Проект масленица в детском саду подготовительная группа
Обновлено: 04.07.2024
Проект "Здравствуй, Масленица!" рекомендуется для формирования интереса к традициям русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Оценить 1620 0
Подготовили и провели:
воспитатели МАДОУ ЦРР Детский сад №144-
Маева И. А. и Сырчикова Е. В.
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: с 12 по 16 февраля 2018 г. Возраст детей : 6-7лет.
Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель : Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица ) .
Развивающие : Развивать коммуникативные способности; Развивать память, мышление, внимание; Развивать интерес к русским народным традициям; Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Воспитательные : Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях; Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа; Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Формы реализации проекта:
Совместная творческая деятельность;
Создание творческих работ детей и родителей;
Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
Чтение стихотворений, художественных произведений;
Этапы реализации проекта:
Подготовительный : Разработка содержания проекта, составление плана работы; Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие); Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; Подбор материалов для продуктивной деятельности; Заучивание закличек, частушек;
Основной : Проведение тематического занятия;
Разучивание русских народных песен, закличек;
Чтение художественных произведений по теме.
Прослушивание музыкальных композиций.
Взаимодействие с родителями :
Приготовление блинов для чаепития;
Образовательные области. Формы и методы работы.
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Отгадывание загадок о весне и зиме;
Умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
Имеют представление о народных праздниках, играх;
Владеют знаниями масленичной кухни;
Интересуются изобразительной детской деятельностью;
С интересом участвуют в народных играх;
Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
Проявляют интерес к искусству при просматривании картин;
Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
Сроки реализации проекта: с 18 по 28февраля 2020 г.
Возраст детей: 6-7 лет
Г.Н. Волков
Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Актуальность проекта
Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
В настоящее время вызывает тревогу и беспокойство забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней. Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня – противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у родителей и детей.
Цель проекта: Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны.
Обучающие
Ø Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивающие
Ø Развивать коммуникативные способности;
Ø Развивать память, мышление, внимание;
Ø Развивать интерес к русским народным традициям;
Ø Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Воспитательные
Ø Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
Ø Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
Ø Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Формы реализации проекта:
Ø Беседы по теме;
Ø Совместная творческая деятельность;
Ø Создание творческих работ детей и родителей;
Ø Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
Ø Чтение стихотворений, художественных произведений;
Ø Тематическое занятие.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме;
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
Взаимодействие с родителями:
• Приготовление блинов для чаепития;
Тематическое планирование
v Поговорки про масленицу
v Загадки о весне и зиме
v Чтение масленичных закличек
v Бусы из макарон
Ожидаемый результат:
• Умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуются изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляют интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
Материал полезен педагогам дошкольного образования: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам начальной школы, дополнительного образования, воспитателям продлённого дня
Материал предназначен для детей старшего возраста и детей начальной школы.
Проект используется как самостоятельное мероприятие, его элементы проводятся в НОД, в свободное время, как досуг или развлечение
Пояснительная записка
Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Цель проекта:
Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи проекта:
Музыкально-дидактические:
- формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
- познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, хороводы, сказки, игры)
- познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла.
- познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;
- развивать поисковую деятельность, творческую активность;
- развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, НОД;
- развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом,
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.
Воспитывающие:
- воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
- воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;
- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка;
- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, на воспитание у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям родной страны и к культурным особенностям других наций.
Актуальность реализации проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Новизна проекта
Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми.
Тип проекта:
по количеству детей – групповой, разновозрастной
по доминирующему методу – игровой, творческий;
по образовательным областям – интегрированный (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие)
по продолжительности – краткосрочный (09.03.2021 – 12.03.2021)
Формы организации
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
6. Развлечение.
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
1. Подготовительный этап
• определение цели и задач проекта;
• подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме;
• определение основных направлений работы над проектом;
• составление плана основного этапа проектирования;
• подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
• создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта.
• составление сценариев развлечений, консультаций для родителей;
• подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, нотного материала;
• подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа.
• информирование родителей о предстоящем мероприятии;
• индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии.
3. Завершающий этап
• Оформление материалов проекта;
• Составление картотеки народных игр;
• Составление сборника стихов, закличек, песен, сказок, посвященных Масленице;
• Подготовка презентации проекта.
Планируемые результаты проекта
- Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленица даст им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса к родной истории.
- Дети знают и с удовольствием поют народные песни, частушки, узнают народные мелодии, рассказывают потешки, сказки.
- Дети умеют играть в подвижные народные игры, с удовольствием участвуют в тематических развлечениях, НОД, используют полученные знания в самостоятельной и совместной деятельности.
- Дети имеют представление о народном быте, традиционной одежде, народной кухне.
- Дети и родители с удовольствием согласны дальше работать в данном направлении.
Практическая значимость
Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть использованы в педагогической практике и отдельные составляющие данного проекта (подвижные игры, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, презентации и другие материалы).
Перспективы дальнейшего развития проекта
Планируется использовать данный проект как основу для ежегодного проведения Масленичной недели, а также как образец для создания подобных проектов, основанных на изучении истории традиций и обрядов как нашей страны, так и нашего родного края (с учетом национально-регионального компонента и национального состава детского коллектива ДОУ).
Проет предназначен для проведения масленичной недели в детском саду. Включает в себя разработки на каждый день и итоговое мероприятие.
Тип проекта: творческий
Возрастная группа: подготовительная группа
Длительность: недельный, с 12 февраля по 18 февраля 2018г.
Вид: итоговый
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.
На нем всегда находятся желающие помериться силой, показать свою удаль, отведать вкусных и румяных блинов.
МАСЛЕНИЦА один из самых радостных и светлых праздников на Руси.
Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.
Провести праздник через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии.
Приобщить дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
1.1. Разработка проекта:
Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.
2.1. Разработка праздника:
- Планирование проведения праздника;
Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.
2.2. Совместная деятельность взрослых и детей.
Беседы о празднике, о его праздновании на Руси.
Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков.
Разучивание хороводных и подвижных игр.
Ручной труд: Изготовление масленичек.
1. Проведение масленичной недели.
2. Праздник для детей, проведение хороводных и подвижных игр.
3. Катание на лошадях,
5. Блины на протяжении всего праздника.
Понедельник.
(совместная деятельность взрослого и детей)
Воспитатель: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.
Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.
Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.
Масленица несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: '"Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!
Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Объедание - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.
И чего ей только не обещаем:
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня
Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".
Этот праздник к нам идет
Сколько радостей несет
Он всегда собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
А за ней – Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Масленицу начинаем отмечать с понедельника.
Ей устраивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.
Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже.
Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!" Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.
Воспитатель: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы.
Физкультминутка (выполняется в парах).
Брынцы - брынцы, (ладушки)
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
(поглаживают друг другу ладони)
Трын - трынца, (ладушки)
(протягивают руки вверх ладонями)
Воспитатель: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.
Читайте также: