанием романа А. С. Пушкин ездил по местам пугачевского бунта. Там они изучал исторические документы, беседовал со стариками, которые были свидетелями восстания. Он собирал сведения об эпохе, во время которой произошло восстание.

Исторические события, которые вошли в сюжет романа, являются подлинными, настоящими. Как и сам Емельян Пугачев ‒ подлинная историческая личность, характер его воссоздан по воспоминаниям очевидцев.

Роман имеет и черты историзма. Это:

  • Описание эпохи, воссоздание ее облика через описание событий эпохи, жизни и человеческих судеб тех, кто жил в данное время. В данном романе рассказывается о дворянском роде Гриневых, особенностях воспитания Петруши как дворянина. Автор рассказывает о том, как жила семья Гриневых, как планировалась судьба Пети, как он отправился на службу. Все это ‒ характерные черты эпохи.
  • Изображение событий прошлого. Восстание Пугачева действительно было в российской истории. Автор не выдумал его, а воссоздал по настоящим документам и фактам.
  • Стремление показать самобытность эпохи.

Реализм в романе проявляется в объективном изображении действительности, наделении героев типичными чертами характера, обращении внимания на достоверные жизненные детали, их описание. Автор рассказывает о реальных социальных проблемах, рассуждает об их причинах и способах решения.

Пушкину удалось в романе воссоздать эпоху Пугачевского восстания с точностью, описав не просто восстание, а историю страны, которая переплелась с историей семейной и историей любви.

Благодаря принципу историзма (неостановимое движение истории, устремленной в бесконечность, содержащее множество тенденций и открывающей новые горизонты) ни Пушкин, ни его герои не поддаются унынию в самых мрачных обстоятельствах, не лишаются веры ни в личное, ни в общее счастье. Пушкин находит идеал в действительности и мыслит его осуществление в ходе исторического процесса. Он мечтает о том, чтобы в будущем не чувствовалось социальных расслоений и социальной розни. Это станет возможным тогда, когда гуманизм, человечность будут основой государственной политики.

Пушкинские герои предстают в романе с двух сторон: как люди, т. е. в своих общечеловеческих и общенациональных качествах, и как персонажи, играющие социальные роли, т. е. в своих социальных и общественных функциях.

В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и социальное. У каждого лагеря своя социальная правда, и обе эти правды непримиримы. Но каждому лагерю свойственна и человечность. Если социальные правды разъединяют людей, то человечность их соединяет. Там, где действуют социальные и моральные законы какого-либо лагеря, человеческое исчезает.

Если бы временно Пугачев-человек, с его жалостной душой, сочувствующий обиженной сироте, не возобладал над Пугачевым – предводителем бунта, то Гринев и Маша Миронова непременно бы погибли. Но если бы в Екатерине II при свидании с Машей Мироновой не победило человеческое чувство вместо социальной выгоды, то и Гринев не был бы спасен, избавлен от суда, а соединение влюбленных было бы отложено или не состоялось вовсе. Стало быть, счастье героев зависит от того, насколько люди способны оставаться людьми, насколько они человечны. Это особенно относится к тем, кто обладает властью, от кого зависят судьбы подчиненных.

Человеческое, говорит Пушкин, выше социального. Недаром его герои вследствие своей глубокой человечности не вмещаются в игру социальных сил. Пушкин находит выразительную формулу для обозначения, с одной стороны, социальных законов, а с другой – человечности.

По мысли Пушкина, оба лагеря – и дворянский, и крестьянский – недостаточно человечны, но, чтобы гуманность победила, не нужно переходить из одного лагеря в другой. Необходимо подняться над социальными условиями, интересами и предрассудками, встать над ними и помнить, что звание человека неизмеримо выше всех других званий, титулов и чинов. Для Пушкина вполне достаточно и того, что герои внутри своей среды, внутри своего сословия, следуя своей нравственной и культурной традиции, сохранят честь, достоинство и будут верны общечеловеческим ценностям. Гринев и капитан Миронов остались преданы кодексу дворянской чести и присяге, Савельич – устоям крестьянской морали. Человечность может стать достоянием всех людей и всех сословий.

Пушкин, однако, не утопист, он не изображает дело так, будто случаи, описанные им, стали нормой. Напротив, они не стали реальностью, но их торжество, пусть в отдаленном будущем, возможно. Пушкин обращается к тем временам, продолжая важную в его творчестве тему милости и справедливости, когда гуманность станет законом человеческого бытия. В настоящем же времени звучит грустная нота, вносящая поправку в светлую историю пушкинских героев – как только большие события уходят с исторической сцены, незаметными становятся и милые персонажи романа, теряясь в жизненном потоке. Они прикоснулись к исторической жизни лишь на короткий срок. Однако печаль не смывает пушкинской уверенности в ходе истории, в победе человечности.

Мера человечности стала наряду с историзмом, красотой и совершенством формы неотъемлемым и узнаваемым признаком пушкинского универсального реализма, вобравшего в себя и строгую логику классицизма, и свободную игру воображения, привнесенную в литературу романтизмом.

2 вариант ответа:

В изображении Пушкина народ — стихий­ная, но не слепая, не рассуждающая сила. Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно. Пушкин, напротив, пока­зывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направ­ленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, от­ражая историческую истину.

Пушкин подчеркивал отсутствие идеализа­ции, реалистичность в изображении Пугаче­ва, художественную и историческую вер­ность образа. Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его лич­ности, совмещающей в себе качества выда­ющегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого быва­лого казака, немало побродившего по свету. Первая и главная черта пушкинского Пугаче­ва — его глубокая связь с народом. Подлин­ный реализм проявляется во всей силе в ти­пичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву.

Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, от­сутствие в нем черт рабской униженности. Все эти черты раскрывают облик подлинно­го Пугачева. Для Пушкина они выражали вместе с тем национальный характер рус­ского народа.

Некоторыми характерными для части кре­постного крестьянства чертами и особеннос­тями Пушкин наделяет Савельича. Это тип, в котором отразилась одна из сторон крепо­стнической действительности, которая обез­личивала крестьянина.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

В изображении Пушкина народ — стихий­ная, но не слепая, не рассуждающая сила. Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно. Изображение народа как пассивной массы, покорной своим дворянским руково­дителям, было дано, например, в историче­ском романе современника Пушкина, лите­ратора Загоскина. Пушкин, напротив, пока­зывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направ­ленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, от­ражая историческую истину.

Пушкин подчеркивал отсутствие идеализа­ции, реалистичность в изображении Пугаче­ва, художественную и историческую вер­ность образа. Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его лич­ности, совмещающей в себе качества выда­ющегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого быва­лого казака, немало побродившего по свету. Первая и главная черта пушкинского Пугаче­ва — его глубокая связь с народом. Подлин­ный реализм проявляется во всей силе в ти­пичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву.

Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, от­сутствие в нем черт рабской униженности. Все эти черты раскрывают облик подлинно­го Пугачева. Для Пушкина они выражали вместе с тем национальный характер рус­ского народа.

Некоторыми характерными для части кре­постного крестьянства чертами и особеннос­тями Пушкин наделяет Савельича. Это тип, в котором отразилась одна из сторон крепо­стнической действительности, которая обез­личивала крестьянина.

  • Пётр Гринёв — дворянин, офицер
  • Мария Миронова — дочь коменданта крепости, где служит Гринёв
  • Капитан Миронов — отец Марии
  • Василиса Егоровна Миронова — мать Марии, жена капитана Миронова
  • Алексей Швабрин — офицер, служащий в крепости вместе с Гринёвым, претендент на руку Марии
  • Иван Игнатьевич — офицер, служащий вместе с Гринёвым и Швабриным
  • Савелич — слуга Гринёва
  • Емельян Пугачёв — вожак восставших крестьян
  • Екатерина Вторая — русская императрица
  • русский бунт, бессмысленный и беспощадный
  • рассеяние вредно молодому человеку
  • пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху
  • если отрицание подсудимого не приемлется в доказательство его невинности, то признание его и того менее должно быть доказательством его виновности

Добрая сказка Пушкина

Читайте также: