Что такое панславизм кратко

Обновлено: 06.07.2024

ПАНСЛАВИ́ЗМ, идей­ное те­че­ние и об­ществ.-по­ли­тич. дви­же­ние в Рос­сии и др. сла­вян­ских стра­нах в 19 в., ос­но­ван­ные на идее ис­то­рич. един­ст­ва сла­вян­ских на­ро­дов, вы­ра­жен­но­го в род­ст­ве язы­ков, древ­ней лит-ры и на­ли­чии об­щих черт в ис­то­рии. Воз­ник в нач. 19 в. в Че­хии и Сло­ва­кии, вхо­див­ших в со­став Австр. им­пе­рии, как од­но из про­яв­ле­ний Сла­вян­ско­го воз­ро­ж­де­ния , с од­ной сто­ро­ны, и как от­вет­ная ре­ак­ция зап. сла­вян на ук­ре­п­ле­ние по­зи­ций пан­гер­ма­низ­ма – с дру­гой. С идея­ми П. вы­сту­па­ли Я. Кол­лар , П. Й. Ша­фа­рик и др. В 1848 в Пра­ге под пред­се­да­тель­ст­вом Ф. Па­лац­ко­го со­сто­ял­ся пер­вый из сла­вян­ских съез­дов , ко­то­рый по­тре­бо­вал пре­об­ра­зо­ва­ния Австр. им­пе­рии в фе­де­ра­цию рав­ноправ­ных на­ро­дов (ав­ст­ро­сла­ви­ст­ская про­грам­ма). Дея­те­ли хорв. нац. дви­же­ния (Л. Гай) раз­ви­ва­ли идеи объ­е­ди­не­ния юж. сла­вян во­круг Хор­ва­тии, сер­бы (И. Га­ра­ша­нин) – во­круг Сер­бии, пред­ста­ви­те­ли чеш. ли­бе­ра­лиз­ма (К. Гав­ли­чек-Бо­ров­ский) при­зы­ва­ли к еди­не­нию че­хов с юж. сла­вя­на­ми.


Содержание

История развития панславизма

Зарождение панславизма в Центральной Европе

Ещё в XVII веке хорватский мыслитель Юрий Крижанич выступал за единство славянских народов во главе с Русским Царством и пытался создать для славянских народов единый славянский язык.

Успехи Российской империи в войнах против Турции и наполеоновских войнах послужили причиной тому, что некоторые из славянских деятелей сформировали идеи о политическом и языковом объединении славян под властью России, считая, что это поможет славянским народам в борьбе против иноземной власти (Йозеф Добровский, Йозеф Юнгман, Людевит Гай и другие). Некоторые из них позже поменяли свои взгляды (Людевит Гай, Людевит Штур, Карел Гавличек-Боровский и другие). Некоторые сторонники панславизма, главным представителем которых был чех Франтишек Палацкий, выступали за сохранение Австрийской империи и за превращение её в федерацию славян, австрийцев и венгров.

В 1848 году в Праге состоялся первый международный славянский съезд. На съезде столкнулись две упомянутые выше концепции [1] [2] . В результате был найден компромисс. Съезд принял манифест к народам Европы [3] [4] .

После превращения Австрийской империи в Австро-Венгрию (1867) Ф. Палацкий пересмотрел свою концепцию и принял участие в организованном российскими панславистами Славянском съезде 1867 года в Москве. Среди поляков, которые находились под сильным влиянием романтического патриотизма и идей о восстановлении великой Польши, идеи панславизма породили два течения: пророссийское (Станистав Сташиц, Август Цешковский) и антироссийское (Адам Мицкевич, Анджей Товянский, Казимир Бродзинский), которые считали, что главную роль в объединении славян должна играть Польша.

Расцвет панславизма в России





В самой России в конце 1830-х годов в работах Михаила Погодина были выдвинуты тезисы об утверждении особости славянского мира и присущих славянским народам высших духовных ценностей и истинной веры — православия. В славянофильской идеологии важное место занимал тезис о главенствующей роли России среди славян, об её объединительной миссии. Проекты политического объединения славян под эгидой Российской империи разрабатывались ещё в XVIII—XIX веках Андреем Самборским, Василием Малиновским и другими. Славянофилы были сторонниками освобождения славян от османского и австрийского владычества и создания славянской федерации.

Панславянские идеи занимали важное место в теоретических изысканиях Ивана Аксакова, Николая Данилевского, научных разработках учёного-слависта Владимира Ламанского. Наибольший политический вес панславизм имел в 70-х годах, особенно в период русско-турецкой войны 1877—1878 годов, когда дело дошло до реальных внешнеполитических действий. Ряд представителей государственных вооружённых сил России — князь Владимир Черкасский, генералы Михаил Черняев, Михаил Скобелев, Ростислав Фадеев — были сторонниками панславизма.

Угасание панславизма в XX веке

В конце XIX века идеи панславизма значительно потеряли свою популярность. Так, украинский историк и политический деятель Михаил Грушевский даже открыто выступил против подобных идей, считая их опасными для существования украинской нации. Панславизм возродился перед Первой мировой войной в форме неославизма или неопанславизма. Российские неослависты (главный деятель — граф В. Бобринский вместе с деятелями других славянских стран (чех К. Крамарж, словенец И. Грабар и др.) провели славянский конгресс в Праге (1906 г.) и Софии (1910), чтобы достичь межславянского сближения перед возможной немецкой угрозой.

С началом Великой Отечественной войны 1941—1945 годов была восстановлена старая российская политика по славянам [1] . 10 августа 1941 год начался Всеславянский радиомитинг, а 5 октября 1941 в Москве был создан Всеславянский комитет [6] . Аналогичные славянские комитеты возникли в США, Англии, Канаде. После первого Всеславянского съезда в Москве в 1946 году прошёл славянский конгресс в Белграде, куда съехались делегаты со всех славянских стран. После обострения отношений между Югославией и СССР все славянские комитеты прекратили свою деятельность. Идею всеславянского единства развивал польский неоязычник Ян Стахнюк [7] .

Возрождение панславизма в XXI веке



Существует мнение, что нынешняя политическая ситуация в славянском мире характеризуется не только полным упадком некогда популярного панславизма, но зачастую враждебной политикой славянских стран по отношению друг к другу. Такая точка зрения базируется на официальной политике ряда славянских государств [8] , ориентированной на вхождение в НАТО, ЕС, ВТО и другие военно-политические и экономические блоки. Такой политический курс устраивает далеко не всех, и некоторые считают, что НАТО и ЕС всё активнее противостоят славянскому миру. [9] Именно это способствует возрождению панславизма практически во всех славянских странах. [10]

Возрождение панславизма

Возрождение панславизма идёт по следующим трём направлениям:

  1. Научно-образовательному;
  2. Общественному;
  3. Политическому.

Научно-образовательное направление

Одним из известнейших направлений филологии является славистика — наука, изучающая культуру славянских народов. Первая из славистических организаций появилась в 1955 году в Белграде — это был Международный комитет славистов (МКС), который объединил национальные комитеты славистов около 30 стран мира с четырёх континентов (Европы, Азии, Америки, Австралии). В 1994 году была создана Международная ассоциация славянских Вузов в составе Международной ассоциации исследования и распространения славянской культуры при ЮНЕСКО. В ассоциацию вошли Россия [11] [12] , Украина [13] [14] , Беларусь, Югославия, Чехия. Ассоциация постоянно расширяется и включает новых членов и новые страны, в числе которых встречаются и неславянские страны. [15] Ассоциация организует проведение научных конференций по панславизму, привлекает к этому студенческую молодёжь [16] , содействует созданию единого образовательного пространства славянских государств в XXI веке. [17]

Общественное направление

В 1998 году в Праге в годовщину 150-летия I Всеславянского съезда состоялся VII Всеславянский съезд, восстановивший деятельность международного славянского комитета. Съезд также принял манифест к народам Европы, в котором осудил одностороннее расширение НАТО и призвал Европейский союз к уважению прав славянских народов [18] . По решениям Съезда были созданы славянские комитеты в 12 славянских странах. Следующий, VIII Съезд, состоялся в Москве со 2 по 4 апреля в 2001 году, и на нём был принят проект Устава Союза независимых славянских государств, а также утверждены устав Всеславянского собора и принято обращение в защиту бывшего президента Югославии Слободана Милошевича [19] .

В том же году состоялся I Собор славянских народов Белоруссии, России и Украины (он же — Славянский собор), инициатором проведения которого выступил спикер Госдумы РФ Геннадий Селезнёв [20] . Некоторые противники панславизма назвали это мероприятие показательным, которое на самом деле якобы не оказывало никакого влияния на официально проводимую политику. Также раздавались заявления, что именно попытки создать союз трёх восточнославянских стран — России, Украины и Белоруссии — привели к полному распаду СССР [21] .

24 июня 2002 в Смоленске состоялся II Славянский собор, на котором прошли обсуждения о перспективах развития Союзного государства России и Белоруссии [22] . В 2005 году в Минске состоялся IX Всеславянский съезд, приуроченный к 60-летию победы над странами блока Оси во Второй мировой войне. На Съезде было принято несколько резолюций, в числе которых были заявления по поводу дальнейшего укрепления связей между южнославянскими странами и защиты прав славян в Европе (в том числе и вендов в Германии). Также его участники осудили действия США в Ираке и призвали в очередной раз Евросоюз к проявлению уважения к славянским странам [23] . Участников съезда лично приветствовал президент Белоруссии Александр Лукашенко [24] .

Политическое направление

Данное направление является самым слабым из трёх и, по сути, только зарождается. Славянские партии существуют в разных странах, однако реального влияния на политику своих стран они не оказывают, поскольку почти не представлены в законодательных органах власти на каких-либо уровнях. Более влиятельным является Славянский парламентский союз, созданный в соответствии с решением VII Всеславянского съезда, состоявшегося в Праге в июне 1998 года. Тогда же в зале заседаний Палаты депутатов Парламента Чешской Республики состоялось его первое заседание (второе заседание СПС прошло в марте 1999 года в Белграде в зале Союзной Скупщины Югославии, третье — в апреле 2001 года в Москве в Государственной Думе Российской Федерации [31] .

В настоящее время постоянная штаб-квартира Славянского парламентского союза находится в столице Беларуси. Сессии проводятся достаточно регулярно. Задачей союза является координация действий парламентариев славянских государств. В работе сессий принимали участие представители депутатского корпуса Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии [32] , Боснии и Герцеговины, Украины, Белоруссии, России и Приднестровья [33] . Также участвуют представители Чехии и Словакии, однако они несколько раз ошибочно указывались в числе участников [34] .

Создание панславистских языков

Схожесть славянских языков неоднократно наталкивала многих на создание панславянских зонально сконструированных языков (см. Зонально сконструированный язык), то есть искусственных языков, на которых могли бы общаться все славяне. В век интернета количество искусственно созданных панславянских языков превысило количество обычных славянских языков, однако число носителей каждого языка невелико (чаще всего носителем этих языков является только их создатель). Самые известные из панславянских зонально сконструированных языков, созданных в последнее время — это Словио и Словянски.

 Страны, в которых большинство населения — славяне. Страны, где славяне составляют более 10% населения.

Страны, в которых большинство населения — славяне. Страны, где славяне составляют более 10% населения.

 Западнославянские страны Восточнославянские страны Южнославянские страны

Распространение славянских языков

Панслави́зм — идеология, сформировавшаяся в странах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалась в среде славянских народов в конце XVIII — первой половине XIX веков.

В конце XIX века на основе панславистского движения сформировалось движение неославистов, которое ставило перед собой аналогичные задачи, но требовало равенства славянских народов между собой и освобождения от русского лидерства в деле освобождения славянских государств и объединения народов.

  • Панслави́зм — идеология, сформировавшаяся в странах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалась в среде славянских народов в конце XVIII — первой половине XIX веков.

Связанные понятия

Австрославизм — политическое движение среди славянских народов Австро-Венгрии (особенно среди чехов) во второй половине XIX века. Его последователи стремились реформировать австро-венгерскую двойную монархию в тройственное государство. Главными идеологами австрославизма были старочехи Франтишек Палацкий и Франтишек Ладислав Ригер, а также австрийские социал-демократы Отто Бауэр и Виктор Адлер. Около 1890 австрославизм был заменён политическими идеями радикальных младочехов.

Русофи́льство (от русо и др.-греч. φιλέω — люблю) — любовь ко всему русскому, к самим русским. Термин может использоваться в культурном, политическом или лингвистическом контексте.

Иллири́зм (хорв. Ilirski pokret) — культурно-политическое движение южных славян, возникшее в 30—40-х годах XIX столетия в Хорватии и Славонии и оказавшее влияние также на общественную жизнь других южнославянских областей.

Пангерманизм (нем. Alldeutschtum, лат. Pangermanismus) — культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности. Сформировалось в начале XIX века.

Упоминания в литературе

Чарторыйский стал одним из первых российских политиков, кто выдвинул идею панславизма и последовательно ее отстаивал. План единения и взаимопомощи всех славян и греков, как единоверцев и братьев по крови, вошел органической частью в его миротворческую доктрину. Предлагавшееся объединение всех славян, в том числе и поляков, давало надежду на предотвращение попыток Наполеона захватить Польшу и на получение прочных гарантий ее независимости.

Связанные понятия (продолжение)

Украи́нство (укр. українство), украинская идея, украинский национальный проект — один из вариантов формирования национальной идентичности восточнославянского населения Малороссии и Галиции, происходившего на рубеже XIX и XX веков.

Славянофи́льство — литературно и религиозно-философское течение русской общественной и философской мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Славянофилы утверждали также о существовании.

Ру́сская наро́дная па́ртия (оригинальная транскрипция Русская Народная Партія) — первая сугубо политическая организация галицко-русского движения в Австро-Венгрии. Появилась в 1900 по инициативе Русского совета. Выступала против украинофильского движения.

Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Триединый русский народ (также общерусский народ, большой русский народ, единый народ Руси и др.) — концепция, основанная на представлении о русском народе как совокупности великороссов, малороссов и белорусов. Будучи сформулированной главным образом малороссийским духовенством до и после вхождения в состав России в течение XVII и начала XVIII веков, она обладала официальным статусом в Российской империи, а также приводилась ведущими мировыми изданиями по этнологии XIX и начала XX века. Местными.

Трансильванская школа (также Арделянская школа; Семиградская школа, Латинская школа, рум. Şcoala Ardeleană, Шкоала Арделянэ) — политическое и культурно-языковое движение греко-католической румынской интеллигенции на территории австро-венгерской Трансильвании. Движение зародилось во второй половине XVIII — начале XIX веках как литературно-лингвистическое, но в XIX—XX веках его ответвления постепенно распространились на территории других восточно-романских земель, в том числе в Румынском королевстве.

Словацкая Советская Республика (словацк. Slovenská republika rád, венг. Szlovák Tanácsköztársaság) — существовавшее в течение непродолжительного периода (с 16 июня по 7 июля 1919 года) государство в южной и восточной Словакии, со столицей в городе Прешов, которое возглавлял чешский журналист Антонин Яноушек.

Малороссийская идентичность, также малорусско-общерусская идентичность — культурная, политическая, религиозная и этническая самоидентификация элиты, а впоследствии и большей части населения Малороссии в качестве одной из составных частей единого русского народа. Начало формирования этой самоидентификации среди элиты Войска Запорожского пришлось на XVII век. Существенным фактором, способствовавшим этому процессу, являлось представление о равенстве этнических и социальных прав и возможностей, которыми.

Болгарский революционный центральный комитет (болг. Български революционен централен комитет, БРЦК) — революционная организация, возглавлявшая в 1870-е национально-освободительную борьбу болгарского народа против турецкого ига. Создан в 1869 в Бухаресте болгарскими эмигрантами, главными организаторами выступили Васил Левский (с 1872 — представитель БРЦК в Болгарии), Панайот Хитов и Любен Каравелов.

Тео́рия официа́льной наро́дности — принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I.

Ру́сская тро́ица (оригинальное написание: Руськая троица; укр. Руська трійця, нем. Ruthenische Dreiheit, польск. Ruska Trójca) — литературная группа, возникшая в 1834 году во Львовской духовной семинарии, стоявшая у истоков русофильского и украинофильского движений в Галиции. Как организация распалась после того как основатели кружка — Маркиан Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилевич — были принуждены австрийскими властями покинуть Львов.

Русификация Польши — политика Российской империи в XIX — начале XX века в отношении царства Польского, направленная на ликвидацию его автономии, интеграцию польских территорий в состав Российской империи, распространение русского языка и культуры и вытеснение польского языка и польской национальной культуры, прежде всего, в административной и образовательной сферах. Наибольший размах политика русификации Польши приобрела после подавления Январского восстания 1863 г. и, особенно, в последние десятилетия.

Балканская федерация (Балканская федеративная республика) — проект федеративного или конфедеративного государства, зародившийся в конце XIX века, которое включало бы в себя Югославию, Болгарию, Румынию, Албанию и Грецию, основанный главным образом на левой политической идеологии.

Малая Антанта — альянс Чехословакии, Румынии и Югославии, созданный в 1920—1921 годах. Целью союза было сдерживание венгерского ирредентизма, а также предотвращение воссоздания монархии Габсбургов в Австрии или Венгрии.

Вели́кая Румы́ния (рум. România Mare) — идея максимального расширения границ Румынии. Реализовалась во время существования Королевства Румыния, когда после объединения Румынии и провозглашения её независимости в ходе вооружённых конфликтов и войн границы государства были максимально расширены.

Революция астр, или хризантемная революция, — буржуазно-демократическая революция в Венгрии, происходившая с 31 октября по 16 ноября 1918 года. Её лидером был граф Михай Каройи, который при поддержке социал-демократов встал во главе правительства, а затем провозгласил независимость страны и её превращение в демократическую республику.

Румынизация (рум. и молд. românizare) — термин, используемый для описания политики этно-культурной ассимиляции, осуществляемой румынскими властями в отношении нероманских народов Румынии в XX веке. После 1990 года термин также употребляется для описания процесса этнокультурного строительства в независимой республике Молдова, которые привели к провозглашению независимости ПМР и росту напряжённости в отношении с республикой Гагаузия.

Матица словацкая (словацк. Matica slovenská) — словацкое национальное культурно-просветительное общество. Основано 4 августа 1863 года в городе Мартин; по распоряжению венгерских властей в 1875 году ликвидировано; возрождено вскоре после создания Чехословакии, 5 августа 1919 года.

Германский вопрос или германская проблема (нем. Deutsche Frage) — одна из важнейших европейских геополитических проблем XIX—XX веков, касающаяся вопроса политического статуса и границ Германии, существовавшая в различных формах с момента ликвидации Священной Римской империи в 1806 году до воссоединения Германии в 1990 году.

Священный союз (фр. La Sainte-Alliance, нем. Heilige Allianz) — консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному в октябре 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Англии, Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы.

За́падничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века, выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и.

Австромарксизм (нем. Austromarxismus) — идеологическое, экономическое и политическое течение, сложившееся в первой трети XX века в австрийской социал-демократии под влиянием теоретических работ и политической деятельности её лидеров и идеологов К. Каутского, К. Реннера, О. Бауэра, М. Адлера, Р. Гильфердинга, В. Адлера и других.

Вопрос существования и идентичности македонского языка является предметом споров среди политиков, лингвистов и обычных людей в Северной Македонии и окружающих её странах. Славянские македонские диалекты действительно представляют собой часть южнославянского диалектного континуума, ведущего от хорватского, боснийского и сербского штокавского диалекта через торлакский диалект на северо-западе к западным и восточным диалектам болгарского языка, и македонский язык, как и болгарский, сербский, хорватский.

Польский мессианизм (Христос Европы, польск. Mesjanizm polski) — направление в польской философии, расцвет которого пришёлся на период между восстаниями в XIX веке. Это специфически польская философия, для которой характерно построение спекулятивных метафизических систем с одной стороны и стремление к реформированию мира с другой. А также общее мнение, что поляки как народ обладают выдающимися способностями, которые особым образом отличают их от прочих народов мира. Как таковая, эта идея (идея особенности.

Гли́нкова слова́цкая наро́дная па́ртия (словацк. Hlinkova slovenská ľudová strana, HSĽS) — клерикально-националистическая словацкая партия, существовавшая в 1906—1945 в Австро-Венгрии, Чехословакии и Первой Словацкой республике.

Восто́чный вопро́с — условное, принятое в дипломатии и исторической литературе обозначение комплекса международных противоречий конца XVIII — начала XX веков, связанных с борьбой балканских народов за освобождение от османского ига, наметившимся распадом Османской империи и с соперничеством великих держав (Австрии (с 1867 — Австро-Венгрии), Великобритании, Пруссии (с 1871 — Германии), России, Италии, Франции, впоследствии — и США) за раздел турецких владений.

Русский национали́зм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности русской нации как высшей формы общественного единства и сплоченности народа, а также этнической, культурной, языковой и генетической общности.

Руси́ны (зап.-рус. русины, русини, рѹсіны, польск. Rusini, укр. русини, белор. русіны, лит. rusėnai, лат. rutheni, rhuteni, нем. Ruthenen) — исторический эндоэтноним жителей Руси, изначально употреблявшийся только в форме единственного числа — русин (др.-рус. рѹсинъ), в то время как множественное число выражалось формами русь, либо русьскыи (люди). В настоящее время этноним сохранился только у некоторых групп восточнославянского населения: в Закарпатье, на Лемковщине, а также в Воеводине и Паннонии.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.

Сербско-черногорский унионизм (серб. Српско-црногорски унионизам) — славянская политическая идеология, заключающаяся в признании неделимости союза Сербии и Черногории. Она признаёт Черногорию как часть политического союза с Сербией и противопоставляется движению за независимость Черногории и выход из союза с Сербией.

Еврази́йство — философско-политическое направление в России, акцентирующее на преемственности и кооперации культуры русскоязычных с кочевыми империями степей Евразии (прежде всего с Монгольской империей Чингизидов).

Великогерманский путь (нем. Großdeutsche Lösung) — модель решения Германского вопроса, которая обсуждалась, но была отвергнута на Франкфуртском национальном собрании 1848 года.

Упоминания в литературе (продолжение)

Идея славянской взаимности вместе с русским славянофильством – особенность славянских стран. Столь разработанных и получивших широкое распространение идей не было ни у романских, ни у германских народов. Но эти идейные течения нельзя путать друг с другом и тем более с панславизмом . В отличие от славянофильства панславизм как идея собирания славянских земель в составе России никогда не имел в русском общественном мнении широкого распространения и тем более никогда не был программой официальной внешней политики России.

Читайте также: