В чем заключается проблема антропогенеза кратко

Обновлено: 06.07.2024

Возникновение человека и культуры – явления неразрывные, ибо ни один из этих чудесных феноменов невозможен без другого. Действительно, культура невозможна без человека (иначе кто ее создает и поддерживает?). Нет и человека вне культуры, поскольку в процессе любой деятельности он создает те вещи, идеи, символы, которых нет в природе. То есть культура – антропогенна, создана исключительно человеком.

Существуют две основные точки зрения на проблемы антропогенеза (происхождение физического типа человека) и антропосоциогенеза (формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности).

Вторая точка зрения – естественно-научная. Ученые-материалисты, основываясь на фактах и аналогиях, делают вывод, что длительным был не только процесс антропосоциогенеза, но и антропогенеза. В этом наиболее существенное различие двух точек зрения.

Древним оружием были руки, ноги и зубы,

Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья,

Пламя затем и огонь, как только узнали их люди.

Сила железа потом и меди были открыты…

Однако в дальнейшем христианские богословы отвергли столь далекое от слова Библии толкование процесса антропогенеза. Было определено, что сотворение мира произошло за 5508 лет, а человека – за 4004 года до рождества Христова. Это было результатом поверхностного истолкования Святого писания, поэтому серьезными учеными признавалось недостоверным.

Начинается глобальный поиск вещественных доказательств эволюции человека. В 1856 г. остатки древнего человека, сильно отличавшегося от современного физического типа, были найдены в долине Неандерталь (Германия). В 1891-1894 гг. на острове Ява были обнаружены остатки еще более древнего человекоподобного существа – питекантропа, а в 1927 г. в пещере близ Пекина – кости 25 особей синантропа. Возраст этих находок определялся в несколько сотен тысяч лет, хотя точная датировка здесь невозможна. Находки самых древних предков человека – атлантропов, австралопитеков, зинджантропов – были сделаны в Восточной Африке в 30-80-е годы английскими археологами Лики. Возраст этих существ определялся в 2,5–3 млн лет.

На основании подобных открытий появилась версия о том, что около 30 млн лет назад возникли первые человекоподобные обезьяны (антропоиды, приматы). В ходе эволюционного развития приматов, около 3 млн лет назад возник отряд гоминид – существ, умевших изготовлять орудия труда, обладавших навыками прямохождения (австралопитеков). Затем появились более совершенные виды человека: питекантроп (1,0–0,25 млн лет), неандерталец (0,25-0,04 млн лет) и современный тип человека (кроманьонец), возраст которого около 40 тыс. лет. Однако четкой генеалогии (эволюционного пути), признанной всеми учеными, не существует. Спорным является вопрос: почему отдельные виды обезьян начали превращаться в человека и действительно ли этот процесс был эволюционным?

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Многие ученые считают важным учитывать внешние факторы, повлиявшие на антропогенез. Одним из таких факторов является непосредственное сотворение человека Богом, т.е. признание правоты Библии. Другой фактор – астрофизический. Это смещение магнитного полюса Земли (геомагнитная инверсия), в результате которого произошли глобальные изменения климата и животного мира планеты. Атлантропы, неандертальцы и современные люди появились именно во время таких инверсий.

Действие еще одного фактора обусловливается тем, что район Восточной Африки – прародины человека – это зона высокой тектонической активности и залегания радиоактивных руд. Радиоактивность могла повлиять на изменение генетической наследственности приматов, произошла мутация. У обезьян стали появляться дети с врожденными дефектами: кости скелета стали менее крепкими, изменилась форма черепа – он стал больше, но исчезли острые клыки, служившие обезьянам естественными кинжалами. Это ослабление организма приматов заставило их заняться орудийной деятельностью, развивать свой интеллект. Таким образом, в человека превращается не обычная обезьяна, а та, которая утратила естественную связь со средой, т.е. ослабленная физически, но с более развитыми умственными способностями.

В развитие этих версий Э. Кассирер (1874–1945) выдвинул подражательно-символическую теорию антропогенеза. В результате мутаций человек стал не только слабее животных, но и освободился от их прирожденных инстинктов (табу), например преодолел страх огня. Человек начал присматриваться к поведению других животных, как бы учиться у них, например у бобров, строящих плотины и обрабатывающих дерево. При этом человек начинает познавать мир с помощью символов – слов-понятий, жестов, знаковых систем, заменяющих конкретные предметы и действия. Если у животных существует прямая реакция на внешние стимулы и раздражители, то человек подвергает свои ответные реакции мысленной обработке.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Так, уже в 1795 г. шотландский ученый геолог Джеймс Геттон (1726—1797) сформулировал теорию эволюции геологических формаций. Он представил геологическую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других, указав при этом на сходство современных и древних геологических процессов.

Следом за ним в 1796 г. французский ученый – астроном, математик, физик маркиз Пьер Симон де Лаплас (1749—1827) предложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа).

Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности, и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти новые признаки и особенности. Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, не способные приспособиться к условиям существования. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки. Это и ведет, в конечном счете, к образованию новых видов.

Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естестенно-научным путем процесс становления и развития биологических видов. Его теория дала причинное объяснение развития видов и тем самым заложила основы научной концепции эволюции. С этих пор стало совершенно ясно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено его прошлым, а будущее основано на настоящем. Он показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.

Но, разработав теорию естественного происхождения человека, Дарвин не смог включить в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в его теории отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.

На эту роль было обращено внимание в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф. Энгельс. Представители этой теории считали, что труд не отменяет действия биологических законов, но он преобразовывает характер действия естественного отбора, формирует способность становящегося человека преобразовывать природу по своим собственным меркам, а вместе с тем способствует и формированию самого человека. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.

Нет сомнения, что возникновение труда и его развитие действительно оказало огромное влияние на антропосоциогенез. Важным моментом при этом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т. е. лежат в основе новой – социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривает.

Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, зародившейся на рубеже ХХ в. Появляется мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза (1848—1935), согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это возникновение никак не связано с естественным отбором, о котором писал Дарвин.

Критика дарвинизма с различных точек зрения была широко распространена в биологии до конца 20-х гг., когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Большую роль при этом сыграла популяционная генетика. Эта наука, основанная отечественными биологами С. С. Четвериковым и Н. В. Тимофеевым-Ресовским, изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений. Согласно ей, минимальной единицей эволюции в биосфере является не особь, как это считается в теории Дарвина, а популяция, совокупность индивидов одного вида, способных скрещиваться между собой.

Следует отметить, что споры вокруг эволюционной теории не утихают и сегодня. Так, в последние десятилетия ведется критика самой синтетической теории эволюции. Прежде всего она связана с распространением в биологии различных сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза. При этом представители современного сальтационизма, используя новейшие достижения молекулярной биологии, биологии развития, палеонтологии и других наук, придают решающее значение в эволюции случайным явлениям. В основных положениях это течение близко неокатастрофизму, который также является достаточно популярным направлением. Его представители полагают, что основное значение в смене форм жизни на Землелмеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами.

На наш взгляд, указанные подходы достаточно хорошо согласуются с теорией самоорганизации систем. В ее основе лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем, систем, обменивающихся со средой веществом и энергией. В таких системах переход одного качественного состояния в другое происходит как скачкообразный процесс, переводящий открытую неравновесную систему, достигшую своего критического состояния, в качественно новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и упорядоченности. При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер. В этом в общих чертах и заключается сущность самоорганизации рассматриваемых систем. К ним относятся и все биологические системы, включая человека. Разработка теории самоорганизации началась сравнительно недавно и связана прежде всего с таким направлением в науке, как синергетика.

На рисунке, взятом из работы того же автора[385], изображено типичное высокоразветвленное дерево эволюции, показывающее, что в более раннее время существовало одновременно множество родственных видов, большинство из которых вымерло. Говоря о нелинейности процесса антропогенеза, следует также иметь в виду (и это хорошо видно на рисунке), что эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений, большинство из которых очень быстро исчезает. И в каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка. По мнению Левонтина, из них только одна может быть представлена в отдаленном будущем, а все остальные исчезнут. При этом основная проблема в воссоздании эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне видов. Наши ближайшие, хотя и не очень близкие, ныне живущие родственники – шимпанзе и гбрилла были связаны с нами общим предком не менее чем 7 млн. лет назад.

Такова общая теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. И в этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с венцом творения природы – человеком. Для нас при этом важно подчеркнуть, что в науке сегодня можно считать доказанным тот факт, что человек – это продукт естественного развития самой природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли и является ее законнорожденным дитем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека — это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами

1. Разработка Ф. Энгельсом методологических проблем антропогенеза и первобытной истории

1. Разработка Ф. Энгельсом методологических проблем антропогенеза и первобытной истории Необходимость придания диалектико-материалистическому мировоззрению теоретической целостности и полноты предполагает его эффективное применение не только собственно к

Стадии антропогенеза

Стадии антропогенеза Развитие антропологической науки подтвердило правильность принципиальных моментов сформулированной Энгельсом идеи относительно взаимосвязи трех элементов в процессе перехода от обезьяны к человеку. Это – выработка способности к прямой походке,

Проблема эстетического как проблема самоцельности чувственного

Проблема эстетического как проблема самоцельности чувственного Сложно и многогранно человеческое чувственное состояние. Но в процессе, в живой смене этих состояний достаточно четко прослеживается и устойчивая особенность их проявления. Ни одно из таких состояний не

3. Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи)

3. Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи) Однако вся непостижимость этой связи открывается нам, лишь если мы не потеряем из виду самой этой противоположности между внешним обликом, эмпирической картиной мирового бытия и его глубинным внутренним

Глава I. Проблема познания и проблема морали

Глава I. Проблема познания и проблема морали Юм предполагает создать науку о человеке. В чем же суть его фундаментального проекта? Выбор всегда определяется тем, что он исключает, исторический проект — это логическое замещение. Что же касается Юма, то тут речь идет о

1. Проблема

1. Проблема Мы описывали человеческую реальность, исходя из отрицательных действий и Cogito. Мы открыли, следуя этой путеводной нити, что человеческая реальность есть-для-себя. Все ли это, чем она является? Не выходя за рамки рефлексивного описания, мы можем встретить способы

Проблема III

Проблема III БЫЛО ЛИ ЭТИЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕННЫМ СО СТОРОНЫ АВРААМА СКРЫВАТЬ СВОЙ ЗАМЫСЕЛ ОТ САРРЫ, ЕЛИЗАРА И ИСААКА?Этическое как таковое есть всеобщее, в качестве всеобщего оно также есть нечто явленное. Единичный индивид, будучи непосредственно определенным чувственно и

V. Проблема зла

V. Проблема зла Мы уже подчеркивали, до какой степени современная этическая идеология укоренена в консенсуально признанной очевидности Зла. Мы перевернули это суждение, определив утвердительный процесс истин в качестве центрального ядра — и возможного состава

Проблема зла

Проблема зла Если Бог является причиной всего, не является ли Он тогда и причиной зла? Рассмотрим в заключение некоторые соображения Фомы по поводу проблемы зла.Часть того, что люди называют злом, является необходимым следствием того, что мы живем в конечном мире. Вещи

Проблема архитектурного смысла – проблема архитектуры

Проблема архитектурного смысла – проблема архитектуры Но в чем же состоит все-таки странность и сложность проблемы архитектурной семантики, вобравшей в себя и специфику самой архитектуры, и особенности истории искусства или искусствознания?Существенные особенности

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства Так мы приходим к кругу проблем, связанных уже не столько с самим строительным искусством, сколько с наукой, которая призвана анализировать и как раз интерпретировать, в том числе, и архитектурные памятники

Антропогенез – это раздел антропологии, занимающийся изучением процесса историко-эволюционного формирования человека, а также развития его трудовой, речевой деятельности.

Проблемами изучения антропогенеза являются следующие:

  • время появления первых людей
  • кто был предками человеками
  • стадии антропогенеза
  • факторы, влияющие на антропогенез на разных его стадиях
  • соотношение физической эволюции человека и исторического развития его культуры, общества, речи.

Решение этих задач осуществляется при помощи данных антропологии, в частности палеоантропологии и других близких наук, таких как палеонтология приматов, психология и физиология, морфология из эмбриологии, приматология, геология палеогена, неогена, антропогена, археология палеолита, а также этнография, лингвистика.

Для решения проблем антропогенеза привлекаются методология анализа и синтеза. Методологической основой в изучении антропогенеза является эволюционная теория Ч. Дарвина, а также диалектико-материалистическая философия и трудовая теория Ф. Энгельса.

Проблема прародины человека. Стадии антропогенеза

Окончательного решения проблема прародины человека пока не имеет. По мнению ряда ученых, человек возник в Африке. Другие исследователи предполагают, что это произошло в южных районах Евразии. Также есть ряд исследователей, которые считают, что человек произошел в области Средиземья, который охватывает Северную, Восточную Африку, Южную Европу и Азию.

Ученые сходятся в том, что человек не мог возникнуть в Австралии, так как здесь эволюционное развитие млекопитающих остановилось на сумчатых. Также возникновение человека не считается возможным в Северной Европе и Америке, где не обитали высшие приматы.

Антропогенез может быть разделен на три стадии, смена которых определяется наиболее значительными преобразованиями в трудовой деятельности, в структуре социальной организации, а также в сознании и морфологии человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Стадиальный подход к антропогенезу был разработан советскими учеными, которые выделили три стадии антропогенеза:

  • антропоидные предки человека. Это высокоразвитые двуногие приматы, которые пользовались естественными предметами – палками, камнями, обломками костей – в качестве орудия;
  • архантропы и палеоантропы – древнейшие и древние люди. На этой стадии появились орудия труда, изготовленные искусственно, сформировалась начальная форма общественной организации;
  • неоантропы. Началом этой стадии считается эпоха позднего палеолита.

Рисунок 1. Этапы антропогенеза . Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Продолжительность стадий антропогенеза сильно различается. Первая стадия происходила 2-3 миллиона лет назад, вторая – 1 миллион лет назад, а третья – всего 40-50 тыс. лет назад.

Первая стадия антропогенеза

Возникли разные формы древесных и наземных человекоподобных обезьян, которые обитали в Европе, Юго-Восточной Азии и Африке. У некоторых из них – у рамапитеков, ореопитеков и дриопитеков есть признаки сходства с человеком. Дриопитеки рассматриваются в качестве предков гориллы, шимпанзе и человека. Время существования дриопитеков – эпоха миоцена (2-25 миллионов лет назад). Однако, существует мнение, что ранние предки человека появились в эпоху олигоцена, 40 миллионов лет назад.

Высокоразвитые приматы, являющиеся предками человека, в процессе эволюции переходят к передвижению на двух ногах, используют предметы в качестве орудий.

Высокоразвитые приматы — предки человека, переходят позднее к передвижению на двух ногах и употреблению природных предметов в качестве орудий. К таким приматам относятся австралопитеки, остатки которых обнаружены в Восточной и Южной Африке. Несмотря на то, что австралопитеков можно рассматривать в качестве некой модели предков человека, исследования показывают, что они являются особой линией эволюции, которая не получила дальнейшего развития. Считается, что предковым видом человека были близкие к австралопитекам, однако имевшие более развитый мозг, приматы. Они уже умели обрабатывать камни и палки. Предполагается, что таким приматом был презинджантроп, останки которого были обнаружены в Танзании в 1960 году. Древность находки составляет около 2 миллионов лет. Ряд ученых считают, что презинджантроп был древнейшим человеком, и называют его Homo habilius, Человек умелый. Другие исследователи считают, что появление человека произошло в более поздний период, а именно около 1 миллиона лет назад.

Вторая стадия антропогенеза

Древнейшие люди отличались крупным мозгом, с наличием больших полушарий в коре, что свидетельствует о развитии трудовых функций.

Древнейшие люди имели элементарные понятия о форме, о чем свидетельствуют изготовленные ими каменные орудия.

Представителями древнейших людей являются питекантроп, синантроп, олдовайский человек, атлантроп, гейдельбергский человек, человек из Вертешсёллёш. Скелетные остатки древнейших людей были обнаружены в Азии, в Северной и Восточной Африке и в Европе. На этом этапе антропогенеза люди научились пользоваться огнем. Орудия, сопутствующие древнейшим людям, относятся к шелльской и раннеашельской культуре.

Потомками архантропов являются древние люди, к которым относятся неандертальцы. Их существования определяется заключительным этапом второй стадии. По объему и строению головного мозга они имеют большое сходство с современным человеком. Орудия, используемые палеоантропами, разнообразны по назначению и по форме. Характерно, что орудия изготовлялись из пластин. В этот период появились примитивные жилища. Коллективная охота являлась основой хозяйственной деятельности. Эволюционному развитию палеоантропов способствовали природные факторы. Эволюционный процесс антропогенеза шел по пути преобразования палеоантропов в неоантропов.

Третья стадия антропогенеза

Главным фактором, определившим переход к третьей стадии антропогенеза, явилось совершенствование социальной организации и производственной деятельности.

Группы, в которых эти процессы происходили быстрее, расселялись на более широкой территории, увеличивалась численность группы. При этом большое значение имело развитие способов общения, особенно речи. Она способствовала усвоению знаний, а также их сохранению и передаче в человеческом коллективе. Постепенно человек приобретал все большую независимость от окружающей среды, создавая искусственную среду. Результатом этого явилось утрачивание значения естественного отбора как фактора эволюционной трансформации человека. В связи с этим, видовая эволюция человека прекратилась.

Рисунок 2. Стадии антропогенеза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

антропогенез фото

Антропогенез – это становление человеческой особи в историко-эволюционном аспекте, его физическое формирование, начальное развитие речи, деятельности и общинный способ проживания. В ходе антропогенеза состоялось появление Homo sapiens, его отделение и обособление от обезьян и млекопитающих. Антропогенез человека изучает ряд наук, в основном антропология, палеоантропология, а также лингвистика, генетика, физиология, этнография. Важнейшими факторами процесса антропогенеза были: прямохождение человека, использование разных вещей для добывания еды, изготовление орудий для труда, стадное существование, возникновение языка. Существует много мыслей и соображений об антропогенезе человека, но сегодня самой научно обусловленной считается теория Чарльза Дарвина.

Что это такое

Историю появления людей, развитие их рода изучать стали еще в XVIII веке. До сего времени постоянным и центральным было убеждение, что мир, все живое, как и неживое сотворил Бог таким, каковыми они являются на текущий момент. Но с прогрессом науки, проведений множеств исследований началось изменяться мнение о создании мира. На смену убеждению о неизменности всего существующего пришло понимание об эволюции, становление всего живого. Значимое место во всем этом занял антропогенез человека, его формирование, происхождение, отделение, развитие.

Изучением антропогенеза человеческой расы занимались многие ученые, начиная с Карла фон Линнея (шведского ученого, биолога, зоолога, врача), который классифицировал человека в одном ряду с человекоподобными обезьянами, отнеся его к животному миру. Огромный вклад в обоснование теории об антропогенезе имели исследования Буше де Перта, французского археолога, который открыл наличие каменного орудия, что применялись первобытным человеком в эпоху мамонтов. Долгое время такие открытия антропогенеза в науке не признавались и встречали бурю сопротивления, так как противоречили Библии.

Проблема антропогенеза существует в нескольких вопросах: датировка и место происхождения первых людей; дискуссии об основных стадиях антропогенеза, влияние факторов антропогенеза в разные периоды развития; соотношение физического влияния в антропогенезе с социальным; формирование первых общин.

Проблемы антропогенеза изучаются с помощью исследований нескольких наук. В значительной степени антропологии и палеоантропологии, а также психологии, физиологии, лингвистики, морфологии, археологии, этнографии и др.

Переворот в знаниях об антропогенезе человека сделали идеи Чарльза Дарвина. Согласно теории дарвинизма человеческая раса эволюционировала от обезьянообразного предка. Исследователи пришли к решению, что человекоподобные обезьяны – дальние предки нашей расы, так как они анатомически схожи с человеком. Центральным в антропогенезе человека, его адаптации к изменившимся условиям существования Дарвин обозначал естественный отбор. Теория трудовой деятельности Энгельса утверждает, что центральным фактором исторической эволюции человека, его антропогенеза есть трудоспособность, умение работать в условиях общины.

Антропогенез человека отличен от эволюции органического мира тем, что последняя регулируется только природными законами, а осознание своих возможностей в деятельности позволило человеку воздействовать на природу и уменьшить воздействие биологических факторов. Дарвиновская симидная теория антропогенеза учла в себе разные научные взгляды и аргументировала происхождение Homo sapiens от приматов. Подтверждение этому служит сходство живущих теперь человекоподобных обезьян из нынешним человеком в анатомическом строении, формою зародышей, физиологическими показателями. Дарвин доказал, что вся человеческая раса пошла от одного вида обезьян, и был уверен в становлении древних людей в Африке.

Проблема антропогенеза еще в том, что нет остаточного решения о древней родине человека. Одни ученые полагают, человек пошел из местностей Африки, другие – с южной Евразии, исключается только Австралия, Америка и северная Евразия.

Факторы антропогенеза

Основополагающими факторами антропогенеза человека считаются биологические и социальные моменты.

Антропогенез – это происхождение вида человеческой расы в физиологическом аспекте. Социальный фактор – это становление людского общества. Дарвин отмечал важность биологических обстоятельств в формировании человеческого существа. Такие факторы как естественный (природный) отбор, наследственность, склонность изменяться отыгрывали значимую роль на первоначальных этапах антропогенеза. Изменчивость предопределяет появление новых особенностей и функций в анатомическом строении человека. Наследственность укрепляет и передает в поколения эти преобразования. Как следствие естественного отбора сумели выжить сильнейшие и наиболее приспособленные. Значимость социальных факторов (мышление, умение разговаривать, стремление к общности, трудовая деятельность) в антропогенезе описывал Ф.Энгельс в собственных исследованиях о ценности труда в становлении из обезьяны человека.

Как уверяет наука, нашими пращурами были человекообразные обезьяны, что жили в лесу. В ходе изменения климата, уменьшения лесной территории они были принуждены приспосабливаться: становиться на ноги, чтоб мочь быстрее ориентироваться в новой местности. Постепенно прямохождение стало удобным и выгодным качеством нового вида человекоподобных, теперь передние конечности могли выполнять ряд новых функций трудовой деятельности.

Много стало изменяться в ходе антропогенеза человека: привлечение к труду, группирование в общины, коллективные виды работы, охота, защита общины от врагов. Все это побуждало искать способы общаться один с одним. Поначалу это было примитивное общение посредством жестов рук, звуков, дальнейшие коммуникации привели к неизбежности появления второй сигнальной системы - речи. Так, на телесном уровне прошли изменения ротового аппарата и строения гортани для формирования речи. Умение говорить, трудоспособность, пребывание в общине начало формировать мышление. Вследствие этого мозг увеличился в размерах, сформировалась кора головного мозга.

Одним из главенствующих биологических факторов антропогенеза считается естественный отбор, благодаря которому в разные периоды развития сохраняются выгодные для приспособления изменения и уничтожаются неблагоприятные, вредные качества. Следовательно, антропогенез человека привел его к самому оптимальному усовершенствованию в условиях его проживания, и эти сформировавшиеся особенности переходили по наследству.

Человек стал применять огонь с целью приготовления еды. Данный фактор способствовал изменению формы лица человека, его жевательного аппарата, пищеварительной системы для полноценного усвоения обработанной термически еды. Использование пламени для обогрева своих мест проживания дало способность человеку расселиться в местностях с холодным климатом.

На первых периодах антропогенеза центральное значение в развитии человека отыгрывали биологические факторы. Благодаря естественному отбору сформировались морфологические характеристики человека: s-образный позвоночник для ходьбы в вертикальном состоянии, широкая кость стопы, грудная клетка, строение мозга. Во время антропогенеза человек сумел так адаптироваться к окружающей природе, что его изменения стали менее независимы от воздействия естественного отбора. Позже человеческая особь уже овладела умением пользоваться и изготовлять орудие для работы, могла приготавливать пищу, оборудовать жилье, проживать в общинах, не зависеть от влияния природных процессов. Воздействие биологических факторов снижалось, а действие социальных увеличивалось.

Антропогенез человека вне общины становился невозможным. Хоть биологические факторы потеряли главную роль во влиянии на формирование вида человека, все же естественный отбор отыгрывает стабилизирующую функцию, а мутация сохраняет свое действие и в нынешнем мире. Иногда частота и сила мутаций даже увеличивается в некоторых регионах нашей планеты из-за разного рода загрязнений. В ряду с ослаблением воздействия естественного отбора, мутации могут приводить к ухудшению качественных характеристик выживания человека.

Подводя итоги, заметим, что главными факторами антропогенеза человека были биологические и социальные. Под их воздействием произошла эволюция человеческой расы. Физиологические качества переходили по наследству, а речь, умение думать, склонность к трудовой деятельности формируются в социуме во время образования и воспитания.

Стадии антропогенеза

Антропогенез, как центральный процесс становления социума и исторического становления человека, зависимо от смены трудовой деятельности, формирования сознания общины, изменений в физиологической структуре тела, был разбит на ряд стадий. Согласно одним источникам исследователи обозначают три стадии антропогенеза:

– антропоидные предки – это приматы, двигающиеся на двух нижних конечностях, которые умели использовать обычные предметы (камни, кости животных, палки) в роли орудия деятельности;

– архантропы и палеоантропы, так называемые, древнейшие и древние люди, - начали изготовлять орудие, охотились, создавали общины, были пещерными жителями, пользовались огнем. Внешний вид отдаленно схож на нынешнего человека. Отличаются они тем, что имели толстую дугу над бровями, низкий лоб, выступающий затылок. Строение мозга очень примитивное;

– неоантропы – имели физическое строение нынешнего человека, изменилась форма черепной кости, увеличился мозга объем, высокий рост. Они умели разговаривать на примитивном уровне, собирали овощи, фрукты, проводили охоту, строили жилье, создавали наскальные рисунки, шили одежду. Начало – эпоха позднего палеолита.

За другими данными стадии антропогенеза дифференцировали на пять этапов.

Погнидно-гоминидная – стадия формирующегося человека, 16-18 млн. лет назад. Это наиболее ранний период антропогенеза, который представляли: амфипитек, открыт около Бирмы, олигопитек – в Египте, египтопитек, группа дриопитеков, возраст близко 20 млн. лет назад. Все представители первых гоминид проживали стадным способом, имели незначительное подобие высшим человекообразным.

Прегоминидная стадия (австралопитеков, человекоподобных обезьян) около 5-2 млн. лет назад. Австралопитеки – двуногие гоминиды, что жили в широтах Африки. Австралопитеки существовали афарские, африканские, робустусы. Их рост был не более 1 м 30 см, вес до 40 кг, объем мозга – 700 куб.см. Самые поздние австралопитековые (президжантропы) умели уже изготовлять примитивное оружие, создали раннюю галечную культуру. Это первые образцы человека умелого, какого позже заменил человек прямоходящий. Развитие австралопитеков есть тупиковой ветвью антропогенеза человека.

Архантропная стадия – их назвали древнейшими людьми, сюда относится находка француза Дюбуа на острове Ява древних гоминид, названого питекантропом. Ростом питекантропы были 1 м 70 см, мозг был объемом до 1000 куб.см., выпирающий лоб, массивные дуги над бровями, весомая челюсть, двигались они на полусогнутых нижних конечностях. Представитель древнейших назывался человеком выпрямленным. Архантропы выявлены были в Южной Африке, Азии. Выявлены в Китае фрагменты синантропа, очень похожего по физиологическому строению на архантропов. В Европе самая давняя находка питекантропа – гейдельбергский человек. Архантропы уже владели начальной формой речи, пользовались огнем, проживали 2 – 0,5 млн. лет назад.

Четвертая стадия – стадия палеоантропов, назваными древними людьми, представителями какой будут неандертальцы. Проживали они приблизительно от 0,5 млн. - 30 тысяч лет назад. Древнейшие раскопки неандертальцев открыты в Германии, их ветвь развития была тупиковой. Другая часть ветви развития палеоантропов – близкий сородич неандертальского человека, которая вымерла, прожив около 70 тысяч лет. Имеют много похожего с нынешним человеком: строение мозга почти не различается, объем даже несколько больше – 1450 против 1350 кубичных сантиметров. Орудие для труда, охоты уже различно по виду и по назначению, особенность – это орудие, сложенное из пластин, отделяемых из каменного ядра. Показательно для этой стадии антропогенеза: групповая охота на очень крупного дикого животного, строительство примитивных жилищ, развитие речи с целью общения внутри племени.

Представителями палеоантропов есть ранние и поздние европейские неандертальцы, переднеазиатские неандертальцы. Данный вид человекоподобных отличается массивностью телосложения, выступающей лицевой половиной черепа, развитой надбровной частью, широкими носовыми отверстиями, увеличенной височной передней и средней долей мозга, усовершенствованным артикуляционным аппаратом. Анатомическое строение этого вида людей имело особенности к адаптации в суровом климате Европы. Хотя антропогенез человека этой стадии и двигался к развитию, но палеоантропы были слишком подвержены воздействию природных обстоятельств. Виды древних людей под действием неблагоприятных условий проживания, в силу свей низкой организованности и сознательной культуры приобрели морфологические качества, что задерживали их эволюционирование.

В поздний период стадии антропогенеза палеоантропов исследователями обнаружены первые захоронения. Этому свидетельствует найденные раскопки похороненного неандертальского мальчика в Узбекистане около 45 тысяч лет назад. Данный факт имел вид сознательного погребения с ритуалами. Известно около шестидесяти погребений неандертальцев.

На местностях Украины, Белоруссии, России, остальных странах СНГ также обнаружены жилища и стоянки неандертальцев.

Неоантропная стадия (Homo sapiens) – последняя стадия антропогенеза, прототипами которого были люди схожего физического образца с теперешним человеком – кроманьонцы, жившие около 200 - 50 тыс. лет тому назад. Начальные раскопки кроманьонцев открыты во Франции, их распределение по миру широко: арктические регионы, Америка, Австралия, Европа, регионы бывшего СССР.

Проблема антропогенеза данной стадии – это отсутствие определения четкого времени возникновения неоантропов. До недавнего определялась самой древней раскопка сформированного полностью неоантропа из Калимантана в пещере Ниа – 39 тысяч 600 лет назад. Археологи считают начало периода палеолита (40-35 тыс. лет назад) отсчетом времени рождения человека разумного. Также существуют взгляды антропологов о ранней организации Homo sapiens. Поиски ответа о дате возникновения неоантропа продолжаются. Так в Эфиопии в 1969 году найдены останки черепов подобных физиологическим строением на неоантропов, которые датированные 130 тыс. лет тому назад. В конце 20 ст. были раскрыты в раскопках африканских пещер следы проживания неоантропов на землях Африки многое раньше, чем в ландшафтах Европы - на 50 тыс. лет. Поэтому возможно рождение Homo sapiens намного ранее признанных дат.

Есть две гипотезы антропогенеза неоантропов. Первая – происхождение из Субсахары более 100 000 лет назад, потом неоантропы распространились по азиатских областях и 30 тыс. лет назад выдавили поздние виды неандертальцев. Вторая – ранние африканские гоминиды эволюционировали в человека разумного своим естественным путем.

За анатомическим строением кроманьонцы были подобные много в чем на нынешнего человека за формой черепа, формой нижней из челюстей с наличием большого подбородка, узким носом, прямым лбом, рост имели 180-190 сантиметров. Кроманьонцы умели создавать оружие из костей животных, камня, обнаружены на стенах пещер рисунки процесса охоты, животных. Центральное значение в антропогенезе неоантропов и их широкому расселению по миру было умение общаться. Посредством общения передавать ценную информацию о накопленном опыте, умениях, производств от племен к племенам, из поколения в следующее поколение. Выживали те племена, в каких социальная организованность, групповая деятельность была на значительном уровне.

Значимым моментом для выживания рода было приручение животных, их одомашнивание, а также занятие земледелием, окультуривание растений, что дало реальный шанс человеку пережить голод. Общение давало людям возможность сохранять и упорядочивать знания, конкретные технические навыки, наблюдения за законами природы, устанавливать правила внутри общины для большей продуктивности коллектива, его самовыживания и размножения. Постепенно влияние окружающей природы на антропогенез человека уменьшалось и утрачивало контроль. В последствии естественный отбор перестал быть значимым в антропогенезе Homo sapiens и, в следствие тому, эволюция человеческого вида прекратилась.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что антропогенез не был процессом линейным и плавным. На каждой фазе антропогенеза формировались виды нескольких течений, и каждый шел своим путем развития. Под действием природных, а также социальных факторов развивалось несколько разновидностей гоминид.

Читайте также: