В чем заключается отличие отбора спортсменов школьного возраста и студентов какие рекомендации

Обновлено: 05.07.2024

Задачи отбора заключаются в том, чтобы своевременно и правильно определить задатки, способности и возможности новичков, соответствующие специфике того или иного вида спорта.

Спортивная одаренность - это благоприятное для данного вида спорта сочетание врожденных и приобретенных физических и психических качеств, а также способность спортсмена быстро и эффективно развивать эти качества в процессе спортивной тренировки. В понятие спортивной одаренности, безусловно, входят также отличное состояние здоровья и определенные анатомо-физиологические особенности организма.

Перечисленные качества находятся в тесной взаимной связи и могут отчасти компенсировать одно другое. Например, в боксе некоторый недостаток физической силы может быть восполнен быстротой, в фехтовании недостаток быстроты сглаживается точностью и мягкостью движений и т. д.

Первичные признаки каждого из компонентов, составляющих спортивную одаренность, могут и должны быть выявлены уже у новичка, в чем, собственно, и состоит искусство отбора.

Рациональная система отбора позволяет, с одной стороны, правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными, а следовательно, и наиболее перспективными учениками, а с другой — помогает новичку найти тот вид спорта, к которому у него имеется больше задатков, и тем самым наиболее полно раскрыть свои потенциальные возможности.

Неудачный выбор спортивной специализации ведет к ненужным потерям времени ученика и тренера, вызывает непроизводительные затраты труда и средств и приводит в конечном итоге не только к большой текучести состава занимающихся, но и к определенным моральным потерям — психическим травмам.

Процесс отбора в спортивные группы (секции, отделения) можно разделить на три этапа.

I этап — предварительный просмотр (от первого занятия до 2—4 месяцев).

II этап— углубленная проверка в процессе первоначального обучения (3—6 месяцев).

III этап — многолетнее систематическое индивидуальное изучение занимающихся для окончательного определения спортивной специализации.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТБОРА

На основании положения о детско-юношеской спортивной школе, примерных программ по видам спорта, а также учитывая передовой современный опыт каждому тренеру необходимо ориентироваться на возрастные границы отбора в своем виде спорта.

В спортивной практике нередки отклонения от этих рекомендаций. Многие примеры свидетельствуют о том, что при отборочных просмотрах есть смысл допускать к занятиям кандидатов с отклонениями от рекомендуемого возраста на 2—3 года, но, разумеется, предъявлять к ним более высокие требования.

На разных этапах отбор включает несколько до известной степени взаимосвязанных форм: изучение антропометрических данных, педагогические наблюдения, контрольное тестирование, медицинскую экспертизу, психологические пробы.

Изучение антропометрических данных

Изучая анатомические предпосылки кандидатов, следует определить, насколько они соответствуют тому типу, который характерен для наиболее выдающихся представителей данного вида спорта. При этом нужно помнить, что роль антропометрических показателей (и в первую очередь роста и веса) в различных видах спорта различна. Например, в баскетболе, академической гребле высокий рост просто необходим; в плавании, фехтовании, современном пятиборье — желателен; в стрельбе, некоторых видах легкой атлетики (марафонский бег и бег надлинные дистанции), лыжном спорте —не имеет существенного значения.

Особое внимание при отборе следует обратить на вес учеников. Те, у кого весо-ростовой показатель (разность между ростом и весом) менее 100, как правило, малоперспективны, особенно в видах спорта, требующих выносливости. Не исключены случаи, когда ребенок, отстающий в росте или весе в возрасте 9—11 лет, затем догоняет и перегоняет своих сверстников. Поэтому, если он отвечает другим требованиям отбора, следует обратить особое внимание на те детали, которые могут свидетельствовать о возможностях увеличения роста и веса в будущем (рост родителей, длина рук, ног, размер стопы).

Следует учесть, что отбор по анатомическим признакам пригоден лишь для отсеивания кандидатов, явно не подходящих для данного вида спорта, и должен дополняться-и уточняться другими формами отбора.

Педагогические наблюдения являются главной формой отбора. На первом этапе их задача — определить специфические способности и задатки новичка.

В основе этой сложной и ответственной формы отбора лежит прежде всего опыт тренера, его интуиция. Однако для того, чтобы уменьшить число ошибок, неизбежных при субъективной оценке способностей ученика, следует применять специальные приемы и контрольные упражнения.

Каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физическому развитию и физической одаренности спортсмена.

Баскетбол и волейбол

Высокий рост, ловкость (мягкость и точность движений, хорошее здоровье

Быстрота, выносливость, прыгучесть

Гибкость, сила рук и становая сила

Быстрота, ловкость (мягкость и точность движений, хорошее здоровье

Сила рук, становая сила, выносливость, весо-ростовой показатель более 100

Гибкость, сила ног

Ловкость (мягкость и точность движений, хорошее здоровье

Сила рук,становая сила, сила ног,выносливость, гибкость, весо-ростовой показатель более 100,быстрота

Лыжный спорт, легкая атлетика — бег на средние и длинные дистанции

Выносливость, сила ног, весо-ростовой показатель более 100

Ловкость, становая сила, быстрота

Гибкость, сила рук

Легкая атлетика — спринт, прыжки, бег с барьерами

Быстрота (вовсех ее проявлениях),сила ног, гибкость, ловкость

Становая сила, выносливость,высокий рост

Высокий рост, быстрота, сила, весо-ростовой показатель более 100

Выносливость, ловкость, быстрота

Сила, весо-ростовой показатель более 100

Ловкость (во всех его проявлениях), быстрота

Высокий рост, сила ног, выносливость, весо-ростовой показатель более 100

Важную роль в отборе играет определение у новичков исходного уровня развития физических качеств.

В каждом виде спорта в той или иной степени необходимы сила, выносливость, гибкость, быстрота, и во всех без исключения видах спорта необходим высокий уровень развития ловкости.

Сила. Уровень развития силы у новичков может быть довольно легко определен при отборе с помощью станового и кистевого динамометров. По данным динамометрии можно выявить наиболее сильных новичков.

Довольно точно судить о силовой подготовленности новичка помогают и другие простейшие силовые упражнения, например выпрыгивание, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, упражнения со штангой и др.

Следует постоянно помнить, что все контрольные упражнения при отборе должны быть направлены не столько на то, чтобы выявить, что умеет делать новичок, сколько на то, чтобы определить, что он сумеет делать в дальнейшем, на что он способен в перспективе. Поэтому хотя слабая силовая подготовленность и является определенным недостатком, он должен учитываться, но не может считаться решающим при отборе даже в тех видах спорта, где сила является основным качеством. Известны случаи, когда выдающиеся тяжелоатлеты имели весьма низкие силовые показатели в начале своего спортивного пути.

Выносливость. При отборе, особенно в тех видах спорта, где выносливость играет решающую роль, необходимо внимательно изучать уровень развития этого качества, а главное, предпосылки, свидетельствующие о возможностях его успешного воспитания в дальнейшем.

Общая выносливость довольно точно определяется с помощью специальных контрольных упражнений: бег на средние и длинные дистанции, ходьба на лыжах до 5 км.

Скоростная выносливость имеет значение в таких видах спорта, как плавание, бег на средние дистанции, велосипедный спорт (трек), конькобежный спорт и др., т.е. в тех, где важную роль играет способность организма работать в условиях кислородного долга .(анаэробный режим) При первичномотборе это качество может быть приблизительно определено с помощью пробы с задержкой дыхания. Эта проба выполняется следующим образом: испытуемый делает глубокий вдох, затем выдох и вновь глубокий вдох, близкий к максимальному; затем следует задержка дыхания, продолжительность которой определяется секундомером. Секундомер включают в тот момент, когда испытуемый, сделав вдох, закрывает рот, а выключают с началом выдоха после, задержки дыхания.

Проба повторяется 2—3 раза с перерывами в несколько минут. Учитывается лучший результат.

Ориентировочная оценка (сек.) пробы с задержкой дыхания для определения способностей к воспитанию скоростной выносливости

Описанная проба для определения предпосылок к воспитанию скоростной выносливости имеет вспомогательный характер. Более точно уровень развития этого качества следует определять позднее, на последующих стадиях отбора, когда спортсмен уже владеет некоторыми основами техники избранного вида спорта.

Быстрота является одним из наиболее важных физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, хотя проявляется в них различно. Одна из разновидностей проявления быстроты — быстрота движений — основа для достижения высоких результатов в спринтерском беге, легкоатлетических прыжках, метаниях, фехтовании, спортивных играх и пр.

Наконец, третья разновидность проявления быстроты— быстрота реакции (на сигнал или на смену обстановки) необходима почти во всех видах спорта.

Быстрота—это до определенной степени врожденное качество, трудно поддающееся воспитанию в процессе тренировки. Поэтому в тех видах спорта, где быстрота необходима (особенно быстрота движений), нужно искать ее задатки уже при первичном отборе. Самый простой способ выявления скоростных качеств — бег на 30, 40, 60 м. Ориентировочные данные в этом контрольном упражнении для различных возрастных групп приведены в программах по видам спорта

В этом упражнении есть одна специфическая особенность, заключающаяся в том, что очень часто бег на 60 мв возрасте 10—14 лет выигрывает не самый быстрый, а самый сильный новичок (как правило, опережающий своих сверстников в физическом развитии). Многие же даже очень быстрые дети не могут показать высокого результата, так как у них просто не хватает сил для быстрого стартового разгона. Поэтому для более точного выявления скоростных качеств (особенно у девочек) целесообразнее применять бег на 30 м с хода.

В тех видах спорта, где есть возможность провести массовый конкурс и желательно выявить самых быстрых детей, целесообразно наряду с упражнениями на быстроту движений (типа описанных выше) дать контрольные упражнения на другие разновидности проявления быстроты.

В качестве контрольного упражнения, характеризующего способность спортсмена развивать максимальный темп, можно использовать, например, прыжки со скакалкой (кто быстрее выполнит 10—12 прыжков или кто сделает больше прыжков за 10—15 сек.). Для детей, плохо прыгающих через скакалку, можно на этих же условияхдать прыжки с ноги на ногу через какое-нибудь низкое препятствие. Аналогичные упражнения можно дать и для рук. Например, стоя в 15—20 см от конца коня (гимнастического бревна), выполнять прямыми руками хлопки в ладони поочередно сверху и снизу коня.

Во всех упражнениях, рекомендуемых для определения максимального темпа, должны быть обеспечены такие условия, при которых не изменялась бы форма движений. Например, если в качестве скоростного упражнения выполнять прыжки на месте без скакалки, то новичок неизбежно и непроизвольно будет увеличивать темп не за счет быстроты движений, а за счет их укорочения, т. е. практически перестанет отрывать ноги от пола при подскоке.

Гибкость в различных видах спорта проявляется в разной степени. Поэтому при отборе следует учитывать следующее:

1. Очень хорошая гибкость необходима только в некоторых видах спорта. Во многих видах спорта максимальная подвижность нужна лишь в одном-двух суставах (например, в плавании — в голеностопном и плечевом суставах, в фехтовании — в тазобедренном суставе и крестцово-подвздошном сочленении).

Ловкость (способность к координации движений) является важным качеством в любом виде спорта.

Недостаточно ловкий спортсмен никогда не сможет овладеть первоклассной спортивной техникой и тем более успешно выступать в тех видах спорта, где необходимо выполнять быстрые двигательные действия в быстро меняющейся обстановке (бокс, борьба, спортивные игры и т. д.).

Поэтому в основе отбора должно лежать прежде всего испытание координационных возможностей новичков, и лишь тех из них, кто имеет достаточную ловкость, следует проверять при помощи других тестов. Необходимо помнить, что в отличие от других качеств, которые могут быть в какой-то степени развиты или компенсированы в процессе тренировки, ловкость после 11—12 лет развивается с большим трудом.

При отборе следует обратить внимание как на общую ловкость, так и на специфическую, т. е. характерную для данного вида спорта.

Общая ловкость может быть определена простым наблюдением за выполнением новичками обычных упражнений, за игрой в мяч и т. д.. Можно сразу отметить детей с очень плохой координацией, бросающейся в глаза угловатостью и неловкостью движений, слабо ориентирующихся, с замедленной реакцией.

В каждом виде спорта выработаны свои практические приемы, позволяющие судить о специфической ловкости. Перечислить их здесь не представляется возможным, однако следует выделить основные принципы их подбора:

Соблюдая эти принципы, необходимо помнить о том, что в некоторых случаях скованность движений вызывается психологическими причинами и является следствием того, что новичок попал в незнакомую компанию, непривычную среду и т. д.

Уровень развития некоторых из этих качеств (например, равновесия) можно определить уже на первом этапе отбора, для других требуется время, и уровень их развития может быть выявлен лишь в процессе обучения и тренировки.

На первом этапе отбора медицинская экспертиза должна:

1. Дать оценку состоянию здоровья новичков, их физическому и функциональному развитию. Отсеять детей,имеющих противопоказания к занятиям спортом. Особенно тщательным отсев должен быть в тех видах спорта, для которых характерны большие тренировочные нагрузки и частое участие в соревнованиях.

2. Уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждается юный спортсмен, обладающий необходимыми данными для занятий избранным видом спорта.

ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ЭТАПЫ ОТБОРА

На втором и третьем этапах основной задачей ставится тщательное комплектование тренировочных групп, более точное определение специализации спортсмена (упражнения, весовая категория, игровое амплуа). По-этому необходимо более глубоко изучить возможности спортсмена, особенности его психических и морально-волевых качеств. Отсев спортсменов при этом гораздо меньше, чем на предыдущем этапе. Тренер должен определить, как быстро и насколько прочно схватывает новичок элементы техники, какими темпами изменяется у него уровень развития физических качеств (в первую очередь ведущих), как он переносит тренировочные нагрузки.

На втором и третьем этапах отбора во всех видах спорта особое внимание следует обратить на три фактора:

1) психологические предпосылки одаренности;

2) специфические способности к данному виду спорта;

3) быстрота и качество восстановительных процессов.

Психологические предпосылки одаренности

Если рассматривать способности новичка с точки зрения требований большого спорта, то исключительное значение приобретают его психические и морально-волевые качества.

Эти и многие другие качества, характеризующие морально-волевую подготовленность спортсмена, могут быть достаточно изучены лишь в процессе продолжительных наблюдений за учениками во время тренировки и соревнований.

Успех в спортивной тренировке во многом зависит от силы основных нервных процессов, их подвижности и уравновешенности. Сила нервных процессов определяется способностью выдерживать длительные и интенсивные нагрузки. Подвижность характеризуется быстротой реакции на внешние и внутренние раздражители, быстротой смены одного нервного процесса другим, что выражается, в частности, в способности четко и быстро чередовать напряжение и расслабление мышц. Наконец, уравновешенность нервных процессов — это рациональное соотношение возбуждения и торможения.

Подвижность и уравновешенность нервных процессов ярко проявляются в поведении юных спортсменов.

Чрезмерно возбудимые, вспыльчивые, нетерпеливые, невыдержанные спортсмены обычно не умеют мобилизоваться в нужный момент, допускают много ошибок и практически в соревнованиях выглядят гораздо слабее, чем на тренировке. Длительная спортивная тренировка, безусловно, вырабатывает самодисциплину и умение управлять собой, однако при отборе преимущество следует отдавать уравновешенным новичкам с устойчивой психикой.

Идеальными типами нервной системы для занятийспортом считаются (по И. П. Павлову) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник) и сильный, уравновешенный, инертный (флегматик). Следует, однако, учитывать, что в чистом виде эти типы встречаются крайне редко.

В некоторых видах спорта, где результат зависит прежде всего от умения спортсмена управлять своими эмоциями (все виды стрельбы, современное пятиборье, конный спорт и др.), есть смысл.уже в течение первого полугодия занятий отсеять тех, кто не может справляться со своим волнением даже во время контрольных соревнований. Спортсмен, который не может подавить чрезмерное возбуждение во время тренировки, вряд ли сумеет добиваться высоких и устойчивых результатов на соревнованиях.

Обычно наиболее способными новичками считаются те, кто быстрее усваивает технику вида спорта, .его тактические особенности и обладает высокими физическими Данными. В принципе это правильно. Однако среди выдающихся спортсменов много таких, кто сравнительно медленно продвигался на начальных этапах обучения и тренировки и даже длительное время считался бесперспективным. Это явление, по всей вероятности, следует отнести к области психологии. Дело в том, что более сильными в психологическом отношении часто оказываются те, кто пришел в спорт через большие трудности.

Это еще раз подчеркивает, что проблема отбора должна обязательно рассматриваться с позиции комплексной оценки физических, функциональных и психологических данных.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятие тем или иным видом спорта.

В группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы.

Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этап проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, насколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта.

Медико-биологические исследования дают оценку состояния здоровья, физическому развитию, физической подготовленности.

Особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей есть консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований, реакция на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе.

Социологическое обследование выявляет интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

На третьем этапе спортивного отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестирование в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.




1) Спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки;

2) Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;

3) Степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам.

В процессе этого этапа спортивного отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, классификационные нормативы и т.д.) качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов.

Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т.д.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину - от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения соперником семиметрового штрафного броска).

Литература

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культ. - М., 1991.

4. Теория и методика физического воспитания: Учеб.для ин-тов физ.культ.: В 2 т./Под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1976.

5. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.

6. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. – 374 с.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятие тем или иным видом спорта.

В группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы.

Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этап проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, насколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта.

Медико-биологические исследования дают оценку состояния здоровья, физическому развитию, физической подготовленности.

Особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей есть консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований, реакция на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе.

Социологическое обследование выявляет интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

На третьем этапе спортивного отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестирование в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

1) Спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки;

2) Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;

3) Степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам.

В процессе этого этапа спортивного отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, классификационные нормативы и т.д.) качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов.

Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т.д.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину - от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения соперником семиметрового штрафного броска).

Литература

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культ. - М., 1991.

4. Теория и методика физического воспитания: Учеб.для ин-тов физ.культ.: В 2 т./Под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1976.

5. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.

6. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. – 374 с.

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов – отбор одарённых детей и подростков, их спортивная ориентация.

1. Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющий определить высокую степень предрасположенности (одарённость) ребёнка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор – длинный многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.

На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма и состояние здоровья спортсмена.

С помощью психологических методов определяются способности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.

Социалогические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

2. Спортивная ориентация – система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определённом виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которого производится выбор наиболее подходящего для него вида спортивной деятельности.

Таким образом, спортивный отбор должен решать задачу выявления перспективных людей, из которых можно подготовить выдающихся спортсменов, а спортивная ориентация – определять стратегию и тактику этой подготовки в системе обучения и тренировки.

Слабое проявление физических способностей и свойств личности применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться, как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде.

3. Спортивные способности – это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определённой деятельности и обеспечивающая успешное её выполнение.

В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную лёгкость в овладении знаниями, умениями и навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных (генетических) задатков, которые отличаются стабильностью и консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность будущей спортивной деятельности.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом необходимо принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный уровень.

Важно учитывать, что спортивный отбор и ориентация – не одномоментные события на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена.

Отбор и ориентация тесно связаны со структурой многолетнего совершенствования спортсмена. В соответствии с этим целесообразно выделять пять этапов отбора, в результате каждого из которых должен быть дан ответ на вопрос: способен ли обследуемый решить те задачи, которые стоят на конкретном этапе многолетней подготовки?

В соответствии с этим и устанавливается основная задача отбора на каждом из его этапов.

Связь спортивного отбора с этапами многолетней подготовки

Спортивный отбор Этап многолетней подготовки
Этап Задача
Первичный Установление целесообразного спортивного совершенствования в данном виде спорта Этап начальной подготовки
Предварительный Выявление способностей к эффективному спортивному совершенствованию Этап предварительной базовой подготовки
Промежуточный Выявление способностей к достижению высоких спортивных результатов, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок Этап специализированной базовой подготовки
Основной Установление способностей к достижению результатов международного класса Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей
Заключительный Выявление способностей к сохранению достигнутых результатов и их повышению. Определение целесообразности продолжения спортивной карьеры. Сохранение высшего спортивного мастерства. Постепенного снижения достижений.

В процессе отбора и ориентации используются разнообразнейшие исследования, которые позволяют получить достаточно полную информацию о спортсмене:

• состояние здоровья и уровень физического развития;

• особенности биологического созревания;

• свойства нервной системы;

• функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма спортсмена;

• уровень развития двигательных качеств и перспективы их совершенствования;

• способности к освоению спортивной техники и тактики;

• способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов;

• мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность, мобилизационная готовность;

• соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнёрам и соперникам, особенностям судейства.

• уровень спортивного мастерства и способность реализовать его в экстремальных условиях соревнований.

Задачи конкретного этапа отбора и ориентации определяют роль и значение информации, полученной по каждому из указанных направлений.

Информация о состоянии здоровья одинаково важна для каждого из пяти этапов.

Данные о телосложении, особенностях нервной системы, возможностях и перспективах совершенствования важнейших функциональных систем организма особенно необходимы на первом и втором этапах.

Уровень спортивного результата, способность показывать наивысшие результаты в экстремальных условиях, соревновательный опыт, способность приспосабливаться к условиям конкретных соревнований приобретают решающее значение на четвёртом и пятом этапах.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается отбором в сборные команды страны по видам спорта и выявлению способностей к сохранению высших спортивных достижений. Он осуществляется в пять этапов.


СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема подготовки спортивного резерва затрагивает широкий круг вопросов организационного, методического, научного характера.

Начинается этот процесс со спортивного отбора или ориентации.

Что же такое спортивная ориентация и отбор? В литературе в настоящее время имеется много материала по этим вопросам, однако до сих пор авторы используют различные понятия, а иногда даже путают эти два термина.

Спортивный отбор – это система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определённом виде спорта или в группе видов спорта.

Ориентация также направлена на выявление спортивных способностей к тому или иному виду спорта.

Однако есть принципиальное отличие отбора от ориентации. Дело в том, что при отборе подбирают детей, наиболее соответствующих требованиям определённого вида спорта, а при ориентации – подбирается вид спорта, наилучшим способом соответствующий способностям, задаткам и интересам ребёнка.

Хотя на практике чаще используют отбор, а не ориентацию. Ведь технология осуществления ориентации намного сложнее чем отбора. При ориентации необходимо рассмотреть множество видов спорта и выбрать в конечном итоге один, наиболее подходящий конкретному человеку. При этом усложняется процедура тестирования (большое количество тестов) и анализ полученных данных. При отборе же мы имеем дело с одним видом спорта. А по большинству видов спорта уже разработаны батареи тестов для отбора.

Несмотря на это следует отметить, что проблема спортивной ориентации и отбора ещё до конца не решена и требует дальнейшего осмысления как учёных, так и практиков.

Это и обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель нашего исследования выявить условия и критерии эффективности спортивной ориентации и отбора легкоатлетов на начальном этапе многолетней подготовки.

Объект исследования – процесс спортивной ориентации и отбора. Предмет исследования – особенности и критерии спортивного отбора на начальном этапе подготовки легкоатлетов.

1. Определить основные направления отбора и ориентации используемые в детско-юношеском спорте.

2. Выявить условия и этапы спортивной ориентации и отбора.

3. Охарактеризовать особенности спортивного отбора перспективных спортсменов.

4. Определить критерии спортивного отбора на этапах многолетней подготовки легкоатлетов.

Спортивный отбор представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Эффективный отбор может быть осуществлен на основе длительных комплексных исследований

Спортивный отбор начинается в детском возрасте на основе тестирования и обследования вовремя специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов, а также на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе.

Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности. На всех этапах многолетней подготовки спортсмена должна обеспечиваться комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования.

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. Особое внимание следует уделять генетически обусловленным качествам и способностям, которые с трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки.

Способности – это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые максимально раскрываются при предъявлении к организму занимающегося высоких требований. Наряду с изучением консервативных (наследственных) признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом необходимо принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный уровень.

Спортивная ориентация – система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности. Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности – задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта является задачей спортивного отбора.

Таким образом, спортивный отбор – это поиск здорового ребенка, ориентированного на повышенную двигательную активность. Ориентация – это выбор для каждого, отдельно взятого, ребенка вида спортивной деятельности, исходя из требований вида спорта (межвидовая ориентация) или соответствия спортивному амплуа (внутривидовая ориентация).

В результате научных исследований и наблюдений за детьми, занимающимися циклическими и ациклическими видами спорта, сложились представления о требованиях, предъявляемых конкретным видом спорта к организму и двигательным способностям ребенка, которые легли в основу обобщенных модельных характеристик. Установлены показатели, по которым целесообразно ориентировать детей в "ранние" и "поздние" виды спорта по отбору и ориентации.

Процесс спортивной ориентации отбора и делится на три этапа:

Основными задачами первого этапа отбора является привлечение возможно большего количества одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки. При начальном отборе юных лыжников в первую очередь необходимо ориентироваться на стабильные росто-весовые, функциональные показатели, и показатели физической подготовленности.

На втором этапе отбора осуществляется углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта. Задача второго этапа отбора – определение степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе спортивного совершенствования. На этом этапе проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, соревнования и прикидки, медико-биологические и психологические обследования.

Задача третьего этапа отбора (этап спортивной ориентации) – многолетнее систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы для окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. На этом этапе осуществляются педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. В это время окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Основными методами отбора на третьем этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические контрольные испытания, регистрация биомеханических характеристик выполнения двигательного действия, психологические и социологические исследования. В ходе антропометрических обследований необходимо определить, насколько кандидаты для зачисления в спортивную школу соответствуют тому морфотипу, который характерен для наиболее выдающихся представителей данного вида спорта.

Таким образом, рациональная система отбора и спортивной ориентации позволяет своевременно выявить задатки и способности детей и подростков, создать благоприятные предпосылки для наиболее полного раскрытия их потенциальных возможностей, достижения духовного и физического совершенства и на этой основе овладения высотами спортивного мастерства. Объективная оценка индивидуальных особенностей юных спортсменов дается на основе комплексных исследований детей, подростков, юношей, девушек, так как не существует какого-то критерия спортивной перспективности. Даже такой интегральный показатель, каким является спортивный результат, не может иметь решающего значения в процессе отбора спортсменов, особенно если это касается детей и подростков с еще не завершившимся полностью формированием организма.

Проблема отбора юных спортсменов должна решаться комплексно, на основе применения педагогических, медико-биологических, психологических, социологических методов исследования. Педагогические методы исследования позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе применения физико-биологических методов исследования выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Социологические методы исследования позволяют получать данные о спортивных интересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.


Следует различать две стадии определения спортивной отбора. Первая — первичный отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта, ориентирование наиболее способных спортсменов и углубленные специальные тренировки в избранном виде спорта. Вторая стадия — отбор и комплектование сборных команд субъектов РФ, сборных учебных заведений, а также отбор лучших спортсменов в сборную команду страны для участия в ответственных международных стартах.

Первая стадия определения спортивной пригодности включает три этапа:

- первый этап предусматривает первичный отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта.

- второй перспективный этап — отбор и ориентацию наиболее способных юных спортсменов.

- третий этап — для углубленной специализированной тренировки в избранном виде спорта.

Основными задачами первого этапа определения спортивного пригодности является привлечение возможно большего количества одаренных в спортивном отношении детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки. К критериям, определяющим целесообразность привлечения детей к занятиям различными видами спорта, относятся рост, вес, особенности телосложения ребенка.

Важное значение для правильного определения спортивной пригодности имеют наблюдения тренера и учителя физической культуры за детьми в ходе занятий на уроках физической культуры, в спортивных секциях, внутришкольных, районных и городских соревнованиях и во время проведения контрольных испытаний.

Путем подбора специальных средств можно направленно влиять на формирование у младших школьников способностей к занятиям тем или иным видом спорта.

К вступительным испытаниям на первичном этапе определения спортивной пригодности допускаются дети и подростки, прошедшие медосмотр в общеобразовательной школе и не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Следует учитывать близость места жительства ребенка к спортивной базе, отношение родителей к его спортивным занятиям, успеваемость в общеобразовательной школе.

Если есть возможность, учащихся целесообразно направлять в летние спортивно-оздоровительные лагеря, где есть условия для более детального определения их способности к занятиям избранным видом спорта.

В процессе определения спортивной пригодности контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать поступающий, сколько то, что он сможет сделать в дальнейшем, то есть выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями.

На втором этапе определения спортивной пригодности осуществляется углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта. В течение 3–6 месяцев тренер всесторонне изучает возможности занимающихся путем наблюдений в процессе спортивной тренировки, контрольных испытаний, соревнований и контрольных прикидок, комплектует учебно-тренировочные группы из числа наиболее способных детей и подростков.

Важно учитывать не столько исходный уровень контрольных показателей, имевшихся у детей при наборе в ДЮСШ, сколько динамику изменения этих показателей на протяжении периода занятий.

Такой подход обеспечивает возможность с более высокой степенью точности выявлять потенциальные возможности занимающихся, их спортивную одаренность. Ведущими критериями прогнозирования на данной стадии являются темпы роста физических качеств и быстрота формирования двигательных навыков (моторная обучаемость).

О моторной обучаемости можно судить по времени, которое требовалось занимающемуся для овладения техникой того или иного упражнения. Темпы формирования двигательных навыков и развития физических качеств позволяют в какой-то мере предвидеть перспективность спортивного совершенствования занимающихся в будущем.

Задачами третьего этапа определения спортивной отбора состоит в выявлении степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе высших спортивных достижений. На данном этапе необходимо ответить на вопрос о том, можно ли ориентировать того или другого спортсмена на углубленную спортивную подготовку к высшим спортивным достижениям.

Длительность второго этапа составляет от 1,5 до 2 лет. На этом этапе проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, соревнования и прикидки, медико-биологические и психологические обследования. В этот период окончательно решается вопрос о спортивной специализации занимающегося.

На третьем этапе определения спортивной пригодности возрастает роль психологических наблюдений за учащимися. Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной степени природными свойствами центральной нервной системы человека, которые с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки.

Для изучения волевых качеств детям и подросткам целесообразно предлагать контрольные задания, обычно в соревновательной форме. Показателями интенсивности проявления волевых усилий занимающихся служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателями настойчивости выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений, для освоения которых требуется продолжительное время.

Решительность и смелость занимающихся можно определить с помощью выполнения различных упражнений в усложненных условиях. Целеустремленность оценивается на, основании отношения испытуемых к занятиям, освоению специальных упражнений. Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности спортсмена, а не отдельных его способностей. Поэтому оценивая, юного спортсмена следует по основе различных видов его деятельности (соревнование, тренировка, обследование в лабораторных условиях).

На первом этапе определения спортивной пригодности проводится медицинская экспертиза состояния здоровья детей. Занимающиеся подвергаются углубленному медицинскому освидетельствованию. Дополнительные сведения о заболеваемости школьников можно получить от участкового врача по месту жительства детей.

При определении спортивной пригодности необходимо учитывать особенности развития детского организма. У детей младшего школьного возраста прогрессивно совершенствуется нервная система, которая к 11 годам достигает высокой степени развития, Однако чем моложе ребенок, тем более выражено в коре головного мозга преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.

Кровеносные сосуды у них относительно шире, чем у взрослых; этим определяется более низкая величина артериального давления. Объем крови, выбрасываемой сердцем при каждом сокращении, вполовину меньше, чем у взрослых. Поэтому для обеспечения организма нужным количеством кислорода, доставляемого кровью, сердце ребенка должно делать значительно больше сокращений. У младших школьников верхние дыхательные пути (полость носа, гортань, бронхи) уже, чем у взрослых.

Дыхание у детей поверхностное, частота его несколько больше (22–25 уд/мин), чем у взрослых (16–18 уд/мин).

Способность детского организма в 10–11 лет обеспечивать высокий уровень тканевого обмена благодаря эффективной деятельности сердца является предпосылкой для хорошего приспособления в этом возрасте к нагрузкам, требующим общей выносливости. В силу анатомо-физиологических особенностей развития организма у детей 10— 11 лет относительно высок уровень аэробной производительности организма, что и определяет допустимость использования в большом объеме физических нагрузок аэробного характера.

После 11–12 лет у детей отмечается сравнительно быстрое развитие различных органов и систем организма. В этот возрастной период высшая нервная деятельность достигает достаточной степени развития. При этом отмечается повышенная реактивность, возбудимость нервной системы, что является предпосылкой к лучшему и быстрому усвоению двигательных навыков и техники движении со сложной координацией. В этом возрастном периоде в связи с прогрессивным функциональным развитием коры головного мозга функция зрительного, вестибулярного и других анализаторов достигает высокого уровня развития.

Учет данных о состоянии здоровья и функциональном состоянии различных органов и систем организма детей позволяет своевременно выявить наличие отклонении, которые (без врачебно-медицинского вмешательства) могут усугубиться при больших физических нагрузках и интенсивной тренировке.

Процесс определения спортивной пригодности тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями видов спорта (возраст начала занятий, возраст начала углубленной тренировки в избранном виде спорта, классификационные нормативы). Поэтому критерии и методы определения спортивной пригодности, а также нормативные требования будут изложены по группам видов спорта.

Как установлено в процессе многочисленных исследований, перспективность спортсменов в скоростно-силовых и циклических видах спорта определяется главным образом на основе выявления специальных физических качеств.

В видах спорта со сложной координацией движений спортивная пригодность определяется на основе выявления координационных возможностей занимающихся.

В игровых видах спорта перспективность спортсмена устанавливается на основе определения специфических качеств, обеспечивающих успешное решение технико-тактических задач в процессе спортивной деятельности.

В спортивных единоборствах отбор ведется путем определения специальных физических качеств, способностей юного спортсмена успешно выполнять сложное сочетание нападающих и защитных действий при строго определенном лимите времени, правильно и своевременно оценивать поведение противника.

Вторая стадия определения спортивной пригодности состоит из двух этапов. Первый этап предусматривает комплектование сборных команд субъектов РФ и учебных заведений. Второй этап предполагает отбор и комплектование сборной команды страны для участия в крупнейших международных соревнованиях.

Отбор кандидатов в сборную команды РФ должен осуществляться из числа наиболее одаренных и перспективных спортсменов, входящих в составы сборных команд субъектов РФ, учебных заведений. Основной формой определения спортивного отбора служат спортивные соревнования. При этом учитывается не только спортивный результат, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса. Сильнейшие спортсмены зачисляются в качестве кандидатов в сборную команду страны, главным образом по результатам соревнований в предыдущем спортивном сезоне.

Отбор кандидатов в сборную команду страны должен осуществляться на основе следующих показателей:

1. Спортивно-технические результаты и их динамика в течение последних лет тренировки.

2. Возраст, антропометрические данные с учетом специфики избранного вида спорта, состояния здоровья спортсмена.

3. Степень закрепления ошибок при выполнении важнейших элементов спортивных упражнений.

4. Уровень развития специальных физических качеств, которые слабо поддаются развитию в процессе многолетней тренировки.

5. Потенциальные возможности функциональных систем организма при выполнении двигательной деятельности.

6. Психическая устойчивость при выполнении специфических тренировочных нагрузок.

7. Целеустремленность спортсмена к достижению результатов в избранном виде спорта.

Отбор членов сборной команды РФ для участия в международных соревнованиях должен осуществляться на основе следующих показателей:

1. Спортивно-технический результат.

2. Динамика развития спортивной формы (начало, пик, спад).

3. Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов в экстремальных условиях.

4. Степень технической готовности и устойчивости спортсмена к ведению спортивной борьбы в экспериментальных условиях.

5. Состояние здоровья с учетом специфики избранной спортивной специализации.

Следует сказать о том, что имеется ряд критериев определения спортивной пригодности, общих для всех видов спорта. Это:

1. Состояние здоровья. Этот критерий применяется на всех стадиях определения спортивной пригодности. Основной задачей врачебных исследований является выявление противопоказаний для занятий избранным видом спорта.

2. Состояние функций и систем организма спортсмена. Данный критерий используется на всех стадиях спортивного отбора, особенно при определении пригодности для дальнейшего спортивного совершенствования.

3. Физическое развитие как комплекс морфофункциональных показателей. Этот критерий отбора используется главным образом на первом и втором этапах определения спортивной пригодности.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. Поэтому имеются определенные различия в методике определения спортивной пригодности в каждой из групп видов спорта. Это касается как критериев отбора, так и состава используемых тестов и методов обследования.

1. Вайцеховский С. М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1972. -312 с.

3. Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов; Под общ. ред. А. В. Карасева — М.: Лептос, 1994. — 368 с.

4. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.

5. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — К.: Олимпийская литература, 1997. — 583 с.

Основные термины (генерируются автоматически): спортивная пригодность, избранный вид спорта, вид спорта, этап, ребенок, сборная команда страны, Состояние здоровья, главный образ, младший школьный возраст, физическое развитие.

Похожие статьи

Влияние спортивных игр на формирование личностных.

Основные термины (генерируются автоматически): игровой вид спорта, особенность, вид спорта, игра, физическая культура, спортивный.

Первая — первичный отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта.

Организационно-методические особенности подготовки.

Продолжительность этапа 2–3 года На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вид: спорта.

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Многолетняя подготовка спортсмена может быть успешно осуществлена лишь при тщательном учете возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств.

Спортизация физического воспитания как фактор формирования.

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод. В школе утвердилось несколько относительно самостоятельных разделов по физическому воспитанию детей школьного возраста.

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной.

На этом этапе осуществляются физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта — баскетбола.

Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных.

Рубрика: Физическая культура и спорт.

В младшем школьном возрасте более выраженный прирост силы у мальчиков отмечается с 11–12 лет.

В 1993 году страны Центральной Азии создали Международный Фонд спасения Арала (МФСА).

Физическая подготовленность девушек 15–18 лет г. Тюмени.

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения. Ключевые слова: студенты, физическое развитие, физическая подготовленность. Учебно-тренировочные занятия на основе избранного вида спорта.

Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте

ребенок, младший школьный возраст, развитие, письменная речь, эмоциональное состояние, качество, время, взрослый, возрастная ступень, большая часть. Похожие статьи.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа.

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Читайте также: