В чем заключается сотрудничество доу и семьи для успешного воспитания ребенка

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Семья и детский сад - два важных института.

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие ДОУ с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.

Взаимодействие педагогов с родителями не оспоримы и многочисленны.

B-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.

Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

В-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, пытаемся строить отношения, прежде всего, на доверительности, обеспечивая родителям уверенность в хорошем отношении к их нему ребенку воспитателей.

К сожаленью при занятости родителей это не все могут себе позволить.

Линия взаимодействия педагогов и родителей нашей группы не остается неизменной. Она постоянно совершенствуется. Прежде всего, стимулом для совершенствования являются интересы и запросы родителей. Уже на первом родительском собрании я пытаюсь вызвать родителей на диалог, предоставляя возможность каждому родителю высказать свои мысли о воспитании.

Большую роль в работе с семьей играет анкетирование родителей. Поэтому в начале учебного года, прежде чем начинать взаимоотношения с родителями, провожу детальный опрос семей. Стараюсь узнать их отношения к тому или иному разделу программы, виду деятельности. Анкета помогает узнать многое о детях, типах воспитания в семье, о взаимодействии детей и взрослых. Подробный анализ анкет помогает мне в дальнейшем сотрудничестве с семьей, в планировании последующий работы. В работе с родителями стараюсь учитывать тип семьи: неполная, полная. При работе с семьями стараюсь осознавать цель взаимодействия и придерживаюсь ее.

В работе с родителями реализую такие задачи как:

просвещение родителей с целью повышения их педагогического образования (через индивидуальные беседы, консультации в родительском уголке, беседы с родителями на родительских собраниях);

изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательских воздействий на ребенка (через анкетирование, индивидуальные беседы.);

задачи информационного плана (через знакомство родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ на организационных родительских собраниях);

Каждую поделку представляю родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется. Постоянно говорю родителям, что нужно гордиться даже незначительным результатом своего ребенка.

При знакомстве с проблемами семьи в воспитании ребенка активная роль принадлежит родителям. Я только поддерживаю диалог, не давая оценочных суждений. Полученную от родителей информацию использую только для организации позитивного взаимодействия .

Обязательным элементом любой развивающей программы является многоаспектное сотрудничество с семьей. Особенно важно сотрудничество с семьей в логопедической группе. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений в ней возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, сплоченной работе логопеда, воспитателя, педагога-психолога и родителей дошкольника.

Считаю, что работа воспитателя с родителями в логопедической группе осуществляется в гораздо большем объеме, чем остальных специалистов. Воспитатель встречается с родителями ежедневно, утром и вечером, знает, чем ребенок занимается на протяжении всего дня. Работая многие годы в логопедической группе, пришла к выводу, что именно родителям надо отвести определяющую роль.

Главное, ребенок сразу почувствует, что родителей его успехи не интересуют, значит, и ему нет смысла напрягаться. В этом случае родители являются не только пассивными наблюдателями за нашим трудом по обучению и воспитанию ребенка, но и очень тормозят познавательную активность собственного ребенка. Это не допустимо. И если родители сами не могут оценить ситуацию и понять важность своей роли в воспитании ребенка, то мы стараемся помочь им стать самыми заинтересованными, активными участниками коррекционного процесса.

Формы работы с семьей.

Беседы с родителями.

Конференция с родителями.

Досуги и развлечения.

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является восстановление партнерских отношений, создание атмосферы общности, интересов и воспитательных усилий.

Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в ДОУ является беседа в конце дня. При этом родительская поддержка в воспитании и развитии ребенка во многом определяется тем, как педагог сообщает о событиях жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

Регулярно предоставляя информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей, воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.

Основные принципы при организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок);

сотрудничество педагогов и родителей в воспитание детей;

создание активной – развивающей среды.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.

II. "Деловая игра"

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

1 часть. Теоретическая.

Вопросы для первой группы:

Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

Перечислите формы работы с родителями.

Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для второй группы:

Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?

В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

В его присутствии

В присутствии всех членов семьи

2 часть.

Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).

Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

3 часть. Игровое упражнение "Современная семья, – какая она?"

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.

Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.

Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

(Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микро группе)

4 часть. Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

5 часть. Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Содержание текста на карточках.

Для первой группы.

Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.

Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.

С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.

Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.

Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

Для второй группы.

1. Трансляция родителям положительного образа ребёнка.

Цель: установление доверительных отношений с родителями

2. Трансляция родителям знаний, которые не6 могли быть получены ими в семье.

Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.

3. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка.

Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

4. Совместное исследование и формирование личности ребёнка.

Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами

6 часть. Подведение итогов.

"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.

1. Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

Изучение семей детей

Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения

1.1. Актуальность Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, па основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Поэтому нам необходимо проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. По результатам анкетирования было установлено.

По мнению родителей наиболее эффективными считаются следующие формы работы:

- совместные праздники- 20% (2человека);

- родительские собрания - 20% (2 человека);

-индивидуальные беседы и консультации- 20% (2 человека);

- другие формы работы - 40% (4 человека);

1.2. Новизна и оригинальность : признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому мы педагоги МБДОУ решили: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого организовали работу с семьей так, что детям и родителям представилась возможность для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ. Педагоги ДОУ надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей

В соответствии с новыми требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию детей используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы применяем следующие формы работы с семьей внутри детского сада родителями которые должны охватыватывают все образовательные области:

2. Принципы взаимодействия

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

В вопросе работы с родителями важно заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к сотрудничеству с ДОУ.

В работе с родителями нужно использовать дифференцированный подход, так как это необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия с ДОУ, т. е способы организации их совместной деятельности и общения, основная задача педагогов.

Основная цель всех форм взаимодействия ДОУ и семьи, установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие современного детского сада и семьи направлено на обеспечение единства и согласованности в воспитании и обучении. Главный принцип взаимодействия это открытость детского сада, всего учебно-воспитательного процесса. Отсюда важно и включение родителей в управленческий состав, обсуждение разных проблем воспитания, приглашение их в качестве гостей на открытые мероприятия, участие в праздниках в качестве героев (конечно же с их согласия) дает им возможность испытать всю прелесть подготовки и атмосферы праздника. Так же остаются интересными активными формы взаимодействия – совместные досуги. Важным моментом взаимодействия является показ деятельности детей и педагогов.

Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. Сотрудничесво с семьей направлено на проведение занятий, которые ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.

Взаимодействие современного детского сада и семьи направлено на обеспечение единства и согласованности в воспитании и обучении. Главный принцип взаимодействия это. Отсюда важно и включение родителей в управленческий состав, вовлечение в сотрудничество с ДОУ. Важным моментом взаимодействия является показ деятельности детей и педагогов.

Работа будет наиболее эффективной если включенность всех участников будет на должном уровне, мероприятия проводиться в системе, без пропусков как педагогов, так и членов семей воспитанников.

4. Заключение Таким образом, сотрудничество со специалистами ДОУ вовлекает родителей в образовательный процесс, помогает родителям получать и применять новые знания и умения, учиться слушать и слышать своих детей и сотрудников ДОУ. В результате такой работы: родители увидят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Спасибо за внимание! 3

3. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М, 2004.

4. Атемаскина Ю. В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей. // Управление ДОУ. 2004. №5. С. 28.

5. Богославец Л. Г., Майер А. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. // Управление ДОУ. 2004. №5. С. 18

6. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

7. Виноградова Н. А., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. Педагогика, 1993.

8 Виноградова Н. А., Панкова Е. П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис – пресс, 2008.

9. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей. / [Т. Н. Доронова, Е. В. Глушакова, Т. И. Гризик и др. ] М: Просвещение, 2005.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Сотрудничество ДОУ и семьи.

Сотрудничество ДОУ и семьи. Чем больше разнообразных мероприятий в детском саду, тем интереснее. Работая с детьми, нельзя не работать с их родителями. А чтобы найти.

Сотрудничество семьи и педагога В современном мире, который полон новыми тенденциями и введениями, по-прежнему остается место и для детей с ограниченными возможностями.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.


Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.

Для предупреждения и преодоления трудностей и проблем семейного воспитания необходимо координировать и вести параллельную работу с родителями и детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. А так же в последующей реализации следующих задач:

- показать актуальность проблемы;

- изучить дифференцированный подход к работе с родителями;

- определить необходимость проведения работы с родителями дошкольников;

- выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями;

- доказать необходимость повышения эффективности деятельности педагогов в стенах дошкольных учреждений;

- проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада.

Поэтому мы стараемся постоянно совершенствовать содержание и формы этой работы, стремимся добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.От совместной нашей работы и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы группы, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Поэтому главной задачей воспитателей является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Согласуя свои действия с семьей, мы старались дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Важно отметить, что наша задача - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми. Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду.Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей воспитателя и психолога в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

Еще одна проблема - научить детей общению друг с другом, научить, не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Несмотря на разницу в методах педагогической организации дошкольных учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их.Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция семьи. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи.

В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями, контакт должен строятся таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.Не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую.Для осуществления дифференцированного подхода к родителям нужно соблюдать, как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между воспитателем и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье, с организацией работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.Изучение семьи воспитанника позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Тестирование родителей;

4. Индивидуальные беседы с родителями;

5. Индивидуальные беседы с детьми;

6. Посещение семьи ребенка;

7. Изучение тестов-рисунков детей типа "Мой дом", "Моя семья".

8. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре "Семья".

9. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

10. Моделирование игровых и проблемных ситуаций.

Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

Ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;

Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;

Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);

Участия в праздничных мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;

Работы семейного клуба “Домовёнок”;

Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями.Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых. Быть первым помощником семейного воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, семья, ребенок, семейное воспитание, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Социальное развитие дошкольника — это формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру. Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Задача педагогов и родителей — помочь ребенку войти в современный мир. Сотрудничество этих двух институтов необходимо. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов (партнерские отношения) возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения. Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольником является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Поэтапные виды взаимодействия

1. Необходимо претворять в жизнь психологию доверия к ДОУ.

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом:

2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающие общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

  • Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ:

а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

б) предоставление родителям письменного материала об их детях;

в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;

г) оформление доски объявлений для родителей;

  • Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ:

а) в организации совместных целевых прогулок, досуга;

б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.;

в) сбор материала для детских нужд

  • Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка:

а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания педагогами необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком);

б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги.

  • Организация общественной деятельности для родителей:

а) установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечерних встреч;

б) постоянная группа или клуб общения для родителей;

в) приглашение специалистов по интересующим вопросам.

3. Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям или обучение практическим навыкам), проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.

Выполнение данных рекомендаций способно оказать положительное воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. В полной мере будет учитываться индивидуальность ребенка, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в работе, учитывает тип семьи и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Также дает возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Читайте также: