Урок как основная форма организации учебного процесса в школе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Урок – это форма организация учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специальной учебной программе.

Урочная форма организации обучения была внедрена в образовательную практику в период развития классно-урочной формы обучения. Ее развитие прошло длинный исторический путь, но она не утратила своей актуальности и по сей день используется учебными учреждениями.

В развитие урочной формы организации учебного занятия можно выделить следующие этапы:

  1. Теоретическое обоснование существования и функционирования формы организации учебного занятия в виде урока. Оно было сделано в XVII веке Я.А. Коменским. Он рассматривал возможности обучения одним педагогом больших групп детей – по 30-50 человек. Он обосновал теорию проведения уроков и его этапы, а также составил проект функционирования обучения, при котором количество детей может достигать 300 человек, но с выделением из них наиболее успевающих для их группировки и проведения отдельных занятий в небольших группах. Такое обучение нашло развитие в Англии, примерно начале XIX века. Обучение проводилось для широкой аудитории учащихся – около 600-700 человек. При этом, они делились на возрастные группы и старшие проводили занятия для младших, а педагог занимался подготовкой старших групп учащихся и контролем их преподавательской деятельности.
  2. Формулирование теории урока К.Д. Ушинским. Ушинский рассматривал урок, как форму проведения учебного занятия, при которой дети самостоятельно занимаются, а педагог руководит этим процессом. Полноценной реализации на практике данная теория не получила. были предприняты некоторые попытки создания подобных в школ за рубежом.
  3. Система образования СССР. В этот период урочная форма обучения была утверждена, как единственно целесообразная, рациональная и универсальная. Занятия в школах и иных учебных учреждениях проводились в форме уроков, которые предполагали проведение занятий с группой учащихся определенного возраста по регламентированному расписанию. Со времен СССР урок, как форма организации учебного занятия, приобретает ведущее место в структуре обучения. Оно организуется только в этой форме.

Сущность и признаки урока

Урок является многогранным, многоплановым и многофакторным явлением образовательного процесса. Он предполагает взаимосвязь и взаимодействие целей, задач, методов, содержания, внешних и внутренних факторов, материального снабжения учебно-воспитательной деятельности.

Урок реализуется по конкретному плану и имеет поэтапную реализацию. Каждый урок наделен конкретными временными рамками т.е. его проведение не может быть бесконечным или свободным. Как правило, уроки проводятся по 40-45 минут с небольшими перерывами между ними. Они заранее планируются педагогом т.е. распределяются временные ресурсы на проведение каждого этапа занятия.

Урок характеризуется рядом признаков. К ним относятся:

  • Наличие постоянного состава учащихся;
  • Наличие плана реализации урока и годового плана обучения по конкретной дисциплине;
  • Частичная структура урока т.е. урок состоит из взаимосвязанных частей;
  • Обучение одной дисциплине или ее отдельной теме на одном уроке;
  • Наличие расписания проведения уроков;
  • Наличие руководства. Урок и деятельность на нем регламентируется педагогом в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Вариативность урочной работы. На уроке могут быть применены разнообразные методы и приемы обучения, использованы различные виды познавательной деятельности;
  • Строгая и четкая организационная структура;
  • Экономия ресурсов при организации обучения. На уроках работает один педагог с коллективом учащихся;
  • Ориентация уроков на развитие коллективных взаимоотношений и коллективной ответственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структура урока

Структура урока – это расположение составных компонентов уроков в соответствии с логической, организационной и психологической целостностью.

В общем виде структуру урока можно представить следующим образом:

  1. Вступление. Урок необходимо интересно начать. Учащихся необходимо заинтересовать и увлечь, вкратце осветив тему занятия.
  2. Проверка домашнего задания. Педагог может проверить выполнение задания, которое было задано по предыдущей теме и уровень ее освоения.
  3. Основная часть. Происходит освещение педагога новой темы. Это может быть реализовано в виде рассказа, презентации, видео представления и иных наглядных пособий.
  4. Закрепление нового материала. Педагог использует разные приемы и задания, повторно озвучивает важные моменты новой темы.
  5. Подведение итогов и домашнее задание. Педагог вместе с детьми рассматривает усвоение нового материала и подводит итоги уровню знаний и навыков учащихся по данной дисциплине/курсу. Далее, задается домашнее задание т.е. упражнения, проекты и иные работы, которые учащиеся должны выполнить самостоятельно по новой теме. Педагог рассказывает о возможных методах и способах их выполнения.

Данная структура может быть изменена: дополнена иными пунктами и сокращена в зависимости от конкретного назначения урока, его содержания, особенностей темы и т. д.

Рисунок 2. Рациональная структура урока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правила эффективной организации урока

Чтобы урок приносил должный образовательный эффект, его организация требует соблюдения ряда правил. К ним относятся:

  1. Ориентация урока на осознанное восприятие материала учащимися и прочное его закрепление.
  2. Содержание урока должно включать теоретические знания и практические навыки, пригодные для реального применения в жизнедеятельности.
  3. Урок должен содержать воспитательные компоненты и ориентацию на нравственное развитие личности учащихся.
  4. Урок должен способствовать всестороннему гармоничному развитию учащихся.
  5. Развитие навыков самостоятельности на каждом уроке.
  6. Урок должен быть интересным и увлекательным, чтобы способствовать формированию мотивации к обучению.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 15.07.2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Специфика урока процесса в специальной (коррекционной) школе

Основные методические требования к уроку

Типы и структура урока

Психологические основы анализа урока

Основные методические требования к уроку

Урок - это основная форма организации учебной работы в со­временной школе, часть педагогического процесса, органически связанного со всей его системой. Каждый урок осуществляет ка­кую-то часть общих задач учебно-воспитательного процесса, явля­ется этапом (начальным, промежуточным, заключительным) в формировании знаний, умений и навыков, в развитии положитель­ных качеств у учащихся, осуществлении межпредметных и внутри-предметных связей. И в то же время каждый урок должен отличать­ся целостностью и завершенностью, решать вполне конкретную об­разовательную задачу, соответствовать основным дидактическим принципам обучения.

В этой связи урок представляет сложную дидактическую сис­тему, состоящую из:

- содержания, проявляющегося через различные источники -слово учителя, учебную книгу, документальные материалы, мате­риалы периодики, художественную литературу, средства наглядно­сти и т. д;

- различных звеньев обучения - формирования новых знаний (усвоения нового материала); закрепления, проверки усвоения; повторения; использования новых знаний, умений и навыков в новой ситуации, на практике;

- различных методов и приемов обучения;

- коррекционной направленности урока.

Следовательно, на каждом уроке решаются три задачи (дидакти­ческая триада) - обучающая, воспитательная и коррекционная. Ре­шение этих задач предъявляет к уроку следующие требования:

- правильное определение места данного урока в системе уро­ков по данной теме или разделу на основе действующей програм­мы и планирования, связь с предыдущим материалом и подготов­ка к изучению последующего;

- достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с жизнью;

- доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей учащихся;

- создание условий для активизации познавательной деятель­ности учащихся на уроке;

- учет индивидуальных особенностей учащихся и дифференци­рованный подход в процессе обучения;

- научная организация самого педагогического процесса на уроке, выражающаяся в оптимальной организации труда учащих­ся и выборе форм и методов, адекватных поставленным на дан­ном уроке задачам;

- оборудование урока, соответствующее его дидактической це­ли, рациональное использование средств наглядности и ТСО;

- соответствие общей структуры и внутренней логики урока поставленным образовательной, воспитательной и коррекцион­ной задачам, правильная взаимосвязь и соответствие его частей.

Особое значение в специальной школе на каждом уроке имеет его коррекционная направленность. Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех общеобразовательных уро­ках, уроках труда и профессионально-трудового обучения. Кор­рекция физических недостатков, двигательной сферы, общесома­тическое развитие организма - на уроках физического воспитания. Развитие фонематического слуха, ритмики, цветовосприятия, про­странственного восприятия - на уроках изобразительного искус­ства, ручного труда, пения и музыки.

Любой урок активно содействует формированию положи­тельных качеств личности. Образовательная и коррекционная сторона урока, его содержание, организация, методы создают определенную воспитывающую направленность учебной дея­тельности.

Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. На­пример, воспитание наблюдательности, если на уроке приходится анализировать процессы или объекты, формировать навыки са­мостоятельной работы; настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других - на уроках производственного и сельскохозяйственного труда, требующих совместной деятельности, и т. д.

В свою очередь воспитательные задачи урока оказывают суще­ственное влияние на организацию и методы учебной работы. На­пример, воспитание самостоятельности и познавательной актив­ности как качеств личности требует больше внимания уделять уп­ражнениям и различным видам самостоятельной работы (естест­венно, с учетом особенностей контингента учащихся данного класса).

На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся.

Ученикам легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан со знаниями, которые стали личным достоянием учеников, с местными природными и социальными особенностями. При орга­низации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.д., что помогает добиться оптимального сочетания коллектив­ной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке.

Всякий урок требует от учителя контроля за учебной деятель­ностью учащихся, который позволяет ему определить характер понимания и усвоения детьми учебного материала, уровень сфор­мированности умений и навыков. Анализ процесса обучения по­могает учителю вводить необходимые коррективы с целью разви­тия положительных и снижения отрицательных моментов урока.

Типы и структура урока

Дидактическая задача урока является основанием для выделе­ния следующих основных типов уроков:

вводный урок - осуществляет подготовку учащихся к воспри­ятию нового материала .

повторительно - обобщающий урок

Под структурой урока понимается соотношение и по­следовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач.

Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.

1. Организация начала урока занимает обычно от одной до не­скольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Оргмоменту на уроке в специальной школе уделяется особое вни­мание, так как от его результатов во многом зависит эффектив­ность последующих частей урока.

Действительно, учитывая трудную переключаемость умст­венно отсталых учащихся с одного вида деятельности на другой, во время оргмомента необходимо снять у них излишнюю возбу­димость, например, после перемены, уроков физкультуры и т. п. и переключить их внимание на данный урок. С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований.

2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний) - тради­ционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового мате­риала.

3. Постановка цели и задачи (задач) урока имеет большое зна­чение для активизации внимания учащихся и формирования пер­воначального интереса к изучаемому предмету.

4. Объяснение - научное изложение содержания учебного мате­риала - важнейшая часть в структуре урока. Доступная для умст­венно отсталых школьников логика научных доказательств, опи­рающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения являются основами хорошего понимания и усвое­ния учащимися нового материала. В специальной школе объясне­ние может включаться и в другие части урока (например, в процесс закрепления), когда материал не понят какой-то частью учащихся и требует повторного объяснения на более доступном уровне.

5. Закрепление - этому этапу урока уделяется особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится учителем после объяснения но­вого материала.

В процессе закрепления сосредоточивается внимание на соче­тании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе урока особенно важны дифферен­цированный подход к учащимся и разнообразие используемых педагогом форм закрепления изученного в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников. Это мо­жет быть устное повторение выводов учителя, запись основных положений в тетради, нахождение сказанного в тексте учебника, ответы на заранее подготовленные и написанные на доске вопро­сы, работа с дидактическим материалом и т. д.

Для повышения эффективности процесса повторения в специ­альной школе рекомендуется, насколько это возможно, разнооб­разить его формы (например, использовать рассказ по картине, диапозитивы, слайды, сюжетные и ролевые игры и т. д.).

7. Подведение итогов и оценка работы учащихся. Нельзя недо­оценивать этой части урока. За 1-3 минуты учитель воспроизво­дит основное содержание урока, выделяет положительные момен­ты и недостатки в работе учащихся.

3. Психологические основы анализа урока

Психологический анализ урока не есть простое указание на психологические моменты урока или замечания негатив­ного характера. Цель психологического анализа урока не в простой констатации успехов и неудач, а в установлении причин неудач и дифференцировании успеха случайного и успеха, запланированного, подготовленного. Цель психо­логического анализа урока состоит в том, чтобы будущий учитель научился руководствоваться в оценке успешно­сти или неуспешности своей работы, в выборе необходимых корректировок в последнем случае не столько своими эмо­циями, сколько логикой постижения причин успеха: какие усилия продвигают к успеху, а какие оказываются затрачен­ными впустую. Никакая цель не будет достигнута, если учителю не удалось психологиче­ски вовлечь учащихся в совместную деятельность, так как урок есть, прежде всего, — совместная деятельность учителя и учеников.

Рассмотрение проблемы активизации познавательной деятельности уча­щихся начинается с создания соответствующей мотивации. Следует помнить, что задача создания собственно познава­тельной мотивации выходит далеко за рамки отдельного урока и в целях ее развития требует долгой и кропотливой работы не только учителя. В отрицательных случаях в школьной практике активно ис­пользуется привлечение мотивов, внешних по отношению к познавательной деятельности, но могущих ее эффективно активизировать, к примеру введение мотивации достиже­ния. У младших школьников это обычно работа за оценку, у подростков — соревнование между учащимися или группами учащихся, у старших — перспектива поездки на престиж­ную олимпиаду, получения льгот при поступлении в про­фильный вуз и т. п.

В школьном обучении огромное место традиционно отво­дится процессам памяти. Учитель должен организовывать произвольную, непроизвольную память учащихся, а также все мнестические процессы: запоминание, воспроизведение ранее запомненного материала. В младших классах лучше применять для этого игровые методы и приёмы, наглядность.

Мышление, как и память, является одним из самых важ­ных и основных используемых в обучении познавательных процессов. При этом нужно учитывать, что ведущей формой мышления учеников с отклонениями в развитии младших классов является на­глядно-действенное с элементами наглядно-образного, а учеников среднего звена – наглядно-образное с элементами словесно-логического или словесно-логическое.

Особенно важен при построении работы на уроке учителем – дефектологом учет индивидуальных психофизических возможностей каждого ученика.

Взаимодействие учителя с классом есть процесс слож­ный и зависящий от многих факторов. Но без совместной деятельности учителя и класса не будет главного — собственно познавательного процесса. На некоторых очень существенных его моментах хотелось бы здесь остановиться. Во-первых, учитель своим поведением способен создать определенный настрой учеников уже в первые минуты урока. Настроение учителя, его собственная готовность или неготовность к ин­тенсивной работе, даже его личное отношение к изучаемому на данном уроке материалу во многом влияют на. работоспо­собность и активность класса и вызывают у школьников соответствующие эмоции. Во-вторых, собственное отноше­ние учителя к ученикам, которое он не должен показывать, является весьма важной детерминантой (ведущей) учебной деятельности. Известно, что отдельные учащиеся и целые классы, от которых учителя ждут более высоких резуль­татов, в итоге эти ожидания оправдывают, даже если объек­тивная оценка их способностей не выше, чем у остальных ребят.

Особо важным моментом взаимодействия на уроке являет­ся вопрос учителяответ ученика. Необходимо отметить, что для повышения активности всего класса вопросы (особен­но требующие размышлений, а не только воспроизведения запомненного, т. е. репродуктивные) следует обращать всему классу и лишь после паузы вызывать конкретного ученика. Ответ на любой вопрос учителя требует от учащегося не только конкретных знаний по теме урока, но и умения сфор­мулировать свои мысли и не растеряться под ожидающими взглядами учителя и одноклассников. Для многих школь­ников ответ у доски является стрессовой ситуацией, напря­женность которой зависит от многих факторов, не только индивидуальных, но и ситуативных. Например, жесткий, требовательный тон учителя, быстрый темп вопросов,

нетерпеливое стремление других учеников ответить на тот же вопрос создают дополнительный дискомфорт для отве­чающего.

В ходе учебной беседы надо чаще обращаться к более робким, слабым ученикам, в то же время не ставя их в неловкое положение. Для таких учащихся деликатное об­ращение, похвала, одобрение учителя исключительно важ­ны. Педагогу необходимо в ходе урока следить за реакций каждого ученика. В случае недопонимания, сомнения или недоумения, мелькнувшего в глазах учащихся, он должен уметь скорректировать ситуацию: объяснить материал по-другому, усилить экспрессию или подчеркнуть строгую ло­гичность; привести дополнительный пример, вернуться к вопросам, вызвавшим затруднения. Это помогает ученикам не только лучше понять учебный материал, но и установить нормальные отношения с учителем. Дисгармония взаимо­отношений воспитателя и воспитанников на уроке может стать серьезным препятствием к взаимопониманию и сделать безрезультатными все попытки учителя воздействовать на учащихся.

Оценивание работы учащихся — еще один ключевой момент взаимодействия учителя с учащимися. Естественно, оценка работы ученика должна быть адекватной и обоснован­ной. Однако этого не вполне достаточно. Необходимо, чтобы оценка воспринималась самим учащимся как справедливая и обоснованная. Для этого полезно не просто выставлять оценку в баллах, но и сопровождать ее оценочным коммента­рием с указанием не только недостатков, но и достоинств работы. При этом оцениваться должна именно деятельность (ответ у доски, письменная работа и т. п.) ученика и ни в коем случае не его личность. В школьной практике довольно высо­ка опасность распространения оценки за учебу на личность ученика в целом (особенно в младших классах).

Способы поддержания дисциплины на уроке более всего зависят от стиля взаимоотношений, принятого учителем. В определении стиля руководства мы придерживаемся ши­роко известной классификации стилей лидерства: авто­ритарный, попустительский и демократичный. При автори­тарном учителе, ориентированном только на предмет и на себя, в классе стоит тишина, все заняты делом, малейшие нарушения дисциплины сурово пресекаются педагогом. Од­нако в таких, казалось бы, благоприятных условиях для учения учащиеся обычно не проявляют личной познаватель­ной инициативы, поскольку привыкли к пренебрежению их индивидуальными интересами (в том числе вопросами, не совсем относящимися к теме). При попустительском стиле простор для личной инициативы огромен, но полное отсутст­вие требовательности позволяет многим ученикам вообще практически ничего не делать, что тоже не способствует их умственному развитию. Следование же самому эффективно­му — демократичному — стилю представляет наибольшую трудность, так как требует высокого уровня мотивации дея­тельности самого учителя, а также постоянного поиска мето­дов поддержания познавательной мотивации (интереса) учащихся, с учетом особенностей каждого класса и каждой конкретной личности школьника.

Примерная схема психологического анализа урока.

1. Психологическое обоснование структуры урока (соот­ветствие ее целям и задачам урока, возрасту учащихся, их возможностям).

2. Содержание урока:

• качество учебного материала (его логичность, науч­ность и т. п.);

• его соответствие возрастным особенностям учащихся.

3. Организация познавательной активности учащихся на

• создание и поддержание соответствующей мотивации

внимание учащихся: используемые виды и методы их активизации;

• эффективность процессов восприятия и наблюдения (на соответствующих уроках);

• виды и процессы памяти; способы ее усовершенство­вания на уроке;

• приемы активизации мышления; его виды и опера­ции, функционирующие на уроке;

• процессы воображения и творчества учащихся;

• речевая активность учащихся, ее формы и виды;

• работоспособность учащихся в течение урока.

4. Особенности взаимодействия учителя и класса на уроке:

• общий эмоциональный фон урока, его изменения в ходе урока;

• манера поведения учителя, особенности его речи; стиль общения с учащимися;

• организованность и дисциплина в классе, способы ее создания и восстановления;

• адекватность осуществляемых оценок и отметок;

• организация совместной деятельности учащихся на уроке, их взаимоотношения при этом;

• учет при общении с учащимися их индивидуальных и групповых особенностей.

5. Общие результаты урока (для ретроспективного анализа):

• степень реализации целей и задач (с объективными подтверждениями и психологическими аргументами);

• главные достоинства и основные упущения;

• требуемые изменения и корректировки учебного ма­териала и методики проведения аналогичного урока.

Типы и виды уроков. Современные требования к уроку. Домашнее задание.

1.Урок, как основная форма обучения.

2.Типы и структура уроков.

3.Современные требования к уроку.

4.Планирование учебного процесса и подготовка учителя к уроку.

5.Нестандартные уроки их характеристика.

· Требования к её выполнению,

· Приёмы проверки домашнего задания.

Урок, как основная форма обучения.

Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.

Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.

Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. Для урока характерны специфические признаки:

1.Постоянная группа учащихся.

2.Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.

3.Овладение основным изученным материалом на уроке.

Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).

ВИД УРОКА = ФОРМА УРОКА

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался К. Д. Ушинский.

Типы и структура уроков.

Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.

Структурные элементы урока.

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

5.Комбинированный или смешанный урок.

1 тип: Изучение нового материала.

Вид урока : - лекция,

- урок с элементами беседы,

- лекция с элементами презентации,

Цель урока : изучение новых знаний и первичное их закрепление.

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока: - практикум,

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III.Эта часть меняется.

IV.Контроль и самопроверка знаний учащихся.

V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: - семинары,

- урок дискуссия, диспут.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III.Контроль и самопроверка знаний учащихся.

IV.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Вид урока : - зачёт,

Цель урока : Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

5 тип: Комбинированный или смешанный урок.

Вид урока: - практикум,

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

1. Организационная чёткость педагогического процесса.

2. Системный характер обучения.

3. Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.

4. Обилие информации, использование ТСО и наглядностей.

1. Учитель ограничен временными рамками.

2. Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса

3. Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы.

3. Современные требования к уроку.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

- чёткое определение места урока среди других уроков,

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,

- учёт принципов целостного педагогического процесса,

- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

- наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие методы.

- формирование памяти, внимания и мышления школьников,

- воспитание нравственных качеств личности,

- развитие познавательного интереса и мотивов,

- соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

- развитие творческих способностей,

- создание проблемной ситуации.

3. Организационные требования к уроку.

- наличие продуманного плана проведения урока,

- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

- создание рабочеё дисциплины,

- использование средств обучения и информационных технологий,

- завершённость урока, его гибкость и подвижность.

Планирование учебного процесса и подготовка учителя к уроку.

В практике школы сложились два основных вида планирования:

1. календарно - тематическое,

В календарно - тематическом планировании указывается:

1. темы и разделы курса,

2. количество учебных часов для каждой темы и календарные сроки,

3. формы организации учебной работы (лекция),

5. задания, которые нужно выполнить по теме дома/

Начинается календарно - тематический план с изучения программы. Эта работа выполняется перед началом учебного года и каждой четверти.

Изучение методической литературы занимает главное место при подготовке учителя к уроку, так как он просматривает разделы учебника, методическое руководство, статьи в педагогических журналах, новинки методической литературы и другие источники.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ.

1. Изучить учебник, подготовить материалы, которые необходимо изучить на уроке и выбрать материал для самостоятельного изучения.

2. Подобрать средства обучения по теме урока (пособия, учебные диафильмы, компьютерные материалы и т.д.).

3. Особое внимание необходимо уделить лабораторной работе. Технику и метод проведения учитель тщательно отрабатывает.

Разработка плана урока.

План урока – конечный результат подготовительной работы учителя.

Он составляется на основе тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.

В плане указывается:

2. Цельурока (образовательная, воспитательная, развивающая).

5. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).

Учитель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.

Учителя математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены школьникам на уроке.

Учитель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.

Молодым специалистам рекомендуется составлять подробные конспекты уроков.

Нестандартные уроки их характеристика.

С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На это массовая школа ответила практически нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся:

- одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы.

- другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:

2.уроки - деловые игры

3. уроки – пресс-конференции

4. уроки – соревнования

5. уроки типа КВН

6. театрализованные уроки

7. уроки – консультации

8. компьютерные уроки

9. уроки – творчества

10. уроки – аукционы

11. уроки – зачёты

12. уроки – формулы

13. уроки – конкурсы

16. уроки – фантазии

17. уроки – концерты.

В разряд не стандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные.

Нестандартные уроки больше нравятся учащимся, поэтому следует практиковать такие уроки.

Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.

НЕТРАДИЦИОННЫМИ МОГУТ БЫТЬ И ЛЕКЦИИ

Цель – развить внимание и критичность мышления учащихся опираясь на их имеющийся опыт и знания.

Выделяют несколько вариантов её проведения:

1. Лекцию читают два преподавателя по педагогике, но один даёт новый материал, а второй проводит дискуссию или беседу.

2. Учитель педагогики и заместитель директора по воспитательной работе.

3. Преподаватель педагогики и психологии.

ВЫВОД: нестандартные уроки – это не обычные по замыслу, организации и методики их проведения. Они больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки. Поэтому практиковать такие уроки нужно всем учителям, но не превращать их в главную форму обучения.

Похожие документы:

1 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1.1. Понятие, сущность и классификация форм организации процесса обучения Процесс обучения – это .

Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

. ). Урок как основная форма обучения. Проблемы современного урока. Анализ урока. Характеристика вспомогательных форм обучения. Модели обучения. Объяснительно-иллюстративное обучение. Модели обучения. Проблемное обучение .

Программы по рки >21. учебники по Рки 22. Урок как основная форма организации учебного процесса >23. Развитие речи

. 22. Урок как основная форма организации учебного процесса 23. Развитие речи 24. Обучение разным . раскрываются задачи обучения, характеризуются структура программы, последовательность изучения материала, организационные формы обучения. Значительное .

. входящие в изученные уроки как базового учебника, так . основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения . в структуре образовательной программы . событиях, используя основные коммуникативные типы речи (повествование .

Урок является основной формой организации учебного занятия. Впедагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И.

. на уроках литературы……………………………………………………………………….6 1.1. Компоненты структуры творческих способностей . представление современного урока литературы как основной формы обучения и развития . последовательно вводятся вопросы следующих типов: - вопросы, .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной организационной формой обучения учащихся является урок.

Урок – форма организации обучения, при которой занятие проводит преподаватель с учебной группой, как правило, постоянного состава, приблизительно одного возраста уровня подготовки в течение определённого времени в соответствии с расписанием.

Министерство образования и науки ДНР

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Преподаватель Левченко В.А.

Донецк, 2016

1. Форма организации обучения - урок

2. Классификация уроков

3. Структура урока (элементы, этапы)

4. Компоненты урока

Форма организации обучения – урок

Основной организационной формой обучения учащихся является урок.

Урок – форма организации обучения, при которой занятие проводит преподаватель с учебной группой, как правило, постоянного состава, приблизительно одного возраста уровня подготовки в течение определённого времени в соответствии с расписанием.

Урок имеет следующие особенности:

- является завершённой и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определённые учебно-воспитательные задачи;

- каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объёму учебного материала;

- в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

- посещение уроков обязательно для всех студентов, поэтому они изучают систему знаний, разделено поурочно, в определённой логике;

- является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

- совместная деятельность преподавателя и студентов, а также общение большой постоянной группы учащихся создаёт возможности для сплочения коллектива.

Классификация уроков

В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков в зависимости от взятых за основу признаков. По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы учащихся и др. По этапам учебной деятельности – вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, введение законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные уроки.

Удачной в современной теории и практике обучения является классификация в основу, которой положены дидактическая цель и место уроков (Б. Есипов, М. Махмутов, В. Онищук). Находясь на одинаковых позициях, эти авторы предлагают разное количество типов уроков:

- усвоения новых знаний;

- формирования умений и навыков;

- применения знаний, умений и навыков;

- обобщения и систематизации знаний;

- проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;

Структура урока

Время и место, отведённые на каждый структурный элемент урока, определяются построением урока. Структура урока должны обеспечивать успешное решение его учебно-воспитательных задач, активизации познавательной деятельности учащихся, соответствовать характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует преподаватель. Следовательно, определяя структуру урока, преподаватель должен учитывать тему, задачи, целесообразные методические средства и приёмы, конкретные условия, в которых будет проходить урок, уровень подготовленности учащихся.

Почти во всех типах уроков имеются структурные элементы:

- проверка домашнего задания;

- изучение нового материала;

- закрепление нового материала;

- окончание, итоги урока.

Вступительная часть. Этот элемент урока должен обеспечить благоприятную внешнюю обстановку, психологический настрой учащихся для нормальной работы. Организация аудитории предусматривает взаимное приветствие преподавателя и учащихся, проверку посещения, состояние рабочих мест, организация внимания.

Проверка домашнего задания. Эта часть урока состоит из проверки письменного задания, которую осуществляют различными методами в зависимости от поставленной цели, устной проверки знаний и т.д.

Изучение нового материала позволяет студентам приобретать разнообразные умения и навыки. Структура их формирования имеет свои особенности. Главными её компонентами является разбор, усвоение правил, положенных в основу формирования навыков, преодоление трудностей, усовершенствование, приобретённых навыков, закрепление достигнутого уровня знаний, использование их на практике, достижение мастерства в использовании.

Важнейшим средством формирования умений и навыков являются задания и упражнения. Они должны быть целенаправленными, систематическими, длительными, разнообразными и постоянными.

Закрепление нового материала. Этот элемент имеет целью установление прочной связи между только приобретёнными знаниями и усвоенными ранее, проверку правильности образования научных понятий, выработка умения применять знания на практике. Достигается это благодаря разнообразным заданиям самостоятельной практической работы студентов.

Окончание урока. Этот структурный элемент объявляется и происходит по указанию преподавателя.

Компоненты урока

К основным компонентам каждого типа урока относятся:

Структура каждого урока является вариативной, предусматривающей использование его компонентов в зависимости от их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения и т.д. Это означает, что преподаватель должен творчески планировать каждый урок.

Во время любого типа урока используются разные виды учебной работы: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная. Каждая форма этой работы имеет свою методику её организации.

1 Филатова Ю.В. Методика проведения семинарского занятия в системе современного образования //Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 10//, 2014.

2 Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения: учебное пособие для преподавателей – М.: Мастерство, 2009.

3 Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя. Теория и технологии. – Волгоград: Учитель, 2014.

6 Методические рекомендации для педагогических работников по подготовке и проведению открытого занятия/урока в образовательном учреждении среднего профессионального образования (МОН ДНР, Приказ № 33, от 02.09.2016)

Читайте также: