В чем заключается работа социального педагога в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности руководителем государственного образовательного учреждения.

1.2. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявлений требований к стажу работы.

1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы — ее руководителю, в рамках образовательного учреждения – старшему воспитателю.

1.4. В своей деятельности социальный педагог руководствуется:

— Декларацией прав и свобод человека;

— решениями Правительства Российской Федерации;

— Гражданским и Трудовым кодексами РФ;

¾ нормативно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации;

— локальными правовыми актами дошкольного учреждения;

— Правилами внутреннего распорядка ДОУ;

— Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— настоящей инструкцией и трудовым договором.

1.6. Социальный педагог должен знать:

— нормативно-правовую базу деятельности (законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога в системе учреждений, оказывающих помощь ребенку);

— теорию социальной педагогики и психологии; возрастную психологию, изучающую личность ребенка, его духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение, особенности развития психических функций; социологию; основы дошкольной педагогики и психологии;

— методы социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности;

— базисную программу воспитания детей.

1.7. Социальный педагог обязан соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.

1.8. Во время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей

На социального педагога возлагаются следующие функции:

— образовательно-воспитательная — обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействия всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средств массовой информации;

— организаторская — организация общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ;

— прогностическая и экспертная — участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности; различных социальных институтов;

— организационно-коммуникативная — предполагает включение в социально-педагогическую работу добровольных помощников, организацию совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в работе с детьми и их семьями;

— охранно-защитная — использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;

— посредническая — заключается в осуществлении связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка;

— самообразовательная — повышение профессионального уровня и пополнение интеллектуального багажа.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций социальный педагог обязан:

— индивидуальную и групповую социально-психологическую диагностику различного профиля и предназначения в соответствии с запросом наблюдение за характером взаимоотношений детей в группах и определение особенностей их развития;

— анализ работы педагогов в группе и оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;

— индивидуальную работу с детьми в процессе их адаптации к условиям жизни в ДОУ;

— индивидуальные и групповые занятия с детьми, направленные на их личностное и социальное развитие;

— специальные обучающие и развивающие занятия, игры, тренинги, круглые столы, гостиные для педагогов и родителей по оказанию помощи в воспитании детей.

3.2. Выявлять психологические причины различного вида нарушений социального развития: проблем в общении, поведении, обучении.

3.3. Направлять проблемных детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и психолого-медико-социальные центры и другие специализированные учреждения системы просвещения, здравоохранения и социальной защиты.

3.4. Использовать апробированные и разрабатывать авторские:

— коррекционные программы, циклы развивающих занятий, направленные на гармоничное развитие личности, социальное развитие дошкольников, с учетом индивидуальных особенностей и задач развития ребенка на каждой возрастной ступени;

— рекомендации для педагогов, родителей и специалистов различных служб:

— по работе с детьми, имеющими проблемы в индивидуальном и социальном развитии;

— по организации благоприятного эмоционального климата в группе и семьях воспитанников.

— социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также о деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

— социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей;

— социально-психологическую помощь, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, на устранение негативных воздействий окружения и затруднений во взаимоотношениях с окружающими;

— социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, на обеспечение развития и воспитания детей в условиях семьи и ДОУ;

— психопрофилактическую помощь взрослым и детям на протяжении всего адаптационного периода;

— психологическую поддержку творчески одаренным детям.

3.7. Формировать социальную культуру воспитанников, педагогов, специалистов и родителей.

3.8. Консультировать всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуального развития детей, в том числе:

— по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни;

— в случаях неадекватного поведения в домашних условиях и дезадаптации ребенка в дошкольном учреждении;

— по вопросам возрастных психофизиологических особенностей развития дошкольников.

— в заседании Педагогического совета;

— в заседании совета психолого-педагогической службы;

— в проведении родительских собраний и круглых столов.

— документацию по установленной форме;

Социальный педагог в пределах своей компетенции имеет право:

4.1. Принимать участие:

— в разработке стратегии ДОУ, в создании соответствующих нормативных документов;

— в разработке управленческих решений, настоящих вопросов психолого-педагогической службы;

— в разработке положений о функциях данной службы, компетенции, обязанностях, ответственности;

— в ведении переговоров с партнерами ДОУ по образовательной деятельности.

4.2. Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.

4.3. Проводить диагностику детей, связанную с определением уровня их личностного и социального развития; анкетирование родителей для выявления запросов в воспитательной системе ДОУ.

4.4. Давать рекомендации по решению проблем психолого-педагогической службы и воспитательно-образовательной работы педагогов.

4.5. Повышать свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Социальный педагог несет ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений руководителя ДОУ и руководителя психолого-педагогической службы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленной должностной инструкции, в том числе за неисполнение предоставленных прав.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

5.4. За причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей социальный педагог несет материальную ответственность порядке и пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством РФ.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем ДОУ, с правом на отпуск в течение 42 календарных дней.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на год, полугодие и помесячно (планы согласуются с руководителем, старшим воспитателем утверждаются руководителем ДОУ.

6.3. Представляет руководителю службы письменный отчет о своей деятельности за полугодие и по окончании года.

6.4. Получает от руководителя ДОУ, старшего воспитателя и руководителя ППС информацию нормативно-правового организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками психологической службы и педагогическим коллективом.

6.6. Информирует руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.

6.7. Передает руководителям информацию, полученную не посредственно на совещаниях и семинарах.

Роль социального педагога в ДОУ, функциональные обязанности, нормативно- правовая основа, консультации и рекомендации для воспитателей.

ВложениеРазмер
Roli_socialnogo_pedagoga_v_DOU.doc 100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роли социального педагога в ДОУ

В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:

— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.

Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.

Функции социального педагога в ДОУ

— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.

Направления деятельности социального педагога в ДОУ

  1. Работа по защите прав ребенка.
  2. Работа по социальному развитию личности ребенка.
  3. Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
  4. Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
  5. Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
  6. Работа с родителями социально опасных семей.
  7. Работа с социально незащищенными семьями.
  8. Работа с ближайшим окружением.
  9. Работа с социальными институтами.

Формы работы социального педагога в ДОУ

  1. интервьюирование;
  2. занятия по правам ребенка;
  3. театрализованные постановки по защите прав ребенка;
  4. организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т.п.).

Взаимодействие с другими социальными общественными структурами :

  1. комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
  2. отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
  3. отдел опеки и попечительства Муниципалитета;
  4. детская поликлиника;
  5. детская библиотека;
  6. школа;
  7. дома детского творчества;
  8. психологические центры.

Функциональные обязанности социального педагога ДОУ

С чего начинается работа социального педагога

Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).

Социальный паспорт включает следующие разделы :

  1. характеристика семей по количеству детей в семье;
  2. характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);
  3. характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
  4. характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
  5. выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
  6. выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
  7. выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
  8. выделение группы детей из семей безработных;
  9. выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
  10. выделение группы детей из семей военнослужащих;
  11. выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
  12. выделение группы детей, родители которых являются студентами.

Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ

Цель семинара — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.

Основные международные документы по защите прав детей:

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

  1. на имя,
  2. гражданство,
  3. любовь,
  4. понимание,
  5. материальное обеспечение,
  6. социальную защиту,
  7. возможность получать образование,
  8. развиваться физически,
  9. нравственно,
  10. духовно в условиях свободы и достоинства.

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

  1. воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
  2. воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
  3. подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для отслеживания соблюдения прав детей был создан Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он рассматривает доклады государств о принятых мерах по осуществлению положения Конвенции. Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:

  1. право на охрану здоровья,
  2. право на образование,
  3. право участвовать в играх,
  4. право на сохранение своей индивидуальности,
  5. право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

Семейный кодекс вступил в силу 1 апреля 1996 года. Он регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей.

Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.

  1. дети-инвалиды;
  2. дети — жертвы межнациональных конфликтов;
  3. дети с отклонением в поведении;
  4. дети с ограниченными возможностями.

Пункт 1 ст. 9 устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательных и других учреждениях.


Роли социального педагога в ДОУ

В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:

— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.

Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.

Функции социального педагога в ДОУ

Социальный педагог:

— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.

Направления деятельности социального педагога в ДОУ

  • Работа по защите прав ребенка.

  • Работа по социальному развитию личности ребенка.

  • Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.

  • Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.

  • Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.

  • Работа с родителями социально опасных семей.

  • Работа с социально незащищенными семьями.

  • Работа с ближайшим окружением.

  • Работа с социальными институтами.

Формы работы социального педагога в ДОУ

Функциональные обязанности социального педагога ДОУ

  • характеристика семей по количеству детей в семье;

  • характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);

  • характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);

  • характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);

  • выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;

  • выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;

  • выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);

  • выделение группы детей из семей безработных;

  • выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;

  • выделение группы детей из семей военнослужащих;

  • выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;

  • выделение группы детей, родители которых являются студентами.

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

  • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);

  • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);

  • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

  • Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

  • боязнь физического контакта с взрослыми;

  • стремление скрыть причину травм;

  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

  • суицидальные попытки.

  • ночные кошмары, страхи;

  • не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;

  • стремление полностью закрыть свое тело;

  • депрессия, низкая самооценка.

  • постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

  • различные соматические заболевания;

  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;

  • агрессивность;

  • склонность к уединению, неумение общаться;

  • задержка физического, умственного развития;

  • плохая успеваемость;

  • нервный тик, энурез.

  • задержка речевого и моторного развития;

  • постоянный голод;

  • кража пищи;

  • требование ласки и внимания;

  • низкая самооценка, низкая успеваемость;

  • агрессивность, импульсивность;

  • сонный вид и утомленность;

  • санитарно-гигиеническая запущенность;

  • отставание в физическом развитии;

  • часто вялотекущая заболеваемость;

  • антиобщественное поведение, вандализм.

  • создание доверительно-делового контакта с родителями;

  • участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

  • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

  • ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

  • ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;

  • ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

  • у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

  • ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

  • ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

  • ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

  • ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

  • у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

  • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

  • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

  • объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

  • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

  • реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

  • оградить ребенка от реакции других детей;

  • уделить ребенку максимум внимания;

  • дать понять, что проблему можно решить.

ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ


Закажите получение на ваш электронный ящик (E-MAIL) готового документа в формате *.doc (Microsoft Word, Libre Office Writer), оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ.
Документ отправляется автоматически сразу после оплаты.


Пакет должностных инструкций в ДОУ по профстандарту

Пакет включает 45 инструкций и набор сопутствующих документов (3 положения, 20 профстандартов) в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

За основу для разработки должностных инструкций взяты профессиональные стандарты, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на сентябрь 2021 года. Каждая инструкция размещается в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Должностная инструкция социального педагога в ДОУ

_____________________________________
фамилия имя отчество

- ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.

1.1. На должность социального педагога в ДОУ может быть принято лицо, которое соответствует требованиям профессионального стандарта "01.005 Специалист в области воспитания", утвержденным приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 10н от 10 января 2017 г.

1.3. Особыми условиями допуска к работе социального педагога являются:

  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Социальный педагог принимается на работу и освобождается от должности заведующим ДОУ в соответствии с требованиями ТК РФ.

1.5. Социальный педагог непосредственно подчиняется заведующему ДОУ и соблюдает должностную инструкцию.

1.6. В своей профессиональной деятельности социальный педагог ДОУ должен знать:

1.7. В своей профессиональной деятельности социальный педагог ДОУ должен уметь:

  • осуществлять поиск информационных ресурсов, методической литературы, инновационного опыта и их анализ;
  • осуществлять отбор материалов, актуальных для реализуемых программ социально-педагогической поддержки воспитанников;
  • разрабатывать информационно-методические материалы для программ социально-педагогической поддержки воспитанников, предназначенные для их участников - педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников;
  • осуществлять отбор и применять социально-педагогические методы изучения ситуаций жизнедеятельности воспитанников для выявления их потребностей;
  • определять необходимый перечень мер по социально-педагогической поддержке и защите прав воспитанников в процессе образования;
  • проводить консультирование педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав воспитанников в процессе образования;
  • разрабатывать программы формирования у воспитанников социальной компетентности;
  • разрабатывать мероприятия по социальной адаптации воспитанников к новой жизненной ситуации;
  • планировать работу с воспитанниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем;
  • планировать мероприятия по профилактике девиантного поведения воспитанников;
  • разрабатывать меры по социальной реабилитации воспитанников, имевших проявления девиантного поведения;
  • применять педагогические технологии социальной реабилитации воспитанников, имевших проявления девиантного поведения;
  • организовывать индивидуальную профилактическую работу с воспитанниками и семьями группы социального риска;
  • разрабатывать меры по обеспечению досуговой занятости воспитанников в ДОУ и по месту жительства;
  • оказывать консультативную помощь воспитанникам в принятии решений в ситуациях самоопределения;
  • применять технологии педагогической поддержки социальных инициатив воспитанников;
  • согласовывать с институтами социализации план совместных действий по обеспечению позитивной социализации воспитанников.

1.7. Социальный педагог должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации, выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.

2.1. В рамках социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации основными трудовыми функциями социального педагога в ДОУ являются:

2.1.1. Планирование мер по социально-педагогической поддержке воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации.

2.1.2. Организация социально-педагогической поддержки воспитанников в процессе социализации.

2.1.3. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанников.

2.2. В рамках трудовой функции планирования мер по социально-педагогической поддержке воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации социальный педагог:

2.2.1. анализирует ситуации жизнедеятельности воспитанников;

2.2.2. разрабатывает меры по социально-педагогической поддержке воспитанников в процессе образования;

2.2.3. проектирует программы формирования у воспитанников социальной компетентности, социокультурного опыта;

2.2.4. разрабатывает меры по социально-педагогическому сопровождению воспитанников в трудной жизненной ситуации;

2.2.5. разрабатывает меры по профилактике социальных девиаций среди воспитанников;

2.2.6. планирует совместную деятельность с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации воспитанников.

2.3. В рамках трудовой функции организации социально-педагогической поддержки воспитанников в процессе социализации социальный педагог:

2.3.1. организовывает социально-педагогическую поддержку воспитанников в процессе образования;

2.3.2. реализует культурно-просветительские программы и мероприятий по формированию у воспитанников социальной компетентности и позитивного социального опыта;

2.3.3. организует социально-педагогическую поддержку воспитанников в трудной жизненной ситуации;

2.3.4. проводит профилактическую работу с воспитанниками группы социального риска;

2.3.5. организовывает социальную реабилитацию воспитанников, имевших проявления девиантного поведения;

2.3.6. обеспечивает досуговую занятость воспитанников с учетом санитарных правил и гигиенических нормативов;

2.3.7. организовывает совместную деятельность с социальными институтами в целях позитивной социализации воспитанников.

2.4. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения социально-педагогической поддержки воспитанников социальный педагог:

2.4.1. разрабатывает методические материалы для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке воспитанников;

2.4.2. разрабатывает методические материалы для консультирования воспитанников по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям;

2.4.3. осуществляет методическое сопровождение деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности;

2.4.4. обеспечивает организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке воспитанников;

2.4.5. проводит организацию и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке воспитанников.

2.5. Социальный педагог участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в планерках при заместителе заведующего по воспитательной работе, в заседании штаба воспитательной работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в ДОУ и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих).

2.6. Социальный педагог соблюдает культуру и этику общения с сотрудниками и коллегами по работе, этические нормы поведения в дошкольном образовательном учреждении, в быту и общественных местах.

2.7. Социальный педагог обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.8. Социальный педагог проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.

2.9. Социальный педагог выполняет все требования настоящей должностной инструкции, правила по охране труда, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в детском саду.

3.2. Социальный педагог в пределах своей компетенции имеет право:

3.2.1. от имени ДОУ устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи воспитанникам, защиты их прав, здоровья и жизни;

3.2.2. вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности работников учреждения, варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков;

3.2.3. приглашать от имени ДОУ родителей (законных представителей) для информирования их об особенностях социальной адаптации их детей.

3.3. Социальный педагог имеет полное право:

3.3.1. вносить предложения о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации воспитанников ДОУ;

3.3.2. контролировать и оценивать ход и результаты проектов и программ социальной адаптации воспитанников, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий;

3.3.3. запрашивать, получать и применять у администрации ДОУ информационные материалы, нормативные и правовые документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

3.3.4. получать от воспитателей и иных педагогических работников сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности;

3.3.5. требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для осуществления своих профессиональных обязанностей;

3.3.6. принимать участие в деятельности органов самоуправления;

3.3.7. защищать профессиональную честь и достоинство, знакомиться с жалобами и иными документами, которые в той или иной мере содержат оценку его деятельности, предоставлять по ним пояснения;

3.3.8. повышать свою профессиональную квалификацию.

4.1. Социальный педагог несет полную персональную ответственность:

  • за жизнь и здоровье воспитанников, соблюдение инструкций охраны жизни и здоровья воспитанников, нарушение их прав и свобод — согласно законодательству РФ;
  • за несоответствующее выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, установленных приведенной должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • за любое правонарушение, совершенное во время своей профессиональной деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
  • за любое нанесение материального ущерба — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;
  • за несвоевременное прохождение медосмотра.

4.2. В случае любого нарушения Устава, условий Коллективного договора, данной должностной инструкции, Правил внутреннего трудового распорядка, приказов руководителя детского сада социальный педагог ДОУ подвергается дисциплинарным взысканиям согласно статье 192 ТК РФ.

4.3. При использовании, даже единожды, способов воспитания, включающих в себя элементы физического и (или) психологического насилия над личностью ребенка, а также за совершение любого другого аморального поступка социальный педагог детского сада может быть освобожден от занимаемой должности согласно трудовому законодательству и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.

4.4. За любое виновное причинение детсаду или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба во время исполнения (неисполнения) своих должностных обязанностей социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.1. Социальный педагог работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим ДОУ.

5.2. Участвует в совещаниях, иных мероприятиях относящихся к вопросам воспитательной и образовательной деятельности.

5.3. Ставит в известность руководителя детсада, заместителя руководителя по административно-хозяйственной работе (завхоза) о любых недостатках в обеспечении воспитательно-образовательного процесса. Вносит конкретные предложения по ликвидации выявленных недостатков.

5.4. Получает от администрации детского сада материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с приказами, инструкциями и распоряжениями под роспись.

5.5. Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей по вопросам, входящим в компетенцию социального педагога.

5.6. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом дошкольного образовательного учреждения.

5.7. Вовремя информирует руководителя ДОУ и надлежащие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.

5.8. Своевременно информирует администрацию ДОУ о возникших затруднениях в процессе осуществления проектов и программ, направленных на социальную адаптацию детей.

5.9. Передает заведующему детским садом и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.

5.10. Своевременно информирует заместителя заведующего по административно-хозяйственной части (завхоза) о возникновении аварийных ситуаций в работе систем электроосвещения, водоснабжения, отопления и канализации, а также при других выявленных нарушениях санитарных правил в дошкольном образовательном учреждении.

5.11. Информирует заместителя по административно-хозяйственной части (завхоза) обо всех недостатках в организации условий своей деятельности (отсутствии канцелярских принадлежностей, ремонте оргтехники, мебели), соответствии рабочего места нормам охраны труда.

5.12. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в кабинете социального педагога.

5.13. Во время отсутствия социального педагога его обязанности выполняет сотрудник, имеющий все требующиеся профессиональные знания, умения и навыки, назначенный приказом заведующего. Данный сотрудник приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное выполнение возложенных на него обязанностей.

6.1. Внесение изменений в должностную инструкцию осуществляется в следующих случаях:

  • при изменении должностных прав и обязанностей;
  • при возложении на работника наряду с его основными должностными обязанностями дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности);
  • при реорганизации юридического лица;
  • при изменении штатного расписания (сокращении штатов, введении новой штатной единицы);
  • при изменении наименования организации (или внесения иных изменений в учредительные документы) или структурного подразделения и т.д.

6.2. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.3. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

6.4. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Читайте также: