В чем заключается принцип изоморфизма сформулированный в берлинской школе гештальтпсихологии

Обновлено: 02.07.2024

Вертхаймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Его предпосылкой было то, что мы воспринимаем объекты так же, как мы воспринимаем видимое движение — то есть как единое целое, а не как набор отдельных восприятий.

Принципы организации восприятия, описанные в большинстве учебников по психологии, по сути, являются законами и правилами, по которым мы организуем и классифицируем воспринимаемый нами мир.

Основная предпосылка этих принципов заключается в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся взаимосвязанными и объединяются в структуру, которая выделяется.

Организация восприятия происходит спонтанно, и его формирование неизбежно по мере того, как мы смотрим вокруг. Нам не нужно учиться создавать образы, как утверждают сторонники ассоциативного подхода, хотя некоторые виды восприятия более высокого уровня зависят от обучения.

Вертхаймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он предположил, что мы воспринимаем объекты так же, как воспринимаем видимое движение — то есть как единое целое, а не как набор отдельных ощущений.

Основная предпосылка этих принципов заключается в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся взаимосвязанными и объединяются в структуру, которая выделяется. Организация восприятия происходит спонтанно, и ее возникновение неизбежно, когда мы смотрим вокруг.

Согласно гештальт-теории, основная деятельность нашего мозга при визуальном восприятии объектов не является накоплением их отдельных видов. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы зрительного ввода и не связывает их посредством механического процесса ассоциации.

Скорее, мозг — это динамическая система, в которой все элементы активны в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые похожи или близки, склонны к ассоциации, а элементы, которые непохожи или далеки друг от друга, — нет.

Гештальт-принципы восприятия - Основные принципы восприятия

Основные принципы восприятия

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они неотъемлемо присутствуют в наблюдаемых объектах.

Вертхаймер назвал их вспомогательными факторами, но при этом признал, что на восприятие влияют и основные факторы самого организма: Например, высшие мыслительные процессы, определяющие предсознание и отношение, также могут влиять на восприятие. В целом, однако, гештальтисты склонны уделять больше внимания вспомогательным факторам в организации восприятия, чем результатам обучения или опыта.

В соответствии со взглядами гештальтпсихологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных с точки зрения целостности ситуации и отношений между стимулами. Например, он изучал проблему решения задач по перестройке перцептивных полей.

По мнению Келера, инсайт заключается в том, что элементы поля, которые ранее были не связаны между собой, начинают объединяться в структуру, соответствующую проблемной ситуации. В чисто описательных терминах эта форма поведения характеризуется использованием элементов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля.

Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате дискриминации (инсайта), при условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в перцептивном поле животного.

Инсайт-исследования поддержали молярную или глобальную концепцию поведения гештальтистов в их борьбе с молекулярными или атомистическими взглядами бихевиористов. Эти исследования также подкрепили идею гештальт-психологов о том, что обучение предполагает реорганизацию или реструктуризацию психологической среды.

Понятие инсайта у Кёлера подверглось значительной критике. Попытки воспроизвести эксперимент Келера, в котором шимпанзе давали две короткие палки, чтобы они сделали длинную палку, дали мало поддержки мнению о роли инсайта в обучении. В аналогичных экспериментах, проводившихся неоднократно, было высказано предположение, что принятие решений у обезьян возникает не сразу, а может зависеть от их предварительных способностей.

Изоморфизм

При объяснении этого явления необходимо рассмотреть соответствие между формами в опыте непосредственно наблюдаемого и процессами, происходящими в мозге. Эта идея, названная изоморфизмом (от греческого isos — тот же, morphe — форма, изоморфизм — соответствие между формами в опыте непосредственно наблюдаемого и в процессах в мозге), теперь принята в химии и биологии.

Гештальтисты сравнивали восприятие с картой, в том смысле, что она идентична реальной местности, которую представляет, не будучи ее точным изображением. В то же время, однако, карта является надежным путеводителем для восприятия реального мира.

Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой системе. Согласно гештальтистской гипотезе, физиологическая и психологическая системы изоморфны друг другу (подобно тому, как топографическая карта соответствует местности).

В своей книге Келер проводит идею о том, что физический мир, как и психологический, подчиняется принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за рамки психологии: все процессы реальности управляются законами гештальта. Объяснение психических явлений должно заключаться в поиске соответствующих структур в мозговых процессах, которые были объяснены на основе физической теории электромагнитного поля Фарадея и Максвелла. Была выдвинута гипотеза о существовании в мозге электромагнитных полей, которые, возникнув под воздействием стимула, изоморфны структуре изображения. Гипотеза о существовании полей мозга составляет существенную часть системы гештальтпсихологии и представляет собой ее решение психофизической проблемы.

Дальнейшие исследования (не все из которых, однако, были проведены гештальт-психологами) укрепили новое течение. Э. Рубин открыл феномен фигуры и фона (1915); Д. Кац показал роль гештальт-факторов в осязании и цветовосприятии.

Продуктивное мышление человека

Гештальт-психология также изучала мышление экспериментально (Келер, Вертхаймер, Дункер, Майер).

Вертхаймер распространяет этот принцип на решение человеческих проблем. Книга Макса Вертхаймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована после смерти ее автора в 1945 году. В ней он попытался применить гештальтистские принципы обучения к проблемам творческого мышления человека, основываясь на предположении, что мышление происходит с точки зрения целостного восприятия проблемы. Однако он утверждал, что и студенты, и преподаватели должны хорошо понимать общую ситуацию, чтобы успешно ее разрешить.

Он утверждал, что если преподаватели организуют занятия в классе в единое целое, учащиеся смогут яснее видеть происходящее и понимать суть проблем и их решений. Вертхаймер показал, что после того, как принцип решения проблемы усвоен, его можно перенести на другие ситуации.

Вторая фаза — это группировка, реорганизация, структурирование и другие операции, связанные с поставленной задачей. Третья фаза или этап — открытие структуры через инсайт. Четвертый — поиск путей реализации в соответствии с этой структурой.

Теория поля — это психологическая система Курта Левина, которая использует концепцию силового поля для объяснения поведения индивида с точки зрения влияния на него социального поля воздействия.

Теория поля Льюина стала новым шагом в объяснении поведения. Согласно ей, ход действий полностью сводится к определенному набору условий поля, существующих в данный момент. Понятие поля включает в себя как внешние (среда), так и внутренние (субъект) факторы.

Гештальт-исследования проблем научения

Мы уже упоминали о пребывании Колера на острове Тенерифе с 1913 по 1920 год, когда он исследовал умственные способности шимпанзе, приводя примеры их способности выполнять различные задания (Kohler. 1917).

В экспериментах использовались примитивные приспособления: клетки с редкими прутьями, которые не позволяли животным свободно выходить на улицу, палки, с помощью которых можно было достать далекие бананы, и ящики, на которые обезьяны могли забираться. В соответствии с гештальтпсихологическим взглядом на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных с точки зрения целостности ситуации и отношений между стимулами. Например, он рассмотрел проблему, касающуюся задач, связанных с перестройкой перцептивных полей.

В одном из экспериментов снаружи клетки был помещен банан, к которому привязали веревку и подвели к животному. В этих условиях обезьяна без колебаний потянула за веревку и достала банан. Кёлер пришел к выводу, что для шимпанзе решение такой задачи в целом простое. Однако, когда к банану протянули несколько веревок, обезьяна не знала, за какую из них потянуть первой, чтобы получить желанное лакомство. Это указало Келеру на то, что решение этой проблемы не могло быть ясным с самого начала.

В другом эксперименте банан был помещен вне клетки на недоступном для обезьяны расстоянии. Когда палка была помещена между прутьями клетки и прямо напротив банана, оба объекта воспринимались как элементы одной и той же ситуации, и шимпанзе использовали палку, чтобы легко достать лакомство. Однако, когда палка была помещена в другой конец клетки, оба объекта (банан и палка) воспринимались менее легко как принадлежащие к одной и той же ситуации. В этом случае для решения проблемы потребовалась перестройка перцептивного поля.

В другом эксперименте банан также поместили вне клетки, но обезьяне дали две полые бамбуковые палочки, каждая из которых была слишком короткой, чтобы дотянуться до лакомства. Чтобы достать банан, нужно было положить одну палку на другую. При этом животное должно было уметь обнаружить новое соединение между двумя короткими палочками, чтобы достичь цели.

Приведенный ниже оригинальный материал описывает эксперименты, проведенные Келером при изучении поведения шимпанзе.

Обратите внимание на простой и понятный язык, которым Келер описывал свои эксперименты для неспециалистов. Он сосредоточил все свое внимание на индивидуальных особенностях наблюдаемых им шимпанзе и характерных различиях между ними. Он не составил официального плана своих исследований, не провел никаких измерений ни до, ни после экспериментов, не сделал статистического анализа результатов и не провел сравнений с контрольными группами. Келер просто описал свои наблюдения за поведением обезьян в ситуациях, которые он сам для них создавал.

Если шимпанзе не может достать подвешенный банан с помощью одной коробки, есть шанс, что он положит его сверху на две или более коробок и добьется желаемого результата. На первый взгляд, кажется, что эта задача будет простой и легко решаемой. Однако при проведении эксперимента довольно быстро становится очевидным, что для шимпанзе проблема распадается на две совершенно разные задачи. В этом случае одна из двух задач решается довольно легко, а другая вызывает значительные трудности.

Мы думали, что в первой проблеме заключается вся проблема, и там, где обезьяны действительно начинали испытывать трудности, мы изначально не видели никаких проблем. Если при описании этого любопытного факта особое внимание уделяется впечатлению, которое он произвел на наблюдателя, то в соответствии с этим обстоятельством рассказ об эксперименте следовало бы разделить на две части. Начну с ответа на вопрос, который относится к первой части задания.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гештальтпсихология началась с провозглашения принципа структурности организма и среды (а также их связей), остро критикуя ассоциативную аморфность бихевиоризма. Однако по способу мышления и за своим предметом она оказалась полностью в рамках поведенческого направления в психологии. Более того, понятие изоморфизма указало на полную зависимость структур внутренних от структур внешних и даже поглощенность первых вторым.

Таким образом, организм и среда были связанны определенным общим гештальтом, в котором отношение между образованиями среды и организма мыслилось как изоморфное (одинаковое по форме). Изоморфизм — это не тождество, можно лишь утверждать об определенном сходстве, соответствии структурных свойств этих двух миров. Они вступили в отношения физикалистского антагонизма, что выразилось в применении понятия силовых линий поведения.

Здесь произошло размежевание гештальтпсихологов с учением Г. Эренфельса, который предоставлял высшим субъективным процессам роль организаторов восприятий и был склонен уравновешивать значимость внутреннего и внешнего. Это разграничение указывало на то, что и в этом пункте структурная психология продолжала идти под флагом бихевиоральности. Только она еще больше обострила физикалистской характер отношений среды и организма.

Структуры не продуцируются организмом, они выводятся из внешних структур среды. Внутреннее в организме является только изоморфным отражением структур среды, как механизмы динамической стереотипии в работе головного мозга моделируют динамическую стереотипность среды (И.П. Павлов).

Бихевиоризм в лице Дж.Уотсона отказался от возможности и необходимости изучать внутренние психические (мозговые) модели. Гештальтпсихология признала это внутреннее моделирование важнейшим фактом, но отказалась изучать его на физиологическом уровне, как это пытались делать Павлов и Бехтерев. Психические явления и физические процессы в мозге для нее являются изоморфными. Восприятие предмета или восприятие последовательности событий во времени — любой подобный вид восприятия коррелирует с такими же процессами в коре полушарий.

Вот почему внутренняя модель внешнего в гештальтпсихологи оказалась очень абстрактной, хотя их заслугой является признание необходимости ее существования. Они совершили физикалистской поворот в знакомую сторону интроспективной психологии, но, боясь субъективизма, использовали понятия, не адекватные для изучения этих внутренних моделей.

Существенным отличием гештальтпсихологии от бихевиоризма следует признать выход в сторону изучения продуктивного мышления, инсайта, которые наиболее исследовали В. Келер и М. Вертгеймер. Однако если проблема творчества так волновала Бехтерева и была сведена им к механизму связующего рефлекса, то продуктивное мышление у гештальтпсихологов свелось к заполнению незавершенных внешних структур, то есть к созданию внутренних целостных структур с помощью тех же силовых линий структурного поля.

Дальнейшее развитие учения о ситуации должно было пойти по пути раскрытия ее социальной значимости. Эту задача пытались решить К. Левин с его теорией поля (мотивационный аспект) и Дж. Морено с его концепцией социометрии, центральным пунктом которой выступала психодрама.

Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003

Опыт с иллюзиями восприятия был достаточно известным, однако к нему был поставлен новый вопрос, на который не было ответа в классической элементаристской психологии В.Вундта, сводившей любой психический образ к сумме исходных элементов, а все элементарные ощущения в сознании к стимуляции конкретными стимулами. Вопрос к опыту был следующим: как суммой двух неподвижных полосок можно объяснить движение? Иллюзия движения – это целое, отличное от суммы двух его составляющих элементов-полосок. Вертгеймер пришел к заключению о том, что целое существует в таком виде, в каком воспринимается, и не может быть разбито на сумму более простых составляющих. Это явление М.Вертгеймер назвал фи-феноменом.

Итак, главным тезисом гештальтпсихологии является утверждение первичности целостных форм по отношению к составляющим ее компонентам. При этом, целостное восприятие является характерным и в конкретной ситуации, и в онтогенезе, и в филогенезе.

Проработка идеи целостного велась в нескольких направлениях:

Макс Вертгеймер (1880 - 1943): мышление, восприятие.

Вольфганг Кёлер (1887 – 1967) – зоопсихология.

Курт Коффка (1886 – 1941) – психология развития.

Курт Левин (1890 – 1947) – психология личности, социальная психология.

Если в психоанализе и бихевиоризме естественнонаучной почвой была биология, то в гештальтпсихологии естественнонаучным основанием стала физика, в частности – теория электромагнитного поля Максвелла.По аналогии с электромагнитным полем, восприятие связано с взаимодействием не отдельных сенсорных элементов, а процессов объективной реальности, коры головного мозга и психической реальности (организуются как электромагнитные поля). Это положение можно проиллюстрировать следующим примером: когда мы насыпаем металлические опилки на лист бумаги, под которым магнит, то опилки организуются в определенный рисунок: они не соприкасаются с магнитом, но испытывают на себе действие силового электромагнитного поля. Значит, дело не во взаимодействии отдельных элементов как принято в атомизме, а в отношении целых полей. По аналогии с физикой, физическая реальность организует разнозаряженные поля головного мозга, которые организуют психическую реальность. Такое взаимное однозначное соответствие явлений в физическом, физиологическом и психологическом полях известно в психологии как принцип изоморфизма (тождества, соответствия).

Философские предпосылки гештальтпсихологии происходят из функциональной психологии Франца Брентано,противопоставившей аналитической интроспекции как искусственному искажению реальности живого опыта – феноменологический подход, ориентированный на изучение чистых, наивных актов сознания, описание непосредственных переживаний языком жизни. Именно в функциональной психологии исследовательский интерес переносится с содержания сознания на его функции по осознаванию этого содержания. В 1980 г. ученик Ф.Брентано Христиан Эренфельс ввел в психологию понятие – гештальт-качество, которое характеризуется несводимостью образа целого к сумме составляющих его элементов. Например, мелодия остается той же даже при изменении тональности, т.е. изменении каждой ноты. В то же время, образ целого меняется даже при сохранении частей: воспроизведение одних и тех же нот в обратном порядке. Значит, образ целого не определяется его частями.

Развитию идей в Берлинской школе гештальтпсихологии способствовала и дискуссия с представителями Лейпцигской школы диффузно-комплексных переживаний, которую возглавлял ученик В.Вундта – Феликс Крюгер (1874 – 1948).Главным идейным расхождением школ стало понимание генетической основы развития психических процессов. В Лейпцигской школе основой развития считались чувства и эмоции, в Берлинской школевосприятие.

Согласно закону константности восприятия, целостный образ остается постоянным при изменении условий его восприятия. Мы видим мир стабильным, не смотря на то, что постоянно изменяется его освещенность, сезонная цветовая гамма, наше положение в пространстве и т.д. Этот закон основан на влиянии прошлого опыта. Например, мы знаем, что колёса велосипеда – круглые, поэтому, когда мы смотрим на колесо под углом и на сетчатку глаза реально проецируется эллипс, мы все равно будем осознавать колесо как круглое. Это, также, подтверждает тезис о целостнообразующей деятельности мозга (независимость от суммы сенсорных данных).

Закон транспозиции утверждает, что восприятие основано не на различении отдельных раздражителей, а на их соотношении, то есть, на целостном образе. Так, в экспериментах К.Коффки, на установочном этапе детям предлагалось найти конфетку, которая была спрятана в одной из чашек, прикрытых цветной картонкой. Обычно, конфета лежала в чашке, прикрытой тёмно-серой картонкой, тогда как под чёрной картонкой конфеты никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать между темно- и светло-серой картонками. Если бы дети воспринимали чистый цвет, то они бы выбрали привычную тёмно-серую крышечку, но дети выбирали светло-серую, ориентируясь на соотношение цветов. Это доказывает первичность восприятия целостных форм в онтогенезе.

В.Келерпроводил подобные эксперименты с курами. На установочном этапе курам сыпали корм на темно-серые плитки в сочетании с черными. В контрольном эксперименте корм сыпали на светло-серую плитку в сочетании с привычной тёмно-серой. Куры выбирали более светлый квадрат, который никак раньше не подкреплялся, а не темно-серый, с которого они привыкли клевать. Таким образом, если даже куры реагируют не на отдельные цветовые элементы, а на соотношение цветов, то есть, на целостную структуру, то целостное восприятие является первичным в эволюционном процессе.

В американский период научного творчества, К.Левин перенес гештальт-принципы и теорию поля на проблемы групповой динамики. Групповое поведение объяснялось К.Левиным через влияние социального поля, а не характеристиками ее отдельных членов.

Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к проблемам мышления и активности личности. В рамках этой школы были выявлен целый ряд актуальных по сей день закономерностей развития восприятия, мышления и личности, сформированы принципиально отличные от прежних экспериментальные методики. Вместе с тем, по-прежнему вызывают критику такие положения гештальтпсихологии, как изоморфизм и его физическое обоснование, а также – антигенетизм, отрицающий роль прошлого опыта.

Практические задания

2. Приведите примеры проявления эффекта Зейгарник.

3. Приведите примеры действия в повседневной жизни законов восприятия, описанных в гештальтпсихологии.

4. Приведите примеры поведения (своего или других людей), характеризующие основные понятия теории поля К.Левина.

Контрольные вопросы

1. Назовите научные предпосылки, идеи, направления исследований гештальтпсихологии.

2. Опишите опыты М.Вертгеймера с иллюзиями восприятия, объясните психологическую сущность фи-феномена.

3. В чем заключается принцип изоморфизма, сформулированный в Берлинской школе гештальтпсихологии?

4. Охарактеризуйте основные законы и принципы организации восприятия (М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер).

5. Охарактеризуйте инсайт как механизм мышления и адаптивного поведения (М.Вертгеймер, В.Келер).

6. Опишите основные понятия и психологическую сущность Теории поля Курта Левина.

7. Что такое квазипотребность?

8. В чем заключается эффект Зейгарник и как он соотносится с идеей целостности?

9. Охарактеризуйте поведение полевое и волевое.

10. В чем заключается сущность развития личности по К.Левину?

11. Как идеи гештальтпсихологии используются в психотерапевтической практике?

Рекомендуемая литература

Основная

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

Дополнительная

1. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. - М., 1987.

2. История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л.А.Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 784 с.

3. История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.

4. Келлер, В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. - М., 1930.

5. Коффка, К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934.

6. Левин, К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000.

7. Перлз, Ф. Практика гештальттерапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.

8. Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

9. Холл, Ст, Линдсей, Г.. Теории личности. М.: "КСП+", 1997.

10. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.

11. Шульц, Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998.

12. Якунин, В.А. История психологии.- СПб., 1998.

Опыт с иллюзиями восприятия был достаточно известным, однако к нему был поставлен новый вопрос, на который не было ответа в классической элементаристской психологии В.Вундта, сводившей любой психический образ к сумме исходных элементов, а все элементарные ощущения в сознании к стимуляции конкретными стимулами. Вопрос к опыту был следующим: как суммой двух неподвижных полосок можно объяснить движение? Иллюзия движения – это целое, отличное от суммы двух его составляющих элементов-полосок. Вертгеймер пришел к заключению о том, что целое существует в таком виде, в каком воспринимается, и не может быть разбито на сумму более простых составляющих. Это явление М.Вертгеймер назвал фи-феноменом.

Итак, главным тезисом гештальтпсихологии является утверждение первичности целостных форм по отношению к составляющим ее компонентам. При этом, целостное восприятие является характерным и в конкретной ситуации, и в онтогенезе, и в филогенезе.

Проработка идеи целостного велась в нескольких направлениях:

Макс Вертгеймер (1880 - 1943): мышление, восприятие.

Вольфганг Кёлер (1887 – 1967) – зоопсихология.

Курт Коффка (1886 – 1941) – психология развития.

Курт Левин (1890 – 1947) – психология личности, социальная психология.

Если в психоанализе и бихевиоризме естественнонаучной почвой была биология, то в гештальтпсихологии естественнонаучным основанием стала физика, в частности – теория электромагнитного поля Максвелла.По аналогии с электромагнитным полем, восприятие связано с взаимодействием не отдельных сенсорных элементов, а процессов объективной реальности, коры головного мозга и психической реальности (организуются как электромагнитные поля). Это положение можно проиллюстрировать следующим примером: когда мы насыпаем металлические опилки на лист бумаги, под которым магнит, то опилки организуются в определенный рисунок: они не соприкасаются с магнитом, но испытывают на себе действие силового электромагнитного поля. Значит, дело не во взаимодействии отдельных элементов как принято в атомизме, а в отношении целых полей. По аналогии с физикой, физическая реальность организует разнозаряженные поля головного мозга, которые организуют психическую реальность. Такое взаимное однозначное соответствие явлений в физическом, физиологическом и психологическом полях известно в психологии как принцип изоморфизма (тождества, соответствия).

Философские предпосылки гештальтпсихологии происходят из функциональной психологии Франца Брентано,противопоставившей аналитической интроспекции как искусственному искажению реальности живого опыта – феноменологический подход, ориентированный на изучение чистых, наивных актов сознания, описание непосредственных переживаний языком жизни. Именно в функциональной психологии исследовательский интерес переносится с содержания сознания на его функции по осознаванию этого содержания. В 1980 г. ученик Ф.Брентано Христиан Эренфельс ввел в психологию понятие – гештальт-качество, которое характеризуется несводимостью образа целого к сумме составляющих его элементов. Например, мелодия остается той же даже при изменении тональности, т.е. изменении каждой ноты. В то же время, образ целого меняется даже при сохранении частей: воспроизведение одних и тех же нот в обратном порядке. Значит, образ целого не определяется его частями.

Развитию идей в Берлинской школе гештальтпсихологии способствовала и дискуссия с представителями Лейпцигской школы диффузно-комплексных переживаний, которую возглавлял ученик В.Вундта – Феликс Крюгер (1874 – 1948).Главным идейным расхождением школ стало понимание генетической основы развития психических процессов. В Лейпцигской школе основой развития считались чувства и эмоции, в Берлинской школевосприятие.

Согласно закону константности восприятия, целостный образ остается постоянным при изменении условий его восприятия. Мы видим мир стабильным, не смотря на то, что постоянно изменяется его освещенность, сезонная цветовая гамма, наше положение в пространстве и т.д. Этот закон основан на влиянии прошлого опыта. Например, мы знаем, что колёса велосипеда – круглые, поэтому, когда мы смотрим на колесо под углом и на сетчатку глаза реально проецируется эллипс, мы все равно будем осознавать колесо как круглое. Это, также, подтверждает тезис о целостнообразующей деятельности мозга (независимость от суммы сенсорных данных).

Закон транспозиции утверждает, что восприятие основано не на различении отдельных раздражителей, а на их соотношении, то есть, на целостном образе. Так, в экспериментах К.Коффки, на установочном этапе детям предлагалось найти конфетку, которая была спрятана в одной из чашек, прикрытых цветной картонкой. Обычно, конфета лежала в чашке, прикрытой тёмно-серой картонкой, тогда как под чёрной картонкой конфеты никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать между темно- и светло-серой картонками. Если бы дети воспринимали чистый цвет, то они бы выбрали привычную тёмно-серую крышечку, но дети выбирали светло-серую, ориентируясь на соотношение цветов. Это доказывает первичность восприятия целостных форм в онтогенезе.

В.Келерпроводил подобные эксперименты с курами. На установочном этапе курам сыпали корм на темно-серые плитки в сочетании с черными. В контрольном эксперименте корм сыпали на светло-серую плитку в сочетании с привычной тёмно-серой. Куры выбирали более светлый квадрат, который никак раньше не подкреплялся, а не темно-серый, с которого они привыкли клевать. Таким образом, если даже куры реагируют не на отдельные цветовые элементы, а на соотношение цветов, то есть, на целостную структуру, то целостное восприятие является первичным в эволюционном процессе.

В американский период научного творчества, К.Левин перенес гештальт-принципы и теорию поля на проблемы групповой динамики. Групповое поведение объяснялось К.Левиным через влияние социального поля, а не характеристиками ее отдельных членов.

Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к проблемам мышления и активности личности. В рамках этой школы были выявлен целый ряд актуальных по сей день закономерностей развития восприятия, мышления и личности, сформированы принципиально отличные от прежних экспериментальные методики. Вместе с тем, по-прежнему вызывают критику такие положения гештальтпсихологии, как изоморфизм и его физическое обоснование, а также – антигенетизм, отрицающий роль прошлого опыта.

Практические задания

2. Приведите примеры проявления эффекта Зейгарник.

3. Приведите примеры действия в повседневной жизни законов восприятия, описанных в гештальтпсихологии.

4. Приведите примеры поведения (своего или других людей), характеризующие основные понятия теории поля К.Левина.

Контрольные вопросы

1. Назовите научные предпосылки, идеи, направления исследований гештальтпсихологии.

2. Опишите опыты М.Вертгеймера с иллюзиями восприятия, объясните психологическую сущность фи-феномена.

3. В чем заключается принцип изоморфизма, сформулированный в Берлинской школе гештальтпсихологии?

4. Охарактеризуйте основные законы и принципы организации восприятия (М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер).

5. Охарактеризуйте инсайт как механизм мышления и адаптивного поведения (М.Вертгеймер, В.Келер).

6. Опишите основные понятия и психологическую сущность Теории поля Курта Левина.

7. Что такое квазипотребность?

8. В чем заключается эффект Зейгарник и как он соотносится с идеей целостности?

9. Охарактеризуйте поведение полевое и волевое.

10. В чем заключается сущность развития личности по К.Левину?

11. Как идеи гештальтпсихологии используются в психотерапевтической практике?

Рекомендуемая литература

Основная

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

Дополнительная

1. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. - М., 1987.

2. История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л.А.Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 784 с.

3. История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.

4. Келлер, В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. - М., 1930.

5. Коффка, К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934.

6. Левин, К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000.

7. Перлз, Ф. Практика гештальттерапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.

8. Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

9. Холл, Ст, Линдсей, Г.. Теории личности. М.: "КСП+", 1997.

10. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.

11. Шульц, Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998.

12. Якунин, В.А. История психологии.- СПб., 1998.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Развитие гештальтпсихологии связано с произошедшей на рубеже XIX-XX веков революцией в физике. Она возникла как альтернатива популярным в тот период бихевиоризму и ассоциативной психологии. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие участвовали и такие известные психологи как Курт Коффка, Вольфганг Келлер, Курт Левин.

Гештальтпсихология отрицала принципы разделения сознания. Ее представители считали, что восприятие не является совокупностью чувств, а особенности образа не воссоздаются с помощью признаков ее составляющих. Вместо поиска отдельных элементов сознания гештальт-психологи сделали упор на его целостности. Человеческое сознание они рассматривали как целостность, охваченную динамикой. Сознание соединяет все компоненты в единое целое, образуя гештальт.


Гештальтпсихология нашла продолжение в современном направлении психотерапии — гештальт-терапии, основателем которой является психолог Фридрих Перлз.


Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем. В ходе данной терапии человек учится эти гештальты закрывать, завершать, т.к. незавершенные гештальты могут вызвать некоторые проблемы.


Введение в гештальтпсихологию: термины и определения

Гештальт (от нем. gestalt – форма, структура) – единица анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания.

Синергия (от греч. συνεργία – вместе действующий) – комбинированное воздействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их объединённое действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их суммы. Целое больше суммы отдельных частей.

Гештальтпсихология – психологическое направление разработывающее проблемы целостности восприятия. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.

В силу этого изучение деятельности мозга объективными методами и самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий.

Основной принцип гештальтпсихологии заключается в том, что анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельная взятая часть – только часть, и никакого представления о целом не дает.

Феномен Зейгарник – экспериментально установленный факт преимущественного запоминания незавершенных действий. Т.е. мы лучше помним то, что не доделали. И это нас беспокоит…

Принципы гештальтпсихологии

Проведение исследования позволили гештальт-психологам открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законы гештальта.


1. Принцип близости — элементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно.

2. Принцип непрерывности — существует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию.

3. Принцип сходства — подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы.

4. Принцип замыкания — существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.

5. Принцип простоты (закон прегнантности) — восприятие и интерпретация составных или сложных объектов как простейшую форму или объединение простейших форм.

7. Принцип изоморфности — выражение структурного единства мира (физического, физиологического и психического).

8. Принцип общей зоны — принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

9. Принцип смежности — близость стимулов во времени и пространстве; смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

При объяснении фи-феномена необходимо учитывать соответствие между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозге. Эта идея, получившая название изоморфизма (по-гречески isos – одинаковый, morphe – форма, изоморфизм – соответствие между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозге), в настоящее время воспринята в химии и биологии. Гештальтисты уподобляли перцепцию карте, в том смысле, что она идентична реальной местности, которую представляет, не являясь при этом ее точным подобием. Но в то же время карта – надежное руководство по восприятию реального мира. Детальная информация термопан краснодар здесь.

Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой. Физиологическая и психологическая системы, согласно гештальтистской гипотезе, изоморфны друг другу (подобно тому как топографическая карта соответствует рельефу местности) [9].

В своей книге Кёлер проводит мысль о том, что физический мир, так же как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта. Объяснение психических явлений должно состоять в нахождении соответствующих структур в мозговых процессах, которые объяснялись на основе физической теории электромагнитного поля, созданной Фарадеем и Максвеллом. Вводилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны структуре образа. Гипотеза о наличии мозговых полей составляет существенную часть системы гештальтпсихологии и представляет ее решение психофизической проблемы.

Теория детского эгоцентризма Итак, концепция детского эгоцентризма занимает как бы место центрального фокуса, в котором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С помощью этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического мн …

Развитие моторики После шести месяцев жизни слепые дети начинают значительно отставать от зрячих сверстников в развитии движений, хотя развитие моторики в период от года до двух лет является у слепых детей наиболее результативным. Слепые дети практически овладевают ходьбой в возрасте от года до двух лет, но первые попытки ходить они делают в том же возр …

Макс Вертгеймер как основатель гештальт-психологии


Он, используя специальные приборы, изучал два раздражителя у испытуемых (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. Когда интервал был относительно большой, испытуемые воспринимали линии последовательно. При очень коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно, а при оптимальном интервале возникало восприятие движения, т.е. испытуемые видели перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. Это явление получило название фи-феномен.

Фи-феномен — это иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света.

Данный эксперимент опроверг концепцию о сложении ощущений в целостную картину, т.е. доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.

М. Вертгеймер также исследовал восприятие и мышление человека. Он попытался применить гештальт-принципы научения к творческому мышлению людей, на основе предположения, что мыш­ление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. Мышление он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, т.е. возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.


Верт­геймер утверждал, что отдельные детали следует рассматривать в непосредственной связи с общей ситуацией и что решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот. Если преподаватель организует материал классных упражнений в целостную систему, то у его учеников легче проявится инсайт, они смогут уловить суть проблемы и найти ее решение.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 2 июня 2020 года

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами

. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем
гештальт
.

— Карл Дункер[1].

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершёнными структурами, с чётко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. Одним из фундаментальных свойств гештальта является стремление к завершённости, проявляющееся, в частности, эффектом Зейгарник.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы — фона. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта могут иметь различные ранги. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Курт Коффка и исследования восприятия у детей

Курт Коффка — немецкий и американский психолог, вместе с Вертгеймером и Келлером считается одним из основателем гештальт-психологии.

Коффка проводил исследования развития восприятия у детей, которые показали, что у ребенка имеется набор неточных и не очень адекватных образов внешнего мира. В процессе жизни эти образы разделяются и становятся более точными.


Например, у новорожденных есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого человека, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Но уже к концу первого полугодия этот смутный образ разделяется, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела.

Коффка изучал и восприятие цвета детьми.


Исследования Вольфганга Келлера

Вольфганг Келлер — немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии, занимался проблемами общей, сравнительной, экспериментальной психологии. Ввел принцип изоморфизма (равенства форм в физическом, физиологическом и феноменальном полях).


В. Келлер изучал решение задач человекообразными обезьянами. Эксперименты с шимпанзе позволили ему понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок (слепой поиск правильного решения), либо благодаря внезапному осознанию.


Опыты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи.

Келер пришел к выводу, что предметы и объекты, находящиеся в поле восприятия и никак не связанные между собой, в процессе решения задачи начинают объединяться в единую структуру, видение которой помогает решить задачу. Этот процесс происходит мгновенно. В. Келер назвал это явление инсайтом.

Инсайт — это внутреннее озарение, внезапное понимание и нахождение решения.


Объясняя феномен инсайта, он считал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Келер провел ряд экспериментов с детьми для изучения мышления, чтобы доказать, что решение определенных задач человеком происходит сходным образом. Он предлагал детям проблемную ситуацию, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами (например, достать машинку, которая была расположена на шкафу). Чтобы достать машинку, дети включали в гештальт со шкафом разные предметы (лестницу или другие предметы: ящики, стол со стулом).

Читайте также: